Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.
У МОРЯКОВ ВСЕ.ДЕЛАЕМ ЗАРАНЕЕ Подготовку к очередному реic y мы начинаем до прихода в порт. Мастера по добыче готовят орудия яова, капитан намечает (орнента- Эовочно) будущий район промыс ла. Но заявку на снабжение со ставляем с таким расчетом, чтобы можно было работать в любом квадрате, на любой породе рыб. На собрании подводам итоги, со общаем примерную продолжитель ность стоянки и распределяем, ка кую работу и кому надо выпол нить. Каждый моряк знает, что от него требуется и за что он в Ответе перед экипажем. Контроль к этом возлагается на командный гостав. С приходом в порт, как правило, лроеим береговую брвгаду, а это значит, что моряки больше быва е т со своими семьями или просто отдыхают. О времени отхода изве щаем заблаговременно и, если об работка судна произведена без за держек, не простаиваем в порту лишние часы. В море забота у всех одна — как можно больше наловить ры бы. А для этого необходимо, что бы трал больше находился в ве де. Мы не спускаем его (особенно в штилевую погоду), если не уве рены, что все в порядке. При уло ве, обеспечиватоцем выполнение суточных заданий, сразу же ста вим буй. Время, затраченное на это, как правило, окупается с лих вой. В минувшем рейсе мы промыш ляли в квадратах 1988/1989. Бы ли неудачные траления, но они не приводили к унынию, а застав ляли более внимательно вести на блюдения, искать. При подходе к бую каждый штурман обязатель но засекал время и направление течения, отмечая данные на про мысловом планшете. В последст вии, даже не видя буя, без труда удерживались на рыбе. Говоря о работе экипажа, нель зя умолчать о механиках, которые всетда строго выдерживают задан ное число оборотов гребного винта. Я на «Касатке» недавно, и мне очень понравились дружеские от ношения моряков, их спаянность. В. М А Л К Е РО В , старший по мощник капитана. Особености воружения трала Работаем мы тралом 31,4 метра (чертеж 1605), нижняя подбора вооружена по схеме промыслового отдела: в центре 500 мм бобинцы, во крыльям — 400 мм. ^-В тех районах, где в трал попа дает губка, на каждый бобинец станам гужиас длиной 90 санти метров, который крепится к 30- «антнметровой цепке. На другой конец гужика подвязываем кух- тыль. Голый конец футропа раз мером 10,8 метра крепим к верх- »ему плечу, клячевки. В большин стве случаев применяем 90-мет ровые кабели, ваера со стальным сердечником диаметром 22,5 мм. При промысле окуня дележный «троп поднимаем на 60 — 70 еантиметров выше обычного. Ры баки знают, что обильный улов окуня делить на части трудно. А для нас трудностей в этом нет. Очевь часто траловый мешок всплывает в перевернутом положе ния. От этого нежелательного яв ления можно легко избавиться. Мы, например, на верхнюю пласть мешка изнутри его, выше дележ- ного стропа, прикрепили дополни тельно три кухтыля. Н теперь никогда мешок не приходит вверх шкурами. Кстати, привязываем их вплотную к сетям, на растяж ку. Это предотвращает привязки от подтирания, а значит, они слу жат дольше. О значении правильного проме ра ваеров говорить не приходится. Мы всегда имеем точную разницу в их длинах на любую марку. Но и не секрет, что при вытравлива нии ваеров, один может скручи ваться, а другой раскручиваться. Это приводит к перекосу трала, а, следовательно, и к пролову. Пото му большое внимание обращаем на то, в какой конус объячеива- ется рыба и, несмотря на уверен ность в промере ваеров, недотрав- ливаем один на определенную дли ну, до двух метров. И еще. Дути на траловых досках соединяем не фигурными скобами, а такелажными № 6, к ним кре пим такелажные & 3 или Х'М* 2, 5, а затеи шкентель. Вот я все особенности вооруже ния трала, которым промышляет экипаж «Касатки». М. СОЛОВЬЕВ,-старшей ма стер по добыче. ЗА НАМИ ДЕЛО НЕ СТОИТ Несложные обязанности у мат роса: поднимать и спускать трал, обрабатывать улов, держать в чи стоте рабочее место. Но за этим многое стоит. Взять хотя бы нодъем трала. Отданы ваера со Стопора, заработала лебедка, вЯть-семь минут, и из воды пока зывается траловая доска. Все идет tBOHM чередом. Но стоп. Видишь, что отдалась скоба, держится, как ^верится, на честном слове. Надо закрутить! Где же «кроко- jip№ ? И начались поиски.'*1 вре мя идет. Матрос дояжен не только уметь ваять доску на ценной стопор или Ш работать «о ансеэтеяем, во и модготовиться к приему доски. #бычво этим мы занимаемся, ког да аахтенвыи мастер не добыче начинает емазывать лебедку. «Крокодилы», багры, ломки мо- fTMHBso держим у траловых дуг и на друтих штатных местах, подъ ем я спуск трала проходит спокой но, без суеты и крика. На ото тратам 35—40 минут. Это мень- »е , чем доложено по нормативу. Значительно быстрее, чем яреду- <мотрево, яереходим с трала одно- м 4юрта ва другой. До вашему мнению, это достигается слажен ностью в работе и тем, что мы пользуемся одними кабелями. Очень часто при травлении их переходной конец подрезает дос ку. Вина в этом матроса, рабо тающего у кормовой дути. У нас такого давно не случалось. А если допустим какой-нибудь промах, после вахты в салоне досконально разбираемся. Как-то подняли хо роший улов. Обрабатывать его по могали «подсобники» — штурма ны, механики, боцман. 1 вдруг Николай Молодцов, наш рыбачий мастер, вылезает из трюма и пока зывает 3— 4 рыбины, изуродован ные тазе, что ни под какой вид шкерки не нодходят. Разобрались: кто-то »з «подсобников» «опери ровал». Решили не спускать с них глаз, конечно, а хорошем смысле. А вообще 1,5 тонны окуня, на- нрамер, мы успеваем обрабатывать своими силами. Так ва всех вах тах. За вами дело не стоит. Была бы рыба. И в этом мы полагаемся на капитана, штурманов, мастеров во добыче. М. ТИЩ ЕН КО , В. КРО ТО В , старшие матросы. ЗА ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО Т Р У Д А Многие моряки иолучили про писку ва «Касатке» два года на зад, когда судно вышло после ре монта в свой первый рейс. Тогда же сразу на еобрании избрали су довой комитет я взяли обязатель ство добиться звания эхипажа коммунистического труда. Понятно, что высокое обяза тельство требует от нас образцово го поведения на судне, дома и, ко нечно, же хорошей промысловой работы. На этот счет мы намеча ли рубеж — войти в десятку луч ших экипажей по результатам промысла в 1965 году. Отрадно, чю коллектив «Касатки» возгла вил эту десятку. Столь же высо кое обязательство моряки приня ли в первом году новой пятилетки: годовой план — ко Дню рыбака. Выполнить его не так-то просто. Промысловая обстановка в Барен цевом море оставляет желать мно го лучшего. Наш девиз — не те рять непроизводительно ни одной минуты времени. Для этого ма шинная команда должна содержать механизмы в образцовом порядке, мастера по добыче — тралы, а штурманы — хорошо удерживать ся на рыбных концентрациях. Это цель моряков основных судовых служб. Судоводительскому составу приходится нелегко. На «Касатке» всего-навсего один поисковый при бор — эхолот НЭЛ-5, да и тот не фиксирует скопления рыбы. Тем не менее они как-то умудряются не сходить с косяка. До годового задания (10.400 центнеров) нам осталось добыть 230 тонн рыбы. Как правило, стоянки в,порту у нас бывают короткие. Для судо вого комитета в это время насту пает горячая пора. Сообща быва ет некогда сходить в кино или на спектакль, потому что заняты главным образом решением в*- сущных задач. Наши люди дорожат честью корабля. Как правило, после от- нуска все моряки возвращаются на свое судам. Все это вместе взятое дает ос нование полагать, что экипаж «Касатка» в скором времеви будет коллективом коммунистического труда. С. ВОРОНИН, председатель судового комитета. Сегодня они отдыхают. А завтра снова уйдут на промысел, за большой рыбой. НА С Н И М К Е (слева направо): передовые моряки «Касаткиа на чальник радиостанции Сергей Воронин, старшие матросы Михаил Ти щенко, Валентин Котов, боцман Василий Иваньков. Работаем честно, умело Цифрами о работе машинной команды, пожалуй, не расска жешь. И дело не в том, конечно, что они у нас малые: мы в доста точно большом объеме производим ремонт своими силами, имеем эко номию по топливу, смазочным ма териалам. Просто такие показате ли не характерны. Главный ваш показатель — стаж плавания механиков, кочега ров на «Касатке». А это много значит. За несколько лет главную машину, другие механизмы можно изучить до последнего винтика, поэтому всетда зн а т ь , в каком месте «тонко». Почему же у нас ие меняются люди? Прежде всего потому, что мы хорошо ловим рыбу. Матери альная заинтересованность — не последнее дело. А почему мы про мышляем хорошо? Скажу о ма шинной команде. Пять минут— не большой отрезок времени. А за 5— 10 минут можно выбрать сла бину подшипников. Поэтому, если иолучается заминка при подъеме трала, вахтенный штурман обяза тельно доложит механику, что можно заняться ремонтом. Возмож но, и на других судах так поступа ют, только на «Касатке» этого Правила придерживаются строго. Во время стоянки в порту поль зуемся услугами ремонтной груп пы береговой бригады. Работать с нею хорошо, но при ответственном ремонте обязательно присутству ет судовой специалист. Машинной команде присвоено звание коммунистического труда. В этом большая заслуга старшего механика И. И. Сергеева. Он очень хороший организатор. А если нацелить людей, объяснить им, что нужно делать, опросить с них, то можно быть уверенвьш: не будет никаких недоразумений, на рушений. Как правило, на старых судах плохо «стоит» пар. Мы пе можем сетовать на это. Кочегары Михаил Гордиеико, Сергей Бочаров, Юрий Семенов считаются у вас мастера ми огня. Работают они давно, при норовились. А то, что в механиз мах, соединениях нет пропусков, облегчает нх задачу обеспечения судна паром. На первый взгляд может пока заться, что ва «Касатасе» ве де лается ничего особенного. Пожа луй, это верно. Просто мы работа ем чеетжо, умело, с совнаямем не обходимости нашего труда в-ус пешном ведении промысла. И. РОМ АН ЧЕН КО , второй ме ханик. Психология промысла Разноречивые разговоры при ходилось мне слышать об ус пехах моряков «Касатки». Но суть их была одна: «везет же экипажу». И тут же приводили аргументы. Как только «Касат ка» выходит в море, появляется более или менее «устойчивая» рыба. Истина в этом есть. Помню, моряки «Анадыря» нменно этим объясняли свои неудачи. Судно', как правило, стояло в порту не менее 16—12 суток. А как раз в это время ловилась рыба. Потом «Ана дырь» с трудом «выпихивали» в море, но «клев» кончался. В предыдущем рейсе экипаж «Касатки» промахнулся. План был выполнен на 91 процент. Почему? Начали промышлять в Копытовском районе, там, отку да всего неделю назад привезли много золотистого окуня. Место было закреплено буем. Но в последние дни загулял ветер, рыба «скисла». Тем не менее капитан Сергей Иванович Ше- редека надеялся, что с установ лением хорошей погоды окунь вернется на облюбованные пастбища. Однако нет... Про счет. Значит, дело не в везении. Тогда, может, в рыбацкой ин туиции. Материя, правда, мало ощутимая. На пальцах ее не объяснишь, но она существует, эта рыбацкая интуиция. По пробуйте найти оправдание ре шению капитана, не рискнув шего перейти на «большую» ры бу, называйте его поступок как хотите: промысловой выдерж кой, неоперативностью, боязнью работать в группе, тем, что ка питан дорожит пусть малой, но «своей» рыбой. Ну, а если он смел, инициативен, выдержан, а таких промысловиков в тра ловом флоте много, то тогда как? «Упрямый» капитан не хо чет идти в другой квадрат н все тут. А потом смотришь, на оборот, к нему подходят, и он становится «удачником», у него просят совета, опрашивают о «секрефх». Н капитан расска зывает, как вооружен трал, ка ким ходят курсом, но каким глубинам. И только одного он не может передать: подсозна тельного ощущения промысла. У старых промысловиков есть свои излюбленные баноч ки, причем,, порой такие ма ленькие, что найти нх трудно, на карте они не помечены. И изученные имя, грубо говоря, иак квартирная ванна. Павел Васильевич Телов, каннтан «Семги» такую баночку имеет в Центральном районе, и одно время, когда другие экипажи были в пролове, он успешно ловил тонну трески и зубатки. К «Семге» подходили некото рые траулеры, моряки повторя ли курсы, глубины, но успеха не имели. • ■ ♦» Баночки открываются не ожиданно, и порой на них мно гие не обращают внимания. Только рыбацкая интуиция за ставляет капитана идти в этот маленький квадрат моря. Ры бацкая интуиция и знание райо нов промысла. Капитан «Касатки» сравни тельно молод н в рыбацких делах, и по годам. Высоик». плечистый, яро таких говорят «ладно скроен, кремо сеют». В бывшем Сергей Иванович — военный моряк, командир большого охотника. Награж ден орденом за потопление не мецкого корабля, медалям. Я далек от того, что С. И. Ше- редека единственный безупреч ный промысловик в траловом * флоте. Но оот чего нельзя умо лить: *капитан «Касатки» авер- - гичен, предприимчив, находчив . и, конечно, хорошо понимает психологию промысла. В. ЖРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz