Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.
Весна только подала свои пер вые, еле уловимые сигналы, ког да моряки производственного рефрижератора «Гейзер» в се рой дымке рассвета покинули порт. Они ушли на Дальний Запад, на Джорджес-банку. Мы не видели четыре месяца, че тыре долгих месяца... и вот они вернулись. Им не легко было там , как , впрочем, и всякому, кто трудится вдали от родных берегов, кто после напряженных вахт в шорохе эфира подолгу, а иногда и тщетно ищет голос Ро дины. • 27 июня на причал сошли мо ряки «Гейзера» . Усталые лица светились доброй улыбкой, вы званной не только встречей с Мурманском. За столь долгое отсутствие они проделали боль- Дружно-— не грузно шую работу, которую в сухом, я зы ке цифр можно выразить очень просто. Вместо планируе мых 3 .040 тонн выработано 3 .890 тонн *готовой продукции. Ежесуточно через морозильные камеры в среднем проходило по 51 ,7 .тонны рыбы ; (норма — 4 0 Toitriy. Принимая улов с бор товых и средних,, траулеров, мо ряки под руководством своего напитана В. Д. Бойко вели са мостоятельный промысел. • 'Эти результаты кажутся бо- лёе существенными, если учесть, что экипаж два раза пе регружал. готовую продукцию цатранспортный рефрижератор *£нктор Лягин» н плавбазу «•Иркутск». 2.541 тонну пере грузили на эти суда , а ведь пла нсировалось только 1.520 тонн. Вместо необходимых 11 суток на ,эти операции гейзеровцы за тратили только 7* • — Такая . производитель ность, — сказал капитан Вален тин-Дмитриевич Бойко, — ста ла возможна благодаря сплочен ности экипажа, его умению от д а в а т ь с я -1'работе без лишних слов, какой бы трудной она ни была, благодаря продуманной организации грузовых операций и соревнованию с экипажами плавбаз. Во время разгрузки были заняты все свободные лю ди, оставались лишь лю ди у машин. Мне, например, не р аз приходилось подменять вах тенных штурманов на мостике. Если в первом квартале на ^Гейзере» не смогли выполнить .сдан в силу сложившихся об стоятельств, то задание второго квартала они выполнили до срочно на месяц, а к 1 июня по гасили задолженность и завер шили полугодовой план. Гейзеровцы первыми поддер жали призыв моряков «Витуса Беринга» принять траулеры на полное обеспечение. И с этой задачей они справились блестя ще: экипажи траулеров получа ли с борта рефрижератора топ ливо, воду, помощь в ремонте и сварочных работах, чистое по стельное белье. Почти вдвое перевыполняли свое задание по выработке му ки машинисты РМУ во главе с II. Н. Груитенко, опытным и не молодым специалистом. В чис ле лучших помполит И. И. Ба- зикалов назвал начальника ра диостанции Анатолия Александ ровича Стаценко. Связь при бес контактном способе приема уло вов в туман и свежую погоду имеет первостепенное значение. И всегда она у Анатолия Алек сандровича была надежной и четкой. Незаурядные командир ские . и судоводительские спо собней ти проявил ; третий по- : мощник капитана Дмитрий Павлович - Сапунов. • Рыбооб* работчики Николай • Максимо вич 1 Назии, . Владимир Петро вич Кяст и многие другие пока зали пример добросовестного выполнения своих обязанностей. При. напряженной работе, ме ханизмов рыбофабрики здесь не вышел из строя • пи один" электродвигатель: — Мы поставили дело об- слуяМвания механизмов так, ,— рассказывает электромеханик К. А. Кривчшейн,—что каждый рыбообработчик, не говоря уже об электриках, следил за Состоя нием оборудования. Чуть на греется мотор, уже сообщают нам. И мы не ждем, когда Ьп совсем выйдет йз строя*, а быст ро заменяем его новым. После определенной профилактики за мененный мотор при случае сно ва ставился на рабочее место. Электрики Александр Федо рович Гомон и Валерий Ана тольевич Чеченин — настоящие умельцы. Их руководйтель Кон стантин Александрович Криво- шеин — специалист, сочетаю щий в себе глубокое знание де ла с принципиальной требова тельностью. «Гейзер» — новый корабль. Здесь есть механизмы, которые ранее не встречались морякам. Естественно, в процессе работы они ставили немало загадок пе ред судовыми механиками. Из- за фирменного недостатка слу чилась серьезная поломка тра ловой лебедки. Старший меха ник А. И.-Гинзбург не растерял ся, вместе с четвертым механи ком В. А. Борщуком, мотори стом J1. А. Соколовым, токарем Р. П. Медведевым оперативно и* высококачественно отремонти ровали ее. Е . РЫБНИКОВ. ПРОБА НА КРЕПОСТЬ I S S Океан ревел, натужно, свирепо, откуда только силу брал. Казалось, шторму кон ца не будет. И это у сороко вой параллели. Куда ни шло: на Севере . ждать штиля не приходится, а то здесь, на Джорджес-банке... Валы, длинные, могучие, даже боль шой морозильный траулер подбрасывали, как щепку. Моряки ходили по помеще ниям, не отрывая рук от штормовок. И вот в таких условиях ма шинной команде «Спутника» предстояло чистить котел. На совещании «дед» Алек сандр Сергеевич Котов объ яснил необходимость этого: . — В порту не могли по чистить, сами • знаете. Моро зы были за тридцать. Весь трубопровод бы разморозн-. ли. -Ждать хорошей погоды тоже не резон. Двое суток судно оставим без пара, ры бомучная установка будет простаивать... Котел — хозяйство треть его механика. Ему-то и пред стояло заниматься чисткой. Легко сказать «заниматься». Были бы нормальные усло вия. В порту ни тебе качки, ни спешки, делай все обстоя тельно, с расстановкой. А тут... Вахтой, конечно, не от делаешься. Да, собственно, не в этом дело, потом отдох нет. Борис Николаевич Шев цов, жилиетый, коротко ост риженные волосы, понимал серьезность работы. Взял себе в помощники котельных машинистов Василия Рома ненко, Ивана Волобуева. Ждать, когда остынет котел, нельзя. Время на вес золо та. Шли минуты, часы. Жара. От котла тянет тропическим^ зноем. И качка. Проклятая качка. Чуть замешкался, схватишься за горячую по верхность к... ой... ой. Сколь ко пробыли ребята в машин ном отделении, не знали. На скоро пообедали и снова вниз, за дело. Романенко и Волобуев работали вахту, подвахту, третий механик — сутки. За эти двадцать четы ре часа лицо осунулось, под .глазами — круги.. — На «Спутнике» пояри- лась первая седина, — шу тил Борис. Кто знает, может* это сов сем не шутка. Тогда моряки этот самый котел вычистили на полтора дня быстрее, чем. отводится в береговых усло виях, а разве один такой день был напряженным? Шевцов помнит, как год назад, едва пришел на судно, врншлось с головой уйти в судовые деда. Подумать только: за стоянку требовалось подготовить все механизмы к предъявлению Регистру. А состояние их — хуже не придумаешь. Пришлось так же вот, не зная ни сна ни отдыха, пово зиться. Моряки только удив лялись: откуда сила в этом сухощавом человеке. А он, жилистый, три часа всего в сутки отдыхал и подготовил свое хозяйство. Энергичности третьего ме ханика можйо удивляться. Он — председатель судового комитета, общественный пре подаватель заочной>. школы моряков, активный помощник помполита. Иначе не может Шевцов. Это проверка его силы, убежденности, харак тера. Проверка перед вступ лением в партию. В рейсе работы хватает всегда, а* 6н находил время и прочитать лекцию, и позаниматься се своим коллегой Валерием Симоновым. Парень готовит ся в высшую мореходку, кое- что подзабыл, а Борис — вы пускник этого училища — растолкует, поделится мы слями... Шторм стихал.* Все тише гудел ветер, реже заскакива ла на борт волна. Но океан пока еще по энерцин катил валы, кренил судно то так, то этак. На горизонте проби лась светлая полоса неба. За играло солнце. - Хорошая примета: ожидается штиль. Промысел можно было продолжать в полную силу. В. СЕР ГЕЕВ . ■■ VI ft 3 3 » S ■ щ т т т ш т я ■ т ш л т я я в л т т 1 м а м 1 н « н в в в а а « в в в В ПОМОЩЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ Мурманский траловый флот за нимает первое место в стране по выработке из. печени тресковых пород рыб жира,. идущего для производства медицинского рыбье го жира. Этот Жир как профилак тическое лечебное средство в , оп ределенных дозах особенно необ ходим детям, так как содержит в себе жирорастворимые витами ны «А», «Д» и витамины группы «В», 'которые благотворно влияют на развитиев молодых организмов и предохраняют их от ряда забо леваний. Рыбин жир — сложное вещество, состоящее из ряда пре дельных и непредельных жирных кислот и глицерина. При несоблюдении правил выра ботки и хранения жира он пор тится, то есть, разлагается на со ставные части. Степень разложе ния ■определяется кислотным чис лом. Мод кислотным числом Под разумевают количество милли граммов едкого калия (КОИ), не обходимого ’ для* нейтрализации свободных жирных кислот, содер жащихся в грамме • исследуемого жира. Согласно приемо-сдаточным кон дициям*., рыбий жир подразделя ется ilia, следующие сорта: * Жир пгрескевый для медицинских целей первого сорта. Вырабаты вается из доброкачественной пече ни тресковых рыб в соответствии с действующей технологической инструкцией, с соблюдением норм и правил, утвержденные госсанин- епекцией СССР** ки<*лотн<}е чксло не должно превышать 1,5; у меди цинского жира второго сорта при этих же условиях кислотное число не должно превышать 2,2; Жир трескорън! для медицинских целей первого и второго сорта должен быть цвета от светло-желтого до желтого, без прогорклости, без постороннего запаха и привкуса; Жир тресковый для ретеринар- ных целей второго сорта должен иметь кислотное число не более 3,0 и соответствовать тем же тре бованиям, что и медицинский жир; Жир тресковый технический пер вого сорта имеет кислотное число не более 10,0, а второго сорта — не более 20Д цвет — от желтого до светло-коричневого, второго сорта — от желтого до коричне вого. . 4 Жир окуневый и акулий пред назначается для ветеринарных це лей.и для технических (первый и второй сорт); жир ,с кислотным числом — до 3,0, цвета, -гг- от жел того до красного, без прогоркло сти и постороннего запаха отно сится к ветеринарному; жир с ки слотным числом до 10,0 относится к техническому первого сорта, а с кйслотн'ым числом до 20,0 ^ к техническому второго сорта; цвет технического : жира первого сорта — желтый до светло-коричневого, а второго сорта?!— желтый до ко ричневого.: - • . ; Н.’ САВЁНКО, технолог отде ла рыбообработки управления 1 тралового фйо^а, ^ : *•’ '.*•%» NMitl-r r • i , I П О Ч Е М У Б Е С П О Р Я Д О К ? По долгу службы, нам часто ни дежурившей в эту ночь дне- Ведь не так много прошло време- приходится проверять суда, стоя- петчера С. И. Бекетова. ни, когда подобный случай пронзо* щие у причалов рыбного порта, На СРТ-220 вахтенный матрос' шел на плавбазе «Памяти Илъи- Абрам-мыса, Трех Ручьев и плав- тов. Сухих категорически отказал- ча». И на СРТ-124 колхоза мастерской «Фреза». Обычно про- ся вызвать вахтенного штурмана «Ударник» нами были обнаружен верка проходит в ночное время. В тов. Карнаушенко. Долго при- ны В. Букреев и В. Дьяконов, ко-, результате многое выясняется: шлось ему объяснять. И только торые не имеют никакого отмоше< плохо несется вахтенгшя служба, минут через пятнадцать, пошаты- ния к судну. Они пьяные спали в на судах находятся посторонние ваясь из стороны в сторону, без салоне. А все это потому, что вах- люди, даже те, кто не желает че- повязки, удивленный тем, что его тенный матрос Кириллов не иажо- стно трудиться. потревожили, появился Карна- дился на своем месте. И вот в ночь с 13 на 14 июня ушенко. Мы объяснили ему суть Но надо отдать должное тем, мы производили такую провер- дела. И тут же получили ответ: кто со всей серьезностью нодАодит ку. Второй час ночи. В порту в это — Делать вам нечего. Не даете к своим обязанностям. Это вах- время редко встретишь прохоже- людям спокойно отдыхать. тенный матрос с СРТ-353 тов* го. Одно за другим мы проверяем Случаи возникновения по- Крысальпый, который нес вахту суда. Много раз приходится спу- жаров были и в порту, и на по всем уставным правилам. На стнться но трапам и снова под- Абрам-мысе. Но на многих судах СРТ JfeN® 839, 439 и 158, где стоя- няться. Плавбазы, траулеры, сред- нет огнетушителей: увезли на за- ли береговые бригады №№ 15, II ние траулеры. На всех надо ус- рядку. Плохо и с протнвопожар- и 16 «Мурмансельди», служба про* петь побывать, успеть проверить, ным инвентарем. Надо подумать и ходила надлежащим образом, но не всегда увидишь вахтенного над этими «мелочами». И нам думается, что с тех, кто матроса у трапа. Правда, на судах А с СРТ-180 вахтенный матрос нерадиво относится к своим обя- «Севрыбхолодфлота», тралового ушел удить рыбу. И мы, право, занностям, надо требовать со всей флота последнее время наведен в случайно его разыскали. строгостью. А дежурным по флоту некоторой степени порядок, чего — Надоело стоять на палубе, я не скрывать недостатки. А то иной не скажешь о судах «Мурман- и решил немного развлечься. раз зайдут на одно судно, второе, сельди». — А если посторонний зайдет поздороваются и были таковы. В большинстве вахтенные были на судно и утащит ваш чемодан Так порядок на флоте не на* на своих местах. Но, как говорят, с вещами или что-нибудь из судо- вести. семья не без-урода. На СРТ «Ал- вого имущества? И. ШУТИКОВ, работник охра- дан» «Мурмансельди» в этот * час — Я же увижу. ны рыбного порта, наш внеш- было не совсем мирно и спокойно. Нет, не увидишь, тов. Юхимук. татный корреспондент. Судно должно было уйти в море - ................ ■ ------------- —------------■------------ 13 июня в 19 часов; но из-за неис правности брашпиля отход отло жили. А в 23 часа 30 минут на борту оказался в нетрезвом со- v „ стоянии радист А А Поду,рпиков 1^ статье, опубликованной в га— бортовой траловой флот переклю— В час ночи 14 нюня А. Подурни- зете * июня 1966 года под заго- чить в район Лабрадора. Однако ков учинил на судне скандал. Ка- ловком «Разве это организация», к этому времени мы не имели до- питану пришлось обратиться за помполит траулера «Алма-Ата» статочных данных о состоянии помощью в милицию. А когда тов- Харченко правильно отража. сырьевой базы в районе Лабрадо- появились работники милиции, ет недостатки в промысловой ра- ра и были вынуждены некоторое оказалось, что на судне не один боте бортовых траулеров в райо- время держать на Джорджес-бан- радист в таком состоянии. Не Дальнего Запада. ке как бортовые PT, так и СРТ. лучше выглядели и матросы Хох- Использование бортовых трау- Как только стало известно, что в лов, Фомин, Киселев и другие, ко- леров в районах Дальнего Запада район Лабрадора подошли хоро. торые старались защитить Подур- « т е в начале года планировалось шие концентрации донных рыб, ннкова. Поэтому судно естествен- следующим образом: в 1 кварта, пользующихся большим спросом у но не смогло уйти вовремя в рейс, ле, поскольку по требованиям населения, бортовые РТ был» ие- Капитану пришлось списать ради- безопасности плавания они не редислоцированы в этот район и ста и отправить его в дежурную могут работать в районе Лабра- недостатки, о которых пишет ав- комнату милиции охраны рыбного Дора, работают на Джорджей тор, были устранены. порта. Почему же Подурников в банке, затем с подходом судов Е. С ИВОЛОБОВ, зам. начадь- пьяном виде явился на отходящее сельдяного флота предполагалось ника главка «Севрыба». судно и учинил скандал? — Просто захотел выпить. Да и вообще, какое кому дело? — спо койно говорит он. Оказывается, что мнение капи тана и членов команды его со всем не интересует. . Не лучше обстояло дело и на других судах «Мурмансельди», которые стоят у причалов Абрам- мыса. На СРТ Ш 189, 220, 832, 839 и 180 вахтенные матросы бы ли далеки от своих обязанностей.' не признавали ни милицииа По следам наших выступлений И А могло быть по-другому Под таким заголовком в «Рыбном Мурмане» была опуб ликована критическая коррес понденция, в которой говори, лось о равнодушии и казенщи не в проведении важного меро приятия — вручении переходя щего знамени экипажу «В. Чка лова». Материал обсуждался на за седании президиума* обкома профсоюза. Статья признана правильной. Президиум обязал базовый комитет профсоюза тралового флота (тт. Батуров, Крупников) вручение наград экипажам судов производить своевременно, в торжественной обстановке, призывая моряков на закрепление и умножение достигнутых трудовых успе хов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz