Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКИ ПРЕДЛАГАЮТ ИНЫЕКРИТБР О П РИМОРСКИИ ЗАВОД — 30— 40 процентов против нор- втррре по величине судо- мативов, установленных за каж- шэкщтное. предприятие на дый предусмотренный планом Дальнем Востоке. В новом пя- продет улучшения этого пока- т^летии оно будет ежегодно ре- зателя. Следовательно, при но- мсштировать около ста боль- вон системе предусматривается цшх морозильных траулеров и почти в девять раз относитель- весь рефрижераторный флот, но большее против старой систе- На расширение завода намеча- мы стимулирование планового Р 1 ся выделить около 30 милла- снижения себестоимости про- €>ш*в рублей. Протянется набе- дукции по сравнению со сверх- ре^сная длиной в полтора кило- плановым. Метра с 14 портальными крана- Таким образом, сама система ми, двумя крупными плавучи- ртныне будет поощрять пред- ми доками. приятия в их стремлении к же- Обо всем этом мы рассказы- стким плановым показателям, а ва<ем для того, чтобы подчерк- это, как известно, прямое уело- иуть главную мысль: на ма- кис повышения эффективности леньком- предприятии и расхо- общественного производства. дев меньше. А тут речь идет о Польза государству. Выгода мощном и перспективном зазо- предприятию. Поощрение тру де, самом крупном в рыбной женику. Вот эти три главных промышленности. Поэтому даже результата иовой системы, и их незначительные просчеты в пла- сочетание -делает ее надежной и жировании очень дорого обхо- по-настоящему жизнеустойчи- и нам и государству. Вот вой. один характерный пример. Понятно, почему коллектив Из-за изменений в номенкла- судоремонтников с таким жела- туре продукции, производимой нием взялся за подготовку к ра- рлавком «Дальрыба», которому боте по-новому. Начали с того, подчинялся завод, у нас было что решили улучшить использо- «епроизводнтельно использова но более 40 тонн стали и свы ше 50 тысяч рублей. Все это позднее списали на убытки. Ясно, что крупные хозяйства типа «Дальрыбы» и впредь бу дут нуждаться в опытных образ цах различногЪ рода оборудова ния. Мы считаем, что для вы полнения^ таких работ в системе вание осЙовиых фондов. Разра- «Дальрыбы» целесообразно со- ботали меры для повышения ^ать экспериментальным цех коэффициента * сменности, и или небольшой завод, что поз- прежде всего на лимитирующих валит высвободить мощности участках — доке, слипе, где ус- йа судоремонтных предприяти- тановлено уникальное оборудо- ♦ ванне. Значительную часть из- . £ЧБСУЖДАЯ пути перехода лишнего / оборудования и мате- на новую систему плани- риалов завод уже продал, рования и экономического сти- Большие надежды возлагают- мулнрования, наш коллектив ся на создание специализнро- выдвинул предложение о том, ванных участков в цехах: по ре- чтобы в основную номенклатуру монту палубных механизмов, товарной продукции завода топливной аппаратуры, винтов, включать только два показате- валопроводов и других. В ста- ля: судоремонт (85 процентов дни освоения агрегатный метод всего объема в стоимостном ремонта. По примеру Дальзазо- выражении) и прочую продук- да будет освоено дефектование цню (10 процентов), а также ре- судов в море. Организован уча- эерз для срочных неплановых сток пластмасс и резиновых из- работ (5 процентов). Причем делий, налажено изготовление следует поставить дело так, деталей из капрона. Внедрены чтобы предприятие не выполня- такие техлюлогическ-ие процес- ло впредь заданий, не предус- сы, как гальванопокрытие, ба- мотренных годовым планом по рабаиное цинкование, притирка Номенклатуре, если их объем деталей топливной арматуры с превышает 1.000 рублей. А помощью алмазных паст, цент- ноль ггревышает— вноси в план робежкое литье, электрополиро- м нритом не позднее марта года, ванне деталей сложной конфи- предшествующего планируемо- гурации н многое другое. В ту. литейном производстве авели Система материального ста- оплату труда по так называемо- мули.рования «а нашем заводе му выходу годного. Благодаря была несовершенной. Особенно этому на участке цветного ли- несгараведлявым в этом смысле тья выпуск продукции увелл- было положение инженерно-тех- чился в полтора раза, брак зэ- нических работников и служа- метно уменьшился, а заработки щих заводоуправления. За три стали выше, последних года на одного инже- т т А ЗАВОДЕ идет массовый нерто-технического работт^ка X I поиск резервов, и это са- было выплачено 108 рублей мый добрый признак того, что ттремий (или по три рубля в ме- новая система планирования и сяц). материального стимулирования Между тем жизнь уже ве раз пришлась людям по душе, за- * показывала, какая это огромная интересовала и увлекла их. v действенная сила — матери- Прежде, например, было так. адьная заинтересованность лю- Заказчик ли задержит поста- дей. Здесь помнят такой случай: новку судна на ремо «т , завод нужно было во что бы то ни ста- ли просрочит выпуск его в мо- л о на 15 суток раньше срока за- ре — рабочему до этого какое, кончить ремонт большого моро- собственно говоря, дело? В зильного траулера «Самарга». худшем случае кто-то с кого-то Рыло оговорено, что за досроч- взыщет штраф, а на заработке ную сдачу будет выплачено пре- рабочего это все рав^о не отра- жиальное вознаграждение, ука- зится. Чаще всего конфликты зывалась сумма. И вот, несмот- между заинтересованными сто- ря на технологическую слож- ролами разрешались полюбовно, ность работ и предельно сжатый Сейчас иное. Заводская общест- ерок, коллектив цехов, участао- венность взяла под свой строгий тавших в ремонте судна, выпус- контроль соблюдение «Положе-| тил «Самаргу» в море досрочно, н'ия о проведении планово^пре ' В новой системе прем.ии ИТР дупредительного ремонта граж- за снижение себестоимости про- данских морских судов», в кото- дуицни значительно увеличены, ром предусмотрен принцип * Явное преимущество новой двухсторонней материальной от- еистемы и в том, что за счет до- ветственности за срок и качест- нолнительно изысканных пред- во ремонта; за обязательность приятием средств, направленных планово-предупредительных ре ка увеличение установленного монтов и строгое соблюдение ранее *на 1966 год плана прибы- графика постановки судов на ре лей, разрешается отчислять на монт о&разование фондов до 60— 90 Теперь на заводе никто не хо- нроцеянов дополнительной при- тет мириться с неритмичной ,ра- были вместо 40, принятых пер- ботои, которая еще недавно бы- вояачальньгм планом. С другой ла типична. Сейчас, если не гю- стороны, при перевыполнении стаяил еудио на ремонт воюре- нжюга по прибыли дооолштель- мя, нанес ущерб заводу и, з-на-1 - ные отчисления « фонд матери- чает, людям, работающим на ' а ш ю т о щ ю щ р т я (мак и в ос- нем, — расплачивайся согласно тал миме фси?ды) с н и ж а ю т » на замон-yl Это далеко не полный пере чень резервов, которые найде ны и включены в дело в ходе подготовки к переходу на новую систему. Городская и заводская экономические конференции, на пример, рекомендовали судоре монтным предприятиям создать отделы или бюро цен, просить отраслевое министерство четко специализировать заводы по ти пам судов и направлять на ре монт суда, приписанные только, к да-нному предприятию. Вот что уже намечено коллек тивом, чтобы добиться более высокой рентабельности, сде лать судоремонт так же, как ч машиностроение, прогрессивно развивающейся и экономически крепнущей отраслью производ ства. Но тут-то и приходится пе рейти к сакраментальному «но»... А оно состоите том, что, если не будут учтены некоторые специфические особенности су доремонта как промышленной отрасли, все усилия окажутся тщетными. Речь идет не о каких-либо ме- новои системе планирования на судоремонтных заводах лочах, а о кардинальных, узло вых проблемах завтрашней эко номики судоремонтных пред приятий, а их в «нашей стране более двухсот и 400 мастерских. Это, во-первых, проблема ус тановления норматива платы за производственные фонды. Как известно, средний по стране норматив — шесть про центов от стоимости используе мых производственных фондов. Но в судоремонте удельный вое активной части их около пяти процентов, тогда как в машино строении — от 30 до 60. Давай те сравним наш завод с любым крупным предприятием маши ностроения. Комплекс цехов у нас позволяет изготовлять лю бую продукцию — от миллимет ровой шпильки до вала диамет ром два метра. Заводы, напри мер, ленинградского объедине ния «Электросила» в несколько раз крупнее нашего, но с точки зрения основных фондов и, ста ло быть, фондоотдачи находят ся в более выгодном положеиил. Они не нуждаются в образова нии акваторий (а это одна из самых дорогостоящих работ!), в причалах, доках, слипах, плав средствах; им не нужны пор тальные и плавучше краны, большинство которых не дает прямой материальной «отдачи » . 11а Приморском зя «оде они со ставляют около 60 процентов общей стоимости производствен ных фондое. Естественно, и отдача про дукции на рубль основных фон дов в пять-шесть раз меньше, чем на машиностроительных предприятиях. Если ныне наша фондоотдача равна 68 копейкам на рубль основных фондов, то в условиях машиностроения мы давали бы при прочих рав ных факторах около трех руб лей, а рентабельность могла бы возрасти в четыре с лишним раза. Совершенно очевидно, что установленный норматив — шесть процентов стоимости фон дов — для судоремонтных пред приятий недостижим, равно как нереальна и рентабельность в размере* 15 процентов к стоимо сти основных фондов, что соста вляет 30— 35 процентов объема товарной продукции, тогда как на 1966 год нам запланирована рентабельность в четыре, про цента. Рентабельность, исчисле-ниая как отношение прибыли к сто имости производственных фон дов, на судоремонтных пред приятиях совершенно неизбеж но будет в шесть— восемь раз ниже, чем в машиностроении. А это значит, что крутой подъем, к которому мы все сейчас так деятельно готовимся и которого с такой надеждой ожидаем, ока жется заведомо неосуществи мым. Выход один: для судоремонт ных заводов норматив отчисле ний от прибылей должен уста навливаться не на среднем по стране уровне, а в индивидуаль ном порядке: каждому предпри ятию на основе детального эко номического обоснования, с обя зательным учетом структуры производственных фондов. Вторая проблема — ценооо- разование. В Положении о пред приятии говорится, что продук ция, составляющая основной сЦ)ъем производства, должна иметь прейскурантно-оптовые цены. Причем логика подсказы вает, что цены следует если не научно, то хотя бы технически и экономически обосновать и в них надо заложить достаточный уровень рентабельности. В судоремонте этого нет. От ветить .на вопрос: «Сколько сгоит ремонт судна?» — в сов ременных условиях невозможно даже применительно к однотип ным судам. Износ механизмов, а стало быть, нужда в ремонте зависят от района плавания, на вигационной обстановки, от обу чения членов экипажа и от мно гих других причин. Можно было бы исходить хо тя бы из нормативов трудоем кости тех или иных ремонтных операций. Однако и их в обще союзном масштабе не существу ет. Мы, например, пользуемся нормативами Дальзавода, раз рабатываем собственные. Но ведь каждому понятую, что дол го так существовать нельзя, а тем более теперь, когда начуна ется научное Упорядочение пла нирования и организации труда! Нужно, чтобы на всех пред приятиях о ценообразовании су доремонта говорили на одном языке, чтобы в основе его ле жали разумные критерии опре деления трудоемкости и мате риалоемкости по каждой опера ции. Без этого переход на но вую систему вряд ли что-нибудь даст. , Нам кажется, назрела необ ходимость объединить усилия всех министерств, имеющих мор ской флот, на быстрейшую раз работку ценников и прейскуран тов на ремонт судов, ибо с этой работой лралггическ'и невозмож но справиться ни одному мини стерству в отдельности. С. ГЕИЦ, директор Приморского су доремонтного завода. А . ДМИТРИЕВ, главный экономист, г. Народна. Больше задания Успешно закончил свой шест надцатый в первом году пятилет ки рейс экипаж траулера «Марс». Эа одиннадцать суток промысла моряки заготовили 760 центнеров полуфабриката трески и пикши, что гораздо больше задания. Кол лектив намерен довести заготовку полуфабриката к празднику Ве ликого Октября до 14 тысяч цент неров. П о - н о в о м у Вгэобвязочный способ копчения рыбы применяется на Мурман ском рыбокомбинате. Рыбу не об вязывают шпагатом и ниткамм,как было раньше, а используют фтор- пластовые подвески. Рыба, коп ченная на подвесках, содержит больше белковых веществ и имеет хороший товарный вид. 11Ш1Н1ШН1111Ш1ШШ11Н1Н!1!ПШШИ1 Под сатирическим прицелом УДРУЖИЛИ Моряк уехал в отпуск. На пассажирском, в’ Ленинград. Ездит он в Эрмитаж, Петродво- рец, Смольный. На то н отпуск. Но нет-нет да и вспомнит о втором доме — судне. Как там соплаватели трудятся, с чем возвращаются в порт? А когда види;, что время отдыха подхо дит к концу, невольно -задумы вается: застану ли корабль в порту или придется ждать его прихода? Благо в наш XX век не нуж но мучиться сомнениями в этом смысле. Чего проще: снял труб ку домашнего телефона. Зака зал разговор с диспетчерской службой тралового флота, и все вопросы будут разом разреше ны. Нет домашнего — иди в отделение связи. Результат тот же. — РТ-270 «Дубосса-ры» ког да приходит в порт? — спраши ваете вы дежурного диспетче ра. — «Дубосса'ры»? Одну ми-. нутку. — Диспетчер сладко зевнул, посмотрел в потолок. — Значит, «Дубоссары»? Четвертого сентября, как нить дать. С другого конца провода, то бишь, в Ленинграде, тепло бла годарят, уверовав действитель но в пользу технического про гресса и отзыв*швость работни ков службы эксплуатации. В таких чувствах моряк находится до самого приезда в Мурманск, а конкретнее — до разговора с диспетчером с глазу на глаз. Разговор этот происходит так. — РТ-270 «Дубосса 1 ры» еще не вернулся? — Э э-э, голубч»к! Долге те бе еще ждать. Он только чт# от дал швартовы. — Как же так?.. Вы говори ла*. приходит четвертого, а се годня только 27 а«в»густа. Вразумительного ответа тан и не дождался. Пришлось лом- политу М. А. Бабаеву «заго рать* на берегу 24 суток, ожи дая возвращения траулера «Ду- боссарьЬ. Говорят, в тот мо мент, когда он звонил иэ Ле нинграда, судно стояло у того причала, что напротив здания диспетчерской тралового флота. Нам кажется, посмотри дежур ный диспетчер в окно или на график, но не в потолок? то не пришлось бы моряку так долго ждать свой траулер. / В. СЕРГЕЕВ. А в ы х о д , к а ж е т с я , е с В начале этого года из капитального ремонта вернулся траулер «Советская Конституция» — одно из старых судов. Думаю, что* длительное «лечение старичка» производилось не для нагляд* ном агитации: «Вот, смотрите, на чем ты плагали раньше». По видимому, есть какой-то смысл на ряду с новейшими типами кораблей сохранить и такие, как РТ-106. Речь не об этом. В траловом флоте много судов, которые эксплу атируются менее 10 лет- Все эти корабли устарев ших конструкций, предназначались они для рабо ты в близких районах промысла, для э а г о т ем » соленого полуфабриката и доставки егр в порт. На них для хранения рыбы имеются два трюма. Сейчас большая группа судов бортового трале ния промышляет на Дальнем Западе. Морям всю выловленную рыбу сдают на производствен ные рефрижераторы, для заморозки. Но в работе РТ совместно с В Р есть много недостатков* и гла&ный из них — частые подходы к борту базы, до двух за сутки. Естественно, на это уходит до рогое промысловое время, часты аварии как иа судне-прнемщике, так и на сдающем. В то mt время длительное хранение рыбы на траулере грозит снижением сортности. И все же выход, по-моему, есть. Необходимо в одном из трюмо» РТ, который при промысле на Дальнем Западе не используется вообще, уста* новить более моациую холодильную установку Это дало бы возможность во много раз про длить срок хранения рыбы. Кора&яи типа ^гЛионер» и «Муром» вполне подходят для таного переоборудования, нх можно буд-т держать в бо лее южных широтах. Безусловно, затраты № угтаиому оборудования немалые, но они ояи- раодают еебя. В. ИВАНОВ, радист траулера «Ставрида»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz