Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

...СРТ «Аксай* медленно по­ качивается на ленивой зыби. — Эй, бородач, потише!.. — кричит Юрий Коваленко. — Бочки не успеваю подкатывать. А Николай словно не слышит. Раз... и обруч слетел, раз, и донышко готово. Движения бы­ стрые, расчетливые. Ни одного лишнего. Залюбуешься такой работой. А борода у Николая действительно интересная, ог­ ненно-рыжая, пышная, но не из-за нее прозвали матросы Николая бородачом. Они вло­ жили другой смысл, подчерки­ вая его солидный стаж работы матросом, его опыт, его зна­ ния почти всех судовых ра­ бот. Матросы иа «Аксае» па всех операциях при выборке сетей работают по очереди, и иа любом месте Николай ловчее всех. Посмотрев иа иего, са­ мому работать хочется лучше. Видно, что человек трудится с любовью, потому к получа­ ется все у него ловко. Вот подошла очередь тру­ диться иа дели Николаю. Тя­ нется через рол широкая до­ рожка сетного полотма, весело грохочет «сететряска», 'выби­ вая сельдь на палубу. А на другой стороне «сететряски» матросы ровно укладывают се- Недаром говорят: «Кто близ­ ко с Севером столкнулся — считай домой уж не вернул­ ся». В этом большая доля правды. Но у Севера есть своя особенность. Он словно через сито пропускает людей, отсеи­ вая слабых, ненужных в этом суровом краю. Человеку, дума­ ющему только о деньгах, тут не выдержать, он в конце кон­ цов махнет рукой иа эти се­ рые сопки, на широкие улицы города, по которым гуляет сви­ репый ветер, и умчит туда, где потеплее. Николай Титов прошел через это сито. Сначала ему не очень- го понравились места, где не было настоящего леса, к кото­ рому он так привык с детства. То ли дело у них на Брянщи* ре! Боры, где поют свою беско­ нечную песню вековые сосны. Но служба на крейсере ие каза­ лась деревенскому лареяьку тя­ гостной. Флот ковал из него стойкого человека, прививал любовь к Заполярью, и иа по­ следнем году службы Николай не смотрел с теской иа молча­ ливые валуны. После демобилизации ои по­ ступает иа работу в «Мурман- сельдь». Прошло десять лет. ти. Ребята, работающие на верхней и нижней подборах, переглянулись и улыбаются: «Ну и бородач, вот тянет. У него как-то получается, что вся сеть идет равномерно». Интересно и другое: за 10 лет он мог бы стать боцманом или мастером по добыче, но он остался матросом. Он впол­ не может их заменить, если бу­ дет нужно, но здесь какая-то преданность тяжелому матрос­ скому труду, есть тут какое-то притяжение... Однажды вечером перед сном зашел разговор о жизни, о же­ лании многих уйти туда, где каждый день дома, в кругу семьи. И когда спросили Нико­ лая, каково его мнение, ои ко­ ротко ответил: «А что я без моря?» И этим сказано все. А. КОЛЕСОВ, наш внештат­ ный корреспондент. Северная Атлантика. АН уже сообщалось в бассейновой газе­ те «Рыбный Мурмаи», в сентябре в ре­ дакции состоялось совещание капитанов, которые обсудили вопрос: «Какие оператив­ ные хозяйственные меры нужно принять руко­ водству флота, чтобы справиться с государст­ венным планом 1966 года?» В частности, ка­ питал-флагман С. И. Шередека предлагал на­ править в Баренцево море производственный рефрижератор или траулер из числа тех, ко­ торые должны идти на резку, для приема све­ жей рыбы с промысловых судов. Буквально через неделю с таким назначе­ нием выше,# на промысел ветеран флота — траулер «Семга». Сейчас судно уже соверши­ ло три рейса, и есть -необходимость подве­ ете некоторые результаты работы экипажа. Предполагается, что «Семга» совершит еще одно плавание и датем пойдет на Зеленый мыс. Но вместо иего будет выделено другое судно, поэтому есть смысл рассказать о том, как проис­ ходит передача и прием уло­ ва. По выходу корабля из за­ лива радист запрашивает у руководителей район промысла и группу судов, которые- прикреплены к «Семге». В дальнейшем встречу в эфире с капита­ нами этих траулеров устаиавлшают по до­ говоренности. В минувшем р еж е в сутки было пять радиообменов, и, кроме того, при необходимости капитан «Семги» Павел Ва­ сильевич Телов использовал для информации время флагманского срока и промыслового совета. Частые встречи позволяют точно знать готовность того или иного экипажа к сдаче свежья. В дальнейшем, получив такую ин­ формацию, «Семга» по пеленгу шла к промыс­ ловому судну, опознавала его (днем оно выве­ шивало позывные флаги, ночью — сочетание огней по вертикали: красный, белый, красный), и работа шла по обстановке. Если, например, ва траулере поднимали, трал, то судно-прием­ щик лежало поблизости в дрейфе до того мо­ мента, пока не начнут выбирать подбору. В другом случае прием контейнеров начинали сразу же. С «Семги» выбрасывали резиновый на­ дувной кухтыль, прикрепленный к капроново­ му линкыхроводшшу, который в свою очередь соединялся с кабелем. В зависимости от по­ годы работали задним ходом (малым или са­ мым малым) для того, чтобы вытянуть провод­ ник. В месте его соединения к кабелю при­ крепляли’ так называемое снабжение: грунт- ропы, кухтыли, «авоськи», скобы. Кабель со­ единялся еще с одним кабелем, а последний — с ваером. К соединительным скобам подвязы­ валось по резиновому кухтылю. Работая зад­ ним ходом, старались ветер держать или стро­ го по корме, или же с рабочего борта. Когда проводник вытягивался, моряки сдаю­ щего судна ловили плавучесть, лебедкой через квартропный ролик выбирали капроновый линь, отсоединяли снабжение. В этот момент, чтобы не вырвать проводник, иа РТ-7 стопо­ рили ход. Далее к концу кабеля, поданного с приемщика, подсоединяли контейнер с рыбой, грунтроп, кухтыль, к другому концу грунтро- па, также с помощью скобы, крепили напол­ ненную «авоську» и остальное снабжение. Так повторялось в зависимости от количества обработанной рыбы. Готовый груз «патентом» выбрасывали за борт. На этом операция сда­ чи полуфабриката для экипажа сдающего тра­ улера заканчивалась. «Семге» начинали выбирать ваер, на­ бели, с подходом к ролику носовой траловой дуги первого контейнера мрепили к соедини­ тельным скобам «джильсон», подаирывали контейнер и затем «сушилкой» переносили его на палубу. Следующую «авоську» подтя­ гивали уже «сушилкой», а «джильсошхм» зава­ ливали на борт. Поднятый груз разоружали, если позволяла пагода, с помощью одного декильсона спускали контейнеры с рыбой в трюм, при качке пользовались и «сушилкой». — Сейчас прием рыбы занижает не более 30 минут, — говорит П. В. Телов. — Моряки хорошо отработали все моменты этой опера­ ции. Правда, случается, и больше уходит вре­ мени, но это зависит уже не от нас, от того, как подготовился экипаж промысло^вого судна н сдаче. Кстати заметить, что капитаны, которые % ходили «а Дальний Запад, более расторопно осуществляют маневрирование корабля при приемке проводника, и работа по выбрасыва­ нию за борт «авосек» идет быстрее. Это отно­ сится, в частности, к тов. Маринцу, капитану траулера «Аджаристан». Новое дело, которое, как обычно, всегда пу­ гает, можно сказать, освоено. Это относится хотя бы к морякам судна-приемщика. Но проб^ лема сдачи свежей рыбы этим не разрешена. Из минувшего плавания экипаж «Семги» до­ ставил в порт 88 тонн охлажденного полуфаб­ риката при задании сто тонн. Задание состав­ лялось приближенно, но это не значит, что его заранее обрекали на провал. Суть в другом/ Промысловики неохотно сдают выловленную и обработанную рыбу на «Семгу». Вероятно, главная причина этого—неоправданное недове­ рие к старанию моряков судна-приемщика до­ ставить в порт продукция* высокого качества.ч Всех пугает тот факт, что в первом рейсе по­ ловина груза пикши сдана вторым сортом. Но, во-первых, этот рейс был экспериментальным, во-вторых, сортность рыбы зависит в конечном счете не от моряков «Семги», а от с?амик про­ мысловиков. А тогда и качество обработки пикши оставляло желать лучшего и сроки хра­ нения ее до сдачи нарушались. Руководители флота учитывали, что новое дело таит в себе непредвиде 1 шые за труда елия , поэтому экипа- жи, сдавшие пикшу, материально не пострада­ ли. Во втором и третьем рейсах сортность до­ ставленной в порт обработанной трески была плановой. _ На «Семге» мне рассказали о таком, мягко выражаясь, несерьезном отношении к сдаче свежей рыбы. Капитан траулера «Соловец­ кий», на котором, кстати сказать, находился руководитель промысла, под всякими предло­ гами не хотел «рисковать», передавал обрабо­ танный уло© на судао-приемщик. Он говорил, что они сами начали заготовлять свежье, но моряков, как говорится, на мякине не прове­ дешь: по промысловым сводкам^ они видели, что на «Солочецком» . все еще продолжают солить рыбу. На этом судне находилось снаб­ жение, *оставленное экипажем «Семги» еще с прошлого рейса. Так ведь и его передали по­ рожняком. Отказался от сдачи свежья и капитан РТ- 138 «Абхазия», а с траулера «Внлково», тоже прикрепленного к «Семге», долго не подавали голоса («е выходили на связь), но потом, ви­ димо, моряки смекнули, что подводят не толь­ ко экипаж судна-приемщика, но и себя, реши­ лись иа «рискованное» дело. Пример им было с кого брать. Капитан «Геническа» тов. Наза- репко с охотой воспользовался возможностью изготовить охлажденного полуфабриката как можно больше. Моряки этого судна и аккурат­ но сдавали свежье, и контейнеры набивали на совесть, плотно, и регулярно выходили в на­ значенное время на радиообмен. Вторая причина безэнтузиазной поддержки нового дела кроется в том, что промысловики не хотят сдавать рыбу, определяемую по весу на глаз. В этом, к сожалению, они правы. Мо­ рями «Семги» по возможности не допускают обезлички. Если контейнер набит плохо, то они отмечают это в журнале и потом документ от­ правляют в управление фло­ та. В море же они сообщают об этом команде, недобросо­ вестно отнесшейся к запол­ нению «авосек». Средний вес контейнера считается 600 килограммов. Это близко к истине. Так, в минувшем рейсе 88 тонн ры­ бы получено из 144 контейнеров. Но ведь это средний вес, и он, конечно, не может устраи­ вать промысловиков, которые болеют за каж­ дый килограмм рыбы. — Мы вьядосывали динамометр, — расска­ зывает капитан «Семги», — но его иа складе те «казалось. Если бы он был на борту, то мы могли бы производить взвешивание контейне­ ров на выбор. Например, из партии, принятой с кайого-то судна, определили бы вес контей­ нера, плотно набитого рыбой, средне и слабо. Бели вместо «Семги» будет выделен другой траулер, то, на наш взгляд, руководителям флота надо обязательно снабдить его динамо­ метром. Кроме того, на таком судне должен быть мощный прожектор. Это необходимо п потому, что полярная ночь уже входит в свои права. Результаты экипажа «Семги» говорят о том, что к судну-приемщику надо прикреплять шесть промысловых кораблей. При условии ре­ гулярной сдачи свежья они могут загрузить трюм приемщика за четыре дня. Сейчас «Сем­ га» принимает рыбу в течение пяти суток. Сокращение времени хранения обработанной рыбы на одни сутки будет способствовать с р- х>раиению ее качества. Экипаж судна^приемщика сможет принять от промысловиков не менее 6 тонн свежья за сутки, что равняется суточному заданию для промыслового траулера. При наличии ше­ сти сдающих судов общее количество снятой с них рыбы будет ракняться 36 тоннам за 24 часа. Это вполне реально и «подтверждается практикой. - Моряки «Семги» ©се еще в претензии к эки­ пажам промысловых судов за сроки хранения свежья на борту, которые порой доходят до суток. Это — прямое нарушение инструкции, есть реальная угроза привезти в порт рыбу сортностью ниже *плановой, хотя мастера по обработке, руководимые коммунистом Дмитри­ ем Прокопьевичем Романкевичем, делают всё возможное, чтобы сохранить качество свежья. О выгоде заготовки охлажденного лолуфаб- . римата говорить не приходится. Это знают все промыслобчк-и, покупатели. И уж коли есть возможность заготовлять свежье, то надо до­ биться строгого выполнения отдаваемых рас­ поряжений в части прикрепления экипажей к судну-приемщнку, сдачи ими овежей рыбы. В. ХРЯШКОВ. На снимке: капитан траулера « Батуми» ударник коммунисти­ ческого труда Петр Афанасье­ вич ю к о л е в . Фете С. Александрова. uiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiriiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiMiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiHiiiiMiiiiHiiniiiiiiniiir^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz