Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

Н а с т р о е н и е у на с Распрессовка, то есть разру­ шение танка или цистерны из­ быточным давлением, является очень серьезной аварией. Ана­ лиз показывает, что во всех случаях (кроме конструктивных недостатков танка № 1 на су­ дах типа «Айвазовский» и воз­ душных труб на СРТ типа «Океан») причинами распрес- оовок являлись упущения лич­ ного состава по небрежности или недопониманию существа вопроса и его последствий. Иногда распрессовка проис­ ходит скрытно и обнаруживает­ ся спустя длительное время, в доке или при осмотре. Тогда трудно восстановить истинные обстоятельства случившейся беды. Условия работы под давлени­ ем танка с двойным дном по су­ ществу не отличаются от рабо­ ты котла или пневмоцистерны, на устройство и эксплуатацию которых распространяются спе­ циальные правила. Если расчет­ ное давление в них более 0,5 атмосферы, то они надежно за­ щищаются о т превышения дав­ ления специальной арматурой и автоматикой, срабатывающей без участия человека. f Единственной же защитой vмеждудонного танка являются воздушные трубки, через кото­ рые переполняющая танин во­ да должна свободно выливать­ ся. Даже только одно это об­ стоятельство требует от лично­ го состава особой бдительности при приеме воды. Если наполнение танка про­ исходит самотеком (через во­ ронку) от береговой магистрали, то давления в нем выше напора столба воды в воздушной труб­ ке не произойдет. Прочность кости. Как только движение жидко­ сти в шлангах и трубах прекра­ тилось, то есть танк наполнен и вода из него не выливается, по­ тери напора равны нулю. По­ скольку жидкость несжимаема, давление в танке становится равным давлению под поршнем насоса независимо от длины шлангов, изгибов труб и т. п. воды была доверена судовому плотнику тов. Селиманову. Он рассказал, что колпачки и сетка воздушных труб перед приемом воды были сняты, а трубки про­ верены футштоком и были сво­ бодными. В этих условиях ава­ рия, казалось бы, исключается. Однако во время наполнения танка № 2 правого борта на судне вдруг услышали несколь- ЭТО СЛУЧИЛОСЬ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ корпусных конструкций обеспе­ чивает их целостность именно при таком напоре. Но в услови­ ях промысла пополнение кораб­ лей водой производится совре­ менными танкерами, которые подают «воду мощными насо­ сами. Штурманам и механикам не следует забывать* той ' простой истины, почерпнутой еще в учебном заведении из курса гидродинамики, что потеря на­ пора в длинных трубах, на ко­ торые иногда ссылаются, оправ­ дывая то, что не были приняты должные меры предосторожно­ сти, существует постольку, по- снолыку имеется движение жид­ Вот что произошло на про­ изводстве ином рефрижера торе «Советск». Он принимал воду от танкера «Грозный», следо­ вавшего на бакштове на рассто­ янии 5 0—100 метров. Вода по­ давалась поршневым насосом по шлангу диаметром 63 мм. Конец его был привинчен к фланцу приемной трубы того же диаметра на верхней ’'палубе «Советска». Танк снабжен двумя воздуш­ ными трубками диаметром так­ же по 63 мм, что исключает возможность создания в нем давление от скоростного напора воды в шланге. Подготовив танков н приему ко последовательных ударов, исходящих из танка и такой си­ лы, что задрожали корпус и надстройки. Затем из кормовой воздушной трубки выплеснулся высокий фонтан воды. Об этом случае имеются за­ писи .в палубном вахтенном журнале, но по приходу в порт в июне нынешнего года факт аварии береговыми работника­ ми не был обнаружен, а лич­ ным составом судна скрыт. В действительности оказа­ лось, что колпаки с воздушных труб, возможно, и были сняты, но в нижней их иаопнутой части был лед, закупоривший трубки. Удары были оипшлол* отры­ ва листов днищевой обшивки и настила второго дна от набора корпуса. Расчетами проверено, что избыточное давление в танке возникло весьма большим, по­ рядка трех атмосфер (30 мет­ ров водяного столба выше сре­ ды воздушной трубки на палу­ бе). Вслед за отрывом от флор и изгибом балок продольного набора корпуса должны после­ довать разрывы листов наруж­ ной обшивки на жестких частях корпуса судна, для образования которых такого большого дав­ ления уже не требовалось. Только благодаря счастливым обстоятельствам в этот момент лед в трубках подтаял и его силой давления воды в 4 атмос­ феры выбросило из трубки вме­ сте с фонтаном воды, судно из­ бежало затопления трюма № 2 , а, возможно, и гибели. Но, согласно информации об остойчивости, танк в некоторых случаях загрузки судна на про­ мысле должен балластировать­ ся. Таким образом, произошла и производная от первого нару­ шения — несоблюдение инфор­ мации об остойчивости. В настоящее время для уст­ ранения дефекта судно вььведе* но из эксплуатации на месяц. (Окончание на 4-й стр.). Поиск ведет „Сулин" ких трудностей, все у них идет гладко, хорошо, кругом одни! успехи. Однако это не так. На- < пример, в 7‘М и 8-м рейсах нам < пришлось перестраиваться с \ обычного лова на глубоковод- < ный. Здесь мы встретились с \ трудностями, которых не ожи- < дали. Во-первых, частые штор- | мы мешали нормальной работе. < Приходилось для очередного ] траления заходить на ветер, « маневрировать судном. Много | хлопот доставили глубоковод-« ные доски. Обычные доски лег- | че, и при начале циркуляции они сразу дают распор, отхо-| дят от борта, а для того, чтобы - достичь этого с глубоководны- I ми, нужно долго разгонять судно — ход у «Сулина» не | крейсерский. Помимо поисковой работы, нашим морякам приходилось заниматься и обработкой улова. | Всю рыбу мы солили, из трески . вырабатывали клипфиск. Часто до подхода кораблей мы об­ лавливали косяк и в порт при* возили полуфабриката не мень­ ше, чем экипажи промысловых судов. Так, из последних двух плаваний доставляли более чем по 70 тонн полуфабриката. Команда на нашем корабле в основном не меняется. Слажен­ но трудятся матросы, мастера по добыче, руководимые Серге­ ем Георгиевичем Мотылевым, механики, кочегары, штурман­ ский состав. Второй помощник капитана тов. Прокущенко пла­ вает на «Сулине» с 1960 года и, можно сказать, в совершенстве освоил и промысловую, и по­ исковую работу. Возглавляет наш коллектив Иван Федорович Брылов. Опытный, хороший ка­ питан. С ним легко работать. Постоянные перебежки из одного района в другой требу­ ют много усилий, чтобы перево­ оружить тралы применительно к тем условиям, где предстоит вести поиск. Нам приходится перебивать подборы, менять плав, ставить буи. Всему этому нужно учить моряков. На «Су- лине» постоянно проводятся за­ нятия как со штурманами, так и с палубной командой. Вот одна деталь, которая также хорошо характеризует наш экипаж. При больших уло­ вах, когда одна вахта не смо­ жет вовремя обработать рыбу, на помощь ей без напоминания выходят подвахтенные матро­ сы. Сортность полуфабриката у нас всегда выше плановой. В очередной рейс мы также идем в Копытовский район. Можно надеяться, что он будет успешным, потому что с таким коллективом, как на «Сулине», можно хорошо работать. Ю. РОМАНОВ, старший по­ мощник капитана. Тяжелый, но не «невезучий» О траулере «Анадырь» у цромысловиков тралового фло­ та сложилось довольно твердое мнение: «тяжелый пароход». Под этим понимается многое: пло­ хо «стоит» пар, корабль сильно качается на волне, частенько стоит у причала из-за всевоз­ можных поломок и т. д. Я вы­ ходил на этом судне в море н вместе с экипажем разделял все неудобства, если не сказать, огорчейия, вызванные качества­ ми «тяжелого» парохода. И все же моряки «Анадыря» умудряются справляться и с этими недостатками и с капри­ зами Нептуна. Свидетельство тому — результаты работы в минувшем рейсе. Он был недо­ лог — одиннадцать суток, а на лову и того меньше — восемь. 46 тонн рыбы, запланирован­ ные заданием, добыть было не­ легко. Треска «каталась». Она появлялась то в Западном При­ брежном районе, то на Рыба­ чьей байке. Вот и попробуй удержаться на косяке. Надо отдать должное капита­ ну Анатолию Николаевичу Дю- женкову-. Он умел оперативно прокладывать курсы, сориенти­ ровавшись в обстановке. Уло­ вов выдающихся не было, но все же смогли заготовить 45 тонн охлажденного полуфабри­ ката и примерно одиннадцать —соленого. Об этом нам рассказал пом- полит «Анадыря» Михаил Афа­ насьевич Бабаев. — Да, вот еще что, — доба­ вил Михаил Афанасьевич,—эки­ паж награжден грамотой за вы­ сокие показатели в парно-груп­ повом соревновании в октябре. Вот и «тяжелый пароход»! Такие, правда, есть, но нет «не­ везучих». В конечном счете, все зависит от самих моряков. Ведь' если бы в минувшем плавании, старший мастер по добыче Александр Сергеевич Скребцов ограничивался формальным вы­ полнением порученного дела, то вряд ли можно было бы без за­ держек спустить в воду трал. Но в том-то и суть, что трал­ мейстер трудился с энтузиаз­ мом, на совесть. А такие люди, как матросы коммунист тов. Сапига и тов. Маракулин, мастер по обработ­ ке И.^ А. Брыль, разве не за­ служивают похвалы, если сорт­ ность сданного полуфабриката плановая? Коротка стоянка. Не успе­ ешь как следует осмотреться дома, как снова — курс на про­ мысел. Счастливого плавания, «Ана­ дырь»! В. ХРЯШКОВ. \ Архангельск. Несколько новых кораблей попол- На снимках:* слева — в ходовой рубке землесо- нило семью судов Северного пароходства. Из са. Справа — «Северодвинский» на Архангельском Глазго пришел дизель-электрический землесос рейде. «Северодвинский», построенный в Англии по за- Фото А. Овчиннинова. иаэу СССР. Фотохроника ТАСС. С начала года экипаж поис­ кового траулера «Сулнн» совер­ шил восемь рейсов. В каждом из них мы добивались выполне- ния задания оперативной раз* ведки главка «Севрыба». В раз4 ное время поиск вели в разных районах, но в основном в Ко­ пытовском, на Медвежинской и Шпицбергенской банках. В пер* вом же плавании у Медвежки на малых глубинах обнаружили плотные концентрации трески, которые успешно облавливали экипажи большой группы про­ мысловых судов. Следующие рейсы почти ничем не отлича­ лась от первого. Наиболее интересны были по­ следние два. Нам предстояло проверить большие глубины в Копытовском районе, найти скопления палтуса. Подготовку к рейсу начали еще в порту. Получили необходимое промыс­ ловое вооружение, глубоковод­ ные доски, дополнительные ва- ера, тралы 31,4 метра. С пер­ вых же дней по приходу на промысел приступили к выпол­ нению задания. Наша задача облегчалась в связи с тем, что мы знали грунтовые условия в этом районе, имели новые про­ мысловые планшеты. Но надо сказать, что для поиска на больших глубинах не могли ис­ пользовать акустическую аппа* ратуру. Пришлось сразу при­ ступить к тралениям. Примерно на пятые су^гкн подняли двухтонный груз пал­ туса, поставили буй и продол­ жали промысел, стараясь опре­ делить размеры косяка, его плотность. Последующие трале­ ния позволяли судить, что ста­ до этой ценной рыбы большое. В порт полетела радиограмма с данными о результата* нашей разведки. А через несколько дней к «Сулину» подошел пер­ вый промысловый корабль — траулер «Сванетия». Моряки его поднимали от 2 до 4 тонн палтуса. Мы могли уже оста­ вить открытое место и перейти в смежные квадраты. В них то­ же имели хорошие уловы. Очередной, восьмой, рейс мы работали в этом же районе. Выйдя на старые позиции, об­ наружили, что косяк продви­ нулся южнее. На второй день поиска трал стал приносить до 3—4 и даже до 6 тонн. Пе­ реключившиеся к нам «Молда­ вия» и «Шилка» смогли выпол­ нять и перевыполнять суточные задания. Мы постоянно следи­ ли за их уловами, которые ино­ гда за сутки составляли 18—20 тонн. Позднее здесь работало восемь промысловых трауле­ ров. Может показаться, что поис­ ковики и, в частности, моряки «Сулина» не испытывают ника­ о п т и м и с т и ч е с к о е Океан шумит, не умолкает океан в эту штормовую осен­ нюю пору. Но день и ночь бо­ роздят бескрайние просторы рыболовные суда. И не просто бороздят. С необыкновенным энтузиазмом н упорством их экипажи добиваются цели. Ведь близится к концу первой год пятилетки, и встретить его надо, как подобает, трудовыми успе­ хами. Кстати сказать, годовой план по выработке готовой про­ дукции экипаж БМРТ «Злато­ уст» выполнил еще 15 нояб­ ря. Это наш первый подарок 50-летию Советской власти. И здесь в первую очередь надо бу­ дет упомянуть мастера по обра­ ботке Мясута Вагапова. Это они, рыбообработчики, под его руководством сумели органи­ зовать беспребойную работу по уборке рыбы. Чувствовалось, что люди уставали, но ни от кого не было слышно нытья, все, как один, до конца смены, а если требовалось и больше, трудились напористо. Для этих парней норма не предел. Они считают обязательным перек­ рывать дневное задание. Большим трудолюбием отли­ чается и мастер по добыче Сер­ гей Яковлев. Он служит при­ мером для всех матросов. А что значит не уйти с палубы в шторм и продолжать чинить трал! Кто из его подчиненных в таком случае раскиснет и уйдет в кубрик? Конечно, никто. По сути дела, самозабвенно любить свое дело — это тот же подвиг. Так почему не подражать? И матросы присоединяются к ма- ртеру и, несмотря на трудные условия, продолжают дело. Активными • помощниками мастера в любую минуту ока­ зывались передовые матросы Аркадий Васильев, Евгений Епифанов и другие. Отличными производственниками зареко­ мендовали себя Иван Каравиа, Николай Долгачев, Федор Шаталов и ряд других. С похвалой надо отозваться и о машинной команде. Ведь ус­ пех работы коллектива во многом зависит от механиков. Сколько сил, энергии отдали своему делу за свою морскую жизнь рефрижераторный меха­ ник Павел Осетинский, мото­ рист Виктор Ландарь, электрик Иван Пе*ин. Сейчас экипаж «Златоуста»' досрочно укладывает в трюм последние тонны рыбы. ГОЛИКОЧ, помполит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz