Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
к ОБЯЗАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ВЫПОЛНЕНО! ЗАЯВЛЯЮТ МОРЯКИ СРТ-465 «УСЕРДИЕ» {(Окончание. Нач. на 1-й стр.). эеиничал, а так ему трижды все разно. Главное—спихнуть со своих плеч. Вот почему и на ремонте должны быть постоянные кадры моряков. Всем чизвестно, что есть еще люди, у которых нечиста со весть и которые работают по принципу урвать с государства по больше, а дать государству по меньше, или, как говорят, по ме тоду «тяп-ляп». Я уже говорил, что команда на нашем СРТ почти целиком была скоплектована из людей, не знав ших друг друга. Отсюда •— отсут ствие столь необходимой в мо ре товарищеской взаимопомощи. Трудно было на первых порах и* нашим мастерам по добыче и об работке рыбы. Они не знали спо собностей матросов и потому не могли правильно их расставить на выборку и укладку сетей, укладку поводцов, на сортировку сельди и укупорку бочек. Ведь и на шпиле должен стоять матрос,, имеющий навык в работе. На изучение людей, их опыта и способностей ушла треть рейса. И вот результат: мы перевыполнили рейсовое задание, но на 20 тонн не дотянули до годового плана. А если бы у нас был постоянный экипаж, мы не только справились с заданием года, но и выполнили бы социалистическое обязательст во. Ведь к концу рейса люди так сработались, что, когда однажды утром разразился шторм до 9 бал лов, наши моряки спасли порядок и улов более 10 тонн. Правда, в рейсе была и наша вина в том, что около десяти дней подряд уловы у нас в октябре бы ли ниже, чем у других экипажей. Когда стали выяснять причину проловов, выяснилось, что повод- цы дали большую усадку. Наши сети стояли метров на десять вы ше косяков рыбы. Это прямая ви на старшего мастера лова. Нико лая Семеновича Иванова. Он ни как не рассчитывал, что пеньковые поводцы дадут такую усадку. А вообще, он моряк трудолюбивый, имеет достаточный опыт, может хорошо организовать труд на па лубе. Но тут допустил промашку, и за это ему на собрании экипа жа пришлось выслушать много горьких, но справедливых упреков со стороны моряков. Досталось и его помощнику Соколову — пар торгу судна. Думаю, что этот урок пойдет им обоим на пользу. В море себя проявил отличным специалистом и большим тружени ком масгер по обработке Влади мир Ильич Филиппов. Мне прихо дилось работать на многих СРТ, и всегда, особенно во время боль ших уловов, в помощь мастеру по обработке обязательно выделяется один, а то и два матроса, которые вместе с ним производят посол сельди. Филиппо* весь рейс уп равлялся один. Я говорю ему: — Работает*, ты, Филиппов,, как хороший автомат, дело выпол няешь один за двоих. Смотри, за валишь сортность. — Не бойтесь, капитан, — от вечает оя, — все будет в порядке. ДАЛ СЛО ВО -СД ЕРЖ И ЕГО! И он не подвел экипаж. ВСЯ РЫБА СДАНА НА ПЛАВБАЗЫ ВЫСОКОЙ СОРТНОСТЬЮ. ПЕР ВЫМ СОРТОМ ВМЕСТО 94 ПРО ЦЕНТОВ НАМИ СДАНО СЕЛЬ ДИ 96,2 ПРОЦЕНТА. У ЭКИПА ЖА ЕСТЬ ПОЛНАЯ УВЕРЕН НОСТЬ В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ОТДЫХА В ПОРТУ ДО КОНЦА ГОДА БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ И ГОДОВОЙ ПЛАН И СОЦИАЛИ СТИЧЕСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО: ВЫЛОВИТЬ СВЕРХ ЗАДАНИЯ 100 ТОНН СЕЛЬДИ. В будущем году нам предстоит взять более тяжелый рубеж: надо выполнить два годовых плана к 50-летию Советской власти. Если экипаж, сложившийся сегодня на судне, удастся сохранить, мы свое слово сдержим. Это будет наш трудовой подарок к юбилею Ро дины. В. ГРИШИН, капитан. Бракоделы должны держать ответ О низком качестве ремонта судовой техники на пашем СРТ капитан уже говорил. Мне хочется пр> должить этот разговор, поскольку он имеет принци пиальное значение. Уходя в рейс на судне, вышед шем из ремонта, моряк должен быть спокоен^ что механизмы его не подведут. К сожалению, и на плавмастерской «Резец», и на судоремонтном заво де № 2 еще не редки случаи бракодельства. Что же это за ремонт, если буквально после четырех дрей фов на нашем траулере забарахлила сетевыбороч ная машина. Не успели ее отремонтировать, как потребовалась «скорая помощь» сететряске. И это еще далеко не все. В дизеле № 1 мы сво ими силами, уже будучи в море, притерли цилиндро вые крышки двигателя, очистили глушитель, пере ставили крышки дизель-динамо № 2 (прогорел пре дохранительный клапан), перебрали всю топливную аппаратуру главного двигателя. В море мы убедились, что дизель-динамо № 1, в нотором судоремонтники «Резца» поставили новый коленчатый вал, стало работать хуже, чем до ре монта. Когда разобрались, в чем дело, оказалось, что открытие всасывающих клапанов происходит раньше, чем надо. Поэтому выхлопные газы проры ваются во всасывающий патрубок. Этим-то и нару шается нормальная работа двигателя. Возможно, что по этой же причине во время выхлопа вместе с га зами в атмосферу вылетает и масло. Во время этой короткой стоянки в порту мы ре шили силами машинной команды полностью пррб* брать всю топливную аппаратуру и произвести чпс*- ку дизель-динамо № 2 . Сететрясную, сетевыбоуюч '4 ную машины, шпиль, вспомогательные двигател^ ая* днмо, будут ремонтировать на «Резце». Было $ы правильным, чтобы ремонт дизель-динамо был пору чен бригаде тов. Мурашова. Это она в прошлый рае допустила брак. Так .пусть же на этот раз бригада бесплатно, но добросовестно выполнит ремонтные ра* боты. Пора сделать правилом, что за низкое качёсЛ во ремонта бракоделы отвечают рублем. Экипаж нашего судна сумел справиться с рейсо вым заданием не только потому, что удалось хор<>- шо организовать труд людей на палубе. Многое для успеха на промысле сделала машинная команда, по вине которой не было пропущено ни одного дрейфа. Мне особенно хочется отметить самотвержен- ный труд третьего механика Александра Семеновича Хацко и моториста Кости Опасова. Александр Семе нович — хороший специалист и человек трудолюби вый. Заведование у него большое: все палубные ме ханизмы, паровой котел и все электрооборудование судна. За всем надо смотреть да смотреть. И наш Семеныч не только умело смотрел, но и делал все для того, чтобы по его вине не было потеряно ни одного часа промыслового времени: Порадовало нас своим питомцем среднее море ходное училище, прислав на практику замечатель ного парня — Костю Опасова. Можно смело сказать, что из Кости получится хороший механик. Нужны факты? Пожалуйста! Костя на нашем СРТ впервые вышел в море. А оно, как известно, не всякого, но вичка встречает дружелюбно. Чаще всего море испы тывает .человека на крепость и бьет его нещадно. Так вот это 'испытание наш юный друг прошел бле стяще. Его укачивало и довольно долго. Парня по ташнивало, но при всем этом он не только не пропу стил ни одной вахты, но даже ни разу не заикнулся, что ему тяжело и чтобы, кто-нибудь из нас, механи ков, отстоял за него вахту у двигателей. Все, что ему поручалось, Костя делал с душой. В машинном отделении у него всегда порядок. Было много случаев, когда наш Костя, что называется* по зову собственного сердца оставался на подвахту, если видел, что механики берутся за ремонт какого- то механизма. Он всегда рад помочь товарищам, и оттого мы всегда и во всем помогали ему быстрее разобраться в тонкостях эксплуатации судовой тех ники. А . КУЗНЕЦОВ , второй механик. П ЕРВАЯ заповедь обязыва ет каждого мастера по об работке как можно быстрее об работать улов. Мы никогда не должны забывать о том, что каждый лишний час пребыва ния рыбы на палубе ведет к ее порче, понижает . сортность. Но и быстро убрав улов, мож но сдать сельдь на базу низким сортом. Чтобы этого не про изошло, нужно ее правильно за солить. Многие мастера по об работке сдают полупотроше- <вуто сельдь пониженной сорт ностью только из-за ее окисле ния. А происходит это потому, что они не применяют смешан ного посла, который на нашем судне используется довольно широко. Еще с вечера мы стараемся заготовить 4 —5 бочек крепкого тузлука. При уборке сельди в бочки мы, помимо соли, добавля ем по 6—7 литров тузлука. От этого сельдь быстрее просалива ется. выделяет свой тузлук, и ес ли даже происходит окисление, то незначительное. При посоле надо обязательно сокращать дозировку соли. Я лично на бочку сельди расходую Н А Ш И « С Е К Р Е Т Ы » те же 20 килограммов соли, как и другие мастера. По 4 кило грамма соли у меня уходит в бочку в виде тузлука, кило граммов 11 — 12 я даю на об валку сельди и около 5 кило граммов насыпаю на верхний ряд. Этим я предупреждаю окис ление сельди в верхних рядах. Что дает такой метод посола, видно из нашей сдачи полупот- рошеной сельди на производ ственный рефрижератор «По лярная звезда». Из 3 9 тонн у нас окисленной не оказалось ни одного килограмма. 9 8 процен тов нашей продукции были при няты первым сортом, а это на 4 процента выше планового за дания. Такая высокая сортность бы ла обеспечена не только пра вильностью посола. Надо отдать должное нашему капитану Вла димиру Александровичу Гриши ну. Он всегда считается со мной и никогда не заваливает палубу рыбой. У нас-на борту обычно бывает сельди бочек на 20 , не больше. Лишь после того, как она засолена, продолжаем вы борку сетей. Хороши у нас и матросы* Ра ботая на разделке сельди, они успевают до вечера заготовить до 150 бочек полупотрошеной продукции: Следим мы и за тем, чтобы в бочки не попала сельдь с чешу ей, потому что она плохо проса ливается и на базах принима ется как нестандартная. Для то го, чтобы на рыбе не было че шуи, мы пускаем на палубу во ду. Она-то и помогает смыть чешую. И когда сельдь идет в обвалку солью, нестандартной рыбы уже не попадает. И еще у нас стало законом: при выгрузке продукции на ба зу ни одной бестузлучной бочки на сетку не ставить. Мы даже выделяем специального челове ка, который молотком просту кивает бочки в период всей вы грузки. Бестузлучные бочки от катываются в сторону, перера батываются и сдаются отдель ной партией/ Все это, вместе взятое, и поз воляет нам сдавать продукцию только высокого качества. Есть у меня существенна# просьба к работникам отделов кадров и обработки. Давно пора, товарищи, направлять на про мысловые суда квалифициро ванных бондарей. Вы же при сылаете матросов, которые чаще всего не знают бондарного дела: А от качества укупорки бочек во многом зависит качество про дукции. При плохой укупорке в бочку всегда может попасть во да, так как волна нередко захо дит на палубу. То, что сейчас готовят матро сов на специальных курсах, — хорошо. Было бы неплохо, что бы создать подобные курсы для подготовки бондарей. По моему мнению, в личных делах матро сов должна быть непременно от метка, что он знает бондарное дело, и в направлении следует указывать, что такой матрос посылается в качестве бондаря. А то в наспех сколоченных эки пажах мастер не всегда знает, кто из матросов в совершенстве владеет молотком н умеет ку- порить бочки. И еще один вопрос. На про мысел вместе с бочками всегда направляются запасные донья и полиэтиленовые мешки для про мысловых судов. Но мы, напри мер,. за весь истекший рейс не получили ни одного донышка и ни одного вкладыша. Ларчик открывается просто: эти доныш ки и мешки оседают на плавба зах. И последнее:, при сдаче про дукции даже в добротной таре на базах непременно отмечают в квитанциях, что часть бочек подлежит капитальному, средне му и мелкому ремонту, хотя фактически ни одна из них не нуждается ни в каком ремонте. Эта несправедливость должна быть устранена. В квитанции следует записывать фактичес кое состояние тары, а не про цент износа ее, предусмотрен ный инструкцией. В. ФИЛИППОВ, мастер по обработке. Мастером по добыче я работаю бо лее десяти лет. За это время, конеч- ио, накопил хороший опыт, научился разбираться в тонкостях оснастки дрифтерного порядка. Но в минувшем рейсе, произошла неприятная история, мз-за которой наш экипаж около де сяти дней ловил рыбу хуже других гюманд. Произошло это потому, что меня подвели пеньковые поводцы. По указанию капитана тов. Гришина я поставил : 50-метровые поводцы. Но они дали такую усадку, что сети ока зались* 1 много выше концентрации сельди. "Слов нет, я виноват. Но ведь этой ,-Истории могло бы и не случиться, ёс- 1 яи “бы мы полностью отказались от пеньки и целиком перешли на кап рон. Возможно, что капрона для по водцов еще не хватает. Но нам поче- му-то совсем не дают сизальского тро са, который дает значительно мень шую усадку, чем трос пеньковый. Кроме того, поводцы из капрона и сизаля значительно крепче, дольше служат да и дешевле. В этом успели убедиться не только мы, моряки, «о и специалисты отдела добычи флота. Мы, мастера, особенно благодарны за то, что на промысловых судах пол ностью отказались от применения пенькового вожака и стояночного во жака их геркулесового троса. Рабо тать стало много легче. Было бы хо рошо, если и пеньковый трос, кото рый мы получаем для поводцов, за менили капроновым. От этого выиг рает и экипаж, и флот в целом. И. ИВАНОВ, мастер во добыче* В П Е Р В О М Р Е Й С Е Закончился промысловый рейс. Обычный очередной рейс в Атланти ку для бывалых моряков и первый в моей жизни. Впечатлений масса. По зади три года напряженной учебы в училище, курсовые экзамены, и сей час у меня и товарищей по курсу го дичная практика на промысловых су дах в море. Первый выход в море, первая вах та, первые трудности, встреча с мо рем. Может быть, мне было бы значи тельно тяжелее выдержать испытание, если бы я оказался в кругу равно душных людей. Но меня на судне встретили очень радушно. Каждый из механиков старался помочь мне быст р ее разобраться во всем многообра зии механизмов. Машинная команда на СРТ-465 «Усердие» состоит из лю дей, знающих до тонкостей судовую технику и правила ее эксплуатации. У каждого из них есть чему поучить ся. Но особенно большую помощь в приобретении практических навыков оказали мне второй механик тов. Куз нецов и третий механик тов. Хацко. Следующий рейс для меня будет возможно менее трудным, но все рав но забот он принесет много. Я должен еще глубже изучить системы судна, двигатели. Я выбрал профессию судового ме ханика не случайно. Этим я обяван своему деду, который отдал много лет работе в качестве старшего ме ханика на судах торгового флота. • , К. ОПАСОВ, моторист.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz