Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

П ОСЛЕ трудного плавания, оглядываясь назад, спра­ шиваешь себя: «Все ли возможное сделали моряки, сам лично, можно ли было срабо­ тать лучше?» И хотя экипаж иашего БМРТ выполнил к нача­ лу третьего квартала годовой план, перекрыл на 8 процентов рейсовое задание; и за хорошую работу коллективу вручен вым­ пел главка «Севрыба», я не мог удержаться от такого вопроса. М ответ был ясен: да, могли до­ биться лучших результатов. Всем «известно, что Мурман­ ский траловый флот по праву считается родоначальником со­ ветского промышленного рыбо­ ловства. Промысловики Мурма­ на хорошо зарекомендовали се­ бя, и наших специалистов с рас­ простертыми объятиями встре­ чают в других бассейнах стра­ ны. Возможно, это расхолодило нас, и мы стали почивать на лаврах, забывая, что стоять на месте нельзя, жизнь требует по-новому посмотреть на нашу работу. Наши ученики-балтийцы пра­ ктически во многом обошли нас, теперь уже мы оказатись в роли учеников, с благодарностью при­ нимаем советы и рекомендации. В августе и сентябре этого года балтийская и северная фло­ тилии находились на промысле аргентпны и сельди на северном склоне Джорджес-банки. Уловы у наших соседей были стабиль­ нее и обильнее. В чем дело? Р е ­ шили произвести контрольное траление, и «секрет» сразу от­ крылся. Их тралы на 3 0 —3 5 процентов уловистее наших. Встал вопрос о взаимовыручке. Но не тут-то было. Мы не могли получить ни одного трала, что­ бы по ним сделать или заказать на ба зу партию для всей груп­ пы. Пока руководитель промыс­ ла тов. Гаришний вел перепис­ ку с руководителями обоих фло­ тов о причинах неравномерной работы, мурманчане находились в пролоЕС. Тем временем на банку по­ дошел БМРТ-416, на борту ко­ торого находился автор улови­ стого трала тов. Бобылев. И вот что оказалось. Тов. Бобылев не­ сколько лет тому назад предла­ гал промысловому отделу наше­ го тралового флота конструк­ цию орудий лова, которыми сей­ час работают балтийцы. Даже пожелтевшие от времени черте­ жи сохранились. Нетрудно по­ нять наше недоумение и обиду за нерасторопность и халатность инженеров отдела добычи. На промысле мне часто при­ ходилось обмениваться по радио, а затем и с глазу на глаз, опы­ том с капитанами калининград­ ских судов по многим вопросам нашей деятельности. Заслужи­ вает внимания такой фа*кт. Балтийцы добиваются высокого качества продукции не ущемле­ нием материальной заинтересо­ ванности капитанов, поадполитов, мастеров по обработке, как это практиковалось раньше, а оп­ равдываемыми денежными за ­ тратами. На практике это вы­ глядит таким образом. При обильных уловах, когда морозильные камеры не могут обеспечить заморозку всей ры­ бы, часть ее лежит длительное время на палубе, а корабль — в дрейфе. Естественно, качест­ во такого сырья оставляет же­ лать много лучшего, снижаясь до второго сорта, а то и утиля. Балтийцы устранили такой не­ достаток. В помещении рыбной фабрики они установили емко­ сти с теплоизоляцией и подво­ дом охлаждения от автономного компрессора. В этих емкостях 25 —30 тонн рыбы с понижени­ ем температуры до нуля граду­ сов можно хранить около суток. Затраты окупаются с лихвой. Выпуск готовой высококачест­ венной продукции увеличивает­ ся примерно на 10—15 тонн в сутки. Наши соседи добились высо­ кой производительности рыбо­ мучных установок. Вместо 4 —5 тонн они вырабатывают муки ежесуточно в два раза больше. Можно позавидовать умению балтийцев правильно дислоци­ ровать флот по районам и рабо­ те их поисковых судов. Поиско­ вики постоянно информируют добытчиков по радиосвязи на дежурной волне о результатах разведки, а на совещании до­ кладывают не. только о своей работе и коллег других флотов, а даже иностранцев. Поисковые суда комплектуются опытными кадрами, руководитель промыс­ ла, посылая то или иное судно для проверки района, учитывает знания капитаном этого района. А как у нас получилось в июне — августе? Назначили поиско­ вым БМ РТ -236 , а капитан зая ­ вил, что на Джорджес-банке он работает первый раз. И тем не менее ннкто не отменил реше­ ния. В части умения вовремя пе­ реключаться в новые районы промысла можно добавить, что балтийцы не ждут решения мно­ гих вопросов, в том числе полу­ чения специального обмундиро­ вания и питания для работы в экваториальных широтах, как не ждут полного освоения промыс­ лового района. Уже в начале октября они покинули Джорд- жес-банку и остальные северо­ атлантические места лова и пе­ реключили флот в экваториаль­ ные воды. И еще хочется затронуть один вопрос — подмену команд в море. Она обошлась для БМ РТ -256 «Серафимович» при­ мерно в 1 0 0 тысяч рублей. Кроме того, корабль работает на износ, и в конечном счете та­ кой метод эксплуатации флота не оправдывается. Балтийские рыбаки в нормальных берего­ вых условиях и по графику про­ изводят профилактические ре­ монты. Они имеют договор с судоремонтной фирмой порта Сент-Джонс. За 7 —8 суток судно проходит до-кование и профремонт. Не исключена воз­ можность, что в скором времени балтийцы используют открывшу­ юся авиалинию Москва — Мон­ реаль для доставки подменных бригад. Можно было бы здесь срав­ нить опыт приема и перевозки готовой продукции на транспор­ тных и рефрижераторных судах, но остановлюсь на другом. До­ говор между «Севрыбхолодфло- том» и управлением тралового флота заключен не в пользу по­ следнего. Упущено основное —* сохранность груза. Дело в том, что «Севрыбхолодфлот» посто­ янно комплектует команды баз новичками, не имеющими ника­ кого промыслового опыта. Вот и получается, что при приеме груза, да еще в свежую погоду, лебедчики, которые впервые увидели палубный механизм, начинают тренировки по попа­ данию партии ящиков с рыбой в трюм. При этом они обяза­ тельно ударяются о комингсы трюма, реллинги или вентилято­ ры. Поврежденные ящики при­ ходится менять, а имеющая ме­ ханические повреждения рыба теряет качество. Рекламации на снижение сортности идут в ад­ рес добытчиков. Как правило, на базах к тому же не хватает людей. Чтобы разгрузка шла с использовани­ ем всех грузовых стрел» при­ ходится с промыслового судна посылать подвахтенных моряков на помощь. Транспортники уже привыкли в это время за счет даровой силы производить чи-* стку двигателей и прочий ре­ монт. Поимер тому — производи сгвенчый рефрижератор «Вчк- хор Лягчн». Систома планирования рабо­ ты экипажей судов «Севрыбхо- лодфлота» поставлена без уче* та ппостоев полногрузных тра-* улеров гралового флота. А сле­ довало бы учитывать это при оценке деятельности коллекти­ ва базы за рейс да и управле­ ния в целом: то ли следует вы-? плачивать премию, то ли нет. А . ГОНЧАРОВ , капитан-ди­ ректор БМ РТ -256 «Серафи­ мович». Б О Л Ь С Е Р Д НА ПОМОЩЬ ПРИШЕЛ ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК Тысячи тонн готовой рыбной продукции ежесуточно отправ­ ляются из Мурманска в раз­ личные области и города стра­ ны. Почти половину ее составля­ ют рыбные товары, упакованные в картонные ящики. Загрузка железнодорожных вагонов про­ изводится вручную. Каждый ящик весом в 30 —35 кило­ граммов переносится портовыми рабочими в вагон и укладыва­ ется там. На загрузке одного вагона обычно занято три —четыре че­ ловека. Для того, чтобы выпол­ нить норму и не допустить про­ стоя, каждому приходится пере­ нести за смену 800 —900 ящи­ ков и пройти в общей сложности четыре километра. В Мурманском ордена Трудо­ вого Красного Знамени торго­ вом порту загрузка железнодо­ рожных вагонов механизирова­ на. Сейчас на причалах порта можно видеть, как изотермиче­ ские вагоны заполняются рыбой с помощью электропогрузчи­ ков. Технологический процесс вы­ глядит так. Вагон подается для погрузки к столу-рампе. На этот стол краны подают ребри­ стые поддоны с рыбной продук­ цией. Водитель электропогруз­ чика снимает с поддона пакет с рыбой (16 ящиков) по п’ереход- iiiiKiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiuiniiiiiiiitiiiiiui Есть I ■ 11.200 центнеров | рыбы! I ■ Хорошо работает сейчас экипаж 2 СРТ-434. Досрочно завершено вы­ полнение годового плана по добы­ че рыбы. На счету моряков судна - — 11.200 центнеров рыбы. В этом ■ большая заслуга всего коллектива. Хорошо трудятся матрос Стусен- ■ мо, помощник рыбмастера Хлеб- ■ ников, старший штурман Ефимов, ■ начальник радиостанции Попов. Экипаж приложит все силы для ■ досрочного выполнения принятых ^обязательств. ! Предсудиома СРТ-434 ШЕФ- ■ РАНОВ. ному мостику выезжает в вагон. Двигаясь по прочным наполь­ ным решеткам, электропогруз­ чик устанавливает пакет в ва­ гоне. Водитель делает это с по­ мощью сталкивателя. На этих операциях заняты двое рабочих. Они и управляют электропогрузчиком, и выполня­ ют вспомогательные операции. Район дверного проема вагона загружается вручную. Как по­ казывают расчеты, производи­ тельность труда при таком спо­ собе возрастает в полтора раза. Можно применять электропо­ грузчик и при загрузке вагонов с непрочжымн напольными ре­ шетками. В этом .случае элек­ тропогрузчик доставляет пакет с ящиками в вагон, а укладка их производится вручную. Ликви­ дируются утомительные перехо­ ды с ящиками, что также спо­ собствует повышению произво­ дительности труда. Сейчас усилия новаторов на­ правлены на то, чтобы устра­ нить отдельные недостатки в технологическом процессе и ши­ роко внедрить его в практику работы порта. Подсчитано, что применение электропогрузчиков может дать порту около 200 тысяч рублей%экономии в год. Думается, что специалисты Мурманского рыбного порта также заинтересуются опытом работы своих соседей и возьмут его на вооружение. Винт из пластмассы s □ Средний рыболовный траулер -шИжма* управления «Мурмаи- сельдь» сейчгс работает в Северной Атлантине. Обычный промысло­ вый рейс, обычное судно. И если что-то отличает «Ижму» от других кораблей подобного типа, так это гребной винт — он сделан из пластмассы. Исходные данные для проектировки винта, наблюдения за его из­ готовлением вели сотрудники Мурманского отделения института «Гипрорыбфяот». И вот винт в работе. Как он поведет себя в море, оправдает ли расчеты и надежды? Ответ на этот вопрос даст много­ месячный рейс «Ижмы». Первый этап испытаний в Баренцевом море винт выдержал. Тра­ ловый промысел шел очень успешно. Сейчас судно ведет дрифтер­ ный лов и тоже удачно. Но плавание в Атлантике еще не означает конец эксперимента. Пластмассовому винту предстоит нелегкая работа в ледовых усло­ виях. Вслед за ледоколом «Ижма» должна будет пройти сквозь соро­ касантиметровый лед. Тогда будет дано окончательное заключение о работе вкнта из пластмассы.4 По следам наших выступлений Л море иа БМРТ, Трад подмят. Фото И. Иванова. «АТЛАНТИЧЕСКИЙ РЕЙС «ШЕЛОН И В статье, опубликованной под таким заголовком л номере газе­ ты за 9 октября, правильно указы­ вается на недостатки в организа­ ции промысла и на необходимость широкого распространения опыта работы экипажа РТ-229 «Шелонь». В настоящее время суда борто­ вого траления имеют на вооруже­ нии тралы, улоийстость которых на 35 процентов выше, чем у трала 24,7 метра. Считаем, что возмож­ ности создания еще более улови­ стых тралов полностью не исполь­ зованы. Сейчас в море находится группа специалистов, которая про­ водит испытания и окажет по­ мощь экипажам РТ в освоении но­ вого, более уловистого трала. Повышена материальная заин­ тересованность экипажей РТ, ра­ ботающих в Северо-Западной Ат­ лантике. Суточная норма добычи рыбы снижена от 20 до 25 процен­ тов, а расценки на рыбу повышены от 30 до 70 процентов. Главк «Севрыба» утвердил гра­ фик нахождения на промысле про­ мысловых судов и плавбаз. Этот график обеспечивает бесперебой­ ную работу экипажей. Для устранения недостатков в организации промысла в море на­ ходится зам. начальника флота тов. Гунин. Опыт работы машинной коман­ ды траулера «Шелонь» обобщен в брошюре «195 суток без котлочи- сткн», которая издается Мурман­ ским книжным издательством. При механико-судовой службе флота и на промысле проводятся занятия школы передового опыта. На этих занятиях изучается опыт работы машинных команд РТ №№ 308 и 229. В* первом квартале 1967 года 5 траулеров бортового траления бу­ дут производить чистку паровых котлов после их шестимесячной эксплуатации. А. РУСНАКОВ, заместитель на­ чальника управления тралового флота. В ответ на критику, высказан­ ную в статье «Атлантический рейс «Шелонн», сообщаю, что группе технологов управления «Севрыб­ холодфлот» дано указание прове­ сти опытную работу по определе­ нию выхода готовой продукции из стампы, а также по разработке стамп более подходящего объема. П. ИЛЬГОВ, заместитель на­ чальника управления «Севрыб­ холодфлот». «НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ ДОЛЖНА АГИТИРОВАТЬ» Корреспонденция «Наглядная агитация должна агитировать» обсуждена на совещании директо­ ров заводов м начальников цехов. Критика признана правильной. К празднованию 49-й годовщи­ ны Великого Октября наглядная агитация на зданиях м в цехах рмбокомбината была обновлена с jгчНма замечание в» пожеланий, высказанных « газете» Сейчас ррсоводство комбината Совместно с парткомом разраба­ тывают план мероприятий по до­ стойной встрече 50-летия Совет­ ской власти, в котором найдут отражение и вопросы наглядной агитации. А. ЕМЕЛЬЯНОВ, замести­ тель директора рыбокомбина­ та.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz