Рыбный Мурман. 1966 г. Май.

счет этого длина ваера изменится ваерных роликах и лорошей пого- ^ • ^ иа * метРа* № прокручиваются только на па- Если бы вертлюги с волной или лубе, в момент ослабления Баера ври задевах действительно про- после взятия доски на цепку, кручивались, пусть даже на мень- При плохо работающих ваерных шую величину, чем здесь показа- роликах вертлюг может прокру- но, то, во-первых, за одно трале- титься в воде. Особенно подходя- иие вертлюги бы нолиостью изно- щие условия для этого возникают сились и, во-вторых, мы не смогли в момент ослабления ваера, как бы контролировать разницу в дли- это бывает в плохую погоду на не ваеров. Ведь с каждым про- судах бортового траления, когда кручиванием вертлюга изменялась выбирают последние марки ваеров бы длина ваера, и тогда промер или травят первую марку. П О словам старых промы- оказался бы. недействительным. Основное влияние на изменение еловиков, простейшие ваер- Однако, как видим из практики, крутки ваеров оказывают подвес­ ные вертлюги в траловом вертлюги быстро не изнашиваются ные ролики, и несколько меньшее £лоте впервые были применены и промерам ваеров мы доверяем. влияние — нижние ролики дуг на примерно тридцать лет назад. В Экспериментальная проверка судах бортового траления и па- Ю55 году начали внедряться ша- силы упругости ваера при измене- лубные — на БМРТ. Поэтому верт- ровые вертлюги, а в 1961 году нии его крутки, а также расчет люги подвесных роликов следует вертлюги с шайбами. На каждый силы треиия вертлюга показыва- регулярно смазывать жидким мае- мер ставилось по одному верт- ют, что последний при тралении лом. вюгу, может прокручиваться в том слу- Вертлюг не исправен только в Опрос капитанов, проведенный чае, когда ваер заранее под дей- том Случае, когда он заклинен, а в феврале этого года, показал, что ствием каких-то сил изменит свою ПрИ наличии слабины в ваере на в настоящее время на большинст- первоначальную крутку более чем нем деЛаются колышки, ве судов бортового траления на на 10 витков на метр. А это на Следует постоянно следить за каждый ваер ставится по два практике случается очень и очень работой ваерных вертлюгов. Если после взятия доски на цепку они прокручиваются от нуля до трех обо­ ротов, то это под­ тверждает исправ­ ность ваерных ро­ ликов. Если же вертлюги прокру- для того, чтобы после взятия тра- Приведенные здесь доказатель- чиваются большее число раз, то ловой Доски на цепку (в момент G-тва были проверены эксперимен- это означает, что ваерные ролики ослабления ваера) он не койлался тально на БМРТ «Пушкин». При не исправны. В этом случае верт- и не накручивал на себя шкен- спуске трала, перед стравливани- люги подвесных роликов следует тельный гак. Но вертлюг иногда ем траловых досок в воду, мы смазать жидким маслом, а если заклинивался, и поэтому его на- сэязывали концами длинной нит- это не поможет, то следует отре- чали усовершенствовать, ки обе половины ваерных вертлю- монтировать износившиеся роли- По прошествии 30 лет, забыв о гоъ* Это позволяло выявить вели- КИв том, с какой целью был впервые ЧИНУ и сторону прокручивания j-ja каждый ваер нужно ставить применен ваерный вертлюг, ему вертлюга во время траления. 12 не более одного вертлюга. П ри . * . стали приписывать и сокращение наблюдений показали — вертлюг этом его т,рение нужно стремиться I Ров>,к ЧИСЛУ ™ * аР' f на дах Флота Ры0” он промышленно- завертов трала, и увеличение сро- прокручивался только в одном слу- сделать таким, чтобы он мог про-1 к 0 Раблях 33 период 1946—56 го- стн Северного бассейна также до­ ка эксплуатации ваеров и т. д. чае, в плохую погоду. кручиваться только на палубе. | £ ° ® в разных ст1)анах составляло пускаются случаи нарушения про*. Многие специалисты убеждены, Всякий раз после свешивания При исправно работающих в а - |° процентов. что-ваерный вертлюг при травле- доски на цепке ваерные вертлюги ерных роликах вертлюги вообще! Да],ньгм статистики наиболь- 10 марта 1966 год р > р пии и выборке ваеров крутится, прокручивались от 15 до 25 оборо- можно снимать с ваеров. | шсе количество пожаров (75; про- «Ка йра>_сгорело имущество^^в ка; потому что, мол, крутятся марки тов, что говорит о большом их ваеров. При тралении он, дескать, стремлении к прокручиванию. И обязан крутиться, для того и ста- все же в воде они не крутились, вим по два вертлюга на каждый Такие же наблюдения провел на ваеР« траулере «Веха» старший помощ- Однако при проверке выясни- пик капитана В. Я. Жилов. За лось, что это мнение ошибочно, шесть тралений со связанными Оказывается, вертлюг при трале- вертлюгами он не наблюдал ни ^ - - . г НИИ, а также при травлении и вы- одного прокручивания. годарность npopaYy судоремонтно-1 Каковы их причины. Вот они: утеплитель на СРТ-157 колхоз борке ваеров не крутится и кру- В феврале этого года наблюде- го завода Ивану Яковлевичу Ша-1 неосторожное и небрежное обра- «Энергия». Судно находи ol у титься не должен, И к нашему ння были проведены на тоаулеое поваловУ- П°Д его руководством Iщение с огнем; неисправность причала СРЗ-2. ^быто* 1200 р \ 6 - счастью, мы еще не смогли еде- «Треска,. В девяти случаях верт- Z X S F S Z S 2 Z Фл^а, ^ " и с - ' Различного электрооборудования; леи взыскивается с виновных через, лать такой вертлюг, который бы люги не крутились, двадцать два ле и наш траулер «Ялта». Ремонт,I и^кры из выхлопных- и дымовых с>^. «>%!* 8 воде свободно крутился. раза прокручивались от 0 5 до 8 кан пРавило> производится быстроIтруб, искры электрических меха- Если пожары возникают на l>- o 6 odotob и девять оач 'ярпрякн и х°р°шо* что способствует вы - 1 Низмо©; нарушение правил произ- дах, требуется много усилии, что- . оборотов и девять раз веревки полнению государственного п л а - | _ __ ; uv штшпитк Они наносят вертлюга. Высказывается мнение, редко, что необходимы вертлюги на шари- жоподшн п н и к а х или другой конст­ рукции. Впервые верт­ люг был поставлен ВАЕРНЫЕВЕРТЛЮГИ i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i l i i i i i i i i i i l i i i l i i i i i i i i i i i i i i i f i i i i t i n i i i i i l i Капитан—воспишашелЬ Ммнувшей зимой мне пришлось работать на большом морозиль* ном траулере «Добролюбов». Правда, корабль стоял тогда в ре* монте и капитана-директора П. П. Решетова в то время на судне не было. Однако, присматриваясь к работе матросов, судоводите- лей и механиков, можно было почувствовать его незримое присут« ствие. Ремонт производился четко, без задержек. Надо было вш- деть, с какой аккуратностью люди приходили на работу и совсем не торопились уходить домой. Такая примерная дисциплина гвво- рила об умелом воспитании моряков. Тут понятно было одно, что сам капитан, партийная и комсомольская организации судна сумели настроить моряков на хороший деловой режим. Когда кто-то из членов экипажа принимался за какое-нибудь дело, говорил: Надо во что бы то ни стало сделать, — и называл срок вы­ полнения. . . - И я не видел, чтобы кто-то не сдержал слова. Время шло, щ ремонт приближался к концу. Среди моряков началось беспокойствоа «Наш капитан скоро придет?» Спрашивали неспроста: у добролю- бовцев была задумка добыть в первом году пятилетки 130 тысяч центнеров рыбы. А чтобы это сделать, нужен именно такой способный рыбак, как капнтан П. П. Решетов. Человек мыслящий по- государственному — всегда щедрый человек. Именно таким, со слов моряков-добролюбовцев, по их настроению я и представляю Проко­ пия Прокопьевича Решетова. И думаю, что он вполне оправдает до­ верие народа, будучи депутатом Верховного Совета СССР. Н. ФЕДОРОВ, инженер экспериментальной базы управления тралового флота. ..................... --------------------------- ■' К чему приводит халатность По данным иностранной прессы, вательнымн приборами и другие, число судов, погибших от пожа- Факты показывают, что на су* Е. Л ЕБ ЕД ЕВ , капитан. Хороший прораб Д о р о г а я р е д а к ц и я , центов) происходит на сухогруз- юте старшего механика Драчева, пых судах, меньше (13 процен- Он находился в нетрезвом состоя- тов) — на пассажирских, око- нии, обронил окурок. В результате- ло 10 процентов на нефтеналив- пожара — убыток 680 рублей, ных и только 3 процента на су- Драчев понижен в должности до дах прочего назначения. При третьего механика, этом наибольшее количество по- 28 марта от электросварки,, за% позвольте! жаров происходит в портах, горелись переборка, обшивка n v На рисунке представлена пяти 1СЬ подводного ди включенного в ваер причинам. Учитывая постоянную в а л о в — штормовую погоду .в период про — рая‘ получена при тралении двад- ведения экспериментов, мы счита минутная запись - были оборваны' по неизвестным н а по д о б ы ч е р ы б ы . и. я . Ш а п о - j эод<:тва огнеопасных работу само- бы v ' ~ — с т а о е й ш к й р а б о т н и к з а - 1 возгорание и самовоспламенение большой .материальный ущеро намометра. „д о » с ваерным »ертЛЮго„. кото- т о.у г у . - " " " Е Г С & Д Г а Г £ £ 5 2 » . • в в д а ш я т п р н м с ш и и , мы счита- з а н и я в с е г д а д е л ь н ы и т о л к о в ы . I ------— - — г----- — г ' п п - я я м ч я ш г к а п * «атипятиметровым тралом на глу ем> что те небольшие прокручива- П р о щ а я с ь с М у р м а н с к о м , м ы с |м и поверхностями (-промасленная строго соблюдать пр - Т> бине 150 метров. Скорость трале- ния вертлюга, которые наблюда- б л а г о д а р н о с т ью б уд ем • « ~ ^ а т ь 1 жирами ветошь, горючие жидко- ной безопасности, проявлять о о т»__ _____ лигк лппнгтплппи и uauputu л/*- в н и м а т е л ь н о е к н ам о т н о ш е н и и v неислоавность и иеправиль- тельность. к а п и т а н ; В / Б А Л А Б А Н О В , с т а р ш и й м е ­ х а н и к . ния равнялась 3,2 узла. Ветер си-лись, происходили в моменты ос- И в а н а Я к о в л е в и ч а , лой 6 баллов от курсового углалабления ваеров при качке судна. к к о р п о н о с о в , судна 160°. В дальнейшем ваерные вертлю- Как видно из рисунка, период ги с БасРОВ на траулере «Треска» одного колебания равен примерно были совсем сняты. Экипаж рабо- 6 секундам, то есть периоду вол- тал ®ез них Два репса. Хрономет- вення. Если бы мы имели вертлюг Раж показал, что время отдачи на шарикоподшипниках, то соглас- шкентельных гаков от гужиков но нагрузкам, показанным на ри- сказалось одинаковым -как при сунке, три секунды он должен был Ра боте с вертлюгами, так и без бы раскручиваться, а следующие ННХв Никаких неприятностей во* три секунды — закручиваться, время работы без вертлюгов заме- Экопериментальные исследования чено не было. Следует заметить, и расчет показывают, что при уве- 4 1 0 ваерные ролики на «Треске» личении нагрузки с 1 ,3 до 3 тонн работали исправно, ваер должен изменить свою крут- Мне приходилось много раз про­ ку на два витка на метр. При дли- считывать.крутку ваеров и следить не ваера в 1000 метров вертлюг за работой вертлюгов. Дополнив должен прокрутиться на 333 обо- данные, приведенные в этой ста- рота. Но если он действительно тье, другими наблюдениями, я при- успйёт- ‘прокрутиться за три секун- шел . к выводу., что ваерные верт- ды йа 333* оборота, то тогда за люги при исправно . работающих ста); неисправн сть и н © « |ная эксплуатация приборов отоп­ ления и освещения; нарушение правил пользования электролагре- В. ЛУН ЕВ , заместитель на­ чальника первой пожарной’ части города Мурманска. »•« I*-1 ‘ I*• S МИЛ Р а з г о в о р а м и д е л у н е п о м о ж П р и п р о в е р к е с а н и т а р н о г о с о с т о я н и я с у д о в , с т о я щ и х в р е м о н т е , о б н а р у ж и в а е т с я н е п р и гл яд - н а я к а р т и н а : п а л у б ы з а х л а м л е н ы м у с о р о м , н е год ­ н ы м и д е т а л я м и . В и н о в а т а в э т о м в п е р в у ю о ч е ­ р е д ь а д м и н и с т р а ц и я с у д о в е р ф и . Н а Б М Р Т « Я р о ­ с л а в л ь » , с т о я щ е м в д о к е № 2, р а б о ч и е з а м е н я ю т н а с т и л к о р м о в о й ' п а л у б ы , и з г о т о в л я ю т ш л ю п о ч н ы е щ и т ы . Б е д а в т о м , ч т о о т х о д ы м а т е р и а л о в , а т а к ­ ж е с т р о и т е л ь н ы е л е с а о с т а ю т с я н а б о р т у . К а к с т а р ы й , т а к и н о в ы й н а с т и л п а л у б ы з а ­ г р я з н е н ц е м е н т н ы м р а с т в о р о м . П р и г о т о в л я ю т е го т у т ж е . Л и ч н ы й с о с т а в п о с л е о к о н ч а н и я р а б о т е ж е д н е в н о п р о и з в о д и т у б о р к у к о р и д о р о в , с л у ж е б ­ н ы х п о м ещ е н и й . С т р о и т е л ь н ы й ж е м у с о р , д р е в е с ­ н ы е и м е т а л л и ч е с к и е о т х о д ы с к л а д ы в а ю т в к у ­ ч у на к о р м о в о м с л и п е и л и на п а л у б е , т а к к а к н а с у д н е ВЬе я щ и к и , б о ч к и з а п о л н е н ы д о в е р х у , а р а ­ б о ч и е з а в о д а их не у б и р а ю т . Э т о п р и д а е т т р а у л е ­ р у н е п р и г л я д н ы й ви д . И к р о м е то г о , г р я з ь п о то м р а з н о с и т с я по п о м е щ е н и я м . Н а п р о с ь б ы с у д о в о й а д м и н и с т р а ц и и п р е д о с т а ­ в и т ь т а р у д л я с т р о и т е л ь н ы х о т х о д о в и п о то м в о ­ в р е м я у д а л и т ь их с с у д н а , п р о р а б ы р а з в о д я т р у ­ к а м и , с с ы л а я с ь н а о т с у т с т в и е т р а н с п о р т а и л и д р у г и е п р и ч и н ы . Ч а щ е р а з г о в о р з а к а н ч и в а е т с я п у с т ы м и о б е щ а н и я м и . . В а ж н о е у с л ю в и е п о д д е р ж а н и я с у д о в в х о р о ш е м с а н и т а р н о м с о с т о я н и и — их о к р а с к а . До се го д н я с у д о в е р ф ь н е п р о и з в о д и т э т и х р а б о т , з а и с к л ю ч е ­ н и ем о ш к р а б к и , г р у н т о в к и и о к р а с к и п од вод н о й ч а с т и к о р п у с а , ж и л ы х и с л у ж е б н ы х п о м ещ е н и й . О ш к р а б к а , г р у н т о в к а н а р у ж н о й о б ш м в и и н ад ­ вод н о го б о р т а н а д с т р о е н , р у б о к , р а н г о у т а , спаса* телЪн ьн с ш л ю п о к , п а л у б п л а т ф о р м , в е н т и л я т о р о в , п а л у б н ы х м е х а н и з м о в и др . д о л ж н ы т а к ж е п р о ­ и з в о д и т ь с я с и л а м и з а в о д а с р а з у ж е п о с л е п о с т а * н о в к и с у д н а в р е м о н т , к р а с и т ь с л е д у е т п р и о к о н * ч а н и и в с е х р а б о т . С е й ч а с с у д а , п р о с т о я в ш и е в р е ­ м о н т е н е с н о л ь к о м е с я ц е в , а т о и б о л ь ш е год а , о ч е н ь г р я з н ы е п о д х о д я т к п р и ч а л а м п о р т а . Н е л у ч ш е о б с т о и т дело с к о р а б л я м и , к о т о р ы е р е м о н т и р у ю т с я в м е ж д у р е й с о в у ю с т о я н к у и н а к о т о р ы х п р о и з в о д и т с я к о т л о ч и с т к а . Р ы б н ы й п о р т н е и м е е т п л а в у ч и х е м к о с т е й д л я с н я т и я ш л а к а с п а р о в ы х P T . Ш л а к с к л а д ы в а ю т в б о р т о в ы е п р о х о * д ы , а п о том о н р а з н о с и т с я по в с е м у с у д н у . Т а к , н а т р а у л е р е « Р ы б е ц » одно в р е м я б ы л и з а в а л е н ы м у * * с о р о м п р о х о д по л е в о м у б о р т у и ч е т ы р е р ы б н ы х я щ и к а . С у д н о и м е л о о т э т о г о н е д о п у с т и м ы й к р е » , н е г о в о р я у ж е о г р я з и . В з а т р у д н и т е л ь н о м п о л о ж е н и и н а х о д и т с я адми * н и с т р а ц и я Б М Р Т . Н а т р а у л е р а х т и п а « .Л е с к о в * и м е ю т с я с е п а р а т о р ы л ь я л ь н ы х вод . Но о н и н е о б е с п е ч и в а ю т н у ж н о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т и . Н а с у к д ах т и п а « П у ш к и н » т а к и х с е п а р а т о р о в и с о в с е м н е т . К у д а ж е о т к а ч и в а т ь в о д у , и з л ь я л ? П о р т н е и м е е т д л я э т о г о е м к о с т е й . П о э т о м у з а ч а с т у ю м о ­ р я к и в ы н у ж д е н ы н а с в о й с т р а х и р и с к к а ч а т ь в о д у з а б о р т . Но э т о н е т о л ь к о их р и с к . О т р а б о ? т а н н ы м и н е ф т е п р о д у к т а м и з а г р я з н я е т с я а и в а т о ? р и я п о р т а , с о з д а е т с я у г р о з а в о з н и к н о в е н и я п о ­ ж а р а . Т а к и е с л у ч а и у ж е и м е л и м е с т о , - > В с е , о ч е м з д е с ь с к а з а н о , м а л о д л я к о г о о к а * ж е т с я н о в ы м . В о п р о с ы г г и т р е б у ю т н е м е д л е н н о г о р а з р е ш е н и я . Н е п о н я т н о т о л ь к о , п о ч е м у о б а т о м г о в о р и т с я м н о го , а дело-то н е д е л а е т с я ? А. ВЕТРОВ, морской инспектор тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz