Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.

У МОРЯКОВ ВСЕ.ДЕЛАЕМ ЗАРАНЕЕ Подготовку к очередному реic y мы начинаем до прихода в порт. Мастера по добыче готовят орудия яова, капитан намечает (орнента- Эовочно) будущий район промыс­ ла. Но заявку на снабжение со­ ставляем с таким расчетом, чтобы можно было работать в любом квадрате, на любой породе рыб. На собрании подводам итоги, со­ общаем примерную продолжитель­ ность стоянки и распределяем, ка­ кую работу и кому надо выпол­ нить. Каждый моряк знает, что от него требуется и за что он в Ответе перед экипажем. Контроль к этом возлагается на командный гостав. С приходом в порт, как правило, лроеим береговую брвгаду, а это значит, что моряки больше быва­ е т со своими семьями или просто отдыхают. О времени отхода изве­ щаем заблаговременно и, если об­ работка судна произведена без за­ держек, не простаиваем в порту лишние часы. В море забота у всех одна — как можно больше наловить ры­ бы. А для этого необходимо, что­ бы трал больше находился в ве­ де. Мы не спускаем его (особенно в штилевую погоду), если не уве­ рены, что все в порядке. При уло­ ве, обеспечиватоцем выполнение суточных заданий, сразу же ста­ вим буй. Время, затраченное на это, как правило, окупается с лих­ вой. В минувшем рейсе мы промыш­ ляли в квадратах 1988/1989. Бы­ ли неудачные траления, но они не приводили к унынию, а застав­ ляли более внимательно вести на­ блюдения, искать. При подходе к бую каждый штурман обязатель­ но засекал время и направление течения, отмечая данные на про­ мысловом планшете. В последст­ вии, даже не видя буя, без труда удерживались на рыбе. Говоря о работе экипажа, нель­ зя умолчать о механиках, которые всетда строго выдерживают задан­ ное число оборотов гребного винта. Я на «Касатке» недавно, и мне очень понравились дружеские от­ ношения моряков, их спаянность. В. М А Л К Е РО В , старший по­ мощник капитана. Особености воружения трала Работаем мы тралом 31,4 метра (чертеж 1605), нижняя подбора вооружена по схеме промыслового отдела: в центре 500 мм бобинцы, во крыльям — 400 мм. ^-В тех районах, где в трал попа­ дает губка, на каждый бобинец станам гужиас длиной 90 санти­ метров, который крепится к 30- «антнметровой цепке. На другой конец гужика подвязываем кух- тыль. Голый конец футропа раз­ мером 10,8 метра крепим к верх- »ему плечу, клячевки. В большин­ стве случаев применяем 90-мет­ ровые кабели, ваера со стальным сердечником диаметром 22,5 мм. При промысле окуня дележный «троп поднимаем на 60 — 70 еантиметров выше обычного. Ры­ баки знают, что обильный улов окуня делить на части трудно. А для нас трудностей в этом нет. Очевь часто траловый мешок всплывает в перевернутом положе­ ния. От этого нежелательного яв­ ления можно легко избавиться. Мы, например, на верхнюю пласть мешка изнутри его, выше дележ- ного стропа, прикрепили дополни­ тельно три кухтыля. Н теперь никогда мешок не приходит вверх шкурами. Кстати, привязываем их вплотную к сетям, на растяж­ ку. Это предотвращает привязки от подтирания, а значит, они слу­ жат дольше. О значении правильного проме­ ра ваеров говорить не приходится. Мы всегда имеем точную разницу в их длинах на любую марку. Но и не секрет, что при вытравлива­ нии ваеров, один может скручи­ ваться, а другой раскручиваться. Это приводит к перекосу трала, а, следовательно, и к пролову. Пото­ му большое внимание обращаем на то, в какой конус объячеива- ется рыба и, несмотря на уверен­ ность в промере ваеров, недотрав- ливаем один на определенную дли­ ну, до двух метров. И еще. Дути на траловых досках соединяем не фигурными скобами, а такелажными № 6, к ним кре­ пим такелажные & 3 или Х'М* 2, 5, а затеи шкентель. Вот я все особенности вооруже­ ния трала, которым промышляет экипаж «Касатки». М. СОЛОВЬЕВ,-старшей ма стер по добыче. ЗА НАМИ ДЕЛО НЕ СТОИТ Несложные обязанности у мат­ роса: поднимать и спускать трал, обрабатывать улов, держать в чи­ стоте рабочее место. Но за этим многое стоит. Взять хотя бы нодъем трала. Отданы ваера со Стопора, заработала лебедка, вЯть-семь минут, и из воды пока­ зывается траловая доска. Все идет tBOHM чередом. Но стоп. Видишь, что отдалась скоба, держится, как ^верится, на честном слове. Надо закрутить! Где же «кроко- jip№ ? И начались поиски.'*1 вре­ мя идет. Матрос дояжен не только уметь ваять доску на ценной стопор или Ш работать «о ансеэтеяем, во и модготовиться к приему доски. #бычво этим мы занимаемся, ког­ да аахтенвыи мастер не добыче начинает емазывать лебедку. «Крокодилы», багры, ломки мо- fTMHBso держим у траловых дуг и на друтих штатных местах, подъ­ ем я спуск трала проходит спокой­ но, без суеты и крика. На ото тратам 35—40 минут. Это мень- »е , чем доложено по нормативу. Значительно быстрее, чем яреду- <мотрево, яереходим с трала одно- м 4юрта ва другой. До вашему мнению, это достигается слажен­ ностью в работе и тем, что мы пользуемся одними кабелями. Очень часто при травлении их переходной конец подрезает дос­ ку. Вина в этом матроса, рабо­ тающего у кормовой дути. У нас такого давно не случалось. А если допустим какой-нибудь промах, после вахты в салоне досконально разбираемся. Как-то подняли хо­ роший улов. Обрабатывать его по­ могали «подсобники» — штурма­ ны, механики, боцман. 1 вдруг Николай Молодцов, наш рыбачий мастер, вылезает из трюма и пока­ зывает 3— 4 рыбины, изуродован­ ные тазе, что ни под какой вид шкерки не нодходят. Разобрались: кто-то »з «подсобников» «опери­ ровал». Решили не спускать с них глаз, конечно, а хорошем смысле. А вообще 1,5 тонны окуня, на- нрамер, мы успеваем обрабатывать своими силами. Так ва всех вах­ тах. За вами дело не стоит. Была бы рыба. И в этом мы полагаемся на капитана, штурманов, мастеров во добыче. М. ТИЩ ЕН КО , В. КРО ТО В , старшие матросы. ЗА ЭКИПАЖ КОММУНИСТИЧЕСКОГО Т Р У Д А Многие моряки иолучили про­ писку ва «Касатке» два года на­ зад, когда судно вышло после ре­ монта в свой первый рейс. Тогда же сразу на еобрании избрали су­ довой комитет я взяли обязатель­ ство добиться звания эхипажа коммунистического труда. Понятно, что высокое обяза­ тельство требует от нас образцово­ го поведения на судне, дома и, ко­ нечно, же хорошей промысловой работы. На этот счет мы намеча­ ли рубеж — войти в десятку луч­ ших экипажей по результатам промысла в 1965 году. Отрадно, чю коллектив «Касатки» возгла­ вил эту десятку. Столь же высо­ кое обязательство моряки приня­ ли в первом году новой пятилетки: годовой план — ко Дню рыбака. Выполнить его не так-то просто. Промысловая обстановка в Барен­ цевом море оставляет желать мно­ го лучшего. Наш девиз — не те­ рять непроизводительно ни одной минуты времени. Для этого ма­ шинная команда должна содержать механизмы в образцовом порядке, мастера по добыче — тралы, а штурманы — хорошо удерживать­ ся на рыбных концентрациях. Это цель моряков основных судовых служб. Судоводительскому составу приходится нелегко. На «Касатке» всего-навсего один поисковый при­ бор — эхолот НЭЛ-5, да и тот не фиксирует скопления рыбы. Тем не менее они как-то умудряются не сходить с косяка. До годового задания (10.400 центнеров) нам осталось добыть 230 тонн рыбы. Как правило, стоянки в,порту у нас бывают короткие. Для судо­ вого комитета в это время насту­ пает горячая пора. Сообща быва­ ет некогда сходить в кино или на спектакль, потому что заняты главным образом решением в*- сущных задач. Наши люди дорожат честью корабля. Как правило, после от- нуска все моряки возвращаются на свое судам. Все это вместе взятое дает ос­ нование полагать, что экипаж «Касатка» в скором времеви будет коллективом коммунистического труда. С. ВОРОНИН, председатель судового комитета. Сегодня они отдыхают. А завтра снова уйдут на промысел, за большой рыбой. НА С Н И М К Е (слева направо): передовые моряки «Касаткиа на­ чальник радиостанции Сергей Воронин, старшие матросы Михаил Ти­ щенко, Валентин Котов, боцман Василий Иваньков. Работаем честно, умело Цифрами о работе машинной команды, пожалуй, не расска­ жешь. И дело не в том, конечно, что они у нас малые: мы в доста­ точно большом объеме производим ремонт своими силами, имеем эко­ номию по топливу, смазочным ма­ териалам. Просто такие показате­ ли не характерны. Главный ваш показатель — стаж плавания механиков, кочега­ ров на «Касатке». А это много значит. За несколько лет главную машину, другие механизмы можно изучить до последнего винтика, поэтому всетда зн а т ь , в каком месте «тонко». Почему же у нас ие меняются люди? Прежде всего потому, что мы хорошо ловим рыбу. Матери­ альная заинтересованность — не последнее дело. А почему мы про­ мышляем хорошо? Скажу о ма­ шинной команде. Пять минут— не­ большой отрезок времени. А за 5— 10 минут можно выбрать сла­ бину подшипников. Поэтому, если иолучается заминка при подъеме трала, вахтенный штурман обяза­ тельно доложит механику, что можно заняться ремонтом. Возмож­ но, и на других судах так поступа­ ют, только на «Касатке» этого Правила придерживаются строго. Во время стоянки в порту поль­ зуемся услугами ремонтной груп­ пы береговой бригады. Работать с нею хорошо, но при ответственном ремонте обязательно присутству­ ет судовой специалист. Машинной команде присвоено звание коммунистического труда. В этом большая заслуга старшего механика И. И. Сергеева. Он очень хороший организатор. А если нацелить людей, объяснить им, что нужно делать, опросить с них, то можно быть уверенвьш: не будет никаких недоразумений, на­ рушений. Как правило, на старых судах плохо «стоит» пар. Мы пе можем сетовать на это. Кочегары Михаил Гордиеико, Сергей Бочаров, Юрий Семенов считаются у вас мастера­ ми огня. Работают они давно, при­ норовились. А то, что в механиз­ мах, соединениях нет пропусков, облегчает нх задачу обеспечения судна паром. На первый взгляд может пока­ заться, что ва «Касатасе» ве де­ лается ничего особенного. Пожа­ луй, это верно. Просто мы работа­ ем чеетжо, умело, с совнаямем не­ обходимости нашего труда в-ус­ пешном ведении промысла. И. РОМ АН ЧЕН КО , второй ме­ ханик. Психология промысла Разноречивые разговоры при­ ходилось мне слышать об ус­ пехах моряков «Касатки». Но суть их была одна: «везет же экипажу». И тут же приводили аргументы. Как только «Касат­ ка» выходит в море, появляется более или менее «устойчивая» рыба. Истина в этом есть. Помню, моряки «Анадыря» нменно этим объясняли свои неудачи. Судно', как правило, стояло в порту не менее 16—12 суток. А как раз в это время ловилась рыба. Потом «Ана­ дырь» с трудом «выпихивали» в море, но «клев» кончался. В предыдущем рейсе экипаж «Касатки» промахнулся. План был выполнен на 91 процент. Почему? Начали промышлять в Копытовском районе, там, отку­ да всего неделю назад привезли много золотистого окуня. Место было закреплено буем. Но в последние дни загулял ветер, рыба «скисла». Тем не менее капитан Сергей Иванович Ше- редека надеялся, что с установ­ лением хорошей погоды окунь вернется на облюбованные пастбища. Однако нет... Про­ счет. Значит, дело не в везении. Тогда, может, в рыбацкой ин­ туиции. Материя, правда, мало ощутимая. На пальцах ее не объяснишь, но она существует, эта рыбацкая интуиция. По­ пробуйте найти оправдание ре­ шению капитана, не рискнув­ шего перейти на «большую» ры­ бу, называйте его поступок как хотите: промысловой выдерж­ кой, неоперативностью, боязнью работать в группе, тем, что ка­ питан дорожит пусть малой, но «своей» рыбой. Ну, а если он смел, инициативен, выдержан, а таких промысловиков в тра­ ловом флоте много, то тогда как? «Упрямый» капитан не хо­ чет идти в другой квадрат н все тут. А потом смотришь, на­ оборот, к нему подходят, и он становится «удачником», у него просят совета, опрашивают о «секрефх». Н капитан расска­ зывает, как вооружен трал, ка­ ким ходят курсом, но каким глубинам. И только одного он не может передать: подсозна­ тельного ощущения промысла. У старых промысловиков есть свои излюбленные баноч­ ки, причем,, порой такие ма­ ленькие, что найти нх трудно, на карте они не помечены. И изученные имя, грубо говоря, иак квартирная ванна. Павел Васильевич Телов, каннтан «Семги» такую баночку имеет в Центральном районе, и одно время, когда другие экипажи были в пролове, он успешно ловил тонну трески и зубатки. К «Семге» подходили некото­ рые траулеры, моряки повторя­ ли курсы, глубины, но успеха не имели. • ■ ♦» Баночки открываются не­ ожиданно, и порой на них мно­ гие не обращают внимания. Только рыбацкая интуиция за­ ставляет капитана идти в этот маленький квадрат моря. Ры­ бацкая интуиция и знание райо­ нов промысла. Капитан «Касатки» сравни­ тельно молод н в рыбацких делах, и по годам. Высоик». плечистый, яро таких говорят «ладно скроен, кремо сеют». В бывшем Сергей Иванович — военный моряк, командир большого охотника. Награж­ ден орденом за потопление не­ мецкого корабля, медалям. Я далек от того, что С. И. Ше- редека единственный безупреч­ ный промысловик в траловом * флоте. Но оот чего нельзя умо­ лить: *капитан «Касатки» авер- - гичен, предприимчив, находчив . и, конечно, хорошо понимает психологию промысла. В. ЖРЯШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz