Рыбный Мурман. 1966 г. Март.

Обсуждаем проект Директив X X III съезда КПСС по новому пятилетнему плану ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Лг ОСВОИТЬ ЛОВ ЖИРУЮЩЕИ мойвы Мойва — небольшая стайная обнаруживали большие концен- рыба, принадлежащая к семей- трации мойвы в районах Надежды ству корюшковых. Она широко и возвышенности Персея. О пали- раснространена в северных морях, чии скоплений мойвы не раз со- Болыную часть своей жизни про- общали капитаны поисковых и водит в открытом море, и только в промысловых судов, период нереста огромные массы с цслш ВЬШ}Ления В03Й0Ж. се появляются у берегов.^ К Мур- 1ЮСТИ ц^ышлепного лова мой- п / вы еще в августе 1961 г. нор ХОДИГ ДВаЖДЫ весной (млрг ппряии-тяпии чи(ч№липит май) и летом (июнь—июль). вежцы организовали экспедицию в район острова Надежды и возвы- Нромысловые запасы мойвы в шенности Персея. Хотя лето в тот Баренцевом море (по высказыва- ГОд было и неблагоприятным для ииям ученых) колоссальны, од- лова мойвы, экспедиция все же пако в связи с небольшой про- добилась обнадеживающих резуль- должителыгостью жизни чнелец- татов. В районе острова Надежды воегь ее подвержена большим ко- были найде«ы настолько плотные дебанмям. скопления мойвы, что при по5 В настоящее время мойва вы- добиых тралениях разноглубинным давлмваетея в нерестовый нериод, тралом дважды лопнул мешок тра- когда она подходит к берегам боль- ла. Позднее у Земли Короля Кар- нтми косяками. В этот период ла вновь были найдены скопления (во время нерестовой миграции) мойвы. Здесь сейнеры разноглу- мойва теряет значительную часть бннными тралами и кошельковыми жировых запасов. У мойвы, вы- неводами выловили около 320 тонн ловленной весной у берегов, со- мойвы. держится 4 6 процентов жира. Однако, как отмечают ученые Осенью, к концу откорма, жир- ПИНРО, которые поводили по­ лость моивы^ составляет более 23 й .с к и скоплений мойвы на трау- процентов. Ьолыпис скопления лере «Харьков», летом и осенью жирующей мойвы находятся в 1961 г. условия для промысла летне-осенние месяцы в северных мойвы в се,верных районах Ба- раишах Ьарснцева моря (район ренцева моря были неблагоприят- острова Надежды и возвышен- иыми. Высокий прогрев водных иость Персея). масс позволил мойве распростра- Сотрудники Полярного ппститу- питься па широкой акватории, и та летом и оссныо неоднократно поэтому норвежские суда вынуж­ дены были прекратить работы и возвратиться в порт. В последующие годы вопросом использования запасов жирующей мойвы серьезно никто не занимал­ ся. Норвежцы добывают весной большое количество мойвы у бе­ регов (в отдельные годы до 2-х миллионов центнеров). Причем до­ быча доходит до такого объема, что береговые предприятия не справляются с переработкой уло­ вов, и поэтому лову жирующей мойвы норвежцы внимания не уделяют. Но всем имеющимся сведениям, плотные скопления мойвы в рай­ оне Надежды и южных квадратах возвышенности Персея удержи­ ваются в течение июля, августа и сентября. Если раньше промысел жирую­ щей мойвы в открытом хоре ие мог быть осуществлен из-за отсут­ ствия надлежащих орудий лова, то в настоящее время мы имеем весьма совершенные разноглу­ бинные и близнецовые тралы, техника лова с которыми хорошо отработана. В этом году Мурманская экс­ периментальная база совместно с промысловым отделом управления «Мурмансельдь» намечает прове­ сти опытный лов жирующей мой­ вы разноглубинными и близнецо­ выми тралами. Одновременно мы попытаемся проверить возмож­ ность привлечения мойвы на электросвет, так как есть пред­ положение,-что мойва концентри­ руется вокруг источника света. Если это предположение, оправда­ ется, • то промысел лойвы будет весьма эффективным. Для выполнения этих работ не­ обходимо произвести тщательную подготовку судов, которые будут участвовать в освоении лова мой­ вы. Суда и промвооружопие для них должны быть подготовлены с таким расчетом, чтобы к июлю они могли быть я районе предпо­ лагаемых скоплении мойвы. Большая помощь в этой рабо­ те потребуется от биологов По­ лярного института! Необходимо к началу опытных работ по освое­ нию лова жирующен мойвы как можно точнее знать наиболее ве-* роятные районы скопления мой­ вы и , конечно, одновременно с освоением промысла проводить ис­ следования поведения мойвы. Та­ кие исследования х и соответ­ ствующие рекомендации во мно­ гом будут способствовать более успешному освоению лова жирую-* щей мойвы. Освоение лова скоплений жи­ рующей мойвы в- открытом море позволит получить рыбу, облада­ ющую прекрасными вкусовыми качествами, что • .удовлетворяет требованиям, которые намечены в проекте Директив ХХШ съезда КПСС по пятилетнему 1 шшу^аа- вития народного хозяйства -в» 1966—1970 годы. . , П. НИКОЛАЕ*. По следам неопубликованных писем В письме тов. Ш утикова в ре* данцию газеты «Рыбный Мурман* рассказывалось о недобросовест­ ном отношении к своим обязан­ ностям заведующей отделом культтоваров магазина «Волна». Купленные М. Акуловым часы «Полет» с заводским дефектом были возвращены в магазин для отправки на завод. Покупателя просили придти чере^ месяц. При­ шел. Ответили: «Отправили, но еще не пришли с завода. Ждите». Срок переносился трижды . Когда прошли все сроки, ответили: «Еще не отправили. Не огорчайтесь, ящичек уже сделали». А волокита все еще продолжается. Председатель правления рыбно- опа тралового флота тов. Редзько сообщила в редакцию, что письмо рассматривалось на общем собра­ нии работников магазина «Волна». Факты , изложенные тов. Шутико- вым, подтвердились. Заведующей отделом культтоваров, к которой обращался тов. Акулов, объявлен выговор с предупреждением в слу­ чае повторения подобных фактов об отстранении о т занимаемой должности. ' БОЛЬШЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Н АШ РЕПС на Дальний За- пикши, шли по глубинам 90— емки рыбы от экипажей судов над длился три месяца. НО метров... бортового траления оставался Если задать обычный во- Затаив дыхапие, ждем подроб- только производственный рефри- прос: «Как сработали?», то я бы иос m i : видит ли группу, где, от- жератор «Маточкин Шар». Но ры- Во время рейса капитаны по- „ - „„ п р и - 11]ШОир СИЛЬНО М ЗН иш иН , Мо“ «зс1 сняли локатор с БМРТ и постави­ ли на наш траулер. Работает он плохо, запасных частей нет. ответил: — Да так... серединка наполо- винку. Штормы помешали, перехо­ ды^ были длиннющие. А вообще, сейчас там, промышлять можно. В прошлом году еще многие ка­ питаны судов бортового траления носительно «Маточки,на Шара» бу находили, и тогда экипаж реф- лучают много радиограмм или СРТ-838? рижератора не мог быстро обраба- — Пеленг? Курс, курс какой? тывать пятнадцать траулеров. —"Кому надо, сейчас «нажму В районе промысла надо дер­ на пеленг». жать второй рефрижератор. Об — Давай, братец, жми. этом мы сообщали радиограммами Ичерез три—четыре минуты нос в Мурманск, но бесполезно. А ведь буквально упрашивали начальны- судна направлен на «рыбака». под рукой находилось ка ,флота не направлять их в Ат- Вот уже другой капитан сооб- приемных судов. лантику. Почему? щает, что у него улов 7 тонн и Капитанов волнует проблема ру- ним каждую минуту. Еще листы отделов управления флота На Дальнем Западе не хватало что он видит судно, давшее пе- ководства промыслом. Надо прямо время стоянки судна в порту п _ й _ нагтпйчи 1 шгта производственных рефрижерато- ленг. Добавляет подробности, так сказать, что нынешний стиль ру- стараемся принять необходимые ' ров. Свежья экипажи сдавали не- необходимые всем судоводителям, ководства нас не устраивает. И меры, чтобы находясь за тысячи Для хорошей подготовки траулс- мяого. А заготавливая соленый У всех связь открыта, все од- тов. Шлыков и тов. Новиков боль- миль от родных берегов, быть го- ров к длительному плаванию, зывающих обеспечивать безопас- этого его и сняли с большого ко- ность мореплавания. рабля. А на маленький поставили. «В связи со штормом прими- Моряки шутят — обойдемся, без те меры безопасности..., возьми- хорошего прибора, получим РДО и те личное наблюдение, личную «будем принимать •меры...». •' нескольк ответственность». Было бы очень хорошо, если бы На промысле мы об этом пом- руководители и ведущие спецва- во Атлантика жд е т рыбаков иолуфаорикат, с планом не справиться, будь ка­ питан хоть семи пядей во лбу. Это понимали все, а рейсовое задание не уменьшали. Материальной за- повременно меняют позиции, — ше занимаются администрирова- товыми встретить любой шторм и интересованности у моряков не выходят на большую рыбы. И так нием, а в тонкости промысла вни- туман. было. в любое время суток. кают слабо. Глубокие и полезные Но, товарищи руководители И вот после первого же рейса Ушло в прошлое, когда экина- советы от них получаешь очень флота! Было бы больше пользы, на Дальний Запад моряки всеми жи настраивали свою работу толь- редко. если бы вы вместо предостере- помогали экипа­ жам в этом. Поль­ зы от этого будет больше, чем от ра­ диограмм. НУЖНО ПОСОБИЕ ПО МЕТЕОРОЛОГИИ Для безопасности мореплавания и успешного ведения промысла и те же правдами и неправдами уходили с ко в период сводок и, как обычно, Откровенно говоря, капитанам гающих радиограмм решали прак- большое значение имеют своевре- этого корабля. Экипаж комилскто- с большим запозданием. Все реже надоедает выслушивать по три-че- тичсские вопросы. манные и точные прогнозы no- г. .. Много уже говорим о замене годы. стекол в рубках траулеров. Тон- д опустиМ) утром получено с1)_ кие они, не выдерживают силь- ооще-тше, что с полудня ожидается пых ударов волны. В минувшем усилеиие ветра до 8_ 9 баллов> рейсе при семибалльном шторме Промысел обычно цродолжаем, но вышиоало рамы, а не только все чаще посматриваем на баро- вался заново. Если капитан и встречаются сейчас и «рекордсме- тире раза в сутк одни номполит шли на этом траулере в ны-одипочки», которые, имея боль- фразы* три™ рейс, то им в трети.", раз nine подъемы, не сообщают об 1 Пристраивайтесь, выходите, приходилось начинать все сначала: этом своим товарищам. 1акие вы- то.варшци „а рыбУ организовывать коллектив, воспи- зывают всеобщее презрение, мо- г г ' тывать людей, убеждать и учить, ряки их очень быстро перевоспи- ли ,и^оа исчезла>то все >жс В четвертый рейс не шел и сам тывают. знают, последует стереотипная стекла Нередко приходилось на­ считан. Абсолютное большинство экипа- Фраза:к блюдать такую картину. Штурман Признаться, и у меня перед от- жей живет и работает но нринци- — 'Надо рассосаться...закрыл окно своей спиной, второе метр, на небо, следим за направ­ лением ветра... Когда чувствуем по опыту и ряду признаков, что V A n n i f **«% T I ^ Г \ г* . # ^ л * ь U l l J J i l J / I I I | / l l O i i G u U D « I I V ходом на Дальний Запад настрое- ну морского братства и товарище- Ав.каком направлении ис- заоито фуфайкой, матрос гонит прогпоз оправдывается ппекра- ние было тоже прескверное. И ства. кать рыбу,' как строить поиск, об воду из помещения. В такихщаем работу и готовимся к встпе- хотя объяснял морякам, что в этом Особенную заботу об успехе про- этом рассказать они не могут. условиях, конечно, трудно рабо- чс шторма рейсе ^ все будет по-другому, по мысла проявляет капитаны А. М. полной уверенности и у самого Захарченко, Б. И. Потапенко, Е. X. не было. Чернышев, И. Е. Абрамов, В. М. На подходе к промыслу по при- Орлов — бывшие выпускники вычке стал занимать очередь на Херсонского мореходного училища, сдачу рыбы, а капитан ироизвод- Эго они быот тревогу в случае не- ственного рефрижератора «Глет- хватки плавбаз, делятся промыс- чер» Ложкин ответил: ловым вооружением, если другой — Отстал, брат, от жизни. Те- экипаж попал в беду, дают цен- перь мы гоняемся за тральщиками, ные советы. Ловите больше, принимаем неогра- Хорошо их воспитали училище и миченио... коллектив нашего флота. Хорошо, Сомнения рассеялись. Наконец- когда люди в первую очередь за- Я лично вызывал по радио ка­ питанов больших морозильных тать. Во время осмотра судна нам шторма. Иной раз по барометру и по внешним признакам заключаем траулеров и в беседах с ними ™ циклон прошел стороной, можно получал многие ответы на интс- лефонную евлзь. номмутаторы .— „ — „„„ ........ — ........ ...... .. ресующие меня вопросы. В районах Дальнего Запада флот бортового траления работает уже два года. Но тем не менее повесили ва переборках, а про- тРаление и при пугакщих водку не сделали. В шторм судо- ЫВ^ 1И(-ЯХ вет1)а- ^ '1)ашного ви“ водители не в состоянии связать- ие °УДСТ- ся с моряками, находящимися Чем лучше будет подготовлен под полубаком (предупредить их капитан в метеорологии, тем боль* всеми судоводителями.:»™ районы организовать переход на кор- ше шансов на vcnex Поочысла хорошо не изучены. В то же вре- А ше шансов на .успех промысла. мя есть капитаны, которые хоро- ‘ , Судоводителям нужна брошюра нго зпают банки Джорджес, Фле- радиограмма строго преду- с описанием накопленных за мно- то промысел принимает мой пор- ботятся об обще» успехе, а пе ду- Г ™ ' 0 |™ ! !Г " о " , и ч п у ю * Т и п и н ” годы M i i m i i i M iv Jm .u v a i i r nJ ' MI ( ,,ока ч т 0 Для подроопос -« ч н ую t t i mr i J HU L i b погоды в районахСсввро-Западаои -дльныи разумный ход. Моряки мают, как ^которые, в первую 0писавие этнх ])айоиоВ( 1[0Ш,де. капитана». Остается только брать Атлантики. В ней должны быть радовались. Работалось легко. очередь о своем кармане. КОГДА НАСТРОЕНИЕ ПАДАЛО ПО ЗАКОНУ МОРСКОГО БРАТСТВА Но в отдельные периоды па- ...В динамике слышен нарас- строение падало. Руководитель *ающий шорох, затем чей-то то- промысла тов. Новиков искус- яия рыбы в зависимости от вре­ мени года, погодных условий. Надо, чтобы их опыт стал достоя­ нием всего флота. И думается, что именно такие каждого моряка за руку и вести но палубе. . Локатор — прибор, как извест-* но, очень необходимый судоводи­ телям, и особенно в Атлантике, где частые туманы и бывает лос сообщает; ствепно усложнял обстановку, опытные промысловики должны большая скученность кораблей в — Сейчас подняли пять тонн Стоило уловам упасть, и для при- быть командирами отрядов. промысловом квадрате. . Так вот рекомендации наивыгоднеиших курсов в зависимости от периодов года, перечень метеостанций, даю­ щих прогноз, переводы англий­ ских терминов. И. ГУБАРЕВ, капитан трау­ лера «Алупка»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz