Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.
Под солнцем Родины Промысловый совет еще не окон- — Смотри выше, чем я, — заве- сутствовал при подъеме и спуске чился, и в коротком перерыве щал он Леониду. трала. Все было обычное, в чем- между выступлениями капитанов И эти слова чадо было понимать то, может, и хуже спорилась рабо- в судовых приемниках торопливо так: «Хлебнул я досыта горечи, та, чем на «Добролюбове», но на раздалось: работая матросом. Хватит на дво- веревки, как рыбаки называют ору- — Двести пятьдесят третий, их. А твое место должно быть ма дия лова, грешить нельзя. Но двести пятьдесят третий, после со- мостике, в машинном отделении, факт остается фактом. Улов опять вета прошу на связь. Вас вызыва- Учись». полторы, от силы две тонны, а с ет четыреста двадцатый. Нет, я не думаю, что сейчас Сте- 253-го сообщили: «10 тонн». Капитан двести пятьдесят тре- пан Григорьевич остался бы иедо- Капитан «Прогресса» ходил рас- тьего Иван Петрович Бабкин ма- волен сыном. Да, он чинит трал строенный и растерянный. Судно в шинально вывел в блокноте ииф- под колючими брызгами. Но вот пролове уже которые сутки. Не ру «420» и начал украшать ее за- ведь зовут его на помощь, значит, обидно было бы, если бы рыба не мысловатым орнаментом, не слу- не могут обойтись. И на каком ловилась, а то она сама идет в шая, казалось, своих коллег. Но судне работает? Это же завод, тралы. Но к другим, а у них по- мак только руководитель промыс- Сюда его направили лет десять прежнему эти несчастные полторы тонны. — Так в чем же причина, Степано вич? — то ли со ветовался, то ли спрашивал он Ми хайлова. — Но почему обязательно ко- ын помора Только один эпизод да подвел итоги, напитан настроил приемник на дру гую волну и стал ждать вызова. С 420-го не застави ли долго ждать. — Такое дело, Иван Петрович, горим, что ни трал, то колеса. Не назад, в числе первых. И он не об- рень зла в тралах?—ответил Jleo- эмаем, я чем причина. За немо- манул надежд. В шестьдесят вто- нид Степанович. — Ваше судно не щью к тебе обращаемся. Пошли ром орденом Трудового Красного однотипное с «Добролюбовым», в ам своего тралмейстера на сутки. Знамени наградили. Разиые мощности главных машин, Через некоторое время катер с Леонид Степанович не может разиые скорости, разные обводы. 420-го закрепил фалинь на борту обижаться на свою судьбу. Быва- Попробуйте держать большие обо- БМРТ-253 «Добролюбов», Сборы ет тяжело, ну что ж, это океан, роты. тралмейстера Леонида Степанови- здесь нет легкого хлеба. А он, соб- — Сейчас врублю на всю катуш- ча Михайлова были недолги, ственно, и не искал его никогда, ку, — со злой решимостью сказал Прихватил с собой рабочую одеж- Порой за работой некогда было капитан. ду, сменил рубашку. Как-никак на взять в руки книгу. «Ладно, по- Ои ушел на мостик, и через не* другое судно идет, можно сказать, том — в следующем рейсе», — сколько минут стало слышно, как в гости. Немного волновался: смо- обнадеживал себя. А в следующем затрясся корпус траулера. А через жет ли оправдать надежды капи- рейсе ничуть не легче было. Сей- час, едва взяли траловые доски на тана, моряков 420-го? Знал, что на час забот еще прибавилось. Ком- стопоры, за кормой упругим кран цем опытный старший мастер по мунисты оказали большое доверие, цем выскочил мешок, плотно маби- добыче. И где-то подсознательно избрали заместителем секретаря рыбой. теплилось приятное чувство: его, а партийной организации. Д а и пла- Михайлов не считал себя име- ие кого-нибудь другого приглаша- вание необычное. Они, добролю- нинником. ют оказать помощь. бовцы, дали слово вырабатывать Нам об этом эпизоде рассказал Леонид Михайлов невысок не СкМУю Дешевую в стране рыбную помполит Павел Иванович Судь- крепыш, только руки, ка* у ’всех "РодУ“цнн>* За это он отвечает енков. тралмейстеров, цепкие, сильные. вдвоине: и *ак командир, и как Знаете, это очень хорошии Этим рукам много пришлось пора- К0ММУНИСТ- специалист. В рейсе пересаживал- ботать и в январскую стужу, кот-Чувство ответственности не по- ся на БМРТ-420. Только не верь- да брызги волн, оседая на такела- кидало Леонида Степановича и те ему, что он ничего там не сде лке, сразу превращались в кристал- тогда, когда он оставлял, хотя и лал. Рыбу-то моряки стали ловить. лики льда, и под горячим солнцем не надолго, свое судно. Мало ли сороковых широт. Эти руки позна- что может случиться за его отсут- ли труд, когда ему было двенад- ствие. Вдруг задев трала, второй, цать лет и он помогал отцу кор- Одним помощникам не под силу мить семью. может оказаться быстро поста- Он родился в Уне, поморском вит^ нопвыс тРалы’ Тогда чт0- ПР0' селе на Беломорье. Одной, прото- ст0"? и псможет он пом° ,,ь ренной дедами и прадедами, доро- на „ «Прогресс», гой шли мужчины отсюда. Эта до- У* показым#| свое хозяист- рога вела на Мурман, на рыбный во’ ~ сп>'стя некоторое время по- вромысел. Рыба несытно кормила, того’ как "одимея на борт »л о д н о одевала. Да и откуда бы- 420 го’ Михаилов своего взяться деньгам на добротную коллегУ* одежду, сытный обед, если Степан — А чего показывать, вот оно Григорьевич — отец Леонида, на- лежит перед тобой. Поможешь — плетись в 9 лет зуйком к судовла- в Д°ЛГУ не останусь, дельцу Вишнякову, за год зарабо- Леонид Степанович прошел по тал всего-навсего 3 рубля. влажной палубе. С чего же начи- Много таких сел на Беломорье. мать? Ну, конечно, надо сначала Жили они от навигации до нави- проверить, выдержаны ли разме- гации. В суровой схватке со сту- Ры трала. Привычным движением деиым морем рождались истые ры- расправил сети, прикладывая са модельный метр. Нет, *се в поряд ке. Комар носа, как говорится, не гово- подточит. «Эх брат, опралдывают- В. ХРЯШКОВ. баки — Как-то подсчитали, - рит Леонид Степанович, из Уны ся твои ХуДШие предположения, шышло 80 капитанов и штурманов, „весело подумал Михайлов. Работали все в траловом флоте. - Здесь же трудился и Михайлов- Делать тут тебе совсем нечего». Закончив промерку, он еще с старший. А потом после смерти большей старательностью осмот ему на смему пришел сын. рел промысловую оснастку, попри- Для промысловиков Хорошими показателями в труде встречает 49 ю годов щину Великого Октября кол лектив Мурманской фабрики орудий лова. За десять меся цев промысловики получили от нас 41 трал и 556 трало вых мешков, которые мы из готовили сверх плана. Деся тимесячное задание выполне но на 104,8 процента, сверх плановой продукции за это время выработано на 545 ты сяч рублей. На предоктябрьской вахте лучших результатов добились бригады тралового отделения, руководимые К. А. Саран ской и А. Я. Пашиной, а в се гном отделении хорошо ра ботал коллектив во главе с бригадиром И. С. Долговой. Н. КАЗАКЕВИЧ, стар ший экономист. Очередной рейс «Салтыкова- Щедрина» проходил, по понятиям рыбаков , спокойно. Рыба ловилась хорошо, и час тенько моряки под нимали 1 Ю слипу трал , плотно на битый трепещущим хеком. Убирали улов бы с тр о и б е з заминок . Ме х ани змы работали с полной н а грузкой . Механик -наладчик Василий Ф е дорович Игитов был доволен. Все идет, как положено. Но до конца рей са далеко , и он еще и ещ е ра з проверяет , «выслушивает» каждый механизм . На «Салтыкове-Щедри не» Игитов уже шесть лет. Ко рабль для него стал родным. Все знакомо , близко. А сколько было волнений. Сколько нужно было выдумки , умения , знаний , чтобы здесь , в море, суметь сделать то, что выполнимо только в заводских условиях . Н делали. И всегда вы ходили из положения . Иначе н ел ь зя. Такова сп ецифика моряцкого труда . Ипгтов давно усвоил н епи саный закон промысловика — из каждого положения обязательно должен быть найден выход. Часто в часы раздумий Василий Федорович пытается понять , что же зас тавило его и збрать этот не легкий рыбацкий удел. Удел не спокойных , постоянно смотрящих опасности в гла за людей. Видно, ск а з ало сь желанно мир посмотреть, потрогать эту самую романтику своими руками . А где, к а к не в море, искать ее — романтику . Здесь она на каждом шагу. Пошел в море поначалу токарем . Давно уже это было. Одиннадцать лет прошло. Первым судном был большой морозильный тр аул ер «Достоевский». На нем получал свое морское крещение . Не любил Василии Федорович переходить с судна н а судно. После отпусков об я з ательно просился на свой корабль. Так и доработал на нем до тех пор, пока не пошел учиться в Москов ский учебно-курсовой комбинат. Видел молодой моряк , что для у п равления сложной техникой нужны зн ани я н знания . В 1961 году с дипломом м ехани ка -наладчика Василий Федорович был направлен на большой моро зильный тр аул ер «Салтыков-Щед рин». И с тех пор его жи зн ь н е р а зры вно св я зан а с этим кор аб лем... Игитов сидел в своей каюте и думал о годах, проведенных на ры бацких судах , вспоминал свою не легкую трудовую жизнь . Неожи данно в дверь громко постучали . В каюту буквально ворвался ма шинист рыбомучной установки . — Федорович , беда . З а груж ал в бункер головы н не заметил , что между ними была скоба. Вот и по п ала она, р а сп рокл я та я , в б а р а бан . Вал погнули. Василию Федоровичу о б ъ я с н я й * больше ничего не надо было. Бы стро переодевшись , он спустился в помещение рыбомучной у с т ан о в ки. Замерил прогиб вала . Сорок три миллиметра . Это недопустимо много. Ему ср а зу вспомнился яо - добный случай , когда, в ернувши сь из отпуска , принял этот м ехани зм с прогибом конца вала всего на семь миллиметров . Тогда дело чуть не дошло до аварии . Допус к а т ь эксплуатацию машины с про гибом в сорок три миллиметра нельзя . Это ясно. Но к а к его вы править? В практике такой ремонт прои з водится только в заводских у сло виях . Это значит , что м ашину нужно остановить до прихода в порт. А это повлечет невыполнение плана , потерю многих тонн цейно- го сырья . Этого допустить н ель зя ни в коем случае . Но к а к вып р а вить? Как? В голове IIгитова рождаются де сятки р а зличных вариантов все возможных конструкций и приспо соблений. которые бы можно было применить в данном случае . Но ничего утешительного придумать не удается . А одна мысль св ерли т голову постоянно: «Ты механик - наладчик . От тебя зависит , будет или нет машина работать . Ты дол жен что-то придумать» . И мозг, подгоняемый волей, находит реш е ние. Приспособление будет. Скорее з а работу. Трое суток, по двенадцати часов кряду , не выходит Василий Федо рович из помещения . Трое cytf’ott кропотливого труда , требующего постоянного ире дел ь ного . уад р.яже - ния, дали свои плоды. Приспособ ление было сделано. Вал вы п р а в лен . Машина могла работать . Это только один из эпизодов н е легкого труда м еханика -наладчи ка Василия Федоровича Игитова. А сколько их было? Р а з в е обо всех вспомнишь , лишь многочис ленные поощрения командования судна и руководителей ф ло т а го ворят о них. Экипаж о к а зал ем у большое доверие, избрав в сво/£ судовой комитет. И моряки , вид*/, к а к этот высокий, широкоскулый , с добрым лицом механик обхо дит свои владения , знают — все бч'дет в полном порядке . ‘ Ю. СНЕГИРЕВ, внештатный кор респондент «Рыбного Мурмана». На снимке: В. Ф. ИГИТОВ у себя в каюте. На снимке: на проспекте имени В. И. Ленина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz