Рыбный Мурман. 1966 г. Март.

съезда КПСС предусмэтрн- Обсуждая проект Директив по н о ш у пятилетнему плану вает оолее высокими тем- л :______________ ■ г ______________________________________ * ______________________ _______ * ___________ + пзми развивать производство рыбных продуктов. В течение по­ вой пятилетки рыболовный* флот должен увеличиться примерно в 2,5 раза за счет ввода в эксплуа­ тацию судов, оснащенных совре­ менным оборудованием. Это, без­ условно, облегчит труд рыбаков. Но это не значит, что суда бор­ тового траления сбрасываются со счета. В настоящее время паровые траулеры используются для про­ мысла и в Баренцевом море, и в Атлантике. При длительных рей­ сах, естественно, возникает много трудностей. И в первую очередь, проблема своевременной чистки котла. Однако можно и обойтись без чистки. Для того, чтобы судно бортово­ го траления могло находиться на промысле до четырех месяцев без ремонта и котлочнетки, требуется следующая подготовка к рейсу. Связать опреснитель с трубопро­ водом продувания когла. Эго обеспечит неограниченное и эф­ фективное продувание котла с со* хранением запасов воды. При существующем способе про­ дувка котла (особенно краном верхнего продувания) требует большого практического опыта. Воронка должна быть в воде и продувать надо до свиста пара. В противном случае механик может закончить продувку котла, когда пад воронкой имеется еще боль­ шой слой воды, на поверхности ко. торой осталось накопившееся мас­ ло. Может быть и так, что воронка находится в паровом пространстве, и масло останется опять на зерка­ ле испарения. Попадающая в кот^л морская вода увеличивает удельный вес масла, и оно осаждается на по­ верхность нагрева. Это влечет за собой уменьшение КПД котла, увеличение расхода топлива, а сле­ довательно, и температура поверх­ ности нагрева от ухудшения теп­ лопередачи уменьшается, отчего происходит просадка топок. К при­ меру, на траулере «Миргород», од­ нотипном нашему и одновременно с ним вступившем в строй, в пос­ ледних репсах только и делали, что «глушили» ды­ могарные трубки из-за появления в них свищей. А это вторичного пара недооткрыт на один оборот. При каждой по­ вторной продувке — иа испари­ тель клапаны вторичного пара полностью открыть, а на змееви­ ки — закрыть. После завершения продувки клапан вторичного па­ ра прикрыть (оставив открытым на оборот), пар на змеевики ис­ парителя открыть и так продол­ жать до полного удаления шлака с маслом с зеркала испарения и нижней части котла. Важным условием обеспечения длительного плавания без котло- чистки является соблюдение мер, которые исключают обильное по- ннлиндров и даже заклиниванию поршней. На нашем судне поверх­ ность нагрева котла вот уже 8 лет свободна от накипи и масла, и поэтому температура* перегре­ ва пара больше расчетной (320 градусов) не превышает. Неоднократно случалось, что вновь направленные на судно ме­ ханики приоткрывали клапан, чтобы добавить в систему пере­ гретого пара влажный пар для. понижения его температуры. Объ­ ясняли они свое техническое не­ вежество тем, что на тех трау­ лерах, на которых работали рань­ ше, это делали. кокс оголяется десятки раз, и на­ копленное масло на поверхности впитывается коксом от изменения уровня воды. Два года тому назад мною были сконструированы новые стаканы, которые поддерживают в теплом ящике постоянный уровень воды, и кокс никогда не оголяется, а зна­ чит, не поглощает накопившееся масло с поверхности. Поглощает-» ся то масло, которое находится в растворе и эмульсин с водой. Та ­ кие стаканы надо устанавливать на всех траулерах польской но-» стройки. Многолетняя практика убеж- Траулер «Шелонь» ушел в дли­ тельный рейс с расчетом на под* менную команду., В отделе иадров Побеспокоились о хорошей комп­ лектации команды корабля. Сде­ лали свое доброе дело и работни­ ки отдела снабжения тралового флота. — Моряки благодарны работ­ никам, этих отделов,— говорит стар ­ ший механик И. Минц, которого вы видите на снимке. ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БЕЗ К0ТЛ 0ЧИСТКИ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО | I I|||||||||||||||||||||||||| l||||||||||| l||||| l|| li||||||||| l||||| j||||||| l| lllllllilllllllllir i| l| li|U il||||| l|||||| i|||| lll| ll| i| llllllllllllllllllllllt lllllllllllllll на поверхности дымогарных трубок было падание в котел морской воды. Некоторые механики и работ- дает, что при постоянном ноддер- болыное количество накипи и мае- На траулерах типа «Муром» вода ники технического отдела флота жанин в котле натронного числа, ла, потому трубки и были сожже- в котел может попадать тремя пытаются доказать, что отрабо- не больше 200 мл/л и допускаемо-' ны. путями: а) через клапаны заборт- тайного пара не хватает даже па го количества хлоридов в котле Когда продувание котла (краном ,ю“ В°ДЫ» расположенные в од- паровое отопление. На «Мичурин- (чем меньше, тем лучше), накипи верхнего продувания) мы произ- H0Ii коробке. При такой коист- ске» на протяжении всей эксплуа- на поверхности нагрева котла ни- водим на испаритель, питание кот- РУКШ,И пропуски клапана заборт- тации судна отработанный пар вкогда не будет. При потере нат* ла прекращаем, спуская воду в ле- НШ1 В°ДЫ влекут за собой под- используется для отопления, бы- Тройного числа считаю, что котел вую креповую * цистерну. Продув- С0ЛКУ питательной воды. Про- товых нужд, сушки рыбной му- находится в аварийном состоянии ку на испаритель ведем до тех пор, ПУСК клапана забортной воды, ки. Значительно сокращен расход и принимаю экстренные меры по пока в водомерном стекле испари- установленного в одной коробке мазута. От уменьшения расхода поднятию натронного числа, вы- теля уровень воды понизится на с клапаном из теплого ящика и мазута снижается форсировка явлению и устранению дефектов, три четверги стекла. Воду из ис- из балластов, будет подавать за- котла, увеличиваемся срок его которые способствуют попадании) парителя испаряем, а оставшуюся бортную воду в течение всего экс- службы. в котел морской воды из-за борта, часть выдуваем в льяла. Далее про- плуатационного периода котлЬ;Чтобы использовать отработан- у схран€ние всех описанных' не* дуваем котел (со спуском воды в ®) плохая работа испарителя ный пар, надо отрегулировать ра- *0CTarK0B и внедрение рациона* креповую цистерну) до тех пор, по- (из-за заедания золотника и пре- боту детандера так, чтобы в ма- лизатодскйХ предложений; пода»* ка не оголится воронка. Это поло- кращеиия регулировки подачи гистралн отработанного пара, под- иых 0 g p p j 3 тралового флота чле* жение фиксируется по уровню во-” морской воды в опреснитель) и держпвать давление в 3 атмосфе- H3MW машинной команды трауле- ды в водомерном стекле испарите- как -следствия, заброс морской во-ры. Рационализаторское предло- «Мичуринск» даст возмож- л я,: т о е с т ь к о г д а и з к о т л а ч е р е з во--Ды в конденсатор; а значит, и в жение, поданное вторым механи- *ность траулерам* польской по- ронку пойдет пар в .•испаритель,** котел. Для устранения этого не- ком тов. Дорофеевым, предусмат- стро^ кп "находиться в море без Уровень, в ; водомерном стекле Достатка. ..требуется поставить в ривает, как этого добиться. котлочистки до полугода, если, . больше .увеличиваться не будет, испарителе осушительную трубу Кокс в теплых ящиках быстро конечно не потребуется^ ремонта .Прекращаем продувку котла и ис- (моей, конструкции) и перевести насыщается маслом, плавающим а рмату«ы и гарнитуры котла, паряем в испарителе* воду,< кото- Раб0ТУ испарителя на цикличный на поверхности воды, 'перенасы- * г рая есть. В течение десяти**минут метод; в) через дефекты конден-щается, после чего масло прохо- И. МАНАКОВ, старший ме- через кран добавочного питания сатора. Способ устранения дефек-дит через коксовые ящики, не ханик траулера «Мичу- подпитываем котел. После испаре- тов разработан третьим механи- .фильтруясь. В теплых ящиках ринск». ния и .частичного продувания воды • ком нашего траулера тов. Рад- в льяла снова «дуем» котел на- ченковым. Им подано рационали- испаритель до тех пор, пока в стек- загорское предложение: «Выяв- ле испарителя не будет чистая во-- ление н глушение трубок ,коч- "да; Эту работу проводим дважды денсатора». На «Мичуринске» в сутки иа вахте третьего механи- трубки холодильника, не менялись Ка. . . , . ♦ более семи лет. Во избежание взрыва испарителя Котлы, установленные иа трау- и травм людей, надо обеспечить лерах, .рассчитаны иа производ- четкую работу предохранительно- ство пара при чистой поверхности го клапана, установленного на ис- нагрева. Фактически на котлах она парителе, и дроссельной шайбы на такой не бывает. Загрязнения со трубопроводе, соединяющем котел стороны воды и огня уменьшают с испарителем. Предохранительный КПД котла в пределах от 72 до клапан обеспечивает выпуск избыт- 49 процентов. Для того, чтобы ка пара< даже тогда, когда по обеспечить производство пара ра- оплошности обслуживающего пер- счетной мощности, мы должны сонала продувка котла начата при форсировать котлы. От этого закрытом клапане вторичного па- сильно поднимается температура в ра, посредством которого испари- топках, дымогарных трубках, ог- тель связывается с вакуумом кон- пенных камерах. Гарнитура преж- денсатора. Прежде чем начать про. девременно^ приходит в иегод- дувание, надо открыть все клапа- ность. Увеличение температуры в ны на магистрали вторичного па- дымогарных трубках влечет за со­ ра, а затем на магистрали, связы- бой значительное повышение тем- вающей котел с испарителем. Пос- пературы перегретого пара, кото- ле продувки и начала испарения рый поступает в механизмы, прн- еледует пар на змеевики испари- /водит к выработке цили*ндров, а теля открыть полностью, клапан в худшем случае -— к задиру На Дальнем Западе На банку Джорджес пришла по обработке и механикам. Сей­ нерная группа судов «Мурман- час в районе промысла наставник сельди». по обработке рыбы В. Л. Гуме* С 11 марта приступили к про- нюк и механик-наставник ;Н. P# мыслу экипажи СРТ-Р-707 и Трушин. СРТ-4226, е 14 марта — СРТ-Р- В настоящее время идут на 714.* Суда вооружены капроновы- промысел СРТ-Р №№ 725, 702 й ми тралами 24,7 м., которые СРТ №№ 4218, 17..До конца мар^ оправдали себя во время эксплуа- та следом за ними выйдет еще тации в прошлом году. группа судов. Их необходимо бьн Недавно для оказания помощи стрее подготовить к выходу в мд^ палубным командам судов в пра- ре. Условия промысла на банке вильиой эксплуатации тралов иа Джорджес сейчас складываются промысел вышел инженер-на- благоприятно. Например, СРТ- ставник В. А. Голубев. Находятся 4226 ежедневно перекрывает су? на банке Джорджес и наставники точные задания. Только за лер^ по электронавигаинонным прибо- вую рабочую десятидневку эки? рам тт. Каталкин и Венедиктов, паж этого корабля взял на наставник по добыче рыбы В. Н. борт 62 тонны рыбы, Сизов, который в 1965 году ока- В. МАКСИМОВ, замеети- зывал большую помощь промыс- тель начальника отдела до- ловнкам на Дальнем Западе. Есть бычи управления «Мурман- с кем посоветоваться и мастерам еельдь*. СРТ на глубоководное промЫсле В ЯНВАРЕ группа работников промысловой разведки глав­ ка «Севрыба» побывала в Латвии и ознакомилась с резуль­ татами работы СРТ 300/400 л. с. Лиепайской базы океанического рыболовного флота на больших глубинах на банке Флемиш-кап в 19(35 году. Как известно, в 1956—59 годах банка Флемиш-кап была основ­ ным районом окуневого промысла в Северо-Западной Атлантике. Экипажи промышляли на глуби­ нах 300—400 метров. Но начиная с 1960 года, уловы резко сократи­ лись. Особенно это отразилось па судах типа СРТ, которые не мог­ ли использовать сырьевую базу глубин свыше 400 метров. Пррмыеловики еще с первых рейсов в Северо-Западную Атлан­ тику пытались освоить большие глубины. Но развитие глубоковод­ ного промысла сдерживалось не­ достаточной канатной емкостью барабанов траловой лебедки (при использовании ваеров из троса ди. яметром 18,5 мм) , неумением «по­ садить» траловые доски на грунт. Отсутствовала оснастка, выдер­ г и в ающ а я большое давление. Экспериментальные работы по Ссвоужю больших глубин прово­ дились мурманскими промысло­ выми и поисковыми судами еще с 1962 года, но опыт их работы не нашел широкого применения на судах Северного бассейна. В июне 1964 года поисковый Р Г-210 нашел скопления морского окуня иа банке Флемиш-кап иа глубинах 480—500 метров. На глубинный лов уже тогда перешло несколько СРТ балтийских фло­ тилий, в том числе СРТ-4468 Лие- пайской БОРФ. Команда СРТ-4468 за рейс добыла 5872 центнера рыбы. В 1965 году Лнепайская БОРФ, использовав опыт моряков мур­ манских СРТ, работавших на больших глубинах в 1964 году, вывела на глубоководный лов 40 судов. Во время экспедиции (ап­ р ел ь -с ен т яб р ь ) экипажи работа­ ли на глубинах 450—750 метров. Освоив глубинный лов, суда Лие- пайской БОРФ заняли ведущее место по добыче рыбы среди фло­ тилий СРТ главка «Запрыба», р а ­ ботавших на Флемиш-капе и Большой 11ыофаундлендской бан­ ке. При плане 128.027 центнеров ими было добыто 180.645 центне­ ров рыбы. Успеху рыбаков Западного бас­ сейна способствовал переход на работу васрами меньшего диамет­ ра. Не изменяя существенно кон­ струкции траловой лебедки, эки­ пажи использовали трос меньшею диаметра, по равной прчности С казаться от применения фартуков обычно применяемыми ваерами. из шкур. Наилучшие результаты достиг- Наиболее подходящими оказа- нуты с ваерами из троса диа=мет- лись металлические кухтыли с ром 15,5 мм со стальным сердеч- утолщенными стенками, пиком по ГОСТу—3066 - 6 5 . Трос Набивка грунтропов производи- этот вытягивается незначительно лась бобинцами 4ТО 5UQ мм. Ъ о ( 4 - 5 метров на 100 метров). Вы- лее эффективными оказались бо* тяжка равномерна, износ за рейс бинцы 500 мм, так как грунтроп, срставляет 15—20 процентов. На составленный их них, хорошо один барабан траловой ~лебедки амортизирует иа илистых грунтах, СРТ можно брать 1500 метров предохраняет трал. ваера. При работе на больших глуби- п ^ нах увеличиваются нагрузки. Это Суда снабжались одвощелевы- > нежелательных яв- ми траловыми досками площадью д - ^ быструю деформ*. 3 м2 со съемным добавочным гру- внутренних щек ба- зам в Ш килограммов конструк- g лебедки, направляющих дин И. Р, Матросова. |цК14во_в и тормозных лент. Дл* На промысле использовались предотвращения этих явлений окуневые тралы 15/21 м. С учетом щеки барабанов траловой лебедки возросших динамических нагрузои утолщали^ Й^Ф^Р^ация устраня- они были несколько облегчены за лась 'путем тфиварки ребер жёст> счет постановки в крыльях, скве- кости; остальные' недрстаткн уст- ре и в первой плахе мотни более ранялись за счет незначительной крупной дели. Параметры при реконструкции ^е^едки / ' этом не менялись. В обычной кон- ^ В перспективе допрос об уве^и- етрукции трала куток изготавли-^ чении ^к£^ тйой .^мк^сти бараба* ваегся из двойной шнуровок Дели^ ^Ьэ т рм о в о й :!^ б е д к й рацаетея во избежание его перетирания путем пр о е ктир ojgaния но^Ой тра- ставится защитный фартук. Й об*' ловой л ебед 'к нТ ’Тид роприводо м, легченной конструкции кутрк не- без при^^н^щш kпромежуточного сколько укорочен и изготавлива- вала. Грузовой рал будет иметь ется из однорядного шнура. Куток две двойные ту рачки. Ч имеет хорошее раскрытие, не за* ^ Тонкий *аер 'Перетирает шкиш£ летает на грунт, что позволяет olv* настолько, что оци разваливаются на две половины. В промысловых условиях к а н а в у шкивов обма^ тывались капроново^ дельно. Пре> дусматривается изготовление блг^ ков с канавками, % которые зали-i ваетса вторичный капрон. , Экспедиция Лиепайской БОРФ! б J965 году показала рогатые воз* можностй увёдичйд я добычи; рыбы при глубоководном лояё судами типа СРТ при с^ществук^ щей сырьевой базе. В Этом год^ Щ глубинный /10В планируется ■направить 50 кораблей. В 1965 году на Флемиш-капе находилась груйпа мурманских траулеров, цо пи один ив них не был переоборудован для работу цй больших Глубинах. И это не­ смотря на то, что р бассейне име­ ется большой . опыт глубинного ;юва окуня й п аК у с а в Баренце­ вом -мбре. Мурманским промысло­ викам следовало бы перенять творческий подход к делу руко* родства Лиепайской БОРФ, опыт работ'Ц СРТ иа больших глубинах^ В период" спада промысла сельди •в Норвежском море и донных рыв § ^ р е т е Т о м море, есть полный емjbjсл -посылать корабли типа C P t н РТ на глубинной лов. ТРОЯНОВСКИЙ , сот- руднии иромрЙЁедки глав­ ка «Севрыба»!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz