Рыбный Мурман. 1966 г. Май.
счет этого длина ваера изменится ваерных роликах и лорошей пого- ^ • ^ иа * метРа* № прокручиваются только на па- Если бы вертлюги с волной или лубе, в момент ослабления Баера ври задевах действительно про- после взятия доски на цепку, кручивались, пусть даже на мень- При плохо работающих ваерных шую величину, чем здесь показа- роликах вертлюг может прокру- но, то, во-первых, за одно трале- титься в воде. Особенно подходя- иие вертлюги бы нолиостью изно- щие условия для этого возникают сились и, во-вторых, мы не смогли в момент ослабления ваера, как бы контролировать разницу в дли- это бывает в плохую погоду на не ваеров. Ведь с каждым про- судах бортового траления, когда кручиванием вертлюга изменялась выбирают последние марки ваеров бы длина ваера, и тогда промер или травят первую марку. П О словам старых промы- оказался бы. недействительным. Основное влияние на изменение еловиков, простейшие ваер- Однако, как видим из практики, крутки ваеров оказывают подвес ные вертлюги в траловом вертлюги быстро не изнашиваются ные ролики, и несколько меньшее £лоте впервые были применены и промерам ваеров мы доверяем. влияние — нижние ролики дуг на примерно тридцать лет назад. В Экспериментальная проверка судах бортового траления и па- Ю55 году начали внедряться ша- силы упругости ваера при измене- лубные — на БМРТ. Поэтому верт- ровые вертлюги, а в 1961 году нии его крутки, а также расчет люги подвесных роликов следует вертлюги с шайбами. На каждый силы треиия вертлюга показыва- регулярно смазывать жидким мае- мер ставилось по одному верт- ют, что последний при тралении лом. вюгу, может прокручиваться в том слу- Вертлюг не исправен только в Опрос капитанов, проведенный чае, когда ваер заранее под дей- том Случае, когда он заклинен, а в феврале этого года, показал, что ствием каких-то сил изменит свою ПрИ наличии слабины в ваере на в настоящее время на большинст- первоначальную крутку более чем нем деЛаются колышки, ве судов бортового траления на на 10 витков на метр. А это на Следует постоянно следить за каждый ваер ставится по два практике случается очень и очень работой ваерных вертлюгов. Если после взятия доски на цепку они прокручиваются от нуля до трех обо ротов, то это под тверждает исправ ность ваерных ро ликов. Если же вертлюги прокру- для того, чтобы после взятия тра- Приведенные здесь доказатель- чиваются большее число раз, то ловой Доски на цепку (в момент G-тва были проверены эксперимен- это означает, что ваерные ролики ослабления ваера) он не койлался тально на БМРТ «Пушкин». При не исправны. В этом случае верт- и не накручивал на себя шкен- спуске трала, перед стравливани- люги подвесных роликов следует тельный гак. Но вертлюг иногда ем траловых досок в воду, мы смазать жидким маслом, а если заклинивался, и поэтому его на- сэязывали концами длинной нит- это не поможет, то следует отре- чали усовершенствовать, ки обе половины ваерных вертлю- монтировать износившиеся роли- По прошествии 30 лет, забыв о гоъ* Это позволяло выявить вели- КИв том, с какой целью был впервые ЧИНУ и сторону прокручивания j-ja каждый ваер нужно ставить применен ваерный вертлюг, ему вертлюга во время траления. 12 не более одного вертлюга. П ри . * . стали приписывать и сокращение наблюдений показали — вертлюг этом его т,рение нужно стремиться I Ров>,к ЧИСЛУ ™ * аР' f на дах Флота Ры0” он промышленно- завертов трала, и увеличение сро- прокручивался только в одном слу- сделать таким, чтобы он мог про-1 к 0 Раблях 33 период 1946—56 го- стн Северного бассейна также до ка эксплуатации ваеров и т. д. чае, в плохую погоду. кручиваться только на палубе. | £ ° ® в разных ст1)анах составляло пускаются случаи нарушения про*. Многие специалисты убеждены, Всякий раз после свешивания При исправно работающих в а - |° процентов. что-ваерный вертлюг при травле- доски на цепке ваерные вертлюги ерных роликах вертлюги вообще! Да],ньгм статистики наиболь- 10 марта 1966 год р > р пии и выборке ваеров крутится, прокручивались от 15 до 25 оборо- можно снимать с ваеров. | шсе количество пожаров (75; про- «Ка йра>_сгорело имущество^^в ка; потому что, мол, крутятся марки тов, что говорит о большом их ваеров. При тралении он, дескать, стремлении к прокручиванию. И обязан крутиться, для того и ста- все же в воде они не крутились, вим по два вертлюга на каждый Такие же наблюдения провел на ваеР« траулере «Веха» старший помощ- Однако при проверке выясни- пик капитана В. Я. Жилов. За лось, что это мнение ошибочно, шесть тралений со связанными Оказывается, вертлюг при трале- вертлюгами он не наблюдал ни ^ - - . г НИИ, а также при травлении и вы- одного прокручивания. годарность npopaYy судоремонтно-1 Каковы их причины. Вот они: утеплитель на СРТ-157 колхоз борке ваеров не крутится и кру- В феврале этого года наблюде- го завода Ивану Яковлевичу Ша-1 неосторожное и небрежное обра- «Энергия». Судно находи ol у титься не должен, И к нашему ння были проведены на тоаулеое поваловУ- П°Д его руководством Iщение с огнем; неисправность причала СРЗ-2. ^быто* 1200 р \ 6 - счастью, мы еще не смогли еде- «Треска,. В девяти случаях верт- Z X S F S Z S 2 Z Фл^а, ^ " и с - ' Различного электрооборудования; леи взыскивается с виновных через, лать такой вертлюг, который бы люги не крутились, двадцать два ле и наш траулер «Ялта». Ремонт,I и^кры из выхлопных- и дымовых с>^. «>%!* 8 воде свободно крутился. раза прокручивались от 0 5 до 8 кан пРавило> производится быстроIтруб, искры электрических меха- Если пожары возникают на l>- o 6 odotob и девять оач 'ярпрякн и х°р°шо* что способствует вы - 1 Низмо©; нарушение правил произ- дах, требуется много усилии, что- . оборотов и девять раз веревки полнению государственного п л а - | _ __ ; uv штшпитк Они наносят вертлюга. Высказывается мнение, редко, что необходимы вертлюги на шари- жоподшн п н и к а х или другой конст рукции. Впервые верт люг был поставлен ВАЕРНЫЕВЕРТЛЮГИ i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i l i i i i i i i i i i l i i i l i i i i i i i i i i i i i i i f i i i i t i n i i i i i l i Капитан—воспишашелЬ Ммнувшей зимой мне пришлось работать на большом морозиль* ном траулере «Добролюбов». Правда, корабль стоял тогда в ре* монте и капитана-директора П. П. Решетова в то время на судне не было. Однако, присматриваясь к работе матросов, судоводите- лей и механиков, можно было почувствовать его незримое присут« ствие. Ремонт производился четко, без задержек. Надо было вш- деть, с какой аккуратностью люди приходили на работу и совсем не торопились уходить домой. Такая примерная дисциплина гвво- рила об умелом воспитании моряков. Тут понятно было одно, что сам капитан, партийная и комсомольская организации судна сумели настроить моряков на хороший деловой режим. Когда кто-то из членов экипажа принимался за какое-нибудь дело, говорил: Надо во что бы то ни стало сделать, — и называл срок вы полнения. . . - И я не видел, чтобы кто-то не сдержал слова. Время шло, щ ремонт приближался к концу. Среди моряков началось беспокойствоа «Наш капитан скоро придет?» Спрашивали неспроста: у добролю- бовцев была задумка добыть в первом году пятилетки 130 тысяч центнеров рыбы. А чтобы это сделать, нужен именно такой способный рыбак, как капнтан П. П. Решетов. Человек мыслящий по- государственному — всегда щедрый человек. Именно таким, со слов моряков-добролюбовцев, по их настроению я и представляю Проко пия Прокопьевича Решетова. И думаю, что он вполне оправдает до верие народа, будучи депутатом Верховного Совета СССР. Н. ФЕДОРОВ, инженер экспериментальной базы управления тралового флота. ..................... --------------------------- ■' К чему приводит халатность По данным иностранной прессы, вательнымн приборами и другие, число судов, погибших от пожа- Факты показывают, что на су* Е. Л ЕБ ЕД ЕВ , капитан. Хороший прораб Д о р о г а я р е д а к ц и я , центов) происходит на сухогруз- юте старшего механика Драчева, пых судах, меньше (13 процен- Он находился в нетрезвом состоя- тов) — на пассажирских, око- нии, обронил окурок. В результате- ло 10 процентов на нефтеналив- пожара — убыток 680 рублей, ных и только 3 процента на су- Драчев понижен в должности до дах прочего назначения. При третьего механика, этом наибольшее количество по- 28 марта от электросварки,, за% позвольте! жаров происходит в портах, горелись переборка, обшивка n v На рисунке представлена пяти 1СЬ подводного ди включенного в ваер причинам. Учитывая постоянную в а л о в — штормовую погоду .в период про — рая‘ получена при тралении двад- ведения экспериментов, мы счита минутная запись - были оборваны' по неизвестным н а по д о б ы ч е р ы б ы . и. я . Ш а п о - j эод<:тва огнеопасных работу само- бы v ' ~ — с т а о е й ш к й р а б о т н и к з а - 1 возгорание и самовоспламенение большой .материальный ущеро намометра. „д о » с ваерным »ертЛЮго„. кото- т о.у г у . - " " " Е Г С & Д Г а Г £ £ 5 2 » . • в в д а ш я т п р н м с ш и и , мы счита- з а н и я в с е г д а д е л ь н ы и т о л к о в ы . I ------— - — г----- — г ' п п - я я м ч я ш г к а п * «атипятиметровым тралом на глу ем> что те небольшие прокручива- П р о щ а я с ь с М у р м а н с к о м , м ы с |м и поверхностями (-промасленная строго соблюдать пр - Т> бине 150 метров. Скорость трале- ния вертлюга, которые наблюда- б л а г о д а р н о с т ью б уд ем • « ~ ^ а т ь 1 жирами ветошь, горючие жидко- ной безопасности, проявлять о о т»__ _____ лигк лппнгтплппи и uauputu л/*- в н и м а т е л ь н о е к н ам о т н о ш е н и и v неислоавность и иеправиль- тельность. к а п и т а н ; В / Б А Л А Б А Н О В , с т а р ш и й м е х а н и к . ния равнялась 3,2 узла. Ветер си-лись, происходили в моменты ос- И в а н а Я к о в л е в и ч а , лой 6 баллов от курсового углалабления ваеров при качке судна. к к о р п о н о с о в , судна 160°. В дальнейшем ваерные вертлю- Как видно из рисунка, период ги с БасРОВ на траулере «Треска» одного колебания равен примерно были совсем сняты. Экипаж рабо- 6 секундам, то есть периоду вол- тал ®ез них Два репса. Хрономет- вення. Если бы мы имели вертлюг Раж показал, что время отдачи на шарикоподшипниках, то соглас- шкентельных гаков от гужиков но нагрузкам, показанным на ри- сказалось одинаковым -как при сунке, три секунды он должен был Ра боте с вертлюгами, так и без бы раскручиваться, а следующие ННХв Никаких неприятностей во* три секунды — закручиваться, время работы без вертлюгов заме- Экопериментальные исследования чено не было. Следует заметить, и расчет показывают, что при уве- 4 1 0 ваерные ролики на «Треске» личении нагрузки с 1 ,3 до 3 тонн работали исправно, ваер должен изменить свою крут- Мне приходилось много раз про ку на два витка на метр. При дли- считывать.крутку ваеров и следить не ваера в 1000 метров вертлюг за работой вертлюгов. Дополнив должен прокрутиться на 333 обо- данные, приведенные в этой ста- рота. Но если он действительно тье, другими наблюдениями, я при- успйёт- ‘прокрутиться за три секун- шел . к выводу., что ваерные верт- ды йа 333* оборота, то тогда за люги при исправно . работающих ста); неисправн сть и н © « |ная эксплуатация приборов отоп ления и освещения; нарушение правил пользования электролагре- В. ЛУН ЕВ , заместитель на чальника первой пожарной’ части города Мурманска. »•« I*-1 ‘ I*• S МИЛ Р а з г о в о р а м и д е л у н е п о м о ж П р и п р о в е р к е с а н и т а р н о г о с о с т о я н и я с у д о в , с т о я щ и х в р е м о н т е , о б н а р у ж и в а е т с я н е п р и гл яд - н а я к а р т и н а : п а л у б ы з а х л а м л е н ы м у с о р о м , н е год н ы м и д е т а л я м и . В и н о в а т а в э т о м в п е р в у ю о ч е р е д ь а д м и н и с т р а ц и я с у д о в е р ф и . Н а Б М Р Т « Я р о с л а в л ь » , с т о я щ е м в д о к е № 2, р а б о ч и е з а м е н я ю т н а с т и л к о р м о в о й ' п а л у б ы , и з г о т о в л я ю т ш л ю п о ч н ы е щ и т ы . Б е д а в т о м , ч т о о т х о д ы м а т е р и а л о в , а т а к ж е с т р о и т е л ь н ы е л е с а о с т а ю т с я н а б о р т у . К а к с т а р ы й , т а к и н о в ы й н а с т и л п а л у б ы з а г р я з н е н ц е м е н т н ы м р а с т в о р о м . П р и г о т о в л я ю т е го т у т ж е . Л и ч н ы й с о с т а в п о с л е о к о н ч а н и я р а б о т е ж е д н е в н о п р о и з в о д и т у б о р к у к о р и д о р о в , с л у ж е б н ы х п о м ещ е н и й . С т р о и т е л ь н ы й ж е м у с о р , д р е в е с н ы е и м е т а л л и ч е с к и е о т х о д ы с к л а д ы в а ю т в к у ч у на к о р м о в о м с л и п е и л и на п а л у б е , т а к к а к н а с у д н е ВЬе я щ и к и , б о ч к и з а п о л н е н ы д о в е р х у , а р а б о ч и е з а в о д а их не у б и р а ю т . Э т о п р и д а е т т р а у л е р у н е п р и г л я д н ы й ви д . И к р о м е то г о , г р я з ь п о то м р а з н о с и т с я по п о м е щ е н и я м . Н а п р о с ь б ы с у д о в о й а д м и н и с т р а ц и и п р е д о с т а в и т ь т а р у д л я с т р о и т е л ь н ы х о т х о д о в и п о то м в о в р е м я у д а л и т ь их с с у д н а , п р о р а б ы р а з в о д я т р у к а м и , с с ы л а я с ь н а о т с у т с т в и е т р а н с п о р т а и л и д р у г и е п р и ч и н ы . Ч а щ е р а з г о в о р з а к а н ч и в а е т с я п у с т ы м и о б е щ а н и я м и . . В а ж н о е у с л ю в и е п о д д е р ж а н и я с у д о в в х о р о ш е м с а н и т а р н о м с о с т о я н и и — их о к р а с к а . До се го д н я с у д о в е р ф ь н е п р о и з в о д и т э т и х р а б о т , з а и с к л ю ч е н и ем о ш к р а б к и , г р у н т о в к и и о к р а с к и п од вод н о й ч а с т и к о р п у с а , ж и л ы х и с л у ж е б н ы х п о м ещ е н и й . О ш к р а б к а , г р у н т о в к а н а р у ж н о й о б ш м в и и н ад вод н о го б о р т а н а д с т р о е н , р у б о к , р а н г о у т а , спаса* телЪн ьн с ш л ю п о к , п а л у б п л а т ф о р м , в е н т и л я т о р о в , п а л у б н ы х м е х а н и з м о в и др . д о л ж н ы т а к ж е п р о и з в о д и т ь с я с и л а м и з а в о д а с р а з у ж е п о с л е п о с т а * н о в к и с у д н а в р е м о н т , к р а с и т ь с л е д у е т п р и о к о н * ч а н и и в с е х р а б о т . С е й ч а с с у д а , п р о с т о я в ш и е в р е м о н т е н е с н о л ь к о м е с я ц е в , а т о и б о л ь ш е год а , о ч е н ь г р я з н ы е п о д х о д я т к п р и ч а л а м п о р т а . Н е л у ч ш е о б с т о и т дело с к о р а б л я м и , к о т о р ы е р е м о н т и р у ю т с я в м е ж д у р е й с о в у ю с т о я н к у и н а к о т о р ы х п р о и з в о д и т с я к о т л о ч и с т к а . Р ы б н ы й п о р т н е и м е е т п л а в у ч и х е м к о с т е й д л я с н я т и я ш л а к а с п а р о в ы х P T . Ш л а к с к л а д ы в а ю т в б о р т о в ы е п р о х о * д ы , а п о том о н р а з н о с и т с я по в с е м у с у д н у . Т а к , н а т р а у л е р е « Р ы б е ц » одно в р е м я б ы л и з а в а л е н ы м у * * с о р о м п р о х о д по л е в о м у б о р т у и ч е т ы р е р ы б н ы х я щ и к а . С у д н о и м е л о о т э т о г о н е д о п у с т и м ы й к р е » , н е г о в о р я у ж е о г р я з и . В з а т р у д н и т е л ь н о м п о л о ж е н и и н а х о д и т с я адми * н и с т р а ц и я Б М Р Т . Н а т р а у л е р а х т и п а « .Л е с к о в * и м е ю т с я с е п а р а т о р ы л ь я л ь н ы х вод . Но о н и н е о б е с п е ч и в а ю т н у ж н о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т и . Н а с у к д ах т и п а « П у ш к и н » т а к и х с е п а р а т о р о в и с о в с е м н е т . К у д а ж е о т к а ч и в а т ь в о д у , и з л ь я л ? П о р т н е и м е е т д л я э т о г о е м к о с т е й . П о э т о м у з а ч а с т у ю м о р я к и в ы н у ж д е н ы н а с в о й с т р а х и р и с к к а ч а т ь в о д у з а б о р т . Но э т о н е т о л ь к о их р и с к . О т р а б о ? т а н н ы м и н е ф т е п р о д у к т а м и з а г р я з н я е т с я а и в а т о ? р и я п о р т а , с о з д а е т с я у г р о з а в о з н и к н о в е н и я п о ж а р а . Т а к и е с л у ч а и у ж е и м е л и м е с т о , - > В с е , о ч е м з д е с ь с к а з а н о , м а л о д л я к о г о о к а * ж е т с я н о в ы м . В о п р о с ы г г и т р е б у ю т н е м е д л е н н о г о р а з р е ш е н и я . Н е п о н я т н о т о л ь к о , п о ч е м у о б а т о м г о в о р и т с я м н о го , а дело-то н е д е л а е т с я ? А. ВЕТРОВ, морской инспектор тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz