Рыбный Мурман. 1966 г. Сентябрь.
Но наибольшее применение редакцией' и но боясь 4 никаких всегда замечать время и никог- Ц П О М О W Ь С У Д О В О Л И Т Г П М имеет совершенный вид про- помарок, отмечать все данные, да не полагаться на свою па- ______________________ ^ Я w Я K . i g EnU шедшего времени, именно в этом даже заведомо зная, что они не мять. Все попытки удержать в тттшттт~ ~ ят~ ятттшштшттттшшттттт1шт~ т~ ш1 смысле и следует понимать понадобятся для чистового жур- памяти какие-то моменты неиз- шланга оказалась у нас за кор- случаю, всегда звучит нелепым предписание правил. И следует нала, заносить схемы, эскизы, бежно приведут к путанице. Не- мой и работать машиной было диссонансом и может вызвать всегда иметь в виду, что, ука- рисунки и т. д. Например, при обходимо по возможности без- нельзя... После тревожных гуд- только досаду. Но главное не в зав однажды начало какого-ли- плавании в узкостях совершенно отлагательно занести в черно- ков вахтенный штурма«н т/р этом. Оговорку следует номе- 6 е продолжительного случая, необходима регистрация всех вик время и случай в любом «Уж гор од » вышел на крыло мо- щать не здесь и даже не в кои- обязательпо отметить его окон- изменений курсов и после ко- удобном изложении, иногда для стика, я ему крикнул, чтобы он це, а после записи за вахту, точ- чание. манды капитана или лоцмана этого используются даже какие- отработал вперед, так как тан- нее — после подписи штурмана. Глаголы во многих случаях сейчас же записывается время ч то знаки, если нет возможности кеР дрейфовал на наше судно Это позволит избежать необхо- могут употребляться и в страда- нов^ш курс; моменты и пеленги или времени раздумывать над и навалило на наш левый борт, димостн указания номера строи тельной форме: «Швартовка за- всех обсерваций; распоряжения редакцией записи. Одним ело- С дачей хода вахтенный штур- ки путем указания момента вре- кончена» вместо «Закончили и указания по вахте (исключает- всм, никаких ограничений или ман танкера «Уж город » запоз- мели записи, содержащей оши- швартовку», «Якорь поднят» ся применение специальной обязательств при этом нет. дал . . .», бочный текст, вместо «Подняли якорь» и т. п. «книги распоряжений»), распре- Заполнение судового журнала Вероятно, запоздал отрабо- Пример: В отдельных случаях приме- деление людей по работам (от- следует начинать сразу же пос- запним хопом и гам аитгт « Вахту сдат I I I пом нап нение глаголов вообще иеобяза- падает необходимость в «журна- ле сдачи вахты. Тогда на све- „ * ^ ГпоппимЛ “ Ю ОО Ч ячргжнл / тор тельно. «Малый ход » вместо ле увольнений») и другие бес- жую память и со свободным вни- ,этои записи, по об этом он « НаЧало' в выгрузки из ттома «Д а ли малый ход » , «•Густой ту- численные дела и вопросы, не- маниемТ пользуясь черновыми скромно умалчивает. гр- — ‘ 1 тт ^ , т __- „ * - Такое хао- не ЧцтатЬв (подпись)». ман» вместо «Наступил густой избежные в практической рабо- записями, легко восстановить тическое описание в нарушение . ц ^лнопииитлв Гоо^« : туман» и т. п. Но при этом дол- те судоводителя. всю кинематику случаев и до- __ ____ ■ « и . ^ и . ^зачеркнутое жно быть совершенно ясно, что Исходя из признания большой полнить или уточнить общую элементаРнь,х требований, до- не читать, исправленному «323» . имеется в виду. Нельзя, напри- роли чернового журнала, выска- картину вахты, а также проду- полненное неуместной попыт- верить, (подпись), мер, ограничиться записью « Т у - зывалось мнение об установле- мать изложение ее в судовом кой обвинить другую сторону, 12.00. Легли на КК гл 118° манные сигналы» вместо «На - пни для него специальной фор- журнале. К этому надо отнес- несомненный результат привыч- (подпись). (Пропущенная за чали подавать туманные сигна- мы, т. е: предлагалось как-то тись со всей серьезностью и » н пт ^ тгтйия пись) лы » . разграфить страницы черновика полным вниманием, особенно в неорежности и отсутствия ;• В некоторых случаях этот и таним образом предопреде- аварийных или чрезвычайных сколько-нибудь ясного представ- такою виде оговорка юри- я-рием — опущение глаголов — лить порядок размещения в нем случаях, утвердился в практике и приме няется постоянно: «Траверз ма яка.:.» ( «Прош ли траверз мая на.*.»), «О КП . . . » («взяли* ©МП . . . » ) и др. Очень выигрывает лаконич ность записей при замене гла голов отглагольными существи тельными: «Спуск трала» , ' ...... - : ' — «Окончание работ», «Смена вах тенных», «Поворот влево» и сведений. Но это как раз то, т. тт. Но это далеко не всегда что прямо противоречит принци- воэможно. пу всякого черновика — перво- ления о принципах регистрации СУДОВОЙ Ж У Р Н А Л К. МОРОЗОВ, , I морской инспектор тралового флота □ в судовом журнале. А ведь это пишет старший помощник ка питана... ^ дически полноценна и удобна* гарантируется ее единственное правильное применение (дубли рование текста) и исключается громоздкое указание на номер. строки( время). Помещение ого ворки после подписи о сдаче вахты способствует сохранению порядка и стройности всей вах тенной записи. Дополнения про пущенных записей в оговорках не нуждаются и помещаются всегда после подписи о сдаче вахты. ОШ ИБКИ И П РОП УСКИ Очевидно, что, поставив под пись иод своей вахтенной за- Под ошибкой понимается писью, штурма!# должен внима- Следует особо остановиться начальному свободному изьяс- на применении сокращений и нению мысли и против чего еле- Очень часто судоводители условных обозначений. Сокра- дует решительно возражать. Не- объясняют неквалифицпроваи- щенне написания слов, вообще обходимость . размещения дан- ность своих записей в обычных _ говоря, отвечающее требованию ных по строкам и графам скует условиях тем, что «ничего не уе^ст » подлежащий как неправ- тельно проверить, все ли в ней «сжатости формы» , возможно, личную инициативу штурмана в случилось » , но что, мол, в осо- лен“ ю» так и исключению. Как правильно, нет ли ошибок и про- вдиако, нарушить ясность зали- наблюдениях, ограничит его бьгх случаях они все запишут ” ®(J " P ’W ^ ecK‘Jx пусков. Если они обнаруживав ей. Например, очень часто вмес- свободу изложения и, конечно, «как нужно» . Порочность такс- * ошиоочная запись пере- n/vauro иагттз wup то «маяк » (или М к» ) пишут повредит оперативности записей, го мнения очевидна хотя бы Рк ся тонкой чертой, за- . « м » , в то время как этот символ В конечном счете, такое оформ- уже по тому, чго отсутствие кл,очается в скобки и особо ого- записи следующей вахты, то в навигационной терминологии ление черновика фактически твердых навыков и опыта в ваРиеается- исправления и дополнения могут означает «мы с » (не говоря уже о привело бы к созданию двух па- этом деле при обычных уело- В части помещения оговорок быть показаны только камита- том, что обычно не делают раз- раллельных судовых журналов, виях исключают возможность необходимо отметить, что выра- Н(^м в графе «Замечания кали- личия между маяком, огнем или может быть, одного попроще, вдруг оказаться на уровне стро- жение «в конце текста» обычно знаком — всем присваивают Лучшая форма чернового журна- гих требований к регистрации в понимается неправильно и ого- тана». ранг «маяка » ) . ла — это просто линованные судовом журнале, когда это бу- ворки часто располагают на Замечания капитана в адрес в д р н п к п о т w v p H дтт страницы на манер конторских дет, безусловно, необходимо, нижнем поле страницы, за пре- штурманов по поводу их вах- или «амбарных» книг или об- Практика разбора аварий бук- делами всей текстовой части, тенных записей имеют большое Как известно, судовой жур- щие тетради. Вполне подойдут вально пестрит такими примера- Это совершенно недопустимо и значение в качестве инструктив ная заполняется после сдачи и просто чистые, нелинованные ми. Вот далеко не самый пока- юридической силы такие оговор- H0jj меры по ведению судового вахты, а в течение вахты штур- листы. Книги чернового журна- зательный из них (с сохранени- ки иметь не могут (их при этом журнала и способствуют повы- ман обязан фиксировать все не- ла должны быть возможно боль- ем орфографии): можно внести куда угодно). И шению внимания и бдительности обходимые данные в черновом шего объема, с пронумерован- «05.13. Судно перестало слу- вообще, вне текстовой части — со стороны штурманского соста- журнале. Таким образом, насто- ными страницами. Шнуровать и шаться руля и стало уклонять- иа полях, над верхней рамкой ва Однако многие капитаны ящий черновой журнал может заверять черновик, подобно су- ся вправо, выходя на бакштов, и П°Д нижней строкой — ника- крайне редко используют эту служить юридическим доказа- довому журналу, нет никакой как на шпрннг. Я понял, что на ких записей вносить нельзя. возможность и игнорируют тре- тельством и, как таковой, не- необходимости. Действующая танкере застопорили ход, не Правила предписывают поме- бование о контроле за ведением редко фигурирует в судебно- книга черновика должна пере- предупредив нас. Танкер «Уж - щать оговорку сразу же после журнала. Но и при отсутствии арбитражной практике наряду даваться по вахте и всегда на- город» начал дрейфовать на на- ошибочного текста и лишь в замечаний капитан обязан пос- со своим чистовым дублером, ходиться у вахтенного штурма- ше судно. Я начал подавать тре- исключительных случаях в тавить свою датированную под- И даже более того, при опреде- на. вожные гудки и кричать на тан- конце записи на вахту. Между пись в этой графе в конце каж- ленных условиях записи в чер- При полной свободе внесения кер, чтобы он дал ход вперед, тем, целесообразнее было бы дого листа, что означает его новом журнале может быть при- записей в черновой журнал В это время был вызван на мо- сделать как раз наоборот. Текст полное согласие и утверждение дано большее значение, чем следует, однако, придерживать- стик капитан Григорьев. Сбразо- оговорки, непосредственно еле- вахтенных записей на обеих тексту судового журнала. Изве- ся общего порядка: каждую за- вавшаяся слабина топливного дующий за текстом записи по страницах, стны случаи, когда в сложных пись начинать (моментом време- аварийных делах решающую ни) с новой строки, независимо роль сыграло свидетельство чер- от наличия незаполненного мес- новых записей в специальных та в строке предыдущей запи- "журналах. Но для этого необ- си. Этим достигается нагляд- ходимо, чтобы черновой журнал ный хронологический порядок в применялся постоянно и зали- записях — все моменты време- сн в нем носили бы системати- ни располагаются иа левом поле ческий характер, независимо от страницы «столбиком» (в чисто- вида эксплуатационной дея- вом журнале такой порядок, ко тельное™ судна. нечио, недопустим). Тан или иначе, но судоводн- ^ а промысле определенную тель все равно вынужден нрибе- часть записей для черновика бе гать к черновым записям в про- Рет на себя промысловый жур- цессе вахты. Многообразие его нал* Но это отнюдь, не умаляет обязанностей и необходимость достоинств первого: вахта на регистрации многочисленных промысле — это не только тра- фактов самого различного свой- ление, но и просто штурманская ства исключают возможность вахта со всем своим обилием удержать в памяти все нуж- текущих данных и постоянной ные данные. И они заносятся возможностью непредвиденных в лучшем случае в разроз- обстоятельств. И материал для ценные тетради или какие-либо чернового журнала всегда най- учетные книги) а обычно для Д^тоя. Что касается ходовой вах- этого используются отдельные ты» т0 она вся принадлежит листки, случайные клочки бума- емУ* Кстати, «итоговую » эа- ги, обложка книги или просто пись основных сведений при путевая карта — короче, все, смеие ходовой вахты удобно чго оказалось под рукой* Ес- представлять в черновом журна- тезтБенне, что ни о каком доку- ле ол —257,3 ментальном* значении таких \{Н= . 108° (4 -1 V*. 5) др. п/г 4°,5 нерневиков-ие может быть и ре- ч».- Главное-не опускать руки 106° Мезкду тем, даже помимо до- ~ а м е ^ т е ° „ументальности, черновой жур- ч об з ю представляет неоценимые COOTBercTBZ T взаимному паспо- ру/папппитрлю «п МРИ ''WrucTLiuycT взаимному ^распо- журнал можно писать чго Ж «д о б н ы м Яне ’ з^умь геаясь н'ад я,очением этого условия каждый. -{Удобным, не задумываяс д ШТу рман Волен применять свои,: ч. лично ему удобные приемы за- ( Окончание, Иач. си.' в М Л t(H писей. Слёруе'т только строжкй- и 106). • ше усвоить желейное правило: 26 августа возвратился в порт траулер «Белуга». Минувший рейс был одиннадцатым по сче ту в этом году. Экипаж загото вил в нем 80 тонн полуфабрика та трески и пикши и, несмотря на сложную промысловую об становку, сумел перекрыть за дание на десять тонн. А в пре дыдущем рейсе моряки при том же рейсовом задании за готовили 106 тонн рыбного по луфабриката. Благодаря ус пешной работе в этих двух рейсах коллектив корабля лик видировал недолов, который образовался у него в первом полугодии. — В оставшиеся месяцы на до не допустить длительных стоячок траулера в норту и тог да можно с уверенностью ска зать, что принятое обязательст во на первый год пятилетки бу дет выполнено, — говорит ка питан тов. Егоров. — Мы наде емся в этом отношении на по мощь судоремонтников, порто виков и руководителей флота. Этот разговор у нас состоял ся в день прихода судна в порт. В тот же день иа первый судоремонтный завод был дан заказ. В нем самые неотлож ные работы по палубе и котлу. Объем в нормо-часах неболь шой. Но то, чего больше всего боялись' моряки «Белуги», слу чилось. Снова длительная сто янка. Работ по судну, учиты вая даже перегрузку завода, максимум на двое-трое суток. А корабль простоял неделю. Моряки подсчитали, что толь ко из-за сверхплановых задер жек в ремонте, не зависящих от экипажа, в этом году потеряно около двух месяцев. И они правы, заявляя, что руководст во флота должно создавать экипажам условия для выпол нения обязательств. В беседе с капитаном^ затра гивались не только вопросы су доремонта. Василий Афанасье вич Егоров — опытный промыс ловик, и поэтому, естественно, хотелось знать его мнение о возможностях увеличения добы чи рыбы. — Думаю, что большинство экипажей, промышляющих в Баренцевом море, может и дол жно справиться с планом сен тября и четвертого квартала,— говорит тов. Егоров. — Срывы в отдельных рейсах, конечно, будут, но не следует опускать руки. В сентябре наибольшего ус пеха можно будет добиться, промышляя в первую очередь в прибрежных районах. При этом надо учитывать колебания уло вов в дневное и ночное время, направление ветра я другие факторы. В минувшем рейсе экипаж «Белуги» работал в районе Цып-Наволока. Днем выходили на большие глубины,"ночью —{ ближе к берегам на пятидеся тиметровую изобату. На мелко водье ловилась пикша, на бо лее глубоких участках моря —• треска. Большую ошибку допускают те капитаны, когда, перейдя из Центрального в прибрежный район, продолжают работать старым промысловым вооруже нием. Два-три траления, а то и сутки проходят впустую, по ка догадаются перевооружить трал. Наши мастера по добыче ры бы в подобных случаях пере вооружают трал еще на пере ходе. Кстати говоря, у Цып-На волока работали с облегчен ной подборой, ставили пятисот миллиметровые бобинцы. Сейчас, как никогда, возрас^ тает роль парно-группового со ревнования. Наш экипаж бл а -1 годареи капитанам траулеров «Сом», «В. Головнин», «Жем чуг», «Гатчина» за оказанную помощь в работе, за оператив ную и точную информацию. Без помощи своих «соперни ков» по соревнованию мы не смогли бы достичь тех прказа- телей, которых добились в ми нувшем рейсе. В. ЕВГЕНЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz