Рыбный Мурман. 1966 г. Октябрь.

Атлантиче ский рейс «Шелони» З А М Е Ч А Т Е Л Ь Н О Г О успе­ ла добпли-сь моряни РТ - 229 «Ш е л о н ь » в минув­ шем рейсе, который продолжал ­ ся 195 суток. За это время эки­ паж выловил и сдал первым сортом на заморозку на произ­ водственные рефрижераторы 14.160 центнеров рыбы. Кро­ ме того, сдано в виде прилова рыбы 1350 центнеров и выра­ ботано 120 тонн рыбной муки. 4 сентября был завершен го­ довой план, а к концу рейса коллектив корабля рапортовал о выполнении обязательств, при­ нятых на первый год пятилет­ ки. Моряки «Ш е л о н и » доказа­ ли, чго на Дальнем Западе эки­ пажи судов бортового траления могут успешно вести промысел и справляться с установленны­ ми заданиями. Очень важна и техническая сторона рейса. Все время судно -находилось в море (без заходов в порт). Машинная команда умело^эксплуатировала механиз­ мы и доказала, что на судах этой серии можно обходиться без котлочистки по шесть и бо­ л е е месяцев. Котел отработал в общей .сложности 4700 часов. При осмотре в порту его техни­ ческое состояние оказалось не луже , чем на других судах, ко­ торые находились на промысле по месяцу. А это говорит о том, что открываются большие воз­ можности по увеличению про­ должительности рейсов судов без захода в порт и, следова­ тельно, роста вылова рыбы. Вот они, герои рейса Успех рейса решили умелая организация труда моряков, инициатива судоводителей и особенно капитана Георгия Ев­ геньевича Сафонова. Он был -подлинной душой экипажа. Сво­ ей верой в успех он зажигал людей, вселял в упавших ду­ хом уверенность и силы. Старший механик Исаак Гри­ горьевич Ми*нц достоин не мень­ шей -похвалы. Сам факт, что на протяжении полугодия в мор­ ских условиях он обеспечивал отличную работу всех судовых двигателей и механизмов и ра­ боту котла без чистки, говорит сам за себя. Если через дза с половиной месяца была организована под­ мела команды и моряки получи­ ли положенный отдых, то капи­ тан и старший механик с перво­ го и до последнего дня остава­ лись на борту траулера. Да они и не могли поступить иначе, когда проводился важный во всех отношениях эксперимент. Высокую сознательность, дис­ циплину и организованность >проявили все без исключения члены экипажа. И когда мы по­ просили капитана и стармеха назвать лучших, то ответить на этот вопрос для них было очень нелегко. Тол ько за вторую по­ ловину рейса на судовую Доску почета было занесено 25 чело­ век. * Отличились вторые механики Е. Т. Никулинский и В. К. Ши- лясв, третий механик Н. С. Мальцев, машинист второго класса Б. П. Володин, слесарь Г. И. Гараханян, старший ма­ шинист В. М. Катереичук, стар­ шие мастера по добыче ры­ бы А . И. Савченко и А . А . Бушманов, рыбмастер М. А. Абашкин, засольщики В. II. Михайлов и В. П. -Носов, тре­ тий штурман Ю. Ф. Бантуров, боцман Э. Н. Хохлов , матросы И. В. Станкявичус, А'. Г. Р уд а ­ ков, машинист рыбомучной установки П. Т. Правдюк... Можно назвать еще десятки фамилий. И думается, что все, кто не терял самообладания в трудную минуту, кто трудился не покладая рук даже тогда, когда не было еще ясно, полу ­ чат ли они за это должное ма­ териальное вознаграждение, бу­ дут достойно отмечены управ­ л ени е^ тралового флота. Спохватились, да поздно На страницах бассейновой га­ зеты не раз публиковались -кор­ респонденции и статьи о необ­ ходимости совершенствования орудий лова, организации про­ мысла, системы планирования и оплаты труда. Рейс экипажа «Ш е л о н и » еще раз показал, чго эти вопросы решаются мед­ ленно, во многих случаях явля­ ются тормозом в работе фло ­ та (и одной из причин большо­ го недолова) . Еще на переходе к месту про­ мысла, а было это в марте, ана­ лизируя сводки, судоводители обратили внимание, что экипа­ жи С Р Т «М у рм а н с е л ь ди » име­ ют вылов на 3 0— 40 процентов выше, чем экипажи Р Т . Систематическое отставание нервировало и капитанов и ру ­ ководителей промысла. Уже тогда высказывались предполо­ жения, что все дело в орудиях лова, но на это никто не обра­ тил серьезного внимания. Большинство специалистов управления флота и капитанов уверовало в собственную непо­ грешимость. Мы, дескать, ловим рыбу тралом десятки лет, а что в этом понимают в сельдяном флоте. Корабли тралового фло­ та часто меняли районы про­ мысла, делали «оперативные » перебежки. Но это еще более у с у г у б л я л о положение. Спустя два, два с половиной месяца на промысле стали про­ водить сравнительные испыта­ ния на уловистость тралов. Но к этому времени многие капи­ таны Р Т уже « п р о з р е л и » и ста­ ли « снимать шапки» перед ка­ питанами С Р Т , обращаться к ним за советом и помощью и с просьбами «дать хотя бы один трал 24,7 м » , который находил­ ся у них на вооружении. И на­ до отметить, что моряки « М у р ­ мансельди » помогали всем, чем могли. Экипажи С Р Т - Р Ш 702, 709, 723, снимаясь с промысла в порт, передали капитану Са­ фонову тралы, бывшие в упот­ реблении. По существу эго бы­ ли утилевые орудия лова. Но мастера по добыче рыбы верну­ ли их к жизни. Тралы прослу ­ жили еще не одну сотню часов, и с помощью их экипаж « Ш е л о ­ ни» смог резко выправить по­ ложение. Травами 24,7 м было добыто 9040 центнеров хека и налима. Если бы с первых дней про­ мысла на борту «Ш е л о н и » име­ лись эти орудия лова, то, по заявлениям моряков, вылов ры­ бы был бы по меньшей мере увеличен на 4 тысячи центне­ ров. Помножьте эту цифру на количество судов бортового тра­ ления, промышлявших на бан­ ке Джорджес, и получится об­ щая цифра недолова по причи­ нам, зависящим от орудий ло ­ ва. У моряков «М у рма н с е л ьди » можно поучиться и организации промысла. Как правило, все коллективы С Р Т работали рит­ мично и не было той пестроты в уловах, которая наблюдается у экипажей тралового флота. Если какой-либо из экипажей С Р Т начинает отставать, на не­ го сразу же обращает вниманне флагман группы, на него пере­ саживается наставник по оруди­ ям лова. И чаще всего положе­ ние быстро выправляется. В траловом флоте пестрота в уловах была значительна да­ же при работе в одном и том же районе и с одннми орудиями лова. Во многом она зависит от того, что трудно найти два эки­ пажа, у которых бы тралы бы­ ли вооружены одинаково. При таком положении руководителю промысла нелегко ориентиро­ ваться в обстановке и опреде­ лять причину пролова того или иного экипажа. На кораблях сельдяного фло ­ та больше ультракоротковолно­ вых радиостанций, и поэтому штурманы круглосуточно под­ держивают связь друг с другом, лучше знают обстановку на промысле. Так, например, отхо­ дя от борта плавбазы, капитан связывается со своим коллегой, ведущим промысел, получает от него необходимую .консуль­ тацию и первое же траление делает наверняка. . - 'Надо форсировать установку У К В и- на кораблях -тралового флота. Затраты на это окупятся в первьтй же год увеличением добычи рыбы. Рейс экипажа «Ш е л о н и » еще раз показал порочность практи­ ки обслуживания большой груп­ пы судов одним производствен­ ным рефрижератором. Судово­ дители этого корабля не пом­ нят, напрнмер, чтобы коллектив « Д а у р и и » принимал рыбу мень­ ше, чем от пятнадцати экипа­ жей. В весенние месяцы суточная норма вылова для Р Т равня­ лась 13 тоннам, в летние — 10. Даже при невыполнении плана Есе экипажи сдавали столько рыбы, что коллектив рефриже­ ратора не в состоянии был ее заморозить. Много хека и нали­ ма принималось как не пищевая рыба и перерабатывалось на муку. Когда уловы были высо­ кими, то промысловики тоже не были в выигрыше . Суточная приемка ограничивалась. Само собой разумеется, что мощное технологическое обору­ дование р ефриже^торов не должно простаивать. Но делать это надо разумно и не простым увеличением числа кораблей, экипажи которых сдают на не­ го рыбу для заморозки. Ведь в конечном итоге страдают сотни промысловиков, у людей теря­ ется интерес к работе. Руководителям отдела про­ изводства рыбной продукции и новой технологии- главка «Сев- рыба » и управления «Севрыб- хо л одфл о т » пора решить также вопрос с определением веса принимаемой от моряков рыбы. Стампы на производственных рефрижераторах разные — и на 1.200, и на 1.300 килограм­ мов. На одном корабле списы­ вается на утечку, техрвань и т. д. одно количество рыбы, на другом — ин о е . 'И нередки случаи, когда в результате не­ точного приема рыбы по весу экипажи недополучают зара­ ботную плату. Вот предложения моряков «Ш е л о н и » . На всех производ­ ственных рефриже р а т о р а х стампы должны быть одной ем­ кости. Надо определить выход готовой продукции из стампы принятого хека, налима и дру ­ гой рыбы и установить твер­ дый стандартный вес. Эго поз­ волит избежать многих недора­ зумений и повысить заинтересо­ ванность моряков в работе на Дальнем Западе. О материальной заинтересованности Надо прямо признать, что за­ интересованности у моряков су­ дов бортового траления в рабо­ те на Дальнем Западе все еще нет. Причиной этому являются и приведенные выше факты и непродуманная система плани­ рования и оплата труда. Де л о доходит до курьезов. У экипажа «Ш е л о н и » , который за шесть месяцев сумел вы­ полнить годовой план, оказа­ лось невыполненным рейсовое задание, из-за чего моряки едва не лишились рейсовой премии. Много непродуманного в оп­ лате за сдаваемую на рефриже­ раторы рыбу и, в частности, налима. Как-то моряки занялись подсчетами, и вот что из этого получилось. Если экипаж сдаст за сутки десять тонн налима (то есть выполнит суточное за­ дание) , то моряки получат за него столько же, сколько полу ­ чили бы гарантийной оплаты при возвращении в порт с не­ выполнением рейсового зада­ ния (?! ) Спрашивается, можно ли при такой «материальной заинтере - . сованности» зажечь энтузиазм у моряков? Расценки за рыбу не всегда соответствуют - затраченному труду. В минувшем рейсе экипаж «Ш е л о н и » 155 раз швартовал­ ся к плавбазам для сдачи рыбы. Каждая швартовка отнимала в среднем три часа промыслового времени. Надо учитывать и это обстоятельство при установле­ нии рейсового задания экипа­ жу. Рыба на Дальнем Западе есть. Сырьевая база обеспечива­ ет экипажам Р Т не только вы­ полнение, но и перевыполнение рейсовых заданий. Необходимо устранить недостатки в органи­ зации промысла, снабжения, по­ высить материальную заинтере­ сованность моряков. Бе з этого нельзя рассчитывать на высокие уловы, на большую рыбу. Шесть месяцев без котлочистки В начале статьи уже г ов ори ­ лось о том, что котел на протя­ жении всего рейса эксплуати­ ровался без котлочистки. Инже­ неры-теплотехники и другие специалисты уже внимательно изучают опыт работы машин­ ной команды, руководимой тов. Минцем. Этот опыт будет обоб­ щен в специальной брошюре со всеми техническими подробно­ стями. Хочется еще раз подчеркнуть то огромное экономическое зна­ чение эксперимента, который был проведен. Как уже отмеча­ лось, РТ -229 находился в море 195 суток. Если бы экипаж вме­ сто одного сделал два обычных рейса, то они заняли бы столь ­ ко же времени. Но при этом на переходы ушло бы 38 суток и 12 суток — на стоянку в порту. В свою очередь эго повлекло бы снижение добычи рыбы, увели­ чение непроизводительных за­ трат на переходы ( только од­ ного топлива расходуется 350 — 380 тонн). Машинная команда сэкономи­ ла для ^ промысла по меньшей мере 35 — 38 суток. Большой объем работ она выполняла сво­ ими силами в период, когда ко­ рабль находился у борта произ­ водственного рефрижератора или плавбазы. В рейсе произво­ дилась профилактика главной машины с заменой двух голов­ ных подшипников и всех осталь­ ных механизмов. По приходу в порт дан заказ заводу на ре­ монт арматуры, на производст­ во трубопроводных работ и ра­ бот по электрочасти (подготов­ ка к сдаче Регистру ) . Осмотр котла и других меха­ низмов специалистами тралово­ го флота и организаций, 'конт­ ролирующих безопасное и без­ аварийное плавание, показал, что судно вполне в удовлетво­ рительном состоянии. А трау­ л ер находится в эксплуатации после малого капитального ре­ монта уже пять лет. Кстати го­ воря, Р Т № № 271, 223,, 225 и другие, ремонт которым был сделан позднее, уже снова у за­ водских причалов. Все члены машинной коман­ ды, с которыми мне пришлось беседовать, единодушно заяви­ ли, что суда подобной серии в весенне-летний период могут* эксплуатироваться без захода в порт по меньшей мере шесть—• семь месяцев. Свой рассказ о сланном эки­ паже «Ш е л о н и » мне хочется за­ кончить упреком в адрес руко­ водителей тралового флота и особенно механико-судовой службы. О времени прихода в порт экипажа, который занима­ ет первое место по добыче ры­ бы и совершившего труднейший эксперимент, знали заранее. Но никто из них так и не пришел, не поздравил экипаж с победой. А моряки очень ждали. Им хотелось показать в действии механизмы (команда готова бы­ ла предъявить их для освиде­ тельствования инспектору Ре ги ­ стра) . Им хотелось по душам поговорить обо всем том, что ме­ шает работе на Дальнем Западе. Пора кончать с подобным равнодушием. А оно становит­ ся в траловом флоте системой, большим злом. Е. ЕВГЕНЬЕВ. § Норвежский министр отбыл, на родину | Е МО С К В А . 7 октября из Москвы на родину отбыл го-. Е = стивший в Советском Союзе министр рыболовства Норве- = Е гии Одмунд Мюклебуст . = = В течение десяти дней в Москве, Ленинграде, Риге , = = Мурманске, на Черноморском побережье Кавказа мы зна- = = комились с развитием советского промыслового флота, с = Е работой рыбных портов, встречались с деятелями науки, = = заявил перед отъездом корреспонденту Т А С С Одмунд = Е Мкжлебуст . Е У^VVV^/VVVV'У^/'V^/^У\AA.Л/\A/'\/V\/^AAA/\/VЛ/\/>w'\A/SУ\AAЛAAA/\AAA/\ЛУ^/^AЛAAЛ/^/^/'^^AA/\/V\AЛ/^AЛ/'^ /V X A A /V V A A A A A A A A A A A A A /V N j^ ^ A A A A A /V V V V 4 На большом морозильном траулере «Салтыков-Щедрин» добрая слава идет о многих моряках, показывающих образцы в трудовой борьбе за выполнение социалистических обязательств, приня­ тых на первый год пятилетки. В числе передовиков — матрос тов. Гончаров, мастер по добыче рыбы тов: Чнченков и боцман тов. Бубнов. Всех троих вы видите'на этом снимке: матрос тов.' ГОНЧАРОВ (слева ) , мастер по добыче тов. ЧИЧЕНКОВ (в центре) и боцман тов* БУБНОВ. Фото Б. Алексеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz