Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
Н а с т р о е н и е у на с Распрессовка, то есть разру шение танка или цистерны из быточным давлением, является очень серьезной аварией. Ана лиз показывает, что во всех случаях (кроме конструктивных недостатков танка № 1 на су дах типа «Айвазовский» и воз душных труб на СРТ типа «Океан») причинами распрес- оовок являлись упущения лич ного состава по небрежности или недопониманию существа вопроса и его последствий. Иногда распрессовка проис ходит скрытно и обнаруживает ся спустя длительное время, в доке или при осмотре. Тогда трудно восстановить истинные обстоятельства случившейся беды. Условия работы под давлени ем танка с двойным дном по су ществу не отличаются от рабо ты котла или пневмоцистерны, на устройство и эксплуатацию которых распространяются спе циальные правила. Если расчет ное давление в них более 0,5 атмосферы, то они надежно за щищаются о т превышения дав ления специальной арматурой и автоматикой, срабатывающей без участия человека. f Единственной же защитой vмеждудонного танка являются воздушные трубки, через кото рые переполняющая танин во да должна свободно выливать ся. Даже только одно это об стоятельство требует от лично го состава особой бдительности при приеме воды. Если наполнение танка про исходит самотеком (через во ронку) от береговой магистрали, то давления в нем выше напора столба воды в воздушной труб ке не произойдет. Прочность кости. Как только движение жидко сти в шлангах и трубах прекра тилось, то есть танк наполнен и вода из него не выливается, по тери напора равны нулю. По скольку жидкость несжимаема, давление в танке становится равным давлению под поршнем насоса независимо от длины шлангов, изгибов труб и т. п. воды была доверена судовому плотнику тов. Селиманову. Он рассказал, что колпачки и сетка воздушных труб перед приемом воды были сняты, а трубки про верены футштоком и были сво бодными. В этих условиях ава рия, казалось бы, исключается. Однако во время наполнения танка № 2 правого борта на судне вдруг услышали несколь- ЭТО СЛУЧИЛОСЬ НА ОДНОМ КОРАБЛЕ корпусных конструкций обеспе чивает их целостность именно при таком напоре. Но в услови ях промысла пополнение кораб лей водой производится совре менными танкерами, которые подают «воду мощными насо сами. Штурманам и механикам не следует забывать* той ' простой истины, почерпнутой еще в учебном заведении из курса гидродинамики, что потеря на пора в длинных трубах, на ко торые иногда ссылаются, оправ дывая то, что не были приняты должные меры предосторожно сти, существует постольку, по- снолыку имеется движение жид Вот что произошло на про изводстве ином рефрижера торе «Советск». Он принимал воду от танкера «Грозный», следо вавшего на бакштове на рассто янии 5 0—100 метров. Вода по давалась поршневым насосом по шлангу диаметром 63 мм. Конец его был привинчен к фланцу приемной трубы того же диаметра на верхней ’'палубе «Советска». Танк снабжен двумя воздуш ными трубками диаметром так же по 63 мм, что исключает возможность создания в нем давление от скоростного напора воды в шланге. Подготовив танков н приему ко последовательных ударов, исходящих из танка и такой си лы, что задрожали корпус и надстройки. Затем из кормовой воздушной трубки выплеснулся высокий фонтан воды. Об этом случае имеются за писи .в палубном вахтенном журнале, но по приходу в порт в июне нынешнего года факт аварии береговыми работника ми не был обнаружен, а лич ным составом судна скрыт. В действительности оказа лось, что колпаки с воздушных труб, возможно, и были сняты, но в нижней их иаопнутой части был лед, закупоривший трубки. Удары были оипшлол* отры ва листов днищевой обшивки и настила второго дна от набора корпуса. Расчетами проверено, что избыточное давление в танке возникло весьма большим, по рядка трех атмосфер (30 мет ров водяного столба выше сре ды воздушной трубки на палу бе). Вслед за отрывом от флор и изгибом балок продольного набора корпуса должны после довать разрывы листов наруж ной обшивки на жестких частях корпуса судна, для образования которых такого большого дав ления уже не требовалось. Только благодаря счастливым обстоятельствам в этот момент лед в трубках подтаял и его силой давления воды в 4 атмос феры выбросило из трубки вме сте с фонтаном воды, судно из бежало затопления трюма № 2 , а, возможно, и гибели. Но, согласно информации об остойчивости, танк в некоторых случаях загрузки судна на про мысле должен балластировать ся. Таким образом, произошла и производная от первого нару шения — несоблюдение инфор мации об остойчивости. В настоящее время для уст ранения дефекта судно вььведе* но из эксплуатации на месяц. (Окончание на 4-й стр.). Поиск ведет „Сулин" ких трудностей, все у них идет гладко, хорошо, кругом одни! успехи. Однако это не так. На- < пример, в 7‘М и 8-м рейсах нам < пришлось перестраиваться с \ обычного лова на глубоковод- < ный. Здесь мы встретились с \ трудностями, которых не ожи- < дали. Во-первых, частые штор- | мы мешали нормальной работе. < Приходилось для очередного ] траления заходить на ветер, « маневрировать судном. Много | хлопот доставили глубоковод-« ные доски. Обычные доски лег- | че, и при начале циркуляции они сразу дают распор, отхо-| дят от борта, а для того, чтобы - достичь этого с глубоководны- I ми, нужно долго разгонять судно — ход у «Сулина» не | крейсерский. Помимо поисковой работы, нашим морякам приходилось заниматься и обработкой улова. | Всю рыбу мы солили, из трески . вырабатывали клипфиск. Часто до подхода кораблей мы об лавливали косяк и в порт при* возили полуфабриката не мень ше, чем экипажи промысловых судов. Так, из последних двух плаваний доставляли более чем по 70 тонн полуфабриката. Команда на нашем корабле в основном не меняется. Слажен но трудятся матросы, мастера по добыче, руководимые Серге ем Георгиевичем Мотылевым, механики, кочегары, штурман ский состав. Второй помощник капитана тов. Прокущенко пла вает на «Сулине» с 1960 года и, можно сказать, в совершенстве освоил и промысловую, и по исковую работу. Возглавляет наш коллектив Иван Федорович Брылов. Опытный, хороший ка питан. С ним легко работать. Постоянные перебежки из одного района в другой требу ют много усилий, чтобы перево оружить тралы применительно к тем условиям, где предстоит вести поиск. Нам приходится перебивать подборы, менять плав, ставить буи. Всему этому нужно учить моряков. На «Су- лине» постоянно проводятся за нятия как со штурманами, так и с палубной командой. Вот одна деталь, которая также хорошо характеризует наш экипаж. При больших уло вах, когда одна вахта не смо жет вовремя обработать рыбу, на помощь ей без напоминания выходят подвахтенные матро сы. Сортность полуфабриката у нас всегда выше плановой. В очередной рейс мы также идем в Копытовский район. Можно надеяться, что он будет успешным, потому что с таким коллективом, как на «Сулине», можно хорошо работать. Ю. РОМАНОВ, старший по мощник капитана. Тяжелый, но не «невезучий» О траулере «Анадырь» у цромысловиков тралового фло та сложилось довольно твердое мнение: «тяжелый пароход». Под этим понимается многое: пло хо «стоит» пар, корабль сильно качается на волне, частенько стоит у причала из-за всевоз можных поломок и т. д. Я вы ходил на этом судне в море н вместе с экипажем разделял все неудобства, если не сказать, огорчейия, вызванные качества ми «тяжелого» парохода. И все же моряки «Анадыря» умудряются справляться и с этими недостатками и с капри зами Нептуна. Свидетельство тому — результаты работы в минувшем рейсе. Он был недо лог — одиннадцать суток, а на лову и того меньше — восемь. 46 тонн рыбы, запланирован ные заданием, добыть было не легко. Треска «каталась». Она появлялась то в Западном При брежном районе, то на Рыба чьей байке. Вот и попробуй удержаться на косяке. Надо отдать должное капита ну Анатолию Николаевичу Дю- женкову-. Он умел оперативно прокладывать курсы, сориенти ровавшись в обстановке. Уло вов выдающихся не было, но все же смогли заготовить 45 тонн охлажденного полуфабри ката и примерно одиннадцать —соленого. Об этом нам рассказал пом- полит «Анадыря» Михаил Афа насьевич Бабаев. — Да, вот еще что, — доба вил Михаил Афанасьевич,—эки паж награжден грамотой за вы сокие показатели в парно-груп повом соревновании в октябре. Вот и «тяжелый пароход»! Такие, правда, есть, но нет «не везучих». В конечном счете, все зависит от самих моряков. Ведь' если бы в минувшем плавании, старший мастер по добыче Александр Сергеевич Скребцов ограничивался формальным вы полнением порученного дела, то вряд ли можно было бы без за держек спустить в воду трал. Но в том-то и суть, что трал мейстер трудился с энтузиаз мом, на совесть. А такие люди, как матросы коммунист тов. Сапига и тов. Маракулин, мастер по обработ ке И.^ А. Брыль, разве не за служивают похвалы, если сорт ность сданного полуфабриката плановая? Коротка стоянка. Не успе ешь как следует осмотреться дома, как снова — курс на про мысел. Счастливого плавания, «Ана дырь»! В. ХРЯШКОВ. \ Архангельск. Несколько новых кораблей попол- На снимках:* слева — в ходовой рубке землесо- нило семью судов Северного пароходства. Из са. Справа — «Северодвинский» на Архангельском Глазго пришел дизель-электрический землесос рейде. «Северодвинский», построенный в Англии по за- Фото А. Овчиннинова. иаэу СССР. Фотохроника ТАСС. С начала года экипаж поис кового траулера «Сулнн» совер шил восемь рейсов. В каждом из них мы добивались выполне- ния задания оперативной раз* ведки главка «Севрыба». В раз4 ное время поиск вели в разных районах, но в основном в Ко пытовском, на Медвежинской и Шпицбергенской банках. В пер* вом же плавании у Медвежки на малых глубинах обнаружили плотные концентрации трески, которые успешно облавливали экипажи большой группы про мысловых судов. Следующие рейсы почти ничем не отлича лась от первого. Наиболее интересны были по следние два. Нам предстояло проверить большие глубины в Копытовском районе, найти скопления палтуса. Подготовку к рейсу начали еще в порту. Получили необходимое промыс ловое вооружение, глубоковод ные доски, дополнительные ва- ера, тралы 31,4 метра. С пер вых же дней по приходу на промысел приступили к выпол нению задания. Наша задача облегчалась в связи с тем, что мы знали грунтовые условия в этом районе, имели новые про мысловые планшеты. Но надо сказать, что для поиска на больших глубинах не могли ис пользовать акустическую аппа* ратуру. Пришлось сразу при ступить к тралениям. Примерно на пятые су^гкн подняли двухтонный груз пал туса, поставили буй и продол жали промысел, стараясь опре делить размеры косяка, его плотность. Последующие трале ния позволяли судить, что ста до этой ценной рыбы большое. В порт полетела радиограмма с данными о результата* нашей разведки. А через несколько дней к «Сулину» подошел пер вый промысловый корабль — траулер «Сванетия». Моряки его поднимали от 2 до 4 тонн палтуса. Мы могли уже оста вить открытое место и перейти в смежные квадраты. В них то же имели хорошие уловы. Очередной, восьмой, рейс мы работали в этом же районе. Выйдя на старые позиции, об наружили, что косяк продви нулся южнее. На второй день поиска трал стал приносить до 3—4 и даже до 6 тонн. Пе реключившиеся к нам «Молда вия» и «Шилка» смогли выпол нять и перевыполнять суточные задания. Мы постоянно следи ли за их уловами, которые ино гда за сутки составляли 18—20 тонн. Позднее здесь работало восемь промысловых трауле ров. Может показаться, что поис ковики и, в частности, моряки «Сулина» не испытывают ника о п т и м и с т и ч е с к о е Океан шумит, не умолкает океан в эту штормовую осен нюю пору. Но день и ночь бо роздят бескрайние просторы рыболовные суда. И не просто бороздят. С необыкновенным энтузиазмом н упорством их экипажи добиваются цели. Ведь близится к концу первой год пятилетки, и встретить его надо, как подобает, трудовыми успе хами. Кстати сказать, годовой план по выработке готовой про дукции экипаж БМРТ «Злато уст» выполнил еще 15 нояб ря. Это наш первый подарок 50-летию Советской власти. И здесь в первую очередь надо бу дет упомянуть мастера по обра ботке Мясута Вагапова. Это они, рыбообработчики, под его руководством сумели органи зовать беспребойную работу по уборке рыбы. Чувствовалось, что люди уставали, но ни от кого не было слышно нытья, все, как один, до конца смены, а если требовалось и больше, трудились напористо. Для этих парней норма не предел. Они считают обязательным перек рывать дневное задание. Большим трудолюбием отли чается и мастер по добыче Сер гей Яковлев. Он служит при мером для всех матросов. А что значит не уйти с палубы в шторм и продолжать чинить трал! Кто из его подчиненных в таком случае раскиснет и уйдет в кубрик? Конечно, никто. По сути дела, самозабвенно любить свое дело — это тот же подвиг. Так почему не подражать? И матросы присоединяются к ма- ртеру и, несмотря на трудные условия, продолжают дело. Активными • помощниками мастера в любую минуту ока зывались передовые матросы Аркадий Васильев, Евгений Епифанов и другие. Отличными производственниками зареко мендовали себя Иван Каравиа, Николай Долгачев, Федор Шаталов и ряд других. С похвалой надо отозваться и о машинной команде. Ведь ус пех работы коллектива во многом зависит от механиков. Сколько сил, энергии отдали своему делу за свою морскую жизнь рефрижераторный меха ник Павел Осетинский, мото рист Виктор Ландарь, электрик Иван Пе*ин. Сейчас экипаж «Златоуста»' досрочно укладывает в трюм последние тонны рыбы. ГОЛИКОЧ, помполит.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz