Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.
В С Е Г Д А П О И С К Вернулся из своего первого и потому особенно трудного рейса производственный рефрижератор «Павлово». Экипаж его добыл и заморозил 3280 тонн рыбы, выра ботал 125 тонн кормовой рыбной муки и 5,5 тонны рыбьего жира. Экипаж — это сто разных лю дей, со своими характерами и привычками, сто разнообразных желаний. Но всем одинаково нра вился новый корабль-красавец, построенный но последнему слову техники, приспособленный не только для выполнения самых различных производственных за дач, но гостеприимно предложив ший нам свои удобные, уютные каюты, комнату отдыха, кают- компанию, бани,- душевые и дру гие помещения, ' предназначенные обеспечить моржам хороший от дых после трудового дня. • Люди подобрались молодые, за дорные (у нас 39 комсомольцев). У многих высшее и среднее обра зование. Первое общее собрание показало, что всех объединяет од но стремление: во что бы то ни стало перевыполнить план, а вера в свои силы подсказала принять яевышенпые обязательства. «Павлово» — это сложное ры бодобывающее и рыбообрабатыва ющее плавучее производство — таил в себе тысячи загадок, скры вал свои возможности. Все надо было быстро изучить. Засели за инструкции и описания. Работа- учеба, учеба — работа. По изу чить корабль мало, надо создать сплоченный коллектив; Провели ерганизационное партийное и ком сомольское собрания, провели су довое собрание, выявили актив. Наметили основные задачи и меры мо обеспечению их выполнения. Широко развернутое социали стическое соревнование между вахтами, борьба экипажа за право называться коммунистическим по могли лучше организовать работу. Руководите.!и служб составили планы, поставили задачи перед младшими командирами, объясни ли, как их выполнить. Каждое ут ро в каюте капитана Юрия Ва сильевича Манихина собирались на график. Приходили руководи тели служб, обсуждали детально работу за прошедшие сутки, учи тывали промахи,^ намечали конк ретные мероприятия на предстоя щий рабочий день. Дружеский со вет, помощь в изучении техники и в то же время строгий, не даю« щий спуска халатности и разгиль дяйству контроль — основа ва- « и х производственных отношений. Отличные специалисты своего дела старший мастер по добыче А. Н. Руснак и его помощники А. И. Таран, В. М. Нестеров вме сте с палубной командой воору жают промысловое оборудование. Параллельно с этим под руковод ством механиков они осваивают новую технику: гидравлические грузовые лебедки, шпили, трало вую лебедку, гидронасосы, изуча ли варианты возможных включе ний механизмов. Па фабрике запускают моро зильные линии, пробуют на раз личных режимах, устраняют воз никшие неполадки, приучаются обслуживать линии непрерывной заморозки рыбы в работе. ¥Э*«чут дизели, корабль идет полным ходом. Отшлифовываются навыки в обслуживании, обеспе чении бесперебойной работы. Вскрыты плиты, составляются планы систем трубопроводов. На корабле несколько десятков кило-- метров труб самого разнообразного назначения. Для старшего меха ника А. П. Сушкова, мотористов В. Еремина, А. Вахрукова и реф рижераторного машиниста И. Ма- ненка техника уже знакома. Они вместе осваивали однотипные ко рабли и теперь стараются пере дать свой опыт товарищам. Рейс был трудным, особенно для машинной команды. Она вы полнила большой объем ремонтных работ. Быстро и высококачествен но производились осмотры главно го двигателя, сразу же устраня лись замеченные неполадки. В мо ре почистили два двигателя, вспо могательный паровой котел, пере брали оба воздушных компрессора, два главных ко*мпрессора холо дильной установки и почти все механизмы машинного отделения. Проведены профилактический осмотр и вскрытие всех механиз мов рыбофабрики. Хорошо потрудились мотористы 0. Вахруков. В. Еремин, В. Кле- щев, котельный машинист Ра- нонькин, рефрижераторный маши нист И. Манено*. Дружно работа ли электрики. Словом, команда подобралась грамотная и работо способная, за весь рейс у нас не было вынужденных простоев ко рабля. Многое сделали рационализато ры, возглавляемые техсоветом ко рабля, в который входят ведущие специалисты служб. Затиры, не доработки; корабль новый и всего не предусмотришь. Тут появляют ся бумага, карандаш, и после мно гочисленных прикидываний и раз мышлений — готов эскиз. А доб росовестный умелец, коммунист токарь В. И. Горин, механик-на ладчик В. П. Русанов и ремонт ный механик С. П. Царюк по эски зу быстро изготовят нужную де таль. Попадало, например, много во ды в морозилку, часто нриходи- лось останавливать линию, много уходило времени на обивку льда. Переделали систему оттайки — положительный эффект сразу же сказался. Уходило много пресной воды (фильтры неудачной конструкции быстро забивались рыбьей чешу ей). Переделали фильтры, расход пресной воды свели к минимуму. Рвались ящики с рыбопродук цией, заклинивались элеваторы. Срочно переделали ролики кулач ков управляющего механизма, и целый рейс не было подобных по ломок. Плохо работала на первых по рах рыбомучная установка. Рацио нализаторы поставили новые сточ ные трубы большего диаметра, установили легко съемные смот ровые лючки, улучшили смазку подшипников, и простои значи тельно сократились. Выходили из строя распылите ли главного двигателя, заклинива ло иглы. Кропотливый и очень трудоемкий ремонт. Придумали и изготовили приспособление для выпрессовкм игл и их притирки. . В начале рейса раскололась ку лачковая муфга левого барабана траловой лебедки. Экипаж лишил ся возможности продолжать про мысел. Рационализаторы и здесь нашли выход из положения. Этот рейс был до отказа насы щен работой, новседневными хло потами. Изредка радовали корот кие весточки от родных. Появле ние свежих газет и журналов вы зывало оживление, а передачи ра диостанции «Атлантика» всегда ждали с затаенным -волнением. Из них мы узнавали последние новости, получали информацию о важнейших событиях в нашей стране, а иногда и музыкальные приветы от родных. В. СОЛОНИЦЫН, второй ме- ; ханнк производственного реф рижератора «'Павлово»; ; ТЯНЕТСЯ |11Ш11111Ш>1Ш1Ш!1!111Ж!1ШШШ1!111Ш1 К НЕБУ ЗДАНИЕ 11Ш<11Ш1111Ш1111ШШ1Ш1111Ш111ШШШ1 Осенью прошлого года еще только шел разговор о блоке монтажных цехов. А в марте первого года новой пятилетки уже можно было видеть, как на территории Мурманского судоремонтного объединения «Судоверфь» начало строиться новое здание. С каждым днем увеличивался и усложнялся его силуэт. В первые дни ию ня был закончен монтаж трех пролетов цеха. Закончена и кирпичная кладка стены со стороны залива. В первом про лете смонтированы подкрано вые балки. Но... Тут уж слово прорабам и мастерам. — Подкрановыми балками контора материально-техниче ского треста «Мурманскнром- строй» нас своевременно не обеспечивает: в настоящее вре^ мя их не хватает на три про лета. На бытовой корпус недо стает железобетона. И к тому же поставляемый железобе тон комбинатом «Стройконст- рукция» (главный инженер тов. Хованский) неважного ка чества. 0К€ судоверфи не во время предоставляет участок застройки: под бытовым корпу сом до сих пор не проложен силовой кабель, по которому пойдет ток высокого напряже ния. Вот почему не вырыт кот лован под фундамент. Выше упомянутый комбинат «Строй- конструкция» вовремя не обес печивает строителей раство ром. Надо заметить, что конто ра материальпо-техпического снабжения треста «Мурманск- промстрой» поставляет в ваго нах кирпич россыпью. Его очень много бьется во время погрузочно-разгрузочных работ. Молодые специалисты очень нужной и ответственной строй ки — старший прораб участка Ю. А. Романов, ведущий прораб Э. И. Беляев, мастера В. С. Па- тенко и Б. В. Лаврентьев не просто волнуются за выполне ние плана. Они хорошо помнят, о чем говорилось в решевиях ХХШ съезда КПСС. Стране нужно больше рыбы и рыбной продукции. Значит, в море должно как можно больше на ходиться промысловых и яри- емо-транепортных кораблей. А у нас — это не секрет •— суда подолгу простаивают в ремон те. Так что блок монтажных цехов нужно как можно быст рее ввести в строй. Для этого и отдают весь свой опыт и зна-1 ния члены бригады монтажни ков по железобетону П. П. По пова, каменщики брнтад Е. И. Васильева и В. М. Купко. Растет, тянется к небу еще одно здание. НА СНИМКЕ: моктажкммн В. Ф. Шимолин (слева), А. М. Алифсренко и бригадир П. П, Попев (справа). Будут ли заходы сельди ? Ежегодно возникают вопросы: следнюю зиму восточнее Норд- «Зайдет ли в губы и заливы Мур- капа, может возвратиться па лет- мапа сельдь? В каком количестве? иий откорм в восточные мелковод- Котда и какая? В какие районы?», ные районы моря. На все эти вопросы мы ежегодно В этом году сельдь зимовала на пытаемся отвечать. Но ответы не склонах Мурманской и частично всегда бывают точными, так как на Финмаркенекой, Рыбачьей и ошибка при существующих мето- Кильдинской банках. Имея низкий дах прогнозирования может дости- темп роста, она совсем не на- гать 20 — 30 и более процентов, чала выходить из Баренцева мо- Причнны же заходов сельди в гу* ря. Часть сельди начнет созревать бы окончательно не выяснены, и и выходить отсюда, достигнув поэтому возможны наибольшие длины 22 — 23 сантиметров не ошибки при составлении таких ранее осени 1966 года, прогнозов. Вот эта, начинающая созре- Научиые сотрудники ПЯНРО вать сельдь, находясь в следую- пришлм к выводу, что заходы Щем этапе развития, после стадии еельдм в губы и заливы в 1966 покоя будет держаться до осени в году возможны. Но по весу выло- открытых участках побережья — ва они будут, по-видимому, не- * небольшом удалении от берега, сколько меньше, чем в 1956 и Только меле достаточного откор- 1959 годах. Тогда в уловах бы- ма и достижения определенной ли представлены во два поколе- жирности (пе менее 8 — 10 пре ния — одно мз которых богатое, центов) она будет заходить в губы а другое немногочисленное. В и заливы в промысловых колмче- 1956 году в губе Иокаиьге было етвах. выловлено около 150 тысяч цент- Время осеннего захода сельди яеров, а в 1959 году в Кольском в губы октябрь — ноябрь. Но заливе — 170 тысяч центнеров небольшие скопления ее могут сельди. появляться в конце июня. « 1 леи . . . ~ Таким образом, заход «жирной» 1966 году для промысла мо- седЬдИ в FygH аавИемт от еостоя- жет представлять определенный £ вдй базы> интерес лишь поколение сельди - ’ 1Ч6Ч гп«а — рш чн рй упажяинл - КОТОрая в евото *№у1'лаи 1 УЬЛ года средней урожайно ливается ^mhom и характером по- теплевия или похолодания вод Если, окажем, еельдь зимует за- Баренцева моря и главным ебра- падвее Норд-капа, то мало вероят- эом типом распределения водных но ожидать ее заходов в губы Мур- масс. мана. В западных районах условия Нри осеннем охлаждении холод- откорма значительно лучше, чем в выми водами ледникового пронс- восточных. И только сельдь, оби- хождения* надвигающимися е се- тавшая в первые годы жизни в вера, полоса сравнительно теплых жестоких восточных условиях вод около побережья оттесняется Баренцева моря и зимовавшая по-'к'берегу,' и обычно в августе сентябре она становится очень уз кой и тем уже, чем резче похоло^ дание. В такие годы весь восточ ный резерв откармливающейся сельди в Белом море, у Канина, у Колгуева и Новой Земли возврат ную миграцию на запад совершает по этому узкому «коридору» теп лых вод. Поэтому'вероятность за ходов сельди в губы Мурмава (на отрицательные температуры) В такие годы значительно возраста ет. Сельдь поколения 1963 года i _ j . четырехлетием возрасте будет длиной около 17 — 19 савтимет^ ров. На западе она будет крупнее, иа востоке мельче. Более медш | сельдь (13 — 15 сантиметру длины) малоурожайного njmemiggi 1962 года будет держаться е Г ^ кой прибрежной зоне и в губах,р течение всего сезона, за искжйд-* нием времени максимального от корма (июнь — июль), когда она будет в рассеянном состоянии. Учитывая особенности вовраст- ного состава и распределения еельдм в этом году в Баренцевом море, необходимо развивать ко шельковый промысел в районах открытого моря. Но для того, что бы обеспечить его высокую про изводительность, необходимо пред варительно производить разведку дрифтерными сетями с тем, чтобы возможно раньше обнаружить скопления летом, продлить облов в осенний период и тем самым наиболее полно использовать сырьевую базу промысла сельди в етом году. И. ШУТОВА-КОРЖ, научный сотрудник ПИНРО,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz