Рыбный Мурман. 1966 г. Май.
/ Б е с к о н т а к т н ы й способ передачи улова с траулера на производственный реф рижератор хорошо освоен промы словиками Северного бассейна. Этот способ имеет большие прей- пажа СРТ, так как судно, удер- буксир мешка (изготавливается он Моряки берут его в носовой хл'юз Затем развязывается гайтян и мущества перед сдачей улова у жйваясь носом на волну, в штор- из ваера диаметром 25 мм дли- или клюз правого борта и выби- начинается заполнение мешнз борта базы. Во-первых, передача мовую пй-оду меньше подвержено ною 18 метров), бакштов и пено- рают до огоиа амортизатора. За- сельдью из бочек. Для удобства уловов производится в районе всяким неожиданностям, чем суд- пластовая бочка. кренив бакштов на кнехты, СРТ работы в горловину мешка встав» промысла в любое время суток, но, лежащее лагом. К стальному двадцатиметровому стопорит ход и дает один длин- ляется1бочка без доньев. Она вы- даже при плохой видимости и при Вместо ваера применили капро- бакштову диаметром 26 мм кре- ный гудок, означающий «начинай- полняет роль воронхй. Мешок сви* волнении моря до 8—9 баллов, новый конец, Он заметнее в воде, пится проводник длиною 40 метров те буксировку». сает за бортом. Швартовка траулера к борту реф- Контейнеры с рыбой с помощью с плавом. Производственный рефрижера- Загрузив его сельдью (обычно рнжератора в такую погоду иск- скоб кренились также к капроно- ‘ Производственный рефрижера- тор работает машиной для удер- до 70— 100 бочек) гайтян завязь»-, люмена. Во-вторых, потери време- Бому концу. Длина его 40—50 мет- тор движется самым малым хо- жания СРТ носом на волну. Ваер вают. Мешок подсоединяется к ни на переход траулера в район ров. удерживаясь носом на вол- потравливается %до 300—500 мет- системе. Отдатотся глаголь-гаки и сзоянки базы практически исклю- j j 0 так как месга на палубе ну, и спускает систему по слипу Ров- бакштов. чаются. На передачу 10— 15 тонн £РТ гораздо меньше, чем на РТ, в воду. В зависимости от погоды Экипаж СРТ поднимает сушил- СРТ дает два длинных тудна ос з а |Рачивается в среднем с03давалнсь неудобства с разме- и волнения моря вытравливается кой переднюю часть мешка на означающих «система отдана r Т о £ ИНуТ* к щеиием контейнеров. Передача 80— 150 метров васров. Дается борт. Матросы отдают фигурную можете выбирать», b ! Jb3 году наиболее успешно улова замедлялась. один продолжительный гудок, скобу, кренящую цепь мешка, раз- ц а пепедачу улова таким г.но -, бесконтактным способом прини- g осенне-зимний период 1965— Это означает, что СРТ «может вертывают мешок и закрепляют собом затрачивается от одного до мал улов у группы судов бортового jggg гг опыть, продолжались, Схе- подходить к системе». его на борту за огоны с помощью полутора часов Нет сомнения в J b c t e p траления экипаж производствен- передачи была еще раз изме- ного рефрижератора «Советск», Все корабли были снабжены до статочным количеством передаточ- йых контейнеров, плавом и сталь ным такелажем. Рыба на траулере обрабатыва лась под свежье и укладывалась в передаточные контейнеры, установ ленные на нерабочем борту. После заполнения требуемого количества контейнеров последние соединя лись между собой с помощью де вятиметровых грунтропов. Рефри жератор и траулер ложились в дрейф. . С производственного рефриже ратора по слипу спускалось на- воду все необходимое обменное снабжение. Экипаж траулера под нимал его к себе на борт. Затем к ,аеру присоединялись контейнеры о рыбой и с подветренного борта траулера с помощью грузового нена.< Она оказалась удачной и с устройства выбрасывались за борт* успехом применялась коллектива- Экипаж рефрижератора с по- ми производственных рефрижера- мощью траловой лебедки подни- торов «Витус Беринг», «Гейзер», мал ^контейнеры по слипу на па- «Грумант», «Глетчер», лубу#; :. • Главное изменение в том, что Эта схема передачи улова с передаточные контейнеры заменили успехом применяется при обсл<у- капроновым двухрядным сетным живании судов, ведущих промы- мешком со вшитой в него мелко- сел донными орудиями лова. ячейной рубашкой. С обеих сто* В осенне-зимний период 1964,— рон к топенантам мешка прикреп- 1965 гг бесконтактный способ пере- лен плав ••• (по 14 металлических дачи уловов был .осуществлен на” кухтылей).* Завязывается мешок с промысле сельди, экипажем про- помощью гайтана, изводственного рефрижератора С.помощью куска такелажной «Витус Беринг». Схема передачи цепи мешок крепится к системе была несколько изменена с уче- (см. рисунок). Схема ее такова, том конструктивных особенностей Ваер диаметром 26 мм с помощью СРТ. вертлюга и соединительных скоб • Улов передавался на ходу. Су-, крепится к капроновому амортлза- да, работая машинами,- удержива- тору. Амортизатор изготовляется из лисз> носом на волну на расстоя- капронового каната диаметром НИИ; 100—150 метров друг от дру- 175—200 мм длиной 40—60 метров. га.гЭто особенно важно для эки- К огону амортизатора крепятся A / W W W V W W W W W W W W W W V / W W W W W V A / W W S A /V A A i С РТ подходит к проводнику, глаголь-гаков. jC < x n р е н - 0 & (* и C L M o p t n u iC L m o P г tJb cu C Lu m O b у Т р о б о у н , * * том, что при дальнейшей отработ- / ке время сократится. Применение бесконтактного опо- соба передачи улова на сельдя ном промысле 1*ает большой эф* фект. Он позволяет увеличить ко личество 4дрейфов в месяц до 27—28, на четыре—пять дрей фов больше, чем при обычном ме* тоде передачи улова путем швар товки судов. А это дополнитель ные тысячи центнеров выловленной сельди и десятки тысяч рублей прибыли. Резко возрастет выра ботке' мороженой сельди и сель ди специального баночного посо ла, которая пользуется наиболь шим спросом у населения. Д. ГО Л У Б КИ Н , морской *»- спектор службы главного ка питана «Севрыбхолодфлота». К о л л е к т и в к о п т и л ь н о г о з а в о д а р ы б о к о м б и н а т а нес- п р е д м а й с к у ю т р у д о в у ю в а х т у . Р а б о т н и ц а у ч а с т к а г о р я ч е г о к о п ч е н и я Я . Д . Л о б к и с , к о т о р у ю в ы в и д и т е н а э т о м с н и м к е , а к т и в н а я у ч а с т н и ц а с о р е в н о в а н и я з а д о с р о ч н о е в ы п о л н е н и е а п р е л ь с к о г о п р о и з в о д с т в е н н о г о з а д а н и я . Н а з а в о д о н а п р и ш л а н е с к о л ь к о л е т н а з а д и з ш к о л ы Ф З О , н а П р е д п р и я т и и о в л а д е л а д в у м я с м е ж н ы м и п р о ф е с с и я м и . Я . Д . Л о б к и с у д о с т о е н а п о ч е т н о г о з в а н и я у д а р н и к а м о м м у н и с тн - <£еского т р у д а . О н а е ж е д н е в н о в ы п о л н я е т с м е н н о е з а д а н и е н а 110 п р о ц е н т о в . , ; ' • • * в ! *-v ф о т о Г . Б е г л о в а , . *I »• * • *t-.* 1 Перспективы промысла БАРЕНЦЕВО МОРЕ 11Ь1 Мая плотные концентрации от- Как резервный район лромькла В связи с сильным охлаждением нерестовавшей трески удержатся (особенно во второй половине мая* южной части Баренцева моря в на свале Центрального Лабрадо- т* в период ожидаемого ухуд* мае треска и пикша будут дер- ра ц в примыкающих квадратах шения сырьевой базы у Лабрадо* жаться в западных районах: в Южного Лабрадора. Наиболее Ра) следует рассматривать За лад- Норвежском желобе, на Нордкин- перспективными следует* считать НУЮ Гренландию. Особенно тер ской и Фиимаркенской банках. Во квадраты 679, 661, 645, 627, 606, спективны банки Фредорнкслоо, второй половине месяца но мере 586, 564, 538, 513, 494 с глубина- Банан, Фюллас, где создадутся на- прогрева придонного слоя воз- ми 200—300 метров. Таким обра- гульные концентрации отйервето* можно образование скоплений зом, основной" промысел придется вавшей трески, пикши на Рыбачьей банке. вести в трудных, задевистых уча- Некоторое промысловое эначе* На западном склоне Медвежин- стках свала. На большей части нне могут приобрести концентра- ской банки и в районе Капытова Южного Лабрадора и на Север- иин самок окуня-клювача в период следует ожидать скоплений трески, ной Ньюфаундлендской банке (где отмета личинок главным образом На севере западного свала района грунтовые условия для работы с« на склонах банок Риту и Флемнш- Копытова концентрации самцов тралом более благоприятны) нет Кап. окуня-клювача сохранятся на про- оснований ожидать устойчивых НОРВЕЖСКО Е МОРЕ тяжепии всего мая. Подходы от- концентраций трески. метавших самок в район свала Во второй половине мая нач- В мае скопления отнерестив* следует ожидать во второй поло- нется отход трески по направлению шейея сельди будут распределять-* внне месяца. В южной части рай- к берегам» на мелководье, в губы ся на большой акватории. Основ* она Копытова нестойкие скопле- ц проливы. Производительность ные районы, в которых будет от- ния самцов золотистого окуня бу- тралового промысла будет сни- кармливаться сельдь,—-Норвежское дут периодически создаваться на жат к ко месяца на аква_ плато (8). Центральный бассейн протяжении всего месяца. „ л. л (7), Юго-Западный (9), Фарер* В конце мая возможно перио- ТОРИИ» доступной для нашего фло- ский ( 15^ а также район юго- дическое появление небольших та, почти не останется промысло- восточной кромки Восточно-Ис- скоплений сельди в губах и зали- вых скоплений. ландского течения. ' , вах Баренцева моря, особенно в С р ед н ем е с я ч н ы й улов на час тра- Со второй половины .мая от-: районе Печелги. on ос * кармливающаяся сельдь посте* ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ ления достигнет 20— 2о центнеров псшю будет смещаться в северные РАЙОНЫ лля БМРТ и 10— 12 центнеров для районы моря. На протяжении первой полови- РТ. ПИНРО. Шутники из портнадзора Шутки бывают разные: безобид ные и с заковыкой, пустячные и бьющие, как говорится, не в бровь, а в глаз. Одни шутят постоянно, другие—этрн удобном случае, тре тьи — первого апреля, а вот шут ники из портнадзора — в любое время года и.., совсем не смеш но... В феврале траулер «Касатка» возвращался с моря. По пути ре шено было забункероваться углем на Угольной базе, У причала — почти сплошной лед. Во избежа ние аварий подходили с осторож ностью. Взад-вперед, взад-вперед. Уходили минуты, иссякало терпе ние дежурных портнадзнрателей. — Чего вы пляшете? — раздра женно заметили они. Может, с «Касатки» я сказали вгорячах крепкое слово, может, ничего не говорили, но на берегу по думали, что моряки пьяны. Иначе бы швартовались быстрее. , И раздались телефонные трели в кабинетах главного капитана, начальника флота, в партийном комитете управления тралового флота. Смысл разговора был при мерно таков: «На «Касатке» все пьяны «в дугу», куда вы смотри те ?» . ! Такой сигнал взбудоражит кого угодно. Срочно на Угольную базу выехали заместитель главного ка питана тов. Щнл, представители партийного и базового комитетов тт, Ненахов, Девяткнн, И оказа лось, что портовые надзиратели просто неудачно • пошутили: на судне не было ни одного моряка «во хмелю». — ■Подобный случай произошел на БМ Р Т «Ашхабад» в начале апре ля. Переусердствовавшие в слу жебном рвении работники портнад зора «уличили» вахтенных этого судна в нетрезвости. Что послу жило поводом для этого — неиз вестно, при проверке комиссия из трех ответственных работников тралового флота ничего предосу дительного в поведении вахтенного помощника капитана тов. Храпова не нашла. Штурман в это время проверял с судовым врачом поме щения. Единственное нарушение допустил вахтенный матрос. Он несвоевременно спустил флаг. Но ведь нельзя же из-за этого обли вать грязью ни в чем не повинных людей. Портнадзор призван контроли ровать безопасность стоянки судов у причала, требовать от судовых елужб соблюдения определенных правил и постановлений, оказы вать помощь отделам главного ка питана флотов в грамотной эксп луатации судов. В этом смысле работники портнадзора делают многое. Их заслуг никто не ума ляет. А как расценивать роль порт* надзирателей t приведенных выше случаях? Они подняли шумиху из- за неоправданного подозрения, оторвали от дела людей, обидели моряков. Чувство меры в исполнении слу жебных обязанностей работникам портнадзора изменяет часто. При чем обвиняя вахтенных в наруше нии Устава службы на судах рыб ной промышленности, они сами по рой расписываются в незнании его. Иначе как можно расценивать та кой факт: в три часа ночи траулер «Батуми» осматривал проверяю щий от портнадзора. Он сделал вахтенному штурману тов. Ас?а- пенкову замечание, что отдыхать’ в одежде во время несения вахты нельзя. А параграф № 249 Уста ва гласит: «...Во время стоянки судна на швартовых в защищен ном от ветра и волнения порту, при отсутствии грузовых операций вахтенный помощник может нахо диться и отдыхать в своей каюте, не снимая одежды». Д. НО ВИ КО В , - каявтаи- наставник тралового флота,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz