Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
ХХ,П A0 ссрсл" ны авгУста трсскя нахо- в районе Лабрадора в послсд- " ° ПЯТ,!ЛСТ,,С- Д',тся в нелагкали н может с ус- пие годы отмечалось падание про ного Рг г г о ,Я " ^ д- »ехом облавливаться ярусами, изводитсльности промысла у „с- ™ЭЯИСТ1)а СССР ,,а 196ь~ Трссха Восточной Гренландки мецкн.х траулеров с 3 0 - 3 5 топи в ставится задача — ос- становится зрелой на 8 году жиз- 1958-1960 годы до 2 2 - 2 3 тонн в « а ш т ь новые районы и объекты пи п вступает в промысел. Бога- 1961-19133 годы Район эксплуа- яромысла в мировом океане, тые поколения 1950 и 1953 годов тируется интенсивно. ПредпоЬа- Цель этой статьи — познано- обеспечили рост уловов в 1958, гают, что в ближайшем будущем мить читателя с возможностями 1961 и 1962 годах. уловы останутсяН а прежнем уров- сырьсвон базы в широко нзвест- Богатое поколение трески 1956 не,- ибо в прибрежных мелковод ных, не? забытых или так и не ос- г»Да в первый раз появилось на пых районах снизилась интенсив- военных нашими рыбаками райо- участках нереста в 1964 году. иость лова, упал вылов молодой нзх лова лонных рыб в Атлантн- В целом перспективы промысла трески, что в свою очередь обус- ческом океане. У Восточной Гренландии на бли- ловит пополнение стада взрослой Основные запасы донных рыб жа,,ш>|с голы представляются хо- трески, обитающей в более глубо- нзходятся в 'северном полушарии. ц г кнх в®/1ах 1 являющейся объектом в г _„. _млм у западная Гренландия — арена лова больших траулеров, в северном море — это запасы интенсивного лова для флотилий В районе Ньюфаундленда био- мерланга и пикши, которые могут П° меньшей мере десяти госу- логическая продуктивность очень служить объектами лова для сред- ДаРств- Вылов постоянно растет, а велика, однако и интенсивность них рыболовных траулеоов в пе- пР0,1Э®?литеЛ1)!ЮСТЬ лова снижа- эксплуатации также высокая. Па нно» яппрля х. ется- ^Последнее не относится, по- рушение равновесия между есте- Р сентября. Можно жалуй, только к рыбакам Запад- стаенной продукцией и добычей яолагать, что в среднем для этого ной Германии, которые наиболее рыбы может здесь наступить бы- пернсда производительность лова Ра,,ионалыго используют сезоны и стрее, чем в других районах, не будет велика __ 2,5—3 тонны Ра,10НЫ лова- С 1957 года средние Добыча в 1957—1963 годах ко з а сутки лова. Однако в июне— уловы на сУ'шо эа сутки промыс- лебалась в пределах 550—760 ты- вюле—сентябре уловы пнкши н or* ' ‘” олятс* У т , х на уровне сяч тонн. Спад производительно- , мерланга могут достигать 3 5— ы топи- - ети промысла обнаруживается и 4 тонн. ’ Ие»»н*ве суда ведут лев у За- здесь. Однако падение уловов у В Норвежском море в паднон Гренландии обычно толь- рыбаков ФРГ все же значительно районах вдоль северно- ...... ... " 1 ............ ... меньше, чем у рыбаков побережья Норвегии еще совсем недавно об наруживали хорошие за- васы трески и сайды. Наилучшие уловы дой ных рыб здесь были по лучены в .1956 и 1959 го ду — 550 ■ и 616 тысяч тонн. Однако ззтем по следовал сильный спад промысла, и теперь толь ко отдельные британские и немецкие крупные тра улеры пробуют вести лов в сезонный период С ы р б а з а Атла других стран. Это объ ясняется тем, что они ло вят треску, концентриру ющуюся в первой поло вине года перед нерестом и на нересте, а рыбаки других стран — круглый *од с наибольшим коли чеством судов — в лет ние месяцы. Рыбаки ПНР ориенти руются и в ближайшем будущем использовать свои БМРТ на лове мор ского окуня, так как ______ __ считают, что состояние ~ a "PC-m ' ~"Уч11тыва* КО в первой половине года, и то хорошее 3а" аС° В ЭТ° Й РЫбЫ еЩС ли в настоящсеНврем1а этоТ’рзйо? г а Г и Т н ^ ш ^ х ' ^ м ^ п 3‘я 'Ы’ Д а ™' В районах Новой Шотландии представит интерес для экипажей папе— апппр пя ° добыча несколько лет сохранялась любых типов наших рыболовецких и нерестовых с к о п л ен и я х ^™™ * ! ^ РвШ' е 400 ТЫСЯЧ Т0И" с гол' В судов. p.ifinvii | | л п ™ , п трескн- 19б3 году наступил рост за счет В районах Шпицбергена и у облавливают в течение ^ З а * на" пЫЛ° “а Советск1,м Союзом ссРсб’ острова Медвежий промышляют гульные скопления трески Немец р"пТОГО XCha-. - дониых рыб главным образом фло- кие рыбаки в это в£емя пепёхо- -ЭТ° М раИ° " е уРове,1Ь Добычи тилии Англии и ФРГ. Панлучшне дят в другие районы и занимают Т, ке - яв;1яется критическим, уловы были здесь в 1956 1957 и m Лппп ! ' , занимают Дальнейшее увеличение интененв- J959 годах - 320 -330 тысяч тонн, рой половине года Х н е н н е п .д ’ ,,0СТИ пРомысла можст вызвать суточные уловы немецких трауле- Дологических условий большой “ и пРОИЗвадчтелы.остн лова, ров достигали 25 тонн. В 1960 го- наплыв холодных вот на бшк л 38ЛИВС ’ П0 Ш1С,ШЮ заРУ‘ ду и в последующие годы их уло- создают 'неблагоприятную обета ^ Ж|1ЫХ Учг,|Ы*. м0»<ст быть без- вы были на уровне 1 2 -1 6 тони, новку для лова Т е с к -болезненно и значительно увелн- Эти районы, очевидно, могли бы До I960 года добыча пыбм v 40,1,1 лобыча трески, пнкши, оку- прсдставлять определенный инте- Западной 1 > п п а в д Г находилась " ° " е ХСКа’ 3а" аСЫ КОТОРОГО рес в отдельные годы и сезоны „а одном уровне 250 -300 п " ° затР0 ||Уты промыслом, для флотилий средних рыболов- тш т д 0 этого времени 1 п Г , Перечень наиболее массовых »ых траулеров. nnn„ ' i ^ Y _ ° равных рыб севера Атлантики можно бы- Особенно важно знать годы Г ^ к о й ^ Г у н Г н Я Г " 3’ f бы закончив сканом и баттер1 вступления в промысел урожай- Однако после 1960 года уповы фМШСМ побеРежья Североамери- иых поколении трески, когда про- окуня упали зато уловы трески К8ИСКИХ штатов> запасы которых нэводительпость лова возрастает. г>езко возпости V r i S S I S I vth « иахо^ тся в хорошем состоянии. В основном районе промысла и™т„ ^ Усиление актив- В Южной Атлантике запасы донных рыб - у Исландии в по- ропейских м ц и Г в * последние че- ДОИ"ЫХ рыб пРакт1,ческн e^ c еледнее десятилетне уловы нахо- последние че очень и очень мало тронуты про- дятся на уровне 890 -980 тысяч до 400 - 5 0 0 тысяч тоин^СеТчас 'в мысл!?м- У юго-западной Африки тонн. Ученые утверждают, что ^ о б л а д а е Г т р ^ к а Гло " У 113 Патагонском здесь наблюдается сейчас равно- у0 пПоиен?п^ nnnuu .™ «• v шельФе имеются отличные скопле- весме между биологической' про- ™ Х е Г ™ Е “ а м S U Ш' Я КаК показ»» ает дуктпвностью и выловом, поэтому Изучение гнвпопогичрг!ог« ПР 0ПЫТ ра6оты в ' юго' запаД,,ои Аф- в ближайшие годы не ожидается жнмаУ „сторня^ поГ вл ениГ с ^п те- р’1Ке " ау411° ' поиск(>вого Р™ <Бе* эначительиого уменьшения или 1!нй тееск^ у ЗаТ а тпоГ г ^ я » логорск>* концентрации мерлузы увеличения производительности дин ^ в о ё п о х о л о м т » воя от эаЛегают ,,а большой протяженно- лева. О размерах колебании про- £ ечаечое с ? г ш у с и л и в а в СТИ СК,ЛОИа " °б«печивают суточ- взводнтельности лова у Исландии 1Ц„ ftCJT заток арктических вол по^ НЫе уЛ0ВЫ Л0 4 0 _ 4 ° ^ н п Боль- говорят следующие цифры. Не- вптяюt vчгн ын п п о п п о л а г а ч т о Ш" е скопле2м,Я лои,шх рыб оби' мсикне траулеры (ФРГ) в 1953 ло ® у ^ЗзнадноЙ Г е р ТаК>Т И J a. баНКах У ’ОЖ" ° Й GK° " C* гаду добывали в среднем по 16 1 у оападнои I реиланднн в чиости Африки. тонн на судно за сутки лова в " ер^пект,,ве грядущих 5 10 лет £ слн проанализировать выше- 1963 году 13 тонн Ассортимент С|1НЗЯ1СЯ- Известно, что потепле- изложенное о возможностях сырь- . « л . „«• " а и Р, |щ еит 11Ие вод дало жизнь многочислен- „ пишу nurt /т р гтп - улввов в этом районе состоит из ньш КОСячам тпески и ок\м»я евон Оазы дониых рыб (т. е. сто- 4 0 - 5 0 процентов окуня, 2 0 - 2 5 Од ако Т а \ Ш год английские Л° В° И рыбы) В Атла,,тическом процентов трески, 15 процентов ^ " aK0 113 ,yDO гол аиглинскне океане, то напрашивается рядоче- сайды, 6 - 1 0 процентов пикши! предсказывают хорош"е видных выводов. Совершенно очевидно, что в от- " ерспект,,вы промысла трески. Пожалуй, самым главным явля- дельные сезоны у Исландии могут II? ,'mf ° ' iогп?Р° *1 ог i Р°Л11ВШиеся в ется то, что наши большие моро эффективно вести промысел фло- I TCя к а к ^ п п J ^ ^ » ГР°Л“ ’ оцеН1,ва' энльные траулеры в районах Се- тилнм средних рыболовных трау- ' урожайные. верной Атлантики сталкиваются с даров. Учитывая неплохие, перепек- ограниченными возможностями Район Восточной Гпекланвни тпвы пРомысла у Западной и Вое* сырьсвой базы, которые не только обеспечивает сейчас наивысш\'ю то'!,юй г РС«л а»Д''», представляет- не позволяют рассчитывать на производительность лова сведи с я . во?можным развернуть широ- дальнейший рост промысловых всех промыслов донных рыб в в о е К‘,И промысел флотилиями сред- нагрузок и уловов, но заставляют точном секторе Северной Атлан- ,TLaKyj,ePn B в Первоы П0-Пуг0‘ «одумзть о сознательном енпже- 7 »ии. Промышляют здесь главным Д 1966 г- В П0Л‘>3У »того довода нпн нагрузок, если мы собнраем- ебразом рыбаки ФРГ Лобыча ко- свндетельствУ«т большая протя- ся эксплуатировать, например, ран- леблется между 36 и 50 тысячами же1|Н0СТЬ р?,иона **50 миль, оны Исландии, Лабрадора и Нью- тонн рыбы в год близость от Ньюфаундлендского н фаундлеида. в „ Лабрадорского районов, что соз- Предприятия и фирмы, эксплу- °АЫ пРоявляется дает хорошие условия для мзиев- атнрующие большие морозильные IL - th п К 3Л °Д,ИТеЛЬ- ра ФЛОТОм ПР" налаженной раз- траулеры кормрвого траления в „ ду улов Бсдке " контроле за районом. Польше и ФРГ, руководствуясь TDavnenon С алрсля до ,,ачала июля на сложившимися ценами на рыбу и 1 Q г, _ 9 Д о» плотных скоплениях трескн у За- конъюнктурой рынка, идут на та- r , . ^ n a v тон" ладн°й Гренландии суда могут кое сознательное планирование ■ HaimvuinuS Л J СТ треска* нметь уловы в среднем 5—6 тонн более низких нагрузок, чем те, ко- i J S S S f f npoMb!Cf a У за^ У тии промысла. торые бы позволили полностью ^ jTPnRvm птпгрми!!^И „оХЗт ТЫВа" •*Следует провести эксперименты использовать морозильные мощ- « рпггтнтгя и япп м р п * ^Р£Гка с ловом на ярус и на поддев в мости. В данном случае главное мча ппшппппчгрп ’ оэтому до высокоэффективный сезон июня— внимание обращается на перера- и- ' up п т ш ' п - т СТЬ ПР0МЬ1С‘' августа. Опыт португальцев, pa- 6 otkv улова и обработку рыбы, л не подвержена большим коле- ботающих этими способами с до- Ю. ЧУКСИН, начальник 5 Е £ . 2 г Г Г ,Ъ Д Г “ ,5 «оста. производственного отдела Тордеискиольд, Билле, Филькир, точно высоки' — на уровне 3 - 4 Атлантической промраэве*- Антон Дорн. С середины июля и тонн трески за час лева. * шш, * Р и д К чему приводит халатность На лихтере «Рыбачим» в порту Кемь после погрузки леса 18 июля 1965 года просела жаровая труба. Причина та же, что и на «Алексее Венецианове», — утечка воды из котла. Опять халатное отношение лич ного состава машинной команды к своим обязанностям, тут виноват и старший механик А. С. Посто вой, который нарушил элементар ные требования «Правил обслужи вания судовых паровых котлов и ухода за ними», то есть эксплуа тировал котел с неисправными во домерными стеклами. Отсутствие воды в котле было обнаружено тогда, когда топка начала дефор мироваться. При вскрытии котла уровень воды в нем находился на Дв€ трети высоты жаровой трубы. О правке жаровой трубы, конеч но, \с речи не могло быть. Ее при шлось заменить силами мастеро вых судоверфи. В результате судно простояло 88 суток, убыток составил 116.952 рубля, да плюс технический убы ток 19G0 рублей. Старшему механику А. С. Пос- тевому за нарушение «Правил об служивания судовых паровых кот лов и ухода за ними» объявлен строгий выговор с вычетом одной трети ставки, старшему машини сту 11. С, Петухову, эксплуатиро вавшему котел на своей вахте в предаварийном состоянии и не по ставившего об этом в известность старшего механика, то же самое наказание, что и старшему меха нику. Кочегарам М. М. Буравкову и В. Д. Боженкову за эксплуа тацию коТла с неисправными во домерными стеклами во время своих вахт объявлены строгие вы говоры. Капитану В. А. Дьяченко, допустившему к обслуживанию котла Студенцова, не имевшего удостоверения о сдаче техминиму ма на кочегара, объявлен строгий выговор с удержанием одной тре ти ставки. В ночь с 27 на 28 октября 1965 года был буквально сожжен паро вой котсл на плавбазе «Городец кий». Авария случилась на вахте третьего механика В. И. Ефимова. Сменились вахтенные у котла, и третий механик отправился отды хать. В 2.45 третий механик про верил несение вахтенной службы у котла и снова ушел отдыхать. Не сколько позже (около 4 часоб утра), покинув вахту, ушел в каюту и машинист Г. И. Матвеев и там уснул. Котел около часа ра ботал без надзора. При сработке пара остановились механизмы (в работе были пародинамо, цирку* ляционный и питательный наео* сы, котельный вентилятор и паро вое отопление), в частности, пи тательный насос, и опять — утечка воды из котла. После того как остановилось пародинамо и погас свет, трерш механик был разбу жен вахтенным матросом. Спус тившись в машинно-котельное от деление, ©п обнаружил, что все ранее работавшие механизмы стоят, давление в котле ноль и во ды в водомерных стеклах нет. Разбудив вахтейного машиниста, третий механик В. И. Ефимов, в нарушение элементарных положе ний «Правил технической экс плуатации», принял решение раз жечь котел. Вручную растопочны ми насосами поднял давление до 3,5 атмосферы пара в котле, после чего разорвалась водогрейная трубка. Тогда только растопка котла была прекращена. Но огонь сделал свое дело. При отсутствии воды водогрейные трубки почти все сгорели, сгорел и пароперегре ватель, обгорели секционные ка меры. Плавбаза простояла в ремонте 60 суток. Флоту нанесен убыток в 123.000 рублей. Против виновных было возбуж дено уголовное дело. Народный суд вынес справедливый приговор нарушителям трудовой дисципли ны. Машинист Г. И. Матвеев приго ворен к 2 годам лишения свободы с выплатой 2.000 рублей в счет частичного погашения убытков, третий механик В. И. Ефимов — к двум годам условно с анало гичной денежной выплатой. И еще случай. В ночь с 25 на 26 декабря 1965 года во вреыя с м я ш * влавбазы «Воркута» в порту под разгрузкой вахту у котла нес старший котель ный машинист В. М. Лаврищев, а временами за работой палубных механизмов и котла наблюдал газо- электросварщик А. П. Карпов, ко торый не имел свидетельства ма шиниста. Старший машинист В. М. Лаврищев с похмелья заступил на вахту в 0 часов 26 декабря и, есть основания предполагать, продол жал распивать спиртные напитки (последнее подтвердила медицин ская экспертиза). Второй вахтен ный механик Н. А. Абашкин рабо тал в машинном отделении до 5 часов утра, после ушел отдыхать в каюту. Около 6 часов ушел нз машин ного отделения и А. П. Карпов, чтобы проверить состояние палуб ных механизмов. Котельный маши- и ист В. М. Лаврищев в это вре мя прошел в котельное отделение, где и заснул. Проснувшись, он обнаружил, что давление вара па дает. Не имея полной уверенно сти в том, что есть вода в водо мерных стеклах, он добавил горе ние в топках на полную мощ ность. Несмотря на это, давление пара в котле продолжало быстро падать. Тогда он вызвал второго механика Н. А. Абашкина. Когда тот спустился в машинное отде ление, то обнаружил, что давле ние пара в котле 0,7 атмосферы! воды в водомерных стеклах нет, топливный насос не работает, осве щения по судну нет (пародинамо работало на минимальных оборо тах). Вскрыв и осмотрев топки, вто рой механик Н. А. Абашкин уста новил, что водогрейные трубки и обмуровка котла сильно раскале ны и плавятся. Расплавленный ме талл через неплотности лаза по ле« вому борту стал протекать в льяла котельного отделения, отчего ско пившийся там мазут воспламенил ся. Пожар был потушен силами: городской пожарной команды. А‘ котел был полностью выводе-» из строя. Принимая во внимание грубое нарушение «Устава службы на су дах флота рыбной промышлеи* иости СССР», ‘ допущенное ко тельным машинистом В. М. Лав* ршцевым и вторым механиком Н. Л. Абашкиным, а также боль шие технические убытки, причи ненные флоту, и вывод плавбазы «Воркута» из строя на длительный срок из-за аварии парового котла# все материалы по данному ава - ; рийному случаю направлены в про- куратуру для привлечения винов ных к ответственности. Вот к чему приводит неднецил* лииированность отдельных работ* ников. Это из-за них в прошлое году флот понес убытки: техниче ские на сумму 201.216 рублей, от простоя в количестве 397 суток — 831.736 рублей. Тщательный анализ аварий по казывает, что они произошли в ^ основной-из-за грубейшего нару шения вахтенной службы и тру довой дисциплины (сои ва вахт€$ допуск к обслуживанию агрега тов лиц в нетрезвом виде ,^ опозда ние на вахту, самовольный уход с вахты и т. п.). Большое число нарушений происходит в между рейсовые стоянки судов в порту. Это можно объяснить только тем* что у старших механиков в порту, ослабевает требовательность к подчиненным и отсутствует конт роль за их работой. В море рабо та каждого все время проходит на глазах товарищей, вахтениого механика и* наконец, старшего ме х а н и к а . В порту же этого пет* да и некоторые считают, что работать по-настоящему надо только в мо- р е - . * Аварий могло бы и не быть» если бы каждый помнил, что толь ко твердая дисциплина, отличные знания Устава службы и Правил технической эксплуатации путь к безаварийной работе, пу^.ъ й рентабельности нашего флота. О. МЕДВЕДЕВ, старший ин« женер механико - судовой службы управления «Сев- рьгбхолодфлот».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz