Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.

В С Е Г Д А П О И С К Вернулся из своего первого и потому особенно трудного рейса производственный рефрижератор «Павлово». Экипаж его добыл и заморозил 3280 тонн рыбы, выра­ ботал 125 тонн кормовой рыбной муки и 5,5 тонны рыбьего жира. Экипаж — это сто разных лю­ дей, со своими характерами и привычками, сто разнообразных желаний. Но всем одинаково нра­ вился новый корабль-красавец, построенный но последнему слову техники, приспособленный не только для выполнения самых различных производственных за­ дач, но гостеприимно предложив­ ший нам свои удобные, уютные каюты, комнату отдыха, кают- компанию, бани,- душевые и дру­ гие помещения, ' предназначенные обеспечить моржам хороший от­ дых после трудового дня. • Люди подобрались молодые, за­ дорные (у нас 39 комсомольцев). У многих высшее и среднее обра­ зование. Первое общее собрание показало, что всех объединяет од­ но стремление: во что бы то ни стало перевыполнить план, а вера в свои силы подсказала принять яевышенпые обязательства. «Павлово» — это сложное ры­ бодобывающее и рыбообрабатыва­ ющее плавучее производство — таил в себе тысячи загадок, скры­ вал свои возможности. Все надо было быстро изучить. Засели за инструкции и описания. Работа- учеба, учеба — работа. По изу­ чить корабль мало, надо создать сплоченный коллектив; Провели ерганизационное партийное и ком­ сомольское собрания, провели су­ довое собрание, выявили актив. Наметили основные задачи и меры мо обеспечению их выполнения. Широко развернутое социали­ стическое соревнование между вахтами, борьба экипажа за право называться коммунистическим по­ могли лучше организовать работу. Руководите.!и служб составили планы, поставили задачи перед младшими командирами, объясни­ ли, как их выполнить. Каждое ут­ ро в каюте капитана Юрия Ва­ сильевича Манихина собирались на график. Приходили руководи­ тели служб, обсуждали детально работу за прошедшие сутки, учи­ тывали промахи,^ намечали конк­ ретные мероприятия на предстоя­ щий рабочий день. Дружеский со­ вет, помощь в изучении техники и в то же время строгий, не даю« щий спуска халатности и разгиль­ дяйству контроль — основа ва- « и х производственных отношений. Отличные специалисты своего дела старший мастер по добыче А. Н. Руснак и его помощники А. И. Таран, В. М. Нестеров вме­ сте с палубной командой воору­ жают промысловое оборудование. Параллельно с этим под руковод­ ством механиков они осваивают новую технику: гидравлические грузовые лебедки, шпили, трало­ вую лебедку, гидронасосы, изуча­ ли варианты возможных включе­ ний механизмов. Па фабрике запускают моро­ зильные линии, пробуют на раз­ личных режимах, устраняют воз­ никшие неполадки, приучаются обслуживать линии непрерывной заморозки рыбы в работе. ¥Э*«чут дизели, корабль идет полным ходом. Отшлифовываются навыки в обслуживании, обеспе­ чении бесперебойной работы. Вскрыты плиты, составляются планы систем трубопроводов. На корабле несколько десятков кило-- метров труб самого разнообразного назначения. Для старшего меха­ ника А. П. Сушкова, мотористов В. Еремина, А. Вахрукова и реф­ рижераторного машиниста И. Ма- ненка техника уже знакома. Они вместе осваивали однотипные ко­ рабли и теперь стараются пере­ дать свой опыт товарищам. Рейс был трудным, особенно для машинной команды. Она вы­ полнила большой объем ремонтных работ. Быстро и высококачествен­ но производились осмотры главно­ го двигателя, сразу же устраня­ лись замеченные неполадки. В мо­ ре почистили два двигателя, вспо­ могательный паровой котел, пере­ брали оба воздушных компрессора, два главных ко*мпрессора холо­ дильной установки и почти все механизмы машинного отделения. Проведены профилактический осмотр и вскрытие всех механиз­ мов рыбофабрики. Хорошо потрудились мотористы 0. Вахруков. В. Еремин, В. Кле- щев, котельный машинист Ра- нонькин, рефрижераторный маши­ нист И. Манено*. Дружно работа­ ли электрики. Словом, команда подобралась грамотная и работо­ способная, за весь рейс у нас не было вынужденных простоев ко­ рабля. Многое сделали рационализато­ ры, возглавляемые техсоветом ко­ рабля, в который входят ведущие специалисты служб. Затиры, не­ доработки; корабль новый и всего не предусмотришь. Тут появляют­ ся бумага, карандаш, и после мно­ гочисленных прикидываний и раз­ мышлений — готов эскиз. А доб­ росовестный умелец, коммунист токарь В. И. Горин, механик-на­ ладчик В. П. Русанов и ремонт­ ный механик С. П. Царюк по эски­ зу быстро изготовят нужную де­ таль. Попадало, например, много во­ ды в морозилку, часто нриходи- лось останавливать линию, много уходило времени на обивку льда. Переделали систему оттайки — положительный эффект сразу же сказался. Уходило много пресной воды (фильтры неудачной конструкции быстро забивались рыбьей чешу­ ей). Переделали фильтры, расход пресной воды свели к минимуму. Рвались ящики с рыбопродук­ цией, заклинивались элеваторы. Срочно переделали ролики кулач­ ков управляющего механизма, и целый рейс не было подобных по­ ломок. Плохо работала на первых по­ рах рыбомучная установка. Рацио­ нализаторы поставили новые сточ­ ные трубы большего диаметра, установили легко съемные смот­ ровые лючки, улучшили смазку подшипников, и простои значи­ тельно сократились. Выходили из строя распылите­ ли главного двигателя, заклинива­ ло иглы. Кропотливый и очень трудоемкий ремонт. Придумали и изготовили приспособление для выпрессовкм игл и их притирки. . В начале рейса раскололась ку­ лачковая муфга левого барабана траловой лебедки. Экипаж лишил­ ся возможности продолжать про­ мысел. Рационализаторы и здесь нашли выход из положения. Этот рейс был до отказа насы­ щен работой, новседневными хло­ потами. Изредка радовали корот­ кие весточки от родных. Появле­ ние свежих газет и журналов вы­ зывало оживление, а передачи ра­ диостанции «Атлантика» всегда ждали с затаенным -волнением. Из них мы узнавали последние новости, получали информацию о важнейших событиях в нашей стране, а иногда и музыкальные приветы от родных. В. СОЛОНИЦЫН, второй ме- ; ханнк производственного реф­ рижератора «'Павлово»; ; ТЯНЕТСЯ |11Ш11111Ш>1Ш1Ш!1!111Ж!1ШШШ1!111Ш1 К НЕБУ ЗДАНИЕ 11Ш<11Ш1111Ш1111ШШ1Ш1111Ш111ШШШ1 Осенью прошлого года еще только шел разговор о блоке монтажных цехов. А в марте первого года новой пятилетки уже можно было видеть, как на территории Мурманского судоремонтного объединения «Судоверфь» начало строиться новое здание. С каждым днем увеличивался и усложнялся его силуэт. В первые дни ию­ ня был закончен монтаж трех пролетов цеха. Закончена и кирпичная кладка стены со стороны залива. В первом про­ лете смонтированы подкрано­ вые балки. Но... Тут уж слово прорабам и мастерам. — Подкрановыми балками контора материально-техниче­ ского треста «Мурманскнром- строй» нас своевременно не обеспечивает: в настоящее вре^ мя их не хватает на три про­ лета. На бытовой корпус недо­ стает железобетона. И к тому же поставляемый железобе­ тон комбинатом «Стройконст- рукция» (главный инженер тов. Хованский) неважного ка­ чества. 0К€ судоверфи не во­ время предоставляет участок застройки: под бытовым корпу­ сом до сих пор не проложен силовой кабель, по которому пойдет ток высокого напряже­ ния. Вот почему не вырыт кот­ лован под фундамент. Выше­ упомянутый комбинат «Строй- конструкция» вовремя не обес­ печивает строителей раство­ ром. Надо заметить, что конто­ ра материальпо-техпического снабжения треста «Мурманск- промстрой» поставляет в ваго­ нах кирпич россыпью. Его очень много бьется во время погрузочно-разгрузочных работ. Молодые специалисты очень нужной и ответственной строй­ ки — старший прораб участка Ю. А. Романов, ведущий прораб Э. И. Беляев, мастера В. С. Па- тенко и Б. В. Лаврентьев не просто волнуются за выполне­ ние плана. Они хорошо помнят, о чем говорилось в решевиях ХХШ съезда КПСС. Стране нужно больше рыбы и рыбной продукции. Значит, в море должно как можно больше на­ ходиться промысловых и яри- емо-транепортных кораблей. А у нас — это не секрет •— суда подолгу простаивают в ремон­ те. Так что блок монтажных цехов нужно как можно быст­ рее ввести в строй. Для этого и отдают весь свой опыт и зна-1 ния члены бригады монтажни­ ков по железобетону П. П. По­ пова, каменщики брнтад Е. И. Васильева и В. М. Купко. Растет, тянется к небу еще одно здание. НА СНИМКЕ: моктажкммн В. Ф. Шимолин (слева), А. М. Алифсренко и бригадир П. П, Попев (справа). Будут ли заходы сельди ? Ежегодно возникают вопросы: следнюю зиму восточнее Норд- «Зайдет ли в губы и заливы Мур- капа, может возвратиться па лет- мапа сельдь? В каком количестве? иий откорм в восточные мелковод- Котда и какая? В какие районы?», ные районы моря. На все эти вопросы мы ежегодно В этом году сельдь зимовала на пытаемся отвечать. Но ответы не склонах Мурманской и частично всегда бывают точными, так как на Финмаркенекой, Рыбачьей и ошибка при существующих мето- Кильдинской банках. Имея низкий дах прогнозирования может дости- темп роста, она совсем не на- гать 20 — 30 и более процентов, чала выходить из Баренцева мо- Причнны же заходов сельди в гу* ря. Часть сельди начнет созревать бы окончательно не выяснены, и и выходить отсюда, достигнув поэтому возможны наибольшие длины 22 — 23 сантиметров не ошибки при составлении таких ранее осени 1966 года, прогнозов. Вот эта, начинающая созре- Научиые сотрудники ПЯНРО вать сельдь, находясь в следую- пришлм к выводу, что заходы Щем этапе развития, после стадии еельдм в губы и заливы в 1966 покоя будет держаться до осени в году возможны. Но по весу выло- открытых участках побережья — ва они будут, по-видимому, не- * небольшом удалении от берега, сколько меньше, чем в 1956 и Только меле достаточного откор- 1959 годах. Тогда в уловах бы- ма и достижения определенной ли представлены во два поколе- жирности (пе менее 8 — 10 пре­ ния — одно мз которых богатое, центов) она будет заходить в губы а другое немногочисленное. В и заливы в промысловых колмче- 1956 году в губе Иокаиьге было етвах. выловлено около 150 тысяч цент- Время осеннего захода сельди яеров, а в 1959 году в Кольском в губы октябрь — ноябрь. Но заливе — 170 тысяч центнеров небольшие скопления ее могут сельди. появляться в конце июня. « 1 леи . . . ~ Таким образом, заход «жирной» 1966 году для промысла мо- седЬдИ в FygH аавИемт от еостоя- жет представлять определенный £ вдй базы> интерес лишь поколение сельди - ’ 1Ч6Ч гп«а — рш чн рй упажяинл - КОТОрая в евото *№у1'лаи 1 УЬЛ года средней урожайно ливается ^mhom и характером по- теплевия или похолодания вод Если, окажем, еельдь зимует за- Баренцева моря и главным ебра- падвее Норд-капа, то мало вероят- эом типом распределения водных но ожидать ее заходов в губы Мур- масс. мана. В западных районах условия Нри осеннем охлаждении холод- откорма значительно лучше, чем в выми водами ледникового пронс- восточных. И только сельдь, оби- хождения* надвигающимися е се- тавшая в первые годы жизни в вера, полоса сравнительно теплых жестоких восточных условиях вод около побережья оттесняется Баренцева моря и зимовавшая по-'к'берегу,' и обычно в августе сентябре она становится очень уз­ кой и тем уже, чем резче похоло^ дание. В такие годы весь восточ­ ный резерв откармливающейся сельди в Белом море, у Канина, у Колгуева и Новой Земли возврат­ ную миграцию на запад совершает по этому узкому «коридору» теп­ лых вод. Поэтому'вероятность за­ ходов сельди в губы Мурмава (на отрицательные температуры) В такие годы значительно возраста­ ет. Сельдь поколения 1963 года i _ j . четырехлетием возрасте будет длиной около 17 — 19 савтимет^ ров. На западе она будет крупнее, иа востоке мельче. Более медш | сельдь (13 — 15 сантиметру длины) малоурожайного njmemiggi 1962 года будет держаться е Г ^ кой прибрежной зоне и в губах,р течение всего сезона, за искжйд-* нием времени максимального от­ корма (июнь — июль), когда она будет в рассеянном состоянии. Учитывая особенности вовраст- ного состава и распределения еельдм в этом году в Баренцевом море, необходимо развивать ко­ шельковый промысел в районах открытого моря. Но для того, что­ бы обеспечить его высокую про­ изводительность, необходимо пред­ варительно производить разведку дрифтерными сетями с тем, чтобы возможно раньше обнаружить скопления летом, продлить облов в осенний период и тем самым наиболее полно использовать сырьевую базу промысла сельди в етом году. И. ШУТОВА-КОРЖ, научный сотрудник ПИНРО,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz