Рыбный Мурман. 1966 г. Май.

I I ПОСТАНОВКА' ВОДОЛЕЯ i НА БАКШТОВ К ТРАУЛЕРУ, ИДУЩЕМУ С ТРАЛОМ ( / 4-- *.! -> • 4 Г*НАБЖЕНИЕ промысловых судов ВОДОЙ И ТОПЛИВОМ в Средней и Экваториальной 'Атлантике, где флот работает в более благоприятных метеорологи­ ческих условиях, заставляет капи­ танов танкерного и промыслового флота искать эффективные мова- дорские приемы бункеровки. В этом аспекте интересен опыт во- #олея «Кандагач». Характер работы промыслов©- |о флота: добыча глубинным тра­ лом днем и обработка рыбы на якорной стоянке ночью позволя­ ли «Кандагачу* снабжать суда «елько ночью. Такой режим рабо­ ты -был малопроизводительным — эа И очь танкер успевал снабдить иедой 3— 4 траулера, так как суда *ива РТМ могут принимать 30—40 донн в час, а суда типа БМРТ — 40—50 тонн. При работе траулеров глубин­ ным тралом днем и пелагическим ночью или круглосуточной добыче Лонным тралом возможности снаб­ жать водой* флот не имелось, г и руководству экспедицией приходи- ipcb в приказном порядке отры­ вать БМРТ я РТМ о т тралений на яесколБко часов для буцкеровки. ‘ Этот* вариант не удовлетворял «и промысловико-в, ни экипаж тан­ кера. Суда теряли 1—2 траления ери каждой бункеровке, а следо* вательно, десятки тонн рыбы, водолей зачастую, простаивал в ожидании окончания тралений по 10— 12 часов в сутки, В целях избежания простоев «анкера,»повышения эффективно­ сти работы промыслового флота опытные судоводители капитан танкера «Кандагач» Н. А. Мыль­ ников и старший помощник капи­ тана И. И. Мельников приняли решение бункеровать водой трау­ леры круглосуточно, не нарушая промыслового режима. • В конце октября прошлого года «одолей «Кандагач» прибыл из вюрта Дакар с грузом питьевой вводы на промысел. В 10.05 но 'Гриивичу согласно разнарядке на снабжение капитан обратился к £МРТ-350 с предложением о вы­ даче воды на ходу, при тралении. Судоводители этого траулера траверз линии У НАШИХ КАЛИНИНГРАДСКИХ ДРУЗЕЙ Х'о.” " лубака водолея подается на выброске бакш­ тов и провод­ ник. На траулере Снабжение судов водок ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЭКИПАЖ А ВОДОЛЕЯ «КАНДАГАЧ» 1 После того как судно отдало трал, капитан водолея по радио­ телефону согласовывает курс, ехорость, извещая о готовности приемодаточных устройств. Канн-, тан траулера сообщает длину ва- еров, глубину траления, обменива- • ется рекомендациями. После сог- брать воду на ходу категорически высвобождается много времени тасования капитанами всех дей- отказались. Отказались от бунке- для активной добычи рыбы глу- ствии и доклада капитана трауле- ровки при тралении и другие ка- бинным тралом и увеличения су- Ра о готовности к швартовке, во- питаны судов, взяв под . сомнение точного вылова, улучшается во- Долей заходит с кормы (с под- успех эксперимента. доснабжеине флота. ветренного борта). Работая обей- Первым на предложение капн- Успешиой боте водолея'«Кан. J " “ 7 Т Г р а с с ™ " . . Л - 2 Л е т - тана водолея «Кандагар отклик- сиос^ ствовалё и работа 10 20 меТ X L L T n С-оль^н , имею- 11е доходя до TPa^ P a щий большой опыт швартовки на JL ” >м Рл?линова и Ю Г М м 1-1,5 кабельтова. на водолее сто- хо-ду. Команды судов провели ^ J - порят правую машину. Работая тщательную подготовку. Погода “ **к о а “ о в ^ Вдадоение это“ о Леввй машн110и- ™ СТ6Пе»но вы- благоприятствовала: дул слабый „р е^ о ^ н и я м звм и л о npeio™ Равнивают скорость, внимательно норд, волнение моря было незна- п0™ ° ° СЛедят за с<5лижеиием и “ з н а ­ чительным, видимость отличная. инем положения относительно Танкер успешно стал на бакштов выиирпу, друг друга При этом, как только к БМРТ «Кольцов» и за два часа Старший механик водолея «Каи- форштевень водолея выходит на совместой ра­ боты выдал 120 тонн питьевой воды. На другой день, также не прерывая тра­ ления, получил 100 тонн воды БМРТ «Кри- Д бакштов про­ сталл». Из судов типа РТМ, еле- дагач* В. Е. Воробьев предложил пуслают через бортовой клюз и дуя ~ примеру «Кольцова» и откидное цриопособление, устанав- креетят «а кнехты. На водолее сто- «Кристалла», 80 тонн .питье- ливЬеное на фальшборте лолуба- порят левую машину, руль яерек- вой воды получил РТМ «По- ка при работе шлангом, подавае- ладывают право на борт—для пре- речье» (капитан-директор Э. С. мым с носа* Предложение также дотвращения рывка и навала форш- Навроцкий). Согласованность де4- облегчает выборку шланга, пред- тевия водолея на ваера. Водолей ствий, бдительность вахт промыс- отвращает его излом и преждевре- плавно выходит на бакштов и ста- ловых судов и водолея «Канда- менный износ. вит руль прямо. После этого пода- гач» позволили проводить совме- Экипаж водолея добился уско- ется на проводнике носовой шланг стные сложные маневры быстро и рения обработки судов. Так, для и крепится в районе танков, распо- успешно. одновременной бункеровки водой ложенных у миделышгапгоута. После первых удачных опера- питьевых танков по левому и пра- Подача шланга в район корцо- ций по раздаче воды промысло- вому бортам донкер-ман М. Б. Бур- вых танков нежелательна, так вым судам, идущим с тралом, мистров выдавал на траулеры как в этом случае шланг иепыты- сомнения капитанов развеялись специальный переходник, который вает дополнительную нагрузку и данным методом пользовался подсоединялся к шлангу, подава- при маневрах и имеется вероят- весь промысловый флот, работаю* емому с водолея. У боцмана Ха- ность попадания шланга под ваер. щий в районе мыса , Кап-Блан. лгтова всегда были на «товьсь» Минимальная скорость траулера, Процесс тралений БМРТ и РТМ полностью оснащенные запасные идущего с тралом, и водолея на при совместной работе с водолеем бакштовы, бросательные концы, бакштове составляет 4 узла, уп- пикогда не нарушался, снижений фалини и т. д. Это надежно обес- равляемость у водолея отличная, скорости тралений" почти не наб- печивало быструю и безопасную Если же дует сильный ветер, во- людалось, постановку на бакштов. г долей подрабатывает одной маши- При усилении ветра до 5—6 Знание маневренных качеств и ной самым малым ходом так, что- -баллов (например, при крутом других особенностей водолея и бак-шюв был слегка ч надраен, бейдевинде), следуя - на бакшто- промысловых судов, большой опыт 1,0 без напряжения, которое мо- ве у траулера, водолей подраба- и профессиональные навыки поз- жет привести к потере скорости тывал самым малым ходом одной волялн капитану Мыльникову про- хг,Да траулера при тралении* из машин. Если же судну было ВОдить отличную швартовку, Од- Шланг во время бункеровки имеет необходимо выбрать трал, бакш- ной из лучших в течение рейса наибольшую слабину и скользит тов и шланг .отдавались. После была вахта старшего помощника по поверхности во*ы. выборки и отдачи на БМРТ трала капитана И. И. Мельникова. На- После окончания бункеровки на водолей виовь становился на дежно обеспечивали связь радио- траулере по сигналу отдают шланг бакштов и продолжал - выдачу оператор Ф. Ястребов и начальник с проводником, которые тотчас же воды.- • радиостанции О. Потемкин. выбираются на водолее. Шланг и Метод выдачи воды траулерам Вол. шой интепес к h o b o » v ме- "Ровол,|ИК *°лжны быть в хоро- ва ходу довольно прост и был ьольшои интерес к ново у ме сюгоянни, постоянно быть го- быстро освоен капитанами-нро- тоду. бункеровки проявили ивост- товыми к использованию для буги мькгловиками^ Выгода солидная: ранные промысловые суда. иеровкн следующего траулера. За­ кончив бункеровку, водолей рабо­ тает самым малым вперед — до получения необходимой слабины бакштова й отдачи его с траулера. Швартовку на ходу водолей «Кандагач» производил при состо­ янии моря 5—6 баллов и не сде­ лал ни одной вмятины ни трауле­ рам, ни себе. " ; V. Такой метод бункеровки про­ мысловых судов питьевой •, водой позволил экипажу танкера-^одо- лея «Кандагач» снабжать БМРТ и РТМ в сутки. В итоге рейс водолея закончился на 5 су­ ток раньше срока и рейсовый «лан выполнен на 136 процентов. 5 с % ~ < Метод бункеровки водой трау­ леров, идущих с тралом, проет й безопасен при работе донят* тра* лом. За истекший рейс водмея «Кандагач» промысловый флот ра­ ботал преимущественно на метровой изобате, мнкшвальная глубина траления составляла бй метров. Длину бакштова при бутгеров- ке траулера на ходу с тралом можно менять в зависимости о i обстановки от 30 до 70 метров. Скорость хода траулера с тра­ лом и водолеем на бакштове ко­ леблется от 4 до 6 узлов. При бункеровке судна, идущего с тралом, необходимо вести тща­ тельное визуальное наблюдение в двухстороннюю беоирерывяу^ связь по радиотелефону и радив» микрофону, следить за изменевл* ем ветра, дрейфа и т. п. На водолее бункеровку обеспе* чивают вахтенный штурман и ру­ левой, находящиеся на верхнем мостике. Вахтенный матрос веде*! наблюдение с полубака, машинная вахта находится в постоянной го­ товности. Усиленная вахта в с т а в ­ ляется, в свою очередь, и на трау­ лере. Бункеровать на ходу, при тра­ лениях, суда типа БМРТ и РТМ могут танкеры небольшого.водоиз­ мещения, такие, как «Бутуруслам* «Баймакэ, «Азнефть». В случае зацепа трала за грунт на траулере и водолее принимают соответствующие меры: на трауде* ре травят ваера и дают «задний ход» для гашения инерции; на во­ долее дают «полный ход назад* обеим машинам. Дальнейшие дей­ ствия выполняются в зависимости от складывающейся обстановки. Маневренность траулеров при совместной работа с «Каидагачежи не снижалась, т. к. ваера, прохо­ дившие ^ под корпусом ведоле», находились на минимальной глу­ бине — 12— 15 метров. Н. МУРАТОВ, инженер технического отдела КБРФ . («Из газеты ЭСТАФЕТА ТРУДА • января 1966 года «Златоуст» никнул порт. Тогда моряки еди­ ногласно голосовали за то, чтобы В нервом году новой пятилетки выловить 110 тысяч центнеров рыбы. М у с первого дня промысла ? ешительио принялись эа осущес­ твление поставленной перед собой оадачи. Судя по заданию, трюмы вашего/ 'корабля каждые сутки 1|оли^ны были пополняться 33,4 тоннами рыбы. Трал уходил в во­ ду я возвращался с богатым уло- *ом. Настроение у моряков поднима­ лось. И, пожалуй, больше всех их хорошему настроению способство­ вал старший мастер по добыче «Леонид Степанович Михайлов, 'коммунист Михайлов, за, которого судовой . комитет ходатайстэует перед базовым комитетом флота о присвоении, ему звания ударника коммунистического, труда, своим личным примером в работе увле­ кал и своих верных помощников, всех членов палубной команды, рпытррй производственник, ум.е- лый организатор рентабельного труда, он частр сутками не уходил с палубы, стараясь ,, наладить трал. И надо сказать, все его ста­ рания окупались обильными уло­ вами. • . г. , .t На промысловых советах Лео­ нида Степановича стали пригла­ шать к себе на корабль многие капитаны отстающих судов. Встретились неполадки с тралом я на БМРТ «Комета». Что делать? Решили обратиться , и старшему мастеру по добыче тов, Михайло­ ву. Пересел мастер иа «Комету». Разобрался, что к чему. Помог на­ ладить промысловое вооружение, заодно* объяснил «секрет» своим коллегам. Пошли дела и на «Ко­ мете». А между тем близился день открытия X X I I I съезда КПСС. Эки­ паж взял повышенные обязатель­ ства в честь этой исторической да­ ты. Вот тут уж поистине горячие были дни! Что ни неделя9 то *но­ вый успех. Съезд партии мы встретили, как и подобает коммунистам, советским людям, — все задания и обязательства, при­ нятые в честь этой даты, перекры­ ли. А спустя три недели, 20 апре­ ля, до есть в тот день, когда при­ шла к нам на! «Вацлаве Воров­ ском»-подменная команда, на сче­ ту «Златоуста» уже было 2847 тонн готовой рыбной продукции й рыб­ ной муки более 250 тонн. . 1 О выполнении квартального п!ла- на мы рапортовали 20 Mapta, а спустя ровно месяц мы сказали: «Есть 86 процентов полугодово- ro!.»*.i,i, rt / Вот, как хорошо ^развернулись наши, моряки! .* <г } » •«; ! Сейчас^ трудовую эстафету зла- тоустовцев подхватила подменная команда, которая обещала не ослаблять темпов,1; взятых нашим экипажем. • tl. С УД Ь ЕН КО б , первый по- } ^ I zJ *4 • • I мощник. капитана , БМРТ «Златоуст», t ! i В д о к л ад е Пред- с е д а т а л я С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р А . Н . К о с ы г и н а н а X X I I I с-ьаэда К П С С г о в о р и л о с ь о р о ­ л и о с у щ е с т в л е н и я т е х н и ч е с к о ­ го п р о г р е с с а и в н е д р е н и и д о с т и ­ ж е н и й н а у к и и т е х н и к и в п р о и з ­ в о д с т в о . М н о г о е в э т о м б о л ьш о м д е л е з а в и с и т о т и з о б р е т а т е л е й , р а ц и о н а л и з а т о р о в , к о л л е к т и в о в н а ­ у ч н о - т е х н и ч е с к и х о б щ е с т в . В п е р в и ч н о й о р г а н и з а ц и и НТО у п р а в л е н и я «М у р м а и с е л ь д ы » 356 ч е л о в е к . И з б р а н с о в е т и з 13 ч е л о ­ в е к . В с я р а б о т а п р о в о д и т с я в со ­ о т в е т с т в и и с у с т а в о м и п л а н о м . Ч л е н а м и НТО с о в м е с т н о С р а б о т ­ н и к а м и « Г и п р о р ы б ф л о т а » б ы л а р а з р а б о т а н а п р и н ц и п и а л ь н о н о в а я с х е м а п р о м ы с л а к о ш е л ь к о в ы м не ­ водом < В 1966 го д у по д а н н о й с х е ­ м е п е р е о б о р у д у ю т с я 8 с у д о в т и п а «О к е а н » . Т т . К л и м о в ы м и М о с и е н к о под ­ г о т о в л е н а б р о ш ю р а по р а б о т е с к о ш е л ь к о в ы м н е во д ом , в к о т о р о й о б о бщ е н п р а к т и ч е с к и й о п ы т . Д о л го е в р е м я и з у ч а л и с ь п р и ч и ­ н ы о б р а з о в а н и я т р е щ и н В д о н ы ш ­ к а х п о р ш н е й д в и г а т е л я НВД-48. Э т и д в и г а т е л и у с т а н о в л е н ы в к а ­ ч е с т в е г л а в н ы х н а с у д а х т и п а « О к е а н » . Ч е р е з 1000— 1200 ч а с о в р а б о т ы - б д о н ы ш к а х п о р ш н е й ' по ­ я в л я л и с ь т р е щ и н ы . П о с л е ч е г о п о р ш е н ь з а м е н я л и н о в ы м . П р и ч и ­ н ам и в о з н и к н о в е н и я т р ещ и н п р о ­ д о л ж а ю т з а н и м а т ь с я в н а с т о ящ е е в р е м я « Г и п р о р ы б ф л о т » и М у р ­ м а н с к о е в ы с щ е е : м о р ех о д н о е у ч и ­ л и щ е . Но п о к а э к с п л у а т а ц и о н н и к и не п о л у ч и л и н и к а к и х к о н к р е т н ы х р е к о м е н д а ц и и . П о э т о м у с о в е т Н ТО н е п о с р е д с т в е н н о з а н я л с я э т и м . в о п р о с о м . П о с т у п и л о н е ­ с к о л ь к о п р е д л о ж е н и й по п р е д о т ­ в р а щ е н и ю п о я в л е н и я т р е щ и н В п о р ш н я х » Н а и б о л е е э ф ф е к т и в н о и;з. н и х .п р е д л о ж е н и е . ч л е н а НТО А ‘. Е . П о п о в а . П о р ш н и д в и г а т е л е й НВД-48 б ы л и з а л и т ы т р а н с ф о р м а ­ т о р н ы м м а с л о м . Т а к и м о б р а з о м , ч а с т ь т е п л а о т ц е н т р а д о н ы ш к а п о р ш н я о т в о д и л а с ь н а . к о м п р е с ­ с и о н н ы е к о л ь ц а : С о в е т р е к о м е н д о ­ В поиске в а л в н е д р и т ь д а н н о е п р е д л о ж е н и е и а в с е д в и г а т е л и НВД-48. В н а с т о ­ я щ е е в р е м я с р о к , с л у ж б ы п о р ш н е й у в е л и ч и л с я до 2000—-25Q0 ч а с о в . . С 15 а п р е л я по 31 д е к а б р я 1965 год а и а с у д а х и б е р е г о в ы х п р ед ­ п р и я т и я х у п р а в л е н и я б ы л п р о в е ­ д ен о б щ е с т в е н н ы й с м о т р в ы п о л н е ­ н и я п л а н о в н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь ­ с к и х р а б о т и в н е д р е н и я д о с т и ж е ­ н и й н а у н и и т е х н и к и в п р о и з в о д ­ с т в о . . . О с н о в н а я з а д а ч а с м о т р а — по ­ с т о я н н ы й к о н т р о л ь з а в ы п о л н е ­ н и ем п л а н а в н е д р е н и я Н о вой т е х ­ н и к и , п р о е к т н ы х и э к с п е р и м е н ­ т а л ь н ы х р а б о т и п л а н а о р г а н и з а ­ ц и о н н о - т е х н и ч е с к и х м е р о п р и я т и й . В 1965 го д у н а м е ч а л о с ь д л я в ы ­ п о л н е н и я 62 м е р о п р и я т и я , н а п р а в ­ л е н н ы х н а у в е л и ч е н и е д о б ы ч и р ы ­ б ы , с н и ж е н и е е е с е б е с т о и м о с т и , у д е ш е в л е н и е р е м о н т а с у д о в и м е ­ х а н и зм о в -, у л у ч ш е н и е у с л о в и й т р у ­ да и т е х н и к и б е з о п а с н о с т и . П р и а к т и в н о м с о д е й с т в и и совета- и ч л е ­ н о в НТО в с е м е р о п р и я т и я б ы л и в ы п о л н е н ы . Э к о н о м и ч е с к и й э ф ф е к т о т в ы ­ п о л н е н и я м е р о п р и я т и й по н о во й т е х н и к е и о р г т е х п л а н у с о с т а в и л 634,2 т ы с я ч и р у б л е й . П р о в е д е н а б о л ь ш а я р а б о т а по в н е д р е н и ю к а п р о н о в ы х д е т а л е й в у з л ы т р е н и я п р о м ы с л о в ы х м е х а ­ н и зм о в . Т о л ь к о в 1965 го д у 11 т р а л о в ы х л е б е д о к п е р е в е д е н ы на к а п р о н о в ы е п о д ш и п н и к и . Ч л е н ы НТО Г . А . Б о р о в о й и М . И. Селя- н и н о в и з ы с к и в а ю т п у т и б о л е е э ф ­ ф е к т и в н о й и п р о с т о й о ч и с т к и п а ­ р о в ы х к о т л о в о т н а к и п и и ш л а к а . В ходе с м о т р а п о с т у п и л о 387 п р е д л о ж е н и й , н а п р а в л е н н ы х на б ы с т р е й ш е е в ы п о л н е н и е п л а н о в ы х з а д а н и й , у л у ч ш е н и е н а ч е с т в а п р о ­ д у к ц и и и т е х н и ч е с к о й э к с п л у а ­ т а ц и и ф л о т а . В н е д р е н и е в п р о и з ­ в о д с т в о 220 п р е д л о ж е н и й д ало э к о н о м и ч е с к и й э ф ф е к т 262 т ы с я ­ ч и . р у б л е й . П р и у п р а в л е н и и «М у р м а н - е е л ь д ь » с о зд а н о и р а б о т а е т оОщи- е г в е н н о е к о н с т р у к т о р с к о е б ю р о и з 12 ч е л о в е к , к о т о р о е в ед е т работгу по т е х н и ч е с и о й р а з р а б о т к е прея- л о ж е н и й . М н о го п о л ь з ы п р и н о с я т т в о р ч е ­ с к и е г р у п п ы и б р и г а д ы . . Каждая г р у п п а б е р е т д л я р а з р а б о т к и о т ­ д е л ь н у ю т е м у , и з г о т о в л я е т с я о п ы т ­ н ы й о б р а з е ц п р е д л о ж е н н о г о п р и ­ с п о с о б л е н и я и п о с л е в с е с т о р о н н е й п р о в е р к и д а ю т с я р е к о м е н д а ц и и на в н е д р е н и е п р е д л о ж е н и й в п р о и з ­ в о д с т в о . ^ З а д о с т и ж е н и е н а и л у ч ш и х ^ п о ­ к а з а т е л е й п р и п р о в е д е н и и с м о т р а в 1965 го д у п л е н у м о б л а с т н о г о п р а в л е н и я НТО р е ш и л п р е д с т а в и т ь ц е н т р а л ь н о м у п р а в л е н и ю HTO .n% i- щ е в о й п р о м ы ш л е н н о с т и п е р в и ч ­ н у ю о р г а н и з а ц и ю НТО у п р а в л е н и я « М у р м а н с е л ь д ь » д л я н а г р а ж д е н и я п р е м и е й и д и п л о м ом . В н а с т о ящ е е в р е м я ц е н т р а л ь н о е п р а в л е н и е НТО п р о в о д и т В с е с о ю з ­ н ы й о б щ е с т в е н н ы й с м о т р , по в ы ­ п о л н е н и ю п л а н о в в н е д р е н и я н о в е й ­ ш и х д о с т и ж е н и й н а у к и и т е х н и к и в п р о м ы ш л е н н о с т ь и м е р о п р и я т и й по д о в е д е н ию к а ч е с т в а в ы п у с к а е ­ м ой п р о д у к ц и и до у р о в н я л у ч ш и х о т е ч е с т в е н н ы х и з а р у б е ж н ы х о б ­ р а з ц о в . С м о т р п р о в о д и т с я с 1 я н ­ в а р я по 31 д е к а б р я 1966 го д а с о в ­ м е с т н о с М и н и с т е р с т в о м р ы б н о г о х о з я й с т в а С С С Р . М и н н е т е р с т в о м п и щ е в о й п р о м ы ш л е н н о с т и С С С Р и М и н и с т е р с т в о м м я с н о й и м о л о ч ­ ной п р о м ы ш л е н н о с т и С С С Р . П е р в о о ч е р е д н о й з а д а ч е й п е р в и ч ­ н ы х о р г а н и з а ц и й НТО и в о с о б е н ­ н о с ти их с о в е т о в я в л я е т с я до вед е ­ н и е до ш и р о к и х к р у г о в р а б о ч и х . и и н ж е н е р н о - т е х н и ч е с к и х р а б о т н и ­ к о в ц е л ей и з а д а ч п р о в о д и м о го с м о т р а , о б р а щ а я о со б о е в н и м а н и е на п о в ы ш е н и е к а ч е с т в а в ы п у с к а е ­ мой п р о д у к ц и и . О б я з а н н о с т ь к а ж ­ дого ч л е н а НТО а к т и в н о с п о с о б с т ­ в о в а т ь п р о в е д е н и ю с м о т р а , д о би ­ в а т ь с я в н е д р е н и я н о в е й ш е й т е х н и ­ к и в п р о и з в о д с т в о и м а к с и м а л ь н о ­ го е е и с п о л ь з о в а н и я . А . С Е К У Ш И Н , и н ж е н е р т е х ­ н и ч е с к о г о о тд е л а у п р а в л е ­ н и я « М у р м а н с е л ь д ь » ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz