Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
В настоящее время «Сев- пы уменьшать обороты главно- рыбяолодфлот» распо- го двигателя, имеющего мощ- лагает несколькими ность 10.500 и. л. с. А это ухуд- *ранспортными рефрижератора- шаст режим его работы, ми типа «П. Айвазовский» и Во время приемли пруза с одним судном типа «Хибинские БМРТ (на малом ходу) режим горы». Корабли первого типа были созданы на базе известных су хогрузных дизель-электроходов т.ила ГЭС — лучших морских судов своего времени. По этому поводу . в одном американском журнале можно было прочесть примерно следующее: в океане появились построенные Совет ским Союзом и плавающие тод флагом СССР бы строходные сухо грузные суда. Не имоверная ско рость хода, явно в ущерб экономи ке эксплуатации, свидетельств у е т об экспансии Со ветского Союза на мировом рын ке. работы главного двигателя еще более ухудшается. Отсюда сле дует, что новые транспортные суда должны иметь дпзель- электрическую или газотурбин ную установку, обладающую широкой избираемостью мощно стей. Суточная приемка груза у экипажа «Хибинских гор»-на 40 процентов выше, чем у эки- ЛAЛAAЛЛЛ/\AЛA/V\/\Л/\Л/V\AЛ/^ЛAЛЛA/VЧЛЛ/^ЛAЛЛAЛЛЛЛ/^ЛЛЛ/\AЛAЛ/^ЛЛЛЛЛЛ/' КАКИЕ НУЖНЫ ТРАНСПОРТНЫЕ РЕФРИЖЕРАТОРЫ? Время показа ло, кто действи тельно проводит экспансивную политику и не только на миро вом рынке. И насчет экономики -буржуазные специалисты явно просчитались. Сопоставим фактические дан ные двух рефрижераторов, рабо тавших в прошлом году в одина ковых условиях, -fСеверодвин ска» — 1959 года постройки, скорость хода 13 узлов и дизель- аяектрохода «Иркутск» — 1957 года постройки, скорость 16,5 узла. Имея грузовместимость в оолтора раза больше, чем «Ир кутск», «Северодвинск» в слу чае равных скоростей хода дол жен был быть значительно эко номичнее. На самом деле важ- <нейший показатель экономично сти эксплуатации — себестои мость перевозки одной тонны груза на дизель-электроходе «Иркутск» по отчетным данным за 1965 год был ниже на 10 процентов. А теперь возьмем современ ные суда. Сравнение работы экипа н^ей тра испортных рефр и- жераторов типа «И. Айвазов ский» и «Хибинские горы» (по строен в 1964 году) показало, что «Хибинские горы», имея большую на 2,1 узла фактиче скую скорость хода и большее (в полтора раза) водоизмещение, совершает рсйсооборот в один и тот же район промысла за 49,2 суток, в то время как суда ти па «И. Айвазовский» затрачи вают на это в среднем 51,9 су ток. • Выигрыш во времени достига ется за счет увеличения скоро сти на переходах. Как известно, при движении против волны скорость хода требуется уменьшать. Происхо дит неполное использование но- ш*налыюй (паспортной) скоро сти. И в этом отношении «Хи бинские горы» лучше.- У них \ коэффициент использования но минальной скорости на перехо дах составляет 0,89. У судов • типа «И. Айвазовский» — всего 0,75. Правда, на последних уменьшают скорость хода, вы ключая один или дна главных дизель-генератора, сохраняя тем самым моторесурс двигателей. На «Хибинских горах» вьвнужде- грузы. Воздушное охлаждение прюмов, применяемое на «Хи бинских горах», исключает вто рое препятствие. Что касается изоляции, то уже имеются высо кокачес твайные плас тики, ко торые в состоянии хорошо за щитить изоляцию от проникно- е вения воды. Может быть приме нен и НОВЫ!! ТИП ИЗОЛЯЦИИ. Судно в районе трюмов долж но быть как бы двухкорпус.ным (по типу «Даурии»). В межкор- пусное пространство можно бу дет принимать жидкое топливо, а в некоторые трюмы воду, Для перевозки воды в неко торых трюмах размеры их долж ны быть уменьше ны. Следователь но, количество тр ю м о в будет большим. Очевид но, люки будут по бортам судна, что окажет благо приятное влияние на производитель ность грузовых работ. Подводя итог сказанному вы ше, надо, чтобы при постройке новых транспортных рефриже раторов учитывались все преи мущества и недостатки обоих типов судов. Новый корабль должен быть более вместитель ным, чем суда типа «И. Айва зовский», с возможностью мак симального использования емко стей в обоих направлениях, бо лее быстроходными. Он позволит высвободить часть танкеров, сухогрузных су дов, обеспечить быстрый прием груза и доставку его в порт, бу дет способствовать снижению затрат на производство готовой рыбной продукции. Д . СКВИРСКИИ , замести тель главного инженера «Сев- рыбхолодфлота». y \A A / \A A /V V \ / \A /V \A / \A A A A A A A A / \ /V \A A / \ / \ / \A A /V V \A A A / ' 4 A A / \A /W / 'y \A /W W A / \ / v пажей рефрижераторов тина «II. Айвазовский». Это свиде тельствует о лучших условиях швартовки и стоянки БМРТ под грузовыми операциями у «Хибинских гор», о более про изводительном использовании грузовых устройств. Новые транспортные рефри жераторы должны иметь еще более хорошие качества, чем «Хибинские горы». А именно: активный руль для лучшей ма невренности, успокоители кач ки, позволяющие безопасно про изводить погрузку при более свежей погоде, улучшенные гру зовые сродства, внутритрюмную механизацию, широкий фронт грузовых работ. Наиболее экономичным явля ется такое использование транс- иоргпых рефрижераторов, когда они, следуя на промысел, были бы полностью загружены водой, топливом и другими видами снабжения для промысловых су дов, а в порт доставляли макси мально возможное количсство рыбной продукции. У экипажей судов типа «И. Айвазовский» такие воз можности ограничены. Они не могут снимать с БМРТ рыбий жир, а муку могут принять толь ко в рефрижераторный трюм, что явно невыгодно. О том, что транспортный реф рижератор «Xибинс кие горы » лучше о^луж ивает промысло вые суда, свидетельствуют ко эффициенты использования во доизмещения по грузообороту и рыбной продукции. У него эти коэффициенты соответственно равны 0,66 и 0 ,46 против 0,49 и 0 ,43 у судс ж типа «И. Айва зовский». Благодаря перечисленным преимуществам себестовмос гь перевозки одной тонны груза и одной тонно-мили на «Хибин ских горах» также значительно ниже, даже с учетом разницы в стоимости постройки того и другого корабля, влияющей на себестоимость через величину амортизационных отчислений. Изоляция трюмов и наличие рассольных батарей не позволя ют принимать в трюм жидкие По следам наших выступлений «КОРАБЛЬ ПРИНЯЛ СМЕННЫЙ э к и п а ж » Так называлась корреспонден ция, опубликованная в нашей га зете 2 октября. Как сообщил нам главный ин женер тралового флота тов. Пеки- шев, эта статья обсуждалась на собрании в механико-судовой службе. Факты, приведенные в газете, подтвердились. За нарушение пра вил технической эксплуатации электромеханик БМРТ «Прогресс» П. Ф. Богданов освобожден от занимаемой должности. Подменным электромеханикам дано указание при приеме судов в море отражать в приемо-сдаточ ном акте действительное состояние электрооборудования. Установленные фирмой-строитс- лем воздуходувки новой конструк ции в работе оказались ненадеж ным*. «О ДОЛГЕ РАБОЧЕГО» Статья «О долге рабочего», опубликованная в газете 12 октяб ря, обсуждалась на заседании партийного бюро завода. Партбюро отметило, что секре тарь парторганизации И. Г. Куте- пов к изложению фактов подошел несамокритично. В том, что вос питательная работа в цехе была ослаблена, виновата и партийная организация участка. Старший мастер деревообрабатывающего участка Ю. М. Тупатилов привле чен к ^партийной ответственности* Г. КОРАБЛЕВ, секретарь партбюро СРЗ-Ь НИКОЛАЕВ. Коллектив судостроительного за вода имени 61 Коммунара строит для рыбаков страны рефрижераторные суда. НА СНИМКЕ: новый рефрижератор «Василий Суриков» выходит в море. Фотохроника ТАСС. 11ШШ!1111111Ш111ШШ11ПН1Ш111Ш11Ш1111111Ш1111Ш111ШМ1Ш11Ш1Ш1Ш1111111Ш1111111111111111! I l i ll l l l ll l l ll l l l ll l l l il l l i ll l l! привел к победе Рыбацкий труд для нас при вычен. Поэтому я сразу обмолв люсь, что в нашем стопятису точном рейсе не было ничего необычного. Просто работали с душой; нам, ка-к и каждому эки пажу, уходящему на промысел, хотелось перевыполнить пред стоящее задание. Об этом мы говорили на собраниях да и в коротких беседах. Прежде всего перед нами стояла задача — подготовить судно и орудия лова к промыс лу. Рабочий энтузиазм наших парней, на счастье, не покидал. Матросы деловито готовили! во- Много 1 *ришлось поработать порядок в своем машинной команде. Например, Федор Морозов благодаря стараниям . третьего боцман! . заведовании. - настоящий Резервы дрифтерного промысла жак, поводцы, кухтыли и дружно набирали порядок сетей, рыбакуч:ельдянику Радист выходил на связь с рай- что выборка сетей оном промысла, и судоводите ли, жадно вслушиваясь в докла ды капитанов, решали, в какой квадрат лучше пойти. Не сидела сложа руки и ма шинная команда: уже в который •раз шла проверка механизмов. И ставший механик Николай Андреевич Труннн не зря гово- механ Iрка 11и«олая Жнленкова значительно сократился ©бьем заводского ремонта по электри ческой части. Так вот, начал я с палубной команды, а. рассказ повел о ме ханиках. Спасибо нм, хорошо по работали. Но найти рыбу н взять ее — задача тоже не на.легких. Тут предпочтение следует отдать на шему капитану тЭдуарду. Кон стантиновичу Шумову. Нельзя не упомянуть и третьего штур мана Бориса Занц&ва. Каждому известно, обычно про ходит с утра, то есть на протя жении всей вахты третьего штурмана. И от того, как он су меет «подработать машиной», зависит очень многое. Приноро вится — сети будут идти на борт легко и споро, не сумеет — порвет сети и заставит нерв ничать мастеров и мат^росов. Но Существующая практика ра боты флотилий «Севрыбы» по м ес г ному ( гр J т вичскому ) вре- мени была оправданной в прош лые годы, когда в режиме лова испол ьзовались су точиые миг- -рации рыб, обусловленные че редованием светлого и темного времени суток. В настоящий пе риод , 4 когда сырьевая база сель дяного промысла находится на достаточном уровне и познаны основные закономерности пове дения сельди, организация про мысла по местному времени су щественно снижает эффектив ность работы •судов и в целом флотилий.* * 1 • Пассивный сетный лов, с един ственным за сутки результатом, стребует исключения всех отри цательных факторов, определя- чйцих конечную добычу. Работа *Экипажей «Заспрыбы» по мос ковскому времени, которое, как ш в е стаю, разнится с гринвич ским на три часа, дает возмож ность экипажам завершать пол ную выборку сетей, даже в слу-t чае обильных уловов, к 8 —9 часам утра. В результате моря ки имеют больше времени на сдачу свежья, для решения хо зяйственных вопросов, на своев ременную пеленгацию, переход в район наиболее плотных скоп лений, более тщательный поиск, могут производить выметку 'по рядка в период наибольшей ак тивности сельди на промысло вых горизонтах. По такому графику работают моряки СРТ-4461 Карельской флотилии, некоторых судов уп равления «Мурмансельдь» и имеют, как правило, высокие показатели в добыче. В. КЕМЕНОВ, старший морской инспектор промыс ловой разведки главка «Севрыба». рил своим подчиненным: «Про- Борисом Зайцевым все, начиная верьте еще раз»... Профессно- от матроса-уборщина и кончая нальное чутье не подвело: вско ре обнаружилось, что ремонти руя шпиль, судоремонтники не заменили в нем мягкое соедине ние, произвели неправильную сборку электромотора наждач ного точила. Пришлось парням потрудиться, чтобы привести ме ханизмы в порядок. После этих злополучных слу чаев было решено — до конца рейса не потерять ни одного дрейфа по вине механиков. Ста ли регулярно проводить профи лактические осмотры. Итак, по ка траулер ночью дрейфовал с порядком сетей, механики успе вали переирессовать втулку ди зель-динамо № 1 , в главном дви гателе заменить пусковой и вы хлопной клапаны. А в конце рей са очередной осмотр позволил предупредить возможную ава рию. Дело в том, что трубопро вод подвода масла на нодшиш- ник коленчатого вала имел тре щину. Дефект устранили своев ременно, хотя это стоило нема- лого труда. А вот и еще труженики наше го коллектива под стать боцману — это матросы Владимир Мос товой и Валентин Борисов. Весь рейс Владимир находился на са мых трудных участках при вы- метке и выборке сетей. Он спу скал в трюм бочки с рыбой, ловко раскатывал бочки в трюме, а при обильных уло вах бондарил. Ка« говорится, мастер на все руки. Любой моряк мог бы позави довать и Валентину Борисову, заметив, с какой ловкостью он укладывает сетное полотно.- Кэ.ким уважением у экипажа пользуется мастер по обработке Валентин Масленников, тоже стоит рассказать. Я не буду, да может и .не смогу, расписывать о нем подробно, но знаю, что этот человек очень нужен фло ту. Помимо того, что разворот лив, он умудрялся подготавли вать и сдавать полуфаб|ри«ат сортностью на три процента капитаном, были довольны.^^blllie, предусмотренной планом. Кстати будет сказать, он же у нас <и редактор стенной газеты «Маяк». Да, вот еще к слову, здесь проскочило слово «матрос- уборщитк». Так наш Николай Морозов отлично справлялся со своими обязанностями. Он от начала и до конца рейса поддер живал образцовую чистоту в жи лых и общественных помещени ях, помогал повару. Но, пожалуй, самое трудное пришлось на долю моряков из палубной команды. Я расскажу первым делом о тех, чьи имена на судовой Доске почета. Ёоц- ман Федор Морозов. Многие годы своей жизни провел этот человек на океанских просторах. Ему доводилось видеть и урага ны, и обильные уловы, сталки ваться с разными характерами людей. Море научило Федора Федоровича преодолевать труд ности, честно выполнять свой долг, помогать делом и советом сеодея товарищам. Он знает лю бую работу на траулере, *юб*гт Вот, пожалуй, можно было бы и закончить на этом рассказ, если бы не одно «но». Мы вышли в рейс 15 июля. До сентября «мутили» воду. И все потому, что не было рыбных скоплений. Так неужели нельзя было руководству флота послать несколько поисковых судов в Норвежское море, как это прак тикуют балтийские флотилии?. У них, например, в разных рай онах находились поисковые тра улеры, а как только рыба пош ла, они дали знать в порт. При шли суда, и начался успешный облов сельди. А наши СРТ за нимались промыслом, потому что «висел план». Так до само го сентября ш! за что гноили сети, пока сельдь не начала кон центрироваться в косяки. Сейчас все трудности позади,. Рейсовое задание перекрыто. В . КОЗЛОВЦЕВ , старший помощник капитана СРТ- 2 2 9 . > . . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz