Рыбный Мурман. 1966 г. Март.

Обсуждаем проект Директив XXIII съезда КПСС по новому пятилетнему плащ БОЛЕТЬ ЗА ДЕЛО,РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Все моряки, конечно, уже про- текущий ремонт 30 кораблем. оно вследствие загрязнения по- 0,5— 1,5 тонны. Достигаем этого нок у пае загружен работой и чли проект Директив XXIII съезда Как видно, плохо еще механи- верхиости котла как с огневой, путем регулярных профилактаче- 3—4 часа в сутки. КПСС но пятнлетнему плану. Не ки знают техническое состояние так п с водяной старояы. У нас ских осмотров и ремонтов судо- Думается, что падо юнеть в надо быть экономистом, чтобы по- своих судов. Отсюда улучшение на корабле стало правилом, что вых двигателей и механизмов. складе тралового флота тридцать чувствовать: для выполнения пя- технической эксплуатации флота огнавую камеру мы чистим сила- Известно, что три пятых сгема сорок моторов переменного ток тилетки придется поработать осно- — важнейший резерв увеличения ми машинной команды. Полно- пара с котла расходуется на вспо- мощностью от 2,5 до 4 .киловат ватсльио всем, каждому на своем добычи рыбы, повышения эконо- стью удаляем пленку сажи с по- могателъпые механизмы. Для прс- чтобы машинные команды други участке. мической эффективности работы верхности пароперегревателя, во- дупреждения непроизводительного судов имели возможность выпол В проекте Директив ставится за- флота. догрейных и дымогарных трубок, расхода пара мы расточили кэпы нять м®бгие срочные токарные ра дача довести добычу рыбы, китов, В связи с этим я хочу поде- Тщательно очищаем , также труб- поршней и поставили в них по два боты. Смена моторов отнимает »ce Jtopc-Koro зверя и морепродуктов в литься опытом работы машинной ки воздушного экономайзера. кольца разрезами в разные сто- г0 Двадцать минут. 1970 году до 8,5—9 миллионов команды нашего корабля, выска- Завод, как правило, производит роиЫ. Это полиостыо оправдывает Сейчас же многие механик» тонн. Чтобы облегчить труженикам зать свои предложения и поже- чистку котла с водяной стороны, ' пустяковыми деталями бегут в; рыбной промышленности решение лаяия. ио не всегда добросовестно. Про- . ' _ хоманми завод’ Да,от дополнительные зака этой задачи, государство заплани- В прошлом году траулер «Ме- ходит три—четыре часа, смотришь, J * Т " *тТ “ т,. зы. На это тратится много арене ровало в 2,5 раза увеличить коли- теор» сделал тринадцать рейсов, судоремонтники уже • заявляют, * c . v io b далось во- яи» ШО'Ремолт становится дороже чество судов, оснащенных совре- Девять из двенадцати стоянок бы- что все в порядке. биться большего снижения тле- Токарные станки имеются в; ленным оборудованием.. Слов нет, ли безремонтными. Машинной Мы допускаем большую ошиб- топлива многих судах, и надо, чтобы юн это большая поддержка. Но мырас- команде удалось сделать на две ку, что снижаем требовательность * ' * использовались с максимальней па нолагаом й огромными внутренни- котлочистки меньше. Как навеет- к судоремонтаикам. Помнится, я Оо ^этом я уэнал совершенно грузкой как на промысле, так и i ми резервами. Разве это нормаль- но, их положено делать через плавал на судах Министерства мор- случайно. И вот тут хочется бро- порту. но, когда одна треть кораблей 1200 часов работы котла. Мы до- ского флота. Так там с чисткой Сйть ® адрес механвко- Чтобы ускорить сроки к ямы тралового флота ежегодно нахо- вели сроки работы котла между котла не спешили. На нм трати- судовой елужбы я работников качество ремонта судов, вад< дитея в ремонте? Конечно, нет. котлочистками до 2000—2400 ча- лось 15—20 часов. И работа вы- технического отдела. Плохо еще быстрыми темпами расширять су- Среди моряков укоренилось сов без какого-либо ухудшения поднялась действительно тая, как ва Флоте обобщается и распро- доремонтпую базу Северного fee- мнение, что прежде всего повин- технической эксплуатации паре- положено. стреляется передовой опыт. еейна. -■= вы в этом судоремонтники. Дей- силовой установки. Выс-вобож- Вот и траловому флоту надо Сейчас наш траулер в текущем На судоверфи не хватает щри- етвительпо, непорядков в органя- денного для промысла времени позаимствовать эту разумную в ремонте. Завод выполняет основ- чалов. Этоособенно сказывается вации судоремонта еще много. Но оказалась достаточно, чтобы лик- данном случае тактику: тише ной объем работ, а семеро чле- сейчас, когда флот бассейна по­ давайте посмотрим, а не уподоб- видировать отставание в добыче едешь—дальше будешь. Чтотолку, нов машинной команды занимают- полпяется транспортными и прош­ ляемся ли мы людям, которые ви- рыбы и успешно справиться с го- если десяток кораблей уйдет в ся профилактикой. Чтобы не уве- водственными рефрижераторами дят соринку в чужом глазу, а у довым планом. морс на полсуток раньше графи- личивать объем ремоота, мы свои- Корабли стоят по 3—5 корпусов, себя бревна не замечачот? Мпе Вот некоторые механики го- ка, а потом эта быстрота обер- ми силами выполняем многие то- Из-за перестановки одного кораб- думастея, что во многих случаях ворят, что аварии котлов — это нется авариями, которые повле- карные работы. ля очень часто прекращается рабо- бшает именно так. следствие длительного промысла кут за собой длительные простои, Как известно, станки на трау- та на остальных судах. Техническая эксплуатация в штормовых условиях, и приводят огромные материальные потери, лерах приводятся в действие элект- Большие простои кораблей про­ флота находится еще не на высо- ряд других «объективных при- Повышенный расход топлива— ромоторами постоянного тока. А у исходят в ожидании докования. те. Об этом свидетельствует и чин». Правильнее будет ис-кать явный признак того, что котел пас судовое пародинамо разобрано. Об этом много говорится, об этом возросшее количество аварий причины в недостаточном техии- работает с перенапряжением. Но С берега лее подается ток перемен- хорошо знают работники Мини­ котлов в 1ЭС5 году, и тс факты, ческом уходе за паросиловой далеко не все механики обра- ного напряжения. Но мы нашли стерства рыбного хозяйства что судоверфь отремонтировала установкой и вспомогательными щают на это внимание — дескать, выход из положения. По предло- СССР. А положение выправляется сверх графика 46 траулеров, что механизмами, в ослаблении тре- уголь плохой и т. п. А зря. жению третьего механика коммуни- очень медленно, дополнительные заказы в 1965 бовательности к членам машин- На пашем корабле ерсдиесуточ- ста Николая Романовича Тюкало- в - ПОПОВ, старший меха- году превысили 180 тысяч нор- ных команд. ный расход топлива колеблется ва вместо электромотора постоян- ник траулера «Метеор»; Ге­ мо-часов. Это означает, что су- Котел в основном изнашивается впределах от 7 до 7,5 тонны, мень- ного тока поставили электромотор рой Социалистического Тру- доверфь сверх плана выполняла от перенапряжения. Происходит ше планируемого расхода ва переменного тока. Токарный ста- да. Н у ж н а лол уи от рош и л ьш ая ташмша, В проекте Директив XXIII съез­ да КПСС по пятилетиему плану ставится задача — более высоки­ ми темпами развивать пронзвод- ство рыбных продуктов, повы­ шать их качество. В этом отношении предстоит многое сделать экипажам судов сельдяного флота. Не всегда еще качество заготавливаемого полу­ фабриката бывает высокое, а из плохого полуфабриката хорошей продукции не сделаешь. Отдел обработки рыбы управ­ ления «Мурмансельдь» прилагает немало усилий, чтобы повысить квалификацию мастеров по обра­ ботке рыбы, внедрять передовой опыт. Надо, чтобы все моряки, а ие только мастера по обработке рыбы болели душой за то, чтобы улов обрабатывался как можно быстрее и при этом не наруша­ лась технология посола. Приближается период, когда начнется промысел калянусной сельди. Чтобы не допустить пор­ чи продукции, ухудшения ее то­ варного вида, моряки разделы­ вают сельдь. Это очень трудоем­ кий процесс, и пока он выполняет­ ся вручную экипажами судов всех рыбопромысловых бассейнов. Раз­ делка сельди к тому же сдержи- вает и добычу. НУЖНА ПОЛУ- ПОТРОШИЛ ЬНАЯ МАШИНА. ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ ТАКОЙ МА­ ШИНЫ УЖЕ СОЗДАН, НО ВОТ КОГДА ОНА БУДЕТ ПЕРЕДАНА В МАССОВОЕ ПРОИЗВОД­ СТВО, НЕИ3 ВЕСТНО? Довод- кон, испытанием отдельных узлов занимаются инженеры ПИНРО. .Я понимаю, что дело это нелег­ кое, но нельзя затягивать работу на длительный срок. Может быть, есть смысл привлечь к работе над машиной научные и конструктор­ ские силы НИКИМПР? Для того, чтобы предохранить верхние ряды сельди в бочках от окисления, работники отдела до­ бычи рыбы «Мурмансельди» пред­ ложили закрывать сельдь круж­ ками, изготовленными из поли- хлорвиниловых и полиэтиленовых вкладышей (мешков), бывших в употреблении. Об этом подробно рассказывалось в номере бассей­ новой газеты от 14 января J966 года. Разрабатывая это предложение, мы были в полной уверенности, что рыбокомбинат передаст нам полиэтиленовые мешки, которые нельзя использовать вторично. Та­ ких мешков на комбинате скопи­ лись сотни. ' И-*вот вместо того, чтобы пойти нам навстречу, по* мочь организовать мойку мешков, директор второго холодильного завода тов. Брюханов заломил такую цену, что мы йе знаем, что теперь делать. Новый мешок стоит 79 копеек, а «Мурмансельди» предлагает покупать рваный з* 57 копеек. Вот в может получиться так, что рваные мешки будут гнить на складе, вместо того, чтобы быть в деле и приносить пользу ш экипажам СРТ* и самому рыбо­ комбинату. Наибольший экономически» эф­ фект может быть получен, «если полиэтиленовые кружки будут многооборотными (хотя бы даа—* три раза). Поскольку "сельдь сда­ ется в основном на плавбазы управления «Севрыбхолодфлот», то надо, чтобы на базах иружкв сохранялись. А такой гарантив во* ка не получено. Нужно объединить усилж» код-* лективов флотов и рыбообработ­ чиков береговых предприятий в борьбе за повышение ' качества продукции, а не действовать, как лебедь, рак и щука в известной басне Крылова. ^ Н. ИВАЩЕНКО, старший инженер отдела добычи pat- бы «Мурмансельди». БАРЕНЦ ЕВО МОРЕ Продолжающееся охлаждение иод южной части Баренцева моря вызовет дальнейшее перемещение тресни в западные районы, а по­ этому можно ожидать уплотнение концентраций на Нордкинсной банке и Норвежском жёлобе. Воз­ можны промысловые скопления трески и пикши на Финмаркен- ской и Рыбачьей банках ; плот­ ность скоплений будет опреде­ ляться подходами в эти районы мойвы. Некоторое значение в про­ мысле в первую декаду марта бу­ дет иметь Северо-Западный склон Мурманской банки. В юго-западной части района Нопытова скопления самок окуня- нлювача сохранятся , а со второй половины месяца в северные и центральные квадраты можно ожидать подходов самцов. Средний улов на час траления по всему морю будет 5,8 ц. ПРОГНОЗ ПОДХОДОВ МОЛВЫ К Б ЕР Е ГАМ В 1966 г . В отличие от_ всех предшеству­ ющих лет мойва зимой 1965-66 г г . имела западное распространение . По исследованиям ученых ПИНРО и Норвегии, в районах зи­ мовки мойва встречалась от Шпиц­ бергена и дальше на восток при­ мерно до 38° в. д., в широтном направлении она распространя­ лась от 76 с. ш. и севернее. Наи­ большие концентрации мойвы бы­ ли обнаружены вдоль почти всей восточной и южной стороны рай­ она о. Надежды, западной сторо­ ны возвышенности Персея, а т а к ­ же юго-западной части Централь­ ной возвышенности, где она рас­ пределялась на большой акватории у северо-западной кромки и вдоль большой части южной сто­ роны банки. При обследова­ нии восточны х и северо - восточных районов Баренце­ ва моря (восточ­ нее 40° в. д. и до 75° с . ш.) концент­ раций мойвы не наблюдалось (во всяком случае уло­ вы были ш тучны ­ ми). Наибольший улов был получен в Цент­ ральном жёлобе (11 эк з ., квадрат 854). Но с другой стороны мойва, видимо, подошла в район Мурман­ ской банки, т а к как в желудках трески , ловившейся в декабре в этом районе, она встречалась до* вольно часто (11%). Отмечено, что появление мойвы в ближних западных районах (склонах Мурманской банки, Деми­ довской банке, Центральном пла­ то, Мурманском языке , Финмар- кенской банке) в январе—феврале предшествует западным подходам. Данные, поступающие с моря за эти месяцы, показывают, что мой­ ва подошла в перечисленные вы­ ше районы в конце января . Как уже указывалось, при оценке ха ­ рактера предстоящих подходов мойвы к берегам в работах В. С. Прохорова, особое значение при­ дается термическому режиму мо­ ря о четвертом квартале преды­ дущего года, т . е. условиям, при которых начинаются миграции с мест откорма. Многолетний мате­ р и а л показывает, что низкая тем­ п е р а т у р а воды в четвертом к в а р ­ тале способствует смещению нере­ стящихся косяков на з а п а д , высо­ к а я — н а е о с т о к . За показатель теплового состоя­ ния берутся 3—7 станций на раз- ПРОМЫСЛА тельность промыс­ ла здесь при бла­ гоприятных ледо­ вых условиях бу­ дет выше. Предпо­ лагаемая произво­ дительность про­ мысла в целом по району Лабрадора будет колебаться в пределах 30— 35 ц. на час тра ­ ления. резе по Кольскому меридиану (70*30 Резервными районами промыс- — 72 30) в слое 0— 200 м. Темпе- ла трески мож ет бы ть Юго-Запад- ратура в четвертом квартале ный склон банки Флемиш-кап, где 1965 г. на этих станциях была скопления ровной нерестовой тре- ниже средней многолетней на 0,80е. ски продержатся до середины мар- Таким образом, можно заключить, та, и банки Банан и Фюллас (За- что в 1966 г. массовые подходы ладная Гренландия), где основу мойвы будут приурочены главным уловов составит ровная зимующая образом к берегам Норвегии, треска. У берегов Мурмана подходы мой- На свале Лабрадорско-Ньюфаунд- вы следует ожидать в марте. Вви_- лендского района на глубинах от ду сильного похолодания южной 350 м и больше будут распола- части Баренцева моря, подход гатъея преднерестовые скопления мойвы в прйбрежную зону может окуня-клювача, а на глубинах 500 быть незначительным, поэтому ус- — 600 м. (квадраты 417, 418, 3806, пех промысла и величина вылова 721, 681а) — плотные промысловыо будут зависеть от применения ак- концентрации длинной камбалы, тивных пелагических орудий лова в открытой части моря. НОРВЕЖСКОЕ МОРЕ ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫ Е РАЙОНЫ В марте производительность промысла трески на Южном Лаб­ радоре снизится . О ставш аяся мел­ кая и ровная зимующая тре ска бу- дет концентрироваться на Южном и Юго-Восточном склонах банки Гамильтон и на банке Сандаля, однако скопления ее по сравнению с февралем будут менее плотными и менее устойчивыми. Значительно лучшим будет а с ­ сортимент трески ка Северном Лабрадоре, где сосредоточится ирупная и ровная преднерестовая и нерестовая тре ска . Пронэводи- В этом году первые преднерес­ товые сельди в район Норвежско­ го мелководья — на банки Грип- тарене и Фрея — подошли в ше­ стой пятидневке января , на 10 дней раньше , чем в 1965 г. Массовый подход и концентра* цию преднерестовых скоплений в этих районах наблюдали в первой полооине февраля . Отдельные про­ мысловые скопления были отмече­ ны в третьей пятиднезке февраля на склонах банок Гриптарене и Фрея . Продвигаясь в северо-вос­ точном направлении, скопления сельди вышли на банки Хальтен и Склинна. Первые экземпляры нерестую­ щей сельди поисковыми судами отмечались ' 21 февраля -в юммых рядах Лофотенского района и 20— 25 процентов особей— н а ‘северных склонах банки Склинна. В связи с благоприятными гид­ рологическими условиями — от-» сутствием балтииских вод в рай­ оне нерестилищ — в этом году следует ожидать более широкого распределения сельди в период размножения. В марте скопления сельди поко­ лений 1959, I960 и частично 1961 гг. рождения основной массой будут распределяться на нерести­ лищах Норвежского мелководья, Лофотенском и районе Фарерско­ го архипелага. Частично сегаьдь может размножаться такж е к на банке Викинг. В районе Норвеж­ ского мелководья основным в*- стом размножения, как и в прош ­ лые годы, буду т являться склоны банок Фрея, Гриптарене и север­ нее их — банки Хальтен и Силии- на. В связи с более ранним подхо­ дом сельди на нерестилищ», не­ рест ее в районе Норвежского мел­ ководья должен закончиться рань* ше. Подход преднеоестовых скопле­ ний сельди в район Лофотен ожи­ дается в первой половине марта. Небольшая часть сельди, в основ­ ном рекруты 1961 г. рождения, позволит продлить промыоел в этом районе до начала апреля, но промысел в это т период будет ма­ лопроизводительным. В марте производительность промысла по всем районам будет около 100 кг на сеть. ' Наиболее уловистые сети будут: в районе Норвежсного мелководья 28— ЗС мм, в районе Лофотен — в основ­ ном 28 мм и частично 26 и 30 мм, ПИНРО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz