Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Гоя издания 12-й № 87 (1705) Пятница, И июля 1966 г. Цена t коп. Е Экипаж нашего траулера в этом рейсе поработал в полную 5 = силу и вернулся раньше срока с полным грузом. За 20 суток г = мы доставили в порт 195 тонн пикши, из них 80 тонн свежей Е = и 3 тонны клипфиска. Е = Промышляли, в основном, на Рыбачьей банке. Первые дни Е ~ рыба ловилась неплохо, но вскоре исчезла. Многие суда неза- Е ~ медля ушли в другие районы. Возник вопрос: остаться здесь Е = или идти на Медвежинскую банку? Капитан траулера Б. Ми- Е Е щук» посоветовавшись со всеми, решил остаться. Надо сказать, Е Е * что мы не ошиблись в надежде —заловилась пикша. За один Е Е подъем трала в трюмы укладывали до 4 тонн рыбы. Е Е Погода благоприятствовала нам, но условия траления были Е Е крайне трудные: плохой грунт, неровности, камни. Это услож- = Е няло траление. И приходилось часто подымать порванный Е трал. Старший мастер по добыче рыбы Л. Таран и его по- Е мощники В. Федоров и С. Фролов успешно справлялись со Е Е своими обязанностями. Если случалось подымать сильно пор- Е Е ванный трал, на помощь приходили матросы. Е Е Постепенно мы приспособились и производили спуск ш Е Е подъем трала за 20—25 минут. Здесь большая заслуга как Е Е штурманского состава, так и матросов и мастеров по добыче. Е Е Особенно хорошо трудились матросы В. Мякушев, Е. Боб- Е Е ков, В. Штурнев, В. Наумов и многие другие, которые стара- Е Е лись* чтобы не было никаких задержек. 5 Е Е Работали напряженно, вахта с лодвахтой в течение 20 су- Е Е ток. На обработку рыбы выходили и машинная команда, я Е г: штурманский состав. Ко Дню рыбака уже выполнили рейсо- = Е вое задание, но у нас было еще все для того* чтобы про- = Е должать промысел. Е Е Рядом с нами работали траулеры №№ 170, 182, 80, 142 ядру- Е Е гие- Все время поддерживали связь между собой, совещались, Е делились мнениями. Это и позволило нам успешно перевыпол- Е = нить задание. Е = В. КРОТОВ, старший помощник капитана траулера = = 4 кКаунас». Е i ^ i i t i i i i i t i i i i i i i H f f K i u i i H i i t i i i i i i H i i i f t i t i t i i i a i i t i i i i t i i i i i i H i i H i i e i i i i i i i t i i i i i i i i i i i i i i T НЕ УПУСКАТЬ ВРЕМЯ. шгоприятаоге ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ В Баренцевом море с борта самолета 15 июля были произ­ ведены очередные наблюдения за распределением сельди. Ре­ зультаты авианаблюдений нас очень обрадовали: по всему по­ бережью Мурмана, где мы про­ летали, наблюдались необычно большие скопления косяков сельди. Пролетая по стандарт­ ному маршруту, старший наблю­ датель С. Калюкин насчитал более 140 косяков различной величины. Сельдь была в рай­ оне Печенги, в губе Большой Волоковой. Очень большие скопления косяков держались у полуострова Рыбачий, в районе входа в Мотовской и Кольский заливы, у острова Кильдин и в 8 —9 милях от него. В этом году, как никогда, на всем пространстве за­ падно-прибрежного района чув­ ствуется оживление. На Ры­ бачьей банке много кораблей тралового флота и очень мало судов с кошельковым неводом за бортом. Напоминаем: нужно вовремя использовать макси­ мальные скопления сельди вблизи берегов в благоприятное время года. И. ШУТОВА-КОРЖ, науч­ ный сотрудник ПИНРО. Благодарность экипажу «Советска» Успешно потрудился в ми­ нувшем рейсе экипаж производ­ ственного рефрижератора «Со­ ветск». Задание по выработке мороженой рыбной продукции выполнено досрочно. За хоро­ шее обслуживание, экипажей промысловых кораблей началь­ ник флотилии Беломорской ба­ зы гослова тов. Дмитриев выра­ зил коллективу «Советска» благодарность. Совершенствовать организацию промысла Ликвидация отставания с до­ бычей рыбы — первоочередная задача коллектива тралового флота. В настоящее время прак­ тикуются рейсы с пополнением. И хотя при этом увеличивается срок нахождения кораблей в море и на промысле, ощутимого результата пополнение не дает. Рыба заготавливается под соль, из-за длительного хране­ ния в чердаках теряет в весе. Увеличить вылов, доставлять в порт больше полуфабриката можно только путем заготовки свежья. Мне думается, что так должны работать экипажи су­ дов в Баренцевом море. С пер­ вых дней промысла нужно заго­ тавливать свежье в металличе­ ские ящики, а затем перегру­ жать на транспортно-холодиль­ ные суда, которые доставят ры­ бу на комбинат. Для доставки свежья в порт можно использо­ вать РТ и СРТ, ожидающие ре­ монта, или которые по другим причинам не могут вести само­ стоятельный промысел. А почему в районах Дальне­ го Запада (на промысле трески и окуня) не практиковать сов­ местную работу экипажей боль­ ших морозильных траулеров и судов бортового траления? Я имею в виду, что экипаж РТ будет сдавать свой улов для заморозки на БМРТ. Уменьшатся базарные очере­ ди у производственных рефри­ жераторов, улучшится исполь­ зование морозильных установок на БМРТ, увеличится добыча рыбы и выработка готовой про­ дукции. При такой организации про­ мысла лов рыбы будет идти на большей акватории. Продлится срок существования косяков. Лучше можно маневрировать флотом. Само собой разумеется, что для этого нужна соответствую­ щая подготовка, надо, чтобы экипажу БМРТ в рейсовом за­ дании было определено время на приемку улова от РТ. Руководителям промысла ну­ жно вдумчиво планировать со­ вместную работу экипажей су­ дов бортового траления и про­ изводственных рефрижераторов. В минувшем рейсе, например, на банке Флемиш-кап, ловилась треска, а экипажи облавливали скап у острова Сейбл. — На Флемнш-капе вам де­ лать нечего, — объясняли нам. — Рефрижератор не приспособ­ лен для заморозки крупной трески. Правда, спустя некоторое время группа перешла в этот район. Но богатые уловы были упущены. Образно говоря, мы гонялись за каждой трещиной, а производственный рефрижера­ тор — за нами. Заловнлся окунь на больших глубинах, но большинство, эки­ пажей не облавливали его. Не хватало ваеров. А будь ваеров в достатке, вся группа вместе с рефрижератором могла перейти в квадраты, где облавливался окунь. Мы много говорим'о необхо­ димости улучшения организа­ ции промысла, маневрирования флотом. Но положение выправ­ ляется медленно. Часто не хва­ тает смелости у руководителей флота и промысла принять то или иное решение, связанное с переключением флота. Моряки могут привести много примеров. Заловилась рыба в другом районе. Смотришь, переходят туда калининградцы, эстонцы, латыши. А мурманчане выжи­ дают. Ждут указаний. Как пра­ вило, приходим уже к шапоч­ ному разбору. И из-за этого много теряем. Больше смелости, оператив­ ности, товарищи руководители флота. Доверяйте промысловой информации, предложения» ка­ питанов. В. КОВЫЛИН, каиита* траулера «Галич». Большой успех маленького„Нептуна" 71 ВДВОЕ БОЛЬШЕ ПЛАНА Наш экипаж промышлял в основном на Гусиной банке. Погода, правда, не баловала моряков, но они приложили все усилия для того, чтобы выловить больше рыбы. Рей­ совое задание перекрыто в два раза. Больше половины добытой рыбы составляет зубатка. Хорошо поработал весь экипаж нашего траулера В. ВЫШЕГОРОДСКИХ, мастер по добыче рыбы СРТ-218 «Вожак». Экипаж траулера «Нептун» в очередном рейсе, который он завершил досрочно, добился от­ личного результата. Промышляя на Рыбачьей, а затем на Мур-. майской банках, моряки добыли 160 тони рыбы, выработали 3,5 тонны клипфиска, 4,3 тонны жира, 18 тонн рыбной муки, из­ готовили 10.000 банок консер­ вов. Моряки оперативно сумели использовать хорошую сырье­ вую базу. Максимальные уловы достигали за час траления б тонн. Но рыба, как известно, не идет сама в трал. Сетное полот­ но на тяжелых грунтах часто рвалось. Но благодаря старанию старшего мастера по добыче Н. А. Мирошниченко и его по­ мощников, орудия лова всегда были исправны. Увлеченно работали и матро- Как уже сообщалось в «Рыб­ ном Мурмане», 1 8 июня два средних рыболовных траулера №№ 1 5 1 н 1 3 2 вышли в море в свой первый эксперимен­ тальный рейс — на облов тре­ ски близнецовым тралом. На Балтике давно ловят близ- нецовьш тралом и довольно ус* пешно. У нас же — это была первая разведка. Экипажи спра­ вились с заданием. Мы пред­ ставили свой опыт и наблюде­ ния, руководителям флота нужно хорошо подумать, как ре­ шить возникшие вопросы и проблемы. А их хоть и пемно- го, но все они веские. В настоящее время экипажи ловят близнецовым тралом се­ ледку. В преимуществе его пад дрифтерным промыслом моря­ ки убедились. Дрифтерные се­ ти отживают свой век. Неда­ леко ушел и дойный трал. Правда, он и сейчас несет свою вернут службу, но мы должны изыскивать новые пути, новые способы добычи рыбы в море, причем кернон добычи. Уж если прибор «пишет» косяк трески, так чтоб после трале­ ния в трале была рыба, а не так, как при тралении донным тралом — гора губки. Первое — это о самом трале. Тре с к у м ожн о л о в ить и близнецовым тралом Он намного лучше донного: лег­ кий, малая оснащенность, прост в эксплуатации, большая пло­ щадь облова. Матросам — не­ сказанное облегчение, потому что при спусках и подьемах не требуется больших усилий. Эки­ пажи СРТ-151 и 132 работали на глубинах до 200 метров, потому что глубже не позволя­ ла длина ваеров. Траулеры находились в море около 22 су­ ток и промышляли в основном у побережья Мурмана. Много было переходов, искали треску по показаниям приборов. Боль­ шая часть времени ушла на лов сельди. Наш экипаж сдал в порту и иа базы около 80 тонн только одной сельди и 57 тонн свежей трески, выловленной в общей сложности за три трале­ ния. Какое же преимущество близнецового трала? В донпый трал попадает та рыба, которая находится у самого грунта. Но ведь треска находится не толь­ ко у дна, а и з толще воды. Бы­ вает, чго весь косяк движется над грунтом. Прибор дает пока­ зания, а в донном трале одна губка. Здесь ничего невозмож­ но сделать, донный трал бесси­ лен. В этом случае близнецо­ вый трал незаменим. У нас бы­ ли подъемы за часовое трале­ ние до 30 тонн. Во время одно­ го из тралений в трал попало столько трески, что,мешок не выдержал и лопнул. Возникает вопрос, можно ли работать близнецовым тра­ лом в донном варианте? Можно, но не без риска. Если капитан уверен, что дно ровное и заде- вов не будет — ловить не опас­ но. Как было сказано выше, за три траления мы подняли более 57 тонн трески. Когда ее вы­ сыпали на палубу, возникал вопрос: куда ее девать? 2 0—30 тони обработать быстро коман­ да не в состоянии, потому что свежая рыба может лежать не более десяти часов, потом ее нужно или солить или замора­ живать. Мы сдавали улов на плавбазу, иногда заходили в близлежащее порты. Но это был эксперимент. А как быть, если в море выйдут десятки траулеров на промысел? Куда девать свежую рыбу? Это про­ блема № 1 . Решить этот вопрос можно, если подойти к нему со всей серьезностью. Если промыш­ лять недалеко от побережья, и, скажем, не единицами, а груп­ пой, то есть смысл выделить рефрижератор. Но может быть и другой вариант. Близнецовым тралом работают два траулера в паре. А не добавить ли и третий? Он приходит на промы­ сел позже и подменяет экипаж, который уже набрал груз. Сдав рыбу в порту, он возвращается в море и подменяет другое суд­ но. Уходить одному, а другому оставаться без пары — нет смысла. Игак, вопрос о транспорти­ ровке свежья в порт остается открытым, и руководителям флота пужно хорошо подумать, как его правильно решить. Здесь же возникает и дру­ сы. По пять шкерщиков обслу­ живали рубщики В. Домарчук и В. Смуток. Быстро и качес1гвев- но обрабатывали рыбу матросы В. Бородкин, В. Панин. ML Го­ лубенко, С. Бовша. Мастера по обработке В. Фир* сов, П. Томашевский, И. Базы­ лев сохранили хорошее качество улова. Напряженно трудился штурманский состав, выбирая наиболее выгодные курсы ^тра­ лений. X гой вопрос. Нужно, чтобы су­ да, идущие на промысел в па­ ре, получали одинаковое рейсо­ вое задание. Они собствеяно, делят между собой все, начиная от трала н кончая настроением. Вот, например, дается зада­ ние: выловить 100 тонн трес­ ки. Так это не значит, 50 тонн каждому, а именно 100 тонн сдать нм, в конечном итоге вдвоем, вместе. Возможно, это будет даже одно задание, В этом случае будет лучший контакт между экипажами* их заинтересованность в общем улове, а значит и слаженность в работе. СРТ №№ 151 и 132 работали так: один час тралил экипаж СРТ-151, ему и рыба шла, другой час — экипаж СРТ-132. Итак, мы сказали свое слово. Для того, чтобы лов трески в толще воды быстрее принял производственные масштабы, требуется помощь ученых ПИНРО. Они должны подска­ зать морякам, в какое время лучше всего искать треску в толще воды, каковы закономер­ ности ее вертикальных мигра­ ций. Надо точно установить районы промысла, как в при­ брежной полосе, так и на глу­ боководных банках. А . ШЕСТАКОВ, канитан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz