Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
...СРТ «Аксай* медленно по качивается на ленивой зыби. — Эй, бородач, потише!.. — кричит Юрий Коваленко. — Бочки не успеваю подкатывать. А Николай словно не слышит. Раз... и обруч слетел, раз, и донышко готово. Движения бы стрые, расчетливые. Ни одного лишнего. Залюбуешься такой работой. А борода у Николая действительно интересная, ог ненно-рыжая, пышная, но не из-за нее прозвали матросы Николая бородачом. Они вло жили другой смысл, подчерки вая его солидный стаж работы матросом, его опыт, его зна ния почти всех судовых ра бот. Матросы иа «Аксае» па всех операциях при выборке сетей работают по очереди, и иа любом месте Николай ловчее всех. Посмотрев иа иего, са мому работать хочется лучше. Видно, что человек трудится с любовью, потому к получа ется все у него ловко. Вот подошла очередь тру диться иа дели Николаю. Тя нется через рол широкая до рожка сетного полотма, весело грохочет «сететряска», 'выби вая сельдь на палубу. А на другой стороне «сететряски» матросы ровно укладывают се- Недаром говорят: «Кто близ ко с Севером столкнулся — считай домой уж не вернул ся». В этом большая доля правды. Но у Севера есть своя особенность. Он словно через сито пропускает людей, отсеи вая слабых, ненужных в этом суровом краю. Человеку, дума ющему только о деньгах, тут не выдержать, он в конце кон цов махнет рукой иа эти се рые сопки, на широкие улицы города, по которым гуляет сви репый ветер, и умчит туда, где потеплее. Николай Титов прошел через это сито. Сначала ему не очень- го понравились места, где не было настоящего леса, к кото рому он так привык с детства. То ли дело у них на Брянщи* ре! Боры, где поют свою беско нечную песню вековые сосны. Но служба на крейсере ие каза лась деревенскому лареяьку тя гостной. Флот ковал из него стойкого человека, прививал любовь к Заполярью, и иа по следнем году службы Николай не смотрел с теской иа молча ливые валуны. После демобилизации ои по ступает иа работу в «Мурман- сельдь». Прошло десять лет. ти. Ребята, работающие на верхней и нижней подборах, переглянулись и улыбаются: «Ну и бородач, вот тянет. У него как-то получается, что вся сеть идет равномерно». Интересно и другое: за 10 лет он мог бы стать боцманом или мастером по добыче, но он остался матросом. Он впол не может их заменить, если бу дет нужно, но здесь какая-то преданность тяжелому матрос скому труду, есть тут какое-то притяжение... Однажды вечером перед сном зашел разговор о жизни, о же лании многих уйти туда, где каждый день дома, в кругу семьи. И когда спросили Нико лая, каково его мнение, ои ко ротко ответил: «А что я без моря?» И этим сказано все. А. КОЛЕСОВ, наш внештат ный корреспондент. Северная Атлантика. АН уже сообщалось в бассейновой газе те «Рыбный Мурмаи», в сентябре в ре дакции состоялось совещание капитанов, которые обсудили вопрос: «Какие оператив ные хозяйственные меры нужно принять руко водству флота, чтобы справиться с государст венным планом 1966 года?» В частности, ка питал-флагман С. И. Шередека предлагал на править в Баренцево море производственный рефрижератор или траулер из числа тех, ко торые должны идти на резку, для приема све жей рыбы с промысловых судов. Буквально через неделю с таким назначе нием выше,# на промысел ветеран флота — траулер «Семга». Сейчас судно уже соверши ло три рейса, и есть -необходимость подве ете некоторые результаты работы экипажа. Предполагается, что «Семга» совершит еще одно плавание и датем пойдет на Зеленый мыс. Но вместо иего будет выделено другое судно, поэтому есть смысл рассказать о том, как проис ходит передача и прием уло ва. По выходу корабля из за лива радист запрашивает у руководителей район промысла и группу судов, которые- прикреплены к «Семге». В дальнейшем встречу в эфире с капита нами этих траулеров устаиавлшают по до говоренности. В минувшем р еж е в сутки было пять радиообменов, и, кроме того, при необходимости капитан «Семги» Павел Ва сильевич Телов использовал для информации время флагманского срока и промыслового совета. Частые встречи позволяют точно знать готовность того или иного экипажа к сдаче свежья. В дальнейшем, получив такую ин формацию, «Семга» по пеленгу шла к промыс ловому судну, опознавала его (днем оно выве шивало позывные флаги, ночью — сочетание огней по вертикали: красный, белый, красный), и работа шла по обстановке. Если, например, ва траулере поднимали, трал, то судно-прием щик лежало поблизости в дрейфе до того мо мента, пока не начнут выбирать подбору. В другом случае прием контейнеров начинали сразу же. С «Семги» выбрасывали резиновый на дувной кухтыль, прикрепленный к капроново му линкыхроводшшу, который в свою очередь соединялся с кабелем. В зависимости от по годы работали задним ходом (малым или са мым малым) для того, чтобы вытянуть провод ник. В месте его соединения к кабелю при крепляли’ так называемое снабжение: грунт- ропы, кухтыли, «авоськи», скобы. Кабель со единялся еще с одним кабелем, а последний — с ваером. К соединительным скобам подвязы валось по резиновому кухтылю. Работая зад ним ходом, старались ветер держать или стро го по корме, или же с рабочего борта. Когда проводник вытягивался, моряки сдаю щего судна ловили плавучесть, лебедкой через квартропный ролик выбирали капроновый линь, отсоединяли снабжение. В этот момент, чтобы не вырвать проводник, иа РТ-7 стопо рили ход. Далее к концу кабеля, поданного с приемщика, подсоединяли контейнер с рыбой, грунтроп, кухтыль, к другому концу грунтро- па, также с помощью скобы, крепили напол ненную «авоську» и остальное снабжение. Так повторялось в зависимости от количества обработанной рыбы. Готовый груз «патентом» выбрасывали за борт. На этом операция сда чи полуфабриката для экипажа сдающего тра улера заканчивалась. «Семге» начинали выбирать ваер, на бели, с подходом к ролику носовой траловой дуги первого контейнера мрепили к соедини тельным скобам «джильсон», подаирывали контейнер и затем «сушилкой» переносили его на палубу. Следующую «авоську» подтя гивали уже «сушилкой», а «джильсошхм» зава ливали на борт. Поднятый груз разоружали, если позволяла пагода, с помощью одного декильсона спускали контейнеры с рыбой в трюм, при качке пользовались и «сушилкой». — Сейчас прием рыбы занижает не более 30 минут, — говорит П. В. Телов. — Моряки хорошо отработали все моменты этой опера ции. Правда, случается, и больше уходит вре мени, но это зависит уже не от нас, от того, как подготовился экипаж промысло^вого судна н сдаче. Кстати заметить, что капитаны, которые % ходили «а Дальний Запад, более расторопно осуществляют маневрирование корабля при приемке проводника, и работа по выбрасыва нию за борт «авосек» идет быстрее. Это отно сится, в частности, к тов. Маринцу, капитану траулера «Аджаристан». Новое дело, которое, как обычно, всегда пу гает, можно сказать, освоено. Это относится хотя бы к морякам судна-приемщика. Но проб^ лема сдачи свежей рыбы этим не разрешена. Из минувшего плавания экипаж «Семги» до ставил в порт 88 тонн охлажденного полуфаб риката при задании сто тонн. Задание состав лялось приближенно, но это не значит, что его заранее обрекали на провал. Суть в другом/ Промысловики неохотно сдают выловленную и обработанную рыбу на «Семгу». Вероятно, главная причина этого—неоправданное недове рие к старанию моряков судна-приемщика до ставить в порт продукция* высокого качества.ч Всех пугает тот факт, что в первом рейсе по ловина груза пикши сдана вторым сортом. Но, во-первых, этот рейс был экспериментальным, во-вторых, сортность рыбы зависит в конечном счете не от моряков «Семги», а от с?амик про мысловиков. А тогда и качество обработки пикши оставляло желать лучшего и сроки хра нения ее до сдачи нарушались. Руководители флота учитывали, что новое дело таит в себе непредвиде 1 шые за труда елия , поэтому экипа- жи, сдавшие пикшу, материально не пострада ли. Во втором и третьем рейсах сортность до ставленной в порт обработанной трески была плановой. _ На «Семге» мне рассказали о таком, мягко выражаясь, несерьезном отношении к сдаче свежей рыбы. Капитан траулера «Соловец кий», на котором, кстати сказать, находился руководитель промысла, под всякими предло гами не хотел «рисковать», передавал обрабо танный уло© на судао-приемщик. Он говорил, что они сами начали заготовлять свежье, но моряков, как говорится, на мякине не прове дешь: по промысловым сводкам^ они видели, что на «Солочецком» . все еще продолжают солить рыбу. На этом судне находилось снаб жение, *оставленное экипажем «Семги» еще с прошлого рейса. Так ведь и его передали по рожняком. Отказался от сдачи свежья и капитан РТ- 138 «Абхазия», а с траулера «Внлково», тоже прикрепленного к «Семге», долго не подавали голоса («е выходили на связь), но потом, ви димо, моряки смекнули, что подводят не толь ко экипаж судна-приемщика, но и себя, реши лись иа «рискованное» дело. Пример им было с кого брать. Капитан «Геническа» тов. Наза- репко с охотой воспользовался возможностью изготовить охлажденного полуфабриката как можно больше. Моряки этого судна и аккурат но сдавали свежье, и контейнеры набивали на совесть, плотно, и регулярно выходили в на значенное время на радиообмен. Вторая причина безэнтузиазной поддержки нового дела кроется в том, что промысловики не хотят сдавать рыбу, определяемую по весу на глаз. В этом, к сожалению, они правы. Мо рями «Семги» по возможности не допускают обезлички. Если контейнер набит плохо, то они отмечают это в журнале и потом документ от правляют в управление фло та. В море же они сообщают об этом команде, недобросо вестно отнесшейся к запол нению «авосек». Средний вес контейнера считается 600 килограммов. Это близко к истине. Так, в минувшем рейсе 88 тонн ры бы получено из 144 контейнеров. Но ведь это средний вес, и он, конечно, не может устраи вать промысловиков, которые болеют за каж дый килограмм рыбы. — Мы вьядосывали динамометр, — расска зывает капитан «Семги», — но его иа складе те «казалось. Если бы он был на борту, то мы могли бы производить взвешивание контейне ров на выбор. Например, из партии, принятой с кайого-то судна, определили бы вес контей нера, плотно набитого рыбой, средне и слабо. Бели вместо «Семги» будет выделен другой траулер, то, на наш взгляд, руководителям флота надо обязательно снабдить его динамо метром. Кроме того, на таком судне должен быть мощный прожектор. Это необходимо п потому, что полярная ночь уже входит в свои права. Результаты экипажа «Семги» говорят о том, что к судну-приемщику надо прикреплять шесть промысловых кораблей. При условии ре гулярной сдачи свежья они могут загрузить трюм приемщика за четыре дня. Сейчас «Сем га» принимает рыбу в течение пяти суток. Сокращение времени хранения обработанной рыбы на одни сутки будет способствовать с р- х>раиению ее качества. Экипаж судна^приемщика сможет принять от промысловиков не менее 6 тонн свежья за сутки, что равняется суточному заданию для промыслового траулера. При наличии ше сти сдающих судов общее количество снятой с них рыбы будет ракняться 36 тоннам за 24 часа. Это вполне реально и «подтверждается практикой. - Моряки «Семги» ©се еще в претензии к эки пажам промысловых судов за сроки хранения свежья на борту, которые порой доходят до суток. Это — прямое нарушение инструкции, есть реальная угроза привезти в порт рыбу сортностью ниже *плановой, хотя мастера по обработке, руководимые коммунистом Дмитри ем Прокопьевичем Романкевичем, делают всё возможное, чтобы сохранить качество свежья. О выгоде заготовки охлажденного лолуфаб- . римата говорить не приходится. Это знают все промыслобчк-и, покупатели. И уж коли есть возможность заготовлять свежье, то надо до биться строгого выполнения отдаваемых рас поряжений в части прикрепления экипажей к судну-приемщнку, сдачи ими овежей рыбы. В. ХРЯШКОВ. На снимке: капитан траулера « Батуми» ударник коммунисти ческого труда Петр Афанасье вич ю к о л е в . Фете С. Александрова. uiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiriiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiHiiiiMiiiiHiiniiiiiiniiir^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz