Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.
е ил е н м л сентябрьского Пленума Ц К КПСС — в ж и з н ь ! сельди в ящики. Предложение это юрошсе, и оно должно получить путевку в жизнь. Надо также механизировать подпрессовку сельди в ящиках. Для этой цели можно использовать пневматический или гидравличе ский прессы. На производственных рефриже- На страницах бассейновой газе- Неотложная задача экипажей раторах типа «Даурия» можно с ты идет разговор о путях наибо- производственных рефрижераторов успехом вырабатывать пряну®) лее эффективной эксплуатации и СРТ — внедрить передачу уло- сельдь и заготавливать полуфаб^ промыслового и приемо-транспорт- ва сельди по слипу. Сейчас это не рикат «особой» сельди. Для этой пого флота. Мне хочется внести делается потому, что слип начина- цели можно использовать механиз- свои предложения, касающиеся ется в 1— 1,2 метра от уровня мы линии заморозки сельдп. производственных рефрижерато- воды и при подъеме в мешке Мастер по обработке рыбы тов. ров типа «Даурия». 800— 1000 килограммов сельди Басавин предлагает на штатных Практика показывает, что в она на этом участке мнется Но местах расфасовки сельди в про- осенне-зимний период эти кораб- можно установить переходной тивни вмонтировать посолочные ли целесообразнее использовать ролик, сетные мршки сделать съемные столы. Перестройка с — Т.” п г дmULIC ОПЗМПШиПРТМ" - : ™"в"районахгtAJIbHblt Ш т У тпуи IИ z z Дальнего За- не потребует пада и по своему,-прямому на- меньшей емкости (400— 500 кг) большой затраты времени, значению, а пи в коем случае не и более жесткими. Это позволит в транспортном варианте. избежать порчи свежья. . При работе на сельдяном про- Производственные рефрижера- батывается 100 тысяч банок пре- мысле задание по выработке про- торы типа «Даурия» хорошо ме- сервов. Но это далеко не предел, дукции в ассортименте не должно ханизированы. Линия заморозки Для этого на производственной быть большим. Ведь частые пере- рыбы рассчитана, например, на линии в начале укладочного сто- ключения с производства продук- выпуск 90 тонн продукции в сут- да нужно установить бункер для ции одного ассортимента на дру- ки. И такая выработка уже дос- сельди-сырца. Весы (лучше всего гой нарушают ритмичность работы тигнута. Линии по выработке пре- гастрономические) установить око- и снижают производительность сервов и сельдеуборочные линии ло этого бункера, труда. имеют конструктивные -иедостат- Для достижения наибольшей ки, которые можно устранить, эффективности очепь важно пра- Первое, что необходимо сделать, вильно загружать корабли в пор- ■— это использовать для охлажде- изводить и обвалку ту. На мой взгляд, половину пер- ния и хранения свежей сельди вого и пятого трюмов надо остав- бункер 70 м3, расположенный в лять свободными. Тару грузить в кормовой части рыбофабрики. Установить над укладочным сто первый и второй трюмы. При та- Бункер надо изолировать, подве- * ом третий транспортер. По ^одно- кой погрузке можно избежать сти к нему с тузлучной станции му (>удлт поступать к укладчикам встречных потоков порожних ящи- охлажденную воду. Надо сделать П01)ЦЙИ сельДи с^посольнои сме- ков и ящиков с готовой продук- приспособление для регулировки ^ ю>^0^торому оан- цией при выработке слабосоленой подачи сельди на транспортеры. На судах т па «Даурия» за двухмесячный рейс сей ас ыра- Порции сельди целесообразнее взвешивать в специальной посу де. В этой же посуде следует про- Опыт показывает, что надо ки, по третьему возвращаться сельди. Стензель в районе второ- Увеличивать выработку слабо- к весовщикам порожняя посуда, го и третьего трюмов лучше не соленой сельди, особенно ящично- Осуществление всех этих^ ме- ставить. Он затрудняет выра- го посола, выгодно как с техноло- роприятий позволит вырараты- ботку сельди ящичного посола, гической, так и с экономической вать па производственных реф- так как приходится перекатывать точек зрения. Однако механиче- Р1*,!?е1)*т®?ах тип? «Даурия» Д° бочки с полуфабрикатом на зна- ские линии для этой цели па су- чительное расстояние. дах типа «Даурия» отсутствуют. Если предстоит замораживать Поскольку из трех линий по убор- сельдь, то первый трюм лучше ке сельди в бочки две, как пра- оставить свободным, а картонные вило, не используются, технолог «г в- ящики погрузить в твиндек чет- тов. Градусов предложил переобо- ного РеФРижеРат° Р а * е вертого трюма. рудовать одну из них для уборки рыба». 180— 200 тысяч банок пресервов в течение двухмесячного рейса. В. ШАМРАИ, заведующий лабораторией производствен ного ОСОБЫХ УСИЛИЙ НЕ ТРЕБУЕТСЯ В корреспонденции «Не по-го сударственному», опубликован ной в газете «Рыбный Мурман» 7 января, говорится о неудовлетво рительном обеспечении катерами экипажей Архангельского трало вого флота. В связи с ней и при казом заместителя начальника главка тов. Сиволобова хочется обсудить несколько вопросов, имеющих непосредственное отно шение к службе эксплуатации. В принципе обслуживание ар хангельских промысловиков не встречает у нас возражения. На ши катеры и водолеи, несмотря на некоторые упущения и недо статки, добились хороших резуль татов. В прошлом году Архан гельский траловый флот уплатил за оказанные ему услуги 14.516 рублей. Но эффективность водо леев и катеров могла быть и выше, если бы... Вот об этом «если бы...» и хо чется поговорить. Об улучшении работы службы эксплуатации в обслуживании мо ряков говорилось много и рань ше. Мы обращались в главк не сколько лет назад. Нам ответи ли: «Управление рыбной промыш ленности... обращалось к предсе дателю Государственного -комите та Совета Министров СССР по рыбному хозяйству и к начальни ку главного управления рыбной промышленности ВСНХ с прось бой о выделении 5—6 пассажир ских катеров закрытого типа на 80—100 пассажиров». На этом письме дата 1962 год. Что же имеет траловый флот в настоящее время? Катер «Весна» — на 36 пассажиров, МРС «Чай ка» — на 9 человек, «Баклан» — на 12 человек, «Азимут»—на 12 че ловек. На двух последних нет ра диолокационных станций, что иск- Перспективы промысла морского окуня ПО ИНОСТРАННЫМ МАТЕРИАЛАМ С Р ЕД И рыб, относящихся к разряду столовых, пожалуй, самым большим спросом у насе ления пользуется морской окунь. Однако на прилавках магазинов эта ценная рыба появляется ред ко. Это связано с тем, что наши суда ушли из традиционных рай онов промысла окуня, доля его в общей массе уловов стала совсем небольшой. История промысла морского окуня — это история открытий все новых и новых районов, высо ких уловов и быстрого спада до бычи. Уловы обычно достигали яика, когда промысел только на чинался, а затем наступал упадок. Заслуга в открытии многих рай онов лова окуня принадлежит в основном рыбакам Ф Р Г , они же, пожалуй, повинны и в упадке про мысла. Послевоенное развитие рыболовства Ф Р Г и быстрый рост уловов были обусловлены освое нием и эксплуатацией именно про мыслов окуня. В 1951 году богатый окунем район был открыт у побережья Норвегии (у Финмаркена). В 1953 году рост уловов был вызван отк рытием больших скоплений окуня к северо-западу от Исландии (уча сток «Мелсак»). В 1955 году на чат промысел на банке Дорн, в первые три месяца здесь было поймано 46 тысяч тонн окуня, а затем уловы быстро пошли на убыль. В 1955^-1958 годах происходило уменьшение добычи с 151 тысячи тони в 1955 году до 113 тысяч тонн окуня в среднем в год в 3956—1958 годах. Не помогло и освоение в это время промыслов у Ангмагссалика и у острова Мед вежьего. Однако в 1958 и 1959 гг. уловы вновь стали расти. Осенью J958 года у Лабрадора (район Сундалл) и у Ньюфаундленда франка Риту) исландцами были открыты большие скопления оку ня, которые незамедлительно ста ли облавливать немцы. Кроме это* го, зимой 1959 года они начали промышленное освоение скопле ний окуня у юго-восточной Грен ландии (банки Тордеискиольд, Билле, Филькир), открыли которые исландцы. Производительность лова во вновь освоенных районах упала в 1961— 1962 гг. Однако здесь же, у юго-восточной Грен ландии (у мыса Дискорд и мыса Валло), были открыты новые рай оны. В 1953—1962 годах постепенно развился лов окуня у берегов Ю ж ной и Западной Гренландии — от Ианорталика на юге до Хольс теннборга на севере. В 1962 году, несмотря на начавшийся спад уло вов, рыбаки Ф Р Г поймали в этих районах 51 тысячу тони окуня. В дальнейшем лов окуня проходил на восточных склонах западно- гренландских банок, но это не ос тановило падение уловов. Не только немецкие рыбаки познали горечь неудач, связанных с про мыслом морского окуня. В 1959 году советские рыбаки , выловили 155 тысяч тони окуня (главным образом на банке Риту), а в 1962 году — всего 32 тысячи тонн. Если в 1958 г. у Лабрадора бы ло добыто всеми странами 78 тысяч тони окуня (в первый год лова) и затем последовал рост до 83 тысяч тонн (1960 г.), то в 1963 году уловы составили всего 6 тысяч тонн. Исследования немецких и анг лийских ученых свидетельствуют о том, что перспективы промысла окуня в Атлантике на ближайшие годы не сулят хороших уловов для экипажей больших рыболов ных траулеров. В Северной Атлантике от Фин маркена до Флемиш-капа нет’уже . - .1 • • видов на открытие новых районов (уловы донным тралом), если не считать двух белых пятен. Одно из них — у берегов Южной Гренлан дии (между мысом Фарвел и мы сом Эгеде). Очень сложные усло вия рельефа дна — крутой накло^ шельфа, неровный скалистый грунт, — не позволяют промыш лять здесь обычными донными тралами. Другой район — между Запад ной Гренландией и южной частью Лабрадора. Гидрологические усло вия свидетельствуют о том, что у 4ого-восточных берегов Земли Баффина, а также у средней части и южной оконечности Лабрадора имеются условия для обитания окуня. Существует еще один район, где исследователи в массовом количе стве находят личинки окуня — между Исландией и Гренландией (море Ирмингера). Это позволяет предполагать, что там находятся большие скопления морского оку ня в пелагиали. Известный немецкий ученый А. Мейер констатирует, что пери од эффективной эксплуатации про мыслов окуня очень мал и конча ется в течение двух лет. С 1960 года тенденция падения уловов сохраняется и нет указаний на то, что ситуация изменится в ближай шие годы. Существует возмож ность открытия пелагических про мыслов. Однако для их эксплуа тации необходимо совершенство вание техники разноглубинного лова. Польские ученые более оптимис тичны. Они считают, что и в преж них районах еще можно иметь хо рошие уловы. Они ссылаются на тот факт, что производительность лова их БМ РТ у Ньюфаундленда в 1963 году составила в среднем 27 тонн за сутки лова, а ассорти мент улова состоял на 56 процен тов из окуня и было 33 процента трески. Они ссылаются также на опыт исландцев, которые в послед ние годы добывают у. Восточной Гренландии в среднем до 50 ты сяч тонн морского окуня (плюс 2 0 —30 тысяч тонн трески и 2 0 тысяч тонн сайды). Поляки ориентиру ются на дальнейшее использова ние БМ РТ на лове морского оку ня. Какие выводы можно сделать из выше сказанного? Районы воз можных мест обитания морского окуня и; ею промысла известны. Учитывая их малую изученность нашим флотом, отсутствие опыта работы, а также состояние сырье вой базы, вряд ли сейчас можно рекомендовать ширркое развитие промысла окуня с судов типа БМРТ. В то же время следует-вспом нить о том, что районы промысла трески и морского окуня сопре дельны на всех участках Атланти ки, которые были отмечены выше. Сырьевая база трески позволяет везде в определенные сезОны ве сти высокоэффективный лов трес ки и других тресковых с судов типа СРТ-Р и СРТ-400 л. с. Учитывая успешные опыты глу бинного лова донных рыб (в т. ч. и окуня) е судов этих типов, про веденные на западе латышскими и эстонскими рыбаками в 1965 году, можно считать, что если разовьет ся лов тресковых, то получит свое обязательное развитие и лов оку ня. Есть еще один довод в поль зу этого утверждения. .Известно, что там, где сырьевая база не уст раивает большие траулеры, зача стую с успехом промышляет ма лотоннажный флот, Ю. ЧУКСИН , начальник производственного отдела промразведки «Атлант- НИРО». лючает возможность их работы в условиях плохой видимости. Оба они нуждаются в профилактиче ском ремонте. Судьба других катеров неуте шительна. «Язь» с февраля 1963 года стоит в ремонте. День его выхода в эксплуатацию до сих пор неизвестен. С позапрошлого года ремонтируется «Сокол». «Утес», «Орленок» ремонтируются с начала 1965 года. Из-за нехватки катеров возни кают часто задержки судов на рейде. А сколько потрачено вре мени и нервов в ожидании кате ров? График ремонта имеющихся ка теров давно сорван, это умень шает срок их службы. Возникает необходимость арендовать кате ра. Это влечет колоссальные зат раты. «Онежец» проработал у нас 82 часа, и за это время мы заплатили 3.157 рублей. За аруен- ду катеров в течение 62 суток за плачено 58.840 рублей. Очевид но, руководство флота пока не прикладывает достаточных уси лий к решению такого насущного вопроса. Даже причал для посад ки пассажиров до сих пор не оп ределен. Чтобы попасть на ка тер, надо перейти через два-три- четыре корпуса. Причал № 1 под ходит для этой цели. Но он ис пользуется для стоянки пожар ных катеров. К нашему голосу должны при слушаться и судоремонтники. «Язь» семь раз ставили на слип. На «Соколе» допущен брак. На «Утесе» и на «Орленке» — тоже брак. В течение двадцати суток шли переговоры об исправлении брака на «Утесе», а к работе с у доремонтники не приступали. Решение этих проблем, по на- шему мнению, не требует особых усилий, а только внимания. Устранение всевозможных недо статков и неувязок позволит службе эксплуатации выполнить все задачи по обслуживанию мо ряков. А. ГОР БАТЮ К, председа тель цехкома профсоюза службы эксплуатации, С. Ц В ЕТ КО В, заместитель секретаря партийной орга низации, Г. РАТНИКОВ , капитан катера «Весиа». illllllllllllllllftlin illlllllU IIIIIIIIIHH IIH I M C L tJL t M X , «БЕСПОРЯДОК , ПУТАНИЦА Й ВОЛОКИТА» | ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким заго ловком в номере газеты от 19 января, начальник управления «Севрыбхолодфлот» тов. Бороду лин сообщил редакции, что ошиб ки и неточности в оформлении документов происходят из-за не брежности, невнимательности мас- теров-приемщцков плавбаз и от сутствия должного контроля со стороны технологов. Мастеру-приемщику плавбазы «Антарктика» тов. Житенному объявлен выговор. Необходимо, чтобы капитаны и рыбмастера СРТ в море проверя ли правильность оформления до кументов. Даже после отхода СРТ можно по радио сообщить на плавбазу о допущенной ошибке и решить все вопросы, не дожи даясь прихода в порт. Капитаны и мастера по обра ботке рыбы СРТ должны сами хорошо знать правила оформле ния документов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz