Рыбный Мурман. 1966 г. Май.

Хорошее настроение у работ­ ниц бригады Антонины Рома­ новны Красниковой. Такое на­ строение бывает, когда люди довольны своей работой, а в сороковой бригаде рыбного пор­ та именно так и есть. План пя­ ти месяцев трудолюбивые жен­ щины выполнили на две недели раньше срока. Качеством их работы моряки всегда доволь­ ны. Фото диспетчера первого участка рыбного порта А. Зайчикова. ОПЫТ СЕВЕРЯН Научно-техническое общество Сахалинского управления рыб­ ной промышленности предо­ ставило мне возможность озна­ комиться с организацией про­ мысла и производства рыбной продукции в Северном бассей­ не. И такое знакомство состо­ ялось. Меня радушно встретили в управлении «Севрыбхолод- флот». Я получил обстоятель­ ные ответы на все интересовав­ шие вопросы. Чувствуется, что в производственном, плановом и других отделах управления работают опытные специали­ сты. Они занимаются решением не только текущих вопросов, но и перспективных. На рыбокомбинате хороший экспериментальный цех, цех, где вырабатываются пресервы в мелкой расфасовке. Сам технологический про­ цесс, начиная с момента добы­ чи и заканчивая выработкой из полуфабриката закусочной сельди, для нас является но­ вым. Все ценное из опыта се­ верян мы внедрим у себя. Побывал я, конечно, на про­ изводственных рефрижерато­ рах и плавбазах и пришел к выводу, что оборудование ры­ боуборочных линий на них не имеет больших преимуществ перед нашими. А линии для уборки сельди в бочки у даль­ невосточников даже несколько совершеннее. Хочу поделиться опытом ра­ боты экипажа плавбазы «Кав­ каз», который я возглавляю. Три года назад на корабле развернулось соревнование за повышение рентабельности. Со­ здали Совет рационализаторов, группу пе внедрению научной организации труда. Была про­ делана большая работа, итогом которой явилось увеличение ТАКИЕ У НАС ЕД ИНО ГЛАСНО На* летит время! Давно ли бушевал метелями февраль, а уже на исходе май. Я не зря вспомнил тот морозный месяц. Тс^гда" мы уходили в трех:мЙячныТ! рейс в Северную Атлантику, *•' И -наш капитан ЮряйгБ^слльевич Кизилов рас­ сказывая «бщесудовому собра­ нию, что предстоит экипажу сделать. в первом году пяти­ летки. Мы узнали, что задание на рейс — добыть 2400 цент­ неров рыбы. Но подошедшей- в нашу, рыбацкую жизнь тра­ диции • капитан . предложил взять повышенные социалисти­ ческие обязательства по выло­ ву рыбы, по сохранению ее вы­ сокого качества, по экономии нромыслового вооружения и горюче-смазочных материалов. Проголосовали единогласно — сдать к концу рейса на плавбазы не Meaiee 3000 цент­ неров рыбы. В С Е ГОТОВО ! Переход на промысел — от- ветсгвезшьж момент в рыбац­ кой ’жизни. •От ‘ подготовки к предстоящей работе зависит и будущий . успех. Потому-то старший мастер лова Иван Алексеевич Караваев не терял дар<*м ни оДной; минуты рабо­ ч е г о времени. Он с первого^ дня- • перехода мобилизовал, матро-. сов для набора дрифтерного порядка сетей. С утра и до ве­ чера можно было видеть на палубе, на рострах, на полуба­ ке моряков, занятых своим де- - - лом. Одни -укладывали сети, другие привязывали н о е о д ц ы , гокхвили вожакОБЫи трос, третьи накачивали воздухом кухтыли. Примерно за день до нача­ ла дромысла Иван Алексеевич докладывал капитану о полной готовности х первому дрейфу. БО ГА ТЫ Й УЛО В Первый улов оказался бога­ тым. Тут пришлось подумать н капитану и старшему мастеру Лова: люди новые, и трудно их сразу расставить по рабочим местам, Иван Алексеевич, по­ лагаясь на свое рыбацкое чутье, сумел все-таки распре­ делить людей. Капитан прика­ зал свободным морякам выйти на лодвахту. Работа приняла горячий характер. К 20-ти ча­ сам сети были на борту, а 30 с лишним тонн сельди — в бочках. Траулер шел в поиск, БО Н Д А РЬ ЕФ ИМ О В Это уж как повелось, суточ­ ные задания мы перекрывали не меиее чем на 20—30 про­ центов, а иногда и в десять раз. В целом процесс уборки сель­ ди очень и очень трудоемкий. Особенно много времени за­ нимает закупорка бочек. Если чуть что не так, если бочка дает хотя бы малейшую течь, считай, рыба пропала. Нам об этом не приходилось беспоко** иться. Дело в том, что в па­ лубной команде оказался на рсдкость разворотливый бон­ дарь. Виталий Иванович Ефи* мов. Как-то удивительно у не­ го расторопность сочетается с трудолюбием. Виталий Ивано­ вич как бы ни устал после вы­ борки сетей, а бочки для сле­ дующего . улова обязательно проверит ва водотечность. Вот почему в каждый оче-. редлой подход к плавбазе мы • не беспокоились за бестузлуч- аость бочек. Сортность рыбы, сданной за рейс, превышает плановую на 2,8 процента. М ЕН Я Л И С Ь РАБО ЧИМ И М ЕСТАМИ На каждом промысловом ко­ рабле работа доставлена по- своему. На большинстве судов члены палубной команды зна­ ют свои определенные рабо­ чие места. У нас повелось так* Вначале трудно было опреде­ лить индивидуальные особен­ ности матросов. Потому-то они с первого дня промысла и по­ шли по рабочему кругу. Се­ годня, допустим, стоит у сете­ выборочной машины, завтра —- на верхней подборе, после­ завтра укладывает сетное по- • лотно и так далее. И как мы ■ убедились, такая практика оказалась благоприятной. Во- первых, каждый член палубной : команды мог выполнять лю­ бую работу, во-вторых, каждый : чувствовал, кому и в чем не­ обходима помощь, в-третьих, матросы, в случае необходимо­ сти, могли в любое время за- : меиить друг друга. * * * . За три месяца наш. экипаж добыл 4000 центнеров сельдн, на большую сумму сэкономле­ но промвооружения и горюче­ смазочных материалов. Вот такие у нас дела.. В. Х Р У Л Е В , мастер по обработке рыбы СРТ-4145 «Светлана». прибыли в 1965 году на два миллиона рублей. До 1962 года на плавбазе вырабатывалось 50 процентов продукции полуфабрикатом. Модернизировали цехи, линии по уборке рыбы. Это позволило полностью перерабатывать при­ нятую от промысловых судов рыбу в товарную, первосорт­ ную. В повышении рентабельности сыграли свою роль сокращение числа рабочих, оплата труда за весь комплекс выполненных ра­ бот, то есть за центнер готовой продукции. Каждый цех плав­ базы имеет свою бригаду и от­ дельные по трюмам хранилища готовой продукции. Если в 1962 году выработка продукции иа одного работаю­ щего равнялась 215 центнерам, то в прошлом году она уже со­ ставила 420 центнеров (а в де­ нежном выражении около 50 тысяч рублей). В О ТЛ И ЧИ Е ОТ СИСТЕМЫ , П РИН ЯТОЙ В С Е В Е РН О М БА С С ЕЙ Н Е , В ШТАТАХ К РУ П Н О ТО Н Н А Ж Н Ы Х СА­ Х А Л И Н С КИ Х П Л А ВБА З , В ТОМ ЧИ С Л Е И У НАС, ЕСТЬ СТА РШ ИЙ Б У Х ГА Л Т Е Р , БУ Х ­ ГА Л Т Е Р М А Т ЕРИ А Л ЬН О ГО УЧЕТА , И Н Ж Е Н Е Р ПО НОР­ М И РО ВАН ИЮ , СЧ ЕТОВОД . Бухгалтерия ведет весь учет и отчетность, начисляет зарпла­ ту и т. п. Отчеты ежемесячно отсылаются в управление, а по истечении года производится сверка бухгалтерских данных с данными главной бухгалтерии и планового отдела. Включение в штат экипажа работников бухгалтерии позво­ лило командному составу плавбазы целеустремленно и конкретно вести борьбу эа со­ кращение затрат на производ­ ство .продукции. Моряки зна­ ют, сколько стоит банка, бочка, мешок, ящик, каковы нормы расхода, повысилась ответст­ венность мастеров и других ^ подотчетных лиц.; . Ни один* приемо-расходиый ■; документ не утверждается^беэ ' */ указания цены того или дру- В л а б о р а т о р и и з а в е д у ю щ е г о и аф е д р о й х и м и и С е в а с т о п о л ь ­ с к о г о п р и б о р о с т р о и т е л ь н о г о и н ­ с т и т у т а п р о ф е с с о р а В . П . Б а ­ р а н н и к а р а з р а б о т а н а с в е р х у н и - в е р с а л ь н а я с м а з к а с у н и к а л ь - * н ы м н с в о й с т в а м и . О н а п р и г о д н а и д л я кон сер - в а ц и и и д л я э к с п л у а т а ц и и . Э т о е д и н с т в е н н а я с м а з к а , н а д е ж н о п р е д о х р а н я ю щ а я у з л ы и д е т а ­ л и м а ш и н о т к о р р о з и и в т е ­ ч е н и е м н о г и х л е т . С м а з к а х и м и ч е с к и с т о й к а и н е р а з л а г а е т с я в т е ч е н и е м н о ­ г и х л е т . О н а в о д о с т о й к а , с о х р а ­ н я е т р а б о т о с п о с о б н о с т ь в у с ­ л о в и я х л ю т ы х п я т и д е с я т и г р а ­ д у с н ы х м о р о з о в и в о с ь м и д е с я ­ т и г р а д у с н о г о п е к л а . З а щ и щ а е т ' гого материала. Ни один акт на списание малоценного инвен­ таря или тары не оформляется без указания их стоимости. Мы приучаем моряков видеть и в бочке, и в ящике денежное содержание, мыслить экономи­ чески. Одно дело, когда в акте указывается — списать три бочки. Другое, когда подсчиты­ вается их стоимость — 27 руб- - лей 60 копеек. Тут уж моряк задумывается, а может быть, бочки можно отремонтировать из трех сделать две? Так в большинстве случаев у нас ш поступают. Мы требуем от мастеров, ме­ хаников, чтобы каждый доку* мент на приемку или на выда­ чу тары, топлива, продовольст­ вия был немедленно сдай в бухгалтерию. Считаю/что на плавбазах ти­ па «Даурия», на крупных транспортных рефрижераторах главка «Севрыба» есть смысл иметь в штатах работников бухгалтерии. Считаю также более оправ­ данной и нашу организацию промысла. Приходит плавбаза в район работы экспедиции, и начальник ее закрепляет за плавбазой отряд траулеров. Коллектив плавбазы обязан полностью обслуживать его* Конечно, это доставляет боль­ шие хлопоты. Но зато меньше бывает потерь времени у про­ мысловиков. С полной загруз* кой работает коллектив базы. Наши технологи оказывают по* мощь добытчикам в сохранении улова. В начавшейся пятилетке пе­ ред рыбаками страны поставлю* ны новые, более сложные за- : дачи. И решаться они будут тем успешнее, если на вооруже* иие коллективов всех промыс* ловых и приемо-транспортиых^ судов будет взято все лучи у шее, проверенное практикой применительно к условиям раяи личных бассейнов страны. * В С К й РУП С КИ Й , питан-директор плавбазы «Кавказ» Сахалинрыб- о т к о р р о з и и х р ом , н и к е л ь , м е д ь и с п л а в ы , н е г о в о р я о ч у г у н е и с т а л и . Н е р а з р у ш а е т р е зи н у ,- э л е н т р о и з о л я ц и ю п р о в о д о в , л а ­ к и , к р а с к и , н е т о к с и ч н а . П е р в у ю с е р ь е з н у ю п р о в е р н у с м а з к а «СПИ-10» п р о ш л а н а с у ­ д о с т р о и т е л ь н о м з а в о д е и м е н и Н о с е н к о в г . Н и к о л а е в е . Т а м е ю б ы л и с м а з а н ы 100 к в а д р а т н ы х м е т р о в п о в е р х н о с т и ц и с т е р н д л я п и т ь е в о й в о д ы . П о л т о р а го ­ д а п р о в а л я л а с ь о т к р ы т а я ц и с ­ т е р н а ' на у л и ц е под д о ж д ем и с н е г о м , а р ж а в ч и н а е е т а и и н е т р о н у л а . В . К О Л О С О В А , с т а р ш и й и н ­ ж е н е р Б ю р о т е х н и ч е с и о й и н ­ ф о р м а ц и и г л а в к а « С е в р ы б а » * прома. t»lllll»Vim»lllll»l!IIHIIIIII!ll»t»!»Hi»llllllllHIKI»l»llllll»IIHII!!l!l»IMIIIHHIIt»»H!tVII Н о в о с т и п р о м ы с л и п р о м ы с л о в о й т е х В Н е р в е ж с м о м м о р е п о я в и л и с ь ‘ К о м п л е к с м е х а н и з а ц и и . р а э р а б о * . ; п е р в ы е и с л а н д с к и е с у д а ; в е д ущ и е т а н к о л л е к т и в о м л а б о р а т о р и и мф» v п о и с к и п р о м ы с е л р ы б ы к о ш е л ь - х а н и з а ц и и П И Н Р О . В и с п ы т а н и я х ' н о в ы м и н е в о д ам и . Н а одном и з п р и н и м а е т * у ч а с т и е * инженер^-на- н и х в ы л о в и л и : н е во д ом о к о л о д в у х с т а в н и к по .. . д о б ы ч е у п р а в л е н и я . - т о н н с е л ь д и . « М у р м а н с е л ь д ь » А . А . Г е р б и ч . • • '# • • V t. ■. • - Л е н и н г р а д с к и й с е в е р о - з а п а д н ы й Н а СРТ-20 , э к и п а ж к о т о р о г о з а о ч н ы й п о л и т е х н и ч е с к и й и н с т и - ‘ п р о м ы ш л я е т в Б а р е н ц е в о м м о р е , Ту Т р е к о м е н д у е т п р о м ы с л о в и к а м п р о х о д и т и с п ы т а н и е п р и б о р д л я т е л е м е х а н и з и р о в а н н ы й рыболов-* о п р е д е л е н и я н а т я ж е н и я в а е р о в - в н ы й т р а л , р а з р а б о т а н н ы й с т уд е н - . п р о ц е с с е т р а л е н и я . И с п ы т а н и е м т о м - з а о ч н и кО м и н с т и т у т а В . Д.’ Се- р у к о в о д и т н а у ч н ы й с о т р у д н и к Ле- м е н о в ы м . Т р а л со с тои т * и з т р е х -- н и н г р а д с к о г о н а у чн о - и с с л ед о в а - п о с л е д о в а т е л ь н о с о е д и н е н н ы х ч а - ;; т е л ь с к о г о и н с т и т у т а м е х а н и з а ц и и с т е й , а в т о м а т и ч е с к и о т д е л яю щ и х - р ы б н о й п р о м ы ш л е н н о с т и . с я по м е р е н а п о л н е н и я р ы б о й . К а и П р о в о д и м ы е р а б о т ы п о з в о л я т Эт о п р о и с х о д и т ? и з у ч и т ь и з м е н е н и я н а г р у з к и н а К а ж д а я ч а с т ь и м е е т с п е ц и а л ь - . - в а е р а в р а з л и ч н ы е м о м е н т ы рабо- н ы е д а т ч и к и , к о т о р ы е с и г н а л и з и - т ы с т р а л о м ( т р а л е н и е , з а д е в ы , п р и р у ю т н а п у л ь т у п р а в л е н и я , нахо- о т д е л е н и и д о с о к о т г р у н т а и т . д .). ДЯщ и й с я и а с у д н е , о с т е п е н и на- Д а д у т в о з м о ж н о с т ь п о д о б р а т ь оп- п о л н е н и я . К а к т о л ь к о т а и л и и н а я . т н м а л ь н ы й р а з м е р в а е р о в . ч а с т ь б у д е т н а п о л н е н а р ы б о й , вах- • т е н н ы й ш т у р м а н н а ж а т и е м к н о п ­ к и о т д е л я е т е е . П р и п о м ощ и б у е в И с п ы т а н и я к о м п л е к с н о й меха- о н а п о д н и м а е т с я на п о в е р х н о с т ь , н и з а ц и и п р о ц е с с о в с п у с к а и п о д ъ . И с п ы т а н и я т е л е м е х а н и з и р о в а н - ем а т р а л а п р о в о д я т с я в Б а р енц е - н о го т р а л а в А т л а н т и к е п р о ш л и , во м м о р е э к и п а ж е м СРТ-Р-713 . у с п е ш н о . В . В А С И Л Ь Е В . „К О РО Л Е В А . " СМАЗОК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz