Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
Кошельковый промысел сельди Май—июнь 1966 года в Нор вежском море характеризова лись холодными температурны ми условиями, особенно на се вере и северо-востоке Ислан дии. Это обусловило более вос точное распределение откармли вающейся сельди но сравнению с предыдущими годами. По этой же причине не наблюдалось вы хода сельди на северо-восток в север от Исландии, где кормо вая база была бедна. Сельдь выходила в северные районы Норвежского моря (район поро га Мона) по восточней кромне Восточно-Исландского течения, где отмечалась боле* благопри ятная кормовая база. Надо полагать, что исландцы, учитывая, что скопления сельди будут вдали от берегов Ислан дии, вышли впервые на промы сел с приемными судами; для поиска сельди они использовали авиацию. В этом году исландские ко- шельковисты начали промысел в середине мая на востоке Ис ландии, в квадрате 83-ш в со ставе примерно 17 единиц и од ной приемной базы. В предыду щие годы они начинали про мышлять в конце мая — начале июня. По наблюдениям экипа жей наших поисковых и промыс ловых судов, уловы у исланд ских ношельковистов в мае бы ли 5—7 тони за замет. Харак терно, что поисковые приборы наших судов в районе работы ношельковистов слабо фиксиро вали записи сельди. Более успешно исландцы и норвежцы начали работать в третьей декаде мая в квадрате 61/66—у/с (район Центрально го бассейна), когда сельдь на чала активно смещаться в север ном направлении. Косяки сель ди в районе облова держались в виде отдельных мелких стай на глубинах 0—35, 10—30, 15—80 метров. Поверхностная температура в местах скоплений сельди была плюс 5 ,4 —6,0°. Отдельные суда за один замет брали полный груз, при этом часть сельди оставалась в не воде. Для быстрой обработки больших уловов исландцы и нор вежцы использовали рыбонасо сы всевозможных конструкций, которые были установлены на многих проемных и промысло вых судах. Кошельковисты с рыбонасосами брали на борт 40 — 50 тонн сельди за 15 — 20 минут. В начале июня исландцы и норвежцы продолжали успешно работать на восточной кромне Восточно-Исландского течения, в квадрате 65/81-ц. Отдельные уловы достигали до 3 0—40 тонн. Промыслу в это время препятствовали свежая погода и туман. Во второй декаде июня промысловая обстановка у со седей была неустойчивой из-за разреженности стай сельди и их малого размера. Однако перво классное промысловое вооруже ние, а также промысловая опе ративность позволили им време нами работать успешно в кв. 59/70-э/ш. В конце июня со седи работали с переменным ус пехом в кв. 60/86-э/ъ, более ус пешно — иа востоке Исландии, в кв 80/86-э/ъ. Записи сельди в этом районе наблюдались в виде отдельных подвижных мелких стай иа глу бинах 20 — 40, 40 — 80 мет ров. В ночное время иногда встречались крупные косяки на глубинах 20 — 140, 5 — 130 метров. Наблюдалось также много поверхностных косяков так называемой ♦верховодки». Наиболее успешно кошелько висты работали ночью, когда уловы достигали 30 — 40 тонн за замет: некоторые суда загру жались сельдью полностью, часть сельди выпускалась из невода. Днем уловы были сла бее: от- «колес» до 10—15 тони за замет. Норвежские ношельковнеты в этом году в основном работали в Северном море, в Норвеж ском море — эпизодически, в конце мая — начале июня и в 3-й денаде июня. Д о к т о р к о р а б л е й Районы работ кошелькового флота во второй воловине мал — июне и первой декаде июля 1866 года на фоне температур на горизонте 50 метров. ф Районы работы иностранного флота. Д Районы работы мурманских ношельковистов. Мурманские кошельковисты ми стаями на глубине 30 — 50, начали работать в Норвежском 20 — 100 метров. 6 июля в море в четвертой пятидневке этот район вышли мурманские июня. Но первые результаты суда и начали успешный про были слабые. Только СРТ-712 мысел отдельной группой. Уло- (капитан Кривенко В. Ф.) за вы составляли 15 — 30 тонн вторую половину июня имел два за замет, отдельные заметы бы- хороших подъема: 17 июня — ли 50 — 80 и более тонн. По 18,5 тонны, 25 июня — 41 тон- сообщению руководителя про ку сельди за замет. Остальные мысла А. П. Мосиенко, вылов суда имели единичные подъемы мог быть намного больше, если всего по нескольку тонн. На ре- бы не потерн времени при сда- зультатах работы сказались че рыбы на рефрижераторы, многие причины: разреженные В печати сообщалось, что в подвижные мелкие стаи сельди, Печенгском заливе при облове технические неполадки, недоста- прибрежной сельди успешно ис ток опыта, а также тактика про- пользовали рыбонасос. Необхо- мыслово-кюнсковой работы. димо, учитывая этот опыт, и Обычно принято считать, что опыт норвежцев и исландцев, на там, где промышляют соседи, все суда кошелькового лова можно успешно ловить и нашим установить рыбонасосы. Это 1193 - кошельновистам. Па самом деле волит делать больше заметов, все обстоит иначе. Во-первых, выловить больше рыбы, в группе соседей обычно наблю- Успех нашей группы кошель- дается большая скученность ковиетов в Ян-Майенском рамо- флота (иногда более 100 еди- т говорит о том, что мурман- ниц), что небезопасно для море- екие моряки могут работать не плавания, во-вторых, в этом хуж е опытных промысловиков районе сельдь распугана, и кося- Исландии и Норвегии. Прош ки очень трудно обметать. За- лым летом успех к экипажу мечено, что вновь подходящие СРТ-712 пришел после того, иностранные кошельковисты не он вышел из группы иност- мечут кошелек иа стаях там, ранного флота восточнее Не где только что прошла группа. л<шдни, начал добычу в север- В таких случаях на повестку Т1ЫХ районах Норвежского моря, дня встал вопрос: как лучше т е в районах дрифтерного вести работу поисковым кораб- чова лям - искать группы соседей * Успешная щ бот й ш ш п х к0_ или самим находить записи сель- ^ р ' ю ди и наводить наших кошельно- основания ожидать что мим искать Dbi6v а не тянуться ми Расовыми заданиями, выло- ?а ш г а н Г м и ' вят дополнительное количество В третьей денаде .и м я в свя- с^ « ” " зи с потеплением поверхност- ных слоев и увеличением ноли- „ чества кормового планктона на- * спеха- вам, пионеры внедре- чалось продвижение сельди в шш кошелькового лова! Яи-Майенский район, где сельдь А. КЛИМЕНКОВ, сотрудник держалась отдельными плотны- промразведки. 'HIIKIIIIIIItllllHlllllllllllllllltlllilllllltiflllllllllltlliltlllltlllltlHtllllllltlllllltllll «А Т Л А Н Т И К» Любил мальчишка море. Пустит самодельной кораб лик во Волге и мечтает... Вот бы настоящие морские корабли посмотреть! Когда настало время, взя ли его в армию, на Дальний Восток. Не исчезла мальчишеская мечта о пароходах, поехал после армии Иван Николае вич на- Север, п Мурманск. — Хватит уж тебе бродя жить, Иван! Живи в род ном доме, работу яр еурдду нейдешь — вон сколько в Горьком заводов-»! — вол новалась мать. Но Иван улыбадея своей мягкой, доброй улыбкой и уговарняал ее. 1947 год. Страна восста навливала свои силы после войны, Каждая пара рабочих рук очень нужна ' была. С радостью приняла И. Н. Аксенова Мурманская судо верфь Вот они, корабли-то! Из раненные, потрескавшиеся... Как хороший доктор, знал Иван Николаевич болезнь каждого судна. Любовно за лечивал его раны. — Вы знаете, мне все ра боты по ремонту судов нра вятся, — говорит Аксенов. — Хорошо смотреть, когда корабль выздоровеет! Девятый год работает Иван Николаевич, иного людей сменилось вокруг, изменилось многое, но он по превшему верен своему третьему цеху. Когда вкла дываешь в работу частицу своего сердца, с этой рабо той не расстанешься. Много друзей у Аксенова — вся бригада. — Для всех нас было иросто праздником услы шать о награждении ордеКбм Трудового Красного Знаме ни Ивана Николаевича, — говорит мастер котельщи- ков-корпуеннков Николай Богданов. — Он работает по-совести, ему дове]. самые трудные участив боты. И человек это очень хороший, отзывчивый. Иван НйнолЬёвич радует ся росту своих товарищей. — Много в моей бригаде настоящих рабочих. Вот Ва силий Матейко. Я ' с ним вместе уже шесть лет радо1 таю. Очень добросовестный, знающий, квалифицирован ный работник. Хвть еейчас — бригаду давай. Или Юрий Хохрин. Он уже стал техно логом. Да много у аае хоро ших иарней. А я что?' Я .-Ц? как все. Немало лет прошло с тех пор, как мальчик мечтал о море. Вырастил уже н сро- его мальчика: сын Ивана Ни колаевича — рыбак, ходи и море, но детская любовь я кораблям осталась. Не пред ставляет Аксенов работы более интересной, чем у не го. — А что? Я — как все. Футбол люблю, вот сейчас волнуюсь за нашу команду в Англии. Кино люблю, — н снова застенчивая улыбка. — А работаю... так все мо гут работать, только надо честно относиться к делу. Я, конечно, очень благода рен за награду, буду еще больше стараться. Вот таков наш орденоно сец, бригадир котельщиков Мурманской судоверфи Иван Николаевич Аксенов. Г. ТИТОВА. РАБКОР БЬЕТ ТРЕВОГУ Скоро отряд промысловых ко раблей страны пополнится новым рыболовным и морозильным трау лером тина «Атлантику. Его пост роили в ГДР на фольксверфи Штральэунд. Судно двухпалубное с надводным бортом, с трехпалуб- ной рубкой и дизельной силовой установкой, с трансированной кормой и слипом. На задней части главной палу бы расположена рабочая палуба, под которой размещены бункеры для рыбы, цех и сетевые трюмы. В передней части этой палубы на ходятся санитарный блок, служеб ные и жилые помещения. Судовая команда состоит из SO человек. Судно спроектировано н построено для работы преимуще ственно в тропических условиях, но может быть применимо и в других районах промысла. Дли тельность рейса — 60 суток. Все три грузовых холодильных трюма рассчитаны на 1.075 кубиче ских метров нетто, а рыбомучной трюм — иа 163 кубических метра. Мощность главных двигателей 2.630 л. с. обеспечивает скорость 13 узлов. .Весовое водоизмещение — 3.200 тонн. Производительность морозиль ной установки составляет 45 тонн. Транспортировка рыбы через мо розильный аппарат и отбор з а м о роженных брикетов осуществля ется автоматизированными меха низмами. Судно ne^FfgpcHO по Правилам Регистра СССР, 13 июля. 8 часов утра. Катер со сменными вахтами ушел на северный рейд, но есть еще и южный, и там тоже ждут сме ны, а катер один. Ждали смены иа танкере «Канин», лихтере «Захребетное» и в караване су дов. Чтобы сменить вахту на су дах, разбр 9 санных по южному рейду, катеру требуется 4 0 ми нут. Смену вахт, конечно, мог произвести буксир или любой катер спецслужб. Но получи лось так, что танкер « Канин» окончил слив топлива на «За хребетное» в 8 часов, а вахту сменили лишь в 10. Два часа простаивал танкер, 2 часа жда ли люди смены, а ведь у наж- дого есть свои дела, заботы, каждому дорого свободное вре мя. И смену вахт можно было произвести раньше. В 8 часов 35 минут буксирный пароход «Александр Матросов» достав лял рабочих на плавмастерскую «Резец» . Он прошел в 30 мет рах от судов, на которых ожи дали смену. Он вполне мог ош вартоваться у рейдовых судов, но об этом не побеспокоился диспетчер порта флота. В 9 часов 45 минут рейсовый на тер «Транспортник» вернулся с северного рейда, и в то же время буксир «Отважный» по вез смеиу вахт на южный рейд. Почему именно буксир, а не натер — это тоже загадка дис петчера. Интересно, в наную сумму обошлись простой танкера, эксплуатация бунсира? К тому jge енрльно личного времени потеряли моряки, Такая картина не единичный случай — это типичная работа диспетчеров портофлота. Очень часто на оба рейда ходит один катер, и люди едут сначала на южный рейд, а потом на север ный. Почему не сделать рейс на северный рейд на час позже? Еще пример. Рейсовый катер должен отходить в 0.30. Дис петчер тов. Макаров задержи вает катер для поджатня букси ра «Спартак» к 23 причалу, а в это время два свободных бук сира стояли у 17 причала. Бы ла ли необходимость задержи вать на полчаса рейе? А ведь' была ночь, и люди торопились' на суда. Раньше рейсовый натер от ходил от причала в 22 часа. Сей час перерыв между рейсами от 16.30 до 0.30. Надо учесть, что на каждом судне живет много людей, некоторые учатся, другим бывает необходимо вы ехать на берег пораньше. Тан почему бы этот рейс не возоб новить? В настоящее время в порто- флоте один рейдовый нИтер «Транспортник». И он должен обслуживать около 10 судов. И на каждое из них едет пример но 7 человек. Вполне естествен но, один катер не может вовре мя доставить смену. Вдобавок он занимается н снабжением. Ситуация, прямо скажем, трудная. Как ее разрядить? Мо жет, подскажет руководство поргофлота? В. ЖЕРДЕЦКИЙ, наш внештатный корреспон дент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz