Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
Совсем неравно Винтеру Да- людей экономить в большом и жнювнчу Петрову — напита- малом, ло-хозяйснм беречь го- му среднего рыболовного трау- еударственную нонейну. Его же лера <Юнона» исполнилось экипаж первым на флоте внед- Сброк лет. Среднего роста, рнл и освоил прогрессивную ирепко ебитый, с круглым ли- технологию по обработке рыбы цом, обвеянным всеми морски- — смешанный посол, который 8 ми ветрами, Петров всегда на- настоящее время применяется жется загорелым, даже зимой , па всех судах «Мурмансель- Раньше чем стать профес- дн». А это новшество позволило свональным рыбаком, Виктор резко увеличить выпуск сельди Данилович служил на боевых первым сортом, мораблях военного флота. Но Несколько лет подряд В. Д. море, рыбацкий труд он полю- Петров руководит отрядом про бил, как говорят, смальства. мысловых судов на обществен- Дело в том, что родился он на ных началах, организует соре»- дерева (неплавкое). побережье Каспия — в Махач- нованне среди экипажей, щедро кале. У него не только дед Саф- делится с молодыми специали- рон Петрович, но и отец Дани- стами богатым опытом про- « . . . ................... .................. .......... мысловика. Недаром многие Победы капитана Петрова v — зменение скорости судна при тралении На большинстве судов бор тового траления скорость суд на замеряется по плаиширному лагу с использование* куснов в помощь СУДОВОДИТЕЛЮ ию/м/яв минус к9*90*+*М*~«ся/>а&<а п/тс его бывшие ученики стали уме лыми капитанами. Из 196 тысяч центнеров ры бы, добытой сельдяным фло том сверх плана за семилетку, более 35 тысяч центнеров при надлежат коллективу третьего отряда промысловых судов, ру ководимых флагманом-общест- венником Петровым. Капитан опорно-показатель ного корабля на флоте Петров ввел на своем судне хозяйст- _ , , венный расчет, создал школу ла Сафронович были потомст- передового опыта. В каждом венными рыбаками. Данилу рейсе на « Юноне* 5 _ 1 0 че. Сафроновичу перевалило уже ловек обучаются теоретическим за < 0 , но это сильиын кряжи- правилам и практическим навы- стыи старик. Таким, видимо бу- кам пользования орудиями дет с годами и Виктор. Любит Л0ВЗ| обработке рыбы. В. Д. он до самозабвения море, тяже- Петров особое внимание уде- яый рыбацкий труд и кажется ляет учебе моряков, грамотной ему, что нет на свете ничего эксплуатации приборов, меха- более увлекательного, чем ро- низмов, воспитывает любовь к мантнка моря. Маленькое су- родному судну. Потому-то оно денышко «Юнона», которое и в вот уже восемь лет работает тихую-ro погоду носом зары- без среднего и капитального ре- вается в легкую волну, в шторм, М 0 Нта. А это — тысячи руб- вообще, подобно ныруу, скры- ле1^ сбереженных Родине. За Бается в пучине. Л через мину- высокую организацию труда и ту две, как ни в чем не бы- достигнутые успехи в социали- вало снова взбирается на гре- стическом соревновании в Сень.^ И такая качка длится J963 году экипажу «Юноны» порой много суток подряд. Че- присвоено звание коммунмсти- ловеку, не привыкшему к морю, ческого. В 1962 году Петров подобное плавание выматыва- бЬ1Л участником Всесоюзного ет душу. А истинные моряки и слета ударников коммунисти- в такую погоду еще умудряют- ческого труда. Тогда его и на- ся выбирать сети, обрабатывать градили медалью «За трудовую Улов* доблесть». Недаром говорят, что судно д а Тр0е суток до публикации второй дом моряка. Пробудет у каза Президиума Верховного Виктор Данилович несколько Совета СССР о присвоении месяцев на промысле, соску- Виктору Даниловичу Петрову * **итея по своим птенцам-ребя- звацИя Героя Социалистиче- там. Придет домой, как малень- с к о г о Труда мы были у него в кий, крутится с ними по комна- гостях. Данилыч с особой теп- *а**. Шестилетняя Светка и се- ЛОтон говорил о 'своем старике- аюлетнин Вовка оседлают ши- отце, который недавно побывал рокую спину отца, и вози их, по- в Мурманске, посмотрел, как на lie свалишься. Шумно быва- живет сын, на каком судне хо- е ? в трехкомнатной квартире дит в МОре Виктора Петрова, когда он до- j j a следующее утро Данилыч ыа, но это только первые дни. вылетел в Махачкалу. Пройдет неделя, и Виктор Да- — Телеграмму отцу посылать нилович начинает скучать по не буду, — заговорщически ш>рю. Здесь сказывается и лю- у ЛЬ 1 баясь, сказал он нам, — вовь к океанским просторам и ПуСТЬ будет старику больше ра- забота о людях, о долге рыбац- д0СТИ от внезапного нашего ной чести; Не для себя живет Приезда этот человек. Он всегда помнит, пока в стране не решена Вначале этой ьорреспонде - В штилевую погоду замер скорости этим способом удов летворителен, но при ветре — вкрадывается ошибка. При вет ре до трех баллов судоводители пренебрегают небольшой ошиб кой на дрейф поплавка, а при более сильном ветре замера скорости судна не производят. Находясь в море на трауле ре «Треска» , мы изучили влия ние ветра на дрейф поплавка относительно воды, а затем по известной формуле рассчитали скорость ветрового течения от носительно грунта. Пользуясь результатом этой работы, по казанном на схеме, можно опре делить скорость судна при тра лении в любую промысловую погоду. Линия I показывает скорость дрейфа, поплавка от носительно воды, точнее, отно- * сительно буйка, груз которого находится на глубине пять мет- тельно диаметральной плоско- имели рядом с рассчитанной ров. Линия 2 показывает ско- СТ11 сУД,1а пропорциональна ко- таблицей измерения скорости по рость дрейфа поплавка с уче- синусу курсового угла ветра. плаиширному лагу, том ветрового течения. ДанныеДля получения исправлений Пример. Тралнруя при ветре этого графика проверены на скорости судна при тралении 5 баллов от курсового ’ угла 70 практике. против ветра, выбранную из ГрадуСОВ путем замера с по- Здесь по оси абсцисс отложе- гРаФика поправку следует от- МОщью поплавка получили п <1 ны две шкалы, одна из кото- ,,ять ог умеренной снорости, а плаиширному лагу скорость’ рых рассчитана на поправку ско- 110 ветРУ прибавить. 3 ^ 4 узла. Найти истинную ско*. рости судна в узлах при курсо- При использовании для изме- рость, если в данном районе вых углах ветра нуль и 180 гра- рения скорости тонущих пред- промысла не действует постоян- дусов, а вторая при курсовых метов, например, ершей или иое или приливо-отливное тече* углах 45 и 135 градусов. При скатов, поправка замеренной Ние. По графику находим по* ветре галфннд поправка равна скорости найдется как разность правку, примерно 0,4 узла. Ве* нулю. При других курсовых уг- величин линий 2 и 1. С неболь- тер наблюдали с носового кур* Г,,,™,, читопппмтш шон ошибкой этим же можно лах путем интерполяции также пользоваться на Б м р т сового угла, значит она отри* несложно найти искомую вели- эамерах скорости донным ла- цательна. Ответ — 3 узла, чину, если помнить, что ско- гом Желательно, чтобы судово- Е. ЛЕБЕДЕВ, инженер эк- рость дрейфа поплавка относи- дители траулеров такой график снернментальной базы. tO уW/ S ’ • / (кСрвстл дрейфа (попрвока) « я с н а яТ nnofi'ipMa нужно ции мы У™мянули двух детей много рыбы. И ловит’ее Виктор Л°гВп1п1^1ЯЧ71 Данилович _ частеиски Бовина. А год назад семья «Юнона*, которой с 1959 го- Викт°Ра Даниловича Петрова ца руководит Петров, постоянно пРа зДновала рождение еще од- неревыполняет государствен- ной^дочери. Ее назвали Викто- ные планы по добыче рыбы. Ри^и- . Моряки этого судна досрочно Виктория это победа. А на год выполнили свою семилет- Виктория Викторовна выхо- к у , дали сверх задания 12.350 дит* Двоиная победа. Ну, ч^о ж, центнеров рыбы. Только сверх- мы согласны, что сочетание ге- плановая прибыль за шесть Р011Ческого труда в море с бла- лет составила 244 тысячи руб- гоР°Дством в семье и в общест- лей, а себестоимость одного ве это и ^сть Двойная побе- центнера снижена на 7 рублей. Да капитана Петрова. Здесь сказалась рачительность Б. ФЕДОРОВ, капитана. Это Петров приучил JI, ГОРЮНОВ. КОГДА РЫБА У БЕРЕГОВ Очень сложная нынче про- ливиые и отливные течения. И песчаные площадки. На ни* мысловая обстановка в Барен- тем не менее облавливать трес- нерестится песчанка — излюб* цевом море. Сырьевая база не- к у в прибрежной зоне можно ленная пища пикши и трески<: удовлетворительная — во мно- довольно успешно. Нужно выходить без трала й: гом сказались суровые погод- На мостике траулера должны точку на норд от здания сире* ные и ледовые условия минув- находиться два судоводителя, ны на глубину 55 — 58 метров й ‘ шей зимы. По прогнозам уче- Один ведет счисление пути, не мешкая спустить трал. Если ных, только в прибрежной струе определяет местонахождение траулер снесет течением на; течения могут быть наиболее корабля по пеленгам, углам. 6 0—70 метров, нужно без тра; благоприятные условия для пе- При сильном течении на карту ла снова выйти в эту же точку* редвижения рыбы. Это обстоя- наносятся обсервованные точ- Затем, направляя траулер ге- тельетво должны учитывать кн (через 5—8 минут плава- неральным курсом на зюйд-ост^' промысловики. ния). Второй — управляет ко- держаться глубины 6 0—7Ц В последнее время появи- раблем. метров. Судоводители должны: лась рыба (хотя и с некоторым С подвахтой лучше работать учитывать, что приливо-отлив^ запозданием) в районе Харло- мастерам по добыче рыбы и ное течение дает приращение; ва. Практика показывает, что механикам. скорости относительного дна косяки будут держаться ближе Приведу конкретный при- до 1 ,5—2 узлов. V к берегу, особенно при ветрах мер ведения промысла у остро- Изобата у острова отклони* юго-восточного, южного, юго- ва Харлов. ется к берегу и, чтобы не п<£ западного и западного направ- У подножья острова, что го- пасть на задев, при дальней^ лений. А в прибрежной полосе ворнтся, задев на задеве. А на шем следовании нужно резне? работать очень трудно. Много глубинах 6 0—70 метров и бо- менять курс на зюйд — зюйд* задевистых мест, сильные при- лее крупная галька , местами ост, чтобы держаться на глуби* не 6 0—70 метров. Траление не должно пре* вышать 45 минут. В против^ ном случае могут быть протн* рания мешка. Траление обрат* иым курсом в этом районе не’ рекомендую. При расхождений нораблей могут быть потеряны тралы. i Ну, а если случился задев, т<? сниматься с него следует толь* ко развернувшись на обратный курс, слегка подбирая носовой ваер. Или же, идя обратным курсом, нужно выбирать обй' ваера. При проходе над задевй* етым местом нужно разъеди нить оба барабана и слегка удерживать ваера стопорами. В заключение хочу сказать'* что экипажам надо использо вать малейшую возможность' для увеличения вылова рыбЫ* совершенствовать тактику промысла в прибрежных райо нах. С. ЕДЕМСКИИ, напитан. Моряки лидера тралового флота траулера «Касатка*: мастер по добыче Б. Логорелов, клипфмемник В. Зорин, жь энощн.чи мастера но обработке П. Долгов н матрос М. Тищенко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz