Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

В настоящее время «Сев- пы уменьшать обороты главно- рыбяолодфлот» распо- го двигателя, имеющего мощ- лагает несколькими ность 10.500 и. л. с. А это ухуд- *ранспортными рефрижератора- шаст режим его работы, ми типа «П. Айвазовский» и Во время приемли пруза с одним судном типа «Хибинские БМРТ (на малом ходу) режим горы». Корабли первого типа были созданы на базе известных су­ хогрузных дизель-электроходов т.ила ГЭС — лучших морских судов своего времени. По этому поводу . в одном американском журнале можно было прочесть примерно следующее: в океане появились построенные Совет­ ским Союзом и плавающие тод флагом СССР бы­ строходные сухо­ грузные суда. Не­ имоверная ско­ рость хода, явно в ущерб экономи­ ке эксплуатации, свидетельств у е т об экспансии Со­ ветского Союза на мировом рын­ ке. работы главного двигателя еще более ухудшается. Отсюда сле­ дует, что новые транспортные суда должны иметь дпзель- электрическую или газотурбин­ ную установку, обладающую широкой избираемостью мощно­ стей. Суточная приемка груза у экипажа «Хибинских гор»-на 40 процентов выше, чем у эки- ЛAЛAAЛЛЛ/\AЛA/V\/\Л/\Л/V\AЛ/^ЛAЛЛA/VЧЛЛ/^ЛAЛЛAЛЛЛЛ/^ЛЛЛ/\AЛAЛ/^ЛЛЛЛЛЛ/' КАКИЕ НУЖНЫ ТРАНСПОРТНЫЕ РЕФРИЖЕРАТОРЫ? Время показа­ ло, кто действи­ тельно проводит экспансивную политику и не только на миро­ вом рынке. И насчет экономики -буржуазные специалисты явно просчитались. Сопоставим фактические дан­ ные двух рефрижераторов, рабо­ тавших в прошлом году в одина­ ковых условиях, -fСеверодвин­ ска» — 1959 года постройки, скорость хода 13 узлов и дизель- аяектрохода «Иркутск» — 1957 года постройки, скорость 16,5 узла. Имея грузовместимость в оолтора раза больше, чем «Ир­ кутск», «Северодвинск» в слу­ чае равных скоростей хода дол­ жен был быть значительно эко­ номичнее. На самом деле важ- <нейший показатель экономично­ сти эксплуатации — себестои­ мость перевозки одной тонны груза на дизель-электроходе «Иркутск» по отчетным данным за 1965 год был ниже на 10 процентов. А теперь возьмем современ­ ные суда. Сравнение работы экипа н^ей тра испортных рефр и- жераторов типа «И. Айвазов­ ский» и «Хибинские горы» (по­ строен в 1964 году) показало, что «Хибинские горы», имея большую на 2,1 узла фактиче­ скую скорость хода и большее (в полтора раза) водоизмещение, совершает рсйсооборот в один и тот же район промысла за 49,2 суток, в то время как суда ти­ па «И. Айвазовский» затрачи­ вают на это в среднем 51,9 су­ ток. • Выигрыш во времени достига­ ется за счет увеличения скоро­ сти на переходах. Как известно, при движении против волны скорость хода требуется уменьшать. Происхо­ дит неполное использование но- ш*налыюй (паспортной) скоро­ сти. И в этом отношении «Хи­ бинские горы» лучше.- У них \ коэффициент использования но­ минальной скорости на перехо­ дах составляет 0,89. У судов • типа «И. Айвазовский» — всего 0,75. Правда, на последних уменьшают скорость хода, вы­ ключая один или дна главных дизель-генератора, сохраняя тем самым моторесурс двигателей. На «Хибинских горах» вьвнужде- грузы. Воздушное охлаждение прюмов, применяемое на «Хи­ бинских горах», исключает вто­ рое препятствие. Что касается изоляции, то уже имеются высо­ кокачес твайные плас тики, ко­ торые в состоянии хорошо за­ щитить изоляцию от проникно- е вения воды. Может быть приме­ нен и НОВЫ!! ТИП ИЗОЛЯЦИИ. Судно в районе трюмов долж­ но быть как бы двухкорпус.ным (по типу «Даурии»). В межкор- пусное пространство можно бу­ дет принимать жидкое топливо, а в некоторые трюмы воду, Для перевозки воды в неко­ торых трюмах размеры их долж­ ны быть уменьше­ ны. Следователь­ но, количество тр ю м о в будет большим. Очевид­ но, люки будут по бортам судна, что окажет благо­ приятное влияние на производитель­ ность грузовых работ. Подводя итог сказанному вы­ ше, надо, чтобы при постройке новых транспортных рефриже­ раторов учитывались все преи­ мущества и недостатки обоих типов судов. Новый корабль должен быть более вместитель­ ным, чем суда типа «И. Айва­ зовский», с возможностью мак­ симального использования емко­ стей в обоих направлениях, бо­ лее быстроходными. Он позволит высвободить часть танкеров, сухогрузных су­ дов, обеспечить быстрый прием груза и доставку его в порт, бу­ дет способствовать снижению затрат на производство готовой рыбной продукции. Д . СКВИРСКИИ , замести ­ тель главного инженера «Сев- рыбхолодфлота». y \A A / \A A /V V \ / \A /V \A / \A A A A A A A A / \ /V \A A / \ / \ / \A A /V V \A A A / ' 4 A A / \A /W / 'y \A /W W A / \ / v пажей рефрижераторов тина «II. Айвазовский». Это свиде­ тельствует о лучших условиях швартовки и стоянки БМРТ под грузовыми операциями у «Хибинских гор», о более про­ изводительном использовании грузовых устройств. Новые транспортные рефри­ жераторы должны иметь еще более хорошие качества, чем «Хибинские горы». А именно: активный руль для лучшей ма­ невренности, успокоители кач­ ки, позволяющие безопасно про­ изводить погрузку при более свежей погоде, улучшенные гру­ зовые сродства, внутритрюмную механизацию, широкий фронт грузовых работ. Наиболее экономичным явля­ ется такое использование транс- иоргпых рефрижераторов, когда они, следуя на промысел, были бы полностью загружены водой, топливом и другими видами снабжения для промысловых су­ дов, а в порт доставляли макси­ мально возможное количсство рыбной продукции. У экипажей судов типа «И. Айвазовский» такие воз­ можности ограничены. Они не могут снимать с БМРТ рыбий жир, а муку могут принять толь­ ко в рефрижераторный трюм, что явно невыгодно. О том, что транспортный реф­ рижератор «Xибинс кие горы » лучше о^луж ивает промысло­ вые суда, свидетельствуют ко­ эффициенты использования во­ доизмещения по грузообороту и рыбной продукции. У него эти коэффициенты соответственно равны 0,66 и 0 ,46 против 0,49 и 0 ,43 у судс ж типа «И. Айва­ зовский». Благодаря перечисленным преимуществам себестовмос гь перевозки одной тонны груза и одной тонно-мили на «Хибин­ ских горах» также значительно ниже, даже с учетом разницы в стоимости постройки того и другого корабля, влияющей на себестоимость через величину амортизационных отчислений. Изоляция трюмов и наличие рассольных батарей не позволя­ ют принимать в трюм жидкие По следам наших выступлений «КОРАБЛЬ ПРИНЯЛ СМЕННЫЙ э к и п а ж » Так называлась корреспонден­ ция, опубликованная в нашей га­ зете 2 октября. Как сообщил нам главный ин­ женер тралового флота тов. Пеки- шев, эта статья обсуждалась на собрании в механико-судовой службе. Факты, приведенные в газете, подтвердились. За нарушение пра­ вил технической эксплуатации электромеханик БМРТ «Прогресс» П. Ф. Богданов освобожден от занимаемой должности. Подменным электромеханикам дано указание при приеме судов в море отражать в приемо-сдаточ­ ном акте действительное состояние электрооборудования. Установленные фирмой-строитс- лем воздуходувки новой конструк­ ции в работе оказались ненадеж­ ным*. «О ДОЛГЕ РАБОЧЕГО» Статья «О долге рабочего», опубликованная в газете 12 октяб­ ря, обсуждалась на заседании партийного бюро завода. Партбюро отметило, что секре­ тарь парторганизации И. Г. Куте- пов к изложению фактов подошел несамокритично. В том, что вос­ питательная работа в цехе была ослаблена, виновата и партийная организация участка. Старший мастер деревообрабатывающего участка Ю. М. Тупатилов привле­ чен к ^партийной ответственности* Г. КОРАБЛЕВ, секретарь партбюро СРЗ-Ь НИКОЛАЕВ. Коллектив судостроительного за­ вода имени 61 Коммунара строит для рыбаков страны рефрижераторные суда. НА СНИМКЕ: новый рефрижератор «Василий Суриков» выходит в море. Фотохроника ТАСС. 11ШШ!1111111Ш111ШШ11ПН1Ш111Ш11Ш1111111Ш1111Ш111ШМ1Ш11Ш1Ш1Ш1111111Ш1111111111111111! I l i ll l l l ll l l ll l l l ll l l l il l l i ll l l! привел к победе Рыбацкий труд для нас при­ вычен. Поэтому я сразу обмолв­ люсь, что в нашем стопятису­ точном рейсе не было ничего необычного. Просто работали с душой; нам, ка-к и каждому эки­ пажу, уходящему на промысел, хотелось перевыполнить пред­ стоящее задание. Об этом мы говорили на собраниях да и в коротких беседах. Прежде всего перед нами стояла задача — подготовить судно и орудия лова к промыс­ лу. Рабочий энтузиазм наших парней, на счастье, не покидал. Матросы деловито готовили! во- Много 1 *ришлось поработать порядок в своем машинной команде. Например, Федор Морозов благодаря стараниям . третьего боцман! . заведовании. - настоящий Резервы дрифтерного промысла жак, поводцы, кухтыли и дружно набирали порядок сетей, рыбакуч:ельдянику Радист выходил на связь с рай- что выборка сетей оном промысла, и судоводите­ ли, жадно вслушиваясь в докла­ ды капитанов, решали, в какой квадрат лучше пойти. Не сидела сложа руки и ма­ шинная команда: уже в который •раз шла проверка механизмов. И ставший механик Николай Андреевич Труннн не зря гово- механ Iрка 11и«олая Жнленкова значительно сократился ©бьем заводского ремонта по электри­ ческой части. Так вот, начал я с палубной команды, а. рассказ повел о ме­ ханиках. Спасибо нм, хорошо по­ работали. Но найти рыбу н взять ее — задача тоже не на.легких. Тут предпочтение следует отдать на­ шему капитану тЭдуарду. Кон­ стантиновичу Шумову. Нельзя не упомянуть и третьего штур­ мана Бориса Занц&ва. Каждому известно, обычно про­ ходит с утра, то есть на протя­ жении всей вахты третьего штурмана. И от того, как он су­ меет «подработать машиной», зависит очень многое. Приноро­ вится — сети будут идти на борт легко и споро, не сумеет — порвет сети и заставит нерв­ ничать мастеров и мат^росов. Но Существующая практика ра­ боты флотилий «Севрыбы» по м ес г ному ( гр J т вичскому ) вре- мени была оправданной в прош­ лые годы, когда в режиме лова испол ьзовались су точиые миг- -рации рыб, обусловленные че­ редованием светлого и темного времени суток. В настоящий пе­ риод , 4 когда сырьевая база сель­ дяного промысла находится на достаточном уровне и познаны основные закономерности пове­ дения сельди, организация про­ мысла по местному времени су­ щественно снижает эффектив­ ность работы •судов и в целом флотилий.* * 1 • Пассивный сетный лов, с един­ ственным за сутки результатом, стребует исключения всех отри­ цательных факторов, определя- чйцих конечную добычу. Работа *Экипажей «Заспрыбы» по мос­ ковскому времени, которое, как ш в е стаю, разнится с гринвич­ ским на три часа, дает возмож­ ность экипажам завершать пол ную выборку сетей, даже в слу-t чае обильных уловов, к 8 —9 часам утра. В результате моря­ ки имеют больше времени на сдачу свежья, для решения хо­ зяйственных вопросов, на своев­ ременную пеленгацию, переход в район наиболее плотных скоп­ лений, более тщательный поиск, могут производить выметку 'по­ рядка в период наибольшей ак­ тивности сельди на промысло­ вых горизонтах. По такому графику работают моряки СРТ-4461 Карельской флотилии, некоторых судов уп­ равления «Мурмансельдь» и имеют, как правило, высокие показатели в добыче. В. КЕМЕНОВ, старший морской инспектор промыс­ ловой разведки главка «Севрыба». рил своим подчиненным: «Про- Борисом Зайцевым все, начиная верьте еще раз»... Профессно- от матроса-уборщина и кончая нальное чутье не подвело: вско­ ре обнаружилось, что ремонти­ руя шпиль, судоремонтники не заменили в нем мягкое соедине­ ние, произвели неправильную сборку электромотора наждач­ ного точила. Пришлось парням потрудиться, чтобы привести ме­ ханизмы в порядок. После этих злополучных слу­ чаев было решено — до конца рейса не потерять ни одного дрейфа по вине механиков. Ста­ ли регулярно проводить профи­ лактические осмотры. Итак, по­ ка траулер ночью дрейфовал с порядком сетей, механики успе­ вали переирессовать втулку ди­ зель-динамо № 1 , в главном дви­ гателе заменить пусковой и вы­ хлопной клапаны. А в конце рей­ са очередной осмотр позволил предупредить возможную ава­ рию. Дело в том, что трубопро­ вод подвода масла на нодшиш- ник коленчатого вала имел тре­ щину. Дефект устранили своев­ ременно, хотя это стоило нема- лого труда. А вот и еще труженики наше­ го коллектива под стать боцману — это матросы Владимир Мос­ товой и Валентин Борисов. Весь рейс Владимир находился на са­ мых трудных участках при вы- метке и выборке сетей. Он спу­ скал в трюм бочки с рыбой, ловко раскатывал бочки в трюме, а при обильных уло­ вах бондарил. Ка« говорится, мастер на все руки. Любой моряк мог бы позави­ довать и Валентину Борисову, заметив, с какой ловкостью он укладывает сетное полотно.- Кэ.ким уважением у экипажа пользуется мастер по обработке Валентин Масленников, тоже стоит рассказать. Я не буду, да может и .не смогу, расписывать о нем подробно, но знаю, что этот человек очень нужен фло­ ту. Помимо того, что разворот­ лив, он умудрялся подготавли­ вать и сдавать полуфаб|ри«ат сортностью на три процента капитаном, были довольны.^^blllie, предусмотренной планом. Кстати будет сказать, он же у нас <и редактор стенной газеты «Маяк». Да, вот еще к слову, здесь проскочило слово «матрос- уборщитк». Так наш Николай Морозов отлично справлялся со своими обязанностями. Он от начала и до конца рейса поддер­ живал образцовую чистоту в жи­ лых и общественных помещени­ ях, помогал повару. Но, пожалуй, самое трудное пришлось на долю моряков из палубной команды. Я расскажу первым делом о тех, чьи имена на судовой Доске почета. Ёоц- ман Федор Морозов. Многие годы своей жизни провел этот человек на океанских просторах. Ему доводилось видеть и урага­ ны, и обильные уловы, сталки­ ваться с разными характерами людей. Море научило Федора Федоровича преодолевать труд­ ности, честно выполнять свой долг, помогать делом и советом сеодея товарищам. Он знает лю­ бую работу на траулере, *юб*гт Вот, пожалуй, можно было бы и закончить на этом рассказ, если бы не одно «но». Мы вышли в рейс 15 июля. До сентября «мутили» воду. И все потому, что не было рыбных скоплений. Так неужели нельзя было руководству флота послать несколько поисковых судов в Норвежское море, как это прак­ тикуют балтийские флотилии?. У них, например, в разных рай­ онах находились поисковые тра­ улеры, а как только рыба пош­ ла, они дали знать в порт. При­ шли суда, и начался успешный облов сельди. А наши СРТ за­ нимались промыслом, потому что «висел план». Так до само­ го сентября ш! за что гноили сети, пока сельдь не начала кон­ центрироваться в косяки. Сейчас все трудности позади,. Рейсовое задание перекрыто. В . КОЗЛОВЦЕВ , старший помощник капитана СРТ- 2 2 9 . > . . .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz