Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.
rill I I I I I I I I I I I I I I V V N i i i i i i i i n n i i i H i i v v i i i i i i v v i M i v i i i i i i n n i n i l l l i l i l l l i i i i l i i i l l l l i l I I I I I I H I I I I I I I I I I I I I I I i m i l lM I I I I I H I I V I I VH I I V I t l l H l l f l l l l l i n i l l U I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I i l l l l l l l l l l l l l l l l l l i n i l l l l l l l l l l l l l l l l l l V l l i r ^ ajr . ■ 5 «Д e д» H АЧАЛЬНИК службы эксп луатации, молодой, пол неющий мужчина подво дил итоги разговора на графике. — «Мичуринск» завтра дол ями уйти в Атлантику. К этому времени ремонт будет закончен. Рейс планируется на три месяца, Эго первое длительное ^плавание судов польской постройки. Кот- лочистку будете производить в море. Последние слова относились к старшему механику «Мичурин ска» Ивану Сергеевичу Маиако- ву-Иван Сергеевич ничего не от ветил. Улыбнулся пе к месту. Через сутки судно взяло курс на норд-вест, а за Норд-капом штурманы проложили новую ли нию — до Лабрадора. Море было пустынным и уди вительно для февраля спокойным. Только чувствовалось недавпее буйство шторма. Мертвая зыбь бугристыми валами наваливалась на корпус траулера, кренила его и уходила дальше, где-то далеко теряя последнюю силу. На палубе шли приготовления к промыслу. Моряки вооружали тралы, крепили по-походному снаряжение. Перебрасывались ко роткими деловыми фразами. — Хватит тралоп-то на три ме сяца? — Не хватит—-с базы возь мем. — На базу надейся, а сам не плошай. —*А где хранить их? Началь ство обо леем подумало. — Подумало. Поживешь в хо лоде и без света суток трое-чет- веро, тогда узнаешь. — Не мы первые, не мы пос ледние. Все суда будут делать котлочпетку у борта базы. —- Поживем — увидим. С выходом в Атлантику моря ков волновало многое. Условия промысла были не знакомы, а са мо длительное плавание на судах бортового траления только входи ло в практику и поэтому немного пугало. У машинной команды бы ли и другие заботы. Через два месяца придется чистить котел. Будет лif возможность для этого? Мало ли что может помешать. Шторм, в первую очередь. При дется ходить -сверх срока, а это чревато авариен — просадкой то пок. На «поляках» они — до вольно частое явление. В каюту стармеха зашел тре тий механик Василий Радчеиков. Уселся на узкий, обшитый корич невым дерматином -диван, поде лился мнениями. — Твои тревоги напрасны. Или за десять лет совместной работы не убедился в реальности наших задумок? — успокоил Иван Сер геевич. — Дело-то необычное. — Необычное — будет обыч ным. Мнененужно объяснять тебе, что чистота внутренней поверх ности котла зависит от количе ства и качества продуваний. Мы будем дуть котел столько, сколь ко нужно. Мысль о возможности длитель ного плавания без котлочисткн давно занимала Ивана Сергеевича. Приходилось учитывать все. В одну из стоянок, когда сдавал ре монтную ведомость, в которой значилось: «соединить трубу про дувания котла за борт с оиресни- телем», процаб заартачился. — Это еще зачем? — Необходимо, — слукавил старший механик. Заказ выполнили. Это было, когда «Мичуринск» еще ходил в 1>ареицовоморе. Рейсы — 30—35 сугок. Через два — котлочистка. Вернее междурейсовый ремонт. А раз судно стояло у причала 5—7 суток, то заодно и котлочпетку производили. В Ш ЕРЕНГЕ ВПЕРЕ Теперь Иван Сергеевич задуман ное решил испытать на деле. Все заранее взвесил, оценил. Беспо коило одно: не безопасна ли про дувка котла через опреснитель? Ну, да тут просто-напросто всю заботу возьмет на себя... На подходе к Лабрадору похоло дало. Нордовый ветер нес плотные снежные заряды, и тогда «Мичу ринск» басил продолжительным гудком. Вскоре, стали попадаться айсберги, белые,, как привидения, глубоко осевшие в воде. Но но чам, не переставая, работал ло катор, а капитан все реже поки дал мостик... Промышлять было трудно. На чались морозы- Темные волны океана заходили на палубу, вода до белизны драила палубный на стил и уходила через нолупорти- ки, шпигаты. Мороз покрывал влажную палубу, Фальшборта, такелаж тонким слоем льда. Слой этот все увеличивался. Тогда мо ряки, воорул;ившись ломиками, «крокодилами», баграми, выходи ли на подвахту и сбивали тяже лый соленый лед. Иван Сергеевич большее вре мя проводил в машинном отделе нии. То вахтенный механик по переговорной трубе сообщит: «Сергеевич, второй помер барах лит», то у самого сомнения лезут в голову, вот и сидит «дед» ниже ватерлинии. Механику поможет, подскажет, сомнения проверит. Беспокойная доллсиость у старше го механика, хлопотливая* Меха низмы требуют внимания да вни мания. У них, как у людей, ду ша есть. И в эту душу с кувал дой тоже не лезь. Надо проду мать, прежде чем отдать какую- то гайку. Поэтому, наверное, и зовут их, старших механиков, де дами. Мудрые, опытные, значит. А Ивану Сергеевичу опыта не за нимать. Три десятка лет возле паровых машин- За это время по явились дизель-электроходы, атомоход, а он все считает: па ровую машину с дизелем не сравнишь. Надежнее. Только на до умело эксплуатировать. На этот счет у «деда» «Мичурин ска» много секретов. Да нет, не секретов. Получил 7 процентов экономии топлива за счет ис пользования отработанного пара от 'вспомогательных механизмов для отопления жилых, бытовых помещений, сушки рыбной муки — рационализаторское предло жение подал. Приняли, а не распространили на другие суда. Вот ведь как- Засекретили дру гие, а не он. А «Мичуринск» пос ле этого на 5 суток больше мог находиться в море. Иногда «дед» поднимается на мостик. Взглянуть па океан с его высоты, да поговорить со штур манами. Узнать, когда назначен подход к базе, сколько рыбы мож но сдать. Ведь «дед» не только механик, а и рыбак. И трудно сказать, что в его душе больше занимает места: рыба или меха низмы. Пожалуй, па равных. Одно от другого неотделимо. Работают механизмы — можно ловить ры бу. Случается, на мостике начи нается совсем отвлеченный раз говор. О житьс-быгье. Ивану Сергеевичу есть что рассказать. Дорога жизни его не была устла на коврами. Трудная была жизнь. И каждая веха ее символ ста новления Советской власти. Ушел и навсегда в АНЮШКА родился в че тырнадцатом, в начале . первой мировой. Сергей Иванович, отец его, пошел вое вать «за веру, царя иотечество». Ни в бога, ни в царя он не верил. А за Отечество не на жизнь, а на смерть сражался после семнадца того года в партизанах, в Конной армии Буденного. Беляки, их за океанские помощники бежали, а в селе Донском, на Ставрополье, начиналась новая жизнь. Партия говорила: хватит бедня кам бедствовать. Возврата к ста рому нет. Есть один путь — кол лективное хозяйство. На сходке мужики одии друго го беднее заседали до позднего ча са. Наконец поднялся Сергей Ива нович Манаков. — Чего зря горланить. Хуже не будет. Я вот шестнадцать лет батрачил па помещиков. Хватит* Сыт по горло. Да и вкусили по мещичьего хлеба. Горек он. Так что же намДелать? Идти снова к богачам? На них работать? Хреп редьки не слаще. Нас много, если сообща поведемхозяйство, осилим* Советская власть поможет. Назвали сельскохозяйственное товарищество «Красный пахарь». Сергея Ивановича избрали предсе дателем. — Нашенский мужик. Хозяином должен быть хорошим, — говорили крестьяне. Ох, и крут оказался председа тель. Дурака валять не смей. По падало всем, даже сыну. А первый урожай сняли — слезы выступи ли. Не стеснялся, когда катились они по обветренному, опаленному солнцемлицу. Кулачье по-своему отмстилоэто событие. Поздней ночмо подка раулили Сергея Ивановича за око лицей. Пальнули из обреза. Услы шали крик и довольные так лее бесшумно, как и прятались, скры лись. *— За что они тебя, папка? —• спрашивал Иван. За хлеб, сынок. Не могут смириться, что первый раз едим свой. Смиритесь, гады, — отец сжал кулаки. — Погоди, сынок, заживем еще как. По селу прошел шепоток: вновь голову поднимает контра. Нападе ние на председателя «Красного па харя» — не случайное совпаде ние. — Подождите, узнаете, как зем лю отбирать, — грозились братья Жиданы, а вместе с ними и дру гие кулаки. Коммунисты, активисты Совет ской власти тоже не дремали. А в общем-то жизнь в селе на пер вый взгляд текла размеренно. Сеяли хлеб, убирались корма. Огец рассказывал о будущем с таким воодушевлением, что дух за мирал, а сам не разрешил сыну учиться. — Нора работать, потом доучишься. Колхозу нужны рабо чие руки, — говорил он. В отца стреляли еще раз, а он с еще большим упорством нала живал колхозное хозяйство. При обрел четыре «фордзона», ото брал у кулаков сельскохозяйствен ную технику. А вскоре и самих выселили из села. Жарко палит солнце. Спрятать ся некуда. Кругом степь — гла зом не окинешь. И хлеба. Спелые, пахнущие солнцем. Из-под косил ки вылетают перепела, с криком «спать пора, спать пора» несутся над самыми колосьями и садятся снова в хлеба. Иван изнемогал от жары. Трак тор нагрелся — боязно притро нуться. Босые ноги жжет. Хоть бы ветерок малость подул. Напарник — деревенский парень, в такой же, как у Манакова, замасленной рубахе, запыленный, не сводит глаз с кромки еще не скошенного хлеба, вытирает пот подолом ру бахи. — Отдохнем, силы нету боль ше, — просиг Иван. *— Нельзя. Надо убирать хяе$. — Да уберем, успеем. — Отец твой увидит, что ло дырничаем, шкуру спустит. — Не увидит. Его тут пет. Непреклонен тракторист. На доедливо тарахтит мотор. Подко силкой ложатся рослые стебли пшеницы. Вдруг из-под ножей выскакивает зайчонок. Пустился наутек. Иванмчитсязаним. Маль чишеский азарт. Поймал. Прижал к груди. — Ты брось это, — ворчит тракторист. Игрушку нашел.^ Иван пе слушает. Прячет зай чонка за пазуху, и снова тарахтит мотор. Через час та же история. Но вый кросс, но затянулся он зна чительно дольше. На этот раз Иван убегал от отца, гнавшегося за ним с ремнем. —.Ах, паразит. Догоню — запорю. Узнаешь, как в колхозе надо работать, — кричал Сергей Иванович, все больше отставая от сына. — Придешь домой, никуда не денешься, все равно выпорю. Издалека Иван слышал, как замолк трактор. Тракторист на чал копаться в моторе, потом махпул рукой, крикнул: — Иван, я пошел за механи ком. Смотри тут. Манаков подошел к горячей машпис. Подумал: пока напар ник будет ходить туда-сюда, да пока механик исправит трактор, день кончится. А хлеб будет сто ять. Отец совсем разозлится, впрямь шкуру спустит. И в то лее мгновение новые мысли поя вились в голове. — Убегу из до му. В город. Не пропаду. Буду работать. И чем больше Иван думал об этом, тем властнее становилось желание. Указательным пальцем вывел на пыльном крыле трак тора: «Ушел и навсегда». Вы шел па большак. Оглянулся па одиноко стоящую машину и босиком быстро зашагал по доро ге в город. Пять градусов до ... Д ОШЕЛ? — спрашива ет зашедший на мостик мастер по добыче. — Дошел. — Что же дальше было? — Долго рассказывать. Да и штурману мешаем. Как-нибудь в другой раз. Помполит — средних лет, круглое лицо, черные густые брови, знающий все жизненные перипетии «деда», вмешивается: — Штурману мешаем. А то могли бы послушать, как надо цели в жизни добиваться. Я бы коллективное прослушивание биографии Сергеевича организо вал. Молодым для урока. Помполит «Мичуринска» Евге ний Александрович Павлов, в прошлом матрос одного из черно морских нароходств, просто влюб лен в «деда». Бывает же так: че ловек покоряет не дружеским расположением к тебе, а своими делами, поисками, беспокойством. Именно этим и понравился Мана- ков Евгению Александровичу. Началось с одного случая. В середине рейса траулер подходил к базе. Сдавали рыбную продук цию. — Последнюю «авоську» при нимаем и отходите. График ло маете, — говорили с базы. — Как последнюю? У нас в танках четыре с половиной тон ны рыбьего жира. — Не можем. Насосы откачи вают рыбий жир с другого судна. *— А как же мы? До порта —• ОЧЕРК Г [СМОТРЯЩИХ Д О Ы М -У С Ч Ч » • полтора месяца. За это время еще столысо же можем нагреть, а хранить жир негде. — Ничего не знаем. Иван Сергеевич, стоявший ва палубе, сказал: — А мы своими насосами вы качаем. — Ничего не выйдет... — Америку открываешь, «дед», — неслось с базы. — Ну, так что, ириметс? jie обратил на реплику внимали; Манаков. — Давай. На удивление всем, жир последней капельки перекачали судовыми насосами. — Спасибо, Иван Сергеевич, — благодарили консервные мас тера. Да теперь мы и план вы полним — премия будет, и пе чень не нужно выбрасывать м борт. Евгений Александрович уди вился смекалке «деда». Еще ш один экипаж пе мог вот так пере качивать жир. И если раньше за- женис. Включил свет и первое, что увидел: стрелка вакуомстра стояла на нуле. — Все, — подумал Иван Сер геевич. — Сейчас выйдет из — Перекачивайте топливо на другой борт, — упавшим голосом сказал капитан. — Уже распорядился, — бы стро ответил Иван Сергеевич. строя холодильник. Взорвется. Прокрутил штурвал. Умом, каж- Машипа перестанет работать. А дым нервом, мускулом почувст- там... Там конец. Оксан в два сче- вовал, догадался, что в цилиндр та проглотит беспомощный ко- паровой машинки попал какой-то рабль... предмет. Быстро отдал крышку. Крен все увеличивался Теперь Так и есть. Между поршнем и «дед» ясно это понимал. Он сос- днищем цилиндра находилась ме- кочил с койки, в одпом нижнем белье побежал в машинное отде ление. — Стопори ход! — прокричал Василию Радченкову. — На мостик сообщать? — Стопори! В двух случаях «дед» имел таллическая пробка. Так же быст ро собрал механизм. Помполит вновь занял место у штурвала. Евгений Александрович поя вился на мостике, когда судно уже сильно накренилось. Помпо лит догадался, что рулевой то ли но неопытности, то ли по невни- Да( попал человек или машине гро зит авария. Когда ход был остановлен, Иван Сергеевич побежал к цент робежному насосу. Остановил и его. Соединил холодильник с ат мосферой. Теперь главное — спо койствие. Без паники, «дед». Что надо делать, чтобы прокачать холодильник? Ага, донками можно. Мысль работала . удивительно точно, собранно. Крен — 47 гра дусов. До предела еще 5. Послед- а потом — ходил в каюту к старшему моха пику поговорить об очередном ,,ие пять градусов, политзанятии, то теперь очень; опрокидывание, захотелось узнать побольше ой этом человеке... В марте погода не улучшилась. Все так лее стояли морозы, пооке ану за горизонт плыли айсберги. Ветер то крепчал, то снова терял силу, но штиля не-было. Ивап Сергеевич запускал дон ки, а сам думал: — пять граду сов. Самые решающие. Еще це лых пять градусов. С каждым градусом океану все труднее кре нить судно. Оно сопротивляется. Это точно. Сколько потребуется — Надоел, черт, — недовол 1 .- времени, чтобы волны осилили но подумал Иван Сергеевич, с качкой судна переваливаясь то к борту койки, •то к переборке, Выключил бра, закрыл глаза, по уснуть не мог. Траулер качало все больше и больше. Поднялся на мостик. Капитан вахтенный штурмап в телогрей ках, в сапогах стояли у окон рубки. Впереди ничего не было видно. Ночь слила воедино кло кочущее море и темное небо. Из редка ветер разрывал тучи, в просвет показывалась луна, ви севшая краюхой хлеба. — Опуть заштормило, — на рушил тишину старший механик. — Дует проклятый, ни дна] ему ни покрышки, — отозвался! капитан. Палубные надстройки, такелаж! в тусклом отсвете люстр, висев-! ших под козырьком полубака,; были серыми. Ледяной панцир нарастал. — Ветер все усиливается, то-j варищ капитан, — сказал вах-1 тонный штурман. — Вижу, вижу. Дело идет Ц урагану, как и предупреждали право это делать. Если в машину мательиости ушел с курса. Судпо стало не резать волны, а подстав ляло борт под их удары. Этого было достаточно, чтобы развер нуть его лагом, а там валы один другого сильнее начали кренить траулер. Первое, чтосделал помполит,— стал у руля. Не забылась еще матросская выучка. После того, как топливо перекачали на дру гой борт, траулер стал на ровный киль. Евгений Александрович врос в штурвал. Ни на градус не уходило судно в сторону. Его вахта продолжалась шестнадцать часов. Иван Сергеевич, уходя с мости ка, сказал: — Первый танк надо запол нить мазутом до полноты. *— Закачивайте не танк, а все балласты, — распорядился капи тан. — Балласты нельзя, перевер немся. — Я капитан, выполняйте распоряжение. — Не буду. Не хочу тонуть и чтобы другие тонули. — «Дед» ушел спокойный, облизывая пе ресохшие губы. В четыре часа ночи в перего ворной трубе снова раздался го лос капитана. — Сергеевич, ты прав. За полняйте мазутом первый танк. — Поздно, капитал. В трюмы попадает вода. Она прибывает. Надо откачивать се. — Что же делать? «Дед» ушел в машинное отделе ние. — Включайте насосы, откачи вайте воду из льял прямо в пер вый танк, — сказал вахтенный. — «Дедушка», там же топли во. — Другого выхода нет. Топли во потом молено использовать. Двое суток моряки «Мичурин* ска» боролисьсостихией. Положе ние усугублялось тем, что многие тонныльда создавали дополнитель ный кренящий момент. Матросы, штурманы, мастера по добыче, по эти последние градусы? Минута, две, десять. Десять? Это уже слишком много. На войне исход битвы решается секундами. А сейчас тоже битва. Битва с мо рем, за жизнь. Еще многое мож но сделать. Через минуту стрелка ваку омстра поднялась на 700. Рад- чепков пустил машину. Только сейчас «дед» почувствовал, как сухо во рту. 4 — У тебя слюна есть? — спросил у механика. —« Нет. Пересохло во рту, *— пос лышались другие голоса. Только сейчас Иван Сергеевич заметил, что возле него почтився машинная команда. В спешке от давая приказания, он не замечал людей. А ребята — молодцы. Действовали без паники. Если бы такая команда была на «Камба ле» в сорок втором... ...Судно выскочило па мель у Рынды. Так же, как и сегодня, Иван Сергеевич прибежал в ма шинное отделение. Там — по пояс воды. Матросы, механики, Первый танк у нас пустой.! Цез раз15®“ ®” ия ка1Шта- обработке, привязавшись концами ва садились в шлюпки. Он покидал борт одним из пос ледних. Поддавшись общей пани ке, забыл спасательный пояс. Первая шлюпка ушла всего с не- Надо перекачать топливо, предложил Иван Сергеевич. — Давай, Сергеевич, займись, — капитан растерянно заходил на мостике. — Полностью? — переспро сил «дед». — Тонн двадцать — двадцать пять хватит. „ Старший механик, пе заходя и шлюпки - несколько сантимст- каюту, через котельное отделения ров. Больно ,потом было всиоми- Отдал лсоб- нать об этом... В машинном Отделении раздал- друг к другу, работали на палубе, окалывая лед. Но они не успевали. Брызги волн, осевшие на палуб ных предметах, тут же замерзали. Двое суток продолжался поединок с ураганом. Потом траулер лег кур- прошел в машинное, ходимое распоряжение. Носмог рел, как старший машинист №- ся свист - сигнал с мостика, тор Киселев, хмурый, с иияко на' ~ Заклинило рулевую машин- н ’ 31 - - *• ку, машинку рулевую заклинило, сколькими моряками, а на дру- 'УЛУСГ СЬ ,JCe остальнь^-Тмь- ^ Н) ПрИдЯ в более теплые ко в кабельтове от тонущего уд- Ш И р 0ТЬ , МОряки наводили на бор- на заметили, что надводный борт порядок/ — Они проявили настоящее мужество, — говорил о них «дед». Эксперимент висшими над глазами бровям#» открывал клапаны, запускал дон ки, только после этого ушел в ка юту, лег спать. Проснулся от резкого хреи-ь Судно лежало на правом борть Первое мгновение «деду» 1|0К‘^ залось, что траулер продолжу крепиться, боковая ncpeoor-i j средней надстройки все принимает горизонтальное — нервно кричали в переговор ную трубу. •• «Дед», все еще в нижнем бе лье, побежал на мостик. За штур валом стоял помполит. «Мичу- в КОНЦЕ марта траулер в очередной раз подходил к борту плавбазы. Помимо сдачи продукции, предстоялополу чить траловое снаряжение взамен болыШ толо^ ринск» описывал циркуляции, израсходованного, забунксроваться Когда он становился лагом к вет- топливом, пополнить запасы про- ру, волны с диким ревом обруши- дуктов. вались на палубу. Крен судна Моряки, свободные от вахты, в увеличивался.- стальной сетке, в которой обычно передавали бочки с рыбой, пере правились на «матку». Среди них был старший механик*. — К знакомому на коньячок?—» шутя спрашивали моряки «деда». — Я на берегу редко пыо, а в морс совсем ни к чему, — серь езно ответил Иван Сергеевич. — Может, тогда нам подбро сишь бутылочку, «дедушка»? — Чертей вам подброшу. Сойдя па борт плавбазы, моря ки поспешили в судовой клуб. Каждое такое посещение было для них большим событием. После тесных кают, бытовых неудобств, помещения «матки» выглядели са лонами, квартирами. Да, именно ощущение земли владело моряка ми маленьких рыболовных трау леров. И они ступали на борт ба зы, как на настоящую землю с ожиданием чего-то приятного, зем ного. Иван Сергеевич не по своей во ле сошел на борт плавбазы. Перед этим несколько часов подряд рабо тал в машинном отделении. Потом ему сказали: — Иван Сергеевич, Фукс вас приглашает. Наверное, по поводу недавних событии. Но как это он узнал, что холодильникбыл на граниаварий? Сказал кто-нибудь из наших ме хаников или кочегаров. Зачем? Просто досадить ему, «деду»? Че пуха. Таких в машинной команде нет. Да и в чем он провинился? В том, что спас машину, людей? — думал Манаков. Зайдя в каюту старшего инжс- нера-механика М. Б. Фукса, нахо дившегося в это время в морс, Иван Сергеевич почувствовал рез кий контраст между своим одея нием и комфортабельной обстанов кой каюты. Широкий диван, за чехленный крахмальным материа лом, на палубе ковер, дорогие ил- люмииаторные занавески, кругом чистота и уют, а он, как работал в машине, так и пошел, по пути набросив видавший виды серый пиджак. — Садитесь, Иван Сергеевич, — предложил хозяин. Манаков, не стесняясь, сел в белое кресло. Начался деловой разговор о том, как работают ме ханизмы, в каком состоянии котел, какое настроение моряков. По то ну, каким спрашивал ‘М. Б. Фукс, «дед» видел, что тот вызвал его не для «обработки». — Ну, вот, Иван Сергеевич, через педелю подойдете к базе для котлочисткн. График. — График-то твердый? — за сомневался Манаков. — Сам знаешь —- океан. Мо жет заштормить, хочешь — не хочешь, перепутает все карты. — А если штормзахватит нас у борта? — Будем учитывать прогноз. — Учитывать надо, но синоп тики тоже не боги, могут оши биться. — Да ты что, боишься? — Не боюсь. Риск большой. Мы только что вышли из такого по ложения. •— Слышал, слышал, — Мы не будем делать котло- чистку. Обойдемся без нее, —• твердо сказал Иван Сергеевич. — Каким это путем? — поин тересовался собеседник. Иван Сергеевич рассказал про свой замысел. С завтрашнего дня они будут дуть котел 5—10—15 раз — столько, чтобы на поверх ности воды в котле не было масла. Частое продувание котла не отра зится на запасах воды, так как производиться оно будетневатмо сферу, а на опреснитель. Для это го он заранее поставил трубопро вод. — Все это хорошо, Иван Сер геевич, — одобрил Фукс. — Ноя пе могу взять на себя последствия твоего эксперимента. — А я об этом и не прошу. — В таком случае, напиши бу магу, что отказываешься от кот- лочистки. Манаков дал расписку, распро щался с хозяином, вышел из каю тынемного взволнованный. — Все будет в порядке. Зря беспокоишь ся «дед», — успокаивал себя Иван Сергеевич. Над океаном понеслись гудки. Три длинных с траулера, три длинных с базы, потом обменялись одним коротким. Промысел продолжался. «Дед» теперь редко находился в каюте. Предупредил третьего ме ханика: подойдет время дуть котел — зови меня. Но сам не мог уси деть на месте. — Хитрости тут нет, — гово рил он своему помощнику, —• только пе забывай открывать клапан. А то взорвет., — Помню, помшо, Сергеевич, -— убеждал третий механик «де да». — Не маленький. А Иван Сергеевич все боялся. Давлений п котле 16 атмосфер, а опреснитель может выдержать только С. Не откроешь клапан, за будешь — взлетит все на воздух. — Да ведь не только в этом, дорогой мой. Ты не думай, что не доверяю. Большую ответствен ность мы на себя взяли. Придем В порт, а нам скажут: ага, котел на грани аварии, а вы самодеятель ностью занимаетесь. Так что, из вини, до конца рейса без меня ни чего не делай. Капитан «дедовскую» затею вначале не очень одабривал. •— И зачем тебе лишняя морока? — го ворил он. — Почистились бы у плавбазы, и тебе спокойнее, и на дежнее сделали бы. — Суда нашей серии могут и должны ходить по три, даже по четыре месяца без котлочисткн,•— отрубил Иван Сергеевич.—Мыэто докажем. Преимущество от этого большое. Не нужно в море напрас но терять время, людей занимать не тем, чем нужно. А во-вторых, товарищ капитан, не в таких ме теорологических условиях произ водить котлочистку. Вы пред ставляете, вдруг начнется шторм, а мы без света, пара, хода. У базы держать не будут, придется, как... болтаться. А кругом айсберги. — Ну, хорошо, хороню. Я это сказал так, к слову. Сомнения бе- W . . . После урагана капитан чувст вовал перед старшим механиком какучо-то вину. Отчасти потому, что не распорядился вовремя за полнить первый танк -мазутом. Теперь машинной команде прихо дится использовать топливо, пере мешанное с водой и грязью. А это — лишние заботы и для ме хаников, и для котельных маши нистов, и для «деда». Плавание подходилок концу. Но Иван Сергеевич нисколько не па никовал перед предстоящим осмот ром котла береговыми специали стами. Выдавалась свободная ми нута, и он садился за стол. Снова начинались расчеты, составление эскизов. Манаков — коммунист, потому он и пе может жить ина че. Он всегда в поиске, всегда в шеренге впередсмотрящих. Сей час задумал еще большее. Надо сделать так, чтобы продувка котла на опреснитель была безопасна. Сейчас онрискует толь ко одии, но других нельзя под вергать опасности. Ведь если бы один раз забыл открыть клапан, то... А так пар стравился в атмо сферу... «Мичуринск» становился к восьмому причалу. Па нем было много народу. Морячки, работни ки береговых служб флота, пор товики. «Дед» ничего не видел. Он стоял у реверса машины. Так положено при прохождении узко стей и при швартовках. Нодня.уя в каюту после того, как телеграф пропел «отбой». И сразу же к нему поспешили пред ставители механико-судовой служ бы, теплотехнической группы. — С приходом, Ивап -Сергее вич! — С какими успехами? — Чего хорошего было в пла вании? Говорили скорее из приличия. Но «дод»-то знал, что сейчас ска жут: «Гасите котел. Завтра осмотр его». Через сутки представительная комиссия снова прибыла на «Ми чуринск». Сознаниемдела специа листы начали осмотр котла. «Дед» был спокоен. Да/'е больше, чем в плавании. •— Можно ходить еще столько же, — гказал, пряча улыбку, старший механик но эксплуата ции паровых установок. Иван Сергеевич облегченно вздохнул. Но так, чтобы не слы шали другие. в хряш ко в . На снимке: И. С Манаков. Фото Г. Беглова. U iiiiiniiiiiiniiiiiiiiiimi......................................... ................................. ............................................................................. ..................................... ..шпини........ ......... ........................... «пип.... ........................................мшим...........штппшшиштш ........................................... ....................... .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz