Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.

^ е ш е м и л сентябрьского Пленума |Д8( КПСС — в жизнь? н о п И 3 ы л Н А 1966 год перед коллективом сельдяного флота стоит большая задача — выловить более 1.400 тысяч центнеров рыбы. Решение ее немыслимо без приведения в действие всех имеющихся резервов Для улучшения организации существующего промысла и особенно за счет использования более совершенных ме­ тодов тралового и кошелькового лова. Работы, проведенные в последние годы, показали огромную эффективность кошелькового промысла: на­ правленная 12 июня 1965 года кошельковая экспеди­ ция управления «Мурмансельдь» в составе СРТ-Р-712 *Аист» и двух PC Л1'Л: 5282 и 5300 успешно справи­ лась с задачей — за короткий период было выловлено я сдано государству больше 6.000 центнеров рыбы. Предложенная мурманскими промысловиками схема раз­ мещения кошелькового невода на корме судна типа «Океан» со снятием шлюпки правого борта, выполнен- иая по проекту Мурманского отделения «Гипрорыбфло­ та», полностью себя оправдала и оказалась гораздо луч- юей. чем ранее применявшиеся калининградцами и даль­ невосточниками. В первых числах ноября СРТ-Р-712 вновь вышел на кошельковый лов в Норвежское море и, как свидетель­ ствуют результаты работы, доказал, что сроки (в смыс­ ле времени года) кошелькового лова не ограничиваются только летними месяцами: за неполный рейс произведе­ но всего 30 заметов, экипаж СРТ-Р-712 выловил бо­ лее 4.700 центнеров рыбы. В отдельные дни уловы за один замет достигали 930 центнеров. Только за январь выловлено свыше 2.500 центнеров рыбы. Несколько раз при заметах кошелькового невода в уловах было до 4— 5 тони трески и сайды размером от 80 до 150 сантиметров. Этот факт говорит о возможно­ сти расширения не только сроков кошелькового лова, но и расширения добычи разнообразной рыбы. Нет со­ мнения, что в текущем году СРТ-Р-712 добьется еще более значительных успехов. Успех этот явился следствием большой подготовитель­ ной работы, проведенной коллективом отдела добычи в течение последних лет (при непосредственном участии в экспедициях начальника отдела добычи А. И. Климова, ивжепера-наставника А. П: Мосиенко), слаженности и упорства всего экипажа СРТ-Р-712. Большой вклад в дело освоения кошелькового лова внесли капитан этого судна Г. Т. Алас, являющийся участником неоднократ­ но проводившихся ранее экспериментов, старший штур­ ман В. Е. Кревенков, гидроакустики Н. М. Пашков и Ф. Жильцов, радист И. Т. Аралов. В последнем рейсе болынучо настойчивость в освоении кошелькового лова в зимний период проявил кнженер-паставник по добыче Г. Е. ЗеЛяпукин. Большая заслуга в развитии кошель­ кового лова и коллектива «Гипрорыбфлота». Сдрлаио многое, но еще больше предстоит сделать, и об -этом хотелось бы повести сейчас разговор. йтоги работы наших судов в Северной Атлантике говорят о том, что новый способ лова можно брать ва вооружение промыслового флота при определенном ма­ териально-техническом оснащении судов. Как же обстоит дело с подготовкой к кошельковому леву в 1966 году? Согласно решению Министерства >ы8иой промышленности СССР в этом году на ко- иельковый Лов в Северную Атлантику будет направ­ лено 15 судов, в том числе 10 судов главка «Се»ры- 6а». Как видно, основная нагрузка падает на управ­ ление «Мурмансельдь». Это накладывает на вас бель- »у«о ответственность в подготовке к проведению в жизнь этого важного дела. До организации и подготовке экспедиции в 1966 го­ ду нами разработаны специальные мероприятия. Еще в конце прошлого года после обсуждения технического ■состояния судов, учета многих других факторов были ввределены корабли, которые замечено направить на кошельковый лов. С целью обеспечения подготовки кадров, а также с учетом возможности переоборудования судов направ­ ление СРТ-Р на кошельковый промысел предусмат­ ривается в 2 этапа: в июне — 3 СРТ-Р и РС-5282 и в сентябре дополнительно 6 СРТ-Р. Доработка проекта переоборудования судов на основе схемы СРТ-Р-712 производится в настоящее время Мурманским отделением «Гипрорыбфлота». По-видимо­ му, работы будут выполнены к 1 марта текущего года, что вполне нас устраивает. . Неплохо пока обстоят дела и с поставкой необхо­ димой поисковой аппаратуры: заказанные гидроакусти­ ческие станции начали поступать. В настоящее время ма складе управления «Мурмансельдь» уже имеется 4 прибора. Для первой группы этого вполне достаточ­ но. Имеется на складе и достаточное количество радио­ телефонных станций. Хуже положение с обеспече- вием судов гидролокаторами. На шести из них (СРТ-Р. 718, 715, 705, 708, 707, 713) запланировано установить радиолокаторы типа «Донец-2», во пока таких приборов на складах нет. Правда, в течение 19€6 года запланирована поставка 16 радиолокаторов, но неизвестно, в каком месяце. Плохо обстоит дело с поставкой делей для кройки иошельковых неводов. Песмотря на наши требования обеспечить поставку делей, окрашенных в темно-ко­ ричневый или темно-синий цвет, Решетихинская фабрика отгрузила в счет четвертого квартала 1965 года 1-1,7 тонны делей, окрашенных в еветло-еивий и зеленый цвета, которые не могут быть использованы для постройки неводов. Кроме того, лабораторный анализ поступивших делей показал, что окрашенные дели имеют увеличение в весе каждого условного квад­ ратного метра от 14 до 27 процентов в зависимости от ассортимента против предусмотренного по техниче­ ским условиям. Значительное увеличение в весе делей потребовало срочного пересмотра нашей заявки с целью увеличения поставки делей на 12 тонн против выделенного по фонду первого и второго кварталов 1966 года, что нами и было сделано. Управлению материально-технического снабжения главка «Севрыба» (касается И. А. Хохло­ ва) необходимо принять все меры, чтобы обеспечйть своевременную поставку дополнительного количества делей для неводов и получить все дели только окра­ шенными в темно-синий или темно-коричневый цвета. В противном случае управление «Мурмансельдь» не продолжает Р А З Г О В О Р сможет полностью обеспечить кошельковыми неводами суда, направляемые на освоение лова сельди в Норвеж­ ском море. В целях экономии времени поступившую дель необ­ ходимо докрасить в Тчова-губе. Наблюдаются некоторые трудности н в постройке кошельковых неводов. В настоящее время отсутствуют такие материалы, как бронзовые разъемные кольца и свинцовые грузила. Чтобы не задерживать постройку неводов, управление «Мурмансельдь» разрешило Мур­ манской фабрике орудий лова приступить к изготов­ лению кошельковых неводов отдельными пластинами с посадкой дели на капроновый фал без подвязки плава, груза и колец, которыми невода будут оснащаться пос­ ле их получения. Первая партия бронзовых колец в. количестве 130 штук уже поставлена Кандалакшским механическим заводом. Выделены фонды и на необходимое количество свин­ ца для изготовления грузиков. Вопрос самой постройки кошельковых неводов у нас тревоги не вызывает. Мурманская фабрика орудий лова уже приступила к их изготовлению. Работы идут полным ходом. При условии своевременной поставки де­ лей невода будут построены досрочно. Заказаны дополнительно 9 силовых блоков для выбор­ ки кошельковых неводов в соответствии с разработан­ ной схемой работы кошельковыми неводами с установ­ кой на каждом судне двух блоков. Договор на постав­ ку мх во втором квартале этого года уже заключен. Не решается вопрос обеспечения судов кошельково­ го лова необходимыми для этого вида промысла шлюп­ ками-ледянками и подвесными моторами к ним. Письмо в управление материально-технического снаб­ жения по этому вопросу написано, однако получен­ ный ответ иас не удовлетворяет: неизвестно, будут ли шлюпки поставлены в требуемый срок. Нет пока и до­ говора ва их изготовление. Особое внимание, на наш взгляд, нужно уделить та­ кому вопросу. СРТ-Р-712 два рейса выходит на про­ мысел по особому разрешению Регистра СССР. Имеют­ ся серьезные опасения, что главное управление Реги­ стра СССР не утвердит и в этом году проект переобо­ рудования СРТ-Р под кошельковый лов по схеме «Гив- рорыбфлота», так возникли затруднения в закуп­ ке нужных спасательных плотиков, а имеющиеся оте­ чественные плотики забракованы. Хотя для каждого промысловика ясно, что шлюпки, выполняющие роль спасательных средств, на рыболовных судах не отве­ чают этому назначению, а вопрос их замены надув­ ными специальными плотиками практически не ре­ шается. Хотелось бы подробнее остановиться на самом ак­ туальном вопросе — подготовке кадров для кошель­ кового лова. Еще во второй половине прошлого года специально для ознакомления с техникой кошельково­ го лова был выделен учебный сейнер С0-620, на ко­ тором производилась подготовка матросов и мастеров лова. Направляли для ознакомления с кошельковым ловом мастеров и на другие сейнеры. В течение 1965 года такую предварительную подготовку прошло на сейнерах более 30 человек только одних мастеров лова. Использовался для обучения и СРТ-Р-712, на который пересаживались непосредственно в море капитаны, мастера лова, наставиики различных специальностей. Проходят обучение па СРТ-Р-712 специалисты разных профилей и в настоящее время. Однако кратковременное ознакомление с техникой кошелькового лова, как уже показал опыт СРТ-Р-712, не дает еще достаточной подготовки для «безболезнен­ ного» перехода на новый способ промысла. Кошель­ ковый лов, как никакой другой, требует приобретения необходимого минимума производственных навыков, сноровки, хорошей отработки каждой операции. Основ­ ное задание по обучению кадров возложено нами на коллектив СРТ-Р-712. Кроме того, со специалистами, получившими подготовку на кошельковом промысле, а также со специалистами разных профессий других еу- дов намечено провести семинары по технике кошель­ кового лова. Помимо перечисленного, перед выходом каждого из судов, впервые направляемого на кошельковый лов, Предусматривается обязательное проведение трениро­ вочных заметов. Несомненно, массовое развитие активного способа лова будет способствовать увеличению добычи рыбы, снижению ее себестоимости (достаточно сказать, что за­ траты на орудия лова окупаются в первый же рейс, а ведь невода будут еще служить длительный период). Конечно, высокую отдачу можно получить только в том случае, если будет обеспечено своевременное пере­ оборудование судов и подготовка кадров. Не менее важной проблемой мы считаем освоение, кошелькового лова трески. Данные периодической пе­ чати, собственные наблюдения наших моряков свиде­ тельствуют о большой эффективности этого вида про- . мысла у исландцев. Известно, например, что весной 1964 года, когда исландцами было взято в течение четырех недель рекордное количество рыбы, уловы за замет достигали более 90 тонн, а за сутки промысла одного судна превышали 130 тонн. К сожалению, кроме сведений периодической печати и отдельных случай­ ных наблюдений экипалсей судов, никакими данными . по этому виду промысла мы не располагаем. А к ре-, шению этой важной задачи нужно было бы готовиться уже .сейчас. По мнению некоторых научных, работников, для ре- . шения проблемы кошелькового .промысла трески сле­ дует направить в район Исландии уже с 1 марта СРТ-Р-712. Мы со своей стороны считаем, что снятие., головного кошелькового судна, имеющего государствен­ ный план по добыче, в наиболее ответственный органи­ зационный период, когда решается вопрос подготовки кадров для кошелькового лова, может привести к срыву всей кошельковой экспедиции в 1966 году. СРТ-Р-71,2 должен оставаться в составе первой кошельковой грун-> лы до тех пор, пока вышедшие впервые на промысел Суда не будут иметь успеха. По вашему мнению, для этой цели целесообразно было бы направить в район Исландии одно из научно- исследовательских судов или судов промысловой раз­ ведки, так как решение задачи освоения кошельково­ го промысла трески, так же, как и промысла сельда, немыслимо без тщательного изучения сырьевой базы, опыта работы исландцев и норвежцев, их организации промысла, определения периодов лова. И вообще надо сказать, что в вопросах освоения новых видов пр<*> мысла и районов лова ведущую роль необходимо за­ нять ПИНРО и промысловой разведке. Надо поставить вопрос об оснащении научно-исследовательских и по­ исковых судов необходимой техникой и оборудование для возможности проведения при необходимости кай кошелькового, так и тралового (близнецового) про­ мыслов. Перспективы кошелькового лова огромны. Достаточ­ но сказать, что в минувшем году только за одни День 22 июля 19 норвежских судов взяли около 20 ты аи центнеров сельди. При правильной организации про­ мысла наши средние рыболовные траулеры вполне мо­ гут вылавливать кошельковыми неводами в течение одного рейса столько, сколько они берут дрифтерными сетями за весь год. По предварительным подсчетам се­ бестоимость добычи одного центнера рыбы при ко­ шельковом промысле по сравнению с дрифтерным сни­ жается почти в Зк раза. Осваивать кошельковый лов нужно как можно бы­ стрее, по с учетом материальных возможностей, а осо­ бенно подготовки кадров. Массовое .развитие кошель­ кового лова потребует, конечно, определенной пере­ стройки в работе флота, неизбежен ряд трудностей ор­ ганизационного порядка. Но возможности, которые от­ крывают новые виды промысла, стоят того, чтобы пре­ одолеть все возникающие трудности. В МАКСИМОВ, заместитель начальника отдела добычи управления сМурмансельдь». Регулирование давления впрыска топлива у форсунки главного двигателя „Зульцер" 8ТД-48 Давление впрыеиа топ­ лива, кроме всех других факторов, оказывает большое влияние на одно* редкость распыла топли­ ва. На БМрт типа «Лес* ков» с главными двигате­ лями «Зульцер» 8 ТД-48, мощностью 240 э. л. с. регулировка давления впрыска топлива у форсу­ нок производится путем подбора установочных колец или же постанов­ кой дополнительных про­ кладок. Работа эта очень БМРТ *Ры- бачий» Д. Пищановым предложен- ряд усовер­ шенствований форсунки, результатом которых явилось значительное со­ кращение времени на регулировку форсунок; все работы по усовер­ шенствованию форсунки могут быть выполнены в условиях судна. Мате­ риалы» применяемые пря этом» недефицитиы (сталь 35,45). Усовершенствован н ы е форсунки отработали по 600 часов на БМРТ «Ры­ бачки» и хорошо заре­ комендовали себя. , в конструкторском бю­ ро разработаны чер* тежк для изготовле­ ния деталей, необходи­ мых для данного усовер­ шенствования. Ш. ОЛЕЙНИКОВ, ии-. женер-конструктор тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz