Рыбный Мурман. 1966 г. Июль.

Весна только подала свои пер­ вые, еле уловимые сигналы, ког­ да моряки производственного рефрижератора «Гейзер» в се­ рой дымке рассвета покинули порт. Они ушли на Дальний Запад, на Джорджес-банку. Мы не видели четыре месяца, че­ тыре долгих месяца... и вот они вернулись. Им не легко было там , как , впрочем, и всякому, кто трудится вдали от родных берегов, кто после напряженных вахт в шорохе эфира подолгу, а иногда и тщетно ищет голос Ро­ дины. • 27 июня на причал сошли мо­ ряки «Гейзера» . Усталые лица светились доброй улыбкой, вы­ званной не только встречей с Мурманском. За столь долгое отсутствие они проделали боль- Дружно-— не грузно шую работу, которую в сухом, я зы ке цифр можно выразить очень просто. Вместо планируе­ мых 3 .040 тонн выработано 3 .890 тонн *готовой продукции. Ежесуточно через морозильные камеры в среднем проходило по 51 ,7 .тонны рыбы ; (норма — 4 0 Toitriy. Принимая улов с бор­ товых и средних,, траулеров, мо­ ряки под руководством своего напитана В. Д. Бойко вели са­ мостоятельный промысел. • 'Эти результаты кажутся бо- лёе существенными, если учесть, что экипаж два раза пе­ регружал. готовую продукцию цатранспортный рефрижератор *£нктор Лягин» н плавбазу «•Иркутск». 2.541 тонну пере­ грузили на эти суда , а ведь пла­ нсировалось только 1.520 тонн. Вместо необходимых 11 суток на ,эти операции гейзеровцы за­ тратили только 7* • — Такая . производитель­ ность, — сказал капитан Вален­ тин-Дмитриевич Бойко, — ста­ ла возможна благодаря сплочен­ ности экипажа, его умению от­ д а в а т ь с я -1'работе без лишних слов, какой бы трудной она ни была, благодаря продуманной организации грузовых операций и соревнованию с экипажами плавбаз. Во время разгрузки были заняты все свободные лю­ ди, оставались лишь лю­ ди у машин. Мне, например, не р аз приходилось подменять вах­ тенных штурманов на мостике. Если в первом квартале на ^Гейзере» не смогли выполнить .сдан в силу сложившихся об­ стоятельств, то задание второго квартала они выполнили до­ срочно на месяц, а к 1 июня по­ гасили задолженность и завер­ шили полугодовой план. Гейзеровцы первыми поддер­ жали призыв моряков «Витуса Беринга» принять траулеры на полное обеспечение. И с этой задачей они справились блестя­ ще: экипажи траулеров получа­ ли с борта рефрижератора топ­ ливо, воду, помощь в ремонте и сварочных работах, чистое по­ стельное белье. Почти вдвое перевыполняли свое задание по выработке му­ ки машинисты РМУ во главе с II. Н. Груитенко, опытным и не­ молодым специалистом. В чис­ ле лучших помполит И. И. Ба- зикалов назвал начальника ра­ диостанции Анатолия Александ­ ровича Стаценко. Связь при бес­ контактном способе приема уло­ вов в туман и свежую погоду имеет первостепенное значение. И всегда она у Анатолия Алек­ сандровича была надежной и четкой. Незаурядные командир­ ские . и судоводительские спо­ собней ти проявил ; третий по- : мощник капитана Дмитрий Павлович - Сапунов. • Рыбооб* работчики Николай • Максимо­ вич 1 Назии, . Владимир Петро­ вич Кяст и многие другие пока­ зали пример добросовестного выполнения своих обязанностей. При. напряженной работе, ме­ ханизмов рыбофабрики здесь не вышел из строя • пи один" электродвигатель: — Мы поставили дело об- слуяМвания механизмов так, ,— рассказывает электромеханик К. А. Кривчшейн,—что каждый рыбообработчик, не говоря уже об электриках, следил за Состоя­ нием оборудования. Чуть на­ греется мотор, уже сообщают нам. И мы не ждем, когда Ьп совсем выйдет йз строя*, а быст­ ро заменяем его новым. После определенной профилактики за­ мененный мотор при случае сно­ ва ставился на рабочее место. Электрики Александр Федо­ рович Гомон и Валерий Ана­ тольевич Чеченин — настоящие умельцы. Их руководйтель Кон­ стантин Александрович Криво- шеин — специалист, сочетаю­ щий в себе глубокое знание де­ ла с принципиальной требова­ тельностью. «Гейзер» — новый корабль. Здесь есть механизмы, которые ранее не встречались морякам. Естественно, в процессе работы они ставили немало загадок пе­ ред судовыми механиками. Из- за фирменного недостатка слу­ чилась серьезная поломка тра­ ловой лебедки. Старший меха­ ник А. И.-Гинзбург не растерял­ ся, вместе с четвертым механи­ ком В. А. Борщуком, мотори­ стом J1. А. Соколовым, токарем Р. П. Медведевым оперативно и* высококачественно отремонти­ ровали ее. Е . РЫБНИКОВ. ПРОБА НА КРЕПОСТЬ I S S Океан ревел, натужно, свирепо, откуда только силу брал. Казалось, шторму кон­ ца не будет. И это у сороко­ вой параллели. Куда ни шло: на Севере . ждать штиля не приходится, а то здесь, на Джорджес-банке... Валы, длинные, могучие, даже боль­ шой морозильный траулер подбрасывали, как щепку. Моряки ходили по помеще­ ниям, не отрывая рук от штормовок. И вот в таких условиях ма­ шинной команде «Спутника» предстояло чистить котел. На совещании «дед» Алек­ сандр Сергеевич Котов объ­ яснил необходимость этого: . — В порту не могли по­ чистить, сами • знаете. Моро­ зы были за тридцать. Весь трубопровод бы разморозн-. ли. -Ждать хорошей погоды тоже не резон. Двое суток судно оставим без пара, ры­ бомучная установка будет простаивать... Котел — хозяйство треть­ его механика. Ему-то и пред­ стояло заниматься чисткой. Легко сказать «заниматься». Были бы нормальные усло­ вия. В порту ни тебе качки, ни спешки, делай все обстоя­ тельно, с расстановкой. А тут... Вахтой, конечно, не от­ делаешься. Да, собственно, не в этом дело, потом отдох­ нет. Борис Николаевич Шев­ цов, жилиетый, коротко ост­ риженные волосы, понимал серьезность работы. Взял себе в помощники котельных машинистов Василия Рома­ ненко, Ивана Волобуева. Ждать, когда остынет котел, нельзя. Время на вес золо­ та. Шли минуты, часы. Жара. От котла тянет тропическим^ зноем. И качка. Проклятая качка. Чуть замешкался, схватишься за горячую по­ верхность к... ой... ой. Сколь­ ко пробыли ребята в машин­ ном отделении, не знали. На­ скоро пообедали и снова вниз, за дело. Романенко и Волобуев работали вахту, подвахту, третий механик — сутки. За эти двадцать четы­ ре часа лицо осунулось, под .глазами — круги.. — На «Спутнике» пояри- лась первая седина, — шу­ тил Борис. Кто знает, может* это сов­ сем не шутка. Тогда моряки этот самый котел вычистили на полтора дня быстрее, чем. отводится в береговых усло­ виях, а разве один такой день был напряженным? Шевцов помнит, как год назад, едва пришел на судно, врншлось с головой уйти в судовые деда. Подумать только: за стоянку требовалось подготовить все механизмы к предъявлению Регистру. А состояние их — хуже не придумаешь. Пришлось так же вот, не зная ни сна ни отдыха, пово­ зиться. Моряки только удив­ лялись: откуда сила в этом сухощавом человеке. А он, жилистый, три часа всего в сутки отдыхал и подготовил свое хозяйство. Энергичности третьего ме­ ханика можйо удивляться. Он — председатель судового комитета, общественный пре­ подаватель заочной>. школы моряков, активный помощник помполита. Иначе не может Шевцов. Это проверка его силы, убежденности, харак­ тера. Проверка перед вступ­ лением в партию. В рейсе работы хватает всегда, а* 6н находил время и прочитать лекцию, и позаниматься се своим коллегой Валерием Симоновым. Парень готовит­ ся в высшую мореходку, кое- что подзабыл, а Борис — вы­ пускник этого училища — растолкует, поделится мы­ слями... Шторм стихал.* Все тише гудел ветер, реже заскакива­ ла на борт волна. Но океан пока еще по энерцин катил валы, кренил судно то так, то этак. На горизонте проби­ лась светлая полоса неба. За­ играло солнце. - Хорошая примета: ожидается штиль. Промысел можно было продолжать в полную силу. В. СЕР ГЕЕВ . ■■ VI ft 3 3 » S ■ щ т т т ш т я ■ т ш л т я я в л т т 1 м а м 1 н « н в в в а а « в в в В ПОМОЩЬ ПРОМЫСЛОВИКАМ Мурманский траловый флот за ­ нимает первое место в стране по выработке из. печени тресковых пород рыб жира,. идущего для производства медицинского рыбье­ го жира. Этот Жир как профилак­ тическое лечебное средство в , оп­ ределенных дозах особенно необ­ ходим детям, так как содержит в себе жирорастворимые витами­ ны «А», «Д» и витамины группы «В», 'которые благотворно влияют на развитиев молодых организмов и предохраняют их от ряда забо­ леваний. Рыбин жир — сложное вещество, состоящее из ряда пре­ дельных и непредельных жирных кислот и глицерина. При несоблюдении правил выра­ ботки и хранения жира он пор­ тится, то есть, разлагается на со­ ставные части. Степень разложе­ ния ■определяется кислотным чис­ лом. Мод кислотным числом Под­ разумевают количество милли­ граммов едкого калия (КОИ), не­ обходимого ’ для* нейтрализации свободных жирных кислот, содер­ жащихся в грамме • исследуемого жира. Согласно приемо-сдаточным кон­ дициям*., рыбий жир подразделя­ ется ilia, следующие сорта: * Жир пгрескевый для медицинских целей первого сорта. Вырабаты­ вается из доброкачественной пече­ ни тресковых рыб в соответствии с действующей технологической инструкцией, с соблюдением норм и правил, утвержденные госсанин- епекцией СССР** ки<*лотн<}е чксло не должно превышать 1,5; у меди­ цинского жира второго сорта при этих же условиях кислотное число не должно превышать 2,2; Жир трескорън! для медицинских целей первого и второго сорта должен быть цвета от светло-желтого до желтого, без прогорклости, без постороннего запаха и привкуса; Жир тресковый для ретеринар- ных целей второго сорта должен иметь кислотное число не более 3,0 и соответствовать тем же тре­ бованиям, что и медицинский жир; Жир тресковый технический пер­ вого сорта имеет кислотное число не более 10,0, а второго сорта — не более 20Д цвет — от желтого до светло-коричневого, второго сорта — от желтого до коричне­ вого. . 4 Жир окуневый и акулий пред­ назначается для ветеринарных це­ лей.и для технических (первый и второй сорт); жир ,с кислотным числом — до 3,0, цвета, -гг- от жел­ того до красного, без прогоркло­ сти и постороннего запаха отно­ сится к ветеринарному; жир с ки­ слотным числом до 10,0 относится к техническому первого сорта, а с кйслотн'ым числом до 20,0 ^ к техническому второго сорта; цвет технического : жира первого сорта — желтый до светло-коричневого, а второго сорта?!— желтый до ко­ ричневого.: - • . ; Н.’ САВЁНКО, технолог отде­ ла рыбообработки управления 1 тралового фйо^а, ^ : *•’ '.*•%» NMitl-r r • i , I П О Ч Е М У Б Е С П О Р Я Д О К ? По долгу службы, нам часто ни дежурившей в эту ночь дне- Ведь не так много прошло време- приходится проверять суда, стоя- петчера С. И. Бекетова. ни, когда подобный случай пронзо* щие у причалов рыбного порта, На СРТ-220 вахтенный матрос' шел на плавбазе «Памяти Илъи- Абрам-мыса, Трех Ручьев и плав- тов. Сухих категорически отказал- ча». И на СРТ-124 колхоза мастерской «Фреза». Обычно про- ся вызвать вахтенного штурмана «Ударник» нами были обнаружен верка проходит в ночное время. В тов. Карнаушенко. Долго при- ны В. Букреев и В. Дьяконов, ко-, результате многое выясняется: шлось ему объяснять. И только торые не имеют никакого отмоше< плохо несется вахтенгшя служба, минут через пятнадцать, пошаты- ния к судну. Они пьяные спали в на судах находятся посторонние ваясь из стороны в сторону, без салоне. А все это потому, что вах- люди, даже те, кто не желает че- повязки, удивленный тем, что его тенный матрос Кириллов не иажо- стно трудиться. потревожили, появился Карна- дился на своем месте. И вот в ночь с 13 на 14 июня ушенко. Мы объяснили ему суть Но надо отдать должное тем, мы производили такую провер- дела. И тут же получили ответ: кто со всей серьезностью нодАодит ку. Второй час ночи. В порту в это — Делать вам нечего. Не даете к своим обязанностям. Это вах- время редко встретишь прохоже- людям спокойно отдыхать. тенный матрос с СРТ-353 тов* го. Одно за другим мы проверяем Случаи возникновения по- Крысальпый, который нес вахту суда. Много раз приходится спу- жаров были и в порту, и на по всем уставным правилам. На стнться но трапам и снова под- Абрам-мысе. Но на многих судах СРТ JfeN® 839, 439 и 158, где стоя- няться. Плавбазы, траулеры, сред- нет огнетушителей: увезли на за- ли береговые бригады №№ 15, II ние траулеры. На всех надо ус- рядку. Плохо и с протнвопожар- и 16 «Мурмансельди», служба про* петь побывать, успеть проверить, ным инвентарем. Надо подумать и ходила надлежащим образом, но не всегда увидишь вахтенного над этими «мелочами». И нам думается, что с тех, кто матроса у трапа. Правда, на судах А с СРТ-180 вахтенный матрос нерадиво относится к своим обя- «Севрыбхолодфлота», тралового ушел удить рыбу. И мы, право, занностям, надо требовать со всей флота последнее время наведен в случайно его разыскали. строгостью. А дежурным по флоту некоторой степени порядок, чего — Надоело стоять на палубе, я не скрывать недостатки. А то иной не скажешь о судах «Мурман- и решил немного развлечься. раз зайдут на одно судно, второе, сельди». — А если посторонний зайдет поздороваются и были таковы. В большинстве вахтенные были на судно и утащит ваш чемодан Так порядок на флоте не на* на своих местах. Но, как говорят, с вещами или что-нибудь из судо- вести. семья не без-урода. На СРТ «Ал- вого имущества? И. ШУТИКОВ, работник охра- дан» «Мурмансельди» в этот * час — Я же увижу. ны рыбного порта, наш внеш- было не совсем мирно и спокойно. Нет, не увидишь, тов. Юхимук. татный корреспондент. Судно должно было уйти в море - ................ ■ ------------- —------------■------------ 13 июня в 19 часов; но из-за неис­ правности брашпиля отход отло­ жили. А в 23 часа 30 минут на борту оказался в нетрезвом со- v „ стоянии радист А А Поду,рпиков 1^ статье, опубликованной в га— бортовой траловой флот переклю— В час ночи 14 нюня А. Подурни- зете * июня 1966 года под заго- чить в район Лабрадора. Однако ков учинил на судне скандал. Ка- ловком «Разве это организация», к этому времени мы не имели до- питану пришлось обратиться за помполит траулера «Алма-Ата» статочных данных о состоянии помощью в милицию. А когда тов- Харченко правильно отража. сырьевой базы в районе Лабрадо- появились работники милиции, ет недостатки в промысловой ра- ра и были вынуждены некоторое оказалось, что на судне не один боте бортовых траулеров в райо- время держать на Джорджес-бан- радист в таком состоянии. Не Дальнего Запада. ке как бортовые PT, так и СРТ. лучше выглядели и матросы Хох- Использование бортовых трау- Как только стало известно, что в лов, Фомин, Киселев и другие, ко- леров в районах Дальнего Запада район Лабрадора подошли хоро. торые старались защитить Подур- « т е в начале года планировалось шие концентрации донных рыб, ннкова. Поэтому судно естествен- следующим образом: в 1 кварта, пользующихся большим спросом у но не смогло уйти вовремя в рейс, ле, поскольку по требованиям населения, бортовые РТ был» ие- Капитану пришлось списать ради- безопасности плавания они не редислоцированы в этот район и ста и отправить его в дежурную могут работать в районе Лабра- недостатки, о которых пишет ав- комнату милиции охраны рыбного Дора, работают на Джорджей тор, были устранены. порта. Почему же Подурников в банке, затем с подходом судов Е. С ИВОЛОБОВ, зам. начадь- пьяном виде явился на отходящее сельдяного флота предполагалось ника главка «Севрыба». судно и учинил скандал? — Просто захотел выпить. Да и вообще, какое кому дело? — спо­ койно говорит он. Оказывается, что мнение капи­ тана и членов команды его со­ всем не интересует. . Не лучше обстояло дело и на других судах «Мурмансельди», которые стоят у причалов Абрам- мыса. На СРТ Ш 189, 220, 832, 839 и 180 вахтенные матросы бы­ ли далеки от своих обязанностей.' не признавали ни милицииа По следам наших выступлений И А могло быть по-другому Под таким заголовком в «Рыбном Мурмане» была опуб­ ликована критическая коррес­ понденция, в которой говори, лось о равнодушии и казенщи­ не в проведении важного меро­ приятия — вручении переходя­ щего знамени экипажу «В. Чка­ лова». Материал обсуждался на за­ седании президиума* обкома профсоюза. Статья признана правильной. Президиум обязал базовый комитет профсоюза тралового флота (тт. Батуров, Крупников) вручение наград экипажам судов производить своевременно, в торжественной обстановке, призывая моряков на закрепление и умножение достигнутых трудовых успе­ хов».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz