Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

Кошельковый промысел сельди Май—июнь 1966 года в Нор­ вежском море характеризова­ лись холодными температурны­ ми условиями, особенно на се­ вере и северо-востоке Ислан­ дии. Это обусловило более вос­ точное распределение откармли­ вающейся сельди но сравнению с предыдущими годами. По этой же причине не наблюдалось вы­ хода сельди на северо-восток в север от Исландии, где кормо­ вая база была бедна. Сельдь выходила в северные районы Норвежского моря (район поро­ га Мона) по восточней кромне Восточно-Исландского течения, где отмечалась боле* благопри­ ятная кормовая база. Надо полагать, что исландцы, учитывая, что скопления сельди будут вдали от берегов Ислан­ дии, вышли впервые на промы­ сел с приемными судами; для поиска сельди они использовали авиацию. В этом году исландские ко- шельковисты начали промысел в середине мая на востоке Ис­ ландии, в квадрате 83-ш в со­ ставе примерно 17 единиц и од­ ной приемной базы. В предыду­ щие годы они начинали про­ мышлять в конце мая — начале июня. По наблюдениям экипа­ жей наших поисковых и промыс­ ловых судов, уловы у исланд­ ских ношельковистов в мае бы­ ли 5—7 тони за замет. Харак­ терно, что поисковые приборы наших судов в районе работы ношельковистов слабо фиксиро­ вали записи сельди. Более успешно исландцы и норвежцы начали работать в третьей декаде мая в квадрате 61/66—у/с (район Центрально­ го бассейна), когда сельдь на­ чала активно смещаться в север­ ном направлении. Косяки сель­ ди в районе облова держались в виде отдельных мелких стай на глубинах 0—35, 10—30, 15—80 метров. Поверхностная температура в местах скоплений сельди была плюс 5 ,4 —6,0°. Отдельные суда за один замет брали полный груз, при этом часть сельди оставалась в не­ воде. Для быстрой обработки больших уловов исландцы и нор­ вежцы использовали рыбонасо­ сы всевозможных конструкций, которые были установлены на многих проемных и промысло­ вых судах. Кошельковисты с рыбонасосами брали на борт 40 — 50 тонн сельди за 15 — 20 минут. В начале июня исландцы и норвежцы продолжали успешно работать на восточной кромне Восточно-Исландского течения, в квадрате 65/81-ц. Отдельные уловы достигали до 3 0—40 тонн. Промыслу в это время препятствовали свежая погода и туман. Во второй декаде июня промысловая обстановка у со­ седей была неустойчивой из-за разреженности стай сельди и их малого размера. Однако перво­ классное промысловое вооруже­ ние, а также промысловая опе­ ративность позволили им време­ нами работать успешно в кв. 59/70-э/ш. В конце июня со­ седи работали с переменным ус­ пехом в кв. 60/86-э/ъ, более ус­ пешно — иа востоке Исландии, в кв 80/86-э/ъ. Записи сельди в этом районе наблюдались в виде отдельных подвижных мелких стай иа глу­ бинах 20 — 40, 40 — 80 мет­ ров. В ночное время иногда встречались крупные косяки на глубинах 20 — 140, 5 — 130 метров. Наблюдалось также много поверхностных косяков так называемой ♦верховодки». Наиболее успешно кошелько­ висты работали ночью, когда уловы достигали 30 — 40 тонн за замет: некоторые суда загру­ жались сельдью полностью, часть сельди выпускалась из невода. Днем уловы были сла­ бее: от- «колес» до 10—15 тони за замет. Норвежские ношельковнеты в этом году в основном работали в Северном море, в Норвеж­ ском море — эпизодически, в конце мая — начале июня и в 3-й денаде июня. Д о к т о р к о р а б л е й Районы работ кошелькового флота во второй воловине мал — июне и первой декаде июля 1866 года на фоне температур на горизонте 50 метров. ф Районы работы иностранного флота. Д Районы работы мурманских ношельковистов. Мурманские кошельковисты ми стаями на глубине 30 — 50, начали работать в Норвежском 20 — 100 метров. 6 июля в море в четвертой пятидневке этот район вышли мурманские июня. Но первые результаты суда и начали успешный про­ были слабые. Только СРТ-712 мысел отдельной группой. Уло- (капитан Кривенко В. Ф.) за вы составляли 15 — 30 тонн вторую половину июня имел два за замет, отдельные заметы бы- хороших подъема: 17 июня — ли 50 — 80 и более тонн. По 18,5 тонны, 25 июня — 41 тон- сообщению руководителя про­ ку сельди за замет. Остальные мысла А. П. Мосиенко, вылов суда имели единичные подъемы мог быть намного больше, если всего по нескольку тонн. На ре- бы не потерн времени при сда- зультатах работы сказались че рыбы на рефрижераторы, многие причины: разреженные В печати сообщалось, что в подвижные мелкие стаи сельди, Печенгском заливе при облове технические неполадки, недоста- прибрежной сельди успешно ис­ ток опыта, а также тактика про- пользовали рыбонасос. Необхо- мыслово-кюнсковой работы. димо, учитывая этот опыт, и Обычно принято считать, что опыт норвежцев и исландцев, на там, где промышляют соседи, все суда кошелькового лова можно успешно ловить и нашим установить рыбонасосы. Это 1193 - кошельновистам. Па самом деле волит делать больше заметов, все обстоит иначе. Во-первых, выловить больше рыбы, в группе соседей обычно наблю- Успех нашей группы кошель- дается большая скученность ковиетов в Ян-Майенском рамо- флота (иногда более 100 еди- т говорит о том, что мурман- ниц), что небезопасно для море- екие моряки могут работать не плавания, во-вторых, в этом хуж е опытных промысловиков районе сельдь распугана, и кося- Исландии и Норвегии. Прош­ ки очень трудно обметать. За- лым летом успех к экипажу мечено, что вновь подходящие СРТ-712 пришел после того, иностранные кошельковисты не он вышел из группы иност- мечут кошелек иа стаях там, ранного флота восточнее Не­ где только что прошла группа. л<шдни, начал добычу в север- В таких случаях на повестку Т1ЫХ районах Норвежского моря, дня встал вопрос: как лучше т е в районах дрифтерного вести работу поисковым кораб- чова лям - искать группы соседей * Успешная щ бот й ш ш п х к0_ или самим находить записи сель- ^ р ' ю ди и наводить наших кошельно- основания ожидать что мим искать Dbi6v а не тянуться ми Расовыми заданиями, выло- ?а ш г а н Г м и ' вят дополнительное количество В третьей денаде .и м я в свя- с^ « ” " зи с потеплением поверхност- ных слоев и увеличением ноли- „ чества кормового планктона на- * спеха- вам, пионеры внедре- чалось продвижение сельди в шш кошелькового лова! Яи-Майенский район, где сельдь А. КЛИМЕНКОВ, сотрудник держалась отдельными плотны- промразведки. 'HIIKIIIIIIItllllHlllllllllllllllltlllilllllltiflllllllllltlliltlllltlllltlHtllllllltlllllltllll «А Т Л А Н Т И К» Любил мальчишка море. Пустит самодельной кораб­ лик во Волге и мечтает... Вот бы настоящие морские корабли посмотреть! Когда настало время, взя­ ли его в армию, на Дальний Восток. Не исчезла мальчишеская мечта о пароходах, поехал после армии Иван Николае­ вич на- Север, п Мурманск. — Хватит уж тебе бродя­ жить, Иван! Живи в род­ ном доме, работу яр еурдду нейдешь — вон сколько в Горьком заводов-»! — вол­ новалась мать. Но Иван улыбадея своей мягкой, доброй улыбкой и уговарняал ее. 1947 год. Страна восста­ навливала свои силы после войны, Каждая пара рабочих рук очень нужна ' была. С радостью приняла И. Н. Аксенова Мурманская судо­ верфь Вот они, корабли-то! Из­ раненные, потрескавшиеся... Как хороший доктор, знал Иван Николаевич болезнь каждого судна. Любовно за­ лечивал его раны. — Вы знаете, мне все ра­ боты по ремонту судов нра­ вятся, — говорит Аксенов. — Хорошо смотреть, когда корабль выздоровеет! Девятый год работает Иван Николаевич, иного людей сменилось вокруг, изменилось многое, но он по­ превшему верен своему третьему цеху. Когда вкла­ дываешь в работу частицу своего сердца, с этой рабо­ той не расстанешься. Много друзей у Аксенова — вся бригада. — Для всех нас было иросто праздником услы­ шать о награждении ордеКбм Трудового Красного Знаме­ ни Ивана Николаевича, — говорит мастер котельщи- ков-корпуеннков Николай Богданов. — Он работает по-совести, ему дове]. самые трудные участив боты. И человек это очень хороший, отзывчивый. Иван НйнолЬёвич радует­ ся росту своих товарищей. — Много в моей бригаде настоящих рабочих. Вот Ва­ силий Матейко. Я ' с ним вместе уже шесть лет радо1 таю. Очень добросовестный, знающий, квалифицирован­ ный работник. Хвть еейчас — бригаду давай. Или Юрий Хохрин. Он уже стал техно­ логом. Да много у аае хоро­ ших иарней. А я что?' Я .-Ц? как все. Немало лет прошло с тех пор, как мальчик мечтал о море. Вырастил уже н сро- его мальчика: сын Ивана Ни­ колаевича — рыбак, ходи и море, но детская любовь я кораблям осталась. Не пред­ ставляет Аксенов работы более интересной, чем у не­ го. — А что? Я — как все. Футбол люблю, вот сейчас волнуюсь за нашу команду в Англии. Кино люблю, — н снова застенчивая улыбка. — А работаю... так все мо­ гут работать, только надо честно относиться к делу. Я, конечно, очень благода­ рен за награду, буду еще больше стараться. Вот таков наш орденоно­ сец, бригадир котельщиков Мурманской судоверфи Иван Николаевич Аксенов. Г. ТИТОВА. РАБКОР БЬЕТ ТРЕВОГУ Скоро отряд промысловых ко­ раблей страны пополнится новым рыболовным и морозильным трау­ лером тина «Атлантику. Его пост­ роили в ГДР на фольксверфи Штральэунд. Судно двухпалубное с надводным бортом, с трехпалуб- ной рубкой и дизельной силовой установкой, с трансированной кормой и слипом. На задней части главной палу­ бы расположена рабочая палуба, под которой размещены бункеры для рыбы, цех и сетевые трюмы. В передней части этой палубы на­ ходятся санитарный блок, служеб­ ные и жилые помещения. Судовая команда состоит из SO человек. Судно спроектировано н построено для работы преимуще­ ственно в тропических условиях, но может быть применимо и в других районах промысла. Дли­ тельность рейса — 60 суток. Все три грузовых холодильных трюма рассчитаны на 1.075 кубиче­ ских метров нетто, а рыбомучной трюм — иа 163 кубических метра. Мощность главных двигателей 2.630 л. с. обеспечивает скорость 13 узлов. .Весовое водоизмещение — 3.200 тонн. Производительность морозиль­ ной установки составляет 45 тонн. Транспортировка рыбы через мо­ розильный аппарат и отбор з а м о ­ роженных брикетов осуществля­ ется автоматизированными меха­ низмами. Судно ne^FfgpcHO по Правилам Регистра СССР, 13 июля. 8 часов утра. Катер со сменными вахтами ушел на северный рейд, но есть еще и южный, и там тоже ждут сме­ ны, а катер один. Ждали смены иа танкере «Канин», лихтере «Захребетное» и в караване су­ дов. Чтобы сменить вахту на су­ дах, разбр 9 санных по южному рейду, катеру требуется 4 0 ми­ нут. Смену вахт, конечно, мог произвести буксир или любой катер спецслужб. Но получи­ лось так, что танкер « Канин» окончил слив топлива на «За ­ хребетное» в 8 часов, а вахту сменили лишь в 10. Два часа простаивал танкер, 2 часа жда­ ли люди смены, а ведь у наж- дого есть свои дела, заботы, каждому дорого свободное вре­ мя. И смену вахт можно было произвести раньше. В 8 часов 35 минут буксирный пароход «Александр Матросов» достав­ лял рабочих на плавмастерскую «Резец» . Он прошел в 30 мет­ рах от судов, на которых ожи­ дали смену. Он вполне мог ош­ вартоваться у рейдовых судов, но об этом не побеспокоился диспетчер порта флота. В 9 часов 45 минут рейсовый на­ тер «Транспортник» вернулся с северного рейда, и в то же время буксир «Отважный» по­ вез смеиу вахт на южный рейд. Почему именно буксир, а не натер — это тоже загадка дис­ петчера. Интересно, в наную сумму обошлись простой танкера, эксплуатация бунсира? К тому jge енрльно личного времени потеряли моряки, Такая картина не единичный случай — это типичная работа диспетчеров портофлота. Очень часто на оба рейда ходит один катер, и люди едут сначала на южный рейд, а потом на север­ ный. Почему не сделать рейс на северный рейд на час позже? Еще пример. Рейсовый катер должен отходить в 0.30. Дис­ петчер тов. Макаров задержи­ вает катер для поджатня букси­ ра «Спартак» к 23 причалу, а в это время два свободных бук­ сира стояли у 17 причала. Бы­ ла ли необходимость задержи­ вать на полчаса рейе? А ведь' была ночь, и люди торопились' на суда. Раньше рейсовый натер от­ ходил от причала в 22 часа. Сей­ час перерыв между рейсами от 16.30 до 0.30. Надо учесть, что на каждом судне живет много людей, некоторые учатся, другим бывает необходимо вы­ ехать на берег пораньше. Тан почему бы этот рейс не возоб­ новить? В настоящее время в порто- флоте один рейдовый нИтер «Транспортник». И он должен обслуживать около 10 судов. И на каждое из них едет пример­ но 7 человек. Вполне естествен­ но, один катер не может вовре­ мя доставить смену. Вдобавок он занимается н снабжением. Ситуация, прямо скажем, трудная. Как ее разрядить? Мо­ жет, подскажет руководство поргофлота? В. ЖЕРДЕЦКИЙ, наш внештатный корреспон­ дент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz