Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
Чтобы выловить больше рыбы *— Трал за борт. На палубе с этой команды начинается ответст* венная работа. В машинном отделении по-своему чувствуется напря жение. Надо вовремя дать нужный ход, выдержать заданные обо* роты. В такой момент и запечатлел на снимке моториста БМРТ «35- волжск», ударника коммунистического труда Константина 'Неснна наш внештатный корреспондент Т. Кожухарь. НОВИНКИ ТЕХНИКИ Установка невозвратного клапана на магистрали охлаждения конденсатора холодильной провизионной установки Важнейшим резервом повыше ния производительности труда на флоте является увеличение про мыслового времеви. Если обратить кристальное внимание на его ^распределение, то нетрудно заме тить, что здесь исчерпаны далеко не все возможности. Одной из та ких возможностей является внед рение на судах кормового трале- вия подвесного тралового устрой ства (П Т У ) . П Т У детально описывается в статье капитана-директора БМРТ «Казань» В. Н. Иванченко, кото рая напечатана в журнале «Рыб ное хозяйство» (Л5 1 , 19 66 г .) . В »ей дается краткий экономиче ский анализ работы судов кормо вого траления Калининградской #азы рыболовного рефрижератор- вого флота, впервые применив ших П Т У на промысле. Подвесное тралошое устройство »росто по конструкции и в эксп луатации , установка его на судне »е требует сколько-нибудь значи тельных капиталовложений. Его без особого труда можно устано вить во время междурейсовой стоянки судна в порту. Экипаж БМРТ «Гранат», нахо дясь в рейсе с 1 7 августа 19 6 3 года по 2 1 апреля 19 6 4 года, вы ловил дополнительно за счет при менения П Т У 2 7 5 0 центнеров ры бы, что составляет 7 ,7 4 процента от общего вылова рыбы за рейс. Экономия от снижения нормы из носа орудий лова в этом рейсе со ставила 1 5 ,4 тысячи рублей. Экипаж этого же судна, нахо дясь в рейсе с 3 июня 19 6 4 по 2 1 октября 19 6 4 года, добыл до полнительно за счет внедрения П Т У 25 0 0 центнеров рыбы, что составляет 6 ,4 2 процента от об щего вылова рыбы за рейс. По терь промыслового времени из-за аварий орудий лова судно не име ло вообще. Экипаж БМРТ «Турмалин» за рейс добыл дополнительно за счет внедрения П Т У 2000 центнеров рыбы. Время смены трала было сокращено до 5 — 1 0 минут. Благодаря внедрению подвес ного тралового устройства экипаж может повысить вылов рыбы на 5 — 1 7 процентов — к таким вы водам приходит капитан-дирек тор БМРТ «Казань» В. Н. Иван ченко. Подвесное траловое устройство — это особым образом устроен ная система блоков и тросов, ко торая позволяет держать в пос тоянной готовности запасной трал. Благодаря этому можно перехо дить с трала на трал практически без потефь промыслового времени. Использование П Т У позволяет приступить к спуску второго тра ла через 5 — 6 л т н у т после подъ ема на борт очередного улова. Экипажи перечисленных в щкреспонденции БМРТ использо вали П Т У по круговому циклу, то есть при подъемах в три тонны и более приступали к спуску нахо дящегося на подвесном устройст ве трала. Выливка же рыбы, ос мотр и ремонт подаятого на .бо-рт трала производились во время траления. Преимущества исполь зования П Т У по круговому циклу станут более очевидными, если вспомнить, что большие уловы окуня, скапа и других рыб не всегда удается разделить по рыб ным ящикам, не повредив мешок трала либо рубашку. Времени же на это иногда уходит до одного Освобождение тралового мешка от акул — дело также очень тру доемкое и требует много времени. Порой из-за попадания акул в тралы суда теряют одно или не сколько тралений в сутки. Слу чаи массового попадания акул в тралы имели место летом 19 6 5 года на ножном склоне банки Джорджее. Изучая статью В. Н. Дванченко, работники отделов Управления флота, очевидно, заметили, что при использовании П Т У время, планируемое на замену, ремонт промвооружения, почти полностью используется как траловое. В статье указывается величина это го времеви — 3 ,8 часа в сутки. Это уменьшение происходит по той простой причине, что данные промыслового отчета обычно ни же действительных (имеются в ви ду потери времени траления). Использование подвесного уст ройства почти полностью устра няет потери времени траления, причем i»ce потери, независимо от того, поддаются они учету или нет. Используя П Т У , можно быть уве ренным в том, что за борт идет исправный трал. Ведь общеизве стно, что в настоящее время еще имеют место траления заведомо впустую из-за спешки членов па лубной команды при подготовке трала к спуску. Мне думается, что отделу добы чи рыбы управления тралового флота надо запросить всю необхо димую документацию и внедрять подвесное траловое устройство. А. САПРОНЕЦКИЙ, штур- На траулере «Мателот» про визионная холодильная уста новка находится на уровне главной палубы. Охлаждение конденсатора провизионной холодильной установки осу ществляется насосом, который приводится в действие от ком прессора. В качестве прокачи вающей жидкости использу ется вода после прокачки глав ного холодильника. Однако по скольку провизионная установ ка находится по уровню вы ше, чем отлив от циркуляцион ного насоса за борт, то при выключении компрессора насос останавливается и осушается. При новом запуске компрессо ра насос не может захватить воду и работает вхолостую. Для охлаждения конденсатора провизионной холодильной установки можно, конечно, ис пользовать и гидрофор заборт ной воды. Но для поддержа ния нормального давления в гидрофоре при каждом запус ке компрессора запускается в электродвигатель гидрофора, что сокращает время работы двигателя без чистки коллек тора. Для того, чтобы не осушать насос при остановке компрессо ра, второй механик траулера «Мателот» А. Николаев пред ложил: на трубопроводе, идущем к насосу провизионной установки от главного холодильника, по* ставить невозвратный клапан; после конденсатора провн* знойной холодильной установ* ки поставить колено высотой 250—300 мм. Это предотвратит осушку на* coca. Воду к насосу компрессора провизионной холодильной установки можно подать так* же по трубопроводу непосред« ственно со стороны нагнетания циркуляционного насоса. Ю. РАССКАЗОВ, группо вой инженер . механик по эксплуатации котель ных установок Мурман ского тралового флота. часа. ман. ВПЕРВЫЕ В МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ С ВОРТА БМРТ-231 получена радиограмма на чальника экспедиции О. П. Чеботнягина. Содержание было бы совершенно обычным, если бы не одна деталь: ВПЕРВЫЕ РАЗДАЧА ВО ДЫ ПРОМЫСЛОВЫМ СУДАМ ПРОИЗВОДИЛАСЬ ТАНКЕРОМ «КАНДАГАЧ» ВО ВРЕМЯ ТРАЛЕНИЯ. За период работы в восточной части Централь ной Атлантики водолей доставил на промысел 8.055 тонн воды вместо запланированных 7.370 тонн. Начальник объединенной экспедиции капитан дальнего плавания О. П. Чеботнягин в радиограм ме высоко оценил мастерство штурманского со става и энипажа водолея «Кандагач». Капитан судна Н. А. Мыльников и его подчиненные суме ли, несмотря на штормовую погоду, не допустить ни одной аварии. Раздача воды траулерам в не спокойную погоду и на ходу требовала большого мастерства, четкой организации труда на танкере. Бункеровка водой БМРТ, идущего с тралом в штормовую погоду, освоена нашим калининград ским экипажем впервые в морской практике и представляет большой интерес для всего экспе диционного флота. Этот метод расширяет диапа зон деятельности экспедиционного флота, исклю чает потери времени на переходы к танкеру и стоянку на бакштове и является одним из резер вов производительности труда флота. Н. МУРАТОВ. {Из газеты «Маяк»). Рыбопоисковые эхолоты оригинальных конструкций Развитие рыбопоисковой техни ки в Японии имеет тенденцию не зависимости от Европы, отвечая национальным интересам рыбной 'промышленности. Японцы разра ботали оригинальные конструкции поисковых приборов, которые с успехом могут быть использованы в других странах. Приборы в ос новном конструировались для по иска по вертикали. Будущее, по-видимому, принад лежит двухчастотным эхолотам: низкая частота 14—50 кгц обеспе чивает максимальную дальность ебнаружения и чаще используется > для локации крупных рыб и скоп лений, высокая частота — для поиска креветок, кальмаров и других мелких рыб на средних глубинах и вблизи дна. Для этих мелен необходимо использовать частоту 200 кгц, дающую нанболь- Bjyio избирательность и наиболь шую четкость эхозаписи планктона i дн а . :: Некоторые •? японские предприя тия предлагают в одном корпусе ваключнть три блока: электронный отметчик с обзорной и расширен ной шкалой и самописец. В Японии прекращено исполь зование магнитострикционных из лучателей. Вместо них устанав ливаются специальные ферритовые вдохи, которые более чувствитель ны. Ферритовые преобразователи 1 #спользуют на низкой частоте, Двухчастотный эхолот изготов лен фирмой «К. Денки» совместно е «Ниппон Электрик». В приборе две частоты. Низкая и высокая ре гистрируются одновременно, .что ОБ ЗОР КОНСТ РУКЦИИ 4 удобно для сравнения. На другом приборе электронный отметчик подключей так, что при одном по ложении переключателя можно рассматривать рыбу у дна, при другом — в толще воды. * Предлагаются трл типа прибора с максимальными дальностями 250, 400 или 500 метров с фазировка- ми, отдельные модели — до 5500 метров. У этих приборов кнопочное уп равление, используется влажная бумага для регистрации эхосигна- лов и имеется «белая линия». Компания также выпускает три типа гидролокаторов на транзис торах для малых судов, один из них портативный. Это единствен ная компания в Японии, выпуска ющая приборы для поиска по вер тикали и горизонтали, Фирма «Санкен» выпускает двухчастотный прибор с электрон ным отметчиком, известный под названием «Нью Телевиграф». В зависимости от 'модели эхолот имеет 5 диапазонов с максималь ной глубиной 10 000 метров. Вы сокой частотой служит — 200 кгц, которая принята как стандартная, для низкой частоты предложен выбор; при низких частотах ис пользуют ферритовый излучатель. Компания усовершенствовала приборы контроля положения для разноглубинных тралов, которые используются совместно с эхоло том* Эти приборы известны под ХОЛОТОВ ЧЕТЫРЕХ В Е Д УЩИ названием «Нет визион» и состо ят из двух преобразователей: нап равленного вниз и направленного вверх. Преобразователь, направ ленный вверх (28 кгц), излучает импульс, который отражается от водной поверхности и принимает ся как эхо; таким образом уста навливается глубина погружения сети на самописце. Преобразова тель, направленный вниз (200 кгц или 75 кгц), позволяет увидеть рыбу в устье трала и ниже — мор ское дно. При использовании электронно го отметчика видны сигналы от верхней и нижней подбор и рыбы между ними. Преобразователи, находящиеся на трале, связаны с кораблем кабелем с разрывным усилием в 2 тонны, который нама тывается на барабан гидравличе ской лебедки. Одна из крупнейших компаний Японии по электронике «Япония Радио» среди десятков других из делий выпускает эхолоты. Имеет ся 5 моделей с регистрацией сиг налов на бумаге, одна с неоно вым индикатором и системой для предупреждения мелей или рыб ных скоплений. NJA-110 — предназначен для поиска рыбы у дна и имеет «бе лую линию» с максимальной глу биной действия 600 метров. В данной модели используется ча стота 50 кгц. Наконец, глубоко водная модель JvJJA-102 — ис- \ КОМПАНИИ ЯПОНИИ пользуется на судах с бортовой сетью переменного тока 2 2 0 б о л ь т и имеет максимальную глубину действия 1500 метров. Компания «Фуруно» одна из крупнейших поставщиков рыбопо исковых приборов в Японии и другие страны. Ряд разнообразных моделей очень обширен, но в основе лежат 7 типов, которые разделены на 29 вариантов с изменениями по дальности, частоте, напряжению питания и т. Д. Наименьший из них «Пайлотграф» с питанием от батарей, на транзисторах, с даль ностью действия 30 или 60 мор ских саже.ней; наибольший — F 8123—G—2000 саженей. Наиболее современная модель «Новый видеограф», поскольку в ней заинтересованы рыбаки, сде лана в двух вариантах с макси мальными глубинами 750 и 5000 м. Это двухчастотный прибор, с час тотой 50 и 200 кгц в модели FNV- 750; с частотой 14 и 200 к г ц . в глубоководной модели FNV-5000. Данные модели имеют электрон ный отметчгик, расположенный в самописце над записывающим сто ликом, приемную кассету для ис пользованной бумаги. Прибор FNV-75Q имеет устрой ство для подключения «сетевого зонда», «белую линию». Чтобы одновременно наблюдать запись косяков я положение трала в во де, устройство для намотки бума ги может быть отсоединено от ос новного прибора и установлено там, где удобнее проводить. наб людения. Все электрические сое динения между блоками выпол нены только посредством штепсе лей и гнезд. Запись сигналов про водится на влажной бумаге ши* риной 150 мм, изображение сиг налов рассматривается ца прямо угольной электронно-лучевой труб, ке размером экрана 123x90 ml* диапазон просматриваемых участ ков 15 и 30 м. Приемо-излучающие системы (50 и 200 кгц) изготовлены из титаната бария с углом характери стики 21 н 3,7 градуса. Прибор рассчитан на питание от сети по стоянного тока 24 или 110 вольт» Последняя модель фирмы «Фу- руно» F-850 изящной конструкции с широкой бумагой (8 дюймов) и смотровым окном. Этот прибор сконструирован по требованию ры баков и имеет две скорости дви жения бумаги, усилитель с «бе лой линией» на транзисторах. Пре образователь из титаната бария работает на частоте 50 кгц. Мак симальная глубина обнаружения 130 или 260 саженей. Компания также изготовляет «сетевые зон ды» — индикаторы глубины Для разноглубинных тралов. О. ШАТОБА, Н. КОСТИ НА, инженеры ПИНРО,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz