Рыбный Мурман. 1966 г. Март.

Чтобы выловить больше рыбы *— Трал за борт. На палубе с этой команды начинается ответст* венная работа. В машинном отделении по-своему чувствуется напря­ жение. Надо вовремя дать нужный ход, выдержать заданные обо* роты. В такой момент и запечатлел на снимке моториста БМРТ «35- волжск», ударника коммунистического труда Константина 'Неснна наш внештатный корреспондент Т. Кожухарь. НОВИНКИ ТЕХНИКИ Установка невозвратного клапана на магистрали охлаждения конденсатора холодильной провизионной установки Важнейшим резервом повыше­ ния производительности труда на флоте является увеличение про­ мыслового времеви. Если обратить кристальное внимание на его ^распределение, то нетрудно заме­ тить, что здесь исчерпаны далеко не все возможности. Одной из та­ ких возможностей является внед­ рение на судах кормового трале- вия подвесного тралового устрой­ ства (П Т У ) . П Т У детально описывается в статье капитана-директора БМРТ «Казань» В. Н. Иванченко, кото­ рая напечатана в журнале «Рыб­ ное хозяйство» (Л5 1 , 19 66 г .) . В »ей дается краткий экономиче­ ский анализ работы судов кормо­ вого траления Калининградской #азы рыболовного рефрижератор- вого флота, впервые применив­ ших П Т У на промысле. Подвесное тралошое устройство »росто по конструкции и в эксп­ луатации , установка его на судне »е требует сколько-нибудь значи­ тельных капиталовложений. Его без особого труда можно устано­ вить во время междурейсовой стоянки судна в порту. Экипаж БМРТ «Гранат», нахо­ дясь в рейсе с 1 7 августа 19 6 3 года по 2 1 апреля 19 6 4 года, вы ­ ловил дополнительно за счет при­ менения П Т У 2 7 5 0 центнеров ры­ бы, что составляет 7 ,7 4 процента от общего вылова рыбы за рейс. Экономия от снижения нормы из­ носа орудий лова в этом рейсе со­ ставила 1 5 ,4 тысячи рублей. Экипаж этого же судна, нахо­ дясь в рейсе с 3 июня 19 6 4 по 2 1 октября 19 6 4 года, добыл до­ полнительно за счет внедрения П Т У 25 0 0 центнеров рыбы, что составляет 6 ,4 2 процента от об­ щего вылова рыбы за рейс. По­ терь промыслового времени из-за аварий орудий лова судно не име­ ло вообще. Экипаж БМРТ «Турмалин» за рейс добыл дополнительно за счет внедрения П Т У 2000 центнеров рыбы. Время смены трала было сокращено до 5 — 1 0 минут. Благодаря внедрению подвес­ ного тралового устройства экипаж может повысить вылов рыбы на 5 — 1 7 процентов — к таким вы­ водам приходит капитан-дирек­ тор БМРТ «Казань» В. Н. Иван­ ченко. Подвесное траловое устройство — это особым образом устроен­ ная система блоков и тросов, ко­ торая позволяет держать в пос­ тоянной готовности запасной трал. Благодаря этому можно перехо­ дить с трала на трал практически без потефь промыслового времени. Использование П Т У позволяет приступить к спуску второго тра­ ла через 5 — 6 л т н у т после подъ­ ема на борт очередного улова. Экипажи перечисленных в щкреспонденции БМРТ использо­ вали П Т У по круговому циклу, то есть при подъемах в три тонны и более приступали к спуску нахо­ дящегося на подвесном устройст­ ве трала. Выливка же рыбы, ос­ мотр и ремонт подаятого на .бо-рт трала производились во время траления. Преимущества исполь­ зования П Т У по круговому циклу станут более очевидными, если вспомнить, что большие уловы окуня, скапа и других рыб не всегда удается разделить по рыб­ ным ящикам, не повредив мешок трала либо рубашку. Времени же на это иногда уходит до одного Освобождение тралового мешка от акул — дело также очень тру­ доемкое и требует много времени. Порой из-за попадания акул в тралы суда теряют одно или не­ сколько тралений в сутки. Слу ­ чаи массового попадания акул в тралы имели место летом 19 6 5 года на ножном склоне банки Джорджее. Изучая статью В. Н. Дванченко, работники отделов Управления флота, очевидно, заметили, что при использовании П Т У время, планируемое на замену, ремонт промвооружения, почти полностью используется как траловое. В статье указывается величина это­ го времеви — 3 ,8 часа в сутки. Это уменьшение происходит по той простой причине, что данные промыслового отчета обычно ни ­ же действительных (имеются в ви­ ду потери времени траления). Использование подвесного уст­ ройства почти полностью устра­ няет потери времени траления, причем i»ce потери, независимо от того, поддаются они учету или нет. Используя П Т У , можно быть уве­ ренным в том, что за борт идет исправный трал. Ведь общеизве­ стно, что в настоящее время еще имеют место траления заведомо впустую из-за спешки членов па­ лубной команды при подготовке трала к спуску. Мне думается, что отделу добы­ чи рыбы управления тралового флота надо запросить всю необхо­ димую документацию и внедрять подвесное траловое устройство. А. САПРОНЕЦКИЙ, штур- На траулере «Мателот» про­ визионная холодильная уста­ новка находится на уровне главной палубы. Охлаждение конденсатора провизионной холодильной установки осу­ ществляется насосом, который приводится в действие от ком­ прессора. В качестве прокачи­ вающей жидкости использу­ ется вода после прокачки глав­ ного холодильника. Однако по­ скольку провизионная установ­ ка находится по уровню вы­ ше, чем отлив от циркуляцион­ ного насоса за борт, то при выключении компрессора насос останавливается и осушается. При новом запуске компрессо­ ра насос не может захватить воду и работает вхолостую. Для охлаждения конденсатора провизионной холодильной установки можно, конечно, ис­ пользовать и гидрофор заборт­ ной воды. Но для поддержа­ ния нормального давления в гидрофоре при каждом запус­ ке компрессора запускается в электродвигатель гидрофора, что сокращает время работы двигателя без чистки коллек­ тора. Для того, чтобы не осушать насос при остановке компрессо­ ра, второй механик траулера «Мателот» А. Николаев пред­ ложил: на трубопроводе, идущем к насосу провизионной установки от главного холодильника, по* ставить невозвратный клапан; после конденсатора провн* знойной холодильной установ* ки поставить колено высотой 250—300 мм. Это предотвратит осушку на* coca. Воду к насосу компрессора провизионной холодильной установки можно подать так* же по трубопроводу непосред« ственно со стороны нагнетания циркуляционного насоса. Ю. РАССКАЗОВ, группо­ вой инженер . механик по эксплуатации котель­ ных установок Мурман­ ского тралового флота. часа. ман. ВПЕРВЫЕ В МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ С ВОРТА БМРТ-231 получена радиограмма на­ чальника экспедиции О. П. Чеботнягина. Содержание было бы совершенно обычным, если бы не одна деталь: ВПЕРВЫЕ РАЗДАЧА ВО­ ДЫ ПРОМЫСЛОВЫМ СУДАМ ПРОИЗВОДИЛАСЬ ТАНКЕРОМ «КАНДАГАЧ» ВО ВРЕМЯ ТРАЛЕНИЯ. За период работы в восточной части Централь­ ной Атлантики водолей доставил на промысел 8.055 тонн воды вместо запланированных 7.370 тонн. Начальник объединенной экспедиции капитан дальнего плавания О. П. Чеботнягин в радиограм­ ме высоко оценил мастерство штурманского со­ става и энипажа водолея «Кандагач». Капитан судна Н. А. Мыльников и его подчиненные суме­ ли, несмотря на штормовую погоду, не допустить ни одной аварии. Раздача воды траулерам в не­ спокойную погоду и на ходу требовала большого мастерства, четкой организации труда на танкере. Бункеровка водой БМРТ, идущего с тралом в штормовую погоду, освоена нашим калининград­ ским экипажем впервые в морской практике и представляет большой интерес для всего экспе­ диционного флота. Этот метод расширяет диапа­ зон деятельности экспедиционного флота, исклю­ чает потери времени на переходы к танкеру и стоянку на бакштове и является одним из резер­ вов производительности труда флота. Н. МУРАТОВ. {Из газеты «Маяк»). Рыбопоисковые эхолоты оригинальных конструкций Развитие рыбопоисковой техни­ ки в Японии имеет тенденцию не­ зависимости от Европы, отвечая национальным интересам рыбной 'промышленности. Японцы разра­ ботали оригинальные конструкции поисковых приборов, которые с успехом могут быть использованы в других странах. Приборы в ос­ новном конструировались для по­ иска по вертикали. Будущее, по-видимому, принад­ лежит двухчастотным эхолотам: низкая частота 14—50 кгц обеспе­ чивает максимальную дальность ебнаружения и чаще используется > для локации крупных рыб и скоп­ лений, высокая частота — для поиска креветок, кальмаров и других мелких рыб на средних глубинах и вблизи дна. Для этих мелен необходимо использовать частоту 200 кгц, дающую нанболь- Bjyio избирательность и наиболь­ шую четкость эхозаписи планктона i дн а . :: Некоторые •? японские предприя­ тия предлагают в одном корпусе ваключнть три блока: электронный отметчик с обзорной и расширен­ ной шкалой и самописец. В Японии прекращено исполь­ зование магнитострикционных из­ лучателей. Вместо них устанав­ ливаются специальные ферритовые вдохи, которые более чувствитель­ ны. Ферритовые преобразователи 1 #спользуют на низкой частоте, Двухчастотный эхолот изготов­ лен фирмой «К. Денки» совместно е «Ниппон Электрик». В приборе две частоты. Низкая и высокая ре­ гистрируются одновременно, .что ОБ ЗОР КОНСТ РУКЦИИ 4 удобно для сравнения. На другом приборе электронный отметчик подключей так, что при одном по­ ложении переключателя можно рассматривать рыбу у дна, при другом — в толще воды. * Предлагаются трл типа прибора с максимальными дальностями 250, 400 или 500 метров с фазировка- ми, отдельные модели — до 5500 метров. У этих приборов кнопочное уп­ равление, используется влажная бумага для регистрации эхосигна- лов и имеется «белая линия». Компания также выпускает три типа гидролокаторов на транзис­ торах для малых судов, один из них портативный. Это единствен­ ная компания в Японии, выпуска­ ющая приборы для поиска по вер­ тикали и горизонтали, Фирма «Санкен» выпускает двухчастотный прибор с электрон­ ным отметчиком, известный под названием «Нью Телевиграф». В зависимости от 'модели эхолот имеет 5 диапазонов с максималь­ ной глубиной 10 000 метров. Вы­ сокой частотой служит — 200 кгц, которая принята как стандартная, для низкой частоты предложен выбор; при низких частотах ис­ пользуют ферритовый излучатель. Компания усовершенствовала приборы контроля положения для разноглубинных тралов, которые используются совместно с эхоло­ том* Эти приборы известны под ХОЛОТОВ ЧЕТЫРЕХ В Е Д УЩИ названием «Нет визион» и состо­ ят из двух преобразователей: нап­ равленного вниз и направленного вверх. Преобразователь, направ­ ленный вверх (28 кгц), излучает импульс, который отражается от водной поверхности и принимает­ ся как эхо; таким образом уста­ навливается глубина погружения сети на самописце. Преобразова­ тель, направленный вниз (200 кгц или 75 кгц), позволяет увидеть рыбу в устье трала и ниже — мор­ ское дно. При использовании электронно­ го отметчика видны сигналы от верхней и нижней подбор и рыбы между ними. Преобразователи, находящиеся на трале, связаны с кораблем кабелем с разрывным усилием в 2 тонны, который нама­ тывается на барабан гидравличе­ ской лебедки. Одна из крупнейших компаний Японии по электронике «Япония Радио» среди десятков других из­ делий выпускает эхолоты. Имеет­ ся 5 моделей с регистрацией сиг­ налов на бумаге, одна с неоно­ вым индикатором и системой для предупреждения мелей или рыб­ ных скоплений. NJA-110 — предназначен для поиска рыбы у дна и имеет «бе­ лую линию» с максимальной глу­ биной действия 600 метров. В данной модели используется ча­ стота 50 кгц. Наконец, глубоко­ водная модель JvJJA-102 — ис- \ КОМПАНИИ ЯПОНИИ пользуется на судах с бортовой сетью переменного тока 2 2 0 б о л ь т и имеет максимальную глубину действия 1500 метров. Компания «Фуруно» одна из крупнейших поставщиков рыбопо­ исковых приборов в Японии и другие страны. Ряд разнообразных моделей очень обширен, но в основе лежат 7 типов, которые разделены на 29 вариантов с изменениями по дальности, частоте, напряжению питания и т. Д. Наименьший из них «Пайлотграф» с питанием от батарей, на транзисторах, с даль­ ностью действия 30 или 60 мор­ ских саже.ней; наибольший — F 8123—G—2000 саженей. Наиболее современная модель «Новый видеограф», поскольку в ней заинтересованы рыбаки, сде­ лана в двух вариантах с макси­ мальными глубинами 750 и 5000 м. Это двухчастотный прибор, с час­ тотой 50 и 200 кгц в модели FNV- 750; с частотой 14 и 200 к г ц . в глубоководной модели FNV-5000. Данные модели имеют электрон­ ный отметчгик, расположенный в самописце над записывающим сто­ ликом, приемную кассету для ис­ пользованной бумаги. Прибор FNV-75Q имеет устрой­ ство для подключения «сетевого зонда», «белую линию». Чтобы одновременно наблюдать запись косяков я положение трала в во­ де, устройство для намотки бума­ ги может быть отсоединено от ос­ новного прибора и установлено там, где удобнее проводить. наб­ людения. Все электрические сое­ динения между блоками выпол­ нены только посредством штепсе­ лей и гнезд. Запись сигналов про­ водится на влажной бумаге ши* риной 150 мм, изображение сиг­ налов рассматривается ца прямо­ угольной электронно-лучевой труб, ке размером экрана 123x90 ml* диапазон просматриваемых участ­ ков 15 и 30 м. Приемо-излучающие системы (50 и 200 кгц) изготовлены из титаната бария с углом характери­ стики 21 н 3,7 градуса. Прибор рассчитан на питание от сети по­ стоянного тока 24 или 110 вольт» Последняя модель фирмы «Фу- руно» F-850 изящной конструкции с широкой бумагой (8 дюймов) и смотровым окном. Этот прибор сконструирован по требованию ры­ баков и имеет две скорости дви­ жения бумаги, усилитель с «бе­ лой линией» на транзисторах. Пре­ образователь из титаната бария работает на частоте 50 кгц. Мак­ симальная глубина обнаружения 130 или 260 саженей. Компания также изготовляет «сетевые зон­ ды» — индикаторы глубины Для разноглубинных тралов. О. ШАТОБА, Н. КОСТИ НА, инженеры ПИНРО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz