Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.

Обычный трудовой день. По- прежнему, как вчера и много дней назад, стучат машины, шу­ мят сушилки, бегут по транс­ портеру готовые банки. Длин­ ный путь проходят они, прежде чем попадут на суда, на кон­ сервные заводы. Б Р И Г А Д А Д Р УЖ Н Ы Х Машина большая со множе­ ством валов и барабанов. На одном из пых закреплен алю­ миниевый лист, который назы­ вается «формой » . Почему фор­ мой? Да потому, что на нем го­ товый рисунок, тот рисунок, ко­ торый будет передаваться на чистую жесть. А рисунки раз­ ные, красивые и яркие. К печатной машине подошел погрузчик, доставил стоику бе­ лой жести. — Включай, — говорит Р у ­ дольф Гизатулин. Лист 4жести проходит через печатную машину, на него ло ­ жится тонкий слой краски от .«формы». Гизатулин то и дело наносит краски на барабан. Нужно не просто добавить, но и равно­ мерно распределить по бараба­ ну. За машиной глаз да глаз ну­ жен: могут износиться валики, откажут мочильные аппараты. Да мало ли что может случить­ ся, вот и смотрит Юрий Логи­ нов со всех сторон, проверяет. Юрий не новичок. И разряд у него чуть ли не мастерский — шестой, несмотря на то, что мо­ лод- Два года работает после ар­ мии. — Печатать научился на службе, в Ленинграде, — гово­ рит Юрий, внимательно рас­ сматривая «ф орм у » . — Правда, там была бумага, а здесь ме­ талл. На выходе из машины обра- ©овалась пробка — лист пере- . косился. Туда кинулся Николай Шипунов. Через секунду листы плавно пошли к лакокрасочной машине. По годам Шипунов ровесник Юрию, а вот по раз­ ряду — меньше. — Причйна плохого рисунка разная, — рассказывает Логи­ нов, — плохой раствор красок, недоброкачественная «форма » . Вот почему мы, прежде чем зак­ репить ее на барабан, тщательно просматриваем. А потом, чтобы быть хорошим печатником, надо учиться. Думаю поступить в по­ лиграфический техникум на за­ очное отделение. — А Никола]'!? — В полиграфический, толь­ ко институт. Тоже заочно. Их бригада небольшая, всего три человека, но дружная. В любое время могут заменить пайка замков — тоже чисто ручная операция. В руках Антонины Ткаченко паяльник. От него тонкой струй­ кой вьется дымок. Взмах руки, и на замок ложится ровная пленка олова. Сколько их прой­ дет через руки Антонины Кузь ­ мин ич.ны? Очень много. Ткаченко рассказывает боль­ ше о других, чем о себе. — Работаем, как все, стара­ емся. У нас есть даже своя ударница, — говорит она, по­ казывая на свою соседку Ага ­ фонову. с. ✓ ТАИСИЯ ФЕДОРОВНА Если пойдете на третий этаж и проследите путь маленькой банки, вы непременно познако­ митесь с Таисией Федоровной Хаповой. Она работает на са­ мом завершающем этапе — проверке банок на герметич­ ность. В ячейки машины непрерыв­ но поступают банки. Они обжи­ маются, и в них поступает сжа­ тый воздух. Хорошая банка па­ дает на транспортер, плохая — в сторону. — Таисия Федоровна, давно работаете здесь? — Ой, давно. Вот уж три­ дцать лет, — говорит Таисия Он с жестяно-баночного друг друга. Все неудачи и ра­ дости— пополам. Пришлись они по душе Василию Васенину, ко­ торый недавно поступил к ним учеником. — Старается, — говорит Ги­ затулин, видя, как Василь ак­ куратно протирает листы, — скоро на разряд будет сдавать. Да, интересная профессия у ребят, и ей они отдают себя полностью. Им и после работы отдыхать некогда: экзамены скоро, да и со спортом дружат парни. Юрий любит хоккей и баскетбол. — ТЫ СЯЧА И ОДНА Банки и сколько их: без дна и крышек, отбортованные и со­ всем готовые. Стоят одна на другой штабелями, и чем даль­ ше идешь, тем их больше. И рабочих много, иначе нельзя: скрепить замок — нужен чело­ век, сделать отбортовку, зака­ тать дно — тоже человек. Про- — Не прибедняйся, Тоня, не так уж и ты отстаешь, — го­ ворит Агафонова. Она смеется, шутит, но это не мешает ей па­ ять за смену тысячу сто банок, вместо тысячи по норме. Возможно, за это, а возмож­ но, за беспокойный характер изб­ рали ее в местный комитет профсоюза. И там работы пол­ но: один за помощью идет, дру­ гой набедокурил, надо одернуть товарища. Да разве мало жи­ тейских вопросов, которые надо решить. Вот и сегодня соберет­ ся актив, и там непременно бу­ дет Агафонова. Здесь трудятся хорошие лю­ ди. Вот Е. Увечливая и К. Ива­ нова. Их на закатке две. Од­ на' другой не уступит в рабо­ те. Зажимают на станке заго­ товку с крышкой, две секунды, и банка готова* Остается только проверить на герметичность. Одними призывами не обойтись Хозяйствовать разумно, ос­ мысливать каждое действие, каждое решение с точки зрения экономики — так учат работать советских людей Коммунистиче­ ская партия и Советское прави­ тельство. И надо прямо сказать ~ привить каждому моряку вкус к экономике — задача не из легких. Одними лозунгами тут не обойтись. Нужна повсед­ невная, кропотливая воспита­ тельная работа, нужен контроль. - На траулере «Геническ » мне пришлось столкнуться с таким фактом. Мастер по добыче ры­ бы тов. Пехник, а вслед за ним матрос тов. Потемкин выброси­ ли за борт несколько 500-мил­ лиметровых бобинцев. Я спросил, почему они это сделали? Ведь каждый бобинец стоит около 20 рублей. Последо­ вал отает — в порту «Зобинцы все равно не принимают... В другой раз в трал попала металлическая бочка. Но про­ шло несколько часов, и ее на борту не оказалось. По распоря­ жению старпома бочку снова выбросили в море. В чем дело? Почему моряки упрямо не хотят собирать ме­ таллолом? При проверке оказалось, что в порту никто препятствий не чинит. Металлолом принимают, но работники отдела снабжения требуют, чтобы он бы л ’ уложен на полубаке. А капитан не раз­ решал это делать. Пришлось круто поговорить с капитаном и его помощниками, разъяснить морякам, какую ценность пред­ ставляет лом черных металлов, сколько он заменяет природного сырья. Только после этого по­ ложение начало выправляться. Не все благополучно на фло­ те с вопросами расходования топлива и смазочных материа­ лов. Механики не ведут точного контроля за приемом топлива с танкеров. Было очень мцого слу ­ чаев, когда на танкере считают, что выдано одно количество топлива, а на траулере — дру­ гое. Сколько же точно — никто не может ответить. Сейчас мно­ гие механики махнули рукой. Спорить бесполезно. Да и к то­ му же и материальной заинте­ ресованности у людей нет. Надо вводить премирование за экономию топлива, промысло­ вого вооружения, тары и дру­ гих материалов. Пусть моряки, которые экономят в большом и малом, получают денежное воз­ награждение. От этого выиграет в целом весь флот. Д. ВЫСОТИН , помполит- Федоровна, следя за ячейками. Таисия Федоровна, отдавшая столько лет своей работе, пом­ нит, как они делали банки поч­ ти вручную. Станков было мало, не хватало материала. За годы работы она научилась выпол­ нять многие операции. Смущаясь, Таисия Федоровна рассказывает о своей работе: — Главное следить, чтобы банки правильно зажимались в ячейках. Бывает, что все кал* будто нормально, а банка идет в брак. Мы ее сразу не выбра­ сываем, а проверяем на водя­ ном тестере. Чтобы показать, как это делается, она погружа­ ет банку в воду. Из нее идут мелкие пузырьки воздуха. По­ гружает вторую. — Вот это хорошая, и отбра- кЬвывать не следует, — говорит Хапова, бросая банку на тран­ спортер. ИСКАТЕЛИ В жестяно-баночном цехе есть участок, который выпуска­ ет цельнотянутые банки. Л о ­ жится литографированная по­ лоска жести, нажимается на пе­ даль, и на нее давит поршень в несколько десятков тонн. Р а з— и банка готова. Сильная воз­ душная струя выбивает ее в сто­ рону. Раньше машину обслужи­ вали две работницы. Одна сма­ зывала жесть маслом, а другая штамповала. «П у с т ь штамповщица, она нужна, но смазывать-то навер­ няка можно иначе», — думал* слесарь И. Буров, проходя по участку. Буров долго что-то чертил, мастерил... Когда что- нибудь получалось — пробовал. Нет, не равномерно смазывает. В одном месте густо нальет, в другом совсем нет. А нужна тонкая, равномерная масляная пленка. И он снова мастерил и снова пробовал. — Вы, Илларион Васильевич, придумайте так, чтобы одна ма­ шина все делала, — шутит штамповщица К. Яскажук. — Дай одно сделаю, потом возьмусь за другое, — отшучи­ вался он. Наконец Буров до­ бился своего — небольшой рас­ ход масла, тонкий слой. Сейчас приспособление установлено и действует неплохо. Пресс по штамповке крышек давно не давал покоя и механи­ кам Г, Румянцеву и А . Демен­ тьеву. Задуматься было над и ем . ' Полуавтоматический ста­ нок забирал много времезш на подготовительные операции, от­ чего снижалась его производи­ тел ьнос ть. И скания Р умянцева и Дементьева увенчались успе­ хом. Теперь пресс модернизиро­ ван и действует полностью авто­ матически. Отпали все побочные операции. * * * I * — Восьмимесячный план пе­ ревыполнен. Это неудивитель­ но, — рассказывает начальник цеха И. Микитенко. — У нас трудятся старательные люди. Хорошо поставлена рациона­ лизаторская работа. Только за первое полугодие подано де­ вять I рацпредложений, из них внедрено семь. С одной сторо­ ны — экономия, с другой — увеличение выпуска продукции. Экономический годовой эф­ фект мы еще точно vне подсчи­ тали, но он должен быть весьма солидным. Скажем, например, только модернизация пресса по­ зволила нам сэкономить 412 рублей в год. Или внедрение предложения Бурова. Ведь один человек высвободился. А если подсчитать и другие новшества, то наш цех имеет большие успе­ хи. И доказательство этому ты­ сячи банок сверх плана. и . БОЙКО. Ч Е М Л О В И Т Ь » П У Т А С С У ? Газета уже сообщала об ос­ новных итогах полковой рабо­ ты экипажа «Волгодонска» . В ‘Двух рейсах в северо-восточ­ ную часть Атлантического оке­ ана — у Исландии, Фарерских островов н на Шетландском мелководье, а также на банках Роколл и Поркьюпайн применя­ лись для облова путассу и ис­ следования неизученных квад­ рат™ тралы размером 24,7 метра, 19 метров и 25 метров. Сначала сделалм несколько пробных тралений в Баренце­ вом море, сравнивая результа­ ты с уловами работающих здесь траулеров. Трал 24,7 мет­ ра приносил стабильные уловы от 50 центнеров до тонны. Во­ оружен был так: нижняя мяг­ кая подбора с весом груитропа — 50 иг., по верхней подборе — 36 металлических кухтылей. Кабели — 4 штуки по 50 мет­ ров из стального троса 12,5 мм. К сожалению, в дальнейшей работе трал 24,7 метра не уда­ лось проверить, так как при обследовании района у Ислан­ дии он оборвался. Двадцатипятиметровый трал, вооруженный по рекомендован­ ным схемам промыслового от­ дела, надежд наших не оправ­ дал. При обнаружении хороших скоплений путассу и других рыб применяли без успеха сельдяной пелагический 19- метровый трал. Причины малых уловов следующие: большой шаг ячеи верхних и нижних крыльев, а танже и первых че­ тырех пласгей. При облове пу­ тассу в мешок нужно ставить рубашку 16 мм. После креветочиого рейса на «Волгодонске » остался трал 27 м (чертеж № 1708). Мы его решили несколько переде­ лать и применить на облове путассу. Семпадцатимиллимет- ровый геркулесовый канат на верхней и нижней подборе был заменен на 22 -миллиметро­ вый. По обеим подборам был взят коэффициент посадки 0 , 8 , по сборочным крыльев — 0,7. Такая переделка трала оп­ равдала себя быстро. За двух­ часовое траление на борт под­ нимали от 2 до 10 тонн пу­ тассу. Оснастка трала также не представляет особых сложно­ стей. 70 кухтылей — на верх­ ней подборе, на нижней — 110 кг груза из такелажных це­ пей. Четыре 50-метровых ка­ беля из 12,5 мм троса. Рас­ порные доски 3-метровые с утяжелёнными килями. При та­ кой оснастке трал работал устойчиво на глубинах от 200 метров до 400 метров. Все эти опробования тралов в новых условиях были проведе­ ны в первом рейсе, т. е. с де­ кабря по март. Поэтому, выхо­ дя во второй рейс 17 мая, мы уже имели точное представле­ ние, какие тралы наиболее у л о ­ висты. И работали в районах Исландии, Фарерских островов, па Шетландском мелководье в основном 27-метровым тра­ лом. Больших скоплений ры­ бы не было, но на банке Роколл и у Фарерских островов за двух­ часовое траление брали от од­ ной до трех тонн. Оснастка тра­ ла оставалась почти неизмен­ ной, трал работал успешно на любых глубинах: На свалах западнее Ислан­ дии, где успешно вели добычу* иностранные моряки, мы хоро­ ших результатов не имели, так как у нашего трала было мало- вертикальное раскрытие... В. Ж УШМА , старший мастер во добы­ че. .. ... морских просторах.. . , Р#с.; Q. Андреева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz