Рыбный Мурман. 1966 г. Ноябрь.

Под солнцем Родины Промысловый совет еще не окон- — Смотри выше, чем я, — заве- сутствовал при подъеме и спуске чился, и в коротком перерыве щал он Леониду. трала. Все было обычное, в чем- между выступлениями капитанов И эти слова чадо было понимать то, может, и хуже спорилась рабо- в судовых приемниках торопливо так: «Хлебнул я досыта горечи, та, чем на «Добролюбове», но на раздалось: работая матросом. Хватит на дво- веревки, как рыбаки называют ору- — Двести пятьдесят третий, их. А твое место должно быть ма дия лова, грешить нельзя. Но двести пятьдесят третий, после со- мостике, в машинном отделении, факт остается фактом. Улов опять вета прошу на связь. Вас вызыва- Учись». полторы, от силы две тонны, а с ет четыреста двадцатый. Нет, я не думаю, что сейчас Сте- 253-го сообщили: «10 тонн». Капитан двести пятьдесят тре- пан Григорьевич остался бы иедо- Капитан «Прогресса» ходил рас- тьего Иван Петрович Бабкин ма- волен сыном. Да, он чинит трал строенный и растерянный. Судно в шинально вывел в блокноте ииф- под колючими брызгами. Но вот пролове уже которые сутки. Не ру «420» и начал украшать ее за- ведь зовут его на помощь, значит, обидно было бы, если бы рыба не мысловатым орнаментом, не слу- не могут обойтись. И на каком ловилась, а то она сама идет в шая, казалось, своих коллег. Но судне работает? Это же завод, тралы. Но к другим, а у них по- мак только руководитель промыс- Сюда его направили лет десять прежнему эти несчастные полторы тонны. — Так в чем же причина, Степано­ вич? — то ли со­ ветовался, то ли спрашивал он Ми­ хайлова. — Но почему обязательно ко- ын помора Только один эпизод да подвел итоги, напитан настроил приемник на дру­ гую волну и стал ждать вызова. С 420-го не застави­ ли долго ждать. — Такое дело, Иван Петрович, горим, что ни трал, то колеса. Не назад, в числе первых. И он не об- рень зла в тралах?—ответил Jleo- эмаем, я чем причина. За немо- манул надежд. В шестьдесят вто- нид Степанович. — Ваше судно не щью к тебе обращаемся. Пошли ром орденом Трудового Красного однотипное с «Добролюбовым», в ам своего тралмейстера на сутки. Знамени наградили. Разиые мощности главных машин, Через некоторое время катер с Леонид Степанович не может разиые скорости, разные обводы. 420-го закрепил фалинь на борту обижаться на свою судьбу. Быва- Попробуйте держать большие обо- БМРТ-253 «Добролюбов», Сборы ет тяжело, ну что ж, это океан, роты. тралмейстера Леонида Степанови- здесь нет легкого хлеба. А он, соб- — Сейчас врублю на всю катуш- ча Михайлова были недолги, ственно, и не искал его никогда, ку, — со злой решимостью сказал Прихватил с собой рабочую одеж- Порой за работой некогда было капитан. ду, сменил рубашку. Как-никак на взять в руки книгу. «Ладно, по- Ои ушел на мостик, и через не* другое судно идет, можно сказать, том — в следующем рейсе», — сколько минут стало слышно, как в гости. Немного волновался: смо- обнадеживал себя. А в следующем затрясся корпус траулера. А через жет ли оправдать надежды капи- рейсе ничуть не легче было. Сей- час, едва взяли траловые доски на тана, моряков 420-го? Знал, что на час забот еще прибавилось. Ком- стопоры, за кормой упругим кран­ цем опытный старший мастер по мунисты оказали большое доверие, цем выскочил мешок, плотно маби- добыче. И где-то подсознательно избрали заместителем секретаря рыбой. теплилось приятное чувство: его, а партийной организации. Д а и пла- Михайлов не считал себя име- ие кого-нибудь другого приглаша- вание необычное. Они, добролю- нинником. ют оказать помощь. бовцы, дали слово вырабатывать Нам об этом эпизоде рассказал Леонид Михайлов невысок не СкМУю Дешевую в стране рыбную помполит Павел Иванович Судь- крепыш, только руки, ка* у ’всех "РодУ“цнн>* За это он отвечает енков. тралмейстеров, цепкие, сильные. вдвоине: и *ак командир, и как Знаете, это очень хорошии Этим рукам много пришлось пора- К0ММУНИСТ- специалист. В рейсе пересаживал- ботать и в январскую стужу, кот-Чувство ответственности не по- ся на БМРТ-420. Только не верь- да брызги волн, оседая на такела- кидало Леонида Степановича и те ему, что он ничего там не сде­ лке, сразу превращались в кристал- тогда, когда он оставлял, хотя и лал. Рыбу-то моряки стали ловить. лики льда, и под горячим солнцем не надолго, свое судно. Мало ли сороковых широт. Эти руки позна- что может случиться за его отсут- ли труд, когда ему было двенад- ствие. Вдруг задев трала, второй, цать лет и он помогал отцу кор- Одним помощникам не под силу мить семью. может оказаться быстро поста- Он родился в Уне, поморском вит^ нопвыс тРалы’ Тогда чт0- ПР0' селе на Беломорье. Одной, прото- ст0"? и псможет он пом° ,,ь ренной дедами и прадедами, доро- на „ «Прогресс», гой шли мужчины отсюда. Эта до- У* показым#| свое хозяист- рога вела на Мурман, на рыбный во’ ~ сп>'стя некоторое время по- вромысел. Рыба несытно кормила, того’ как "одимея на борт »л о д н о одевала. Да и откуда бы- 420 го’ Михаилов своего взяться деньгам на добротную коллегУ* одежду, сытный обед, если Степан — А чего показывать, вот оно Григорьевич — отец Леонида, на- лежит перед тобой. Поможешь — плетись в 9 лет зуйком к судовла- в Д°ЛГУ не останусь, дельцу Вишнякову, за год зарабо- Леонид Степанович прошел по тал всего-навсего 3 рубля. влажной палубе. С чего же начи- Много таких сел на Беломорье. мать? Ну, конечно, надо сначала Жили они от навигации до нави- проверить, выдержаны ли разме- гации. В суровой схватке со сту- Ры трала. Привычным движением деиым морем рождались истые ры- расправил сети, прикладывая са­ модельный метр. Нет, *се в поряд­ ке. Комар носа, как говорится, не гово- подточит. «Эх брат, опралдывают- В. ХРЯШКОВ. баки — Как-то подсчитали, - рит Леонид Степанович, из Уны ся твои ХуДШие предположения, шышло 80 капитанов и штурманов, „весело подумал Михайлов. Работали все в траловом флоте. - Здесь же трудился и Михайлов- Делать тут тебе совсем нечего». Закончив промерку, он еще с старший. А потом после смерти большей старательностью осмот­ ему на смему пришел сын. рел промысловую оснастку, попри- Для промысловиков Хорошими показателями в труде встречает 49 ю годов­ щину Великого Октября кол­ лектив Мурманской фабрики орудий лова. За десять меся­ цев промысловики получили от нас 41 трал и 556 трало­ вых мешков, которые мы из­ готовили сверх плана. Деся­ тимесячное задание выполне­ но на 104,8 процента, сверх­ плановой продукции за это время выработано на 545 ты­ сяч рублей. На предоктябрьской вахте лучших результатов добились бригады тралового отделения, руководимые К. А. Саран­ ской и А. Я. Пашиной, а в се гном отделении хорошо ра­ ботал коллектив во главе с бригадиром И. С. Долговой. Н. КАЗАКЕВИЧ, стар­ ший экономист. Очередной рейс «Салтыкова- Щедрина» проходил, по понятиям рыбаков , спокойно. Рыба ловилась хорошо, и час тенько моряки под­ нимали 1 Ю слипу трал , плотно на ­ битый трепещущим хеком. Убирали улов бы с тр о и б е з заминок . Ме­ х ани змы работали с полной н а ­ грузкой . Механик -наладчик Василий Ф е ­ дорович Игитов был доволен. Все идет, как положено. Но до конца рей са далеко , и он еще и ещ е ра з проверяет , «выслушивает» каждый механизм . На «Салтыкове-Щедри­ не» Игитов уже шесть лет. Ко­ рабль для него стал родным. Все знакомо , близко. А сколько было волнений. Сколько нужно было выдумки , умения , знаний , чтобы здесь , в море, суметь сделать то, что выполнимо только в заводских условиях . Н делали. И всегда вы ­ ходили из положения . Иначе н ел ь ­ зя. Такова сп ецифика моряцкого труда . Ипгтов давно усвоил н епи ­ саный закон промысловика — из каждого положения обязательно должен быть найден выход. Часто в часы раздумий Василий Федорович пытается понять , что же зас тавило его и збрать этот не­ легкий рыбацкий удел. Удел не­ спокойных , постоянно смотрящих опасности в гла за людей. Видно, ск а з ало сь желанно мир посмотреть, потрогать эту самую романтику своими руками . А где, к а к не в море, искать ее — романтику . Здесь она на каждом шагу. Пошел в море поначалу токарем . Давно уже это было. Одиннадцать лет прошло. Первым судном был большой морозильный тр аул ер «Достоевский». На нем получал свое морское крещение . Не любил Василии Федорович переходить с судна н а судно. После отпусков об я ­ з ательно просился на свой корабль. Так и доработал на нем до тех пор, пока не пошел учиться в Москов­ ский учебно-курсовой комбинат. Видел молодой моряк , что для у п ­ равления сложной техникой нужны зн ани я н знания . В 1961 году с дипломом м ехани ­ ка -наладчика Василий Федорович был направлен на большой моро ­ зильный тр аул ер «Салтыков-Щед­ рин». И с тех пор его жи зн ь н е ­ р а зры вно св я зан а с этим кор аб ­ лем... Игитов сидел в своей каюте и думал о годах, проведенных на ры ­ бацких судах , вспоминал свою не ­ легкую трудовую жизнь . Неожи­ данно в дверь громко постучали . В каюту буквально ворвался ма ­ шинист рыбомучной установки . — Федорович , беда . З а груж ал в бункер головы н не заметил , что между ними была скоба. Вот и по­ п ала она, р а сп рокл я та я , в б а р а ­ бан . Вал погнули. Василию Федоровичу о б ъ я с н я й * больше ничего не надо было. Бы ­ стро переодевшись , он спустился в помещение рыбомучной у с т ан о в ­ ки. Замерил прогиб вала . Сорок три миллиметра . Это недопустимо много. Ему ср а зу вспомнился яо - добный случай , когда, в ернувши сь из отпуска , принял этот м ехани зм с прогибом конца вала всего на семь миллиметров . Тогда дело чуть не дошло до аварии . Допус­ к а т ь эксплуатацию машины с про ­ гибом в сорок три миллиметра нельзя . Это ясно. Но к а к его вы ­ править? В практике такой ремонт прои з ­ водится только в заводских у сло ­ виях . Это значит , что м ашину нужно остановить до прихода в порт. А это повлечет невыполнение плана , потерю многих тонн цейно- го сырья . Этого допустить н ель зя ни в коем случае . Но к а к вып р а ­ вить? Как? В голове IIгитова рождаются де­ сятки р а зличных вариантов все ­ возможных конструкций и приспо­ соблений. которые бы можно было применить в данном случае . Но ничего утешительного придумать не удается . А одна мысль св ерли т голову постоянно: «Ты механик - наладчик . От тебя зависит , будет или нет машина работать . Ты дол ­ жен что-то придумать» . И мозг, подгоняемый волей, находит реш е ­ ние. Приспособление будет. Скорее з а работу. Трое суток, по двенадцати часов кряду , не выходит Василий Федо­ рович из помещения . Трое cytf’ott кропотливого труда , требующего постоянного ире дел ь ного . уад р.яже - ния, дали свои плоды. Приспособ­ ление было сделано. Вал вы п р а в ­ лен . Машина могла работать . Это только один из эпизодов н е ­ легкого труда м еханика -наладчи ­ ка Василия Федоровича Игитова. А сколько их было? Р а з в е обо всех вспомнишь , лишь многочис­ ленные поощрения командования судна и руководителей ф ло т а го ­ ворят о них. Экипаж о к а зал ем у большое доверие, избрав в сво/£ судовой комитет. И моряки , вид*/, к а к этот высокий, широкоскулый , с добрым лицом механик обхо ­ дит свои владения , знают — все бч'дет в полном порядке . ‘ Ю. СНЕГИРЕВ, внештатный кор­ респондент «Рыбного Мурмана». На снимке: В. Ф. ИГИТОВ у себя в каюте. На снимке: на проспекте имени В. И. Ленина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz