Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
ШГ ЩЙ SAC. ТОВАРИЩИ! ' ' (Окончание. Нач. на 1 —2 стр.). МАРТЫНОВА Валентина Нолихроновнча ' — бригадира медников завода № 2 Мурман ской судоверфи. МЕНЬШИКОВА Валентина Ивановича —*• матроса большого з»ррозильного рыболовного трау леру «Гоголь». ^.МОРОЗА Николая Дмитрие вича — капитана рыболовного сейнера № 5300 управления сельдяного флота. МОРОЗОВА Николая Алек сандровича — матроса произ водственного рефрижератора •«Гольфстрим». НИКИФОРОВА Егора Ива новича — машиниста холодиль ного завода № 1 Мурманского рыбокомбината. НОСОВА Михаила Иванови ча — старшего инженера уп равления материально-техниче ского снабжения главного уп равления рыбной промышленно сти Северного бассейна. ОКАТОВА Клавдия Ильича — старшего мастера Мурман ской судоверфи. ПАКЛИНА Федора Федоро вича — матроса среднего рыбо ловного траулера сС . Дежнев». ПРАВДИНУ Александру Ми хайловну — электрина Мурман ского рыбокомбината. САВЧЕНКО Николая Анто новича — мастера электроцеха Мурманского морского рыбного порта. СКАБИНА Сергея Иосифови ча — матроса среднего рыбо ловного рефрижераторного тра улера «Борислав». СКАТАРОВА Алексея Ильи ча — матроса плавучей базы «Антарктика» . СОСУЛЬНИКОВА Александ ра Петровича — токаря Мур манской судоверфи. СТАРЖЕВСКОГО Владими ра Николаевича — матроса большого морозильного рыбо ловного траулера «Гоголь». СТЕПАНОВА Егора Михаи ловича — рабочего Мурманско го рыбокомбината. ТАЛЬМУ Олега Яковлевича — старшего машиниста рыбо ловного траулера «Щ ук а » . ТРУШЕВА Дмитрия Василь евича — плотника Мурманской судоверфи. ТРУШИНА Владимира Бори совича — рефрижераторного механика транспортного рефри жератора «Константин Ольшан ский». ТЮКАЛОВА Николая Рома новича — механика рыболовно го траулера «Метеор». ХВАЛЕВА Валентина Ивано вича — рабочего Мурманского морского рыбного порта. ЧЕРВЯКОВА Геннадия Вла димировича — бригадира рабо чих Мурманского лесотарного комбината. ЧЕРТКОВА Юрия Павлови ча — старшего машиниста ры боловного траулера « Стрелок». ШЕИНА Михаила Василье вича — механика среднего ры боловного траулера «Индигир к а » . ШУВАЛОВА Анатолия Яков левича — заведующего отделом рыбной промышленности редак ции газеты «Полярная правда». ЭРШТАДТА Георга Эмилье вича — начальника цеха Мур манской судоверфи. ■ В Я К Я ! . Мой товарищ Иван К. сов сем недавно пришел на флот, хотя читал и слышал о флоте немало. Может быть, именно то, что он узнал из книг и при влекло его сюда, а, может, и другое что-нибудь. Не знаю. Во всяком случае, море он полю бил, и, я думаю, скоро станет хорошим моряком. А пока о мо ре и о моряках судит по кни гам. Как-то в рыбном порту я остановился поговорить с од ним знакомым парнем. Собст венно гОворя, весь разговор-то свелся к нескольким трафарет ным фразам: — Здорово! — Привет! — Ну, ты где? — Из отиуска. А ты? — Да там же все. — Ну ладно, пока! — Счастливо! И весь разговор. Иван поче му-то заинтересовался. — Кто это? — Эдик Рыкунов. Боцман с •«Печенги». — Боцман?! — не то удив ленно, не то недоверчиво пере спросил Иван. — А что? — Да так. Не похож как-то. — Ах, вот оно что! — я по нял недоумение Ивана. Почему- то в представлении большинст ва людей боцман — это «ста рый морской волк» с лихими усами, с прокуренной трубкой в зубах и с могучим голосом, КУРС—НА МОСТИК «окрепшим над реями рея» . Для людей, мало знакомых с морем, это, пожалуй, не удиви тельно. В любом произведении писателей-маринистов, в любом кинофильме, поставленном на морской сюжет, можно встре тить именно такого боцмана. Он бывает там простаком или хитрецом, нелюдимым или лю бителем поговорить, злым или добродушным, худощавым или, чаще всего, богатырски сло женным, но почти всегда это тот же экзотический «морской волк». Действительно, профессия боцмана требует очень больших практических навыков. Боцман должен уметь делать все: от прозаической «драйкн» палу бы до управления сложнейшими и разнообразными палубными механизмами. Он должен в со вершенстве знать такелажное, малярное, плотницкое, шорное, парусное и прочие дела. При нужде он должен суметь почи нить сапоги, сварить обед, ока зать первую помощь пострадав шему и даже... постирать белье. Да, многое должен уметь боц ман. Поэтому не удивительно, что раньше боцманами были люди пожилые, успевшие в жизни попробовать. всего и на копившие опыт. Но вот на суда пришла новая, сложная техни ка, и от боцмана, кроме практи ческих, потребовались еще и глубокие теоретические знания. «Старый морской волк» ушел на пенсию, а молодой матрос, окончив «мореходку», пришел на его место. Небольшая прак тика и солидный запас теоре тических знаний помогают ему за один год постигнуть то, на что практику требовались мно гие годы. Но сильна еще инер ция в сознании некоторых лю дей. Даже у моряков слово «боцман» продолжает вызывать в воображении этакую внуши тельную фигуру со свирепым лицом и громовым голосом, по этому некоторым из них каза лось странным видеть Эдика Рыкунова в роли боцмана та кого большого судна, как «Пе- ченга». Уж больно он молод. Да и видом своим отнюдь не напоминает персонаж из мор ских романов. Хотя фамилия, по правде сказать, боцманская. Эдик, действительно, молод. И вид обычный. Простои па рень. Среднего роста. Без труб ки, без усов, и голос обычный — не тихий и не громкий. Но любой опытный человек, оки нув судно наметанным взгля дом, скажет, что боцман на «Печенге» — настоящий моряк. Я несколько рейсов ходил на этой плавбазе и видел, как ра ботает Эдик Рыкунов. В море, особенно в штормовую погоду, нередко рвутся швартовы или лопаются пневматические кран цы. Тогда боцманская команда работает по аварийному распи санию. Тут бы и должен гре меть боцманский голос, изрыгая «соленые» словечки и призы вая на помощь «тысячи чер тей». Но голос Эдика Рыкунова даже в самые критические ми нуты не повышается ни на пол тона. Только команды становят ся более четкими и лаконич ными. И не заметишь, когда и как устранен беспорядок. Сно ва все на своих местах, и база продолжает принимать рыбу от промысловых судов, а боцман уж е с какими-то вертлюгами и скобами возится в такелажке. Иногда кто-нибудь из матро сов возмутится, мол, что это боцман всегда какую-нибудь ра боту находит? И так уж в за пасе всякой всячины. Но боц ман спокойно посмотрит на не го и спросит: — А ты можешь заранее сказать, что потребуется завт ра? Или через час? Море, брат, любит преподносить сюрпризы. Вот еще надо пару кончиков заростить, на корме, видимо, скоро чменять придется. Так что до конца вахты сделай. * И матросы делают. Эдик еще раз пройдет по палубе, где ко нец брошенный подберет, где скобу поправит — хозяин! А вечером в кают-компании весе ло танцует с судовыми девчата ми, шутит, смеется. В легкой клетчатой «бобочке», в тща тельно отглаженных брюках и остроносых туфлях он выглядит обычным современным парнем, и современным моряком. У нас на флоте немало еще боцманов-практиков, но немало и молодых, окончивших море-, ходку и набирающих «ценз» . Со временем они станут капита нами. И это хорошо. Чтобы по пасть на мостик, нужно* пройти по палубе. И Эдик Рыкунов идет именно этим путем. Своему товарищу, Ивану К., я не стал объяснять всего это го. Просто я засмеялся и ска зал:. — Эх, Иван, Иван! Не те нынче времена! И не тот те перь боцман пошел! Ни видом, ни статью не вышел нынешний боцман. А все равно не хуже «старых морских волков»! В. ВАСИЛЬЕВ. - = ПЕРВ ООТКРЫВ А ТЕЛИ — 17 ЯНВАРЯ. МУРМАНСК. РЕИД ТОРГОВОГО ПОРТА Залив парил. Белое молоко тумана скрывало корпуса су дов, стоящих на якоре; от трид цатиградусного мороза трудно <)ыло дышать; надстройки, таке л аж покрывались тонким слоем льда; «Жигулевск» разрывал воздух натужными гудками: «стою на якоре, осторожно». В судовом журнале вахтенные штурманы пишут: «.стоим на ле вом якоре. Начались морские вахты. Вахтенный матрос у трапа Петр Чернов. Боцманская команда продолжает подготов к у судна к выходу в море. Все грузы крепят по-походному». Плавание предстояло необыч ное. Длительное, 185 суток. Курс лежал па запад — нет, не на Джорджес-банку, за экватор, в новые районы промысла. Ка кие они, что там можно, ловить, можно ли вообще? Вот такие допросы предстояло выяснить экипажу «Жигулевска» под ко мандованием опытного капита на Федора Федоровича Низгире- Ва. 'На борту помощник капита на по науке А. И. Постолакий, биологи Р. А. Асланова, Г. И. Туру к, инженер-добытчик В. С. £афроиов, технолог В. О. Мак симова. ) — Боцман, вира якорь, — команда с мостика. Медленно заработал браш пиль, ‘ мокрая якорь-цепь, гро мыхая , поползла в клюз. На мо стине все по-походному. Работа ет 1 локатор, у штурвала — ру левой, на штурманском столе Ф- карта , пока Кольского зали ва . Потом ее сменят на гене ральную, до Атлантики, а да лее... — Якорь чист... «Жигулевск» медленно раз ворачивается на норд. В ТУМАНАХ ДЖОРДЖЕС БАНКИ Этот район также входил в планы рейса. 28 января первый трал. Улов триста килограммов. Снова — «полный вперед». Капитан-дублер А. С. Чес- нрков записывает: «Промысло вые скопления держатся глав ным образом на глубинах 1 20 —160 метров. Уловы за часо вое траление достигают 6—8 тонн. Серебристый хек держит ся в придонных слоях днем, с наступлением сумерек поднима ется в средние слои. Значитель ных колебаний уловов морско го налима в течение суток не наблюдается». Шли первые дни поисково промысловой работы. Америк здесь открыть было нельзя. И хек и налим давно появились на столах мурманчан, москви чей, свердловчан... И все же на американском шельфе этой самой рыбы еще нашли предостаточно. Сообщили добытчикам-землякам, балтий цам. Подошли корабли. Поиско вики не подвели, промысел шел хорошо. ВСТРЕЧА С ЗЕМЛЯКОМ Гавана. Стоянка совпала с карнавалом кубинцев. Поездки по городу, знакомство с людь ми. Встречали тепло, внима тельно. Моряки побывали в до мике-музее Хэмингуэя, фотолю бители запечатлели достоприме чательности кубинской столицы: высоченная колонна памятника Хосе Марти, поэта и националь ного кубинского героя. Далее порт Веракрус. Мек сика, залитая солнцем, госте приимная, „цветущая. Желаю щих посетить советский корабль было много. Моряков привлек внимание старый человек, с се ребром в волосах, в простень кой одежде. — Здравствуйте, — сказал он на чистом русском языке. И незнакомец поведал о себе. В первую мировую попал в экспедиционный корпус. Потом некоторые вернулись на Роди ну, в Россию, другие остались во Франции. Отсюда и начались их мытарства. Человек прожил на чужбине полвека. Поседел, состарился, узнал обычаи и нравы другого народа, но не забыл ту землю, где родился, где с материнским молоком впитывал любовь ко всему русскому, о чем не раз тосковал за эти мучительные полвека. — Почему же не вернетесь на Родину? — Вернулся бы. Но кому я нужен. Я стар, я ничего не сде лал для Родины. ПОД СЕНЬЮ «КРЕСТА» Экватор пересекли на утрен ней вахте третьего помощника капитана Владислава Крайнова. Штиль. Синева океана. Солнце — над самым клотиком. Тыся чи миль за кормой. Впереди — еще больше. За экватором надо искать рыбу — впервые. Но чтобы спуститься к южным ши ротам, нужно «разрешение» Нептуна. А вот он и сам, в красной мантии, короне с тре зубцем, а вокруг черти — его свита. Русалка . С хлебом-солью, с чашей крепкого напитка в ок ружении своей свиты выходит капитан. Николай Яковлевич Могила, доктор, проверяет ка чество напитка, и только после этого «Нептун» — старший ма стер по добыче Василий Нико лаевич Резвов — подносит ча шу ко рту. Просят разрешение пересечь экватор. «Добро» — есть. . Начинается морское креще ние. «Черти» бросают моряков в сооруженный на баке бас сейн. Кто слаб, или не желает купаться, может откупиться. Пекарю Федору Васильевичу Хмырову ничего не оставалось. Также поступила врач-хирург Нина Алексеевна Курякова. «Податель диплома — лихой мореход, Без страха отправился в дальний поход. Встречал он китов и свирепых акул , В огне не горел и в воде не тонул. На палубе спал, и под сенью «Креста» Ему вспоминались родные места. Работая в шторм и в тропический зной, Достиг, наконец, широты нулевой. И «черти», согласно законам морским, В купели обряд совершили над ним. Дозволено плавать в любые края — Такое решенье морского царя. Б морской канцелярии выдан диплом, Подписанный лично самим Нептуном». Это текст «Свидетельства», выданного каждому моряну «Жигулевска». БЕСУГО В Мурманске в это время еще трещали морозы, а здесь, на Уругвайском шельфе, был раз гар лета. Декабрь—февраль —• зной, в «зимнее время» не ниже плюс десяти градусов. Бесуго — новая для отечест венного промысла рыба. Здесь на Уругвайском шельфе ее на шли очень много. В сутки боль ше трех тралений не делали. За 3 0—50 минут — 25 тонн. За пятнадцать суток выловили 500 тонн. Мастера по добыче могут быть тоже спокойными. За все время промысла экипаж «Жигулевска» не имел ни од ного порыва орудий лова. Рабо тали тралом 31 м (по чертежу № 326) с грунтропом из 400 мм бобинцев. Бесуго — вкусная рыба, по хожа на вяленого морского ле ща. Впрочем, мурманчане скоро в этом убедятся. Запасы—боль шие. У 69-й ПАРАЛЛЕЛИ Да, да. Широта нашего пор та. 170 суток плавания позади. Результаты рейса — обнадежи вающие. Бесуго — не единст венная новая рыба, выловлен ная в новых районах. В трюмах «Жигулевска» — горбыль, ров на, сабля, чоп и другие. Траулер, блестя на незаходя щем заполярном солнце белиз ной надстроек, медленно прод вигался по акватории торгового порта. Отсюда 17 января он уходил в большое плавание, сюда вернулся экипаж-первоот крыватель. В. ВИКТОРОВ, г г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz