Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.
^ е ш е м и л сентябрьского Пленума |Д8( КПСС — в жизнь? н о п И 3 ы л Н А 1966 год перед коллективом сельдяного флота стоит большая задача — выловить более 1.400 тысяч центнеров рыбы. Решение ее немыслимо без приведения в действие всех имеющихся резервов Для улучшения организации существующего промысла и особенно за счет использования более совершенных ме тодов тралового и кошелькового лова. Работы, проведенные в последние годы, показали огромную эффективность кошелькового промысла: на правленная 12 июня 1965 года кошельковая экспеди ция управления «Мурмансельдь» в составе СРТ-Р-712 *Аист» и двух PC Л1'Л: 5282 и 5300 успешно справи лась с задачей — за короткий период было выловлено я сдано государству больше 6.000 центнеров рыбы. Предложенная мурманскими промысловиками схема раз мещения кошелькового невода на корме судна типа «Океан» со снятием шлюпки правого борта, выполнен- иая по проекту Мурманского отделения «Гипрорыбфло та», полностью себя оправдала и оказалась гораздо луч- юей. чем ранее применявшиеся калининградцами и даль невосточниками. В первых числах ноября СРТ-Р-712 вновь вышел на кошельковый лов в Норвежское море и, как свидетель ствуют результаты работы, доказал, что сроки (в смыс ле времени года) кошелькового лова не ограничиваются только летними месяцами: за неполный рейс произведе но всего 30 заметов, экипаж СРТ-Р-712 выловил бо лее 4.700 центнеров рыбы. В отдельные дни уловы за один замет достигали 930 центнеров. Только за январь выловлено свыше 2.500 центнеров рыбы. Несколько раз при заметах кошелькового невода в уловах было до 4— 5 тони трески и сайды размером от 80 до 150 сантиметров. Этот факт говорит о возможно сти расширения не только сроков кошелькового лова, но и расширения добычи разнообразной рыбы. Нет со мнения, что в текущем году СРТ-Р-712 добьется еще более значительных успехов. Успех этот явился следствием большой подготовитель ной работы, проведенной коллективом отдела добычи в течение последних лет (при непосредственном участии в экспедициях начальника отдела добычи А. И. Климова, ивжепера-наставника А. П: Мосиенко), слаженности и упорства всего экипажа СРТ-Р-712. Большой вклад в дело освоения кошелькового лова внесли капитан этого судна Г. Т. Алас, являющийся участником неоднократ но проводившихся ранее экспериментов, старший штур ман В. Е. Кревенков, гидроакустики Н. М. Пашков и Ф. Жильцов, радист И. Т. Аралов. В последнем рейсе болынучо настойчивость в освоении кошелькового лова в зимний период проявил кнженер-паставник по добыче Г. Е. ЗеЛяпукин. Большая заслуга в развитии кошель кового лова и коллектива «Гипрорыбфлота». Сдрлаио многое, но еще больше предстоит сделать, и об -этом хотелось бы повести сейчас разговор. йтоги работы наших судов в Северной Атлантике говорят о том, что новый способ лова можно брать ва вооружение промыслового флота при определенном ма териально-техническом оснащении судов. Как же обстоит дело с подготовкой к кошельковому леву в 1966 году? Согласно решению Министерства >ы8иой промышленности СССР в этом году на ко- иельковый Лов в Северную Атлантику будет направ лено 15 судов, в том числе 10 судов главка «Се»ры- 6а». Как видно, основная нагрузка падает на управ ление «Мурмансельдь». Это накладывает на вас бель- »у«о ответственность в подготовке к проведению в жизнь этого важного дела. До организации и подготовке экспедиции в 1966 го ду нами разработаны специальные мероприятия. Еще в конце прошлого года после обсуждения технического ■состояния судов, учета многих других факторов были ввределены корабли, которые замечено направить на кошельковый лов. С целью обеспечения подготовки кадров, а также с учетом возможности переоборудования судов направ ление СРТ-Р на кошельковый промысел предусмат ривается в 2 этапа: в июне — 3 СРТ-Р и РС-5282 и в сентябре дополнительно 6 СРТ-Р. Доработка проекта переоборудования судов на основе схемы СРТ-Р-712 производится в настоящее время Мурманским отделением «Гипрорыбфлота». По-видимо му, работы будут выполнены к 1 марта текущего года, что вполне нас устраивает. . Неплохо пока обстоят дела и с поставкой необхо димой поисковой аппаратуры: заказанные гидроакусти ческие станции начали поступать. В настоящее время ма складе управления «Мурмансельдь» уже имеется 4 прибора. Для первой группы этого вполне достаточ но. Имеется на складе и достаточное количество радио телефонных станций. Хуже положение с обеспече- вием судов гидролокаторами. На шести из них (СРТ-Р. 718, 715, 705, 708, 707, 713) запланировано установить радиолокаторы типа «Донец-2», во пока таких приборов на складах нет. Правда, в течение 19€6 года запланирована поставка 16 радиолокаторов, но неизвестно, в каком месяце. Плохо обстоит дело с поставкой делей для кройки иошельковых неводов. Песмотря на наши требования обеспечить поставку делей, окрашенных в темно-ко ричневый или темно-синий цвет, Решетихинская фабрика отгрузила в счет четвертого квартала 1965 года 1-1,7 тонны делей, окрашенных в еветло-еивий и зеленый цвета, которые не могут быть использованы для постройки неводов. Кроме того, лабораторный анализ поступивших делей показал, что окрашенные дели имеют увеличение в весе каждого условного квад ратного метра от 14 до 27 процентов в зависимости от ассортимента против предусмотренного по техниче ским условиям. Значительное увеличение в весе делей потребовало срочного пересмотра нашей заявки с целью увеличения поставки делей на 12 тонн против выделенного по фонду первого и второго кварталов 1966 года, что нами и было сделано. Управлению материально-технического снабжения главка «Севрыба» (касается И. А. Хохло ва) необходимо принять все меры, чтобы обеспечйть своевременную поставку дополнительного количества делей для неводов и получить все дели только окра шенными в темно-синий или темно-коричневый цвета. В противном случае управление «Мурмансельдь» не продолжает Р А З Г О В О Р сможет полностью обеспечить кошельковыми неводами суда, направляемые на освоение лова сельди в Норвеж ском море. В целях экономии времени поступившую дель необ ходимо докрасить в Тчова-губе. Наблюдаются некоторые трудности н в постройке кошельковых неводов. В настоящее время отсутствуют такие материалы, как бронзовые разъемные кольца и свинцовые грузила. Чтобы не задерживать постройку неводов, управление «Мурмансельдь» разрешило Мур манской фабрике орудий лова приступить к изготов лению кошельковых неводов отдельными пластинами с посадкой дели на капроновый фал без подвязки плава, груза и колец, которыми невода будут оснащаться пос ле их получения. Первая партия бронзовых колец в. количестве 130 штук уже поставлена Кандалакшским механическим заводом. Выделены фонды и на необходимое количество свин ца для изготовления грузиков. Вопрос самой постройки кошельковых неводов у нас тревоги не вызывает. Мурманская фабрика орудий лова уже приступила к их изготовлению. Работы идут полным ходом. При условии своевременной поставки де лей невода будут построены досрочно. Заказаны дополнительно 9 силовых блоков для выбор ки кошельковых неводов в соответствии с разработан ной схемой работы кошельковыми неводами с установ кой на каждом судне двух блоков. Договор на постав ку мх во втором квартале этого года уже заключен. Не решается вопрос обеспечения судов кошельково го лова необходимыми для этого вида промысла шлюп ками-ледянками и подвесными моторами к ним. Письмо в управление материально-технического снаб жения по этому вопросу написано, однако получен ный ответ иас не удовлетворяет: неизвестно, будут ли шлюпки поставлены в требуемый срок. Нет пока и до говора ва их изготовление. Особое внимание, на наш взгляд, нужно уделить та кому вопросу. СРТ-Р-712 два рейса выходит на про мысел по особому разрешению Регистра СССР. Имеют ся серьезные опасения, что главное управление Реги стра СССР не утвердит и в этом году проект переобо рудования СРТ-Р под кошельковый лов по схеме «Гив- рорыбфлота», так возникли затруднения в закуп ке нужных спасательных плотиков, а имеющиеся оте чественные плотики забракованы. Хотя для каждого промысловика ясно, что шлюпки, выполняющие роль спасательных средств, на рыболовных судах не отве чают этому назначению, а вопрос их замены надув ными специальными плотиками практически не ре шается. Хотелось бы подробнее остановиться на самом ак туальном вопросе — подготовке кадров для кошель кового лова. Еще во второй половине прошлого года специально для ознакомления с техникой кошельково го лова был выделен учебный сейнер С0-620, на ко тором производилась подготовка матросов и мастеров лова. Направляли для ознакомления с кошельковым ловом мастеров и на другие сейнеры. В течение 1965 года такую предварительную подготовку прошло на сейнерах более 30 человек только одних мастеров лова. Использовался для обучения и СРТ-Р-712, на который пересаживались непосредственно в море капитаны, мастера лова, наставиики различных специальностей. Проходят обучение па СРТ-Р-712 специалисты разных профилей и в настоящее время. Однако кратковременное ознакомление с техникой кошелькового лова, как уже показал опыт СРТ-Р-712, не дает еще достаточной подготовки для «безболезнен ного» перехода на новый способ промысла. Кошель ковый лов, как никакой другой, требует приобретения необходимого минимума производственных навыков, сноровки, хорошей отработки каждой операции. Основ ное задание по обучению кадров возложено нами на коллектив СРТ-Р-712. Кроме того, со специалистами, получившими подготовку на кошельковом промысле, а также со специалистами разных профессий других еу- дов намечено провести семинары по технике кошель кового лова. Помимо перечисленного, перед выходом каждого из судов, впервые направляемого на кошельковый лов, Предусматривается обязательное проведение трениро вочных заметов. Несомненно, массовое развитие активного способа лова будет способствовать увеличению добычи рыбы, снижению ее себестоимости (достаточно сказать, что за траты на орудия лова окупаются в первый же рейс, а ведь невода будут еще служить длительный период). Конечно, высокую отдачу можно получить только в том случае, если будет обеспечено своевременное пере оборудование судов и подготовка кадров. Не менее важной проблемой мы считаем освоение, кошелькового лова трески. Данные периодической пе чати, собственные наблюдения наших моряков свиде тельствуют о большой эффективности этого вида про- . мысла у исландцев. Известно, например, что весной 1964 года, когда исландцами было взято в течение четырех недель рекордное количество рыбы, уловы за замет достигали более 90 тонн, а за сутки промысла одного судна превышали 130 тонн. К сожалению, кроме сведений периодической печати и отдельных случай ных наблюдений экипалсей судов, никакими данными . по этому виду промысла мы не располагаем. А к ре-, шению этой важной задачи нужно было бы готовиться уже .сейчас. По мнению некоторых научных, работников, для ре- . шения проблемы кошелькового .промысла трески сле дует направить в район Исландии уже с 1 марта СРТ-Р-712. Мы со своей стороны считаем, что снятие., головного кошелькового судна, имеющего государствен ный план по добыче, в наиболее ответственный органи зационный период, когда решается вопрос подготовки кадров для кошелькового лова, может привести к срыву всей кошельковой экспедиции в 1966 году. СРТ-Р-71,2 должен оставаться в составе первой кошельковой грун-> лы до тех пор, пока вышедшие впервые на промысел Суда не будут иметь успеха. По вашему мнению, для этой цели целесообразно было бы направить в район Исландии одно из научно- исследовательских судов или судов промысловой раз ведки, так как решение задачи освоения кошельково го промысла трески, так же, как и промысла сельда, немыслимо без тщательного изучения сырьевой базы, опыта работы исландцев и норвежцев, их организации промысла, определения периодов лова. И вообще надо сказать, что в вопросах освоения новых видов пр<*> мысла и районов лова ведущую роль необходимо за нять ПИНРО и промысловой разведке. Надо поставить вопрос об оснащении научно-исследовательских и по исковых судов необходимой техникой и оборудование для возможности проведения при необходимости кай кошелькового, так и тралового (близнецового) про мыслов. Перспективы кошелькового лова огромны. Достаточ но сказать, что в минувшем году только за одни День 22 июля 19 норвежских судов взяли около 20 ты аи центнеров сельди. При правильной организации про мысла наши средние рыболовные траулеры вполне мо гут вылавливать кошельковыми неводами в течение одного рейса столько, сколько они берут дрифтерными сетями за весь год. По предварительным подсчетам се бестоимость добычи одного центнера рыбы при ко шельковом промысле по сравнению с дрифтерным сни жается почти в Зк раза. Осваивать кошельковый лов нужно как можно бы стрее, по с учетом материальных возможностей, а осо бенно подготовки кадров. Массовое .развитие кошель кового лова потребует, конечно, определенной пере стройки в работе флота, неизбежен ряд трудностей ор ганизационного порядка. Но возможности, которые от крывают новые виды промысла, стоят того, чтобы пре одолеть все возникающие трудности. В МАКСИМОВ, заместитель начальника отдела добычи управления сМурмансельдь». Регулирование давления впрыска топлива у форсунки главного двигателя „Зульцер" 8ТД-48 Давление впрыеиа топ лива, кроме всех других факторов, оказывает большое влияние на одно* редкость распыла топли ва. На БМрт типа «Лес* ков» с главными двигате лями «Зульцер» 8 ТД-48, мощностью 240 э. л. с. регулировка давления впрыска топлива у форсу нок производится путем подбора установочных колец или же постанов кой дополнительных про кладок. Работа эта очень БМРТ *Ры- бачий» Д. Пищановым предложен- ряд усовер шенствований форсунки, результатом которых явилось значительное со кращение времени на регулировку форсунок; все работы по усовер шенствованию форсунки могут быть выполнены в условиях судна. Мате риалы» применяемые пря этом» недефицитиы (сталь 35,45). Усовершенствован н ы е форсунки отработали по 600 часов на БМРТ «Ры бачки» и хорошо заре комендовали себя. , в конструкторском бю ро разработаны чер* тежк для изготовле ния деталей, необходи мых для данного усовер шенствования. Ш. ОЛЕЙНИКОВ, ии-. женер-конструктор тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz