Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
МИНУТЫ РАЗДУМИЙ И з м а т р о с с к о г о д н е л л я к а Плавание — необычное. За дание такое дали: усовершен ствовать новые тралы для ло* ва монвы. Не это нас волнует, А шторм, проклятущий девя тибалльный шторм. Зарядил на семь суток. Дует и дует, нн дна ему, ни покрышки. На ду ше муторно и от качки, я от того, что работать нельзя. Лишь одно радует. Подходит праздник Великого Октября. Другие экипажи бу дут .встречать его в Атлантиче ском океане, в Норвежском, Баренцевом морях, а нам по счастливилось: мы отметим его в порту. Не часто морякам вы падает такое. Итак, рейс окончен. Идем к родным берегам. Палуба при ведена в отличный внд. Подня ты позывные флаги. Ветер по путный, ход самый полный. В салоне властвуют «козлятни- Мы — матросы Потапов, Бугров, Андрей Терентьевич Колесников и я — сидим в ка юте, обсуждаем, как проводить праздник. Андрей Терентьевич читает книгу И. Гагарина «На борту — порядок». И вдруг... Писк морзянки в динамике утих. И голос: «Вни мание, внимание! Товарищи мо ряки, проходим квадрат, где погиб сторожевой корабль «Ту ман!» Сообщение повторили дважды, и вот над морем по неслись три длинных гудка. Я чувствую в горле какой-то комок, на глаза навертываются слезы. В каюте тихо. Я посмот рел на товарищей, они тоже не выдержали... К нам заходит молодой матрос-юнга Толя Алексеев. — Ты знаешь что-нибудь о «Тумане»? — спрашиваю его. — Все знаю, мне рассказал капитан Леонид Петрович, — ответил Толя, — здесь погиб сторожевой корабль вместе с экипажем, который защищал Советское Заполярье, нас, наше будущее, нашу родную социа листическую Родину. Он помолчал и добавил: — Мы покидаем этот квад рат, как птица оставляет на время своего птенца. Мы вер немся сюда и будем еще мно го, много раз проходить это ме сто. Зимой и летом, весной и осенью, днем и полярной ночью здесь будут чтить память по гибших героев тремя длинными гудками и приспущенным фла гом. — Толя правильное сделал сравнение. Он будет хорошим моряком, если полюбил море, — говорит старшина первой вахты Бугров. Алексеев окончил десятилет ку, имеет удостоверение на право управления автомаши ной, мотоциклом. Сейчас на переходах хорошо стоит у ру ля. А лет-то ему всего восем надцать — самый молодой из экипажа. Подходим к заливу. Андрей Терентьевич отложил книгу, напевает песенку. Прислуша лись: Моряк по месяцу не видит твердой суши, Кругом вода да ветер штормовой... — Эй, стармех, дай почитать что-нибудь, — обращается То ля и Андрею Терентьевичу, старшине третьей вахты. «Дедом» Колесникова в шут ку называют и другие моло дые моряки. На это есть при чина. Он у нас самый старший, морю отдал двадцать пять лет. Почему стармех? Все эти годы Андрей Терентьевич работал «механиком» кормовой трало вой доски (так шутя называ ют рыбаки матроса, стоящего при слуске и подъеме трала у кормовой дуги). Скоро наш «стармех» уйдет на заслуженный отдых и его место займут молодые парни. Они будут стараться трудить ся так, чтобы быть похожими на нашего «деда». А. ОСИПОВИЧ, старшина второй вахты траулера «Мойва». Мне иногда приходит в голо- ков. Естественно, что многие лосовые связки. А Колечко пре- ву мысль о том, что первый жи- специфические особенности на- отлично освоился с нашей ра- тель Мурманска, старик Семен, шей работы можно постигнуть ботой и сейчас один из лучших не зря поселился именно у бэе- только в море, но человек с ра- рыбообработчиков в бригаде, ра над котлованом* в котором бочей хваткой сделает это на- Наиболее трудоемкая и от- при его жизни начал расти го- много быстрее, да и спросить у ветственная работа у нас—бон- род-порт. Возможно, что старик других не постесняется, а како- дарная. Тут нужны одновремен- обладал незаурядной фантазией го-нибудь «шибко моряка» и но и скорость и качество купор* и, коротая летние светлые вече- одернуть сумеет где следует, ки. Однако наших бондарен это ра на завалинке своей избы, ви- Как-то, еще в начале прошло- не пугает. На вывалке рыбы дел в воображении город-мура- го рейса, наша бригада доста- Абясов иногда возмущается на вейннк, рас кинувшийся внизу, вала соль из носового трюма, ваину: низкие склады богатеев-рыбо- На подкатку бочек были посла- — У-у, прорва бездонная! промышленников на причалах ны новички Богданов и Колеч- Валишь в нее, валишь и все да десятки поморских ёл, сдаю- ко. Чтобы зацепить бочку храп- мало. щйх рыбу купцам для продажи цами, особых знаний не надо, Но ванна ьу него никогда не норвежцам. Но едва ли мог но непривычному человеку и бывает пустой. А на укупорке предположить рыбак-отшельник, храпцы днковнна. В трюме про- готовой продукции не прекра- что из этого эмбриона через изошла небольшая заминка, и щается стук молотков, два—три десятка лет вырастет один из «стариков» разразился Иван Кокауров купил в ла- красавец, равного которому нет с палубы гневными словами: в мире за Полярным кругом. От официальной закладки города до первого залпа революции прошел всего один год, поэтому Мурманск может по праву счи таться ровесником Октября, а я не без основания горжусь тем, что работаю в бригаде, получив шей почетное звание бригады имени пятидесятилетия города Мурманска. Наша бригада — это 27 ры бообработчиков плавбазы «Ан тарктика». Люди у нас разные, КОГДА СПЕШАТ Ч А С Ы вочке новые часы. Часы как ча сы. Идут нормально, и вид сим патичный, но Иван постоянно ими недоволен. То обижается,- чго идут очень быстро, а то на оборот — чуть совсем не оста навливаются. Когда в трюмах нет запаса полуфабриката, а у, борта нет судо^, рыбообработчи ки оказываются без дела, и Кен кауров, поглядывая на часы, жалуется: — Дрянные часы *попались. Совсем не идут. Вот уже пол- — Набрали на флот волоса- пачки сигарет выкурил с нача- и характеры не у всех ангель- нов, храпцы зацепить, и то не ла смены, а до конца еще целых ские, но одно качество присуще могут. Вот н выполняй план с #ва часа- всем — работают парни отлич- такими! Эх! Чтоб вам... — даль- Когда же бригада работает с но и море любят. ше следовала фраза, не содер- полной нагрузкой и погляды- ...Вот бстановились на палубе жащая в себе совета, как пра- вать на часы особенно некогда* двое рыбообработчиков. За гро- вильно обращаться с приспособ- Иван возмущается: хотом лебедок, треском вибра- лением. Новички однако сами — Вот, понимаешь, часы по- торов их разговор почти не слы- освоили «технику» и, спустя пались! Вчера еле двигались, а шел. Погода тоже не балует, немного времени, поднялись на сегодня бегут, как угорелые* база раскачивается. Изредка палубу. Виталий Колечко подо- Сотню бочек только успел за- волны заплескивают на палубу, шел к словоохотливому «стари- крыть, а по ним выходит, что и парни, как по команде, пово- ку». скоро и шабаш. Не часы, а чи- рачиваются спиной к соленым — Слушай, ты давно плава- стое наказание. Надо будет к брызгам. Один из них накло- ешь? — лавочнику сходить. Может, за- няется, чтобы прикурить от сн- — Порядочно. Скоро десять менит. Или не стоит? гареты товарища, но тот неожи- лет будет, — самодовольно от- Бригада наша организовалась данно отскакивает в сторону: ветил тот. — А что? недавно. Всего второй рейс над палубой со свистом проно- — А то, что за десять лет только и работаем, но ужились сятся гачки незакрепленных можно было бы научиться не хорошо и сработались быстро, шкентелей. Это около двух пу- только храпцы цеплять, но и Не обошлось, конечно, и без не- дов железа да плюс скорость. людей уважать. Ясно? приятностей. Ивану Даниловичу — Ты что, очумел?! — не Смугловатое лицо «старика» Иванову, нашему мастеру, да к понял первый. вдруг стало пунцовым, а глаза бригадиру Сергею Шилову при- — Рот не разевай, если не плутовато забегали по сторонам, шлось с некоторыми товарища- хочешь ходить с синяками, — — А что? Я же... это самое... ми довольно круто разговари- отвечает ему тот и указывает — Так вот, чем/ кричать по- вать. Однако к юбилею нашего на гачки. пусту, лучше спустился бы в города мы заняли первое место Есть в бригаде и новички, трюм, показал, как удобнее с и получили право именоваться которые впервые сталкиваются храпцами работать. Ясно? бригадой имени пятидесятилетия с морем. С морем! Но не с ра- И Колечко пошел по палубе, Мурманска, ботой. Почему-то с понятием оставив собеседника размыш- В. ШИЛОНОСОВ, лебед- «новичок» обычно связывают лять о своем поведении. В дру- чик плавбазы «Аитаркти- полное отсутствие у него каких гой раз едва ли этому «море- ка», бы то ни было трудовых навы- ману» захочется надрывать го- Норвежское море. nillllllllJIIIIIIIIIIIIIIIIIIIllllllllllllllllllllllllllltlllllllltlllllllllllllllllf l l ll l l l ll i l lt l lt ll l l l ll l l l ll l l ll l l l ii l l l ll l l l ll l l l ll l l l ll l l lt l ll l ie i l ll l l l ll l l il l l l ll l l l lit l l l l ll l l l ll l l l li i l lf l ll l l lt lt lf t l l ll l l l li l l l ll llllllllH lttlilllltllK lllllll Встреча с «Атлантикой» Мне часто приходится бывать в порту. Но всякий раз меня увлекает, захватывает и завора живает этот удивительный мир, живущий по законам непрестан ного движения. Вот и сегодня я —иду но хрустким заснеженным нричалам, рассматриваю силуэ ты кораблей, словно размытых За частой сеткой снега. Только что устоявшуюся ти шину вдруг разорвал и смял мощный, требовательный бас. — «Атлантика» швартуется, голос подает, —^проговорил кто- то из-шедших рядом со мной. К 35-му причалу корабль под ходил медленно и плавно. Его огромный силуэт, стремитель ный даже в самой неподвижно сти, точно вписался в общий пей заж, как необходимая деталь. Сегодня мне предстояло встре.- титься с моряками этого судна, руководимыми одним из опыт нейших промысловиков, чей труд отмечен высокой наградой Ро дины — орденом «Знак Поче та». Вахтенный штурмам, спокой ный, «корректный, предложил для начала осмотреть корабль. Иду неуверенно, крепко хватаюсь за наручни. А мимо то и дело, от бивая дробь по гулким корабель ным ступенькам, бегают моря ми. Им хоть бы что. Это их об житой, привычный дом. • Разговор начинаем с капита ном: — Многое делает экипаж, — |мссказываёт Алексей Петрович Пуляев. — Обеспечиваем про мысловые суда всем необходи- > мым: тарой, солью, промысло вым вооружением, продуктами, принимаем, от добытчиков сы рье, вырабатываем но него про дукцию. Перед выходом в ми нувший рейс было запланирова но обслужить 35 кораблей, а об служили более ста. Сверхплано вая производительность рейса— около 30 процентов. По почину сахалинских рыбаков боремся за выполнение двух годовых пла нов к 50-летию Советской вла сти. Биография «Атлантики» срав нительно небольшая — ей око ло 12 лет, но яркая. Коллектив идет в числе передовых в «Сев-, рыбхолодфлоте». Сейчас на ко рабле трудятся пятнадцать удар ников коммунистического труда и еще 40 человек вступили в соревнование за это почетное звание. За то время, что я побывала на судне, успела познакомиться со многими людьми. Вот стар ший помощник капитана Влади мир Александрович Гаврилов. Широкоплечий, высокий, лад ный, внимательный, вдумчивый, с неброской, убеждающей мате рой разговаривать. Ему есть что рассказать о своих ребятах — обо всех вместе и о каждом в отдельности. Хотя бы такой случай. Судно готовилось к выходу на промысел. Все вроде бы бы ло в порядке, оставалось толь ко утром предъявить инспекто ру Регистра брашпиль. До это го его «лечили» судоремонтники и одну деталь сделали немного не так. Устранить неисправ ность взялись плотник тов. Фи липпов, матросы тт. Заболотный и Черный. Шел последний день стоянки, им хотелось сходить на берег, попрощаться с родными, близ кими. Но как же дело? Рейс предстоял на Дальний Залад, че тырехмесячный, а тут Регистр может не выпустить в море. Весь день и ночь они возились с брашпилями. Чувствовалось, что работают не за деньги, а за совесть. К утру механизм был готов. Маленький пример, обычное текущее дело. Но ведь как раз в нашей повседневной текучке и раскрываются люди. В труде проявляется их творчество, ут верждается личность. Вот дру гой пример. Судно вернулось с промысла в конце октября после двухме сячного плавания. На катере ушло на берег примерно сто мо ряков, в том числе и боцман. Вместо него остался Филиппов. Это было необязательно. Но кто знает, вдруг надо будет потра вить якорь-цепь или судно ста нут швартовать к причалу — квалифицированный моряк обя зательно должен присутствовать- И в самом деле — базу ре шили в полную воду ставить к причалу. Филиппов. с одним из матросов приготовил швартовое устройство. Но тут ночью уси лился мороз, залив начал па рить. Швартовку отменили. Прошли сутки, катер из-за ту мана к борту «Атлантики» не подходил. Плотник вынужден был еще раз осмотреть шварто вые концы, вьюшки, так как в дневную полную воду судно все- таки должно было быть постав лено к стенке. К этому времени успели подойти боцман и мат росы, но Филиппов не ушел с доставившим их катером. Вмес те со всеми он вышел на рабо ту. И лишь на вторые сутки по сле прихода корабля попал до мой. Кстати, «Атлантика» стояла в том районе, откуда она хоро шо была видна из окон дома, где живет семья Филипповых. Дети знали, что там их отец и по какой-то причине задержива ется. А причина одна: для него производственная необходи мость, общественный долг вы ше личного. Много рассказал мне в этот день Владимир Алексеевич. Но о себе ни слова, все о людях. Впрочем кое-что мне удалось узнать. Коллектив плавбазы ока зал второму штурману большое доверие, его избрали председа телем товарищеского^ суда. На одном из заседаний разбирали вопрос о нарушении обществен ного порядка тремя моряками, работающими в машинном отде лении. Воспользовавшись выходным днем, они решили вылить пива и вина на «зеленой конферен ции» в районе Петушпнки, где как раз патрулировали дружин ники судоверфи. Они и сообщи ли о нарушении на производст во. Капитан передал рассмот рение этого дела на товарище ский суд. * Предварительно В. А. Гаври лов побеседовал с моряками. Один из них — Савельев, удив лялся, за что его поведение бу дут разбирать на товарищеском суде. «Ничего такого не сделал, никого не обидел, подумаешь, бутылку вина выпил», — так думал он. На заседании было много людей. Все очень серьезно от неслись к рассмотрению этого дела. Охарактеризовали этих товарищей с трудовой стороны, как с хорошей, оцечшлн их по работе, как достойных поощре ния. Но ведь не только по ра боте судят о человеке. Дисцип лина его в общеетаемных мес тах, в быту — тоже характери зует человека. - Члены суда наблюдали за их поведением во время рассмотре ния дела. Моряки очень пере живали, слушая выступления своих товарищей, и все больше, убеждались, что они виновны, виновны в том, что приходится отнимать у людей время отды ха, что они наложили нехоро ший отлечатою на весь коллек тив. Сейчас они работают так же хорошо, как и раньше. Но мо ряки «Атлантики» уверены, что и в другом за ними прошлого проступкачне повторится. Об экипаже плавбазы можно рассказать многое. Здесь на ши рокую ногу поставлена учеба. И не только профессиональная. На корабле создана своя «ака демия». Врач-хирург Вячеслав Александрович Воробьев и сто матолог Роберт Ефимович Ко ган регулярно проводят занятия с заочниками средней школы и мореходного училища по обще образовательным предметам, принимают зачеты. У большинства ребят отлич ная морская выучка. Ну, а эн тузиазма им не занимать. Иногда во время штормовой погоды промысловые суда силь но бьются о борт базы. Удары смягчаются пневматическими кранцами. Они порой не выдер живают, лопаются. Приходится их менять. Работа эта не из лег ких, потому что поднять тяже лые кранцы ыа борт — не под силу одной вахте. На помощь приходят те, кто только сменил ся. Это ведь тоже нелегко. Надолго мне запомнится встреча с моряками «Атланти ки». И теперь я знаю: здесь ра ботают истинные труженики мо ря, замечательные, настоящие люди. С. НИКОЛАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz