Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.
Некоторые вопросы эксплуатации котлов (Яродооикение. Нач. в №№ 114, .118, 121, 122). В эфой «связи рассмотрим, как •■•влияет направленность струй 'питательной воды на работу нотла. Если повернуть отвер стия распылителя вверх, то при бортовой качке питательная тру ба будет частично оголяться, охлаждать и частично конденси ровать пар, что понизит паро- производительность котла. При малой качке иод питательной трубой образуется бурун, свое го рода барьер, ударившись о который, центральный *поток продольной циркуляции частич но распыляется и скорость его уменьшается, а некоторая часть потока вообще останавливается. Влажность пара из-за буруна увеличивается. Почти то же произойдет, если направить струи питательной воды к заднему днищу котла, на встречу потоку продольной цир куляции. Если направить струи пита тельной воды к переднему дни щу котла, то скорость продоль ной циркуляции воды в нем уве личится, что благоприятно вли яет на работу когла. Но верхняя Ародувка котла при этом будет менее доброшачвстве-шюй, если не перенести воронку к перед нему днищу котла. Самое благоприятное направ ление струй питательной воды у котлов «Пр удон -К анус » — это вниз. В этом случае питатель ная вода подхватывается пра вым центральным потоком продольной циркуляции и вмес те с ним направляется вниз. Но как показал опыт эксплу атации, бортовая топка находит ся в более неудовлетворитель ных условиях, чем остальные две. Это объясняется некоторым тепловым перекосом в котле, образуемым питательной водой (поступление по треугольному закону, захват из-за этого ее пра*вым центральным потоком продольной циркуляции). В этом случае у котлов «Прудон- К ап у с » в наилучших условиях находится средняя топка. •Она лучше смывается водой. Давле ние дутья более низкое, так как воздух поступает последователь но сперва в борговые топки, по том в среднюю. На мой взгляд, следует про вести эксперимент: для котлов « Гоуден-Джонсон» изготовить два распылителя к одной пита тельной трубе (с разветвлением □ Л. ПУРЛИЦИС, старший механик траулера «Красноармеец». □ от центра котла) н расположить распылители вдоль бочки котлз, поближе к переднему днищу; для котлов «Пр удон -К анус » из готовить четыре распылителя к одной питательной трубе и рас положить два из них вдоль боч ки котла и два между пучками дымогарных трубок, поближе к переднему днищу котла. Эксперимент поможет опреде лить влияние питательной воды на скорость циркуляции и ее интенсификацию; влияние нап равленности распылителей на парообразование, циркуляцию, оседание масла; влияние направ ленности потока питательной воды на паропроизводитель- ность котла; влияние поступле ния питательной воды на эф фективность продувок котла. К сожалению, вопросами цир куляции воды в котле никто серьезно не занимался, считая, что она автоматически обеспечи вает необходимую кратность и тем самым надёжность работы нотла. Но чтобы добиться пас портной паропроизводительно- сти без аварий при высокой тепловой напряженное™ поверх ности нагрева топок, необходимо вопросы циркуляции воды ис следовать более основательно. Это может указать путь к иско ренению причин аварийности то пок из-за недостаточного тепло отвода от их поверхности нагре ва. В А Ж Н Ы М вопросом экс плуатации котла являет ся эффективность его продувок, зависящая от многих S ?словий. К сожалению, эти ус- ювия мало известны, а трубы продувания ус тана©л иваются больше по интуиции и предпо лагаемым условиям работы. На мой взгляд, основными факторами, влияющими на эф фективность продувок, являют ся: режим работы паросиловой установки, состояние моря, за грузка судна, качество обслужи вания установки, квалификации личного состава и другие. •Как правило, рыбопромысло вое судно работает на перемен ных режимах. Л как влияет кажт дое изменение режима работы па эффективность продувок, в ПРОБЛЕМЫНЕ ДЛЯ ДОЛГОГО ЯЩИКА Директивами Х Х Ш съезда K1ICC по пятилетнему плану предусмотрено довести добычу рыбы и морепродуктов до 8,5 ^ — 9 миллионов тонн, обеспе- v чить дальнейшее пополнение флота новыми рыболовными су дами, совершенствование ору дий лова, методов лова и обра ботки рыбы, эксплуатаций флота, увеличить выпуск мороженых и охлажденных мо репродуктов. Предусмотрено также дальнейшее освоение но вых океанических районов про мысла. На страницах бассейновой га зеты 4 Рыбный М урм ан » все эти вопросы обсуждаются моря нами и работниками береговых предприятий. В своих статьях и заметках они выражают все большую тревогу за тяжелое положение с выполнением госу- • дарственного плана траловым флотом. В свое время инициатива эки пажа траулера «Ку .рейка » в де л е увеличения доставки в порт свежья за счет организации рейсов по «з е л ен ой у л и ц е » была поддержана руководителями фэдега Большую группу судов тогда п е р е в е л » *на выработку охлажденного полуфабриката. Это благоприятно сказалось на юшолнении государственных планов • экипажами - промысло- в ш кораблей, планов- поставок готовой продукции, на заработ ках моряков. Инициаторы дви жения были отмечены высокими правительственными награда ми. ?Г • • . • Но вот кампания прошла, и постепенно стала уменьшаться под всевозможными предлога ми группа « -свежьевиков » . 'Те перь только отдельные трауле ры ходят «свеж ьевымн » рейса ми. В чем причина? Ответ на этот вопрос очень прост. Добы ча рыбы планируется траловому флоту в сырце. Поэтому выгод нее держать в море корабли как можно дольше, а то, что на сгол потребителя вместо охлажден ной трески и окуня попадают «со л ены е хвосты» , во внимание ра* — флагмана (это должен быть опытный промысловик, хо роший, волевой организатор), придать наставников по добыче, обработке, по электрорадиона- вигациоиным приборам, меха ника; снабдить экспедицию за пасом орудий лова, запчастями, топливом, смазочными *•’ мате риалами. Суда должны подби раться по возможности • с рав но берется. Но экипажем Р Т годовой план установлен в полу фабрикате, промысловикам вы годнее (потребителю .тоже) до ставлять в порт свежье. Не лучше обстоит дело у тех экипажей, которые работают на Дальнем Западе. «Севрыбхолод- ф ло т » в части обработки трау леров бортового траления не оп равдал возложенных на него надежд. •Назрела необходимость в корне, изменить взаимоотно- , шения между экипажами добы вающих -судов и ' производствен ными рефрижераторами. Надо' все П Р передать добывающим флотам, - организовать по опыту немецких рыбаков экспедици онную совместную работу Р Т и ПР , дав* им общий план на экс педицию, то есть поставив про изводственные рефрижераторы в прямую зависимость от вы полнения . п л а н а . добычи рыбы экипажами группы Р Т , придан ных к ним. ; Во главе экспеди ции поставить* капиташ-дифекто- ными сроками действия реги стровых документов, одного уровня технического состояния. Это необходимо для того, что бы группа была постоянной. Д л я экспедиционной работы на иболее подходят П Р типа «Да - урия » . Вопрос передачи П Р следует, решить уже сейчас, чтобы с но вого года флот работал по-ново му. Требуют -пересмотра в сто рону увеличения и расценки за сданную рыбу (сельдь , хек, на лим, и т. д.), на производствен ные рефрижераторы. Странным выглядит, на мой взгляд, наше хождение за океан к американским берегам для до бычи хека, налима. Гораздо ближе к нам находятся такие промысловые районы, как Ис ландия с прилегающими банка ми, богатое ' пикшей Северное море, где с большим успехом работают длительное время не сколько судов «З аиры бы » , Польской Народной Респ убли ки, Ла-Манш, где в е<вое время Б^ДРТ «В и т е б ск » имел очень хорошие подъемы ставриды. По чему же близкие к нам, бога тые рыбой промысловые райо ны не освоены нами, не исполь зуются вообще? Что дала годо вая поисковопромысловая ра бота РТ -318 у берегов Ислан дии? Большое беспокойство и на рекания у рыбаков вызывает отсутствие на флоте добротных, уловистых тралов для добычи донных рыб. Как ни печально, но мы отстали от наших .бал тийских учеников «в этом деле лет на пять. Балтийские рыба ки имеют на вооружении трес ковые, окуневые, . сельдяные тралы, эффективные распорные доски, капроновые кухтыли. В сентябре прошлого года, рабо тая на банке Фл^миш-кап, мы наблюдали, как моряки С Р Г «З ап ры бы » на северо-восточном склоне на глубинах 690/750 метров поднимали по 5— 10 тонн окуня, а наш флот, даже БМ Р Т , не м<хг его ловить. По добную горечь испытал экипаж траулера «М а т е л о т » в июне на башке Викинг в Северном море. При облове пикши мы имели подъемы в 2 0 0— 300 килограм мов, а у С Р Т были 5 — 10-тон ные уловы. За последние 10 лет моряки судов бортового траления не получили, посуществу, нового трала, а были всевозможные мо дификации и модернизации 25- метрового трала конструкции Михова. Если у нас самих не хватает возможности для соз дания нового трала, то не пара ли, упрятав самолюбие, пойти на поклон к нашим друзьям из Западного бассейна? Мы делаем общее дело , и здесь ложное са молюбие — плохой советчик. Л. НИКОЛАЕВ . какой момент выгоднее всего продувать котел — этого «ннто не знает (кроме предположений, конечно). М о е ' мнение — наибольшую эффективность продувки можно достичь только при установив шемся режиме работы котла. Например, через час после спу ска трала. Можно предположить, что к этому времени установит ся определенный контур цирку ляции, а процессы внутри когла примут более стационарный ха рактер. Вот при таком режиме и надо определить место вероят ной концентрации масла и шла ма, установить оптимальный ре жим продувок и место установ ки труб продувания. Конечно, это не просто сде лать, но без проведения такой работы, руководствуясь только интуицией, предположениями, нельзя надеяться, что мы добь емся безаварийной работы кот лов. Сейчас, как правило, продув ки котлов производятся во вре мя подъема трала, то есть прак тически при резко выраженоюм переходном режиме работы кот ла, и, вероятно, поэтому их эф фективность низка. Тем более что к началу подъема т\рала обычно производится подача до бавочного питания, вносящая до полнительное изменение в режи ме работы котла, чистка топок (на судах с угольным отоплени ем ) и другое. Состояние моря и запрузка судна вносят изменения, особен но для верхнего продувания кот ла, но тоже не учитываются. На качестве обслуживания ос танавливаться не буду, так как ати вопросы часто освещаются в печата, на совещаниях и т. д. В этой связи только возникает вопрос: почему до сих пор на флоте нет диатомитовых фильт ров? Диатомит обладает хоро шей абсорбациоатой способно стью. А главное (что очень важ но для судов с глубоким ваку умом ) , когда образуется много эмульгированного масла, части цы которого запряжены, это то; что, проходя диатомитовый фильтр, частицы масла теряют заряд. По утверждениям специали стов — лучший диатомит нахо дится в Мурманской области. Так спрашивается — что вы годнее: ремонтировать котлы (с соответствующими простоями судов), вводить в них забортную воду, ожидая через какое-то вре мя увеличения аварийности кот лов из-за развития межкристал- литной коррозии и каустической хрупкости металла, или осна стить суда надежными фильт рами? (Окончание следует). Зямою и летом, в дождь м снег, в летние бесконечные дни и дол гие полярные ночи ми- пнт работа на огромной территории морского рыбного порта, удосто енного высшей награды Родины — ордена Лени на. С бескрайних океан ских просторов приходит сюда корабли, в трюмах которых — так нужная советским людям продук ция. И портовики все си лы прилагают к тому, чтобы быстрее обрабо тать, чтобы не задер жать суда у причалов, ч На снимке: в Мур манском .ордена Ленина морском рыбном порту.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz