Рыбный Мурман. 1966 г. Март.

Обсуждая проектДиректив XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плану Зарплата, учет, организация управления Успешное выполнение задач пятилетнего плана разви­ тия народного хозяйства СССР на 1966—1970 годы бу­ дет во многом зависеть от того, насколько хорошо будет организована на предприятиях система оплаты труда и материального стимулирования, как будут осуществ­ ляться ленинские принципы хозрасчета. В этом отноше­ нии в траловом флоте предстоит многое совершенство­ вать. Возьмем, к примеру, существующую систему оплаты труда плавсостава. Она очень сложная для-расчетов, можно сказать, недосягаема для понимания не только широких масс моряков, но и командного состава. К то­ му же она не является стимулирующей, так как зало­ женные в нее стимулы усложнены и ограничены, а поэ­ тому не имеют действенного, мобилизующего значения. Для районов Баренцева моря в настоящее время при­ меняются три районных коэффициента: 1,5; 1,7; 1,8. Это влечет за собой дополнительное оформление судовых документов (выписку из судовых журналов), которые проверяются инженерами отдела добычи за каждый рейс. Проверяются только по форме, так как по суще­ ству проверить невозможно. При расчетах зарплаты за рейс заработок по каж­ дому коэффициенту определяется, исходя из удельного веса добытой рыбы в том или другом -районе, что также является относительным. Заработки, на кото­ рые начисляются коэффициенты, ограничены 300 руб­ лями. Для того, чтобы начислить полярные надбавки за рейс, устанавливается заработок каждого члена экипа­ жа за минусом районного коэффициента; зарплата при­ водится в рамки каждого месяца, поскольку рейсы ни­ когда не совпадают с календарным месяцем; определя­ ется предельный размер надбавок — 80 процентов за данный месяц; исключаются надбавки, получаемые на 1 марта 1960 года, и только тогда определяется размер причитающихся надбавок. Общая сумма заработка каждого члена экипажа при­ водится также в рамки каждого месяца для удержания налогов. При выпуске из ремонта судов в срок или/досрочно экипажам производится доплата с 70 до 90 процентов еклада за все время ремонта. А ремонт продолжается иногда до трех лет. За такой длительный период коман­ ды меняются. Да если бы они и не менялись, то прак­ тика показывает, что когда корабль ремонтируется в заводских условиях, выпуск судна из ремонта не зави­ сит в какой-либо мере от экипажа. У моряков в этом вет никакого ориентира, а следовательно, и стимул до­ плат не имеет никакого значения. f Доплаты за три года влекут за собой перерасчеты с каждым членом экипажа за каждый месяц как по на­ числению зарплаты, так и по удержаниям налогов. В настоящее время для того, чтобы начислить зарп­ лату экипажу в составе 9о человек, опытный контролер тратит четыре рабочих дня, а команде в 45 человек два рабочих дня. Сложность системы не позволяет не только полно­ стью, но даже частично механизировать расчеты. Они производятся вручную. Это вызывает необходимость со­ держания примерно на 20 счетных работников больше, чем это было при ранее существовавшей системе оплаты труда. По нашему мнению, необходимо установить такую систему оплаты труда, при которой каждый моряк в любое время сам мог бы подсчитать заработок, а так­ же, сколько с него будет удержано налогов и сколько причитается на руки. Предлагаю: установить единый коэффициент для районов Барен­ цева моря 1,6 (годовой), а районные коэффициент* применять на заработок без ограничения; установить оплату на период ремонта судов в разме­ ре 80 процентов оклада и отменить доплаты за выпуск судов из ремонта в срок и досрочно; ' оплату за время пребывания в резерве установить в размере 70 процентов оклада вместо 75 (в компенса­ цию фонда зарплаты на увеличение оплаты за время ре­ монта); надбавки за работу на Крайнем Севере выплачивать в процентном отношении к окладам, ставкам, а не на фактические суммы заработка (без районного коэффи­ циента); увеличить размер премий с 40 до 60 процентов зара­ ботка в расчете на месяц. удержание налогов производить из зарплаты за рейс, не приводя зарплаты в рамки месяца. Другой вопрос. Первичные документы на расходование денежных средств и материальных ценностей являются фундамен­ том учета. По ним ведется подсчет всех расходов, из­ держек производства, на основе их определяется факч тическая себестоимость. По первичным документам ре­ шаются задачи рационального расходования денежных и материальных средств, задачи укрепления хозяйствен­ ного расчета. Существующая в настоящее время на ф^оте система оформления первичных документов учета не отвечает этим требованиям. Оформлением документов занимают­ ся сотни, тысячи человек. Они подписывают накладные на получение материалов от сторонних организаций и со складов флота, пишут, заверяют, оформляют акты, справки за выполненные работы и услуги. Причем до­ кументы подписываются без указания цены и стоимо­ сти материалов, стоимости выполненных работ и услуг. Только после подписи документов поставщики и под­ рядчики, по своему усмотрению, проставляют Воружение и оснастка трала24,7метра В прошлом году- экипажи сред­ них рыболовных траулеров успеш­ но облавливали серебристый хек н морского налима на банке Джорджес . В этом году морякам также придется вести промысел в этом районе. Анализ показывает, что наи- больАде уловы имели коллекти­ вы, которые работали тралом 24,7 метра. В настоящей коррес­ понденции обобщен опыт работы лучших СРТ, рассказывается о вооружении трала, о том, как пра­ вильно эксплуатировать ваера и т. п. Перед постановкой трала надо обязательно проверить, соответ­ ствуют ли его размеры размерам, указанным в чертеже. Может оказаться, что шаг ячеи и соответ­ ственно число рядов и ячей в не­ которых деталях не сойдутся. Отказываться от такого «нестан­ дартного» трала не следует. Тра­ лы проверены на судах управле­ ния «Мурмансельдь» в 1965 году. Верхняя подбора вооружается 200-миллиметровыми металличе­ скими кухтылями. Кухтыли рас­ пределяются равномерно по всей длине подборы через каждые 0,5 метра. Всего помещается на верх­ нюю подбору 50 кухтылей, при этом их не обязательно нанизы­ вать на дополнительный трос. Нижняя подбора трала во вре­ мя траления должна плотно при­ легать к грунту. « Грузы для нижней подборы де­ лают из такелажных цепей в ви­ де отрезков из нескольких зве­ ньев. Каждый отрезок весит 3 ки­ лограмма (вес в воздухе). В 1965 году на промысле сере­ бристого хека и морского налима лучше других работал экипаж СРТ-Р-723 (капитан В, М. Абар- кин, старший мастер по добыче М. Я. Антуфьев). Схема вооруже­ ния трала этого экипажа оказа ­ лась наиболее удачной. Поэтому- то она и рекомендуется для ши­ рокого внедрения. Па рисунке 1 показано, как нужно крепить цепи к нижней подборе трала. Цель подвязыва­ ется вдоль геркулесового троса без провисания. В этом случае между грунтом и нижней подбо­ рой зазор минимальный. Распределяются грузы следую­ щим образом: на центральной части подборы вместе с конусами семь цепей распределены равно­ мерно. По крыльям крепится по 11 цепей. Всего ставится 29 цепей* Их общий вес в воздухе 87 кг. Трал 24,7 метра работает, по четырехкабельной системе (см. рис. 2—3). Длина каждого кабеля 80 метров. Верхние кабели изго­ тавливаются из стального троса диаметром 12,5 миллиметра/ . а нижние— из стального троса диа­ метром 15,5 миллиметра. Нижние кабели удлиняют на 70—90 сантиметров постановкой цепи. Благодаря этому обеспечи­ вается хорошее вертикальное рас­ крытие трала и предотвращается отрыв нижней подборы от грунта. В процессе работы наблюдается сильное загрязнение нижней час­ ти трала (крылья, пластъ) и объячеивание рыбы в мотне. Эти явления не следует расценивать как ненормальную работу трала. В качестве распорных средств для трала 24,7 м на промысле применялись овальные траловые доски конструкции ПИНРО пло­ щадью 2 м2, 3 м2, и 3,5 м2. СРТ-300—400 л. с, работали траловыми досками площадью 2 м2. При постановке досок боль­ шей площади заметно чувствова­ лась перегрузка главного двига­ теля. СРТ-Р—540 л. с. работали успешно всеми перечисленными выше досками. Однако при про­ мысле на небольших глубинах экипажам всех, судов предпочти­ тельно пользоваться досками пло­ щадью 2 м2. Трал 24,7 метра может рабо­ тать с трубчатыми клячевками, изготовленными непосредственно на судне (см. рис. 4 и 5). Это под­ тверждено -практикой промысла экипажей судов балтийских фло­ тилий и Беломорской базы госло- ва. На промысловых советах при­ водились факты, что балтийские суда имеют больший вылов на один час траления по сравнению с судами «Мурмансельди». На СРТ-4214 и СРТ-713 реши­ ли опробовать клячевочную си­ стему. Для этого была разработа­ на трубчатая клячевка, которая отключается от кабелей при вы­ борке последних на барабаны траловой лебедки. Клячевочная система хорошо се­ бя зарекомендовала. С первых тралений заметно возросли уло­ вы. Объясняется это тем, что, если траловые доски имеют некоторые отклонения • от нормы, то рывки от неустойчивого движения досок сразу передаются на подборы трала, а в результате деформи­ руется устье. С клячевкой этого не произойдет, так как рывки на кабеле от изменения ориентации траловой доек/! сглаживаются клячевкой. Наши экипажи применяют од­ нобортовую схему траления. Во время выборки и травления ваеров носовой ваер проходит через три траловых ролика, а кормовой—че­ рез четыре. Кроме того, во время выборки ваеров на барабаны тра­ ловой лебедки ваера нагружены неодинаково. Это порождает, раз ­ ные внутренние напряжения в ваерах. Для уравновешивания внутренних напряжений нужно менять ваера на барабанах, то есть правый ваер переставить на левый барабан, а левый переста­ вить на правый. На банке Джорджес экипажи работают на малых глубинах и используют фактически только 500 метров ваеров,- Для облегчения замены мест ваерами на бараба­ нах следует менять только первые 500 метров. Для этого нужно со­ единить их с коренными концами не сростами, а скобами. В. ГОЛУБЕВ, наставник по добыче рыбы управления «Мурмансельдь», объемы и стоимость работ, услуг, материалов и предъ­ являют счета траловому флоту. На флоте первичные документы нередко подписыва­ ют разные лица, по существу.не отвечающие за расходо­ вание средств, без всяких на то полномочий капитанов, которые несут ответственность за результаты финансо­ вой деятельности. Считаю, что должен быть создан единый первичный документ на все виды расчетных операций и расходов (который должен исходить только от покупателя и за­ казчика) с указанием стоимости работ, услуг и матери­ алов, подписанный уполномоченными на то лицами по каждому хозрасчетному подразделению. Для этого надо внедрить лимитно-ордерную форму расчетов и учета и отменить соответственно все действующие формы пер­ вичных документов. В проекте Директив ставится задача вести борьбу против формального администрирования, упрощать ■ удешевлять управленческий аппарат. Совершенствование структуры управления необходим мо поставить в первую очередь в зависимость от ини­ циативы предприятий, хозяйственных организаций. В настоящее время, например, к о г д а механизация учета приняла в стране широкие масштабы, стирается грань между экономистами и бухгалтерами. Комплексная ме­ ханизация охватывает все процессы счетной работы, на­ чиная с первичного документа до заключительного ба­ ланса. Счет ведется на клавишных и аналитических ма­ шинах, В этих условиях тот, кто планирует расходы, тот и д<Я)жен передавать первичные документы для механизи­ рованного счета, делая сразу же анализ правильности произведенных расходов. Это позволит полностью иск­ лючить всякое дублирование работ по учету , фондов зарплаты, продукции и т. д., которое в настоящее время наблюдается в плановых отделах и бухгалтериях. На мой взгляд, следует предоставить право руководи­ телям предприятий вносить изменения в структуру уп­ равления в сторону их упрощения и сокращения штатов. На предприятиях, в организациях, хозяйствах целесо­ образно создать экономические отделы с упразднением: планово-экономических отделов, бухгалтерии, финансо­ вых отделов, отделов труда и зарплаты и т. д. Работ* ники экономического отдела должны осуществлять сводное планирование и учет, организацию труда, пла­ нирование' и учет фондов зарплаты, имущества, мате* риальных запасов; производства, себестоимости; конт­ ролировать состояние финансов и расчетов, выполнять экспериментальные и другие работы, которыми сейчас занимаются экономические лаборатории и лаборатории научной организации труда. А. ПОНОМАРЕВ, главный бухгалтер управле­ ния тралового флота. рис. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz