Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.
' Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л А А А Л Л А Л Л А Л Л Л Л Л Л Л » НАШ БРИГАДИР На три дня раньше срока на- v ша бригада выполнила работы 5 по ремонту вспомогательных ^механизмов СРТ-435. Объем их £ не так уж и мал. Нужно бы^о ^ввести в строй два двигателя, ^компрессор, осушительный на сос и многие другие механиз мы. £ О том, что члены бригады по- $ работали хорошо, говорит сам £факт досрочного выполнения ^задания . И немалая заслуга в • этом принадлежит бригадиру Fle ipy Донскову . Коммунист т©4. Донское руководит брига дой очень давно, хорошо изу мил все возможности и резер вы бригады. Это позволяет ему ум е л о организовать труд лю дей. Например, бригадир пору ^чае т кому-нибудь отремонтиро в а т ь резервно-масляный насос, с В таком случае он стремится к с тому, чтобы именно *этот еле- < сарь и довел дело до конца. А в конечном итоге возрастает * личная ответственность каждо го за порученное задание. По этому у нас не было случаев, чтобы слесари сдавали ремон тируемые механизмы с дефек т о м или чтобы их работа не £ была принята с первого предъ я в л е н и я . Так< в частности, на <СРТ -435 все механизмы мы у е д а л и с первого предъявления < и на каждый из них был вы дан гарантийный паспорт. Коллектив наш небольшой, всего восемь человек, и выде лить кого-либо из них трудно. Однако не будет в обиду дру гим, если и назову коммунистов И. Андрейчука, Г. Кудрявцева и комсомольца Н. Мясникова. По ним держат равнение все в бригаде. А. Л А П И Н , слесарь ди зельного цеха. ^vAA/'-^-^\y\AAA/VVV/>y ,4/JVV^w^/VAAAAAAA/V/C> Некоторые вопросы (Продолжение. Нач. в № 114) Форс ирочку топок может вы звать н повышенное давлен :!*5 дутья. Так, при угольном отоп лении повышенное давление ду тья вызывает при местном уменьшении слоя у г л я вначале перегрев верхней части топки,а после прорыва слоя у г л я — ох лаждение. Кроме того, Еысочая температура воздуха ускоряет процесс сгорания топлива и в со четании с повышенным давлени ем дутья может вызвать форси ровку .тапок. Сама по себе высо кая температура подогрева воз духа (на наших судах — до 160° ) интенсифицирует процесс сгорания топлива. И весь воп рос заключается в том, чтобы перераспределить тепловую на пряженность между поверхнос тями нагрева, снижая ее для топок. На мой взгляд, для этого не обходимо увеличить количество воздуха, поступающего над ко лосниковыми решетками (т. е. через золотники вторичного дутья ) , и уменьшить количество воздуха, поступающего через вкладыши боровка. Это позво лит отодвинуть зону максималь ной передачи тепла к огневой камере, а, возможно, даже в ог невую камеру, что являлось бы самым наилучшим выходом. Воздух, поступающий через вкладыши боровка и имеющий температуру 180 — 200 °, созда ет барьер, уменьшающий про ходное сечение д л я газов и пла мени, что в некоторой степени увеличивает напряженность то пок, хотя и улучшает догорание газов в огневой камере котла. Поэтому одной из мер, умень шающей тепловую напряжен ность топок, может быть умень- Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера «Красноармеец» шение проходного сечения для газов над боровком путем уве личения его высоты в пределах, не ухудшающих процесс горе ния и теплопередачи . • В этом случае увеличение . газового сопротивления проходного сечения боровка скомпенсирует- ся увеличением скорости газов, что обеспечит лучшее их пере мешивание и догорание в огне вой камере и улучшит теплопе редачу от газов к поверхности нагрева. Газовое сопротивление бо ровка необходимо уменьшить путем изготовления . вог нутых боровков, что приблизит контур проходного сечения к эллипсу . А для улучшения теп лопередачи в огневой камере не обходимо создать вихревой га зовый поток путем изменения с* направления воздушных струй, поступающих после охлаждения боровка в газовый поток, и их закручивания. Это намного у л учши л о бы процесс догорания газов, уменьшило бы выделение сажи и нагара, увеличило коли чество тепла, переданного воде и пару водогрейными и дымо гарными трубками, что соответ ственно уменьшило бы тепло вую напряженность топок. Воздух, поступающий из бо ровка в газовый поток, имеет низкую температуру, отрица тельно влияющую на процесс теплопередачи. По-моему, этот воздух следует дополнительно подогреть в специальных кана лах, проложенных в экранах ог невых камер. Эго даст возмож ность улучшить теплопередачу в огневой камере, условия рабо ты экрана и пароперегревателя ка- пе- д А , попали в историю, Леонид Федорович.. . Надо сообща выпутываться, а как? Пом гюл ит Геи надий Аид рее- *ич Поздеев какое-то время ожидает, что ответит капитан. Но тог молчит. И Поздеев, г л у боко вздохнув, направляется к двери. Продолжать разговор не имеет смысла. За дни перехода наговорились досыта... Капитан производственного рефрижератора «П о л я р ны й » Л . Ф. Беляков с виду казался спокойным. На самом дел е он просто растерялся. Впервые за много лет морской практики он оказался в такой ситуации, ког да — практически — команда не готова к промыслу. Это одни из тех трудных случаев, кото рый мог быть и на лю- бом другом судне. Но шшшш ^тобы в таких разме рах!.. Е Л Я К О В смотрит на судовую роль. Картина не из радостных. Большинет- аю новенькие. Много курсантов из Гурьевского море- ходео го училища. Они не ви дели не только Б М Р Т , но и на Р Т не работали. Ну и осталь ной экипаж — девяносто про центов — тоже промысловый траулер видят впервые. Единственной утехой капита на -был а машинная комаида... Корабль вдруг положило на борт, и Леонид Федорович с тревогой посмотрел в иллюми натор. Не хватало еще, чтобы погода испортилась. Но океан бы л спокойным. Ветер играл иллюминаторной занавеской. Капитан, набрав номер телефо на-радиорубки, спросил радиста: — Как погода на Сейбле? Погода на балке Сейбл была хорошей, и долгосрочный прог ноз никаких изменений не обе щал. Беляков начал разыски вать свои записи об этом районе ( промысел приближался ) , про себя подумав, что хотя бы дней двадцать не штормило. Х л о ют j r так было полный рот... План 2375 тонн надо рейс. Д л я хорошего — ' это реальные ' кроме того, на соб- поддержали ночии перег экипажей — к 50-летию э к ТО Т вопрос мучил не толь ко капитана. Им зада лись и помиолнт, и комму нисты судна. Об этом думали все моряки. Сначала собрали командный с ос тав. Поговор ил и, намет ил и основное направление: надо учить личный состав. И учить до промысла. Моряки откликнулись с энту зиазмом. — Будем познавать все на рабочих местах, — * говорили они, — и прислушиваться к со ветам товарищей. И машинная команда завери ла, что при необходимости по может опытом. Готовились весь переход. Вся кое было ' — и смешное, и пе чальное. Распределили людей трудный случаи по вахтам. Кто покрепче и по сильней — того на палубу, в команду добытчиков. Других — на рыбную фабрику. Вскоре тре вога капитана немного улеглась , вернее, он о ней стал забывать. Люди, которые впервые видели трал, лебедку, море, судно, с таким желанием осваивали но вые профессии, что у Леонида Федоровича все меньше и мень ше оставалось оснований для беспокойства. в н балй-птп — уложить за коллектива цифры. Но, доний ~#ОВЫХ Советской* власти плана выполнить работать? . д в а ' годовых решили. Как О он помнил, что главное испытание сил коллек ги- ва — впереди. Этот час приближался с каждой милей, отсчитанной лагом. Надо было выбрать тактику лова. Посовето вавшись с памполитом, капи тан решил начинать работу на отшибе, на « св о ей * рыбе. Но ее требовалось найти. Вскоре бросили первый трал, сорок пять минут-подняли до тонн рыбы. Ассортимент га строномический: аргеитииа, се ледки, баттерфиш, окунь. Не бы л о только трески. Расфасовка Белякова. Он справился с зада- запяла много времени* Расто- успешно. Вернее, не он один, рриности.иет той., . * \ - — Не так страшен черт, каи — Поработали Сутки, прнхо- его малюют, — говорил Л . Ф. дит ко мне ‘.технолог.;и говорит: .Беляков и добавил: — если, ко- «Л е о нн д Федорович, нам здесь нечио, хорошие у тебя номощни- нлан не выполнить вообще . . . » ки. А у меня они были. Команда не знает... ну; работа- v • - * - В. СМЫЧКОВ. За 5 ет одной резкой. Опытные рыба ки быстро расфасовывают, а тут одной ручкой,.. — расска зывает капитан. И продолжает: — Так промышляли трое суток. «О б к а т а л и » команду. Нас ин тересовал спуск трала, и вроде бы ничего стало получаться. А Ж Д Ы И капитан имеет свою « ям о ч к у » . Была она и у Белякова. Перешли на нее. В трал стал попадать хек без прилова. Теперь надо было «обкатывать » фабрику. Моря кам объяснили, что судно име ет задолженность, надо работать в полную силу. Уловы поднима ли хорошие, но еле-еле «вытяги вали план » . Примерно полрейса « обкатка » продолжалась, потом дело пошло. — Сейчас я даже доволен шшшшт своим экипажем, — шшшш говорит Л . Ф. Беляков. — Были случаи, что работали борт о борт с другим кораблем. Скажешь матросам: «Давайте покажем. .. » И трал у нас уходил в воду быстрее. Но учились не только быть рыбаками. Одновременно созда вали и свое. Как-то технолог А л екс ей Васильевич Грунин ска зал матросам Николаю Проко пенко и Владимиру Розову , которые стояли на закатке те лежек в камеры, что, ес ли хоро ню подумать, то возможно еще несколько противней с рыбой поместить в тележку. И парни решили задачу. После иодпрес- совки на тележку поместилось еще по три противня. Это, ко нечно, не очень много, но за сутки смогли замо.раж*гвать до полнительно три тонны рыбы Так повысили производитель ность морозильных камер. Ну. а общий результат рабо ты экипажа «П о л я р н о г о » ? Реч- совое задат \ ие перевыпол i \ ено . Особенно хорошо промышляли в последнем месяце. Заморози ли тогда около 1000 тонн рыбы. А КОВ трудный случай в рыбацкой практике капи тана Леонида Федоровича т и позволит ,регулиро®ать в кон-то степени температуру регрееа пара. К О Т Л А Х системы « Г о у - ден — Джонсон » водо грейные трубки переда ют воде 8 — 10 процентов тепла, выделившегося при сгорании топлива в котлах системы « П р у д он— Кап у е » — до 14 центов Увеличение тепла до 20 — 23 процентов поз волило бы намного разгрузить топки, повысить скорость цирку ляции воды в котле, тоже уменьшающей тепловую напря женность топок. Как уже отмечалось, для это го необходимо увеличить ско рость поперечной циркуляции газов путем подачи направлен ного и закрученного потока го рячего воздуха в огневую каме ру и переделки боровка. Опыт эксплуатации показыва ет, что со временем (от рейса к рейсу после чистки котла) на экране огневой камеры нараста ет вдоль котла шлаковая со сулька. Она служит ,как бы нап равляющей, поворачивающей газы вниз, вверх и на боковые стороны, т. е. на водогрейные трубки. При этом наблюдается рост температуры перегрева па ра и улучшение циркуляции воды в водогрейных трубках. Следует провести опыт работы котла с такой специально ‘ сде ланной направляющей на экра не в огневой камере. Возможно, что он укажет путь к интенси фикации теплопередачи в огне вой камере за счет уменьшения интенсивности теплопередачи в топках, а также уменьшит выде ление сажи и нагара. Основной бич комбиниро ванных котлов — это сажа и нагар. Если дымогарные трубки можно очистить ершами, и руч ным паробаннпком, и сажесду- вателями, то водогрейные труб- соблюдения ки практически очищаются командами только в период чистки котла. В особенно неблагоприятных условиях находятся крайние ря ды трубок, получающие очень мало тепла как путем радиации, так и конвекции. Практически даже во время чистки котла их очищают плохо, так как трубки находятся в труднодоступном месте. Во время эксплуатации водогрейные трубки невозможно К О Т Л О В Не л ь зя серьезно говорить р снижении аварийности котлов -и об их экономичной работе, е с л ч не добиваться внедрения каждд- го усовершенствования, предло жения, способа, хоть немного улучшающе го условия работы котла. В этом свете . особеннее 16 про- неприглядна история с сажердуч передачи вателями Иосифова. Как изве стно, эти сажесдуватели в те чение 12 — 15 секунд полное тьф очищают дымогарные трубки* Расход пара на их работу мень ше в 2 — 3 раза, а эффектна* ность очистки газового тракта' выше в несколько раз, чем у } обычных сажесдувателей. Но ’ сажес дув ател и И ос ифов а могут вызвать повреждения дымогар ных трубок, в которые вставле ны сопла, а также эррозионный износ водогрейных трубок, если не соблюдать правила их экс плуатации. Д е л о в том, что сопла раепо? ложены в нижнем ряду дымо гарных трубок и, если сажесду- вателями пользоваться редко, то сопла покрываются слоем з о лы и сажи, имеющей высокую тем пературу. Эго может привести к тому, ято сопла покоробятся, ч к нарушению их центровки. Плохая центровка сопел при установке и ремонте также мо жет вызвать эррозионный нанос тех дымогарных трубок, в кото рых вставлены сопла. В комбинированных котлах Прудон — Капуе, если ие за щитить экраном первый ряд во догрейных трубок и не убрать', когда нет экрана, сопла из край них дымогарных трубок, через которые видны водогрейные трубки, то водогрейные трубки первого ряда могут быть по вреждены. По этой причине бы ло несколько аварийных проис шествий. Не сумев обеспечить правил судовыми и судоремонтными предприятиями, отдел т еп л о т е # ники и механико-судовая с л уж ба пошли по наиболее л е гкому пути, запретив дальнейшую установку этих са«жесду вате лев . Эта большая ошибка не исп равлена до сих пор. Но даже при наличии саже- сдувателен Иосифова для очист ки водогрейных трубок н е о б х о дима установка специальных до-. очистить, особенно у котлов, где сажесдуватели расположены на прогарных дверцах, а количест во переданного ими тепла ми зерно, что автоматически приво дит к увеличению нагрузки то нок. Поэтому одной из важней ших проблем должна б^> 1 ть борьба с образованием сажи и нагара. Хотя наша промышлен ность и выпускает антинагар- ные препараты, но на флоте их и в глаза не видели. По-видимому, флот настолько богат ' что экономил нескольких процентов топлива и снижение аварийности топок не имеет для него значения, раз мы не приме няем эти препараты до сих нор и работаем теми же приемами и устройствами, что и двадцать л е т назад. полнительных сажесдувателей. Об этом следует серьезно поду мать. И кроме этого, необходи мо обязательно добиться полу чения флотом антинагарных пре паратов. Добившись хорошей очистки газового тракта, можно резко уменьшить потери тепла с ухо дящими газами, которые в на стоящее время велики (темпера тура уходящих газов достигает 2 5 0— 300° С) . Нужно подсчитать — возмож но, что установка несколько * змеевиков для подогрева пита тельной воды позволит снизить’ тепловую напряженность тонок и полезно использовать тепло уходящих газов. (Продолжение следует). Не так-то и просто удержать в руках такую рыбину, какую держит старший мастер по добыче траулера «Алупка » М. И. Смё- ренков. * Фото Г. Беглова. •j*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz