Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
П ОСЛЕ трудного плавания, оглядываясь назад, спра шиваешь себя: «Все ли возможное сделали моряки, сам лично, можно ли было срабо тать лучше?» И хотя экипаж иашего БМРТ выполнил к нача лу третьего квартала годовой план, перекрыл на 8 процентов рейсовое задание; и за хорошую работу коллективу вручен вым пел главка «Севрыба», я не мог удержаться от такого вопроса. М ответ был ясен: да, могли до биться лучших результатов. Всем «известно, что Мурман ский траловый флот по праву считается родоначальником со ветского промышленного рыбо ловства. Промысловики Мурма на хорошо зарекомендовали се бя, и наших специалистов с рас простертыми объятиями встре чают в других бассейнах стра ны. Возможно, это расхолодило нас, и мы стали почивать на лаврах, забывая, что стоять на месте нельзя, жизнь требует по-новому посмотреть на нашу работу. Наши ученики-балтийцы пра ктически во многом обошли нас, теперь уже мы оказатись в роли учеников, с благодарностью при нимаем советы и рекомендации. В августе и сентябре этого года балтийская и северная фло тилии находились на промысле аргентпны и сельди на северном склоне Джорджес-банки. Уловы у наших соседей были стабиль нее и обильнее. В чем дело? Р е шили произвести контрольное траление, и «секрет» сразу от крылся. Их тралы на 3 0 —3 5 процентов уловистее наших. Встал вопрос о взаимовыручке. Но не тут-то было. Мы не могли получить ни одного трала, что бы по ним сделать или заказать на ба зу партию для всей груп пы. Пока руководитель промыс ла тов. Гаришний вел перепис ку с руководителями обоих фло тов о причинах неравномерной работы, мурманчане находились в пролоЕС. Тем временем на банку по дошел БМРТ-416, на борту ко торого находился автор улови стого трала тов. Бобылев. И вот что оказалось. Тов. Бобылев не сколько лет тому назад предла гал промысловому отделу наше го тралового флота конструк цию орудий лова, которыми сей час работают балтийцы. Даже пожелтевшие от времени черте жи сохранились. Нетрудно по нять наше недоумение и обиду за нерасторопность и халатность инженеров отдела добычи. На промысле мне часто при ходилось обмениваться по радио, а затем и с глазу на глаз, опы том с капитанами калининград ских судов по многим вопросам нашей деятельности. Заслужи вает внимания такой фа*кт. Балтийцы добиваются высокого качества продукции не ущемле нием материальной заинтересо ванности капитанов, поадполитов, мастеров по обработке, как это практиковалось раньше, а оп равдываемыми денежными за тратами. На практике это вы глядит таким образом. При обильных уловах, когда морозильные камеры не могут обеспечить заморозку всей ры бы, часть ее лежит длительное время на палубе, а корабль — в дрейфе. Естественно, качест во такого сырья оставляет же лать много лучшего, снижаясь до второго сорта, а то и утиля. Балтийцы устранили такой не достаток. В помещении рыбной фабрики они установили емко сти с теплоизоляцией и подво дом охлаждения от автономного компрессора. В этих емкостях 25 —30 тонн рыбы с понижени ем температуры до нуля граду сов можно хранить около суток. Затраты окупаются с лихвой. Выпуск готовой высококачест венной продукции увеличивает ся примерно на 10—15 тонн в сутки. Наши соседи добились высо кой производительности рыбо мучных установок. Вместо 4 —5 тонн они вырабатывают муки ежесуточно в два раза больше. Можно позавидовать умению балтийцев правильно дислоци ровать флот по районам и рабо те их поисковых судов. Поиско вики постоянно информируют добытчиков по радиосвязи на дежурной волне о результатах разведки, а на совещании до кладывают не. только о своей работе и коллег других флотов, а даже иностранцев. Поисковые суда комплектуются опытными кадрами, руководитель промыс ла, посылая то или иное судно для проверки района, учитывает знания капитаном этого района. А как у нас получилось в июне — августе? Назначили поиско вым БМ РТ -236 , а капитан зая вил, что на Джорджес-банке он работает первый раз. И тем не менее ннкто не отменил реше ния. В части умения вовремя пе реключаться в новые районы промысла можно добавить, что балтийцы не ждут решения мно гих вопросов, в том числе полу чения специального обмундиро вания и питания для работы в экваториальных широтах, как не ждут полного освоения промыс лового района. Уже в начале октября они покинули Джорд- жес-банку и остальные северо атлантические места лова и пе реключили флот в экваториаль ные воды. И еще хочется затронуть один вопрос — подмену команд в море. Она обошлась для БМ РТ -256 «Серафимович» при мерно в 1 0 0 тысяч рублей. Кроме того, корабль работает на износ, и в конечном счете та кой метод эксплуатации флота не оправдывается. Балтийские рыбаки в нормальных берего вых условиях и по графику про изводят профилактические ре монты. Они имеют договор с судоремонтной фирмой порта Сент-Джонс. За 7 —8 суток судно проходит до-кование и профремонт. Не исключена воз можность, что в скором времени балтийцы используют открывшу юся авиалинию Москва — Мон реаль для доставки подменных бригад. Можно было бы здесь срав нить опыт приема и перевозки готовой продукции на транспор тных и рефрижераторных судах, но остановлюсь на другом. До говор между «Севрыбхолодфло- том» и управлением тралового флота заключен не в пользу по следнего. Упущено основное —* сохранность груза. Дело в том, что «Севрыбхолодфлот» посто янно комплектует команды баз новичками, не имеющими ника кого промыслового опыта. Вот и получается, что при приеме груза, да еще в свежую погоду, лебедчики, которые впервые увидели палубный механизм, начинают тренировки по попа данию партии ящиков с рыбой в трюм. При этом они обяза тельно ударяются о комингсы трюма, реллинги или вентилято ры. Поврежденные ящики при ходится менять, а имеющая ме ханические повреждения рыба теряет качество. Рекламации на снижение сортности идут в ад рес добытчиков. Как правило, на базах к тому же не хватает людей. Чтобы разгрузка шла с использовани ем всех грузовых стрел» при ходится с промыслового судна посылать подвахтенных моряков на помощь. Транспортники уже привыкли в это время за счет даровой силы производить чи-* стку двигателей и прочий ре монт. Поимер тому — производи сгвенчый рефрижератор «Вчк- хор Лягчн». Систома планирования рабо ты экипажей судов «Севрыбхо- лодфлота» поставлена без уче* та ппостоев полногрузных тра-* улеров гралового флота. А сле довало бы учитывать это при оценке деятельности коллекти ва базы за рейс да и управле ния в целом: то ли следует вы-? плачивать премию, то ли нет. А . ГОНЧАРОВ , капитан-ди ректор БМ РТ -256 «Серафи мович». Б О Л Ь С Е Р Д НА ПОМОЩЬ ПРИШЕЛ ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК Тысячи тонн готовой рыбной продукции ежесуточно отправ ляются из Мурманска в раз личные области и города стра ны. Почти половину ее составля ют рыбные товары, упакованные в картонные ящики. Загрузка железнодорожных вагонов про изводится вручную. Каждый ящик весом в 30 —35 кило граммов переносится портовыми рабочими в вагон и укладыва ется там. На загрузке одного вагона обычно занято три —четыре че ловека. Для того, чтобы выпол нить норму и не допустить про стоя, каждому приходится пере нести за смену 800 —900 ящи ков и пройти в общей сложности четыре километра. В Мурманском ордена Трудо вого Красного Знамени торго вом порту загрузка железнодо рожных вагонов механизирова на. Сейчас на причалах порта можно видеть, как изотермиче ские вагоны заполняются рыбой с помощью электропогрузчи ков. Технологический процесс вы глядит так. Вагон подается для погрузки к столу-рампе. На этот стол краны подают ребри стые поддоны с рыбной продук цией. Водитель электропогруз чика снимает с поддона пакет с рыбой (16 ящиков) по п’ереход- iiiiKiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiuiniiiiiiiitiiiiiui Есть I ■ 11.200 центнеров | рыбы! I ■ Хорошо работает сейчас экипаж 2 СРТ-434. Досрочно завершено вы полнение годового плана по добы че рыбы. На счету моряков судна - — 11.200 центнеров рыбы. В этом ■ большая заслуга всего коллектива. Хорошо трудятся матрос Стусен- ■ мо, помощник рыбмастера Хлеб- ■ ников, старший штурман Ефимов, ■ начальник радиостанции Попов. Экипаж приложит все силы для ■ досрочного выполнения принятых ^обязательств. ! Предсудиома СРТ-434 ШЕФ- ■ РАНОВ. ному мостику выезжает в вагон. Двигаясь по прочным наполь ным решеткам, электропогруз чик устанавливает пакет в ва гоне. Водитель делает это с по мощью сталкивателя. На этих операциях заняты двое рабочих. Они и управляют электропогрузчиком, и выполня ют вспомогательные операции. Район дверного проема вагона загружается вручную. Как по казывают расчеты, производи тельность труда при таком спо собе возрастает в полтора раза. Можно применять электропо грузчик и при загрузке вагонов с непрочжымн напольными ре шетками. В этом .случае элек тропогрузчик доставляет пакет с ящиками в вагон, а укладка их производится вручную. Ликви дируются утомительные перехо ды с ящиками, что также спо собствует повышению произво дительности труда. Сейчас усилия новаторов на правлены на то, чтобы устра нить отдельные недостатки в технологическом процессе и ши роко внедрить его в практику работы порта. Подсчитано, что применение электропогрузчиков может дать порту около 200 тысяч рублей%экономии в год. Думается, что специалисты Мурманского рыбного порта также заинтересуются опытом работы своих соседей и возьмут его на вооружение. Винт из пластмассы s □ Средний рыболовный траулер -шИжма* управления «Мурмаи- сельдь» сейчгс работает в Северной Атлантине. Обычный промысло вый рейс, обычное судно. И если что-то отличает «Ижму» от других кораблей подобного типа, так это гребной винт — он сделан из пластмассы. Исходные данные для проектировки винта, наблюдения за его из готовлением вели сотрудники Мурманского отделения института «Гипрорыбфяот». И вот винт в работе. Как он поведет себя в море, оправдает ли расчеты и надежды? Ответ на этот вопрос даст много месячный рейс «Ижмы». Первый этап испытаний в Баренцевом море винт выдержал. Тра ловый промысел шел очень успешно. Сейчас судно ведет дрифтер ный лов и тоже удачно. Но плавание в Атлантике еще не означает конец эксперимента. Пластмассовому винту предстоит нелегкая работа в ледовых усло виях. Вслед за ледоколом «Ижма» должна будет пройти сквозь соро касантиметровый лед. Тогда будет дано окончательное заключение о работе вкнта из пластмассы.4 По следам наших выступлений Л море иа БМРТ, Трад подмят. Фото И. Иванова. «АТЛАНТИЧЕСКИЙ РЕЙС «ШЕЛОН И В статье, опубликованной под таким заголовком л номере газе ты за 9 октября, правильно указы вается на недостатки в организа ции промысла и на необходимость широкого распространения опыта работы экипажа РТ-229 «Шелонь». В настоящее время суда борто вого траления имеют на вооруже нии тралы, улоийстость которых на 35 процентов выше, чем у трала 24,7 метра. Считаем, что возмож ности создания еще более улови стых тралов полностью не исполь зованы. Сейчас в море находится группа специалистов, которая про водит испытания и окажет по мощь экипажам РТ в освоении но вого, более уловистого трала. Повышена материальная заин тересованность экипажей РТ, ра ботающих в Северо-Западной Ат лантике. Суточная норма добычи рыбы снижена от 20 до 25 процен тов, а расценки на рыбу повышены от 30 до 70 процентов. Главк «Севрыба» утвердил гра фик нахождения на промысле про мысловых судов и плавбаз. Этот график обеспечивает бесперебой ную работу экипажей. Для устранения недостатков в организации промысла в море на ходится зам. начальника флота тов. Гунин. Опыт работы машинной коман ды траулера «Шелонь» обобщен в брошюре «195 суток без котлочи- сткн», которая издается Мурман ским книжным издательством. При механико-судовой службе флота и на промысле проводятся занятия школы передового опыта. На этих занятиях изучается опыт работы машинных команд РТ №№ 308 и 229. В* первом квартале 1967 года 5 траулеров бортового траления бу дут производить чистку паровых котлов после их шестимесячной эксплуатации. А. РУСНАКОВ, заместитель на чальника управления тралового флота. В ответ на критику, высказан ную в статье «Атлантический рейс «Шелонн», сообщаю, что группе технологов управления «Севрыб холодфлот» дано указание прове сти опытную работу по определе нию выхода готовой продукции из стампы, а также по разработке стамп более подходящего объема. П. ИЛЬГОВ, заместитель на чальника управления «Севрыб холодфлот». «НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ ДОЛЖНА АГИТИРОВАТЬ» Корреспонденция «Наглядная агитация должна агитировать» обсуждена на совещании директо ров заводов м начальников цехов. Критика признана правильной. К празднованию 49-й годовщи ны Великого Октября наглядная агитация на зданиях м в цехах рмбокомбината была обновлена с jгчНма замечание в» пожеланий, высказанных « газете» Сейчас ррсоводство комбината Совместно с парткомом разраба тывают план мероприятий по до стойной встрече 50-летия Совет ской власти, в котором найдут отражение и вопросы наглядной агитации. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, замести тель директора рыбокомбина та.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz