Рыбный Мурман. 1966 г. Март.
Обсуждаем проект Директив XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плащ БОЛЕТЬ ЗА ДЕЛО,РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Все моряки, конечно, уже про- текущий ремонт 30 кораблем. оно вследствие загрязнения по- 0,5— 1,5 тонны. Достигаем этого нок у пае загружен работой и чли проект Директив XXIII съезда Как видно, плохо еще механи- верхиости котла как с огневой, путем регулярных профилактаче- 3—4 часа в сутки. КПСС но пятнлетнему плану. Не ки знают техническое состояние так п с водяной старояы. У нас ских осмотров и ремонтов судо- Думается, что падо юнеть в надо быть экономистом, чтобы по- своих судов. Отсюда улучшение на корабле стало правилом, что вых двигателей и механизмов. складе тралового флота тридцать чувствовать: для выполнения пя- технической эксплуатации флота огнавую камеру мы чистим сила- Известно, что три пятых сгема сорок моторов переменного ток тилетки придется поработать осно- — важнейший резерв увеличения ми машинной команды. Полно- пара с котла расходуется на вспо- мощностью от 2,5 до 4 .киловат ватсльио всем, каждому на своем добычи рыбы, повышения эконо- стью удаляем пленку сажи с по- могателъпые механизмы. Для прс- чтобы машинные команды други участке. мической эффективности работы верхности пароперегревателя, во- дупреждения непроизводительного судов имели возможность выпол В проекте Директив ставится за- флота. догрейных и дымогарных трубок, расхода пара мы расточили кэпы нять м®бгие срочные токарные ра дача довести добычу рыбы, китов, В связи с этим я хочу поде- Тщательно очищаем , также труб- поршней и поставили в них по два боты. Смена моторов отнимает »ce Jtopc-Koro зверя и морепродуктов в литься опытом работы машинной ки воздушного экономайзера. кольца разрезами в разные сто- г0 Двадцать минут. 1970 году до 8,5—9 миллионов команды нашего корабля, выска- Завод, как правило, производит роиЫ. Это полиостыо оправдывает Сейчас же многие механик» тонн. Чтобы облегчить труженикам зать свои предложения и поже- чистку котла с водяной стороны, ' пустяковыми деталями бегут в; рыбной промышленности решение лаяия. ио не всегда добросовестно. Про- . ' _ хоманми завод’ Да,от дополнительные зака этой задачи, государство заплани- В прошлом году траулер «Ме- ходит три—четыре часа, смотришь, J * Т " *тТ “ т,. зы. На это тратится много арене ровало в 2,5 раза увеличить коли- теор» сделал тринадцать рейсов, судоремонтники уже • заявляют, * c . v io b далось во- яи» ШО'Ремолт становится дороже чество судов, оснащенных совре- Девять из двенадцати стоянок бы- что все в порядке. биться большего снижения тле- Токарные станки имеются в; ленным оборудованием.. Слов нет, ли безремонтными. Машинной Мы допускаем большую ошиб- топлива многих судах, и надо, чтобы юн это большая поддержка. Но мырас- команде удалось сделать на две ку, что снижаем требовательность * ' * использовались с максимальней па нолагаом й огромными внутренни- котлочистки меньше. Как навеет- к судоремонтаикам. Помнится, я Оо ^этом я уэнал совершенно грузкой как на промысле, так и i ми резервами. Разве это нормаль- но, их положено делать через плавал на судах Министерства мор- случайно. И вот тут хочется бро- порту. но, когда одна треть кораблей 1200 часов работы котла. Мы до- ского флота. Так там с чисткой Сйть ® адрес механвко- Чтобы ускорить сроки к ямы тралового флота ежегодно нахо- вели сроки работы котла между котла не спешили. На нм трати- судовой елужбы я работников качество ремонта судов, вад< дитея в ремонте? Конечно, нет. котлочистками до 2000—2400 ча- лось 15—20 часов. И работа вы- технического отдела. Плохо еще быстрыми темпами расширять су- Среди моряков укоренилось сов без какого-либо ухудшения поднялась действительно тая, как ва Флоте обобщается и распро- доремонтпую базу Северного fee- мнение, что прежде всего повин- технической эксплуатации паре- положено. стреляется передовой опыт. еейна. -■= вы в этом судоремонтники. Дей- силовой установки. Выс-вобож- Вот и траловому флоту надо Сейчас наш траулер в текущем На судоверфи не хватает щри- етвительпо, непорядков в органя- денного для промысла времени позаимствовать эту разумную в ремонте. Завод выполняет основ- чалов. Этоособенно сказывается вации судоремонта еще много. Но оказалась достаточно, чтобы лик- данном случае тактику: тише ной объем работ, а семеро чле- сейчас, когда флот бассейна по давайте посмотрим, а не уподоб- видировать отставание в добыче едешь—дальше будешь. Чтотолку, нов машинной команды занимают- полпяется транспортными и прош ляемся ли мы людям, которые ви- рыбы и успешно справиться с го- если десяток кораблей уйдет в ся профилактикой. Чтобы не уве- водственными рефрижераторами дят соринку в чужом глазу, а у довым планом. морс на полсуток раньше графи- личивать объем ремоота, мы свои- Корабли стоят по 3—5 корпусов, себя бревна не замечачот? Мпе Вот некоторые механики го- ка, а потом эта быстрота обер- ми силами выполняем многие то- Из-за перестановки одного кораб- думастея, что во многих случаях ворят, что аварии котлов — это нется авариями, которые повле- карные работы. ля очень часто прекращается рабо- бшает именно так. следствие длительного промысла кут за собой длительные простои, Как известно, станки на трау- та на остальных судах. Техническая эксплуатация в штормовых условиях, и приводят огромные материальные потери, лерах приводятся в действие элект- Большие простои кораблей про флота находится еще не на высо- ряд других «объективных при- Повышенный расход топлива— ромоторами постоянного тока. А у исходят в ожидании докования. те. Об этом свидетельствует и чин». Правильнее будет ис-кать явный признак того, что котел пас судовое пародинамо разобрано. Об этом много говорится, об этом возросшее количество аварий причины в недостаточном техии- работает с перенапряжением. Но С берега лее подается ток перемен- хорошо знают работники Мини котлов в 1ЭС5 году, и тс факты, ческом уходе за паросиловой далеко не все механики обра- ного напряжения. Но мы нашли стерства рыбного хозяйства что судоверфь отремонтировала установкой и вспомогательными щают на это внимание — дескать, выход из положения. По предло- СССР. А положение выправляется сверх графика 46 траулеров, что механизмами, в ослаблении тре- уголь плохой и т. п. А зря. жению третьего механика коммуни- очень медленно, дополнительные заказы в 1965 бовательности к членам машин- На пашем корабле ерсдиесуточ- ста Николая Романовича Тюкало- в - ПОПОВ, старший меха- году превысили 180 тысяч нор- ных команд. ный расход топлива колеблется ва вместо электромотора постоян- ник траулера «Метеор»; Ге мо-часов. Это означает, что су- Котел в основном изнашивается впределах от 7 до 7,5 тонны, мень- ного тока поставили электромотор рой Социалистического Тру- доверфь сверх плана выполняла от перенапряжения. Происходит ше планируемого расхода ва переменного тока. Токарный ста- да. Н у ж н а лол уи от рош и л ьш ая ташмша, В проекте Директив XXIII съез да КПСС по пятилетиему плану ставится задача — более высоки ми темпами развивать пронзвод- ство рыбных продуктов, повы шать их качество. В этом отношении предстоит многое сделать экипажам судов сельдяного флота. Не всегда еще качество заготавливаемого полу фабриката бывает высокое, а из плохого полуфабриката хорошей продукции не сделаешь. Отдел обработки рыбы управ ления «Мурмансельдь» прилагает немало усилий, чтобы повысить квалификацию мастеров по обра ботке рыбы, внедрять передовой опыт. Надо, чтобы все моряки, а ие только мастера по обработке рыбы болели душой за то, чтобы улов обрабатывался как можно быстрее и при этом не наруша лась технология посола. Приближается период, когда начнется промысел калянусной сельди. Чтобы не допустить пор чи продукции, ухудшения ее то варного вида, моряки разделы вают сельдь. Это очень трудоем кий процесс, и пока он выполняет ся вручную экипажами судов всех рыбопромысловых бассейнов. Раз делка сельди к тому же сдержи- вает и добычу. НУЖНА ПОЛУ- ПОТРОШИЛ ЬНАЯ МАШИНА. ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ ТАКОЙ МА ШИНЫ УЖЕ СОЗДАН, НО ВОТ КОГДА ОНА БУДЕТ ПЕРЕДАНА В МАССОВОЕ ПРОИЗВОД СТВО, НЕИ3 ВЕСТНО? Довод- кон, испытанием отдельных узлов занимаются инженеры ПИНРО. .Я понимаю, что дело это нелег кое, но нельзя затягивать работу на длительный срок. Может быть, есть смысл привлечь к работе над машиной научные и конструктор ские силы НИКИМПР? Для того, чтобы предохранить верхние ряды сельди в бочках от окисления, работники отдела до бычи рыбы «Мурмансельди» пред ложили закрывать сельдь круж ками, изготовленными из поли- хлорвиниловых и полиэтиленовых вкладышей (мешков), бывших в употреблении. Об этом подробно рассказывалось в номере бассей новой газеты от 14 января J966 года. Разрабатывая это предложение, мы были в полной уверенности, что рыбокомбинат передаст нам полиэтиленовые мешки, которые нельзя использовать вторично. Та ких мешков на комбинате скопи лись сотни. ' И-*вот вместо того, чтобы пойти нам навстречу, по* мочь организовать мойку мешков, директор второго холодильного завода тов. Брюханов заломил такую цену, что мы йе знаем, что теперь делать. Новый мешок стоит 79 копеек, а «Мурмансельди» предлагает покупать рваный з* 57 копеек. Вот в может получиться так, что рваные мешки будут гнить на складе, вместо того, чтобы быть в деле и приносить пользу ш экипажам СРТ* и самому рыбо комбинату. Наибольший экономически» эф фект может быть получен, «если полиэтиленовые кружки будут многооборотными (хотя бы даа—* три раза). Поскольку "сельдь сда ется в основном на плавбазы управления «Севрыбхолодфлот», то надо, чтобы на базах иружкв сохранялись. А такой гарантив во* ка не получено. Нужно объединить усилж» код-* лективов флотов и рыбообработ чиков береговых предприятий в борьбе за повышение ' качества продукции, а не действовать, как лебедь, рак и щука в известной басне Крылова. ^ Н. ИВАЩЕНКО, старший инженер отдела добычи pat- бы «Мурмансельди». БАРЕНЦ ЕВО МОРЕ Продолжающееся охлаждение иод южной части Баренцева моря вызовет дальнейшее перемещение тресни в западные районы, а по этому можно ожидать уплотнение концентраций на Нордкинсной банке и Норвежском жёлобе. Воз можны промысловые скопления трески и пикши на Финмаркен- ской и Рыбачьей банках ; плот ность скоплений будет опреде ляться подходами в эти районы мойвы. Некоторое значение в про мысле в первую декаду марта бу дет иметь Северо-Западный склон Мурманской банки. В юго-западной части района Нопытова скопления самок окуня- нлювача сохранятся , а со второй половины месяца в северные и центральные квадраты можно ожидать подходов самцов. Средний улов на час траления по всему морю будет 5,8 ц. ПРОГНОЗ ПОДХОДОВ МОЛВЫ К Б ЕР Е ГАМ В 1966 г . В отличие от_ всех предшеству ющих лет мойва зимой 1965-66 г г . имела западное распространение . По исследованиям ученых ПИНРО и Норвегии, в районах зи мовки мойва встречалась от Шпиц бергена и дальше на восток при мерно до 38° в. д., в широтном направлении она распространя лась от 76 с. ш. и севернее. Наи большие концентрации мойвы бы ли обнаружены вдоль почти всей восточной и южной стороны рай она о. Надежды, западной сторо ны возвышенности Персея, а т а к же юго-западной части Централь ной возвышенности, где она рас пределялась на большой акватории у северо-западной кромки и вдоль большой части южной сто роны банки. При обследова нии восточны х и северо - восточных районов Баренце ва моря (восточ нее 40° в. д. и до 75° с . ш.) концент раций мойвы не наблюдалось (во всяком случае уло вы были ш тучны ми). Наибольший улов был получен в Цент ральном жёлобе (11 эк з ., квадрат 854). Но с другой стороны мойва, видимо, подошла в район Мурман ской банки, т а к как в желудках трески , ловившейся в декабре в этом районе, она встречалась до* вольно часто (11%). Отмечено, что появление мойвы в ближних западных районах (склонах Мурманской банки, Деми довской банке, Центральном пла то, Мурманском языке , Финмар- кенской банке) в январе—феврале предшествует западным подходам. Данные, поступающие с моря за эти месяцы, показывают, что мой ва подошла в перечисленные вы ше районы в конце января . Как уже указывалось, при оценке ха рактера предстоящих подходов мойвы к берегам в работах В. С. Прохорова, особое значение при дается термическому режиму мо ря о четвертом квартале преды дущего года, т . е. условиям, при которых начинаются миграции с мест откорма. Многолетний мате р и а л показывает, что низкая тем п е р а т у р а воды в четвертом к в а р тале способствует смещению нере стящихся косяков на з а п а д , высо к а я — н а е о с т о к . За показатель теплового состоя ния берутся 3—7 станций на раз- ПРОМЫСЛА тельность промыс ла здесь при бла гоприятных ледо вых условиях бу дет выше. Предпо лагаемая произво дительность про мысла в целом по району Лабрадора будет колебаться в пределах 30— 35 ц. на час тра ления. резе по Кольскому меридиану (70*30 Резервными районами промыс- — 72 30) в слое 0— 200 м. Темпе- ла трески мож ет бы ть Юго-Запад- ратура в четвертом квартале ный склон банки Флемиш-кап, где 1965 г. на этих станциях была скопления ровной нерестовой тре- ниже средней многолетней на 0,80е. ски продержатся до середины мар- Таким образом, можно заключить, та, и банки Банан и Фюллас (За- что в 1966 г. массовые подходы ладная Гренландия), где основу мойвы будут приурочены главным уловов составит ровная зимующая образом к берегам Норвегии, треска. У берегов Мурмана подходы мой- На свале Лабрадорско-Ньюфаунд- вы следует ожидать в марте. Вви_- лендского района на глубинах от ду сильного похолодания южной 350 м и больше будут распола- части Баренцева моря, подход гатъея преднерестовые скопления мойвы в прйбрежную зону может окуня-клювача, а на глубинах 500 быть незначительным, поэтому ус- — 600 м. (квадраты 417, 418, 3806, пех промысла и величина вылова 721, 681а) — плотные промысловыо будут зависеть от применения ак- концентрации длинной камбалы, тивных пелагических орудий лова в открытой части моря. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫ Е РАЙОНЫ В марте производительность промысла трески на Южном Лаб радоре снизится . О ставш аяся мел кая и ровная зимующая тре ска бу- дет концентрироваться на Южном и Юго-Восточном склонах банки Гамильтон и на банке Сандаля, однако скопления ее по сравнению с февралем будут менее плотными и менее устойчивыми. Значительно лучшим будет а с сортимент трески ка Северном Лабрадоре, где сосредоточится ирупная и ровная преднерестовая и нерестовая тре ска . Пронэводи- В этом году первые преднерес товые сельди в район Норвежско го мелководья — на банки Грип- тарене и Фрея — подошли в ше стой пятидневке января , на 10 дней раньше , чем в 1965 г. Массовый подход и концентра* цию преднерестовых скоплений в этих районах наблюдали в первой полооине февраля . Отдельные про мысловые скопления были отмече ны в третьей пятиднезке февраля на склонах банок Гриптарене и Фрея . Продвигаясь в северо-вос точном направлении, скопления сельди вышли на банки Хальтен и Склинна. Первые экземпляры нерестую щей сельди поисковыми судами отмечались ' 21 февраля -в юммых рядах Лофотенского района и 20— 25 процентов особей— н а ‘северных склонах банки Склинна. В связи с благоприятными гид рологическими условиями — от-» сутствием балтииских вод в рай оне нерестилищ — в этом году следует ожидать более широкого распределения сельди в период размножения. В марте скопления сельди поко лений 1959, I960 и частично 1961 гг. рождения основной массой будут распределяться на нерести лищах Норвежского мелководья, Лофотенском и районе Фарерско го архипелага. Частично сегаьдь может размножаться такж е к на банке Викинг. В районе Норвеж ского мелководья основным в*- стом размножения, как и в прош лые годы, буду т являться склоны банок Фрея, Гриптарене и север нее их — банки Хальтен и Силии- на. В связи с более ранним подхо дом сельди на нерестилищ», не рест ее в районе Норвежского мел ководья должен закончиться рань* ше. Подход преднеоестовых скопле ний сельди в район Лофотен ожи дается в первой половине марта. Небольшая часть сельди, в основ ном рекруты 1961 г. рождения, позволит продлить промыоел в этом районе до начала апреля, но промысел в это т период будет ма лопроизводительным. В марте производительность промысла по всем районам будет около 100 кг на сеть. ' Наиболее уловистые сети будут: в районе Норвежсного мелководья 28— ЗС мм, в районе Лофотен — в основ ном 28 мм и частично 26 и 30 мм, ПИНРО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz