Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ Гоя издания 12-й № 87 (1705) Пятница, И июля 1966 г. Цена t коп. Е Экипаж нашего траулера в этом рейсе поработал в полную 5 = силу и вернулся раньше срока с полным грузом. За 20 суток г = мы доставили в порт 195 тонн пикши, из них 80 тонн свежей Е = и 3 тонны клипфиска. Е = Промышляли, в основном, на Рыбачьей банке. Первые дни Е ~ рыба ловилась неплохо, но вскоре исчезла. Многие суда неза- Е ~ медля ушли в другие районы. Возник вопрос: остаться здесь Е = или идти на Медвежинскую банку? Капитан траулера Б. Ми- Е Е щук» посоветовавшись со всеми, решил остаться. Надо сказать, Е Е * что мы не ошиблись в надежде —заловилась пикша. За один Е Е подъем трала в трюмы укладывали до 4 тонн рыбы. Е Е Погода благоприятствовала нам, но условия траления были Е Е крайне трудные: плохой грунт, неровности, камни. Это услож- = Е няло траление. И приходилось часто подымать порванный Е трал. Старший мастер по добыче рыбы Л. Таран и его по- Е мощники В. Федоров и С. Фролов успешно справлялись со Е Е своими обязанностями. Если случалось подымать сильно пор- Е Е ванный трал, на помощь приходили матросы. Е Е Постепенно мы приспособились и производили спуск ш Е Е подъем трала за 20—25 минут. Здесь большая заслуга как Е Е штурманского состава, так и матросов и мастеров по добыче. Е Е Особенно хорошо трудились матросы В. Мякушев, Е. Боб- Е Е ков, В. Штурнев, В. Наумов и многие другие, которые стара- Е Е лись* чтобы не было никаких задержек. 5 Е Е Работали напряженно, вахта с лодвахтой в течение 20 су- Е Е ток. На обработку рыбы выходили и машинная команда, я Е г: штурманский состав. Ко Дню рыбака уже выполнили рейсо- = Е вое задание, но у нас было еще все для того* чтобы про- = Е должать промысел. Е Е Рядом с нами работали траулеры №№ 170, 182, 80, 142 ядру- Е Е гие- Все время поддерживали связь между собой, совещались, Е делились мнениями. Это и позволило нам успешно перевыпол- Е = нить задание. Е = В. КРОТОВ, старший помощник капитана траулера = = 4 кКаунас». Е i ^ i i t i i i i i t i i i i i i i H f f K i u i i H i i t i i i i i i H i i i f t i t i t i i i a i i t i i i i t i i i i i i H i i H i i e i i i i i i i t i i i i i i i i i i i i i i T НЕ УПУСКАТЬ ВРЕМЯ. шгоприятаоге ПРОМЫСЛА СЕЛЬДИ В Баренцевом море с борта самолета 15 июля были произ ведены очередные наблюдения за распределением сельди. Ре зультаты авианаблюдений нас очень обрадовали: по всему по бережью Мурмана, где мы про летали, наблюдались необычно большие скопления косяков сельди. Пролетая по стандарт ному маршруту, старший наблю датель С. Калюкин насчитал более 140 косяков различной величины. Сельдь была в рай оне Печенги, в губе Большой Волоковой. Очень большие скопления косяков держались у полуострова Рыбачий, в районе входа в Мотовской и Кольский заливы, у острова Кильдин и в 8 —9 милях от него. В этом году, как никогда, на всем пространстве за падно-прибрежного района чув ствуется оживление. На Ры бачьей банке много кораблей тралового флота и очень мало судов с кошельковым неводом за бортом. Напоминаем: нужно вовремя использовать макси мальные скопления сельди вблизи берегов в благоприятное время года. И. ШУТОВА-КОРЖ, науч ный сотрудник ПИНРО. Благодарность экипажу «Советска» Успешно потрудился в ми нувшем рейсе экипаж производ ственного рефрижератора «Со ветск». Задание по выработке мороженой рыбной продукции выполнено досрочно. За хоро шее обслуживание, экипажей промысловых кораблей началь ник флотилии Беломорской ба зы гослова тов. Дмитриев выра зил коллективу «Советска» благодарность. Совершенствовать организацию промысла Ликвидация отставания с до бычей рыбы — первоочередная задача коллектива тралового флота. В настоящее время прак тикуются рейсы с пополнением. И хотя при этом увеличивается срок нахождения кораблей в море и на промысле, ощутимого результата пополнение не дает. Рыба заготавливается под соль, из-за длительного хране ния в чердаках теряет в весе. Увеличить вылов, доставлять в порт больше полуфабриката можно только путем заготовки свежья. Мне думается, что так должны работать экипажи су дов в Баренцевом море. С пер вых дней промысла нужно заго тавливать свежье в металличе ские ящики, а затем перегру жать на транспортно-холодиль ные суда, которые доставят ры бу на комбинат. Для доставки свежья в порт можно использо вать РТ и СРТ, ожидающие ре монта, или которые по другим причинам не могут вести само стоятельный промысел. А почему в районах Дальне го Запада (на промысле трески и окуня) не практиковать сов местную работу экипажей боль ших морозильных траулеров и судов бортового траления? Я имею в виду, что экипаж РТ будет сдавать свой улов для заморозки на БМРТ. Уменьшатся базарные очере ди у производственных рефри жераторов, улучшится исполь зование морозильных установок на БМРТ, увеличится добыча рыбы и выработка готовой про дукции. При такой организации про мысла лов рыбы будет идти на большей акватории. Продлится срок существования косяков. Лучше можно маневрировать флотом. Само собой разумеется, что для этого нужна соответствую щая подготовка, надо, чтобы экипажу БМРТ в рейсовом за дании было определено время на приемку улова от РТ. Руководителям промысла ну жно вдумчиво планировать со вместную работу экипажей су дов бортового траления и про изводственных рефрижераторов. В минувшем рейсе, например, на банке Флемиш-кап, ловилась треска, а экипажи облавливали скап у острова Сейбл. — На Флемнш-капе вам де лать нечего, — объясняли нам. — Рефрижератор не приспособ лен для заморозки крупной трески. Правда, спустя некоторое время группа перешла в этот район. Но богатые уловы были упущены. Образно говоря, мы гонялись за каждой трещиной, а производственный рефрижера тор — за нами. Заловнлся окунь на больших глубинах, но большинство, эки пажей не облавливали его. Не хватало ваеров. А будь ваеров в достатке, вся группа вместе с рефрижератором могла перейти в квадраты, где облавливался окунь. Мы много говорим'о необхо димости улучшения организа ции промысла, маневрирования флотом. Но положение выправ ляется медленно. Часто не хва тает смелости у руководителей флота и промысла принять то или иное решение, связанное с переключением флота. Моряки могут привести много примеров. Заловилась рыба в другом районе. Смотришь, переходят туда калининградцы, эстонцы, латыши. А мурманчане выжи дают. Ждут указаний. Как пра вило, приходим уже к шапоч ному разбору. И из-за этого много теряем. Больше смелости, оператив ности, товарищи руководители флота. Доверяйте промысловой информации, предложения» ка питанов. В. КОВЫЛИН, каиита* траулера «Галич». Большой успех маленького„Нептуна" 71 ВДВОЕ БОЛЬШЕ ПЛАНА Наш экипаж промышлял в основном на Гусиной банке. Погода, правда, не баловала моряков, но они приложили все усилия для того, чтобы выловить больше рыбы. Рей совое задание перекрыто в два раза. Больше половины добытой рыбы составляет зубатка. Хорошо поработал весь экипаж нашего траулера В. ВЫШЕГОРОДСКИХ, мастер по добыче рыбы СРТ-218 «Вожак». Экипаж траулера «Нептун» в очередном рейсе, который он завершил досрочно, добился от личного результата. Промышляя на Рыбачьей, а затем на Мур-. майской банках, моряки добыли 160 тони рыбы, выработали 3,5 тонны клипфиска, 4,3 тонны жира, 18 тонн рыбной муки, из готовили 10.000 банок консер вов. Моряки оперативно сумели использовать хорошую сырье вую базу. Максимальные уловы достигали за час траления б тонн. Но рыба, как известно, не идет сама в трал. Сетное полот но на тяжелых грунтах часто рвалось. Но благодаря старанию старшего мастера по добыче Н. А. Мирошниченко и его по мощников, орудия лова всегда были исправны. Увлеченно работали и матро- Как уже сообщалось в «Рыб ном Мурмане», 1 8 июня два средних рыболовных траулера №№ 1 5 1 н 1 3 2 вышли в море в свой первый эксперимен тальный рейс — на облов тре ски близнецовым тралом. На Балтике давно ловят близ- нецовьш тралом и довольно ус* пешно. У нас же — это была первая разведка. Экипажи спра вились с заданием. Мы пред ставили свой опыт и наблюде ния, руководителям флота нужно хорошо подумать, как ре шить возникшие вопросы и проблемы. А их хоть и пемно- го, но все они веские. В настоящее время экипажи ловят близнецовым тралом се ледку. В преимуществе его пад дрифтерным промыслом моря ки убедились. Дрифтерные се ти отживают свой век. Неда леко ушел и дойный трал. Правда, он и сейчас несет свою вернут службу, но мы должны изыскивать новые пути, новые способы добычи рыбы в море, причем кернон добычи. Уж если прибор «пишет» косяк трески, так чтоб после трале ния в трале была рыба, а не так, как при тралении донным тралом — гора губки. Первое — это о самом трале. Тре с к у м ожн о л о в ить и близнецовым тралом Он намного лучше донного: лег кий, малая оснащенность, прост в эксплуатации, большая пло щадь облова. Матросам — не сказанное облегчение, потому что при спусках и подьемах не требуется больших усилий. Эки пажи СРТ-151 и 132 работали на глубинах до 200 метров, потому что глубже не позволя ла длина ваеров. Траулеры находились в море около 22 су ток и промышляли в основном у побережья Мурмана. Много было переходов, искали треску по показаниям приборов. Боль шая часть времени ушла на лов сельди. Наш экипаж сдал в порту и иа базы около 80 тонн только одной сельди и 57 тонн свежей трески, выловленной в общей сложности за три трале ния. Какое же преимущество близнецового трала? В донпый трал попадает та рыба, которая находится у самого грунта. Но ведь треска находится не толь ко у дна, а и з толще воды. Бы вает, чго весь косяк движется над грунтом. Прибор дает пока зания, а в донном трале одна губка. Здесь ничего невозмож но сделать, донный трал бесси лен. В этом случае близнецо вый трал незаменим. У нас бы ли подъемы за часовое трале ние до 30 тонн. Во время одно го из тралений в трал попало столько трески, что,мешок не выдержал и лопнул. Возникает вопрос, можно ли работать близнецовым тра лом в донном варианте? Можно, но не без риска. Если капитан уверен, что дно ровное и заде- вов не будет — ловить не опас но. Как было сказано выше, за три траления мы подняли более 57 тонн трески. Когда ее вы сыпали на палубу, возникал вопрос: куда ее девать? 2 0—30 тони обработать быстро коман да не в состоянии, потому что свежая рыба может лежать не более десяти часов, потом ее нужно или солить или замора живать. Мы сдавали улов на плавбазу, иногда заходили в близлежащее порты. Но это был эксперимент. А как быть, если в море выйдут десятки траулеров на промысел? Куда девать свежую рыбу? Это про блема № 1 . Решить этот вопрос можно, если подойти к нему со всей серьезностью. Если промыш лять недалеко от побережья, и, скажем, не единицами, а груп пой, то есть смысл выделить рефрижератор. Но может быть и другой вариант. Близнецовым тралом работают два траулера в паре. А не добавить ли и третий? Он приходит на промы сел позже и подменяет экипаж, который уже набрал груз. Сдав рыбу в порту, он возвращается в море и подменяет другое суд но. Уходить одному, а другому оставаться без пары — нет смысла. Игак, вопрос о транспорти ровке свежья в порт остается открытым, и руководителям флота пужно хорошо подумать, как его правильно решить. Здесь же возникает и дру сы. По пять шкерщиков обслу живали рубщики В. Домарчук и В. Смуток. Быстро и качес1гвев- но обрабатывали рыбу матросы В. Бородкин, В. Панин. ML Го лубенко, С. Бовша. Мастера по обработке В. Фир* сов, П. Томашевский, И. Базы лев сохранили хорошее качество улова. Напряженно трудился штурманский состав, выбирая наиболее выгодные курсы ^тра лений. X гой вопрос. Нужно, чтобы су да, идущие на промысел в па ре, получали одинаковое рейсо вое задание. Они собствеяно, делят между собой все, начиная от трала н кончая настроением. Вот, например, дается зада ние: выловить 100 тонн трес ки. Так это не значит, 50 тонн каждому, а именно 100 тонн сдать нм, в конечном итоге вдвоем, вместе. Возможно, это будет даже одно задание, В этом случае будет лучший контакт между экипажами* их заинтересованность в общем улове, а значит и слаженность в работе. СРТ №№ 151 и 132 работали так: один час тралил экипаж СРТ-151, ему и рыба шла, другой час — экипаж СРТ-132. Итак, мы сказали свое слово. Для того, чтобы лов трески в толще воды быстрее принял производственные масштабы, требуется помощь ученых ПИНРО. Они должны подска зать морякам, в какое время лучше всего искать треску в толще воды, каковы закономер ности ее вертикальных мигра ций. Надо точно установить районы промысла, как в при брежной полосе, так и на глу боководных банках. А . ШЕСТАКОВ, канитан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz