Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

Доклад начальника главка „Севрыба" тов. ФИЛИППОВА А. И. (Окончание* Н^ч. на 2 —3-й стр.). Во втором полугодии главк по­ лучит новые гидроакустические приборы. Надо обеспечить ик установку к первую очередь на судах, которые предполагается по­ ел;* гь на близнецовый и разноглу­ бинный лов рыбы. В проведении эюй работы важную роль долж­ ны сыграть судоремонтные пред­ приятия. В текущем году на кошелько­ вый лов сельди мы должны напра­ вить 10 СРТ н один сейнер. В на­ стоящее время уже работают ко­ шельковыми неводами 4 судна, /(.ело у иих идет неплохо. Уловы 32 замет достигают 80 тонн. На протяжении многих лет се­ верные рыбаки пытались освоить этот прогрессивный способ лова. Много было вложено средств, за­ трачено немало усилий, но успеха удалось добиться лишь в прошлом году. СРТ-Р-712 в осенне-зимний период выловил кошельковым не­ водом в Норвежском морс 7500 центнеров сельди. Задача освое­ ния кошелькового лова в Норвеж­ ском море была решена. Это — большая победа наших инженеров- добытчиков и промысловиков. Ее необходимо закрепить и развить в дальнейшем. Кошельковый лов имеет большие преимущества по сравнению с дрифтерным. Он поз­ воляет повысить добычу и значи­ тельно сократить затраты на нее, тем самым резко снизить себестои­ мость сельди. Поэтому задачей нервостенеи «ой важности является всемерное внедрение этого прогрессивного вида промысла. Необходимо в те­ чение* I9G7 — 68 годов все СРТ и сейнеры, которые по техническим данным отвечают -необходим и м требованиям, перевести из работу кошельковыми неводами. Эта задача не из легких. Для ее решения нам потребуется су щеетвенпая помощь Министерст­ ва рыбного хозяйства СССР. Необходимо поручить . Гнпро- рыбфлоту подготовить., в короткий срок проект переоборудования судов под кошельковый лов, раз­ работать наиболее рациональную схему вылники сельди из кошель­ ков . с номощыо рыбонасосов. Должны быть предусмотрены устройства для сохранения сельди до передачи ее па перерабатыва­ ющие плавбазы и первичной об­ работки ее на самом промысловом судне при малых уловах. Одновременно надо приспосо­ бить производственные рефриже­ раторные плавбазы для обслужи­ вания судов, работающих с ко­ шельками, имея в виду широкое применение рыбонасосов для пере­ грузки рыбы с промысловых су­ дов на плавбазы. Жизнь настоятельно требует комплексного решения вопроса массового вылова и переработки каляиусиой сельди, вылавливаемой как в прибрежных районах, так и в Норвежском море. Для лучшего использования промыслового флота надо и даль­ ше практиковать пополнение топ­ ливом траулеров на- месте промыс­ ла в Баренцевом море, подмену экипажей на СIT и БМРТ. В районах Северо-Западной Ат­ лантики следует организовать де­ талыIую проверку глубоководны к свалов Большой Ньюфаундленд­ ской, Флемиш-Кан и Джорджес- банок. Наряду с оперативным обслужи­ ванием промысловых судов в Ба­ ренцевом, Норвежском морях и районах Дальнего Запада, пром­ разведка в первом полугодии про­ вела ряд рейсов в новые промыс­ ловые районы по выявлению до­ полнигельных сырьевых ресурсов. В январе промысловая разведка совместно с траловым флотом на­ правила БМРТ «Жпгулевск» в районы Южной Америки. В юго- восточной части, в районе Рио-де- Ла-Плато «Жпгулевск» обнаружил и успешно облавливал в промыс­ ловом режиме скопления рыб, большая часть из которых явля­ ется хорошей но вкусовым качест­ вам, например, бесуго, горбыле- вые, сабли, мерлуза. Вылов па судо-сутки в этил районах составлял от 430 до 607 центнеров. За 14 промысловых су­ ток БМРТ «Жпгулевск» выловил в районе Рпо-де-Ла-Плато 8.500 центнеров рыбы. Шельф Южной Америки, безус­ ловно, является перспективным районом, особенно для судов типа HP. Сейчас в эти районы направ­ лен в промысловый рейс ПР «Пав­ лово», который уже ловит рыбу и для начала имеет неплохие ре­ зультаты. " В Северо-Восточной Атлантике, к западу от Ирландии поисковый СРТ М «Волгодонск» провел ' в феврале—марте работы по выяв­ лению возможности промышленно­ го лова путассу. Среднесуточный вылов у «Волгодонска» в феврале —марте составил 57,1 центнера. «Волгодонск» и сейчас, во втором рейсе, продолжает успешно рабо­ тать в этом районе. Его результа­ ты показывают, что в районе к западу от Ирландии облов путас­ су можно вести с феврали по ав­ густ. Среднесуточный вылов., судов тина СРТ М, СРТ Р. СРТ при еда-, че уловов на рефрижераторные базы может составлять 8 — 10 тонн. Путассу может быть исполь­ зована как в пищевых целях, так и для получения рыбной муки. Продолжаются работы в районе Исландии и банки Розеигартеи, где поисковый РТ-318 «Мукачево» заканчивает круглогодичный цикл наблюдений. Результаты его рабо­ ты показывают, чго в промысло­ вом режиме в этих районах в от­ дельные периоды можно брать до 60—80 центнеров рыбы в сутки на траулер. По производительности район Исландии уступает банке Джорд- жес и Ново-Шогландскому шель­ фу, однако он расположен зна­ чительно ближе и по ценности ви­ довою состава уловов, превосходит их. Район Исландии может быть резервным но добыче столовой, ры­ бы. Конечно, этого далеко недоста­ точно. Плохое состояние сырьевой базы в Баренцевом море вынужда­ ет нас часть РТ перебрасывать в другие районы. Кроме того, на Джорджес-банке и Ново-Шотлан­ дском шельфе также резко ухуд­ шилось состояние сырьевой-базы. Поэтому важнейшей задачей про­ мысловой разведки является рас­ ширение районов поиска, изыска­ ние новых районов и объектов промысла в средних и южных ши­ ротах Атлантики. Необходимо уси­ ление поисковых работ в районах Гренландии для изготовления фи­ лейной продукции. Мы считаем неправильной пози­ цию Министерства, оргаинчнваю- щую северян только районами Северо-Западной Атлантики, кото­ рые уже давно освоены, сырьевая база в них достаточно изучена, освоена и с каждым годом ухуд­ шается. Нужно расширить сферу дея­ тельности Полярного института и разведки, передав нм для изуче­ ния и поисков районы Западной, Средней и частично Южной Ат­ лантики. Задачи в этом плане пе­ ред наукой и разведкой стоят большие, нужно подкрепить их материально-техническую базу и в первую очередь пополнить поис­ ковый флот современными суда­ ми. Товарищи! Нельзя не отметить того, что мы плохо занимаемся вопросом усовершенствования ору­ дий лова. Примером этому может служить работа борговых трауле­ ров в Северо-Западной Атланти­ ке. У л о в ы этих судов были, как правило, меньше, чем у средних рыболовных траулеров,'хотя мощ­ ность главных машин РТ в два раза превышает , мощность СРТ. Испытания показали, что борто­ вые РТ тралового флота были вооружены менее уловистой кон­ струкцией грала, чем СРТ «Мур маисельда». Сейчас это положе­ ние исправляется, но факт воору­ жения РТ малоуловистым тралом свидетельствует о том. что в Мур­ манском и Архангельском трало­ вых флотах и экспериментальной базе плохо занимаются вопроса­ ми подбора оптимальных конст­ рукций тралов для судов, непро­ думанно решаются вопросы осна­ щении судов орудиями лова. И второй пример. До последне­ го времени производственные реф­ рижераторы, имея мощность плав­ ного двигателя больше, чем БМРТ на (000 л. с., работали тралом и траловыми досками такими же, как и БМРТ. Конечно, с таким малопроизво­ дительным использованием этих мощных судов нельзя было ми­ риться, и только в нынешнем году были проведены комплексные мор­ ские испытания, в результате ко­ торых были подобраны для про­ изводственных рефрижераторов наиболее эффективные конструк­ ции тралов и траловых досок. Все это также отрицательно сказалось на выполнении плана вылова рыбы в первом полугодии. В этом деле повинен также и mini бассейновый институт ПИПРО, ученым которого надо ближе стоять к промышленности, знать ее нужды и своевременно оказывать необходимую помощь в решении производственных вопро­ сов. Специалисты флотов должны своевременно принимать меры по оказанию номощк экипажам от­ стающих судов. Особое внимание должно быть уделено опорно-по­ казательным судам, передаче их опыта другим экипажам. Нельзя забывать, что быть пере­ довым, показывать пример другим — это лишь часть задачи опорно­ показательных судов. Другая часть задачи состоит в том, что­ бы. пользуясь всеми возможными средствами, оказывать практиче скую помощь всем, кго в ней нуж­ дается. Немало предстоит нам сделать до конца года на наших внутрен­ них водоемах. Здесь должен быть значительно увеличен вылов ло­ сосевых, ряпушки, крупночастико­ вых, сиговых и других ценных по­ род. пользующихся большим спро­ сом у населения. Товарищи! Обеспечивая выполнение плана по добыче, мы решаем только по­ ловину задачи, которую поставила страна перед работешками рыбной промышленности Северного бас­ сейна. Борьба за наилучшее ис­ пользование добытой рыбы доляс­ на быть постоянно в центре вни­ мания командиров судов, руково­ дителей флотов и береговых пред­ приятий. Каждый моряк, каждый рыбообработчик все своп силы и умение должен направить на то. чтобы вся продукция, поступаю­ щая с Севера, как на экспорт, так н на стол советского человека, была на уровне мировых стандар­ тов. Освоение новых районов про­ мысла вызвало, естественно, уве­ личение породного состава вылав­ ливаемых рыб, что позволило зна­ чительно расширить ассортимент выпускаемой рыбной продукции.. 15 июля 1966 года были рас­ смотрены 28 новых пород рыб, ра-. нее нам неизвестных, и продегу­ стирована изготовленная из- ник продукция. . Большинство вылав­ ливаемых. новых пород рыб поз­ воляет резко расширить ассорти­ мент выпускаемой рыбной продук­ ции. Вместе с. этим возникает и ряд трудностей, связанных с тем, что на новые породы рыб нет би­ ологических и технических харак­ теристик. Это затрудняет разработку ас­ сортиментов рыбной продукции, которую следует из них вырабаты­ вать. подготовку соответствующей технической документации и пред­ ложений но ценам. Необходимо быстрее доставлять в порт образцы новых пород рыб, опробнровать их пищевую цен­ ность и разрабатывать но&ые ас­ сортименты рыбной* продукции, своевременно оформлять техниче­ скую документацию и предложе­ ния по ценам. Руководители предприятий, в первую очередь, флотов, должны, эту работу взять под личный контроль. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР пред­ усматривается резкое . увеличение производства рыбного филе. Дли того, чтобы увеличить его произ­ водство, необходимы промысло­ вые районы с богатыми скоплени­ ями трески и окуня. Следователь­ но, необходимо энергичнее осваи­ вать такие-районы, как Западная Гренландия, а также лов рыбы на больших глубинах в районах Лаб­ радора, Большой Ньюфаундленд­ ской банк!! и в. других местах. Большими возможностями для выработки слабосоленой продук­ ции располагают паши производ­ ственные рефрижераторы типа сДаурня». Но эти возможности пока используются недостаточно. 1 1 ередко производственные плав­ базы из-за недостатка транспорт­ ных рефрижераторов используют­ ся не по своему прямому назначе­ нию, а для транспортировки рыбы из дальних районов. Технологи "судов, начальники отделов обработки флотов еще робко решают вопросы использо­ вания новых пород рыб для заго­ товки вкусных продуктов, мало заботятся о расширении их ассор­ тимента. По примеру передовиков, таких, как экипаж траулера «Касатка», необходимо увеличить заготовку охлажденной рыбы в Баренцевом, море. Это полностью отвечает требованиям Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Выполнение задач, поставленных партией и правительством перед тружениками Северного бассейна, немыслимо без значительного улучшения работы по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Однако в этом важном деле у нас еще имеются серьезные недостат­ ки. В ряде случаев на должности капитанов и старших механиков выдвигаются люди малоинициа­ тивные и слабо знающие промыс­ ловое дело. Па отдельных кораб­ лях и на береговых предприятиях работает много специалистов- ■практиков. Но беда в том,-что абсолютное большинство из инк нигде не учится. В гом же Мур­ манском траловом флоте более трети всех экономистов, не имеют специального, образования. Ряд капитанов, старших * механиков имеет курсовую подготовку, а-ма­ стера по добыче и обработке ры­ бы имеют образование от 4 до 7 классов. \ 1 одобное положение с кадрами сложилось и на других предприятиях бассейна. Дальнейшее оснащение флота рыбной промышленности новейшей техникой потребует тысячи слецк* алнетов с инженерным образовав пнем. Отсюда задача главка, уп­ равлений флотов, партийных к профсоюзных организаций — уси­ лить внимание к подготовке, обу­ чению и воспитанию кадров. Товарищи! • Программа, которую наметили партия и правительство, вдохнови ляет моряков и всех работников рыбной промышленности Северно­ го бассейна на новые трудовые подвиги во имя Родины. На ко­ раблях нашего бассейна ширится соревнование за успешное завер*» шенне заданий п*зрвого года пяти- .летки. • i Десятки экипажей уже приня­ ли высокие обязательства по при- ' меру сахалинцев, которые призва­ ли ознаменовать 50-летне Октября выполнением к этой дате двухлет­ него плана.. Дальнейшее развер­ тывание соревнования в честь 50- летия Советской власти будет спо* собствовать выполнению Поста­ новления ЦК КПСС „и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшению качества и ассортимента рыбной продукции». Нет сомнения в том, что моряки и все работники рыбной промыш­ ленности Северного бассейна сде­ лают все для того, чтобы пол­ ностью удовлетворять^потребности советских людей высококачествен­ ной рыбной продукцией в широ­ ком ассортименте, к используют для этих целей все имеющиеся ре­ зервы производства. (Доклад печатается в с окра - - щепном з и д г ) . Один, но удачный После рейса в Северную Ат­ лантику наш СРТ-346 «Белый» длительное время простоял в ремонте. Но вот в июне был. наконец, скомплектован экипаж, и мы вышли на траловый про­ мысел. Наш коллектив возгла­ вил капитан В. П. Царев, а команда подобралась из опыт­ ных и бывалых моряков, постиг­ ших все премудрости промысла. Особенно не волновались, зна­ ли, что как бы ни было трудно, освоимся, . привыкнем, войдем, как говорится, в ритм. Первые дни работы у Рыбачь­ его не принесли нам хорошего результата: что ни подъем — «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. 300 — 500 килограммов, не больше. В эти дни наш капитан вни­ мательно просматривал сводки, прислушивался к эфиру, к выс­ казываниям на промысловых со­ ветах. И вот узнаем, что в Ко­ пытовском районе заловился окунь. Мы подоспели вовре­ мя. Начали добычу, и первые подъемы подтвердили правиль­ ность выбора района. На протя­ жении всего рейса шли стабиль­ ные уловы — тонна, полторы. К этому времени матросы до­ стигли хорошего темпа в обра­ ботке рыбы и тонну окуня ошке- ривали за один час. Хорошо трудился в рейсе наш мастер по добыче Н. Г. Вара­ нов. Строго следил за качест­ вом иоеола и заготовкой свежья мастер по обработке И. Я. Ва­ ранов. Тон в соревновании по вахтам .задавали матросы Иван Морозов и Виктор Трофимец. А в общем-то, работали все увле­ ченно и старательно. Паков нее результат рейса? Мы должны были выловить 41 тонну, а в порт доставили око­ ло 57 тонн рыбы. Из ник 20 тонн охлажденной. Сейчас наше судно встает на переоборудование под дрифтер­ ный лоз. Близится время, ког­ да корабли сельдяного флота пойдут в Северную Атлантику. С нетерпением мы, моряки, ждем этого дня. В этом рейсе мы узнали друг друга, сдружи­ лись. Этим же составом экипа­ жа пойдем и з Атлантику; ' Г. КУЛЕШОВ, матрос, пред­ седатель судового комитета. Стремление к цели Наш средний траулер •№ 161 вышел в море за 20 суток до Дня рыбака. В первый же день экипаж принял обязательство — достойно встретить свой праздник, добыть за рейс не менее 50 тонн рыбы вместо 39 плановых. , Итак, задачи были ясны каж­ дому, оставалось действовать. Но тут-то и встретились затруд­ нения: трал один-единствениый, так мы им и промышляли бес­ сменно до конца рейса. Но надо отдать должное старшему мастеру по добыче С. X. Хабн- булину и мастеру по добыче С. С. Хролу. Они изо дня в день продолжали упорно чинить трал. И нм-то мы выловили бо­ лее 63 тонн рыбы. А в поргу при сдаче судна береговой бригаде выяснилось, что в главном двигателе лопнул поршень. Не теряя даром ни одной минуты, второй механик А. Т. Шмарев, моторист A. IT. Василевский приступили к устранению дефекта. Это нм удалось сделать сравнительно быстро. ' • С такими' парнями, как на нашем судне, мы достнгнем>>лю- бой цели. И. ЛАПЕНОК, старший помощник капитала. Рсллкюр Б. <£. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 4264 ПН 07625

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz