Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
Парни опять спешат Шаги На причалах гулки. Парни Опять спешат, Оставив проспект. Переулки, Оставив жен И девчат. Качаются Зыбкие трапы. Последние Связи с землей. На шапки Сменили^ мы шляпы, 11а .робу — К ос 1 ю м выходиой. Поверь мне, Я был на Востоке. И в Азии Был новичком. Пял воду Памира в притоке. По западу Шлепал пешком. Но Север, Наш Север рыбацкий, В полярном С ве геиье ночей Военный, Суровый И штатский Стал жизнью. Судьбою моей. На сопках Не рвал я ромашки И тонких берез Не искал. Суровое море, тельняшки, Мозоля ладош», познавал. ...Шаги на причалах гулки, Парни опять спешат... Анатолии НЕБОЛЬСИН, матрос траулера «Сом». Ц в е т з и м ы Гляжу на реки, вкованные в лед. На шапки белые над польскими хребтами. Вот- курсом к полюсу — парящий самолет. Вот море Баренца, раздутое ветрами. И нахожу и зиме я красоту. Когда цветет на солнце лес искристо. Лыжня пересекает высоту. И мчится лось, рогами снег пушистя. Л в небе звонком призрачно от звезд. Ошеломляют сполохи сияния. Корзинки серебристых гнезд Качаются хозяев в :ожидании. Все спит и все живет зимой, И человек в ней каждый день в сраженье. Зима. То штиль, то ураган шальной, I I — ярость в ней. И нужно быть в движенье. В движенье свет, весенний взлет. . Ведется счет векам и расстояниям. Зима меня за горизонт зовет. Люблю ее, как истый россиянин. И не могу я жить зимой в тоске. В году.четыре времени в дороге. Вез них я парус, брошенный в песке. Его уж не поднимешь • _ по тревоге. В. АНИСИМОВ. В поединке с оке аном «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. 17 марта в редакцию позво нил начальник управления «Сов* рыбхолодфлот» Георгий Михай лович Бородулин: — Сможет ли ваш корреспон дент зайти ко мне? У меня ка питан. «Стерегущего». Случай у них такой... ...Мурманские суда промыш ляли рыбу на банке Джорджес . Летом в этом районе океана ча ще стоит штилевая погода, или, по меткому выражению моря ков, скак стеклышко: даже не шелохнется». Зимой... либо гу стые туманы, либо отчаянные штормы. Поэтому с осени из Кольского* залива поближе к тем районам промысла, пересе кая -весь Атлантический океан, уходят спасательные морские буксиры. «Стерегущий» покинул порт в октябре прошлого года и вот только что ошвартовался у долгожданных родных прича лов. Его капитан Владимир Ни колаевич Морозов с «рейсовым донесением» пришел к началь нику управления «Севрыбхолод- флот» Георгию Михайловичу Б о родулину. Коротко осведомив шись, как прошел рейс, Георгий Михайлович склонился над сто лом и, несмотря па усталость, внимательно прочел рапорт. Р а бочий день у начальника управ ления очень длинный — начина ется с 6 утра и трудно сказать, когда кончается. Большой и сложный флот, много забот. А тут и случай-то особенный. И начальник управления флота по рассказам капитана и письмен ному донесению пытается вос произвести всю картину 4,5-ме сячного рейса. Событий в рей се было немало. Одна из стра ниц была, очевидно, слишком событийна, потому что брови у начальника туго сошлись у пе реносицы и лицо сделалось край не задумчивым. «Прошу вашего ходатайства о представлении к награде медалью «За спасение утопающих» второго помощника капитана Нила Калюковича Мустафина». Разумеется, Георгий Михайло вич тут же выслушал подроб ную историю, рассказанную ка питаном об утопавшем и спаси теле. Читателя наверняка не удовлетворит тоже только ра порт. Поэтому я постараюсь ' / / / . • ••■< рассказать о событии, услышан ном из уст матросов, самого героя — Мустафина и, конечно, бывалого капитана Морозова. Началось с того, что траулер «Мга» намотал на впит сталь- ион трос. Судно оказалось от-, данным во власть морской сти хни. А что вот-вот по Атланти ке прокатится шторм, в этом не было пи малейшего сомнения. Капитан Ермолаев чувствовал, чем могут кончиться недавно начавшиеся вздохи океана. Про тяжно посвистывал ветер, уве реннее раскачивался траулер. О злоключении с судном капитан «Мги» поспешил доложить р а диограммой руководителю фло та и капитану «Стерегущего». «Стерегущий» подошел к «Мге», когда вблизи острова Нантакет гулял десятибалльный шторм. Спасатель замедлил ход примерно в ста метрах от опас но кренившегося судна. В ко роткое время сработала линеме- тагельная установка, и на борт траулера упал линь — топкая веревка, служащая для пере правки проводника. Матросы «Мги», беспрерывно поливаемые солеными брызгами, энергично выбрали проводник и стали кре пить. В это время на корме бук сира стояло трое — боцман Б а зарный, старпом Детков и вто рой штурман Мустафин. Очередной взлет волны под бросил корму «Стерегущего» вверх, проводник натянулся, и штурман, не поняв, в чем дело, отлетел далеко в сторону. Чело век он физически крепкий, и это падение он перенес сравнитель но легко. Внутренняя потреб ность всегда иметь четкоё пред ставление о том, что происходит, заставила А\устафииа вскочить на ноги и осмотреться. Старпома не было видно, а на месте боц мана лежала его, боцманская, слегка окровавленная шапка. Штурман рванулся на корму и... на гребне волны заметил старого боцмана. Мустафин сбросил фуфайку, сапоги и в брюках, в плотно облегающем широкую грудь свитере пере махнул через корму. Колючий холод проинзал все тело. Но сильные руки, проделав несколь ко спорых гребков, уже поддер живали на воде боцмана за во ротник плаща. — Фнлиппыч! Снимай сапоги! — каким-то чужим голосом кри чал штурман. — Сапоги!.. Накатившаяся волна заглу шила голос Мустафина и спря тала под собой обоих моряков. Боцман, поддер ж иваем ый штурманом, пытался сиять ставшие невыносимо тяжелыми сапоги. О, как неловко, если бы кто знал! — Снимай, Фнлиппыч!.. Боцман xdt ел что-то сказать, но захлебнулся и, поддавшись охватившей его панике, не в си лах был снять саноги. — Снимай, ФилиппычП. Изменившийся голос штурма на еще больше встревожил боц манское сердце. И старый боцман сделал еще одну попытку спять сапоги. Снял.., но только один. Затем Мустафин сдернул с боц мана прорезиненный плащ. А этим временем с двух ко раблей летели спасательные кру ги. Один упал совсем рядом, в каких-нибудь пяти метрах от моряков. — Держись, Филиипыч! Мустафин взмахнул руками, чтобы схватить уплывающий от них круг. Но встречная глыба воды с силой толкнула в подбо родок, в лицо и швырнула его назад. Выплевывая солено-горь- кую воду, Мустафин осмотрел ся. О, черт, как быстро гонит! Собрав все силы, штурман рва нулся к кругу. Гребок-рывок, гребок-рывок!.. Рука хочет схва тить круг. Но куда там: темно зеленая масса рушится сверху и... не проглянуть, не вздохнуть. Еще, возможно, последняя по пытка поймать круг. Стал отча янно работать сильными рука ми и... круг пойман. Где же Фи- липпыч? Недалеко. Развернулся, подтолкнул к совершенно обес силевшему боцману круг. Сту деные волны продолжали неот ступно накатываться на моря ков. Течение в этом районе пре дательски гнало неуправляемый траулер прямо на них.. Стальная громадина всем своим корпусом надвигалась на терявших пос ледние силы людей. Бешеный ветер, заставивший ощетинить ся океан, не давал возможности спустить шлюпку. С замиранием сердца все ждали исхода неслы ханного поединка людей с оке анской стихией. Двоих протас кивало мимо приспущенного якоря траулера. И тут-то — в который раз! — у самого кор пуса моряки снова скрылись иод водой. Громада траулера двигалась, двигалась и, наконец, с борта донеслось: — Руки! Давайте руки! Мустафин ближе к борту под вел боцмана. Перед глазами з а мелькали десятки рук, и он уви дел, как боцман подался на верх. Следом тс же матросские ру^ки подхватили и его, и он, не успев оглянуться, оказался на палубе траулера. Со свитера стекала вода, побледневшее, слегка скуластое лицо с широ ко расставленными черными глазами было совершенно уста лым. — Быстро! Быстро! — коман довали матросы, уводя в каю ту моряков. Вскоре Мустафин сидел в су хой новенькой одежде и при нимал рюмку коньяку, напол ненную капитаном Ермолаевым. Боцмана Базарного увели в ду шевую, а после ему промыли и перевязали бинтом небольшую ссадину на голове. И тоже, что бы согреться, он «пропустил», как подобает в таких случаях, стопку «лекарственного» на питка. За переборкой продолжал буйствовать шторм. И капитан Морозов не давал покоя ради сту «Мги»: «Как там мои?» Для успокоения капитана в радио рубку поднялись утопавший и спаситель. — Владимир Николаевич, по жалуйста, не беспокойтесь. Чув ствуем себя хорошо, — сообщал Мустафин. — Вот тут и Филип- пыч рядом. Хотите послушать? Говори, Фнлиппыч. На четвертые сутки, когда улегся океан, со «Стерегущего» подошла шлюпка и забрала второго штурмана Мустафина и боцмана Базарного. Сколько бы ло радости у экипажа спаса тельного буксира! Вот, пожалуй, и весь рассказ о морской взаимовыручке. Един ственное, чего еще не- хватает,— это медали «За спасение утопа ющих» штурману Мустафину. Но она обязательна будет! Л. ГОРЮНОВ, В зализе Фунди (на Атлантиче ском побережье Канады) разность уровня между приливом - и отли вом составляет 18 метров. * * * Тихий океан — самый глубо- иий из океанов земного шара. Наибольшей глубины 10.863 метра он достигает к востоку от Филип пинских островов. * * * У веяной рыбы можно найти ик ру или молоии. А вот угри мечут икру не в реке и не в озере. Они отправляю тся для этого в далекий путь в океан. В необозримом Атлантичесиом океане угри об любовали себе только одно мес течко для нереста. Великое пере селение в оиеан длится несиольио месяцев. А вот из Каспийсного моря нет дороги в Атлантику , и угри не ж иву т в Волге и Урале, их не встретиш ь на Каспии. Из рек, впадающих в Атлантический оиеан, Средиземное и Балтийское моря, танже из рек, впадающих в Черное море, угри устремляю т ся в океан. За время путешест вия у угрей созревают икра и молоки. Редакюр Б. Ф. ФЕДОРОВ* Типография «Полярная правда». За к. 1735. ПН-06254. Днем и ночью приходят корабли в Мурманский мор ской рыбный порт. Они привозят частицу богатства мо рей. А потом снова, пополнившись продовольствием и топливом, уходят в далекие водные просторы. О многом могут рассказать корабли и большие, и ма ленькие. О многом м о гу т рассказать люди с этих кораб- лей: о битве за большую рыбу, о том , иак суров и кова рен океан, о том, как побеждает его человек. А для таких побед много значит большое морсиое товарищест во, о котором сегодня рассказывается на этой страни це в очерке «В поединке со стихией». На снимие: диспетчер управления «Севрыбхолод- флот» Николай Яковлевич Казьмин отдает распоряже ние капитану производственного рефрижератора «Рыб ный Мурман» готовить свой иорабль к отходу. В добрый путь, труж еник моря! Счастливого рейса тебе, моряк! Фотомонтаж Г. Беглова»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz