Рыбный Мурман. 1966 г. Июнь.

и иных, вы за претворение в жизнь решений XXIII съе з д а КПСС, за укрепление могущества нашей Родины, за дальнейший подъем народного благосостояния, за упрочение мира во всем мире Хорошо, когдасветит солнце ! » ! 1 I I Хорошо, когда светит солнце, когда иод ногами устойчивая земля, а в стороне, между лесом кора­ бельных мачт, рябит серебристый залив. По при­ чалам идут рабочие люди... Очень приятно воз­ вращаться домой после длительного рейса. Идешь, любуешься высоченными кранами, кораблями-гро­ мадинами, многоэтажными зданиями. И что-ни­ будь новое да отыщет пристальный взгляд. Там появилось новое судно, там прорастает корпус какого-то завода, а еще дальше пролегли две стальные нити рельсов. Растет флот, застраивается порт. Да, конечно, не сравнить с тем, который я увидел впервые ш 1937 году. Тогда не было и третьей части сегодняшних причалов, и ие было тогда больших морозильных траулеров и плаву­ чих баз.’ «Коптили небо старые лапти». Промыш­ ляли здесь, в Баренцевом. А ‘ чтоб, скажем, на Дальний Запад ходить — и в помине не было. А в войну старички-уголыцики вместо рыбы тралили мины. Пять лет Россия истощала свои запасы, пять суровых лет омывалась слезами детей и жен­ щин, людским потом и кровью Советская Россия в борьбе за независимость и честь. Россия, много­ страдальная, трудолюбивая Россия, ты должна была выстоять и выстояла, ибо, где правда, там и победа. И когда какой-то, случайно попавший на флот, прощелыга, однажды, испытывая труд­ ности в получении й доставке' со склада на ко­ рабль краски, посетовал на то, что вот-де люди пробрились в космос, а мы тут возимся с какой- то краской. Не утерпел тут я: — Бессовестный ты!—выругался я.—Знаешь ли ты, что каких-нибудь полсотни лет назад тут за­ кладывали первые причалы. А знаешь, что рыбу лошадьми выгружали? Ты видишь, какой город отгрохали. А сорок лет назад ты бы не увидел ни одного кирпичного здания. И пешочком, не­ бось, домой не ходишь, а подай такси, троллей­ бус. И сейчас на машине едешь. А какого хрена ты едешь? А ну-ка, слезай! Слезай, говорю, и то­ пай ножками! — у меня до белизны сомкнулись брови, увесистый кулак упал на кабину. — Останови! — говорю. Машина остановилась. Из кузова спустился мой сухопарый попутчик. На шее у него болтался не то пестрый шарфик, не то косынка. • — Ишь ты, — не мог успокоиться я. — Кос­ мос... Тут, брат, весь флот, город, Россию всю за­ ново на ноги поставили. И пошли, пошли по оке­ анам советские корабли, по земле заторопились стальные гиганты, неся людям свет. Всю дорогу я'Ъумал и сравнивал старое с но­ вым. Вспоминалось, как когда-то вручную вытря­ хивали сельдь из сетей. Эта адски трудоемкая ра­ бота длилась по нескольку часов кряду. — К вечеру обещают шторм. Торопитесь, ребя­ та, —- скажет, бывало, капитан. И матросы торопятся. Волны размахивают тра­ улер. Срываются с борта сети. Но моряки народ неотступный в любом деле. Снова и снова скло­ няются над бортом, и океан не может.устоять пе­ ред напористостью смелых людей. Бывали слу­ чаи, что, придерживая сетное полотно, обламывал на руках ногти, и колючая боль отдавалась в сер­ дце.* После работы ныли руки, спина, и ноги тя­ желые, словно чугунные, гудели тихо и беспре­ рывно. А потом, потом люди искали выход... И нашли. На судах стали появляться сететрясные машины. Ломались поначалу.. Но тут вмещались флотские рационализаторы. Групповой инженер- механик Михаил Иванович Селянинов облегчил кулисную передачу на новых машинах. И не зна­ ли моряки больше поломок. Теперь машина вытря­ хивала рыбу из сетей. А этот артачится... Конечно, где этому пижону разделать две тон­ ны рыбы за вахту. А я еще и не на такое спосо­ бен. Сколько раз целыми сутками выстаивал без сна и отдыха под нескончаемыми гроздьгмн ко­ лючих брызг. И пообедать некогда было зайти в салон, через открытый иллюминатор подавал по­ вар миски с супом. Хорошо, когда под ногами твердая земля. Вот там, недалеко от столовой, пробивается здание. Очевидно, завод будет. Хорошо. Ну как тут ие го­ лосовать за Советскую власть! В. ВЛАСО В , матрос СРТ-833 «Юноиа». Г О С У Д А Р С Т В О — Э Т О мы Л помню первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР. И хоть был я тогда наианом, все хе всеобщая радость и ликование захватили и меня. Мурманск тог­ да уже начал восстанавливаться; жизнь постепенно, но прочно ста­ новилась на мирные рельсы. Ко­ нечно, еще трудновато приходи­ лось, многого не хватало для нор­ мальной жизни. Может, поэтому «овеем несмышленым шипел я работать. Поступил на Мурман­ скую судоверфь учеников слесаря. Приставили меня к опытному зна­ току слесарного дела М. Борисо­ ву. Под его заботливым взглядом приобретал я вместе с ссадинами на руках рабочую сноровку. Многое изменилось с тех пор. Выросло судоремонтное предприя­ тие, увеличилась его производст­ венная база. После службы в армии я снова вернулся к своей профессии, стал работать на СРП-1. Десять лег назад поручили мне руководить бригадой. Жизнь не останавливается, она выдвигает перед нами все новые требования. Растут потребности промыслового флота. Не всегда мы все успеваем делать, не все еще корабли в срок уходят в мо­ ре после ремонта. Но зато каким светлым бывает настроение у лас, рабочих, когда порученное дело мы выполняем высококачественно и своевременно. Недавно мы за­ кончили профилактический ремонт главного двигателя на «Севрыбе»; Работа была ответственной и сложной. Но в бригаде у нас тру­ дится восемь человек. Большинст­ во из них —• слесари высокой квалификации. Средний разряд в бригаде 3,5. Эго неплохо. В брига­ де выучился и получил квалифи­ кационный разряд Евгений Агеев; Он нынче закончил девятый класс в вечерней школе и сейчас гото­ вится к службе в армии. Учатся и другие •ребята. Восьмой класс закончили Виктор Зайцев, Анато­ лий Шагин. А Виктор Зайцев еще и выучился на шофера. Бригада у нас дружная, весе­ лая. А отчего быть плохому на­ строению? Производственные за­ дания мы ежемесячно выполняем, на нашу работу промысловики ие обижаются. Когда я смотрю на нашу брига­ ду, мне кажется, что этот малень­ кий, по сплоченный и дружный коллектив, как одна семья, как частичка большого Советского го­ сударства. Мы не отделимы от нашей Родины, но и ее без нас, без рабочих, не представить. Мь| — это государство. Вот почему для нас, простых тружеников, и дорог так День выборов. Он, как этап в продвижении народа к за­ ветной цели, к коммунизму. Н. Ф У РИН , бригадир слесарей CP3-I. Я не знал другого отечества ственно участвовать как специа­ листу но орудиям лова. И всегда я испытывал ни с чем несравни­ мое чувство братства советских людей, уме-ющих самоотверженно трудиться, крепко любить свою Родину, готовых в любую мину­ ту прийти на помощь друг другу. Моя семья никогда ие знала' чув­ ства обездоленности. В суровые годы войны хозяй­ ство рыболовецких колхозов было подорвано. И когда настало мир­ ное время, мне, уже немолодому человеку, пришлось снова возрож­ дать нрибреждый промысел. Я работал и в колхозе «Энергия», и в Порт-Владимире, и . во многих других местах, где требовалась моя помощь. Вот уже десять лет тружусь в большом и славном коллективе Мурманского сельдяно­ го флота. Мне шестьдесят лет, за плечами — большая жизнь. Но настроение хорошее, бодрое. Еще л многое нужно сделать, многое ус-, лизованного, коллективного хо- « ^ „ петь. В пятилетием плане намече- Я — норвежец. Но я не знал другого отечества, кроме России, потому что родился в маленькой норвежской колонии на полуостро­ ве Рыбачий. С четырнадцатилетне­ го возраста познал я тяжелый труд рыбака. Вместе с отцом, по­ томственным промысловиком, вы­ ходил на еле в Баренцево море добывать нелегкий, пропитанный морской солыю хлеб. После революции Советское правительство окружило заботой рыбаков-норвежцев, предоставило им права советского гражданства. Мы стали бок о бок трудиться с русскими рыбаками, коренными жителями Кольской земли. Конеч­ но, индивидуальные рыболовец­ кие хозяйства в то время не мог­ ли, даже несмотря на помощь Со­ ветского правительства, значи­ тельно повысить добычу морских богатств. Обеспечение рыбаков промысловыми судами, техникой, орудиями лова требовало цеитра- зяйствоваиия. И вот настало вре­ мя, когда и русские и норвежские рыбами объединились в колхозы. Была создана по типу МТС МРС, сдававшая рыбакам-колхозникам в аренду суда и орудия лова. Во всех этих серьезных меро­ приятиях мне пришлось непосред- ны большие рубежи развития рыб­ ной промышленности. Быть уча­ стником их преодоления *— вели­ кое счастье. А РТ У Р ОЙ ЕН , инженер отде­ ла добычи управления сМур- мансельдь». Река остается рекой только до тех пор, пока те­ кут ее воды. Утихнет, замрет те­ чение — зарастут ее берега, и там, где когда-то кипела быстри­ на, образуются топи, трясина, бо­ лота. Разве не бывает так и в жиз­ ни? Где быстрина и кипение, где' ключом бьет творчество,' инициа­ тива — там успехи, хозяйствен­ ные достижения. Где рутина, за­ стой — там хороших результатов ждать нечего. Если человек видит перспекти­ ву, он чуток и цепок к новому и прогрессивному, слел и настойчив в решении политических'и хозяй­ ственных вопросов. Такой и рабо­ тает, как говорят в народе, легко и размашисто. Таяие мысли пришли мне на предвыборном собрании, когда коллектив нашего завода на своем собрании решал вопрос о кандида­ тах в депутаты Верховного Сове­ та СССР. Вот тогда мы и узнали еще лучше капитана-директора БМРТ «Добролюбов» коммуниста Прокопия Прокопьевича1Решето- ва и известного писателя нашей страны Николая Семеновича Тихо­ нова. Один из них — кандидат в депутаты Совета Союза, но Мур­ манскому избирательному округу Н 230, второй — Совета Наци­ ональностей Верховного. Совета СССР но Ленинградскому, сельско­ му округу № 20. ИМ НАРОДНОЕ ДОВЕРИЕ У лица моя, дома мои У нас в семье большая радость — мы получили новую квартиру в только что построенном много­ этажном доме но улице капитана Буркова. Мой муж Григорий Ти­ мофеевич Костин работает масте­ ром но добыче в траловом флоте на трайлере «Магадан». Мы с сы­ ном Сашей из нашей стари ма­ ленькой комнаты переехали в но­ вую кваргиру без него, оп сейчас в море. Сразу же дали ему радио­ грамму. Представляем, как он об­ радовался. Очень нам с Сашей нравится здесь. Какой хороший балкон. С него виден весь город, как на ладо­ ни, виден и залив. Саша очень рад тому, что хорошо . виден залив. Сейчас просит, чтобы я ему купи­ ла бинокль. — Буду смотреть, как папин траулер с моря пойдет,- — говорит Саша. А наш один знакомый сове­ тует сделать сигнальные флажки. Наш знакомый, конечно, шутит, но бинокль Сашке купить придет­ ся. Ведь в него, наверное, и номер траулера можно увидеть, правда? С переездом всегда много хло­ пот, но я нет-нет и посмотрю в окно, и не могу оторваться • так красиво все кругом. Я рабо­ таю в горжилуправлении, но ни­ когда пе представляла, что наш Мурманск такой большой, что в нем так много каменных зданий. Лишь по окраинам еще есть дере­ вянные дома, бараки. Но ведь и им скоро придет конец, правда? Их снесут и построят такие же многоэтажные красавцы, как наш, девятиэтажный. Я верю, так бу­ дет обязательно, потому что Со­ ветское правительство неустанно заботится, чтобы все, кто честно трудится, жили в достатке, в теп­ ле, в уюте. За это ему сласибо. И еще мне хочется через ры­ бацкую- газету поблагодарить ру­ ководство флота, базовый комитет профсоюза. Спасибо вам, товари­ щи, за новую квартиру. Нам с сы-~ пом немного надо, но когда муж придет с моря после трудного про­ мысла, теперь ему есть где и от­ дохнуть и побыть с семьей. Ведь для моряка это так важно и до­ рого. " Н. КОСТИНА. Г О Л О С У Ю В П Е Р В Ы Е Сегодня — День выборов в Верховный Совет СССР. К этому дню я очень готовилась. Ровно месяц назад, 12 мая, мне испол­ нилось J8 лет. Впервые в жизни л пойду на избирательный уча­ сток, чтобы выполнить сбой граж­ данский долг. Мое сердце пере­ полняется радостью и гордостью за весь наш советский народ. Хо­ чется сказать всем огромное спа­ сибо за то, что мы можем спокой­ но работать и учиться. На консервный завод Мурман­ ского рыбокомбината я пришла прямо со школьной скамьи, ие имея никакой специальности. Здесь я приобрела профессию, сей­ час работаю на зачистке рыбы. Сменное задание наша бригада всегда выполняет, работаем мы в две смены. Но это не мешает мне учиться. В этом году я закончила 0-й класс вечерней школы М* 6. Т. ТАЛ ьяНОВА, работница консервного завода, Чувство нового — что это зна­ чит в жизни? Тридцать лет отдал рыбному промыслу Прокопий Про­ копьевич Решетов. Ему пришлось пройти весь путь от юнги и мат­ роса до капитана дальнего плава­ ния. Вот тут-то как нельзя луч­ ше и проявились знания и навы­ ки, приобретенные за многие го­ ды морской жизни. Любовь и до­ верие к морякам — яркая черта характера коммуниста, Героя Со­ циалистического Труда тов. Ре- 'шетова. Встречаясь на предвыбор­ ных собраниях с нашим кандида­ том, мы убедились, что тов. Ре­ шетов не только умелый и требо­ вательный руководитель на кораб­ ле, но доброй души человек. Он умеет поговорить с подчиненными, приободрить, успокоить, а где нужно, и поправил, человека. Нам рассказывали моряки, что его горячая убежденность и непо­ колебимая вера в успех дела на промысле, умение найти в челове­ ке положительные начала и раз­ вить их — все это оказало благо­ творное влияние на судьбы многих молодых людей, пришедших на БМРТ, чтобы осваивать голубую целину. В прошлом году экипаж «Доб­ ролюбова» под руководством ка- питана-директора тов. Решетова поднял знамя соревнования за до­ бычу 100 тысяч центнеров рыбы. Обком КПСС увидел в этом не «со­ бытие местного значения», а пере­ ход в высший класс работы, до­ ступный всем экипажам типа «Добролюбов», и поддержал цен­ ную инициативу. Чувство нового привело к большому движению на промысле за увеличение добычи рыбы. Это и есть подлинный го­ сударственный подход к делу. Коммунист тов. Решетов был делегатом X X III съезда КПСС. Вер­ нувшись в Мурманск, он настой­ чиво, с душевной страстью рас- • ' V ■’ : - V > :!v*'^ j A сказывает морякам о работе пар­ тийного съезда, доносит до созна­ ния моряков, портовиков, судоре­ монтников его исторические реше­ ния, знакомит их с Директивами иятилстиего плана. Судоремонтники нашего завода оказывают полное и единодушное доверие кандидату в депутаты Со­ вета Национальностей Верховного Совета СССР, председателю Со­ ветского комитета защиты мира, писателю Николаю Семеновичу Тихонову — трижды лауреату Го- сударешенной премии и лауреа­ ту Международной Ленинской пре­ мии за укрепление мира между народами. Николай Семенович Тихонов проживает, в Москве, но как писа­ тель он всегда с нами. Его страст­ ный поэтический голос слышится в каждой советской семье. В личной библиотеке нашей семьи есть первые поэтические сборники И. С. Тихонова «Брага» и «Орда», посвященные револю­ ционной романтике гражданской войны. Эти произведения ярко ри­ суют героизм ратных дел красноармейцев и командиров в борьбе за Советскую власть. Кандидаты в депутаты Верхов­ ного Совета СССР капитан-дирек­ тор БМРТ «Добролюбов» Прокопий Прокопьевич Решетов и писатель Николай Семенович Тихонов — люди государственного склада — им наше полное доверие. Со светлым чувством душевной радости наша семья, как и все из­ биратели Мурманска, придет на избирательный участок, чтобы от­ дать свои голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартий­ ных. Это голоса за нашу родную Коммунистическую партию, кото­ рая уверенно ведет наш советский народ к светлому будущему — к коммунизму. Е. НИ КОЛА ЕВА , медфельд- шер медицинского пункта СРЗ'М 1. Ш Ш Ш Ш т Т ано й вид о т к р ы в а е т с я на ц е н тр а л ьн ую ч а с т ь М у р м а н с к а из о кн а нового д е в я ти э т а ж ного дома, ко торы й вы видите сп р а ­ ва . О н п о д н ял с я нед авно на улиц е , но ся щей им я к а п и т а н а тр а л о во го ф л о т а К о п с т а н ти н а Л а в р е н т ь е в и ч а Б у р н о в а , _М1ШМ111ШШШ1|П1ШШ111ШШН1111Ш1.'Н11НШ11111Ш1П1|11Н11||11НН1Н||1Н11£ | За нашу правильную | | Советскую власть | Е Мне — восемнадцать. Сегодня впервые я пользуюсь пра- Е — 'вом, предоставленным Советской властью, сегодня я впервые Е Е голосую за «очень правильную эту нашу Советскую власть», Е = голосую за то, чтобы на голубых дорогах Родины было больше Е = рыбацких кораблей, чтобы, вернувшись из плавания, я уви- Е = дел, как еще сильнее похорошел мой город. 3 Мне —‘ восемнадцать. Я рад, что живу в такой стране, где Е ; = мои заботы — заботы моей власти, моя радость — радость Е s моих депутатов, тех, кого сегодня мы избираем в Верховный = Е Совет СССР. Я голосую за них, потому что знаю: они будут Е Е стоять за мои интересы, интересы всего советского народа. Е Е Мне — восемнадцать, и я сегодня с радостью опущу бюллс- = Е тень в избирательную урну, исполню свой гражданский долг. = Е •Вместе со мной будут впервые голосовать мои товарищи: Ана- ~ Е толин Журавель, Геннадий Шестаков. А ведь наши сверстни- Е Е ми в США, Англии, Франции, Бельгии »?огут участвовать в вы- 5 Е борах только через три года. Возрастной ценз в Голландии и = Е Дании и еще выше — 25 лет. =3 Но Советская власть дала мне не только избирательное пра- Е: Е во. Я кончил семилетку, потом техническое училище. Работал Е Е электромонтером. И вот два месяца назад стал моряком. Ры- 2 Е бацкая профессия понравилась. Обидно, конечно, что в двух Е: = рейсах ие справились с планом. Мне трудно судить, в чем =: Е причина, но бывалые рыбаки говорят, что в этом году в Ба- Е — ренцевом море очень тяжелая промысловая обстановка. гг И»Н<ч «Котельннче» встретили меня хорошо. Моряки по-товари- Е п щески объяснили обязанности, в плавании опекали, подсказы- .Е: Е вали, как вести себя, что нужно делать. Я очень рад, что они Е Е приняли в свою рыбацкую семью, как равного. Е. Неудачи в первых моих рейсах не отбили желания ходить в Е Е море. И мне кажется, что экипаж «Котельнича» добьется ус- Е ~ пеха. Мы брали обязательство выработать в первом году пя- Е Е тилетки 6.000 центнеров продукции. У нас есть еще возмож- =: Е ность достичь намеченного. Е Е В. СУХАНОВ , матрос траулера «Котельнич». Е Удивительные п е р е м е н ы Каждый раз, когда идешь голо­ совать за кандидатов в Верховный Совет СССР, почему-то волей-не­ волей приходят далекие воспоми­ нания. Да разве можно забыть то, с чем связана вся твоя рабочая жизнь. Тогда, в 1930 — 1932 го­ дах, в рыбном порту было всего лишь семь причалов. У них часто ошвартовывались траулеры, кото­ рых насчитывалось около двух де­ сятков. А возвращались они с промысла быстро, потому что рыба тогда ловилась хорошо, а запасы угля быстро истощались. Рабочей силы не хватало. Вот и приходи­ лось зачастую оставаться во вто­ рую смену. Тачка — прогресс нашей меха­ низации. В тачках мы подвозили на судно уголь, соль. Рыбу вы­ гружали вручную, не было тогда лебедок. И пе спрашивали, хвата­ ет ли у тебя силы, нет ли, — ка­ ти тачку, загруженную 300 ки­ лограммами соли, и ни больше ни меньше: пропускали через весы. Так-то доставалась рыбка. Неподалеку от нынешнего пер­ вого причала стоял коптильный завод. «Коптилкой» мы звали его. Он, действительно, был похож на домик на курьих ножках. Две тон­ ны конченой рыбы производил этот завод. А па месте бытового корпуса нашего первого участка был залив. Сюда мы, бывало, вы­ брасывали всякий хлам. Иногда сделаешь молодому ра­ бочему замечание и добавишь: «Вот тогда бы ва'м поработать!». «Чепуха, — говорят. — Какая разница». Да, разница... На рабо­ те наломаешься. Да и отдохнуть- то, ка-к подобает, не приходилось. 8 человек в одной каморе, Как говорится, хоть стой, хоть падай/ А чтоб кино посмотреть... Тогда и было два каменных здания. На; месте теперешнего жилстроя мо- рошку собирали. А там, где ны­ нешний проспект Ленина, нику­ дышняя дорога извивалась, и та сплошь с выбоинами и колдобина­ ми. Вот и разница. А сейчас и привычно, казалось' бы, идешь но порту, и дух захва­ тывает. Сколько понастроили! Сколько машин катится навстре­ чу! Краны громоздятся. Рыба noi ступает прямо из трюма в вагон* Думали ли тогда, что железнодо­ рожная линия протянется вдоль* причалов. Бели бы тогда кто-ни-! будь посмел вслух нарисовать ce‘i годнянший порт, его бы посчита­ ли фантастом. Мечтать мы веб мечтали, но могли ли предпола­ гать, что ног такое... на наших глазах вырастет. Много хороших начинаний за-i тормозила война. .Воздушные фа­ шисты, как. жестоко они ломали счастье, создаваемое советскими людьми. И в этот день — День’ выборов в Верховный Совет СССР» хочется, чтобы итожили свои тру-, довые плоды, могущество Родины? не только те, кто создал за каких- то 30 лет огромный порт, мощный рыбопромысловый и рыбообраба­ тывающий флот, наш город Мур-, манск, а и прислушивалась бы № ним молодежь, на долю которой’ выпала честь готовить базу ком­ мунизма. I А ХЛ РИНО В , прораб, Л. ИВА ­ НОВ, инженер но технике без­ опасности первою участка Мур­ манского рыбного пор га.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz