Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Обычный трудовой день. По- прежнему, как вчера и много дней назад, стучат машины, шу мят сушилки, бегут по транс портеру готовые банки. Длин ный путь проходят они, прежде чем попадут на суда, на кон сервные заводы. Б Р И Г А Д А Д Р УЖ Н Ы Х Машина большая со множе ством валов и барабанов. На одном из пых закреплен алю миниевый лист, который назы вается «формой » . Почему фор мой? Да потому, что на нем го товый рисунок, тот рисунок, ко торый будет передаваться на чистую жесть. А рисунки раз ные, красивые и яркие. К печатной машине подошел погрузчик, доставил стоику бе лой жести. — Включай, — говорит Р у дольф Гизатулин. Лист 4жести проходит через печатную машину, на него ло жится тонкий слой краски от .«формы». Гизатулин то и дело наносит краски на барабан. Нужно не просто добавить, но и равно мерно распределить по бараба ну. За машиной глаз да глаз ну жен: могут износиться валики, откажут мочильные аппараты. Да мало ли что может случить ся, вот и смотрит Юрий Логи нов со всех сторон, проверяет. Юрий не новичок. И разряд у него чуть ли не мастерский — шестой, несмотря на то, что мо лод- Два года работает после ар мии. — Печатать научился на службе, в Ленинграде, — гово рит Юрий, внимательно рас сматривая «ф орм у » . — Правда, там была бумага, а здесь ме талл. На выходе из машины обра- ©овалась пробка — лист пере- . косился. Туда кинулся Николай Шипунов. Через секунду листы плавно пошли к лакокрасочной машине. По годам Шипунов ровесник Юрию, а вот по раз ряду — меньше. — Причйна плохого рисунка разная, — рассказывает Логи нов, — плохой раствор красок, недоброкачественная «форма » . Вот почему мы, прежде чем зак репить ее на барабан, тщательно просматриваем. А потом, чтобы быть хорошим печатником, надо учиться. Думаю поступить в по лиграфический техникум на за очное отделение. — А Никола]'!? — В полиграфический, толь ко институт. Тоже заочно. Их бригада небольшая, всего три человека, но дружная. В любое время могут заменить пайка замков — тоже чисто ручная операция. В руках Антонины Ткаченко паяльник. От него тонкой струй кой вьется дымок. Взмах руки, и на замок ложится ровная пленка олова. Сколько их прой дет через руки Антонины Кузь мин ич.ны? Очень много. Ткаченко рассказывает боль ше о других, чем о себе. — Работаем, как все, стара емся. У нас есть даже своя ударница, — говорит она, по казывая на свою соседку Ага фонову. с. ✓ ТАИСИЯ ФЕДОРОВНА Если пойдете на третий этаж и проследите путь маленькой банки, вы непременно познако митесь с Таисией Федоровной Хаповой. Она работает на са мом завершающем этапе — проверке банок на герметич ность. В ячейки машины непрерыв но поступают банки. Они обжи маются, и в них поступает сжа тый воздух. Хорошая банка па дает на транспортер, плохая — в сторону. — Таисия Федоровна, давно работаете здесь? — Ой, давно. Вот уж три дцать лет, — говорит Таисия Он с жестяно-баночного друг друга. Все неудачи и ра дости— пополам. Пришлись они по душе Василию Васенину, ко торый недавно поступил к ним учеником. — Старается, — говорит Ги затулин, видя, как Василь ак куратно протирает листы, — скоро на разряд будет сдавать. Да, интересная профессия у ребят, и ей они отдают себя полностью. Им и после работы отдыхать некогда: экзамены скоро, да и со спортом дружат парни. Юрий любит хоккей и баскетбол. — ТЫ СЯЧА И ОДНА Банки и сколько их: без дна и крышек, отбортованные и со всем готовые. Стоят одна на другой штабелями, и чем даль ше идешь, тем их больше. И рабочих много, иначе нельзя: скрепить замок — нужен чело век, сделать отбортовку, зака тать дно — тоже человек. Про- — Не прибедняйся, Тоня, не так уж и ты отстаешь, — го ворит Агафонова. Она смеется, шутит, но это не мешает ей па ять за смену тысячу сто банок, вместо тысячи по норме. Возможно, за это, а возмож но, за беспокойный характер изб рали ее в местный комитет профсоюза. И там работы пол но: один за помощью идет, дру гой набедокурил, надо одернуть товарища. Да разве мало жи тейских вопросов, которые надо решить. Вот и сегодня соберет ся актив, и там непременно бу дет Агафонова. Здесь трудятся хорошие лю ди. Вот Е. Увечливая и К. Ива нова. Их на закатке две. Од на' другой не уступит в рабо те. Зажимают на станке заго товку с крышкой, две секунды, и банка готова* Остается только проверить на герметичность. Одними призывами не обойтись Хозяйствовать разумно, ос мысливать каждое действие, каждое решение с точки зрения экономики — так учат работать советских людей Коммунистиче ская партия и Советское прави тельство. И надо прямо сказать ~ привить каждому моряку вкус к экономике — задача не из легких. Одними лозунгами тут не обойтись. Нужна повсед невная, кропотливая воспита тельная работа, нужен контроль. - На траулере «Геническ » мне пришлось столкнуться с таким фактом. Мастер по добыче ры бы тов. Пехник, а вслед за ним матрос тов. Потемкин выброси ли за борт несколько 500-мил лиметровых бобинцев. Я спросил, почему они это сделали? Ведь каждый бобинец стоит около 20 рублей. Последо вал отает — в порту «Зобинцы все равно не принимают... В другой раз в трал попала металлическая бочка. Но про шло несколько часов, и ее на борту не оказалось. По распоря жению старпома бочку снова выбросили в море. В чем дело? Почему моряки упрямо не хотят собирать ме таллолом? При проверке оказалось, что в порту никто препятствий не чинит. Металлолом принимают, но работники отдела снабжения требуют, чтобы он бы л ’ уложен на полубаке. А капитан не раз решал это делать. Пришлось круто поговорить с капитаном и его помощниками, разъяснить морякам, какую ценность пред ставляет лом черных металлов, сколько он заменяет природного сырья. Только после этого по ложение начало выправляться. Не все благополучно на фло те с вопросами расходования топлива и смазочных материа лов. Механики не ведут точного контроля за приемом топлива с танкеров. Было очень мцого слу чаев, когда на танкере считают, что выдано одно количество топлива, а на траулере — дру гое. Сколько же точно — никто не может ответить. Сейчас мно гие механики махнули рукой. Спорить бесполезно. Да и к то му же и материальной заинте ресованности у людей нет. Надо вводить премирование за экономию топлива, промысло вого вооружения, тары и дру гих материалов. Пусть моряки, которые экономят в большом и малом, получают денежное воз награждение. От этого выиграет в целом весь флот. Д. ВЫСОТИН , помполит- Федоровна, следя за ячейками. Таисия Федоровна, отдавшая столько лет своей работе, пом нит, как они делали банки поч ти вручную. Станков было мало, не хватало материала. За годы работы она научилась выпол нять многие операции. Смущаясь, Таисия Федоровна рассказывает о своей работе: — Главное следить, чтобы банки правильно зажимались в ячейках. Бывает, что все кал* будто нормально, а банка идет в брак. Мы ее сразу не выбра сываем, а проверяем на водя ном тестере. Чтобы показать, как это делается, она погружа ет банку в воду. Из нее идут мелкие пузырьки воздуха. По гружает вторую. — Вот это хорошая, и отбра- кЬвывать не следует, — говорит Хапова, бросая банку на тран спортер. ИСКАТЕЛИ В жестяно-баночном цехе есть участок, который выпуска ет цельнотянутые банки. Л о жится литографированная по лоска жести, нажимается на пе даль, и на нее давит поршень в несколько десятков тонн. Р а з— и банка готова. Сильная воз душная струя выбивает ее в сто рону. Раньше машину обслужи вали две работницы. Одна сма зывала жесть маслом, а другая штамповала. «П у с т ь штамповщица, она нужна, но смазывать-то навер няка можно иначе», — думал* слесарь И. Буров, проходя по участку. Буров долго что-то чертил, мастерил... Когда что- нибудь получалось — пробовал. Нет, не равномерно смазывает. В одном месте густо нальет, в другом совсем нет. А нужна тонкая, равномерная масляная пленка. И он снова мастерил и снова пробовал. — Вы, Илларион Васильевич, придумайте так, чтобы одна ма шина все делала, — шутит штамповщица К. Яскажук. — Дай одно сделаю, потом возьмусь за другое, — отшучи вался он. Наконец Буров до бился своего — небольшой рас ход масла, тонкий слой. Сейчас приспособление установлено и действует неплохо. Пресс по штамповке крышек давно не давал покоя и механи кам Г, Румянцеву и А . Демен тьеву. Задуматься было над и ем . ' Полуавтоматический ста нок забирал много времезш на подготовительные операции, от чего снижалась его производи тел ьнос ть. И скания Р умянцева и Дементьева увенчались успе хом. Теперь пресс модернизиро ван и действует полностью авто матически. Отпали все побочные операции. * * * I * — Восьмимесячный план пе ревыполнен. Это неудивитель но, — рассказывает начальник цеха И. Микитенко. — У нас трудятся старательные люди. Хорошо поставлена рациона лизаторская работа. Только за первое полугодие подано де вять I рацпредложений, из них внедрено семь. С одной сторо ны — экономия, с другой — увеличение выпуска продукции. Экономический годовой эф фект мы еще точно vне подсчи тали, но он должен быть весьма солидным. Скажем, например, только модернизация пресса по зволила нам сэкономить 412 рублей в год. Или внедрение предложения Бурова. Ведь один человек высвободился. А если подсчитать и другие новшества, то наш цех имеет большие успе хи. И доказательство этому ты сячи банок сверх плана. и . БОЙКО. Ч Е М Л О В И Т Ь » П У Т А С С У ? Газета уже сообщала об ос новных итогах полковой рабо ты экипажа «Волгодонска» . В ‘Двух рейсах в северо-восточ ную часть Атлантического оке ана — у Исландии, Фарерских островов н на Шетландском мелководье, а также на банках Роколл и Поркьюпайн применя лись для облова путассу и ис следования неизученных квад рат™ тралы размером 24,7 метра, 19 метров и 25 метров. Сначала сделалм несколько пробных тралений в Баренце вом море, сравнивая результа ты с уловами работающих здесь траулеров. Трал 24,7 мет ра приносил стабильные уловы от 50 центнеров до тонны. Во оружен был так: нижняя мяг кая подбора с весом груитропа — 50 иг., по верхней подборе — 36 металлических кухтылей. Кабели — 4 штуки по 50 мет ров из стального троса 12,5 мм. К сожалению, в дальнейшей работе трал 24,7 метра не уда лось проверить, так как при обследовании района у Ислан дии он оборвался. Двадцатипятиметровый трал, вооруженный по рекомендован ным схемам промыслового от дела, надежд наших не оправ дал. При обнаружении хороших скоплений путассу и других рыб применяли без успеха сельдяной пелагический 19- метровый трал. Причины малых уловов следующие: большой шаг ячеи верхних и нижних крыльев, а танже и первых че тырех пласгей. При облове пу тассу в мешок нужно ставить рубашку 16 мм. После креветочиого рейса на «Волгодонске » остался трал 27 м (чертеж № 1708). Мы его решили несколько переде лать и применить на облове путассу. Семпадцатимиллимет- ровый геркулесовый канат на верхней и нижней подборе был заменен на 22 -миллиметро вый. По обеим подборам был взят коэффициент посадки 0 , 8 , по сборочным крыльев — 0,7. Такая переделка трала оп равдала себя быстро. За двух часовое траление на борт под нимали от 2 до 10 тонн пу тассу. Оснастка трала также не представляет особых сложно стей. 70 кухтылей — на верх ней подборе, на нижней — 110 кг груза из такелажных це пей. Четыре 50-метровых ка беля из 12,5 мм троса. Рас порные доски 3-метровые с утяжелёнными килями. При та кой оснастке трал работал устойчиво на глубинах от 200 метров до 400 метров. Все эти опробования тралов в новых условиях были проведе ны в первом рейсе, т. е. с де кабря по март. Поэтому, выхо дя во второй рейс 17 мая, мы уже имели точное представле ние, какие тралы наиболее у л о висты. И работали в районах Исландии, Фарерских островов, па Шетландском мелководье в основном 27-метровым тра лом. Больших скоплений ры бы не было, но на банке Роколл и у Фарерских островов за двух часовое траление брали от од ной до трех тонн. Оснастка тра ла оставалась почти неизмен ной, трал работал успешно на любых глубинах: На свалах западнее Ислан дии, где успешно вели добычу* иностранные моряки, мы хоро ших результатов не имели, так как у нашего трала было мало- вертикальное раскрытие... В. Ж УШМА , старший мастер во добы че. .. ... морских просторах.. . , Р#с.; Q. Андреева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz