Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

ШГ ЩЙ SAC. ТОВАРИЩИ! ' ' (Окончание. Нач. на 1 —2 стр.). МАРТЫНОВА Валентина Нолихроновнча ' — бригадира медников завода № 2 Мурман­ ской судоверфи. МЕНЬШИКОВА Валентина Ивановича —*• матроса большого з»ррозильного рыболовного трау­ леру «Гоголь». ^.МОРОЗА Николая Дмитрие­ вича — капитана рыболовного сейнера № 5300 управления сельдяного флота. МОРОЗОВА Николая Алек­ сандровича — матроса произ­ водственного рефрижератора •«Гольфстрим». НИКИФОРОВА Егора Ива­ новича — машиниста холодиль­ ного завода № 1 Мурманского рыбокомбината. НОСОВА Михаила Иванови­ ча — старшего инженера уп­ равления материально-техниче­ ского снабжения главного уп­ равления рыбной промышленно­ сти Северного бассейна. ОКАТОВА Клавдия Ильича — старшего мастера Мурман­ ской судоверфи. ПАКЛИНА Федора Федоро­ вича — матроса среднего рыбо­ ловного траулера сС . Дежнев». ПРАВДИНУ Александру Ми­ хайловну — электрина Мурман­ ского рыбокомбината. САВЧЕНКО Николая Анто­ новича — мастера электроцеха Мурманского морского рыбного порта. СКАБИНА Сергея Иосифови­ ча — матроса среднего рыбо­ ловного рефрижераторного тра­ улера «Борислав». СКАТАРОВА Алексея Ильи­ ча — матроса плавучей базы «Антарктика» . СОСУЛЬНИКОВА Александ­ ра Петровича — токаря Мур­ манской судоверфи. СТАРЖЕВСКОГО Владими­ ра Николаевича — матроса большого морозильного рыбо­ ловного траулера «Гоголь». СТЕПАНОВА Егора Михаи­ ловича — рабочего Мурманско­ го рыбокомбината. ТАЛЬМУ Олега Яковлевича — старшего машиниста рыбо­ ловного траулера «Щ ук а » . ТРУШЕВА Дмитрия Василь­ евича — плотника Мурманской судоверфи. ТРУШИНА Владимира Бори­ совича — рефрижераторного механика транспортного рефри­ жератора «Константин Ольшан­ ский». ТЮКАЛОВА Николая Рома­ новича — механика рыболовно­ го траулера «Метеор». ХВАЛЕВА Валентина Ивано­ вича — рабочего Мурманского морского рыбного порта. ЧЕРВЯКОВА Геннадия Вла­ димировича — бригадира рабо­ чих Мурманского лесотарного комбината. ЧЕРТКОВА Юрия Павлови­ ча — старшего машиниста ры­ боловного траулера « Стрелок». ШЕИНА Михаила Василье­ вича — механика среднего ры­ боловного траулера «Индигир­ к а » . ШУВАЛОВА Анатолия Яков­ левича — заведующего отделом рыбной промышленности редак­ ции газеты «Полярная правда». ЭРШТАДТА Георга Эмилье­ вича — начальника цеха Мур­ манской судоверфи. ■ В Я К Я ! . Мой товарищ Иван К. сов­ сем недавно пришел на флот, хотя читал и слышал о флоте немало. Может быть, именно то, что он узнал из книг и при­ влекло его сюда, а, может, и другое что-нибудь. Не знаю. Во всяком случае, море он полю­ бил, и, я думаю, скоро станет хорошим моряком. А пока о мо­ ре и о моряках судит по кни­ гам. Как-то в рыбном порту я остановился поговорить с од­ ним знакомым парнем. Собст­ венно гОворя, весь разговор-то свелся к нескольким трафарет­ ным фразам: — Здорово! — Привет! — Ну, ты где? — Из отиуска. А ты? — Да там же все. — Ну ладно, пока! — Счастливо! И весь разговор. Иван поче­ му-то заинтересовался. — Кто это? — Эдик Рыкунов. Боцман с •«Печенги». — Боцман?! — не то удив­ ленно, не то недоверчиво пере­ спросил Иван. — А что? — Да так. Не похож как-то. — Ах, вот оно что! — я по­ нял недоумение Ивана. Почему- то в представлении большинст­ ва людей боцман — это «ста ­ рый морской волк» с лихими усами, с прокуренной трубкой в зубах и с могучим голосом, КУРС—НА МОСТИК «окрепшим над реями рея» . Для людей, мало знакомых с морем, это, пожалуй, не удиви­ тельно. В любом произведении писателей-маринистов, в любом кинофильме, поставленном на морской сюжет, можно встре­ тить именно такого боцмана. Он бывает там простаком или хитрецом, нелюдимым или лю­ бителем поговорить, злым или добродушным, худощавым или, чаще всего, богатырски сло­ женным, но почти всегда это тот же экзотический «морской волк». Действительно, профессия боцмана требует очень больших практических навыков. Боцман должен уметь делать все: от прозаической «драйкн» палу­ бы до управления сложнейшими и разнообразными палубными механизмами. Он должен в со­ вершенстве знать такелажное, малярное, плотницкое, шорное, парусное и прочие дела. При нужде он должен суметь почи­ нить сапоги, сварить обед, ока­ зать первую помощь пострадав­ шему и даже... постирать белье. Да, многое должен уметь боц­ ман. Поэтому не удивительно, что раньше боцманами были люди пожилые, успевшие в жизни попробовать. всего и на­ копившие опыт. Но вот на суда пришла новая, сложная техни­ ка, и от боцмана, кроме практи­ ческих, потребовались еще и глубокие теоретические знания. «Старый морской волк» ушел на пенсию, а молодой матрос, окончив «мореходку», пришел на его место. Небольшая прак­ тика и солидный запас теоре­ тических знаний помогают ему за один год постигнуть то, на что практику требовались мно­ гие годы. Но сильна еще инер­ ция в сознании некоторых лю­ дей. Даже у моряков слово «боцман» продолжает вызывать в воображении этакую внуши­ тельную фигуру со свирепым лицом и громовым голосом, по­ этому некоторым из них каза­ лось странным видеть Эдика Рыкунова в роли боцмана та­ кого большого судна, как «Пе- ченга». Уж больно он молод. Да и видом своим отнюдь не напоминает персонаж из мор­ ских романов. Хотя фамилия, по правде сказать, боцманская. Эдик, действительно, молод. И вид обычный. Простои па­ рень. Среднего роста. Без труб­ ки, без усов, и голос обычный — не тихий и не громкий. Но любой опытный человек, оки­ нув судно наметанным взгля­ дом, скажет, что боцман на «Печенге» — настоящий моряк. Я несколько рейсов ходил на этой плавбазе и видел, как ра­ ботает Эдик Рыкунов. В море, особенно в штормовую погоду, нередко рвутся швартовы или лопаются пневматические кран­ цы. Тогда боцманская команда работает по аварийному распи­ санию. Тут бы и должен гре­ меть боцманский голос, изрыгая «соленые» словечки и призы­ вая на помощь «тысячи чер­ тей». Но голос Эдика Рыкунова даже в самые критические ми­ нуты не повышается ни на пол­ тона. Только команды становят­ ся более четкими и лаконич­ ными. И не заметишь, когда и как устранен беспорядок. Сно­ ва все на своих местах, и база продолжает принимать рыбу от промысловых судов, а боцман уж е с какими-то вертлюгами и скобами возится в такелажке. Иногда кто-нибудь из матро­ сов возмутится, мол, что это боцман всегда какую-нибудь ра­ боту находит? И так уж в за­ пасе всякой всячины. Но боц­ ман спокойно посмотрит на не­ го и спросит: — А ты можешь заранее сказать, что потребуется завт­ ра? Или через час? Море, брат, любит преподносить сюрпризы. Вот еще надо пару кончиков заростить, на корме, видимо, скоро чменять придется. Так что до конца вахты сделай. * И матросы делают. Эдик еще раз пройдет по палубе, где ко­ нец брошенный подберет, где скобу поправит — хозяин! А вечером в кают-компании весе­ ло танцует с судовыми девчата­ ми, шутит, смеется. В легкой клетчатой «бобочке», в тща­ тельно отглаженных брюках и остроносых туфлях он выглядит обычным современным парнем, и современным моряком. У нас на флоте немало еще боцманов-практиков, но немало и молодых, окончивших море-, ходку и набирающих «ценз» . Со временем они станут капита­ нами. И это хорошо. Чтобы по­ пасть на мостик, нужно* пройти по палубе. И Эдик Рыкунов идет именно этим путем. Своему товарищу, Ивану К., я не стал объяснять всего это­ го. Просто я засмеялся и ска­ зал:. — Эх, Иван, Иван! Не те нынче времена! И не тот те­ перь боцман пошел! Ни видом, ни статью не вышел нынешний боцман. А все равно не хуже «старых морских волков»! В. ВАСИЛЬЕВ. - = ПЕРВ ООТКРЫВ А ТЕЛИ — 17 ЯНВАРЯ. МУРМАНСК. РЕИД ТОРГОВОГО ПОРТА Залив парил. Белое молоко тумана скрывало корпуса су­ дов, стоящих на якоре; от трид­ цатиградусного мороза трудно <)ыло дышать; надстройки, таке­ л аж покрывались тонким слоем льда; «Жигулевск» разрывал воздух натужными гудками: «стою на якоре, осторожно». В судовом журнале вахтенные штурманы пишут: «.стоим на ле­ вом якоре. Начались морские вахты. Вахтенный матрос у трапа Петр Чернов. Боцманская команда продолжает подготов­ к у судна к выходу в море. Все грузы крепят по-походному». Плавание предстояло необыч­ ное. Длительное, 185 суток. Курс лежал па запад — нет, не на Джорджес-банку, за экватор, в новые районы промысла. Ка­ кие они, что там можно, ловить, можно ли вообще? Вот такие допросы предстояло выяснить экипажу «Жигулевска» под ко­ мандованием опытного капита­ на Федора Федоровича Низгире- Ва. 'На борту помощник капита­ на по науке А. И. Постолакий, биологи Р. А. Асланова, Г. И. Туру к, инженер-добытчик В. С. £афроиов, технолог В. О. Мак­ симова. ) — Боцман, вира якорь, — команда с мостика. Медленно заработал браш­ пиль, ‘ мокрая якорь-цепь, гро­ мыхая , поползла в клюз. На мо­ стине все по-походному. Работа­ ет 1 локатор, у штурвала — ру­ левой, на штурманском столе Ф- карта , пока Кольского зали­ ва . Потом ее сменят на гене­ ральную, до Атлантики, а да­ лее... — Якорь чист... «Жигулевск» медленно раз­ ворачивается на норд. В ТУМАНАХ ДЖОРДЖЕС БАНКИ Этот район также входил в планы рейса. 28 января первый трал. Улов триста килограммов. Снова — «полный вперед». Капитан-дублер А. С. Чес- нрков записывает: «Промысло­ вые скопления держатся глав­ ным образом на глубинах 1 20 —160 метров. Уловы за часо­ вое траление достигают 6—8 тонн. Серебристый хек держит­ ся в придонных слоях днем, с наступлением сумерек поднима­ ется в средние слои. Значитель­ ных колебаний уловов морско­ го налима в течение суток не наблюдается». Шли первые дни поисково­ промысловой работы. Америк здесь открыть было нельзя. И хек и налим давно появились на столах мурманчан, москви­ чей, свердловчан... И все же на американском шельфе этой самой рыбы еще нашли предостаточно. Сообщили добытчикам-землякам, балтий­ цам. Подошли корабли. Поиско­ вики не подвели, промысел шел хорошо. ВСТРЕЧА С ЗЕМЛЯКОМ Гавана. Стоянка совпала с карнавалом кубинцев. Поездки по городу, знакомство с людь­ ми. Встречали тепло, внима­ тельно. Моряки побывали в до­ мике-музее Хэмингуэя, фотолю­ бители запечатлели достоприме­ чательности кубинской столицы: высоченная колонна памятника Хосе Марти, поэта и националь­ ного кубинского героя. Далее порт Веракрус. Мек­ сика, залитая солнцем, госте­ приимная, „цветущая. Желаю­ щих посетить советский корабль было много. Моряков привлек внимание старый человек, с се­ ребром в волосах, в простень­ кой одежде. — Здравствуйте, — сказал он на чистом русском языке. И незнакомец поведал о себе. В первую мировую попал в экспедиционный корпус. Потом некоторые вернулись на Роди­ ну, в Россию, другие остались во Франции. Отсюда и начались их мытарства. Человек прожил на чужбине полвека. Поседел, состарился, узнал обычаи и нравы другого народа, но не забыл ту землю, где родился, где с материнским молоком впитывал любовь ко всему русскому, о чем не раз тосковал за эти мучительные полвека. — Почему же не вернетесь на Родину? — Вернулся бы. Но кому я нужен. Я стар, я ничего не сде­ лал для Родины. ПОД СЕНЬЮ «КРЕСТА» Экватор пересекли на утрен­ ней вахте третьего помощника капитана Владислава Крайнова. Штиль. Синева океана. Солнце — над самым клотиком. Тыся­ чи миль за кормой. Впереди — еще больше. За экватором надо искать рыбу — впервые. Но чтобы спуститься к южным ши­ ротам, нужно «разрешение» Нептуна. А вот он и сам, в красной мантии, короне с тре­ зубцем, а вокруг черти — его свита. Русалка . С хлебом-солью, с чашей крепкого напитка в ок­ ружении своей свиты выходит капитан. Николай Яковлевич Могила, доктор, проверяет ка­ чество напитка, и только после этого «Нептун» — старший ма­ стер по добыче Василий Нико­ лаевич Резвов — подносит ча­ шу ко рту. Просят разрешение пересечь экватор. «Добро» — есть. . Начинается морское креще­ ние. «Черти» бросают моряков в сооруженный на баке бас­ сейн. Кто слаб, или не желает купаться, может откупиться. Пекарю Федору Васильевичу Хмырову ничего не оставалось. Также поступила врач-хирург Нина Алексеевна Курякова. «Податель диплома — лихой мореход, Без страха отправился в дальний поход. Встречал он китов и свирепых акул , В огне не горел и в воде не тонул. На палубе спал, и под сенью «Креста» Ему вспоминались родные места. Работая в шторм и в тропический зной, Достиг, наконец, широты нулевой. И «черти», согласно законам морским, В купели обряд совершили над ним. Дозволено плавать в любые края — Такое решенье морского царя. Б морской канцелярии выдан диплом, Подписанный лично самим Нептуном». Это текст «Свидетельства», выданного каждому моряну «Жигулевска». БЕСУГО В Мурманске в это время еще трещали морозы, а здесь, на Уругвайском шельфе, был раз­ гар лета. Декабрь—февраль —• зной, в «зимнее время» не ниже плюс десяти градусов. Бесуго — новая для отечест­ венного промысла рыба. Здесь на Уругвайском шельфе ее на­ шли очень много. В сутки боль­ ше трех тралений не делали. За 3 0—50 минут — 25 тонн. За пятнадцать суток выловили 500 тонн. Мастера по добыче могут быть тоже спокойными. За все время промысла экипаж «Жигулевска» не имел ни од­ ного порыва орудий лова. Рабо­ тали тралом 31 м (по чертежу № 326) с грунтропом из 400 мм бобинцев. Бесуго — вкусная рыба, по­ хожа на вяленого морского ле­ ща. Впрочем, мурманчане скоро в этом убедятся. Запасы—боль­ шие. У 69-й ПАРАЛЛЕЛИ Да, да. Широта нашего пор­ та. 170 суток плавания позади. Результаты рейса — обнадежи­ вающие. Бесуго — не единст­ венная новая рыба, выловлен­ ная в новых районах. В трюмах «Жигулевска» — горбыль, ров­ на, сабля, чоп и другие. Траулер, блестя на незаходя­ щем заполярном солнце белиз­ ной надстроек, медленно прод­ вигался по акватории торгового порта. Отсюда 17 января он уходил в большое плавание, сюда вернулся экипаж-первоот­ крыватель. В. ВИКТОРОВ, г г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz