Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.

; ; К а к зна то ка своего дела знаю т на траулере «С кум брия * 2 < пом ощ ни ка мастера по обработке рыбы Василия Ивановича Т 41 Грязнова. В траловом флоте он работает около двадцати лег. < Наш фотокорреспондент запечатлел В. И. Грязнова в то т 4" ; момент, ко гда он сдавал рейсовую добычу на рыбокомбинат , Эту ответственную операцию всегда поручаю т Василию Ива- J; < новичу . Товарищи знаю т , что и здесь он будет работать т а к <! 4, ж е честно и с душ ой , к а к труди тся он в рейсе. ;; 2 ; Фото Г. Беглова. ' <• В К У Б Р И К Е решили не курить, поэтому после обеда матро­ сы выходят в коридор, угоща­ ют друг друга папиросами, чиркают зажигалками и услужливо предла­ гают огонек. А когда сильно мо­ розит, не подымаются вверх по трапу, а прямо у раскрытой двери садятся на рундук и дымят: тяга тут хорошая. Боцман Зоснм Ильич Иутрихин (на катере все его уважительно зовут Ильнчем) имеет свое «за­ конное» место, что ни на есть бли­ же к двери. Ильич нагибается, локоть левой руки упирается в коленку, а в правой — папироса. Ильичу за пятьдесят, потому . не удивительно, что волосы остались только в «кружок». Приехал на Север в тридцатом году «на один рейс». Так и по нынешний день продолжается тот «один рейс». Сколько хороших дел переделано Ильнчем за эти долгие* годы! В войну вместе с товарищами отста­ ивал от фашистов подступы к Кольской земле. Много раз Ильи­ ча поощряли, награждали. И вот сидит этот высокий, с обветрен­ ным лицом человек, о чем-то ду­ мает и щурится от едкого дыма. К нему — это уж так повелось— подсаживается молодой матрос Коля Харитончук, плотный, но еще как следует не окрепший во- «мииадцатнлетннй паренек. Он Неизменно в своей тельняшке, и %»*но>русая густая челка почти достает до самых бровей. Лицо у Кольки круглое, розовощекое. Приехал на Север в прошлом году, несколько месяцев в Зашей­ ке поработал шофером, потянуло на море. Но вместо океанских странствий приходится «отирать стенки рыбного порта» на пожар­ ном катере «Часовой». Так уж получилось! Но и то поначалу ро­ мантики было — дай бог каждо­ му! Колька выпрашивал у штур­ манов бинокль, влезал на марсо­ вую площадку и оттуда рассмат­ ривал разбросанные по заливу суда. Примерялся к штурвалу. Страсть, как интересно! Записал­ ся в библиотеку. Целые стопки книг о моряках приносил на катер и, как говорится, запоем читал. Все равно Кольку тянуло море. Конечно, вон какие пароходы- громадины уходят в океан! А он почти каждую вахту с утра дол­ жен выслушивать теорию по по­ жарному делу, а потом... практи­ ческие занятия. Тут счет па се­ кунды. Боевую одежду надо на­ деть так быстро, чтобы Алексей Александрович Молчанов глазом не успел моргнуть: помощник ка­ питана по пожарно-технической части Алексей Александрович бы­ валый пожарный — ростом невы­ сок, коренастый, — и спрашивает, только держись! А потом же про­ кладка рукавной линии. И опять каждая долька секунды учитыва­ ется. Ну, а чтобы взобраться по отвесному трапу на марсовую площадку, тут нужна беличья ловкость. И расчехлить лафет на­ до, и вентили открыть надо. Да еще голубой каской раз несколь­ ко стукнется. Все на пути мешает, хоть хватай топор и руби. И злость берет, * и пот гла­ за застилает, и вдобавок стыдно сработать хуже ребят. В передовые Колька не выбился, но и в последних не числится. Пер­ вое место чаще остается за Иона- сом Капачяускасом. Конечно; старшина вахты и ростом значи­ тельно выше, и такая служба зна­ кома не первый год, и к тому же он первое место занял на област­ ных соревнованиях среди пожар­ ных. Куда уж до него! По-прежнему тянет Кольку в море. Зависть берет, когда глядит на рыболовные суда. — Поступай в мореходное учи­ лище, — советовали ему. Но уже было поздно: вступи- тельные экзамены закончились. Тогда Колька решил пойти на подготовительные курсы при выс­ шем мореходном училище: все ж богаче знания будут. Заметно ос­ лабевал интерес к работе на ка­ тере. Ильич понимал. За восемь последних лет он перевидел вся­ ких на этой «коробке». — Ну, чего..; чего нос повесил? — спрашивал Ильич.—Думаешь, в море все так просто? Как бы не так. Вот, допустим, ростить сталь­ ные концы умеешь? Нет. А узлы морские знаешь, как вязать? Тоже — нет. Видишь... А говоришь... в море. 4 — Люди-то идут, — не сдавал­ ся Колька. — Идут, — подтверждает Иль­ ич. — Но какие люди... Почти все они в армии служили. А тебе еще целый год до нее, Ну-у?.. * Колька глядит в палубу. Да, тут приходится думать. Отчасти- то Ильич прав. — Иди-ка за мной, — говорит боцман и длинными ногами твер­ до ступает по стальной палубе в сторону кормы. Открывает люко- вину ахтерппка — трюм в кормо­ вой части корабля, — оттуда подает Кольке разного размера банки: с олифой, порошком и чистые. Затем в одной из них разводит краску и опять втягива­ ет в работу Кольку. Делает и приговаривает: вот столько-то на­ до засыпать порошка, столько-то налить олифы; цвет не подходит — добавить вот'этой краски, и все это тщательно необходимо размешать. Колька мешает дере­ вянной палкой, а Ильич нет-нет да и немножко подольет олифы, а то порошка добавит. — Да уж... капля... там, Ильич. — Капля?.. А знаешь, Коля, все начинается с капли... и в при­ роде, и в человеке... Чтоб в со­ вершенство привести... Когда краска готова, Ильич го­ ворит: — Хватит. Разливай в ведерки. Потом красят. Все красят: .и надстройку, и корпус, и фальш­ борта. Ильича рядом с матросами нет: где-то там, на носовой части. Время , от времени появляется внезапно. — Ну-ка, ну-ка погляди, — кивает головой. Коля смотрит на выкрашенный фальшборт, пожимает плечами. — Что?.. Ничего... — А ты вглядись. Как подоба­ ет, вглядись. — Не вижу, — говорит Коля, а сам понимает, почему «придира­ ется» боцман: струйками стекает краска. — На кисть меньше бери... И растирай хорошенько. Нет, надо уходить в море. И многие, очень даже многие ухо­ дили. — Текучка. Текучка у вас, Па­ вел Павлович, — говорили в от­ деле кадров капитану Давкнису. Капитан понимает. Еще бы! Всю свою жизнь отдал морю. Считанные месяцы до пенсии ос­ тались. Вот он—высокий, солид­ ный, одет по форме — расхажи­ вает по палубе и о чем-то глу­ боко размышляет, может быть, и о своих «кадрах», может, и о Кольке, хотя этот матрос и на хорошем счету. — Харитончук, зайди, пожа­ луйста, на минутку. Коля заходит к капитану. — Садись. Я хотел спросить, как у тебя с учебой... Не сразу Ьтвечает Коля. — Ну что ты... Так нельзя. Уче­ бу не бросай, — советует капи­ тан. — Пал Палыч, напишите мне характеристику. В море без нее не берут. — Вон ты куда клонишь, — смеется капитан, и под ним по­ скрипывает кресло. — Значит, уче­ бу забросим, в мореходку посту­ пать не будем и будем ждать, когда призовут в армию. Так вы­ ходит? Пет, так, брат, дело не пойдет. Сам ведь понимаешь? — Понимаю. . А время бежало и бежит. И Кольке иногда становится не по себе. Что-то хочется делать и не знает что. Как-то проходило оче­ редное комсомольское собрание, и Кольке предложили взять на себя обязанности пионервожатого под­ шефных третьеклассников. Согла­ сился. Ходил к ним. Читал книж­ ки, игры затевал, в гости прихо­ дили дети на катер. Интересное время пошло. Затем еще изменения были. Поручили быть агитатором. Это как раз в канун выдвижения кандидатов в народные судьи. Часто по вечерам уходил Коля с тетрадкой в кармане к избирате­ лям. — Ну, как?.. — спрашивал Алексей Александрович — он ком­ мунист и профсоюзный «бог» на катере. — Пока все идет хорошо. Толь­ ко...— Коля доставал из кармана тетрадь со списками, разворачи­ вал на столе, и двое — комсомо­ лец и коммунист — склонялись над ней. — Ничего. Прояснится. Только обязательно уточни... После выборов Колина душа потребовала чего-то нового. Еще сам не знал чего. Иногда прямо в полушубке на палубе схватывался с кем-нибудь бороться. Тогда его останавливал Ильич. — Рукав.., Оторвешь рукав., борец... И — осенило. Он пошел во Дворец культуры, записался в кружок борьбы. Самбистом стал Правда, • сильно выматывается но... зато влезть на марсовую пло­ щадку или проложить рукавную линию для Коли Харитончука — «орешки». Л> ГОРЮНОВ . Второй год на пожарном ка­ тере «Часовой» работает стар­ шим матросом Николай Гор­ бунов. Казалось бы, чего про­ ще — в море не ходить, рыбу не ловить... Но каждый ли знает, что экипаж этого не­ большого суденышка стоит на страже социалистической соб­ ственности от пожаров и в лю­ бую минуту готов оторваться от причала и выйти на вы­ ручку корабля в случае про­ боины. Знают ли люди, что со времени появления — восемь лет назад — в порту «Часово­ го» его палуба ни на одну секунду не оставалась без вах­ тенного. А сколько нужно вы­ держки, терпения и настойчи­ вости, чтобы пройти всю прак­ тическую школу пожарного де­ ла. Во-первых, нужно быть хорошо физически развитым, во-вторых, никогда не должно покидать моряка - пожарного чувство безукоризненной дис­ циплины. Как обычно в таких случаях, это считается делом судовых партийной и комсомольской ор­ ганизаций. Безусловно, как говорится, заглавную роль тут играет секретарь партийной организации старший механик Лев Тихонович Пономарев. Но на катере преобладающее чис­ ло комсомольцев, потому коме* орг Николай Горбунов тож$ обязан разворачиваться во вс£ лопатки. Надо, чтобы каждый не забывал о спорте — иначе какой из него пожарный; нуж­ но умело отдохнуть, чтобы ни­ когда не покидало бодрое на­ строение. Потом же есть и под- щефные — третьеклассники. И пионервожатого им подобрать не так уж просто. Тут надо ду­ мать. И комсорг думает и ре­ шает со своими комсомольцами. А потом надо зайти в ко-, мигет комсомола рыбного пор­ та — его святая обязанность: он ведь член комитета. НА СНИМ КЕ : секретарь ком­ сомольской организации, стар­ ший матрос пожарного катерл «Часовой» Николай Горбунов. «ИЗУМРУД» в БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ Еще не исчезли на СРТ- 4214 «Изумруд» следы обле­ денения, а экипаж уже готов к очередному рейсу в Барен­ цевом море на траловый про­ мысел. Капитан Владимир Филиппович Карабапов отдает последние распоряжения. На палубе царит обычная дело­ вая обстановка. — Предстоит последний рейс в Баренцево море, 1— рассказывает В. Ф. Караба- нов, — а там пойдем на Дальний Запад. Признаться от­ кровенно, жаль уходить от­ сюда. Мы сделали три рейса в сложных штормовых усло­ виях и ни разу не вернулись в порт без успеха. И рыба хорошая ловилась, s—• все Наперекор стихии Начало нового года не радует производить перестановку судов, моряков хорошей погодой. То и особенно таких, как БМРТ и плав- дело в январе над морем и побе- базы. В порту могла замереть режьем разражались сильные жизнь, образоваться пробка, что штормы. Они причиняли большие привело бы к срыву выхода су- неприятности не только судам, дов в море, находящимся на промысле, но и Допустить этого портовики не затрудняли работу портовиков. И могли. Было принято решение —• все же, наперекор стихии, труже- несмотря на шторм, обрабатывать ники моря успешно справляются суда. Моряки портового флота про­ со своей нелегкой работой. явили максимум выдержки, ини- 19 и 20 января в рыбном пор- циативы, мужества и находчиво- ту вновь были подняты штормо- сти. Вместо одного перестановкой вые сигналы. Сила ветра достигала траулеров и плавбаз занимались 9 баллов. Это грозило серьезными по два буксира одновременно, последствиями. Дело в том, что в Особенно хорошо потрудились такую погоду не рекомендуется в эти штормовые дни дежурные помощники капитана порта тт. Патанен и Пономарев, экипажи буксиров «Рубин» (капитан тов. Шейн), «Дерзкий» (старший штурман тов. Хмелев), «Жемчуг» (старший штурман тов. Ващуков). В борьбе с разбушевавшейся сти­ хией моряки вышли победителями. ровная треска. Задания пере­ выполняли больше чем в пол­ тора раза. При этом испыты­ вали новые детали промво- оружения. Экипаж «Изумруда» дей­ ствительно в самое тяжелое время вел промысел в Барен­ цевом море и убедительно про­ демонстрировал свое умение на траловом лову. При суточ­ ном плане 1,7 тонны моряки иногда доводили суточный вы­ лов до 5— 7 тонн. Это дока­ зывает возможность перехода большинства экипажей сель­ дяного флота в весенне-летний период на траловый промы­ сел. П. ДИМИН . «П Р Е В РАЩ ЕН И Е ГРУДИНКИ » В фельетоне «Превращение гру­ динки», опубликованном в «Рыб­ ном Мурмане» 3 января 1966 года, рассказывалось о злоупотг'бд?- ниях служебным положением вто« рого штурмана траулера «Mo i,.. к» П. Е. Шугаева. Как сообщил меститель'начальника отдела кед­ ров тралового флота тов. таев, поведение второго штурмана П. Е. Шугаева разбиралось на седании президиума базового ко­ митета. Шугэев понижен в jb 'UIH-* ностн до матроса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz