Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
съезда КПСС предусмэтрн- Обсуждая проект Директив по н о ш у пятилетнему плану вает оолее высокими тем- л :______________ ■ г ______________________________________ * ______________________ _______ * ___________ + пзми развивать производство рыбных продуктов. В течение по вой пятилетки рыболовный* флот должен увеличиться примерно в 2,5 раза за счет ввода в эксплуа тацию судов, оснащенных совре менным оборудованием. Это, без условно, облегчит труд рыбаков. Но это не значит, что суда бор тового траления сбрасываются со счета. В настоящее время паровые траулеры используются для про мысла и в Баренцевом море, и в Атлантике. При длительных рей сах, естественно, возникает много трудностей. И в первую очередь, проблема своевременной чистки котла. Однако можно и обойтись без чистки. Для того, чтобы судно бортово го траления могло находиться на промысле до четырех месяцев без ремонта и котлочнетки, требуется следующая подготовка к рейсу. Связать опреснитель с трубопро водом продувания когла. Эго обеспечит неограниченное и эф фективное продувание котла с со* хранением запасов воды. При существующем способе про дувка котла (особенно краном верхнего продувания) требует большого практического опыта. Воронка должна быть в воде и продувать надо до свиста пара. В противном случае механик может закончить продувку котла, когда пад воронкой имеется еще боль шой слой воды, на поверхности ко. торой осталось накопившееся мас ло. Может быть и так, что воронка находится в паровом пространстве, и масло останется опять на зерка ле испарения. Попадающая в кот^л морская вода увеличивает удельный вес масла, и оно осаждается на по верхность нагрева. Это влечет за собой уменьшение КПД котла, увеличение расхода топлива, а сле довательно, и температура поверх ности нагрева от ухудшения теп лопередачи уменьшается, отчего происходит просадка топок. К при меру, на траулере «Миргород», од нотипном нашему и одновременно с ним вступившем в строй, в пос ледних репсах только и делали, что «глушили» ды могарные трубки из-за появления в них свищей. А это вторичного пара недооткрыт на один оборот. При каждой по вторной продувке — иа испари тель клапаны вторичного пара полностью открыть, а на змееви ки — закрыть. После завершения продувки клапан вторичного па ра прикрыть (оставив открытым на оборот), пар на змеевики ис парителя открыть и так продол жать до полного удаления шлака с маслом с зеркала испарения и нижней части котла. Важным условием обеспечения длительного плавания без котло- чистки является соблюдение мер, которые исключают обильное по- ннлиндров и даже заклиниванию поршней. На нашем судне поверх ность нагрева котла вот уже 8 лет свободна от накипи и масла, и поэтому температура* перегре ва пара больше расчетной (320 градусов) не превышает. Неоднократно случалось, что вновь направленные на судно ме ханики приоткрывали клапан, чтобы добавить в систему пере гретого пара влажный пар для. понижения его температуры. Объ ясняли они свое техническое не вежество тем, что на тех трау лерах, на которых работали рань ше, это делали. кокс оголяется десятки раз, и на копленное масло на поверхности впитывается коксом от изменения уровня воды. Два года тому назад мною были сконструированы новые стаканы, которые поддерживают в теплом ящике постоянный уровень воды, и кокс никогда не оголяется, а зна чит, не поглощает накопившееся масло с поверхности. Поглощает-» ся то масло, которое находится в растворе и эмульсин с водой. Та кие стаканы надо устанавливать на всех траулерах польской но-» стройки. Многолетняя практика убеж- Траулер «Шелонь» ушел в дли тельный рейс с расчетом на под* менную команду., В отделе иадров Побеспокоились о хорошей комп лектации команды корабля. Сде лали свое доброе дело и работни ки отдела снабжения тралового флота. — Моряки благодарны работ никам, этих отделов,— говорит стар ший механик И. Минц, которого вы видите на снимке. ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БЕЗ К0ТЛ 0ЧИСТКИ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО | I I|||||||||||||||||||||||||| l||||||||||| l||||| l|| li||||||||| l||||| j||||||| l| lllllllilllllllllir i| l| li|U il||||| l|||||| i|||| lll| ll| i| llllllllllllllllllllllt lllllllllllllll на поверхности дымогарных трубок было падание в котел морской воды. Некоторые механики и работ- дает, что при постоянном ноддер- болыное количество накипи и мае- На траулерах типа «Муром» вода ники технического отдела флота жанин в котле натронного числа, ла, потому трубки и были сожже- в котел может попадать тремя пытаются доказать, что отрабо- не больше 200 мл/л и допускаемо-' ны. путями: а) через клапаны заборт- тайного пара не хватает даже па го количества хлоридов в котле Когда продувание котла (краном ,ю“ В°ДЫ» расположенные в од- паровое отопление. На «Мичурин- (чем меньше, тем лучше), накипи верхнего продувания) мы произ- H0Ii коробке. При такой коист- ске» на протяжении всей эксплуа- на поверхности нагрева котла ни- водим на испаритель, питание кот- РУКШ,И пропуски клапана заборт- тации судна отработанный пар вкогда не будет. При потере нат* ла прекращаем, спуская воду в ле- НШ1 В°ДЫ влекут за собой под- используется для отопления, бы- Тройного числа считаю, что котел вую креповую * цистерну. Продув- С0ЛКУ питательной воды. Про- товых нужд, сушки рыбной му- находится в аварийном состоянии ку на испаритель ведем до тех пор, ПУСК клапана забортной воды, ки. Значительно сокращен расход и принимаю экстренные меры по пока в водомерном стекле испари- установленного в одной коробке мазута. От уменьшения расхода поднятию натронного числа, вы- теля уровень воды понизится на с клапаном из теплого ящика и мазута снижается форсировка явлению и устранению дефектов, три четверги стекла. Воду из ис- из балластов, будет подавать за- котла, увеличиваемся срок его которые способствуют попадании) парителя испаряем, а оставшуюся бортную воду в течение всего экс- службы. в котел морской воды из-за борта, часть выдуваем в льяла. Далее про- плуатационного периода котлЬ;Чтобы использовать отработан- у схран€ние всех описанных' не* дуваем котел (со спуском воды в ®) плохая работа испарителя ный пар, надо отрегулировать ра- *0CTarK0B и внедрение рациона* креповую цистерну) до тех пор, по- (из-за заедания золотника и пре- боту детандера так, чтобы в ма- лизатодскйХ предложений; пода»* ка не оголится воронка. Это поло- кращеиия регулировки подачи гистралн отработанного пара, под- иых 0 g p p j 3 тралового флота чле* жение фиксируется по уровню во-” морской воды в опреснитель) и держпвать давление в 3 атмосфе- H3MW машинной команды трауле- ды в водомерном стекле испарите- как -следствия, заброс морской во-ры. Рационализаторское предло- «Мичуринск» даст возмож- л я,: т о е с т ь к о г д а и з к о т л а ч е р е з во--Ды в конденсатор; а значит, и в жение, поданное вторым механи- *ность траулерам* польской по- ронку пойдет пар в .•испаритель,** котел. Для устранения этого не- ком тов. Дорофеевым, предусмат- стро^ кп "находиться в море без Уровень, в ; водомерном стекле Достатка. ..требуется поставить в ривает, как этого добиться. котлочистки до полугода, если, . больше .увеличиваться не будет, испарителе осушительную трубу Кокс в теплых ящиках быстро конечно не потребуется^ ремонта .Прекращаем продувку котла и ис- (моей, конструкции) и перевести насыщается маслом, плавающим а рмату«ы и гарнитуры котла, паряем в испарителе* воду,< кото- Раб0ТУ испарителя на цикличный на поверхности воды, 'перенасы- * г рая есть. В течение десяти**минут метод; в) через дефекты конден-щается, после чего масло прохо- И. МАНАКОВ, старший ме- через кран добавочного питания сатора. Способ устранения дефек-дит через коксовые ящики, не ханик траулера «Мичу- подпитываем котел. После испаре- тов разработан третьим механи- .фильтруясь. В теплых ящиках ринск». ния и .частичного продувания воды • ком нашего траулера тов. Рад- в льяла снова «дуем» котел на- ченковым. Им подано рационали- испаритель до тех пор, пока в стек- загорское предложение: «Выяв- ле испарителя не будет чистая во-- ление н глушение трубок ,коч- "да; Эту работу проводим дважды денсатора». На «Мичуринске» в сутки иа вахте третьего механи- трубки холодильника, не менялись Ка. . . , . ♦ более семи лет. Во избежание взрыва испарителя Котлы, установленные иа трау- и травм людей, надо обеспечить лерах, .рассчитаны иа производ- четкую работу предохранительно- ство пара при чистой поверхности го клапана, установленного на ис- нагрева. Фактически на котлах она парителе, и дроссельной шайбы на такой не бывает. Загрязнения со трубопроводе, соединяющем котел стороны воды и огня уменьшают с испарителем. Предохранительный КПД котла в пределах от 72 до клапан обеспечивает выпуск избыт- 49 процентов. Для того, чтобы ка пара< даже тогда, когда по обеспечить производство пара ра- оплошности обслуживающего пер- счетной мощности, мы должны сонала продувка котла начата при форсировать котлы. От этого закрытом клапане вторичного па- сильно поднимается температура в ра, посредством которого испари- топках, дымогарных трубках, ог- тель связывается с вакуумом кон- пенных камерах. Гарнитура преж- денсатора. Прежде чем начать про. девременно^ приходит в иегод- дувание, надо открыть все клапа- ность. Увеличение температуры в ны на магистрали вторичного па- дымогарных трубках влечет за со ра, а затем на магистрали, связы- бой значительное повышение тем- вающей котел с испарителем. Пос- пературы перегретого пара, кото- ле продувки и начала испарения рый поступает в механизмы, прн- еледует пар на змеевики испари- /водит к выработке цили*ндров, а теля открыть полностью, клапан в худшем случае -— к задиру На Дальнем Западе На банку Джорджес пришла по обработке и механикам. Сей нерная группа судов «Мурман- час в районе промысла наставник сельди». по обработке рыбы В. Л. Гуме* С 11 марта приступили к про- нюк и механик-наставник ;Н. P# мыслу экипажи СРТ-Р-707 и Трушин. СРТ-4226, е 14 марта — СРТ-Р- В настоящее время идут на 714.* Суда вооружены капроновы- промысел СРТ-Р №№ 725, 702 й ми тралами 24,7 м., которые СРТ №№ 4218, 17..До конца мар^ оправдали себя во время эксплуа- та следом за ними выйдет еще тации в прошлом году. группа судов. Их необходимо бьн Недавно для оказания помощи стрее подготовить к выходу в мд^ палубным командам судов в пра- ре. Условия промысла на банке вильиой эксплуатации тралов иа Джорджес сейчас складываются промысел вышел инженер-на- благоприятно. Например, СРТ- ставник В. А. Голубев. Находятся 4226 ежедневно перекрывает су? на банке Джорджес и наставники точные задания. Только за лер^ по электронавигаинонным прибо- вую рабочую десятидневку эки? рам тт. Каталкин и Венедиктов, паж этого корабля взял на наставник по добыче рыбы В. Н. борт 62 тонны рыбы, Сизов, который в 1965 году ока- В. МАКСИМОВ, замеети- зывал большую помощь промыс- тель начальника отдела до- ловнкам на Дальнем Западе. Есть бычи управления «Мурман- с кем посоветоваться и мастерам еельдь*. СРТ на глубоководное промЫсле В ЯНВАРЕ группа работников промысловой разведки глав ка «Севрыба» побывала в Латвии и ознакомилась с резуль татами работы СРТ 300/400 л. с. Лиепайской базы океанического рыболовного флота на больших глубинах на банке Флемиш-кап в 19(35 году. Как известно, в 1956—59 годах банка Флемиш-кап была основ ным районом окуневого промысла в Северо-Западной Атлантике. Экипажи промышляли на глуби нах 300—400 метров. Но начиная с 1960 года, уловы резко сократи лись. Особенно это отразилось па судах типа СРТ, которые не мог ли использовать сырьевую базу глубин свыше 400 метров. Пррмыеловики еще с первых рейсов в Северо-Западную Атлан тику пытались освоить большие глубины. Но развитие глубоковод ного промысла сдерживалось не достаточной канатной емкостью барабанов траловой лебедки (при использовании ваеров из троса ди. яметром 18,5 мм) , неумением «по садить» траловые доски на грунт. Отсутствовала оснастка, выдер г и в ающ а я большое давление. Экспериментальные работы по Ссвоужю больших глубин прово дились мурманскими промысло выми и поисковыми судами еще с 1962 года, но опыт их работы не нашел широкого применения на судах Северного бассейна. В июне 1964 года поисковый Р Г-210 нашел скопления морского окуня иа банке Флемиш-кап иа глубинах 480—500 метров. На глубинный лов уже тогда перешло несколько СРТ балтийских фло тилий, в том числе СРТ-4468 Лие- пайской БОРФ. Команда СРТ-4468 за рейс добыла 5872 центнера рыбы. В 1965 году Лнепайская БОРФ, использовав опыт моряков мур манских СРТ, работавших на больших глубинах в 1964 году, вывела на глубоководный лов 40 судов. Во время экспедиции (ап р ел ь -с ен т яб р ь ) экипажи работа ли на глубинах 450—750 метров. Освоив глубинный лов, суда Лие- пайской БОРФ заняли ведущее место по добыче рыбы среди фло тилий СРТ главка «Запрыба», р а ботавших на Флемиш-капе и Большой 11ыофаундлендской бан ке. При плане 128.027 центнеров ими было добыто 180.645 центне ров рыбы. Успеху рыбаков Западного бас сейна способствовал переход на работу васрами меньшего диамет ра. Не изменяя существенно кон струкции траловой лебедки, эки пажи использовали трос меньшею диаметра, по равной прчности С казаться от применения фартуков обычно применяемыми ваерами. из шкур. Наилучшие результаты достиг- Наиболее подходящими оказа- нуты с ваерами из троса диа=мет- лись металлические кухтыли с ром 15,5 мм со стальным сердеч- утолщенными стенками, пиком по ГОСТу—3066 - 6 5 . Трос Набивка грунтропов производи- этот вытягивается незначительно лась бобинцами 4ТО 5UQ мм. Ъ о ( 4 - 5 метров на 100 метров). Вы- лее эффективными оказались бо* тяжка равномерна, износ за рейс бинцы 500 мм, так как грунтроп, срставляет 15—20 процентов. На составленный их них, хорошо один барабан траловой ~лебедки амортизирует иа илистых грунтах, СРТ можно брать 1500 метров предохраняет трал. ваера. При работе на больших глуби- п ^ нах увеличиваются нагрузки. Это Суда снабжались одвощелевы- > нежелательных яв- ми траловыми досками площадью д - ^ быструю деформ*. 3 м2 со съемным добавочным гру- внутренних щек ба- зам в Ш килограммов конструк- g лебедки, направляющих дин И. Р, Матросова. |цК14во_в и тормозных лент. Дл* На промысле использовались предотвращения этих явлений окуневые тралы 15/21 м. С учетом щеки барабанов траловой лебедки возросших динамических нагрузои утолщали^ Й^Ф^Р^ация устраня- они были несколько облегчены за лась 'путем тфиварки ребер жёст> счет постановки в крыльях, скве- кости; остальные' недрстаткн уст- ре и в первой плахе мотни более ранялись за счет незначительной крупной дели. Параметры при реконструкции ^е^едки / ' этом не менялись. В обычной кон- ^ В перспективе допрос об уве^и- етрукции трала куток изготавли-^ чении ^к£^ тйой .^мк^сти бараба* ваегся из двойной шнуровок Дели^ ^Ьэ т рм о в о й :!^ б е д к й рацаетея во избежание его перетирания путем пр о е ктир ojgaния но^Ой тра- ставится защитный фартук. Й об*' ловой л ебед 'к нТ ’Тид роприводо м, легченной конструкции кутрк не- без при^^н^щш kпромежуточного сколько укорочен и изготавлива- вала. Грузовой рал будет иметь ется из однорядного шнура. Куток две двойные ту рачки. Ч имеет хорошее раскрытие, не за* ^ Тонкий *аер 'Перетирает шкиш£ летает на грунт, что позволяет olv* настолько, что оци разваливаются на две половины. В промысловых условиях к а н а в у шкивов обма^ тывались капроново^ дельно. Пре> дусматривается изготовление блг^ ков с канавками, % которые зали-i ваетса вторичный капрон. , Экспедиция Лиепайской БОРФ! б J965 году показала рогатые воз* можностй увёдичйд я добычи; рыбы при глубоководном лояё судами типа СРТ при с^ществук^ щей сырьевой базе. В Этом год^ Щ глубинный /10В планируется ■направить 50 кораблей. В 1965 году на Флемиш-капе находилась груйпа мурманских траулеров, цо пи один ив них не был переоборудован для работу цй больших Глубинах. И это не смотря на то, что р бассейне име ется большой . опыт глубинного ;юва окуня й п аК у с а в Баренце вом -мбре. Мурманским промысло викам следовало бы перенять творческий подход к делу руко* родства Лиепайской БОРФ, опыт работ'Ц СРТ иа больших глубинах^ В период" спада промысла сельди •в Норвежском море и донных рыв § ^ р е т е Т о м море, есть полный емjbjсл -посылать корабли типа C P t н РТ на глубинной лов. ТРОЯНОВСКИЙ , сот- руднии иромрЙЁедки глав ка «Севрыба»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz