Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.
; ; К а к зна то ка своего дела знаю т на траулере «С кум брия * 2 < пом ощ ни ка мастера по обработке рыбы Василия Ивановича Т 41 Грязнова. В траловом флоте он работает около двадцати лег. < Наш фотокорреспондент запечатлел В. И. Грязнова в то т 4" ; момент, ко гда он сдавал рейсовую добычу на рыбокомбинат , Эту ответственную операцию всегда поручаю т Василию Ива- J; < новичу . Товарищи знаю т , что и здесь он будет работать т а к <! 4, ж е честно и с душ ой , к а к труди тся он в рейсе. ;; 2 ; Фото Г. Беглова. ' <• В К У Б Р И К Е решили не курить, поэтому после обеда матро сы выходят в коридор, угоща ют друг друга папиросами, чиркают зажигалками и услужливо предла гают огонек. А когда сильно мо розит, не подымаются вверх по трапу, а прямо у раскрытой двери садятся на рундук и дымят: тяга тут хорошая. Боцман Зоснм Ильич Иутрихин (на катере все его уважительно зовут Ильнчем) имеет свое «за конное» место, что ни на есть бли же к двери. Ильич нагибается, локоть левой руки упирается в коленку, а в правой — папироса. Ильичу за пятьдесят, потому . не удивительно, что волосы остались только в «кружок». Приехал на Север в тридцатом году «на один рейс». Так и по нынешний день продолжается тот «один рейс». Сколько хороших дел переделано Ильнчем за эти долгие* годы! В войну вместе с товарищами отста ивал от фашистов подступы к Кольской земле. Много раз Ильи ча поощряли, награждали. И вот сидит этот высокий, с обветрен ным лицом человек, о чем-то ду мает и щурится от едкого дыма. К нему — это уж так повелось— подсаживается молодой матрос Коля Харитончук, плотный, но еще как следует не окрепший во- «мииадцатнлетннй паренек. Он Неизменно в своей тельняшке, и %»*но>русая густая челка почти достает до самых бровей. Лицо у Кольки круглое, розовощекое. Приехал на Север в прошлом году, несколько месяцев в Зашей ке поработал шофером, потянуло на море. Но вместо океанских странствий приходится «отирать стенки рыбного порта» на пожар ном катере «Часовой». Так уж получилось! Но и то поначалу ро мантики было — дай бог каждо му! Колька выпрашивал у штур манов бинокль, влезал на марсо вую площадку и оттуда рассмат ривал разбросанные по заливу суда. Примерялся к штурвалу. Страсть, как интересно! Записал ся в библиотеку. Целые стопки книг о моряках приносил на катер и, как говорится, запоем читал. Все равно Кольку тянуло море. Конечно, вон какие пароходы- громадины уходят в океан! А он почти каждую вахту с утра дол жен выслушивать теорию по по жарному делу, а потом... практи ческие занятия. Тут счет па се кунды. Боевую одежду надо на деть так быстро, чтобы Алексей Александрович Молчанов глазом не успел моргнуть: помощник ка питана по пожарно-технической части Алексей Александрович бы валый пожарный — ростом невы сок, коренастый, — и спрашивает, только держись! А потом же про кладка рукавной линии. И опять каждая долька секунды учитыва ется. Ну, а чтобы взобраться по отвесному трапу на марсовую площадку, тут нужна беличья ловкость. И расчехлить лафет на до, и вентили открыть надо. Да еще голубой каской раз несколь ко стукнется. Все на пути мешает, хоть хватай топор и руби. И злость берет, * и пот гла за застилает, и вдобавок стыдно сработать хуже ребят. В передовые Колька не выбился, но и в последних не числится. Пер вое место чаще остается за Иона- сом Капачяускасом. Конечно; старшина вахты и ростом значи тельно выше, и такая служба зна кома не первый год, и к тому же он первое место занял на област ных соревнованиях среди пожар ных. Куда уж до него! По-прежнему тянет Кольку в море. Зависть берет, когда глядит на рыболовные суда. — Поступай в мореходное учи лище, — советовали ему. Но уже было поздно: вступи- тельные экзамены закончились. Тогда Колька решил пойти на подготовительные курсы при выс шем мореходном училище: все ж богаче знания будут. Заметно ос лабевал интерес к работе на ка тере. Ильич понимал. За восемь последних лет он перевидел вся ких на этой «коробке». — Ну, чего..; чего нос повесил? — спрашивал Ильич.—Думаешь, в море все так просто? Как бы не так. Вот, допустим, ростить сталь ные концы умеешь? Нет. А узлы морские знаешь, как вязать? Тоже — нет. Видишь... А говоришь... в море. 4 — Люди-то идут, — не сдавал ся Колька. — Идут, — подтверждает Иль ич. — Но какие люди... Почти все они в армии служили. А тебе еще целый год до нее, Ну-у?.. * Колька глядит в палубу. Да, тут приходится думать. Отчасти- то Ильич прав. — Иди-ка за мной, — говорит боцман и длинными ногами твер до ступает по стальной палубе в сторону кормы. Открывает люко- вину ахтерппка — трюм в кормо вой части корабля, — оттуда подает Кольке разного размера банки: с олифой, порошком и чистые. Затем в одной из них разводит краску и опять втягива ет в работу Кольку. Делает и приговаривает: вот столько-то на до засыпать порошка, столько-то налить олифы; цвет не подходит — добавить вот'этой краски, и все это тщательно необходимо размешать. Колька мешает дере вянной палкой, а Ильич нет-нет да и немножко подольет олифы, а то порошка добавит. — Да уж... капля... там, Ильич. — Капля?.. А знаешь, Коля, все начинается с капли... и в при роде, и в человеке... Чтоб в со вершенство привести... Когда краска готова, Ильич го ворит: — Хватит. Разливай в ведерки. Потом красят. Все красят: .и надстройку, и корпус, и фальш борта. Ильича рядом с матросами нет: где-то там, на носовой части. Время , от времени появляется внезапно. — Ну-ка, ну-ка погляди, — кивает головой. Коля смотрит на выкрашенный фальшборт, пожимает плечами. — Что?.. Ничего... — А ты вглядись. Как подоба ет, вглядись. — Не вижу, — говорит Коля, а сам понимает, почему «придира ется» боцман: струйками стекает краска. — На кисть меньше бери... И растирай хорошенько. Нет, надо уходить в море. И многие, очень даже многие ухо дили. — Текучка. Текучка у вас, Па вел Павлович, — говорили в от деле кадров капитану Давкнису. Капитан понимает. Еще бы! Всю свою жизнь отдал морю. Считанные месяцы до пенсии ос тались. Вот он—высокий, солид ный, одет по форме — расхажи вает по палубе и о чем-то глу боко размышляет, может быть, и о своих «кадрах», может, и о Кольке, хотя этот матрос и на хорошем счету. — Харитончук, зайди, пожа луйста, на минутку. Коля заходит к капитану. — Садись. Я хотел спросить, как у тебя с учебой... Не сразу Ьтвечает Коля. — Ну что ты... Так нельзя. Уче бу не бросай, — советует капи тан. — Пал Палыч, напишите мне характеристику. В море без нее не берут. — Вон ты куда клонишь, — смеется капитан, и под ним по скрипывает кресло. — Значит, уче бу забросим, в мореходку посту пать не будем и будем ждать, когда призовут в армию. Так вы ходит? Пет, так, брат, дело не пойдет. Сам ведь понимаешь? — Понимаю. . А время бежало и бежит. И Кольке иногда становится не по себе. Что-то хочется делать и не знает что. Как-то проходило оче редное комсомольское собрание, и Кольке предложили взять на себя обязанности пионервожатого под шефных третьеклассников. Согла сился. Ходил к ним. Читал книж ки, игры затевал, в гости прихо дили дети на катер. Интересное время пошло. Затем еще изменения были. Поручили быть агитатором. Это как раз в канун выдвижения кандидатов в народные судьи. Часто по вечерам уходил Коля с тетрадкой в кармане к избирате лям. — Ну, как?.. — спрашивал Алексей Александрович — он ком мунист и профсоюзный «бог» на катере. — Пока все идет хорошо. Толь ко...— Коля доставал из кармана тетрадь со списками, разворачи вал на столе, и двое — комсомо лец и коммунист — склонялись над ней. — Ничего. Прояснится. Только обязательно уточни... После выборов Колина душа потребовала чего-то нового. Еще сам не знал чего. Иногда прямо в полушубке на палубе схватывался с кем-нибудь бороться. Тогда его останавливал Ильич. — Рукав.., Оторвешь рукав., борец... И — осенило. Он пошел во Дворец культуры, записался в кружок борьбы. Самбистом стал Правда, • сильно выматывается но... зато влезть на марсовую пло щадку или проложить рукавную линию для Коли Харитончука — «орешки». Л> ГОРЮНОВ . Второй год на пожарном ка тере «Часовой» работает стар шим матросом Николай Гор бунов. Казалось бы, чего про ще — в море не ходить, рыбу не ловить... Но каждый ли знает, что экипаж этого не большого суденышка стоит на страже социалистической соб ственности от пожаров и в лю бую минуту готов оторваться от причала и выйти на вы ручку корабля в случае про боины. Знают ли люди, что со времени появления — восемь лет назад — в порту «Часово го» его палуба ни на одну секунду не оставалась без вах тенного. А сколько нужно вы держки, терпения и настойчи вости, чтобы пройти всю прак тическую школу пожарного де ла. Во-первых, нужно быть хорошо физически развитым, во-вторых, никогда не должно покидать моряка - пожарного чувство безукоризненной дис циплины. Как обычно в таких случаях, это считается делом судовых партийной и комсомольской ор ганизаций. Безусловно, как говорится, заглавную роль тут играет секретарь партийной организации старший механик Лев Тихонович Пономарев. Но на катере преобладающее чис ло комсомольцев, потому коме* орг Николай Горбунов тож$ обязан разворачиваться во вс£ лопатки. Надо, чтобы каждый не забывал о спорте — иначе какой из него пожарный; нуж но умело отдохнуть, чтобы ни когда не покидало бодрое на строение. Потом же есть и под- щефные — третьеклассники. И пионервожатого им подобрать не так уж просто. Тут надо ду мать. И комсорг думает и ре шает со своими комсомольцами. А потом надо зайти в ко-, мигет комсомола рыбного пор та — его святая обязанность: он ведь член комитета. НА СНИМ КЕ : секретарь ком сомольской организации, стар ший матрос пожарного катерл «Часовой» Николай Горбунов. «ИЗУМРУД» в БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ Еще не исчезли на СРТ- 4214 «Изумруд» следы обле денения, а экипаж уже готов к очередному рейсу в Барен цевом море на траловый про мысел. Капитан Владимир Филиппович Карабапов отдает последние распоряжения. На палубе царит обычная дело вая обстановка. — Предстоит последний рейс в Баренцево море, 1— рассказывает В. Ф. Караба- нов, — а там пойдем на Дальний Запад. Признаться от кровенно, жаль уходить от сюда. Мы сделали три рейса в сложных штормовых усло виях и ни разу не вернулись в порт без успеха. И рыба хорошая ловилась, s—• все Наперекор стихии Начало нового года не радует производить перестановку судов, моряков хорошей погодой. То и особенно таких, как БМРТ и плав- дело в январе над морем и побе- базы. В порту могла замереть режьем разражались сильные жизнь, образоваться пробка, что штормы. Они причиняли большие привело бы к срыву выхода су- неприятности не только судам, дов в море, находящимся на промысле, но и Допустить этого портовики не затрудняли работу портовиков. И могли. Было принято решение —• все же, наперекор стихии, труже- несмотря на шторм, обрабатывать ники моря успешно справляются суда. Моряки портового флота про со своей нелегкой работой. явили максимум выдержки, ини- 19 и 20 января в рыбном пор- циативы, мужества и находчиво- ту вновь были подняты штормо- сти. Вместо одного перестановкой вые сигналы. Сила ветра достигала траулеров и плавбаз занимались 9 баллов. Это грозило серьезными по два буксира одновременно, последствиями. Дело в том, что в Особенно хорошо потрудились такую погоду не рекомендуется в эти штормовые дни дежурные помощники капитана порта тт. Патанен и Пономарев, экипажи буксиров «Рубин» (капитан тов. Шейн), «Дерзкий» (старший штурман тов. Хмелев), «Жемчуг» (старший штурман тов. Ващуков). В борьбе с разбушевавшейся сти хией моряки вышли победителями. ровная треска. Задания пере выполняли больше чем в пол тора раза. При этом испыты вали новые детали промво- оружения. Экипаж «Изумруда» дей ствительно в самое тяжелое время вел промысел в Барен цевом море и убедительно про демонстрировал свое умение на траловом лову. При суточ ном плане 1,7 тонны моряки иногда доводили суточный вы лов до 5— 7 тонн. Это дока зывает возможность перехода большинства экипажей сель дяного флота в весенне-летний период на траловый промы сел. П. ДИМИН . «П Р Е В РАЩ ЕН И Е ГРУДИНКИ » В фельетоне «Превращение гру динки», опубликованном в «Рыб ном Мурмане» 3 января 1966 года, рассказывалось о злоупотг'бд?- ниях служебным положением вто« рого штурмана траулера «Mo i,.. к» П. Е. Шугаева. Как сообщил меститель'начальника отдела кед ров тралового флота тов. таев, поведение второго штурмана П. Е. Шугаева разбиралось на седании президиума базового ко митета. Шугэев понижен в jb 'UIH-* ностн до матроса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz