Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.
Газета «Рыбный Мурманз 8 июня под рубрикой «Со вершенствовать .организацию промысла» напечатала ряд статей промысловиков, работающих на. судах бор тового траления на Дальнем Западе. Авторы статей под нимают, безусловно, важный вопрос: слабая организа ция промысла — результат невыполнения почти всеми коллективами РТ своих рейсовых заданий. Учитывая серьезность вопроса, мне. кажется, что надо е&ъектшжо выяснить те причины, которые мешают нор- дальней работе РТ. Однако авторы статей обходят, ..на мой взгляд, основные причины и стараются всю вину переложить на управление «Севрыбхолодфлот». Я со вершенно не преследую цель стать в защиту управле ния «Севрыбхолодфлот», единственная цель — объек тивно вскрыть причины, которые мешают хорошей рабо те траулеров. В 1964 году впервые в районы Лабрадора и Флемнш- кап» была направлена большая группа РТ. Работая ка питаном на плавбазе «Печенга», мы обслуживали груп пу РТ, работающих на облове пикши, трески и окуня, которые заготавливали под соль. Организация промысла была из рук вон плохая: на промысле зачастую не хватам нромвооруження, про дуктов. Вместо того, чтобы заниматься промыслом, суда лежа ли в дрейфе, ожидая топливо; причем его выдавали на промысловые суда с расчетом 5 — 6-дневпого запася. Когда подводился итог работы РТ иа Дальнем Запа де в 1964 году, были сделаны выводы, что основной причиной недолова РТ явилась плохая организация по снабжению судов; кстати говоря, в то время управле ния «Севрыбхолодфлот» еще не существовало. Возьмем февраль — май 1966 года. Этот период взят -с той целью, что в упомянутое время на промысле рабо тали некоторые авторы статей. Кроме того; и я находил ся на Дальнем Западе и руководил судами «Севрыб- холодфлота». За весь указанный период, то есть 3,5 месяца, не было ни одного случая простоя судов из-за отсутствия любого вида снабжения, ife поступало ми од ной претензии от промысловиков. Обслуживание судов бортового траления было комп лексное: каждый экипаж мог получить все необходимое снабжение иа том производственном рефрижераторе, к которому он был прикреплен, причем получал он снаб жение во время сдачи рыбы, что исключало простои.' Правда; РТ, закрепленные за малыми производствен ными рефрижераторами, единственное — это мазут — были вынуждены получать непосредственно с танкеров. Но и танкеры подходили вплотную в район работы, что также не вызывало простоев траулеров. Отдельные промысловики, ссылаясь на единичные случаи, всю пину невыполнения плана совершенно не обоснованно относят за -счет недостаточного количества производственных рефрижераторов. Так ли это? За ука занный период иа промысле иа Дальнем Западе в раз личные сроки находилось 8 производственных рефри жераторов, которые, исходя из своих мощностей, смог ли бы, при условии обеспечения их сырьем, заморозить ©коло 22 тысяч тонн рыбопродукции. Однако из-за необеспеченности сырьем за это время всего выпущено готовой продукции около 16,5 тысячи тонн, то есть про изводственная мощность производственных рефрижера торов использовалась только иа 75 процентов. Часть ПР, особенно те, которые работали с группой РТ, очень часто находилась па «голодном , пайке», то есть производственные линии зачастую работали не в полную силу из-за необеспеченности сырьем. Так* напри мер, иа ПР «Франс Галс» было закреплено от 7 до 12 траулеров, которые за 20 дней работы ни разу не могли обеспечить «Франс Галс» необходимым количеством ры бы. И корабль, имея такую большую группу РТ, вынуж ден был очень часто подлавливать сам. Между тем за крепленные за «Витусом Берингом» 6 СРТ почти всег да обеспечивали его.сырьем. Надо отметить, что за все 3,5 месяца только 10,— 12 дней мы были вынуждены при обильных уловах ограничивать прием сырья иа мо- роэку, причем даже в эти дни обеспечивалась приемка под морозку согласно разнарядке главка «Севрыба»: от РТ — 15 тонн, СРТ-Р — 12 тонн и СРТ — 9 тонн. Толь ко два дня в середине марта, когда на промысле оста вался один «Глетчер» с группой 17 РТ, мы действитель- ПОЧЕМУ ТРАУЛЕРЫ В П Р О Л О BE - \ но не могли обеспечить приемку рыбы. Безусловно, эти два дня не могли повлиять иа невыполнение рейсовых заданий почти всех траулеров. Следовательно, невыполнение рейсовых заданий эки пажами РТ ни в коем случае нельзя объяснить нехват кой производственных рефрижераторов. Работающая в одно и то же время, в одних и тех же районах, большая группа СРТ «Мурмаисельди» и Беломорской базы эиэ* чительно перевыполняла свои задания и обязательства. При облове налима, в хек» СРТ имели уловы за трале ние иа 4 — 5 тонн больше. И объясняется это различи ной конструкцией тралов. Все РТ работали 27-метровы ми тралами, а СРТ — 24.7-метровымн. Это и явилось основной, на мой взгляд, причиной слабой работы груп- вы РТ при облове хека и налима. Правда, на банке Д^орджес эпизодически облавлива лась и пикша, которую РТ добывали значительно лучше, чем СРТ, что объясняется тяжелыми грунтами в райо-. нах облова пикши в квадратах 1430 — 1433 и непригод ностью для этих грунтов тралов 24,7 м. Однако долго удерживаться на облове пикши трауле ры не могли, так как она в этих квадратах очень под вижная, а в группе совершенно не было поисковых су дов, и как только отказывала * пикша, траулеры были вынуждены переходить в другие районы иа облов хе ка и налима, где имели низкие уловы. При наличии же поисковых судов этого можно было бы избежать. Следовательно, второй причиной слабой работы трау леров можно считать отсутствие поисковых судов. Одно время поиск для группы РТ производил БМРТ «Нептун», но всем прекрасно известно, что там, где уло- пы имеет БМРТ, не всегда может иметь обычный тра улер. проАолжяет Ш Г О Е О Р За указанный период, действительно, около 22 про центов сырья шло иа муку, гак как оно было совершен но непригодно для выработки готовой продукции. Един ственная причина та, что в этом году, как никогда, в уловах в основном преобладал хек размером 14 санти метров и меньше, между тем как в прошлом году об лавливался хек размером 26 сантиметров. Безусловно, учитывая такой ассортимент рыбы, а также работу в первый период бесконтактным способом, очень много сырья оказывалось непригодным для заморозки и шло на выработку муки. А как только улучшилась погода в районе промысла, стали переключать все суда бортово го траления на работу контактным способом. Надо-от-* метить, что команды почти всех траулеров очень неохот но переходили на работу контактным способом, и толь ко когда воочию убедились, что при работе бесконтакт ным способом большой процент сырья идет на муку, все перешли на контактный способ с уборкой рыбы в бочки. -Авторы статей правильно затрагивают вопрос опреде ления веса сдаваемой рыбы. На мой взгляд, это являет* ся для них пока вопросом № 1. Надо признать, что ша бли»даются еще случаи, когда на том или ином ПР не* правильно определяют вес сдаваемой рыбы, причем, нам правило, это случается при работе бесконтактным спо собом, так как существующие динамометры для опреде ления веса рыбы работают неточно в морских условиях и дают разницу в весе на один контейнер до 100 —180 килограммов. ^ При работе контактным способом таких случаев было мало, и возникал^ они из-за халатности мастеров-нрием- щнков Г1Р. Для устранения таких фактов на каждом ПР был» сделаны стампы, в присутствии представителей промыс ловых судов определен вес каждой из них, вывешены бирки с указанием веса. Об этом были оповещены все эк-ипажн промысловых судов, и последнее время случаев неправильного определения веса почти не было. Одна ко считаю, что для всех ПР надо сделать единые, стан* дартные стампы; Подводя итог сказанному, думаю, что траулеры не целесообразно направлять в район Дальнего Запада на облов налима, хека. Они могут успешнее работать на облове тресковых пород, для чего необходимо пр^дшн зрительно обеспечить суда промысловой базой, поиско выми судами и достаточным количеством промвооруже- пия, в чем, кстати говоря, экипажи все время ошушалв недостаток. Кроме того, необходимо закрепить то новое, что вве дено сейчас в жизнь, — это полное и комплексное об служивание производственными рефрижераторами своей, группы. Это даст положительный результат в работе, и в. итоге значительно повысится добыча рыбы. Ш. СОЙКИС, флагман судов «Севрыбхолодфлота*. Ml!IИiИI iI .И»II»И11 в IM ГН I IIBI7.VUS I М I If! tНIMBIII llllll И it III1 I I! tVV1ИП11П11II I »П»Ш111 lt>> t!>1ШПП>19111 НА П Е Р Е Л О М Е НА БУКСИРЕ — Э-э-эй... на базе... Подать конец, что ли? И такое обидное «предложение» морякам «Памяти Ильича» в прошлом году . частенько- случа лось слушать. Ну, куда нм шло, говорили бы с современных быст роходных транспортных рефриже раторов. С ними нечего тягаться в скорости. А то какой-то дливно- трубый даровой траулер. Главная машина — 600 «лошаденок». И тем не менее приходилось по малкивать. А что ответить? Вот она, идет база «Памяти Ильича», громадная, окрашенная в черный цвет, дым валит так, будто завесу ставят, не идет, а нолзет, от силы 6 узлов. А бывало и того хуже. Подхва тят эту самую базу буксирные па роходы и до самого промысла ве дут. Не база, а захудалая баржа. Стыдно в глаза друг другу смот реть. И каждый втайне вынашивал мысль: работаю на ней до прихода в норт. Пусть другие плавают на этой «коломбине». ХВАТИТ БЫТЬ ПОСМЕШИЩЕМ «Дед» Геннадий Семенович Пер вушин и так не в восторге был от механизмов котла, а когда при шел из отпуска, совсем расстроил ся. Преемник «лихо» похозяйни чал. Котел засорен и со стороны огня ,и со стороны воды. Утоль ле тел, как говорится, в трубу, но ни пара, ни жара не было. Поднявшись из душного машин ного отделения и зайдя в неболь шую для такого судна каюту, Ген надий Семенович задумался. Не уж ели нельзя сделать так, чтобы пару хватало? Ведь на «Печенге» хоть и больше площадь нагрева поверхности котлов на 154 квад ратных метр, но там и расход па ра на механизмы больше в три ра за, а пароход не из тихоходных. Он эту «Иеченгу» знает, плавал. Собрал машинную команду. Объяснять положение было лиш ним. Наметили ером ремонта ме ханизмов, что можно «подлечить» в плавании, что в порту. И хотя велух никто не сказал, но механи ки, кочегары расходились с одним мнением: хватит быть посмеши щем. ЗАСУЧИВ РУКАВА Первым делом взялись за кот лы. Работы возглавил третий ме ханик тов. Зуев. Потрудиться при шлось крепко. Очистили котлы от накипи и шлама со стороны воды, со стороны огня — от сажи. Вах та, подвахта ■— не считались. Вместе с механиком засучив ру кава работал старшим кочегар П. Ф. Малахов. Теперь надо было так органи зовать службы, чтобы не допу скать прошлых ошибок. Главное, своевременно и регулярно проду вать котлы. С этим было легче. «Дед» не забывал напоминать, да и сами механики старались. Нелегко было наладить все сразу. Машинное хозяйство на «Памяти Ильича» большое, а каждый механизм требует ремон та. Но первоначально требова лось найти причины утечки пара. Просмотрели сальники штоков, клапаны, системы. Устранили не плотности. Г. С. Первушин и вто рой механик А. А. Резник, токарь В. А. Кочтсин, слесарь А. А. Кры лов не выходили из машинного отделения по многу часов кряду. Своего добились. В минувшем рейсе большинству механизмов произведен ремонт по качеству и объему равный завод скому. Машинная команда во гла ве со старшим механиком изгото вила приспособление, с помощью которого можно растачивать, шли фовать цилиндры вспомогательных механизмов в морских условиях, не снимая их с места. Это облег чает и ускоряет ремонт, меньше будут загружаться береговые ре монтные предприятия. Размаху работ на «Памяти Иль ича» можно только удивляться. В плавании машинная команда под готовила электромеханиче с к у ю часть к предъявлению инспектору Регистра. Ремонт дизель-генерато ра БВ-100 ведут в море с заменой сработавшихся деталей. Всего, по жалуй, и но перечислить. УМ ЕЛЬЦЫ Чаи, наполненный водой, в ко тором серебром блестит сельдь. Сюда лесенкой спускается транс портер. Ковши его плохо забирают рыбу, поэтому пужно сачком вы лавливать ее в чане и потом за гружать ковши. Два моряка зани маются этим. Работа не из легких, но без нее не обойтись. А если... Скоро, как говорится, сказка оказывается, а Г. С. Первушину долго пришлось повозиться, пока мысль обрела плоть. По приспо собление стоит на обеих маши нах. Пола проводили эксперимент, по одному человеку оставили при сматривать. Дальше и их присут ствие не понадобится. Освободигся две на-ры крепких матросских рук. Бот что значит смекалка да умение. За два последних рейса на «Па мяти Ильича» подано и внедрено 21 рационализаторское предложе ние. Такое, например: «Электро- приводная лебедка для транспор тировки угля из трюма № 3 в ко тельное отделение». Ум и руки к этому приложили электромеха ник П. Ф. Кравчук, ставший меха- нйк Г. С. Первушин, электрик В. Г. Дмитриевский. Кочегарам не нужно теперь работать дедовским способом. Большой экономический эффект получен от внедрения другого ра ционализаторского предложения. Впрочем, лучше привести один документ. «В результате внедрения раци онализаторского предложения за № 729/66 при использовании от работанного пара от вспомогатель ных механизмов на рабочих ло патках турбины низкого давления число оборотов греоного вала глав ной машины увеличилось до 66 — 68 в минуту, в результате скорость судна стала 9 узлов. В Северную Атлантику и об ратно при расстоянии от порта 1200 миль с прежней скоростью можно было дойти за 14 суток, что подтверждается выпиской из про мысловых отчетов за ряд лет: 1953 — 1964 годы. Со скоростью 9 узлов то же расстояние можно покрыть за 11,2 суток. По плану 1965 года экс плуатационные сутки стоят 4355 рублей. Экономия на переходах 2,8 суток выразится суммой в 12,2 тысячи рублей за рейс. В году планируется сделать пять рейсов, следовательно, экономиче ский эффект составляет 61 тысячу, рублей. Заместитель начальника планового отдела управления «Севрыбхолодфлот» Е. Воробье ва». Автор этого предложения «дед». Кстати, он член НТО флота. ЗАБОТА У НИХ ТАКАЯ Забот много. Первоочередная: судно нужно предъявить инспек тору Регистра. Но он не примет котлы, им нужен заводской ре монт. Базе подошел по :графику срок докования, но дока свободно-, го нет. Руководителям механико судовой службы, может, следует согласовать время ремонта котлов с постановкой в док. Тогда судно не будет отирать причалы многие месяцы. Тем более что «котлы мо гут еще безболезненно работать», — говорит Г. С. Первушин, а на промысле не хватает баз. Перед приходом в порт машин ная команда навела морской поря док но своим заведования»!. Везде чисто, механизмы покрашены. Нет, это не показуха. И, конечно, людям приятно было бы, если бы их старание отметили. Хотя бы добрым словом. Но, как говорили мне моряки, в течение трех дней на борт не ступил ни один специ алист механико-судовой службы. А групптвой механик тов. Михин хотя и наведывался, но «постес нялся» спуститься в машинное отделение. Это еще не все. 0 других своих заботах экипаж «Памяти Ильича» расскажет руководителям флота, если они поймут, что дела на этом судне сейчас на переломе и надо помочь морякам выйти на широ кие рыбацкие просторы. В. ХРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz