Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
Обсуждая проектДиректив XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плану Зарплата, учет, организация управления Успешное выполнение задач пятилетнего плана разви тия народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы бу дет во многом зависеть от того, насколько хорошо будет организована на предприятиях система оплаты труда и материального стимулирования, как будут осуществ ляться ленинские принципы хозрасчета. В этом отноше нии в траловом флоте предстоит многое совершенство вать. Возьмем, к примеру, существующую систему оплаты труда плавсостава. Она очень сложная для-расчетов, можно сказать, недосягаема для понимания не только широких масс моряков, но и командного состава. К то му же она не является стимулирующей, так как зало женные в нее стимулы усложнены и ограничены, а поэ тому не имеют действенного, мобилизующего значения. Для районов Баренцева моря в настоящее время при меняются три районных коэффициента: 1,5; 1,7; 1,8. Это влечет за собой дополнительное оформление судовых документов (выписку из судовых журналов), которые проверяются инженерами отдела добычи за каждый рейс. Проверяются только по форме, так как по суще ству проверить невозможно. При расчетах зарплаты за рейс заработок по каж дому коэффициенту определяется, исходя из удельного веса добытой рыбы в том или другом -районе, что также является относительным. Заработки, на кото рые начисляются коэффициенты, ограничены 300 руб лями. Для того, чтобы начислить полярные надбавки за рейс, устанавливается заработок каждого члена экипа жа за минусом районного коэффициента; зарплата при водится в рамки каждого месяца, поскольку рейсы ни когда не совпадают с календарным месяцем; определя ется предельный размер надбавок — 80 процентов за данный месяц; исключаются надбавки, получаемые на 1 марта 1960 года, и только тогда определяется размер причитающихся надбавок. Общая сумма заработка каждого члена экипажа при водится также в рамки каждого месяца для удержания налогов. При выпуске из ремонта судов в срок или/досрочно экипажам производится доплата с 70 до 90 процентов еклада за все время ремонта. А ремонт продолжается иногда до трех лет. За такой длительный период коман ды меняются. Да если бы они и не менялись, то прак тика показывает, что когда корабль ремонтируется в заводских условиях, выпуск судна из ремонта не зави сит в какой-либо мере от экипажа. У моряков в этом вет никакого ориентира, а следовательно, и стимул до плат не имеет никакого значения. f Доплаты за три года влекут за собой перерасчеты с каждым членом экипажа за каждый месяц как по на числению зарплаты, так и по удержаниям налогов. В настоящее время для того, чтобы начислить зарп лату экипажу в составе 9о человек, опытный контролер тратит четыре рабочих дня, а команде в 45 человек два рабочих дня. Сложность системы не позволяет не только полно стью, но даже частично механизировать расчеты. Они производятся вручную. Это вызывает необходимость со держания примерно на 20 счетных работников больше, чем это было при ранее существовавшей системе оплаты труда. По нашему мнению, необходимо установить такую систему оплаты труда, при которой каждый моряк в любое время сам мог бы подсчитать заработок, а так же, сколько с него будет удержано налогов и сколько причитается на руки. Предлагаю: установить единый коэффициент для районов Барен цева моря 1,6 (годовой), а районные коэффициент* применять на заработок без ограничения; установить оплату на период ремонта судов в разме ре 80 процентов оклада и отменить доплаты за выпуск судов из ремонта в срок и досрочно; ' оплату за время пребывания в резерве установить в размере 70 процентов оклада вместо 75 (в компенса цию фонда зарплаты на увеличение оплаты за время ре монта); надбавки за работу на Крайнем Севере выплачивать в процентном отношении к окладам, ставкам, а не на фактические суммы заработка (без районного коэффи циента); увеличить размер премий с 40 до 60 процентов зара ботка в расчете на месяц. удержание налогов производить из зарплаты за рейс, не приводя зарплаты в рамки месяца. Другой вопрос. Первичные документы на расходование денежных средств и материальных ценностей являются фундамен том учета. По ним ведется подсчет всех расходов, из держек производства, на основе их определяется факч тическая себестоимость. По первичным документам ре шаются задачи рационального расходования денежных и материальных средств, задачи укрепления хозяйствен ного расчета. Существующая в настоящее время на ф^оте система оформления первичных документов учета не отвечает этим требованиям. Оформлением документов занимают ся сотни, тысячи человек. Они подписывают накладные на получение материалов от сторонних организаций и со складов флота, пишут, заверяют, оформляют акты, справки за выполненные работы и услуги. Причем до кументы подписываются без указания цены и стоимо сти материалов, стоимости выполненных работ и услуг. Только после подписи документов поставщики и под рядчики, по своему усмотрению, проставляют Воружение и оснастка трала24,7метра В прошлом году- экипажи сред них рыболовных траулеров успеш но облавливали серебристый хек н морского налима на банке Джорджес . В этом году морякам также придется вести промысел в этом районе. Анализ показывает, что наи- больАде уловы имели коллекти вы, которые работали тралом 24,7 метра. В настоящей коррес понденции обобщен опыт работы лучших СРТ, рассказывается о вооружении трала, о том, как пра вильно эксплуатировать ваера и т. п. Перед постановкой трала надо обязательно проверить, соответ ствуют ли его размеры размерам, указанным в чертеже. Может оказаться, что шаг ячеи и соответ ственно число рядов и ячей в не которых деталях не сойдутся. Отказываться от такого «нестан дартного» трала не следует. Тра лы проверены на судах управле ния «Мурмансельдь» в 1965 году. Верхняя подбора вооружается 200-миллиметровыми металличе скими кухтылями. Кухтыли рас пределяются равномерно по всей длине подборы через каждые 0,5 метра. Всего помещается на верх нюю подбору 50 кухтылей, при этом их не обязательно нанизы вать на дополнительный трос. Нижняя подбора трала во вре мя траления должна плотно при легать к грунту. « Грузы для нижней подборы де лают из такелажных цепей в ви де отрезков из нескольких зве ньев. Каждый отрезок весит 3 ки лограмма (вес в воздухе). В 1965 году на промысле сере бристого хека и морского налима лучше других работал экипаж СРТ-Р-723 (капитан В, М. Абар- кин, старший мастер по добыче М. Я. Антуфьев). Схема вооруже ния трала этого экипажа оказа лась наиболее удачной. Поэтому- то она и рекомендуется для ши рокого внедрения. Па рисунке 1 показано, как нужно крепить цепи к нижней подборе трала. Цель подвязыва ется вдоль геркулесового троса без провисания. В этом случае между грунтом и нижней подбо рой зазор минимальный. Распределяются грузы следую щим образом: на центральной части подборы вместе с конусами семь цепей распределены равно мерно. По крыльям крепится по 11 цепей. Всего ставится 29 цепей* Их общий вес в воздухе 87 кг. Трал 24,7 метра работает, по четырехкабельной системе (см. рис. 2—3). Длина каждого кабеля 80 метров. Верхние кабели изго тавливаются из стального троса диаметром 12,5 миллиметра/ . а нижние— из стального троса диа метром 15,5 миллиметра. Нижние кабели удлиняют на 70—90 сантиметров постановкой цепи. Благодаря этому обеспечи вается хорошее вертикальное рас крытие трала и предотвращается отрыв нижней подборы от грунта. В процессе работы наблюдается сильное загрязнение нижней час ти трала (крылья, пластъ) и объячеивание рыбы в мотне. Эти явления не следует расценивать как ненормальную работу трала. В качестве распорных средств для трала 24,7 м на промысле применялись овальные траловые доски конструкции ПИНРО пло щадью 2 м2, 3 м2, и 3,5 м2. СРТ-300—400 л. с, работали траловыми досками площадью 2 м2. При постановке досок боль шей площади заметно чувствова лась перегрузка главного двига теля. СРТ-Р—540 л. с. работали успешно всеми перечисленными выше досками. Однако при про мысле на небольших глубинах экипажам всех, судов предпочти тельно пользоваться досками пло щадью 2 м2. Трал 24,7 метра может рабо тать с трубчатыми клячевками, изготовленными непосредственно на судне (см. рис. 4 и 5). Это под тверждено -практикой промысла экипажей судов балтийских фло тилий и Беломорской базы госло- ва. На промысловых советах при водились факты, что балтийские суда имеют больший вылов на один час траления по сравнению с судами «Мурмансельди». На СРТ-4214 и СРТ-713 реши ли опробовать клячевочную си стему. Для этого была разработа на трубчатая клячевка, которая отключается от кабелей при вы борке последних на барабаны траловой лебедки. Клячевочная система хорошо се бя зарекомендовала. С первых тралений заметно возросли уло вы. Объясняется это тем, что, если траловые доски имеют некоторые отклонения • от нормы, то рывки от неустойчивого движения досок сразу передаются на подборы трала, а в результате деформи руется устье. С клячевкой этого не произойдет, так как рывки на кабеле от изменения ориентации траловой доек/! сглаживаются клячевкой. Наши экипажи применяют од нобортовую схему траления. Во время выборки и травления ваеров носовой ваер проходит через три траловых ролика, а кормовой—че рез четыре. Кроме того, во время выборки ваеров на барабаны тра ловой лебедки ваера нагружены неодинаково. Это порождает, раз ные внутренние напряжения в ваерах. Для уравновешивания внутренних напряжений нужно менять ваера на барабанах, то есть правый ваер переставить на левый барабан, а левый переста вить на правый. На банке Джорджес экипажи работают на малых глубинах и используют фактически только 500 метров ваеров,- Для облегчения замены мест ваерами на бараба нах следует менять только первые 500 метров. Для этого нужно со единить их с коренными концами не сростами, а скобами. В. ГОЛУБЕВ, наставник по добыче рыбы управления «Мурмансельдь», объемы и стоимость работ, услуг, материалов и предъ являют счета траловому флоту. На флоте первичные документы нередко подписыва ют разные лица, по существу.не отвечающие за расходо вание средств, без всяких на то полномочий капитанов, которые несут ответственность за результаты финансо вой деятельности. Считаю, что должен быть создан единый первичный документ на все виды расчетных операций и расходов (который должен исходить только от покупателя и за казчика) с указанием стоимости работ, услуг и матери алов, подписанный уполномоченными на то лицами по каждому хозрасчетному подразделению. Для этого надо внедрить лимитно-ордерную форму расчетов и учета и отменить соответственно все действующие формы пер вичных документов. В проекте Директив ставится задача вести борьбу против формального администрирования, упрощать ■ удешевлять управленческий аппарат. Совершенствование структуры управления необходим мо поставить в первую очередь в зависимость от ини циативы предприятий, хозяйственных организаций. В настоящее время, например, к о г д а механизация учета приняла в стране широкие масштабы, стирается грань между экономистами и бухгалтерами. Комплексная ме ханизация охватывает все процессы счетной работы, на чиная с первичного документа до заключительного ба ланса. Счет ведется на клавишных и аналитических ма шинах, В этих условиях тот, кто планирует расходы, тот и д<Я)жен передавать первичные документы для механизи рованного счета, делая сразу же анализ правильности произведенных расходов. Это позволит полностью иск лючить всякое дублирование работ по учету , фондов зарплаты, продукции и т. д., которое в настоящее время наблюдается в плановых отделах и бухгалтериях. На мой взгляд, следует предоставить право руководи телям предприятий вносить изменения в структуру уп равления в сторону их упрощения и сокращения штатов. На предприятиях, в организациях, хозяйствах целесо образно создать экономические отделы с упразднением: планово-экономических отделов, бухгалтерии, финансо вых отделов, отделов труда и зарплаты и т. д. Работ* ники экономического отдела должны осуществлять сводное планирование и учет, организацию труда, пла нирование' и учет фондов зарплаты, имущества, мате* риальных запасов; производства, себестоимости; конт ролировать состояние финансов и расчетов, выполнять экспериментальные и другие работы, которыми сейчас занимаются экономические лаборатории и лаборатории научной организации труда. А. ПОНОМАРЕВ, главный бухгалтер управле ния тралового флота. рис. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz