Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

к ОБЯЗАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО! ЗАЯВЛЯЮТ МОРЯКИ СРТ-465 «УСЕРДИЕ» {(Окончание. Нач. на 1-й стр.). эеиничал, а так ему трижды все разно. Главное—спихнуть со своих плеч. Вот почему и на ремонте должны быть постоянные кадры моряков. Всем чизвестно, что есть еще люди, у которых нечиста со­ весть и которые работают по принципу урвать с государства по­ больше, а дать государству по­ меньше, или, как говорят, по ме­ тоду «тяп-ляп». Я уже говорил, что команда на нашем СРТ почти целиком была скоплектована из людей, не знав­ ших друг друга. Отсюда •— отсут­ ствие столь необходимой в мо­ ре товарищеской взаимопомощи. Трудно было на первых порах и* нашим мастерам по добыче и об­ работке рыбы. Они не знали спо­ собностей матросов и потому не могли правильно их расставить на выборку и укладку сетей, укладку поводцов, на сортировку сельди и укупорку бочек. Ведь и на шпиле должен стоять матрос,, имеющий навык в работе. На изучение людей, их опыта и способностей ушла треть рейса. И вот результат: мы перевыполнили рейсовое задание, но на 20 тонн не дотянули до годового плана. А если бы у нас был постоянный экипаж, мы не только справились с заданием года, но и выполнили бы социалистическое обязательст­ во. Ведь к концу рейса люди так сработались, что, когда однажды утром разразился шторм до 9 бал­ лов, наши моряки спасли порядок и улов более 10 тонн. Правда, в рейсе была и наша вина в том, что около десяти дней подряд уловы у нас в октябре бы­ ли ниже, чем у других экипажей. Когда стали выяснять причину проловов, выяснилось, что повод- цы дали большую усадку. Наши сети стояли метров на десять вы­ ше косяков рыбы. Это прямая ви­ на старшего мастера лова. Нико­ лая Семеновича Иванова. Он ни­ как не рассчитывал, что пеньковые поводцы дадут такую усадку. А вообще, он моряк трудолюбивый, имеет достаточный опыт, может хорошо организовать труд на па­ лубе. Но тут допустил промашку, и за это ему на собрании экипа­ жа пришлось выслушать много горьких, но справедливых упреков со стороны моряков. Досталось и его помощнику Соколову — пар­ торгу судна. Думаю, что этот урок пойдет им обоим на пользу. В море себя проявил отличным специалистом и большим тружени­ ком масгер по обработке Влади­ мир Ильич Филиппов. Мне прихо­ дилось работать на многих СРТ, и всегда, особенно во время боль­ ших уловов, в помощь мастеру по обработке обязательно выделяется один, а то и два матроса, которые вместе с ним производят посол сельди. Филиппо* весь рейс уп­ равлялся один. Я говорю ему: — Работает*, ты, Филиппов,, как хороший автомат, дело выпол­ няешь один за двоих. Смотри, за­ валишь сортность. — Не бойтесь, капитан, — от­ вечает оя, — все будет в порядке. ДАЛ СЛО ВО -СД ЕРЖ И ЕГО! И он не подвел экипаж. ВСЯ РЫБА СДАНА НА ПЛАВБАЗЫ ВЫСОКОЙ СОРТНОСТЬЮ. ПЕР­ ВЫМ СОРТОМ ВМЕСТО 94 ПРО­ ЦЕНТОВ НАМИ СДАНО СЕЛЬ­ ДИ 96,2 ПРОЦЕНТА. У ЭКИПА­ ЖА ЕСТЬ ПОЛНАЯ УВЕРЕН­ НОСТЬ В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ОТДЫХА В ПОРТУ ДО КОНЦА ГОДА БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ И ГОДОВОЙ ПЛАН И СОЦИАЛИ­ СТИЧЕСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО: ВЫЛОВИТЬ СВЕРХ ЗАДАНИЯ 100 ТОНН СЕЛЬДИ. В будущем году нам предстоит взять более тяжелый рубеж: надо выполнить два годовых плана к 50-летию Советской власти. Если экипаж, сложившийся сегодня на судне, удастся сохранить, мы свое слово сдержим. Это будет наш трудовой подарок к юбилею Ро­ дины. В. ГРИШИН, капитан. Бракоделы должны держать ответ О низком качестве ремонта судовой техники на пашем СРТ капитан уже говорил. Мне хочется пр> должить этот разговор, поскольку он имеет принци­ пиальное значение. Уходя в рейс на судне, вышед­ шем из ремонта, моряк должен быть спокоен^ что механизмы его не подведут. К сожалению, и на плавмастерской «Резец», и на судоремонтном заво­ де № 2 еще не редки случаи бракодельства. Что же это за ремонт, если буквально после четырех дрей­ фов на нашем траулере забарахлила сетевыбороч­ ная машина. Не успели ее отремонтировать, как потребовалась «скорая помощь» сететряске. И это еще далеко не все. В дизеле № 1 мы сво­ ими силами, уже будучи в море, притерли цилиндро­ вые крышки двигателя, очистили глушитель, пере­ ставили крышки дизель-динамо № 2 (прогорел пре­ дохранительный клапан), перебрали всю топливную аппаратуру главного двигателя. В море мы убедились, что дизель-динамо № 1, в нотором судоремонтники «Резца» поставили новый коленчатый вал, стало работать хуже, чем до ре­ монта. Когда разобрались, в чем дело, оказалось, что открытие всасывающих клапанов происходит раньше, чем надо. Поэтому выхлопные газы проры­ ваются во всасывающий патрубок. Этим-то и нару­ шается нормальная работа двигателя. Возможно, что по этой же причине во время выхлопа вместе с га­ зами в атмосферу вылетает и масло. Во время этой короткой стоянки в порту мы ре­ шили силами машинной команды полностью пррб* брать всю топливную аппаратуру и произвести чпс*- ку дизель-динамо № 2 . Сететрясную, сетевыбоуюч '4 ную машины, шпиль, вспомогательные двигател^ ая* днмо, будут ремонтировать на «Резце». Было $ы правильным, чтобы ремонт дизель-динамо был пору­ чен бригаде тов. Мурашова. Это она в прошлый рае допустила брак. Так .пусть же на этот раз бригада бесплатно, но добросовестно выполнит ремонтные ра* боты. Пора сделать правилом, что за низкое качёсЛ во ремонта бракоделы отвечают рублем. Экипаж нашего судна сумел справиться с рейсо­ вым заданием не только потому, что удалось хор<>- шо организовать труд людей на палубе. Многое для успеха на промысле сделала машинная команда, по вине которой не было пропущено ни одного дрейфа. Мне особенно хочется отметить самотвержен- ный труд третьего механика Александра Семеновича Хацко и моториста Кости Опасова. Александр Семе­ нович — хороший специалист и человек трудолюби­ вый. Заведование у него большое: все палубные ме­ ханизмы, паровой котел и все электрооборудование судна. За всем надо смотреть да смотреть. И наш Семеныч не только умело смотрел, но и делал все для того, чтобы по его вине не было потеряно ни одного часа промыслового времени: Порадовало нас своим питомцем среднее море­ ходное училище, прислав на практику замечатель­ ного парня — Костю Опасова. Можно смело сказать, что из Кости получится хороший механик. Нужны факты? Пожалуйста! Костя на нашем СРТ впервые вышел в море. А оно, как известно, не всякого, но­ вичка встречает дружелюбно. Чаще всего море испы­ тывает .человека на крепость и бьет его нещадно. Так вот это 'испытание наш юный друг прошел бле­ стяще. Его укачивало и довольно долго. Парня по­ ташнивало, но при всем этом он не только не пропу­ стил ни одной вахты, но даже ни разу не заикнулся, что ему тяжело и чтобы, кто-нибудь из нас, механи­ ков, отстоял за него вахту у двигателей. Все, что ему поручалось, Костя делал с душой. В машинном отделении у него всегда порядок. Было много случаев, когда наш Костя, что называется* по зову собственного сердца оставался на подвахту, если видел, что механики берутся за ремонт какого- то механизма. Он всегда рад помочь товарищам, и оттого мы всегда и во всем помогали ему быстрее разобраться в тонкостях эксплуатации судовой тех­ ники. А . КУЗНЕЦОВ , второй механик. П ЕРВАЯ заповедь обязыва­ ет каждого мастера по об­ работке как можно быстрее об­ работать улов. Мы никогда не должны забывать о том, что каждый лишний час пребыва­ ния рыбы на палубе ведет к ее порче, понижает . сортность. Но и быстро убрав улов, мож­ но сдать сельдь на базу низким сортом. Чтобы этого не про­ изошло, нужно ее правильно за­ солить. Многие мастера по об­ работке сдают полупотроше- <вуто сельдь пониженной сорт­ ностью только из-за ее окисле­ ния. А происходит это потому, что они не применяют смешан­ ного посла, который на нашем судне используется довольно широко. Еще с вечера мы стараемся заготовить 4 —5 бочек крепкого тузлука. При уборке сельди в бочки мы, помимо соли, добавля­ ем по 6—7 литров тузлука. От этого сельдь быстрее просалива­ ется. выделяет свой тузлук, и ес­ ли даже происходит окисление, то незначительное. При посоле надо обязательно сокращать дозировку соли. Я лично на бочку сельди расходую Н А Ш И « С Е К Р Е Т Ы » те же 20 килограммов соли, как и другие мастера. По 4 кило­ грамма соли у меня уходит в бочку в виде тузлука, кило­ граммов 11 — 12 я даю на об­ валку сельди и около 5 кило­ граммов насыпаю на верхний ряд. Этим я предупреждаю окис­ ление сельди в верхних рядах. Что дает такой метод посола, видно из нашей сдачи полупот- рошеной сельди на производ­ ственный рефрижератор «По­ лярная звезда». Из 3 9 тонн у нас окисленной не оказалось ни одного килограмма. 9 8 процен­ тов нашей продукции были при­ няты первым сортом, а это на 4 процента выше планового за ­ дания. Такая высокая сортность бы­ ла обеспечена не только пра­ вильностью посола. Надо отдать должное нашему капитану Вла­ димиру Александровичу Гриши­ ну. Он всегда считается со мной и никогда не заваливает палубу рыбой. У нас-на борту обычно бывает сельди бочек на 20 , не больше. Лишь после того, как она засолена, продолжаем вы­ борку сетей. Хороши у нас и матросы* Ра­ ботая на разделке сельди, они успевают до вечера заготовить до 150 бочек полупотрошеной продукции: Следим мы и за тем, чтобы в бочки не попала сельдь с чешу­ ей, потому что она плохо проса­ ливается и на базах принима­ ется как нестандартная. Для то­ го, чтобы на рыбе не было че­ шуи, мы пускаем на палубу во­ ду. Она-то и помогает смыть чешую. И когда сельдь идет в обвалку солью, нестандартной рыбы уже не попадает. И еще у нас стало законом: при выгрузке продукции на ба­ зу ни одной бестузлучной бочки на сетку не ставить. Мы даже выделяем специального челове­ ка, который молотком просту­ кивает бочки в период всей вы­ грузки. Бестузлучные бочки от­ катываются в сторону, перера­ батываются и сдаются отдель­ ной партией/ Все это, вместе взятое, и поз­ воляет нам сдавать продукцию только высокого качества. Есть у меня существенна# просьба к работникам отделов кадров и обработки. Давно пора, товарищи, направлять на про­ мысловые суда квалифициро­ ванных бондарей. Вы же при­ сылаете матросов, которые чаще всего не знают бондарного дела: А от качества укупорки бочек во многом зависит качество про­ дукции. При плохой укупорке в бочку всегда может попасть во­ да, так как волна нередко захо­ дит на палубу. То, что сейчас готовят матро­ сов на специальных курсах, — хорошо. Было бы неплохо, что­ бы создать подобные курсы для подготовки бондарей. По моему мнению, в личных делах матро­ сов должна быть непременно от­ метка, что он знает бондарное дело, и в направлении следует указывать, что такой матрос посылается в качестве бондаря. А то в наспех сколоченных эки­ пажах мастер не всегда знает, кто из матросов в совершенстве владеет молотком н умеет ку- порить бочки. И еще один вопрос. На про­ мысел вместе с бочками всегда направляются запасные донья и полиэтиленовые мешки для про­ мысловых судов. Но мы, напри­ мер,. за весь истекший рейс не получили ни одного донышка и ни одного вкладыша. Ларчик открывается просто: эти доныш­ ки и мешки оседают на плавба­ зах. И последнее:, при сдаче про­ дукции даже в добротной таре на базах непременно отмечают в квитанциях, что часть бочек подлежит капитальному, средне­ му и мелкому ремонту, хотя фактически ни одна из них не нуждается ни в каком ремонте. Эта несправедливость должна быть устранена. В квитанции следует записывать фактичес­ кое состояние тары, а не про­ цент износа ее, предусмотрен­ ный инструкцией. В. ФИЛИППОВ, мастер по обработке. Мастером по добыче я работаю бо­ лее десяти лет. За это время, конеч- ио, накопил хороший опыт, научился разбираться в тонкостях оснастки дрифтерного порядка. Но в минувшем рейсе, произошла неприятная история, мз-за которой наш экипаж около де­ сяти дней ловил рыбу хуже других гюманд. Произошло это потому, что меня подвели пеньковые поводцы. По указанию капитана тов. Гришина я поставил : 50-метровые поводцы. Но они дали такую усадку, что сети ока­ зались* 1 много выше концентрации сельди. "Слов нет, я виноват. Но ведь этой ,-Истории могло бы и не случиться, ёс- 1 яи “бы мы полностью отказались от пеньки и целиком перешли на кап­ рон. Возможно, что капрона для по­ водцов еще не хватает. Но нам поче- му-то совсем не дают сизальского тро­ са, который дает значительно мень­ шую усадку, чем трос пеньковый. Кроме того, поводцы из капрона и сизаля значительно крепче, дольше служат да и дешевле. В этом успели убедиться не только мы, моряки, «о и специалисты отдела добычи флота. Мы, мастера, особенно благодарны за то, что на промысловых судах пол­ ностью отказались от применения пенькового вожака и стояночного во­ жака их геркулесового троса. Рабо­ тать стало много легче. Было бы хо­ рошо, если и пеньковый трос, кото­ рый мы получаем для поводцов, за­ менили капроновым. От этого выиг­ рает и экипаж, и флот в целом. И. ИВАНОВ, мастер во добыче* В П Е Р В О М Р Е Й С Е Закончился промысловый рейс. Обычный очередной рейс в Атланти­ ку для бывалых моряков и первый в моей жизни. Впечатлений масса. По­ зади три года напряженной учебы в училище, курсовые экзамены, и сей­ час у меня и товарищей по курсу го­ дичная практика на промысловых су­ дах в море. Первый выход в море, первая вах­ та, первые трудности, встреча с мо­ рем. Может быть, мне было бы значи­ тельно тяжелее выдержать испытание, если бы я оказался в кругу равно­ душных людей. Но меня на судне встретили очень радушно. Каждый из механиков старался помочь мне быст­ р ее разобраться во всем многообра­ зии механизмов. Машинная команда на СРТ-465 «Усердие» состоит из лю­ дей, знающих до тонкостей судовую технику и правила ее эксплуатации. У каждого из них есть чему поучить­ ся. Но особенно большую помощь в приобретении практических навыков оказали мне второй механик тов. Куз­ нецов и третий механик тов. Хацко. Следующий рейс для меня будет возможно менее трудным, но все рав­ но забот он принесет много. Я должен еще глубже изучить системы судна, двигатели. Я выбрал профессию судового ме­ ханика не случайно. Этим я обяван своему деду, который отдал много лет работе в качестве старшего ме­ ханика на судах торгового флота. • , К. ОПАСОВ, моторист.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz