Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.

Некоторые вопросы эксплуатации котлов (Яродооикение. Нач. в №№ 114, .118, 121, 122). В эфой «связи рассмотрим, как •■•влияет направленность струй 'питательной воды на работу нотла. Если повернуть отвер­ стия распылителя вверх, то при бортовой качке питательная тру­ ба будет частично оголяться, охлаждать и частично конденси­ ровать пар, что понизит паро- производительность котла. При малой качке иод питательной трубой образуется бурун, свое­ го рода барьер, ударившись о который, центральный *поток продольной циркуляции частич­ но распыляется и скорость его уменьшается, а некоторая часть потока вообще останавливается. Влажность пара из-за буруна увеличивается. Почти то же произойдет, если направить струи питательной воды к заднему днищу котла, на­ встречу потоку продольной цир­ куляции. Если направить струи пита­ тельной воды к переднему дни­ щу котла, то скорость продоль­ ной циркуляции воды в нем уве­ личится, что благоприятно вли­ яет на работу когла. Но верхняя Ародувка котла при этом будет менее доброшачвстве-шюй, если не перенести воронку к перед­ нему днищу котла. Самое благоприятное направ­ ление струй питательной воды у котлов «Пр удон -К анус » — это вниз. В этом случае питатель­ ная вода подхватывается пра­ вым центральным потоком продольной циркуляции и вмес­ те с ним направляется вниз. Но как показал опыт эксплу­ атации, бортовая топка находит­ ся в более неудовлетворитель­ ных условиях, чем остальные две. Это объясняется некоторым тепловым перекосом в котле, образуемым питательной водой (поступление по треугольному закону, захват из-за этого ее пра*вым центральным потоком продольной циркуляции). В этом случае у котлов «Прудон- К ап у с » в наилучших условиях находится средняя топка. •Она лучше смывается водой. Давле ­ ние дутья более низкое, так как воздух поступает последователь­ но сперва в борговые топки, по­ том в среднюю. На мой взгляд, следует про­ вести эксперимент: для котлов « Гоуден-Джонсон» изготовить два распылителя к одной пита­ тельной трубе (с разветвлением □ Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера «Красноармеец». □ от центра котла) н расположить распылители вдоль бочки котлз, поближе к переднему днищу; для котлов «Пр удон -К анус » из­ готовить четыре распылителя к одной питательной трубе и рас­ положить два из них вдоль боч­ ки котла и два между пучками дымогарных трубок, поближе к переднему днищу котла. Эксперимент поможет опреде­ лить влияние питательной воды на скорость циркуляции и ее интенсификацию; влияние нап­ равленности распылителей на парообразование, циркуляцию, оседание масла; влияние направ­ ленности потока питательной воды на паропроизводитель- ность котла; влияние поступле­ ния питательной воды на эф­ фективность продувок котла. К сожалению, вопросами цир­ куляции воды в котле никто серьезно не занимался, считая, что она автоматически обеспечи­ вает необходимую кратность и тем самым надёжность работы нотла. Но чтобы добиться пас­ портной паропроизводительно- сти без аварий при высокой тепловой напряженное™ поверх­ ности нагрева топок, необходимо вопросы циркуляции воды ис­ следовать более основательно. Это может указать путь к иско­ ренению причин аварийности то­ пок из-за недостаточного тепло­ отвода от их поверхности нагре­ ва. В А Ж Н Ы М вопросом экс­ плуатации котла являет­ ся эффективность его продувок, зависящая от многих S ?словий. К сожалению, эти ус- ювия мало известны, а трубы продувания ус тана©л иваются больше по интуиции и предпо­ лагаемым условиям работы. На мой взгляд, основными факторами, влияющими на эф­ фективность продувок, являют­ ся: режим работы паросиловой установки, состояние моря, за­ грузка судна, качество обслужи ­ вания установки, квалификации личного состава и другие. •Как правило, рыбопромысло­ вое судно работает на перемен­ ных режимах. Л как влияет кажт дое изменение режима работы па эффективность продувок, в ПРОБЛЕМЫНЕ ДЛЯ ДОЛГОГО ЯЩИКА Директивами Х Х Ш съезда K1ICC по пятилетнему плану предусмотрено довести добычу рыбы и морепродуктов до 8,5 ^ — 9 миллионов тонн, обеспе- v чить дальнейшее пополнение флота новыми рыболовными су ­ дами, совершенствование ору­ дий лова, методов лова и обра­ ботки рыбы, эксплуатаций флота, увеличить выпуск мороженых и охлажденных мо­ репродуктов. Предусмотрено также дальнейшее освоение но­ вых океанических районов про­ мысла. На страницах бассейновой га­ зеты 4 Рыбный М урм ан » все эти вопросы обсуждаются моря­ нами и работниками береговых предприятий. В своих статьях и заметках они выражают все большую тревогу за тяжелое положение с выполнением госу- • дарственного плана траловым флотом. В свое время инициатива эки­ пажа траулера «Ку .рейка » в де­ л е увеличения доставки в порт свежья за счет организации рейсов по «з е л ен ой у л и ц е » была поддержана руководителями фэдега Большую группу судов тогда п е р е в е л » *на выработку охлажденного полуфабриката. Это благоприятно сказалось на юшолнении государственных планов • экипажами - промысло- в ш кораблей, планов- поставок готовой продукции, на заработ­ ках моряков. Инициаторы дви­ жения были отмечены высокими правительственными награда­ ми. ?Г • • . • Но вот кампания прошла, и постепенно стала уменьшаться под всевозможными предлога­ ми группа « -свежьевиков » . 'Те ­ перь только отдельные трауле ­ ры ходят «свеж ьевымн » рейса­ ми. В чем причина? Ответ на этот вопрос очень прост. Добы­ ча рыбы планируется траловому флоту в сырце. Поэтому выгод­ нее держать в море корабли как можно дольше, а то, что на сгол потребителя вместо охлажден­ ной трески и окуня попадают «со л ены е хвосты» , во внимание ра* — флагмана (это должен быть опытный промысловик, хо­ роший, волевой организатор), придать наставников по добыче, обработке, по электрорадиона- вигациоиным приборам, меха­ ника; снабдить экспедицию за­ пасом орудий лова, запчастями, топливом, смазочными *•’ мате­ риалами. Суда должны подби­ раться по возможности • с рав­ но берется. Но экипажем Р Т годовой план установлен в полу ­ фабрикате, промысловикам вы­ годнее (потребителю .тоже) до­ ставлять в порт свежье. Не лучше обстоит дело у тех экипажей, которые работают на Дальнем Западе. «Севрыбхолод- ф ло т » в части обработки трау­ леров бортового траления не оп­ равдал возложенных на него надежд. •Назрела необходимость в корне, изменить взаимоотно- , шения между экипажами добы­ вающих -судов и ' производствен­ ными рефрижераторами. Надо' все П Р передать добывающим флотам, - организовать по опыту немецких рыбаков экспедици­ онную совместную работу Р Т и ПР , дав* им общий план на экс­ педицию, то есть поставив про­ изводственные рефрижераторы в прямую зависимость от вы­ полнения . п л а н а . добычи рыбы экипажами группы Р Т , придан­ ных к ним. ; Во главе экспеди­ ции поставить* капиташ-дифекто- ными сроками действия реги­ стровых документов, одного уровня технического состояния. Это необходимо для того, что­ бы группа была постоянной. Д л я экспедиционной работы на­ иболее подходят П Р типа «Да - урия » . Вопрос передачи П Р следует, решить уже сейчас, чтобы с но­ вого года флот работал по-ново­ му. Требуют -пересмотра в сто­ рону увеличения и расценки за сданную рыбу (сельдь , хек, на­ лим, и т. д.), на производствен­ ные рефрижераторы. Странным выглядит, на мой взгляд, наше хождение за океан к американским берегам для до­ бычи хека, налима. Гораздо ближе к нам находятся такие промысловые районы, как Ис­ ландия с прилегающими банка­ ми, богатое ' пикшей Северное море, где с большим успехом работают длительное время не­ сколько судов «З аиры бы » , Польской Народной Респ убли ­ ки, Ла-Манш, где в е<вое время Б^ДРТ «В и т е б ск » имел очень хорошие подъемы ставриды. По ­ чему же близкие к нам, бога­ тые рыбой промысловые райо­ ны не освоены нами, не исполь­ зуются вообще? Что дала годо­ вая поисковопромысловая ра­ бота РТ -318 у берегов Ислан­ дии? Большое беспокойство и на­ рекания у рыбаков вызывает отсутствие на флоте добротных, уловистых тралов для добычи донных рыб. Как ни печально, но мы отстали от наших .бал­ тийских учеников «в этом деле лет на пять. Балтийские рыба­ ки имеют на вооружении трес­ ковые, окуневые, . сельдяные тралы, эффективные распорные доски, капроновые кухтыли. В сентябре прошлого года, рабо­ тая на банке Фл^миш-кап, мы наблюдали, как моряки С Р Г «З ап ры бы » на северо-восточном склоне на глубинах 690/750 метров поднимали по 5— 10 тонн окуня, а наш флот, даже БМ Р Т , не м<хг его ловить. По­ добную горечь испытал экипаж траулера «М а т е л о т » в июне на башке Викинг в Северном море. При облове пикши мы имели подъемы в 2 0 0— 300 килограм­ мов, а у С Р Т были 5 — 10-тон­ ные уловы. За последние 10 лет моряки судов бортового траления не получили, посуществу, нового трала, а были всевозможные мо­ дификации и модернизации 25- метрового трала конструкции Михова. Если у нас самих не хватает возможности для соз­ дания нового трала, то не пара ли, упрятав самолюбие, пойти на поклон к нашим друзьям из Западного бассейна? Мы делаем общее дело , и здесь ложное са­ молюбие — плохой советчик. Л. НИКОЛАЕВ . какой момент выгоднее всего продувать котел — этого «ннто не знает (кроме предположений, конечно). М о е ' мнение — наибольшую эффективность продувки можно достичь только при установив­ шемся режиме работы котла. Например, через час после спу­ ска трала. Можно предположить, что к этому времени установит­ ся определенный контур цирку­ ляции, а процессы внутри когла примут более стационарный ха­ рактер. Вот при таком режиме и надо определить место вероят­ ной концентрации масла и шла­ ма, установить оптимальный ре­ жим продувок и место установ­ ки труб продувания. Конечно, это не просто сде­ лать, но без проведения такой работы, руководствуясь только интуицией, предположениями, нельзя надеяться, что мы добь­ емся безаварийной работы кот­ лов. Сейчас, как правило, продув­ ки котлов производятся во вре­ мя подъема трала, то есть прак­ тически при резко выраженоюм переходном режиме работы кот­ ла, и, вероятно, поэтому их эф­ фективность низка. Тем более что к началу подъема т\рала обычно производится подача до­ бавочного питания, вносящая до­ полнительное изменение в режи­ ме работы котла, чистка топок (на судах с угольным отоплени­ ем ) и другое. Состояние моря и запрузка судна вносят изменения, особен­ но для верхнего продувания кот­ ла, но тоже не учитываются. На качестве обслуживания ос­ танавливаться не буду, так как ати вопросы часто освещаются в печата, на совещаниях и т. д. В этой связи только возникает вопрос: почему до сих пор на флоте нет диатомитовых фильт­ ров? Диатомит обладает хоро­ шей абсорбациоатой способно­ стью. А главное (что очень важ­ но для судов с глубоким ваку­ умом ) , когда образуется много эмульгированного масла, части­ цы которого запряжены, это то; что, проходя диатомитовый фильтр, частицы масла теряют заряд. По утверждениям специали­ стов — лучший диатомит нахо­ дится в Мурманской области. Так спрашивается — что вы­ годнее: ремонтировать котлы (с соответствующими простоями судов), вводить в них забортную воду, ожидая через какое-то вре­ мя увеличения аварийности кот­ лов из-за развития межкристал- литной коррозии и каустической хрупкости металла, или осна­ стить суда надежными фильт­ рами? (Окончание следует). Зямою и летом, в дождь м снег, в летние бесконечные дни и дол ­ гие полярные ночи ми- пнт работа на огромной территории морского рыбного порта, удосто­ енного высшей награды Родины — ордена Лени­ на. С бескрайних океан­ ских просторов приходит сюда корабли, в трюмах которых — так нужная советским людям продук­ ция. И портовики все си­ лы прилагают к тому, чтобы быстрее обрабо­ тать, чтобы не задер­ жать суда у причалов, ч На снимке: в Мур­ манском .ордена Ленина морском рыбном порту.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz