Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.

' Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л А А А Л Л А Л Л А Л Л Л Л Л Л Л » НАШ БРИГАДИР На три дня раньше срока на- v ша бригада выполнила работы 5 по ремонту вспомогательных ^механизмов СРТ-435. Объем их £ не так уж и мал. Нужно бы^о ^ввести в строй два двигателя, ^компрессор, осушительный на­ сос и многие другие механиз­ мы. £ О том, что члены бригады по- $ работали хорошо, говорит сам £факт досрочного выполнения ^задания . И немалая заслуга в • этом принадлежит бригадиру Fle ipy Донскову . Коммунист т©4. Донское руководит брига­ дой очень давно, хорошо изу­ мил все возможности и резер­ вы бригады. Это позволяет ему ум е л о организовать труд лю ­ дей. Например, бригадир пору ^чае т кому-нибудь отремонтиро­ в а т ь резервно-масляный насос, с В таком случае он стремится к с тому, чтобы именно *этот еле- < сарь и довел дело до конца. А в конечном итоге возрастает * личная ответственность каждо ­ го за порученное задание. По ­ этому у нас не было случаев, чтобы слесари сдавали ремон­ тируемые механизмы с дефек­ т о м или чтобы их работа не £ была принята с первого предъ­ я в л е н и я . Так< в частности, на <СРТ -435 все механизмы мы у е д а л и с первого предъявления < и на каждый из них был вы­ дан гарантийный паспорт. Коллектив наш небольшой, всего восемь человек, и выде­ лить кого-либо из них трудно. Однако не будет в обиду дру ­ гим, если и назову коммунистов И. Андрейчука, Г. Кудрявцева и комсомольца Н. Мясникова. По ним держат равнение все в бригаде. А. Л А П И Н , слесарь ди­ зельного цеха. ^vAA/'-^-^\y\AAA/VVV/>y ,4/JVV^w^/VAAAAAAA/V/C> Некоторые вопросы (Продолжение. Нач. в № 114) Форс ирочку топок может вы­ звать н повышенное давлен :!*5 дутья. Так, при угольном отоп­ лении повышенное давление ду­ тья вызывает при местном уменьшении слоя у г л я вначале перегрев верхней части топки,а после прорыва слоя у г л я — ох­ лаждение. Кроме того, Еысочая температура воздуха ускоряет процесс сгорания топлива и в со­ четании с повышенным давлени­ ем дутья может вызвать форси­ ровку .тапок. Сама по себе высо­ кая температура подогрева воз­ духа (на наших судах — до 160° ) интенсифицирует процесс сгорания топлива. И весь воп­ рос заключается в том, чтобы перераспределить тепловую на­ пряженность между поверхнос­ тями нагрева, снижая ее для топок. На мой взгляд, для этого не­ обходимо увеличить количество воздуха, поступающего над ко­ лосниковыми решетками (т. е. через золотники вторичного дутья ) , и уменьшить количество воздуха, поступающего через вкладыши боровка. Это позво­ лит отодвинуть зону максималь­ ной передачи тепла к огневой камере, а, возможно, даже в ог­ невую камеру, что являлось бы самым наилучшим выходом. Воздух, поступающий через вкладыши боровка и имеющий температуру 180 — 200 °, созда­ ет барьер, уменьшающий про­ ходное сечение д л я газов и пла­ мени, что в некоторой степени увеличивает напряженность то­ пок, хотя и улучшает догорание газов в огневой камере котла. Поэтому одной из мер, умень ­ шающей тепловую напряжен­ ность топок, может быть умень- Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера «Красноармеец» шение проходного сечения для газов над боровком путем уве­ личения его высоты в пределах, не ухудшающих процесс горе­ ния и теплопередачи . • В этом случае увеличение . газового сопротивления проходного сечения боровка скомпенсирует- ся увеличением скорости газов, что обеспечит лучшее их пере­ мешивание и догорание в огне­ вой камере и улучшит теплопе­ редачу от газов к поверхности нагрева. Газовое сопротивление бо­ ровка необходимо уменьшить путем изготовления . вог­ нутых боровков, что приблизит контур проходного сечения к эллипсу . А для улучшения теп­ лопередачи в огневой камере не­ обходимо создать вихревой га­ зовый поток путем изменения с* направления воздушных струй, поступающих после охлаждения боровка в газовый поток, и их закручивания. Это намного у л учши л о бы процесс догорания газов, уменьшило бы выделение сажи и нагара, увеличило коли­ чество тепла, переданного воде и пару водогрейными и дымо­ гарными трубками, что соответ­ ственно уменьшило бы тепло­ вую напряженность топок. Воздух, поступающий из бо­ ровка в газовый поток, имеет низкую температуру, отрица­ тельно влияющую на процесс теплопередачи. По-моему, этот воздух следует дополнительно подогреть в специальных кана­ лах, проложенных в экранах ог­ невых камер. Эго даст возмож­ ность улучшить теплопередачу в огневой камере, условия рабо­ ты экрана и пароперегревателя ка- пе- д А , попали в историю, Леонид Федорович.. . Надо сообща выпутываться, а как? Пом гюл ит Геи надий Аид рее- *ич Поздеев какое-то время ожидает, что ответит капитан. Но тог молчит. И Поздеев, г л у ­ боко вздохнув, направляется к двери. Продолжать разговор не имеет смысла. За дни перехода наговорились досыта... Капитан производственного рефрижератора «П о л я р ны й » Л . Ф. Беляков с виду казался спокойным. На самом дел е он просто растерялся. Впервые за много лет морской практики он оказался в такой ситуации, ког­ да — практически — команда не готова к промыслу. Это одни из тех трудных случаев, кото­ рый мог быть и на лю- бом другом судне. Но шшшш ^тобы в таких разме­ рах!.. Е Л Я К О В смотрит на судовую роль. Картина не из радостных. Большинет- аю новенькие. Много курсантов из Гурьевского море- ходео го училища. Они не ви­ дели не только Б М Р Т , но и на Р Т не работали. Ну и осталь­ ной экипаж — девяносто про­ центов — тоже промысловый траулер видят впервые. Единственной утехой капита­ на -был а машинная комаида... Корабль вдруг положило на борт, и Леонид Федорович с тревогой посмотрел в иллюми­ натор. Не хватало еще, чтобы погода испортилась. Но океан бы л спокойным. Ветер играл иллюминаторной занавеской. Капитан, набрав номер телефо­ на-радиорубки, спросил радиста: — Как погода на Сейбле? Погода на балке Сейбл была хорошей, и долгосрочный прог­ ноз никаких изменений не обе ­ щал. Беляков начал разыски­ вать свои записи об этом районе ( промысел приближался ) , про себя подумав, что хотя бы дней двадцать не штормило. Х л о ют j r так было полный рот... План 2375 тонн надо рейс. Д л я хорошего — ' это реальные ' кроме того, на соб- поддержали ночии перег экипажей — к 50-летию э к ТО Т вопрос мучил не толь ­ ко капитана. Им зада­ лись и помиолнт, и комму­ нисты судна. Об этом думали все моряки. Сначала собрали командный с ос тав. Поговор ил и, намет ил и основное направление: надо учить личный состав. И учить до промысла. Моряки откликнулись с энту­ зиазмом. — Будем познавать все на рабочих местах, — * говорили они, — и прислушиваться к со­ ветам товарищей. И машинная команда завери­ ла, что при необходимости по­ может опытом. Готовились весь переход. Вся­ кое было ' — и смешное, и пе­ чальное. Распределили людей трудный случаи по вахтам. Кто покрепче и по­ сильней — того на палубу, в команду добытчиков. Других — на рыбную фабрику. Вскоре тре­ вога капитана немного улеглась , вернее, он о ней стал забывать. Люди, которые впервые видели трал, лебедку, море, судно, с таким желанием осваивали но­ вые профессии, что у Леонида Федоровича все меньше и мень­ ше оставалось оснований для беспокойства. в н балй-птп — уложить за коллектива цифры. Но, доний ~#ОВЫХ Советской* власти плана выполнить работать? . д в а ' годовых решили. Как О он помнил, что главное испытание сил коллек ги- ва — впереди. Этот час приближался с каждой милей, отсчитанной лагом. Надо было выбрать тактику лова. Посовето­ вавшись с памполитом, капи­ тан решил начинать работу на отшибе, на « св о ей * рыбе. Но ее требовалось найти. Вскоре бросили первый трал, сорок пять минут-подняли до тонн рыбы. Ассортимент га­ строномический: аргеитииа, се­ ледки, баттерфиш, окунь. Не бы­ л о только трески. Расфасовка Белякова. Он справился с зада- запяла много времени* Расто- успешно. Вернее, не он один, рриности.иет той., . * \ - — Не так страшен черт, каи — Поработали Сутки, прнхо- его малюют, — говорил Л . Ф. дит ко мне ‘.технолог.;и говорит: .Беляков и добавил: — если, ко- «Л е о нн д Федорович, нам здесь нечио, хорошие у тебя номощни- нлан не выполнить вообще . . . » ки. А у меня они были. Команда не знает... ну; работа- v • - * - В. СМЫЧКОВ. За 5 ет одной резкой. Опытные рыба­ ки быстро расфасовывают, а тут одной ручкой,.. — расска­ зывает капитан. И продолжает: — Так промышляли трое суток. «О б к а т а л и » команду. Нас ин­ тересовал спуск трала, и вроде бы ничего стало получаться. А Ж Д Ы И капитан имеет свою « ям о ч к у » . Была она и у Белякова. Перешли на нее. В трал стал попадать хек без прилова. Теперь надо было «обкатывать » фабрику. Моря ­ кам объяснили, что судно име­ ет задолженность, надо работать в полную силу. Уловы поднима­ ли хорошие, но еле-еле «вытяги ­ вали план » . Примерно полрейса « обкатка » продолжалась, потом дело пошло. — Сейчас я даже доволен шшшшт своим экипажем, — шшшш говорит Л . Ф. Беляков. — Были случаи, что работали борт о борт с другим кораблем. Скажешь матросам: «Давайте покажем. .. » И трал у нас уходил в воду быстрее. Но учились не только быть рыбаками. Одновременно созда­ вали и свое. Как-то технолог А л екс ей Васильевич Грунин ска­ зал матросам Николаю Проко­ пенко и Владимиру Розову , которые стояли на закатке те­ лежек в камеры, что, ес ли хоро­ ню подумать, то возможно еще несколько противней с рыбой поместить в тележку. И парни решили задачу. После иодпрес- совки на тележку поместилось еще по три противня. Это, ко­ нечно, не очень много, но за сутки смогли замо.раж*гвать до­ полнительно три тонны рыбы Так повысили производитель­ ность морозильных камер. Ну. а общий результат рабо­ ты экипажа «П о л я р н о г о » ? Реч- совое задат \ ие перевыпол i \ ено . Особенно хорошо промышляли в последнем месяце. Заморози­ ли тогда около 1000 тонн рыбы. А КОВ трудный случай в рыбацкой практике капи­ тана Леонида Федоровича т и позволит ,регулиро®ать в кон-то степени температуру регрееа пара. К О Т Л А Х системы « Г о у - ден — Джонсон » водо­ грейные трубки переда­ ют воде 8 — 10 процентов тепла, выделившегося при сгорании топлива в котлах системы « П р у ­ д он— Кап у е » — до 14 центов Увеличение тепла до 20 — 23 процентов поз­ волило бы намного разгрузить топки, повысить скорость цирку­ ляции воды в котле, тоже уменьшающей тепловую напря­ женность топок. Как уже отмечалось, для это­ го необходимо увеличить ско­ рость поперечной циркуляции газов путем подачи направлен­ ного и закрученного потока го­ рячего воздуха в огневую каме­ ру и переделки боровка. Опыт эксплуатации показыва­ ет, что со временем (от рейса к рейсу после чистки котла) на экране огневой камеры нараста­ ет вдоль котла шлаковая со­ сулька. Она служит ,как бы нап­ равляющей, поворачивающей газы вниз, вверх и на боковые стороны, т. е. на водогрейные трубки. При этом наблюдается рост температуры перегрева па­ ра и улучшение циркуляции воды в водогрейных трубках. Следует провести опыт работы котла с такой специально ‘ сде­ ланной направляющей на экра­ не в огневой камере. Возможно, что он укажет путь к интенси­ фикации теплопередачи в огне­ вой камере за счет уменьшения интенсивности теплопередачи в топках, а также уменьшит выде­ ление сажи и нагара. Основной бич комбиниро­ ванных котлов — это сажа и нагар. Если дымогарные трубки можно очистить ершами, и руч­ ным паробаннпком, и сажесду- вателями, то водогрейные труб- соблюдения ки практически очищаются командами только в период чистки котла. В особенно неблагоприятных условиях находятся крайние ря­ ды трубок, получающие очень мало тепла как путем радиации, так и конвекции. Практически даже во время чистки котла их очищают плохо, так как трубки находятся в труднодоступном месте. Во время эксплуатации водогрейные трубки невозможно К О Т Л О В Не л ь зя серьезно говорить р снижении аварийности котлов -и об их экономичной работе, е с л ч не добиваться внедрения каждд- го усовершенствования, предло­ жения, способа, хоть немного улучшающе го условия работы котла. В этом свете . особеннее 16 про- неприглядна история с сажердуч передачи вателями Иосифова. Как изве­ стно, эти сажесдуватели в те­ чение 12 — 15 секунд полное тьф очищают дымогарные трубки* Расход пара на их работу мень­ ше в 2 — 3 раза, а эффектна* ность очистки газового тракта' выше в несколько раз, чем у } обычных сажесдувателей. Но ’ сажес дув ател и И ос ифов а могут вызвать повреждения дымогар­ ных трубок, в которые вставле­ ны сопла, а также эррозионный износ водогрейных трубок, если не соблюдать правила их экс­ плуатации. Д е л о в том, что сопла раепо? ложены в нижнем ряду дымо­ гарных трубок и, если сажесду- вателями пользоваться редко, то сопла покрываются слоем з о лы и сажи, имеющей высокую тем­ пературу. Эго может привести к тому, ято сопла покоробятся, ч к нарушению их центровки. Плохая центровка сопел при установке и ремонте также мо­ жет вызвать эррозионный нанос тех дымогарных трубок, в кото­ рых вставлены сопла. В комбинированных котлах Прудон — Капуе, если ие за­ щитить экраном первый ряд во­ догрейных трубок и не убрать', когда нет экрана, сопла из край­ них дымогарных трубок, через которые видны водогрейные трубки, то водогрейные трубки первого ряда могут быть по­ вреждены. По этой причине бы­ ло несколько аварийных проис­ шествий. Не сумев обеспечить правил судовыми и судоремонтными предприятиями, отдел т еп л о т е # ники и механико-судовая с л уж ­ ба пошли по наиболее л е гкому пути, запретив дальнейшую установку этих са«жесду вате лев . Эта большая ошибка не исп­ равлена до сих пор. Но даже при наличии саже- сдувателен Иосифова для очист­ ки водогрейных трубок н е о б х о ­ дима установка специальных до-. очистить, особенно у котлов, где сажесдуватели расположены на прогарных дверцах, а количест­ во переданного ими тепла ми­ зерно, что автоматически приво­ дит к увеличению нагрузки то­ нок. Поэтому одной из важней­ ших проблем должна б^> 1 ть борьба с образованием сажи и нагара. Хотя наша промышлен­ ность и выпускает антинагар- ные препараты, но на флоте их и в глаза не видели. По-видимому, флот настолько богат ' что экономил нескольких процентов топлива и снижение аварийности топок не имеет для него значения, раз мы не приме­ няем эти препараты до сих нор и работаем теми же приемами и устройствами, что и двадцать л е т назад. полнительных сажесдувателей. Об этом следует серьезно поду­ мать. И кроме этого, необходи­ мо обязательно добиться полу ­ чения флотом антинагарных пре­ паратов. Добившись хорошей очистки газового тракта, можно резко уменьшить потери тепла с ухо­ дящими газами, которые в на­ стоящее время велики (темпера­ тура уходящих газов достигает 2 5 0— 300° С) . Нужно подсчитать — возмож­ но, что установка несколько * змеевиков для подогрева пита­ тельной воды позволит снизить’ тепловую напряженность тонок и полезно использовать тепло уходящих газов. (Продолжение следует). Не так-то и просто удержать в руках такую рыбину, какую держит старший мастер по добыче траулера «Алупка » М. И. Смё- ренков. * Фото Г. Беглова. •j*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz