Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

Совсем неравно Винтеру Да- людей экономить в большом и жнювнчу Петрову — напита- малом, ло-хозяйснм беречь го- му среднего рыболовного трау- еударственную нонейну. Его же лера <Юнона» исполнилось экипаж первым на флоте внед- Сброк лет. Среднего роста, рнл и освоил прогрессивную ирепко ебитый, с круглым ли- технологию по обработке рыбы цом, обвеянным всеми морски- — смешанный посол, который 8 ми ветрами, Петров всегда на- настоящее время применяется жется загорелым, даже зимой , па всех судах «Мурмансель- Раньше чем стать профес- дн». А это новшество позволило свональным рыбаком, Виктор резко увеличить выпуск сельди Данилович служил на боевых первым сортом, мораблях военного флота. Но Несколько лет подряд В. Д. море, рыбацкий труд он полю- Петров руководит отрядом про­ бил, как говорят, смальства. мысловых судов на обществен- Дело в том, что родился он на ных началах, организует соре»- дерева (неплавкое). побережье Каспия — в Махач- нованне среди экипажей, щедро кале. У него не только дед Саф- делится с молодыми специали- рон Петрович, но и отец Дани- стами богатым опытом про- « . . . ................... .................. .......... мысловика. Недаром многие Победы капитана Петрова v — зменение скорости судна при тралении На большинстве судов бор­ тового траления скорость суд­ на замеряется по плаиширному лагу с использование* куснов в помощь СУДОВОДИТЕЛЮ ию/м/яв минус к9*90*+*М*~«ся/>а&<а п/тс его бывшие ученики стали уме­ лыми капитанами. Из 196 тысяч центнеров ры­ бы, добытой сельдяным фло­ том сверх плана за семилетку, более 35 тысяч центнеров при­ надлежат коллективу третьего отряда промысловых судов, ру­ ководимых флагманом-общест- венником Петровым. Капитан опорно-показатель­ ного корабля на флоте Петров ввел на своем судне хозяйст- _ , , венный расчет, создал школу ла Сафронович были потомст- передового опыта. В каждом венными рыбаками. Данилу рейсе на « Юноне* 5 _ 1 0 че. Сафроновичу перевалило уже ловек обучаются теоретическим за < 0 , но это сильиын кряжи- правилам и практическим навы- стыи старик. Таким, видимо бу- кам пользования орудиями дет с годами и Виктор. Любит Л0ВЗ| обработке рыбы. В. Д. он до самозабвения море, тяже- Петров особое внимание уде- яый рыбацкий труд и кажется ляет учебе моряков, грамотной ему, что нет на свете ничего эксплуатации приборов, меха- более увлекательного, чем ро- низмов, воспитывает любовь к мантнка моря. Маленькое су- родному судну. Потому-то оно денышко «Юнона», которое и в вот уже восемь лет работает тихую-ro погоду носом зары- без среднего и капитального ре- вается в легкую волну, в шторм, М 0 Нта. А это — тысячи руб- вообще, подобно ныруу, скры- ле1^ сбереженных Родине. За Бается в пучине. Л через мину- высокую организацию труда и ту две, как ни в чем не бы- достигнутые успехи в социали- вало снова взбирается на гре- стическом соревновании в Сень.^ И такая качка длится J963 году экипажу «Юноны» порой много суток подряд. Че- присвоено звание коммунмсти- ловеку, не привыкшему к морю, ческого. В 1962 году Петров подобное плавание выматыва- бЬ1Л участником Всесоюзного ет душу. А истинные моряки и слета ударников коммунисти- в такую погоду еще умудряют- ческого труда. Тогда его и на- ся выбирать сети, обрабатывать градили медалью «За трудовую Улов* доблесть». Недаром говорят, что судно д а Тр0е суток до публикации второй дом моряка. Пробудет у каза Президиума Верховного Виктор Данилович несколько Совета СССР о присвоении месяцев на промысле, соску- Виктору Даниловичу Петрову * **итея по своим птенцам-ребя- звацИя Героя Социалистиче- там. Придет домой, как малень- с к о г о Труда мы были у него в кий, крутится с ними по комна- гостях. Данилыч с особой теп- *а**. Шестилетняя Светка и се- ЛОтон говорил о 'своем старике- аюлетнин Вовка оседлают ши- отце, который недавно побывал рокую спину отца, и вози их, по- в Мурманске, посмотрел, как на lie свалишься. Шумно быва- живет сын, на каком судне хо- е ? в трехкомнатной квартире дит в МОре Виктора Петрова, когда он до- j j a следующее утро Данилыч ыа, но это только первые дни. вылетел в Махачкалу. Пройдет неделя, и Виктор Да- — Телеграмму отцу посылать нилович начинает скучать по не буду, — заговорщически ш>рю. Здесь сказывается и лю- у ЛЬ 1 баясь, сказал он нам, — вовь к океанским просторам и ПуСТЬ будет старику больше ра- забота о людях, о долге рыбац- д0СТИ от внезапного нашего ной чести; Не для себя живет Приезда этот человек. Он всегда помнит, пока в стране не решена Вначале этой ьорреспонде - В штилевую погоду замер скорости этим способом удов­ летворителен, но при ветре — вкрадывается ошибка. При вет­ ре до трех баллов судоводители пренебрегают небольшой ошиб­ кой на дрейф поплавка, а при более сильном ветре замера скорости судна не производят. Находясь в море на трауле­ ре «Треска» , мы изучили влия­ ние ветра на дрейф поплавка относительно воды, а затем по известной формуле рассчитали скорость ветрового течения от­ носительно грунта. Пользуясь результатом этой работы, по­ казанном на схеме, можно опре­ делить скорость судна при тра­ лении в любую промысловую погоду. Линия I показывает скорость дрейфа, поплавка от­ носительно воды, точнее, отно- * сительно буйка, груз которого находится на глубине пять мет- тельно диаметральной плоско- имели рядом с рассчитанной ров. Линия 2 показывает ско- СТ11 сУД,1а пропорциональна ко- таблицей измерения скорости по рость дрейфа поплавка с уче- синусу курсового угла ветра. плаиширному лагу, том ветрового течения. ДанныеДля получения исправлений Пример. Тралнруя при ветре этого графика проверены на скорости судна при тралении 5 баллов от курсового ’ угла 70 практике. против ветра, выбранную из ГрадуСОВ путем замера с по- Здесь по оси абсцисс отложе- гРаФика поправку следует от- МОщью поплавка получили п <1 ны две шкалы, одна из кото- ,,ять ог умеренной снорости, а плаиширному лагу скорость’ рых рассчитана на поправку ско- 110 ветРУ прибавить. 3 ^ 4 узла. Найти истинную ско*. рости судна в узлах при курсо- При использовании для изме- рость, если в данном районе вых углах ветра нуль и 180 гра- рения скорости тонущих пред- промысла не действует постоян- дусов, а вторая при курсовых метов, например, ершей или иое или приливо-отливное тече* углах 45 и 135 градусов. При скатов, поправка замеренной Ние. По графику находим по* ветре галфннд поправка равна скорости найдется как разность правку, примерно 0,4 узла. Ве* нулю. При других курсовых уг- величин линий 2 и 1. С неболь- тер наблюдали с носового кур* Г,,,™,, читопппмтш шон ошибкой этим же можно лах путем интерполяции также пользоваться на Б м р т сового угла, значит она отри* несложно найти искомую вели- эамерах скорости донным ла- цательна. Ответ — 3 узла, чину, если помнить, что ско- гом Желательно, чтобы судово- Е. ЛЕБЕДЕВ, инженер эк- рость дрейфа поплавка относи- дители траулеров такой график снернментальной базы. tO уW/ S ’ • / (кСрвстл дрейфа (попрвока) « я с н а яТ nnofi'ipMa нужно ции мы У™мянули двух детей много рыбы. И ловит’ее Виктор Л°гВп1п1^1ЯЧ71 Данилович _ частеиски Бовина. А год назад семья «Юнона*, которой с 1959 го- Викт°Ра Даниловича Петрова ца руководит Петров, постоянно пРа зДновала рождение еще од- неревыполняет государствен- ной^дочери. Ее назвали Викто- ные планы по добыче рыбы. Ри^и- . Моряки этого судна досрочно Виктория это победа. А на год выполнили свою семилет- Виктория Викторовна выхо- к у , дали сверх задания 12.350 дит* Двоиная победа. Ну, ч^о ж, центнеров рыбы. Только сверх- мы согласны, что сочетание ге- плановая прибыль за шесть Р011Ческого труда в море с бла- лет составила 244 тысячи руб- гоР°Дством в семье и в общест- лей, а себестоимость одного ве это и ^сть Двойная побе- центнера снижена на 7 рублей. Да капитана Петрова. Здесь сказалась рачительность Б. ФЕДОРОВ, капитана. Это Петров приучил JI, ГОРЮНОВ. КОГДА РЫБА У БЕРЕГОВ Очень сложная нынче про- ливиые и отливные течения. И песчаные площадки. На ни* мысловая обстановка в Барен- тем не менее облавливать трес- нерестится песчанка — излюб* цевом море. Сырьевая база не- к у в прибрежной зоне можно ленная пища пикши и трески<: удовлетворительная — во мно- довольно успешно. Нужно выходить без трала й: гом сказались суровые погод- На мостике траулера должны точку на норд от здания сире* ные и ледовые условия минув- находиться два судоводителя, ны на глубину 55 — 58 метров й ‘ шей зимы. По прогнозам уче- Один ведет счисление пути, не мешкая спустить трал. Если ных, только в прибрежной струе определяет местонахождение траулер снесет течением на; течения могут быть наиболее корабля по пеленгам, углам. 6 0—70 метров, нужно без тра; благоприятные условия для пе- При сильном течении на карту ла снова выйти в эту же точку* редвижения рыбы. Это обстоя- наносятся обсервованные точ- Затем, направляя траулер ге- тельетво должны учитывать кн (через 5—8 минут плава- неральным курсом на зюйд-ост^' промысловики. ния). Второй — управляет ко- держаться глубины 6 0—7Ц В последнее время появи- раблем. метров. Судоводители должны: лась рыба (хотя и с некоторым С подвахтой лучше работать учитывать, что приливо-отлив^ запозданием) в районе Харло- мастерам по добыче рыбы и ное течение дает приращение; ва. Практика показывает, что механикам. скорости относительного дна косяки будут держаться ближе Приведу конкретный при- до 1 ,5—2 узлов. V к берегу, особенно при ветрах мер ведения промысла у остро- Изобата у острова отклони* юго-восточного, южного, юго- ва Харлов. ется к берегу и, чтобы не п<£ западного и западного направ- У подножья острова, что го- пасть на задев, при дальней^ лений. А в прибрежной полосе ворнтся, задев на задеве. А на шем следовании нужно резне? работать очень трудно. Много глубинах 6 0—70 метров и бо- менять курс на зюйд — зюйд* задевистых мест, сильные при- лее крупная галька , местами ост, чтобы держаться на глуби* не 6 0—70 метров. Траление не должно пре* вышать 45 минут. В против^ ном случае могут быть протн* рания мешка. Траление обрат* иым курсом в этом районе не’ рекомендую. При расхождений нораблей могут быть потеряны тралы. i Ну, а если случился задев, т<? сниматься с него следует толь* ко развернувшись на обратный курс, слегка подбирая носовой ваер. Или же, идя обратным курсом, нужно выбирать обй' ваера. При проходе над задевй* етым местом нужно разъеди­ нить оба барабана и слегка удерживать ваера стопорами. В заключение хочу сказать'* что экипажам надо использо­ вать малейшую возможность' для увеличения вылова рыбЫ* совершенствовать тактику промысла в прибрежных райо­ нах. С. ЕДЕМСКИИ, напитан. Моряки лидера тралового флота траулера «Касатка*: мастер по добыче Б. Логорелов, клипфмемник В. Зорин, жь энощн.чи мастера но обработке П. Долгов н матрос М. Тищенко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz