Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
Доклад начальника главка „Севрыба" тов. ФИЛИППОВА А. И. (Окончание* Н^ч. на 2 —3-й стр.). Во втором полугодии главк по лучит новые гидроакустические приборы. Надо обеспечить ик установку к первую очередь на судах, которые предполагается по ел;* гь на близнецовый и разноглу бинный лов рыбы. В проведении эюй работы важную роль долж ны сыграть судоремонтные пред приятия. В текущем году на кошелько вый лов сельди мы должны напра вить 10 СРТ н один сейнер. В на стоящее время уже работают ко шельковыми неводами 4 судна, /(.ело у иих идет неплохо. Уловы 32 замет достигают 80 тонн. На протяжении многих лет се верные рыбаки пытались освоить этот прогрессивный способ лова. Много было вложено средств, за трачено немало усилий, но успеха удалось добиться лишь в прошлом году. СРТ-Р-712 в осенне-зимний период выловил кошельковым не водом в Норвежском морс 7500 центнеров сельди. Задача освое ния кошелькового лова в Норвеж ском море была решена. Это — большая победа наших инженеров- добытчиков и промысловиков. Ее необходимо закрепить и развить в дальнейшем. Кошельковый лов имеет большие преимущества по сравнению с дрифтерным. Он поз воляет повысить добычу и значи тельно сократить затраты на нее, тем самым резко снизить себестои мость сельди. Поэтому задачей нервостенеи «ой важности является всемерное внедрение этого прогрессивного вида промысла. Необходимо в те чение* I9G7 — 68 годов все СРТ и сейнеры, которые по техническим данным отвечают -необходим и м требованиям, перевести из работу кошельковыми неводами. Эта задача не из легких. Для ее решения нам потребуется су щеетвенпая помощь Министерст ва рыбного хозяйства СССР. Необходимо поручить . Гнпро- рыбфлоту подготовить., в короткий срок проект переоборудования судов под кошельковый лов, раз работать наиболее рациональную схему вылники сельди из кошель ков . с номощыо рыбонасосов. Должны быть предусмотрены устройства для сохранения сельди до передачи ее па перерабатыва ющие плавбазы и первичной об работки ее на самом промысловом судне при малых уловах. Одновременно надо приспосо бить производственные рефриже раторные плавбазы для обслужи вания судов, работающих с ко шельками, имея в виду широкое применение рыбонасосов для пере грузки рыбы с промысловых су дов на плавбазы. Жизнь настоятельно требует комплексного решения вопроса массового вылова и переработки каляиусиой сельди, вылавливаемой как в прибрежных районах, так и в Норвежском море. Для лучшего использования промыслового флота надо и даль ше практиковать пополнение топ ливом траулеров на- месте промыс ла в Баренцевом море, подмену экипажей на СIT и БМРТ. В районах Северо-Западной Ат лантики следует организовать де талыIую проверку глубоководны к свалов Большой Ньюфаундленд ской, Флемиш-Кан и Джорджес- банок. Наряду с оперативным обслужи ванием промысловых судов в Ба ренцевом, Норвежском морях и районах Дальнего Запада, пром разведка в первом полугодии про вела ряд рейсов в новые промыс ловые районы по выявлению до полнигельных сырьевых ресурсов. В январе промысловая разведка совместно с траловым флотом на правила БМРТ «Жпгулевск» в районы Южной Америки. В юго- восточной части, в районе Рио-де- Ла-Плато «Жпгулевск» обнаружил и успешно облавливал в промыс ловом режиме скопления рыб, большая часть из которых явля ется хорошей но вкусовым качест вам, например, бесуго, горбыле- вые, сабли, мерлуза. Вылов па судо-сутки в этил районах составлял от 430 до 607 центнеров. За 14 промысловых су ток БМРТ «Жпгулевск» выловил в районе Рпо-де-Ла-Плато 8.500 центнеров рыбы. Шельф Южной Америки, безус ловно, является перспективным районом, особенно для судов типа HP. Сейчас в эти районы направ лен в промысловый рейс ПР «Пав лово», который уже ловит рыбу и для начала имеет неплохие ре зультаты. " В Северо-Восточной Атлантике, к западу от Ирландии поисковый СРТ М «Волгодонск» провел ' в феврале—марте работы по выяв лению возможности промышленно го лова путассу. Среднесуточный вылов у «Волгодонска» в феврале —марте составил 57,1 центнера. «Волгодонск» и сейчас, во втором рейсе, продолжает успешно рабо тать в этом районе. Его результа ты показывают, что в районе к западу от Ирландии облов путас су можно вести с феврали по ав густ. Среднесуточный вылов., судов тина СРТ М, СРТ Р. СРТ при еда-, че уловов на рефрижераторные базы может составлять 8 — 10 тонн. Путассу может быть исполь зована как в пищевых целях, так и для получения рыбной муки. Продолжаются работы в районе Исландии и банки Розеигартеи, где поисковый РТ-318 «Мукачево» заканчивает круглогодичный цикл наблюдений. Результаты его рабо ты показывают, чго в промысло вом режиме в этих районах в от дельные периоды можно брать до 60—80 центнеров рыбы в сутки на траулер. По производительности район Исландии уступает банке Джорд- жес и Ново-Шогландскому шель фу, однако он расположен зна чительно ближе и по ценности ви довою состава уловов, превосходит их. Район Исландии может быть резервным но добыче столовой, ры бы. Конечно, этого далеко недоста точно. Плохое состояние сырьевой базы в Баренцевом море вынужда ет нас часть РТ перебрасывать в другие районы. Кроме того, на Джорджес-банке и Ново-Шотлан дском шельфе также резко ухуд шилось состояние сырьевой-базы. Поэтому важнейшей задачей про мысловой разведки является рас ширение районов поиска, изыска ние новых районов и объектов промысла в средних и южных ши ротах Атлантики. Необходимо уси ление поисковых работ в районах Гренландии для изготовления фи лейной продукции. Мы считаем неправильной пози цию Министерства, оргаинчнваю- щую северян только районами Северо-Западной Атлантики, кото рые уже давно освоены, сырьевая база в них достаточно изучена, освоена и с каждым годом ухуд шается. Нужно расширить сферу дея тельности Полярного института и разведки, передав нм для изуче ния и поисков районы Западной, Средней и частично Южной Ат лантики. Задачи в этом плане пе ред наукой и разведкой стоят большие, нужно подкрепить их материально-техническую базу и в первую очередь пополнить поис ковый флот современными суда ми. Товарищи! Нельзя не отметить того, что мы плохо занимаемся вопросом усовершенствования ору дий лова. Примером этому может служить работа борговых трауле ров в Северо-Западной Атланти ке. У л о в ы этих судов были, как правило, меньше, чем у средних рыболовных траулеров,'хотя мощ ность главных машин РТ в два раза превышает , мощность СРТ. Испытания показали, что борто вые РТ тралового флота были вооружены менее уловистой кон струкцией грала, чем СРТ «Мур маисельда». Сейчас это положе ние исправляется, но факт воору жения РТ малоуловистым тралом свидетельствует о том. что в Мур манском и Архангельском трало вых флотах и экспериментальной базе плохо занимаются вопроса ми подбора оптимальных конст рукций тралов для судов, непро думанно решаются вопросы осна щении судов орудиями лова. И второй пример. До последне го времени производственные реф рижераторы, имея мощность плав ного двигателя больше, чем БМРТ на (000 л. с., работали тралом и траловыми досками такими же, как и БМРТ. Конечно, с таким малопроизво дительным использованием этих мощных судов нельзя было ми риться, и только в нынешнем году были проведены комплексные мор ские испытания, в результате ко торых были подобраны для про изводственных рефрижераторов наиболее эффективные конструк ции тралов и траловых досок. Все это также отрицательно сказалось на выполнении плана вылова рыбы в первом полугодии. В этом деле повинен также и mini бассейновый институт ПИПРО, ученым которого надо ближе стоять к промышленности, знать ее нужды и своевременно оказывать необходимую помощь в решении производственных вопро сов. Специалисты флотов должны своевременно принимать меры по оказанию номощк экипажам от стающих судов. Особое внимание должно быть уделено опорно-по казательным судам, передаче их опыта другим экипажам. Нельзя забывать, что быть пере довым, показывать пример другим — это лишь часть задачи опорно показательных судов. Другая часть задачи состоит в том, что бы. пользуясь всеми возможными средствами, оказывать практиче скую помощь всем, кго в ней нуж дается. Немало предстоит нам сделать до конца года на наших внутрен них водоемах. Здесь должен быть значительно увеличен вылов ло сосевых, ряпушки, крупночастико вых, сиговых и других ценных по род. пользующихся большим спро сом у населения. Товарищи! Обеспечивая выполнение плана по добыче, мы решаем только по ловину задачи, которую поставила страна перед работешками рыбной промышленности Северного бас сейна. Борьба за наилучшее ис пользование добытой рыбы доляс на быть постоянно в центре вни мания командиров судов, руково дителей флотов и береговых пред приятий. Каждый моряк, каждый рыбообработчик все своп силы и умение должен направить на то. чтобы вся продукция, поступаю щая с Севера, как на экспорт, так н на стол советского человека, была на уровне мировых стандар тов. Освоение новых районов про мысла вызвало, естественно, уве личение породного состава вылав ливаемых рыб, что позволило зна чительно расширить ассортимент выпускаемой рыбной продукции.. 15 июля 1966 года были рас смотрены 28 новых пород рыб, ра-. нее нам неизвестных, и продегу стирована изготовленная из- ник продукция. . Большинство вылав ливаемых. новых пород рыб поз воляет резко расширить ассорти мент выпускаемой рыбной продук ции. Вместе с. этим возникает и ряд трудностей, связанных с тем, что на новые породы рыб нет би ологических и технических харак теристик. Это затрудняет разработку ас сортиментов рыбной продукции, которую следует из них вырабаты вать. подготовку соответствующей технической документации и пред ложений но ценам. Необходимо быстрее доставлять в порт образцы новых пород рыб, опробнровать их пищевую цен ность и разрабатывать но&ые ас сортименты рыбной* продукции, своевременно оформлять техниче скую документацию и предложе ния по ценам. Руководители предприятий, в первую очередь, флотов, должны, эту работу взять под личный контроль. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР пред усматривается резкое . увеличение производства рыбного филе. Дли того, чтобы увеличить его произ водство, необходимы промысло вые районы с богатыми скоплени ями трески и окуня. Следователь но, необходимо энергичнее осваи вать такие-районы, как Западная Гренландия, а также лов рыбы на больших глубинах в районах Лаб радора, Большой Ньюфаундленд ской банк!! и в. других местах. Большими возможностями для выработки слабосоленой продук ции располагают паши производ ственные рефрижераторы типа сДаурня». Но эти возможности пока используются недостаточно. 1 1 ередко производственные плав базы из-за недостатка транспорт ных рефрижераторов используют ся не по своему прямому назначе нию, а для транспортировки рыбы из дальних районов. Технологи "судов, начальники отделов обработки флотов еще робко решают вопросы использо вания новых пород рыб для заго товки вкусных продуктов, мало заботятся о расширении их ассор тимента. По примеру передовиков, таких, как экипаж траулера «Касатка», необходимо увеличить заготовку охлажденной рыбы в Баренцевом, море. Это полностью отвечает требованиям Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Выполнение задач, поставленных партией и правительством перед тружениками Северного бассейна, немыслимо без значительного улучшения работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Однако в этом важном деле у нас еще имеются серьезные недостат ки. В ряде случаев на должности капитанов и старших механиков выдвигаются люди малоинициа тивные и слабо знающие промыс ловое дело. Па отдельных кораб лях и на береговых предприятиях работает много специалистов- ■практиков. Но беда в том,-что абсолютное большинство из инк нигде не учится. В гом же Мур манском траловом флоте более трети всех экономистов, не имеют специального, образования. Ряд капитанов, старших * механиков имеет курсовую подготовку, а-ма стера по добыче и обработке ры бы имеют образование от 4 до 7 классов. \ 1 одобное положение с кадрами сложилось и на других предприятиях бассейна. Дальнейшее оснащение флота рыбной промышленности новейшей техникой потребует тысячи слецк* алнетов с инженерным образовав пнем. Отсюда задача главка, уп равлений флотов, партийных к профсоюзных организаций — уси лить внимание к подготовке, обу чению и воспитанию кадров. Товарищи! • Программа, которую наметили партия и правительство, вдохнови ляет моряков и всех работников рыбной промышленности Северно го бассейна на новые трудовые подвиги во имя Родины. На ко раблях нашего бассейна ширится соревнование за успешное завер*» шенне заданий п*зрвого года пяти- .летки. • i Десятки экипажей уже приня ли высокие обязательства по при- ' меру сахалинцев, которые призва ли ознаменовать 50-летне Октября выполнением к этой дате двухлет него плана.. Дальнейшее развер тывание соревнования в честь 50- летия Советской власти будет спо* собствовать выполнению Поста новления ЦК КПСС „и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции». Нет сомнения в том, что моряки и все работники рыбной промыш ленности Северного бассейна сде лают все для того, чтобы пол ностью удовлетворять^потребности советских людей высококачествен ной рыбной продукцией в широ ком ассортименте, к используют для этих целей все имеющиеся ре зервы производства. (Доклад печатается в с окра - - щепном з и д г ) . Один, но удачный После рейса в Северную Ат лантику наш СРТ-346 «Белый» длительное время простоял в ремонте. Но вот в июне был. наконец, скомплектован экипаж, и мы вышли на траловый про мысел. Наш коллектив возгла вил капитан В. П. Царев, а команда подобралась из опыт ных и бывалых моряков, постиг ших все премудрости промысла. Особенно не волновались, зна ли, что как бы ни было трудно, освоимся, . привыкнем, войдем, как говорится, в ритм. Первые дни работы у Рыбачь его не принесли нам хорошего результата: что ни подъем — «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. 300 — 500 килограммов, не больше. В эти дни наш капитан вни мательно просматривал сводки, прислушивался к эфиру, к выс казываниям на промысловых со ветах. И вот узнаем, что в Ко пытовском районе заловился окунь. Мы подоспели вовре мя. Начали добычу, и первые подъемы подтвердили правиль ность выбора района. На протя жении всего рейса шли стабиль ные уловы — тонна, полторы. К этому времени матросы до стигли хорошего темпа в обра ботке рыбы и тонну окуня ошке- ривали за один час. Хорошо трудился в рейсе наш мастер по добыче Н. Г. Вара нов. Строго следил за качест вом иоеола и заготовкой свежья мастер по обработке И. Я. Ва ранов. Тон в соревновании по вахтам .задавали матросы Иван Морозов и Виктор Трофимец. А в общем-то, работали все увле ченно и старательно. Паков нее результат рейса? Мы должны были выловить 41 тонну, а в порт доставили око ло 57 тонн рыбы. Из ник 20 тонн охлажденной. Сейчас наше судно встает на переоборудование под дрифтер ный лоз. Близится время, ког да корабли сельдяного флота пойдут в Северную Атлантику. С нетерпением мы, моряки, ждем этого дня. В этом рейсе мы узнали друг друга, сдружи лись. Этим же составом экипа жа пойдем и з Атлантику; ' Г. КУЛЕШОВ, матрос, пред седатель судового комитета. Стремление к цели Наш средний траулер •№ 161 вышел в море за 20 суток до Дня рыбака. В первый же день экипаж принял обязательство — достойно встретить свой праздник, добыть за рейс не менее 50 тонн рыбы вместо 39 плановых. , Итак, задачи были ясны каж дому, оставалось действовать. Но тут-то и встретились затруд нения: трал один-единствениый, так мы им и промышляли бес сменно до конца рейса. Но надо отдать должное старшему мастеру по добыче С. X. Хабн- булину и мастеру по добыче С. С. Хролу. Они изо дня в день продолжали упорно чинить трал. И нм-то мы выловили бо лее 63 тонн рыбы. А в поргу при сдаче судна береговой бригаде выяснилось, что в главном двигателе лопнул поршень. Не теряя даром ни одной минуты, второй механик А. Т. Шмарев, моторист A. IT. Василевский приступили к устранению дефекта. Это нм удалось сделать сравнительно быстро. ' • С такими' парнями, как на нашем судне, мы достнгнем>>лю- бой цели. И. ЛАПЕНОК, старший помощник капитала. Рсллкюр Б. <£. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 4264 ПН 07625
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz