Рыбный Мурман. 1966 г. Февраль.

е ил е н м л сентябрьского Пленума Ц К КПСС — в ж и з н ь ! сельди в ящики. Предложение это юрошсе, и оно должно получить путевку в жизнь. Надо также механизировать подпрессовку сельди в ящиках. Для этой цели можно использовать пневматический или гидравличе­ ский прессы. На производственных рефриже- На страницах бассейновой газе- Неотложная задача экипажей раторах типа «Даурия» можно с ты идет разговор о путях наибо- производственных рефрижераторов успехом вырабатывать пряну®) лее эффективной эксплуатации и СРТ — внедрить передачу уло- сельдь и заготавливать полуфаб^ промыслового и приемо-транспорт- ва сельди по слипу. Сейчас это не рикат «особой» сельди. Для этой пого флота. Мне хочется внести делается потому, что слип начина- цели можно использовать механиз- свои предложения, касающиеся ется в 1— 1,2 метра от уровня мы линии заморозки сельдп. производственных рефрижерато- воды и при подъеме в мешке Мастер по обработке рыбы тов. ров типа «Даурия». 800— 1000 килограммов сельди Басавин предлагает на штатных Практика показывает, что в она на этом участке мнется Но местах расфасовки сельди в про- осенне-зимний период эти кораб- можно установить переходной тивни вмонтировать посолочные ли целесообразнее использовать ролик, сетные мршки сделать съемные столы. Перестройка с — Т.” п г дmULIC ОПЗМПШиПРТМ" - : ™"в"районахгtAJIbHblt Ш т У тпуи IИ z z Дальнего За- не потребует пада и по своему,-прямому на- меньшей емкости (400— 500 кг) большой затраты времени, значению, а пи в коем случае не и более жесткими. Это позволит в транспортном варианте. избежать порчи свежья. . При работе на сельдяном про- Производственные рефрижера- батывается 100 тысяч банок пре- мысле задание по выработке про- торы типа «Даурия» хорошо ме- сервов. Но это далеко не предел, дукции в ассортименте не должно ханизированы. Линия заморозки Для этого на производственной быть большим. Ведь частые пере- рыбы рассчитана, например, на линии в начале укладочного сто- ключения с производства продук- выпуск 90 тонн продукции в сут- да нужно установить бункер для ции одного ассортимента на дру- ки. И такая выработка уже дос- сельди-сырца. Весы (лучше всего гой нарушают ритмичность работы тигнута. Линии по выработке пре- гастрономические) установить око- и снижают производительность сервов и сельдеуборочные линии ло этого бункера, труда. имеют конструктивные -иедостат- Для достижения наибольшей ки, которые можно устранить, эффективности очепь важно пра- Первое, что необходимо сделать, вильно загружать корабли в пор- ■— это использовать для охлажде- изводить и обвалку ту. На мой взгляд, половину пер- ния и хранения свежей сельди вого и пятого трюмов надо остав- бункер 70 м3, расположенный в лять свободными. Тару грузить в кормовой части рыбофабрики. Установить над укладочным сто­ первый и второй трюмы. При та- Бункер надо изолировать, подве- * ом третий транспортер. По ^одно- кой погрузке можно избежать сти к нему с тузлучной станции му (>удлт поступать к укладчикам встречных потоков порожних ящи- охлажденную воду. Надо сделать П01)ЦЙИ сельДи с^посольнои сме- ков и ящиков с готовой продук- приспособление для регулировки ^ ю>^0^торому оан- цией при выработке слабосоленой подачи сельди на транспортеры. На судах т па «Даурия» за двухмесячный рейс сей ас ыра- Порции сельди целесообразнее взвешивать в специальной посу­ де. В этой же посуде следует про- Опыт показывает, что надо ки, по третьему возвращаться сельди. Стензель в районе второ- Увеличивать выработку слабо- к весовщикам порожняя посуда, го и третьего трюмов лучше не соленой сельди, особенно ящично- Осуществление всех этих^ ме- ставить. Он затрудняет выра- го посола, выгодно как с техноло- роприятий позволит вырараты- ботку сельди ящичного посола, гической, так и с экономической вать па производственных реф- так как приходится перекатывать точек зрения. Однако механиче- Р1*,!?е1)*т®?ах тип? «Даурия» Д° бочки с полуфабрикатом на зна- ские линии для этой цели па су- чительное расстояние. дах типа «Даурия» отсутствуют. Если предстоит замораживать Поскольку из трех линий по убор- сельдь, то первый трюм лучше ке сельди в бочки две, как пра- оставить свободным, а картонные вило, не используются, технолог «г в- ящики погрузить в твиндек чет- тов. Градусов предложил переобо- ного РеФРижеРат° Р а * е вертого трюма. рудовать одну из них для уборки рыба». 180— 200 тысяч банок пресервов в течение двухмесячного рейса. В. ШАМРАИ, заведующий лабораторией производствен­ ного ОСОБЫХ УСИЛИЙ НЕ ТРЕБУЕТСЯ В корреспонденции «Не по-го­ сударственному», опубликован­ ной в газете «Рыбный Мурман» 7 января, говорится о неудовлетво­ рительном обеспечении катерами экипажей Архангельского трало­ вого флота. В связи с ней и при­ казом заместителя начальника главка тов. Сиволобова хочется обсудить несколько вопросов, имеющих непосредственное отно­ шение к службе эксплуатации. В принципе обслуживание ар­ хангельских промысловиков не встречает у нас возражения. На­ ши катеры и водолеи, несмотря на некоторые упущения и недо­ статки, добились хороших резуль­ татов. В прошлом году Архан­ гельский траловый флот уплатил за оказанные ему услуги 14.516 рублей. Но эффективность водо­ леев и катеров могла быть и выше, если бы... Вот об этом «если бы...» и хо­ чется поговорить. Об улучшении работы службы эксплуатации в обслуживании мо­ ряков говорилось много и рань­ ше. Мы обращались в главк не­ сколько лет назад. Нам ответи­ ли: «Управление рыбной промыш­ ленности... обращалось к предсе­ дателю Государственного -комите­ та Совета Министров СССР по рыбному хозяйству и к начальни­ ку главного управления рыбной промышленности ВСНХ с прось­ бой о выделении 5—6 пассажир­ ских катеров закрытого типа на 80—100 пассажиров». На этом письме дата 1962 год. Что же имеет траловый флот в настоящее время? Катер «Весна» — на 36 пассажиров, МРС «Чай­ ка» — на 9 человек, «Баклан» — на 12 человек, «Азимут»—на 12 че­ ловек. На двух последних нет ра­ диолокационных станций, что иск- Перспективы промысла морского окуня ПО ИНОСТРАННЫМ МАТЕРИАЛАМ С Р ЕД И рыб, относящихся к разряду столовых, пожалуй, самым большим спросом у насе­ ления пользуется морской окунь. Однако на прилавках магазинов эта ценная рыба появляется ред­ ко. Это связано с тем, что наши суда ушли из традиционных рай­ онов промысла окуня, доля его в общей массе уловов стала совсем небольшой. История промысла морского окуня — это история открытий все новых и новых районов, высо­ ких уловов и быстрого спада до­ бычи. Уловы обычно достигали яика, когда промысел только на­ чинался, а затем наступал упадок. Заслуга в открытии многих рай­ онов лова окуня принадлежит в основном рыбакам Ф Р Г , они же, пожалуй, повинны и в упадке про­ мысла. Послевоенное развитие рыболовства Ф Р Г и быстрый рост уловов были обусловлены освое­ нием и эксплуатацией именно про­ мыслов окуня. В 1951 году богатый окунем район был открыт у побережья Норвегии (у Финмаркена). В 1953 году рост уловов был вызван отк­ рытием больших скоплений окуня к северо-западу от Исландии (уча­ сток «Мелсак»). В 1955 году на­ чат промысел на банке Дорн, в первые три месяца здесь было поймано 46 тысяч тонн окуня, а затем уловы быстро пошли на убыль. В 1955^-1958 годах происходило уменьшение добычи с 151 тысячи тони в 1955 году до 113 тысяч тонн окуня в среднем в год в 3956—1958 годах. Не помогло и освоение в это время промыслов у Ангмагссалика и у острова Мед­ вежьего. Однако в 1958 и 1959 гг. уловы вновь стали расти. Осенью J958 года у Лабрадора (район Сундалл) и у Ньюфаундленда франка Риту) исландцами были открыты большие скопления оку­ ня, которые незамедлительно ста­ ли облавливать немцы. Кроме это* го, зимой 1959 года они начали промышленное освоение скопле­ ний окуня у юго-восточной Грен­ ландии (банки Тордеискиольд, Билле, Филькир), открыли которые исландцы. Производительность лова во вновь освоенных районах упала в 1961— 1962 гг. Однако здесь же, у юго-восточной Грен­ ландии (у мыса Дискорд и мыса Валло), были открыты новые рай­ оны. В 1953—1962 годах постепенно развился лов окуня у берегов Ю ж ­ ной и Западной Гренландии — от Ианорталика на юге до Хольс­ теннборга на севере. В 1962 году, несмотря на начавшийся спад уло­ вов, рыбаки Ф Р Г поймали в этих районах 51 тысячу тони окуня. В дальнейшем лов окуня проходил на восточных склонах западно- гренландских банок, но это не ос­ тановило падение уловов. Не только немецкие рыбаки познали горечь неудач, связанных с про­ мыслом морского окуня. В 1959 году советские рыбаки , выловили 155 тысяч тони окуня (главным образом на банке Риту), а в 1962 году — всего 32 тысячи тонн. Если в 1958 г. у Лабрадора бы­ ло добыто всеми странами 78 тысяч тони окуня (в первый год лова) и затем последовал рост до 83 тысяч тонн (1960 г.), то в 1963 году уловы составили всего 6 тысяч тонн. Исследования немецких и анг­ лийских ученых свидетельствуют о том, что перспективы промысла окуня в Атлантике на ближайшие годы не сулят хороших уловов для экипажей больших рыболов­ ных траулеров. В Северной Атлантике от Фин­ маркена до Флемиш-капа нет’уже . - .1 • • видов на открытие новых районов (уловы донным тралом), если не считать двух белых пятен. Одно из них — у берегов Южной Гренлан­ дии (между мысом Фарвел и мы­ сом Эгеде). Очень сложные усло­ вия рельефа дна — крутой накло^ шельфа, неровный скалистый грунт, — не позволяют промыш­ лять здесь обычными донными тралами. Другой район — между Запад­ ной Гренландией и южной частью Лабрадора. Гидрологические усло­ вия свидетельствуют о том, что у 4ого-восточных берегов Земли Баффина, а также у средней части и южной оконечности Лабрадора имеются условия для обитания окуня. Существует еще один район, где исследователи в массовом количе­ стве находят личинки окуня — между Исландией и Гренландией (море Ирмингера). Это позволяет предполагать, что там находятся большие скопления морского оку­ ня в пелагиали. Известный немецкий ученый А. Мейер констатирует, что пери­ од эффективной эксплуатации про­ мыслов окуня очень мал и конча­ ется в течение двух лет. С 1960 года тенденция падения уловов сохраняется и нет указаний на то, что ситуация изменится в ближай­ шие годы. Существует возмож­ ность открытия пелагических про­ мыслов. Однако для их эксплуа­ тации необходимо совершенство­ вание техники разноглубинного лова. Польские ученые более оптимис­ тичны. Они считают, что и в преж­ них районах еще можно иметь хо­ рошие уловы. Они ссылаются на тот факт, что производительность лова их БМ РТ у Ньюфаундленда в 1963 году составила в среднем 27 тонн за сутки лова, а ассорти­ мент улова состоял на 56 процен­ тов из окуня и было 33 процента трески. Они ссылаются также на опыт исландцев, которые в послед­ ние годы добывают у. Восточной Гренландии в среднем до 50 ты­ сяч тонн морского окуня (плюс 2 0 —30 тысяч тонн трески и 2 0 тысяч тонн сайды). Поляки ориентиру­ ются на дальнейшее использова­ ние БМ РТ на лове морского оку­ ня. Какие выводы можно сделать из выше сказанного? Районы воз­ можных мест обитания морского окуня и; ею промысла известны. Учитывая их малую изученность нашим флотом, отсутствие опыта работы, а также состояние сырье­ вой базы, вряд ли сейчас можно рекомендовать ширркое развитие промысла окуня с судов типа БМРТ. В то же время следует-вспом­ нить о том, что районы промысла трески и морского окуня сопре­ дельны на всех участках Атланти­ ки, которые были отмечены выше. Сырьевая база трески позволяет везде в определенные сезОны ве­ сти высокоэффективный лов трес­ ки и других тресковых с судов типа СРТ-Р и СРТ-400 л. с. Учитывая успешные опыты глу­ бинного лова донных рыб (в т. ч. и окуня) е судов этих типов, про­ веденные на западе латышскими и эстонскими рыбаками в 1965 году, можно считать, что если разовьет­ ся лов тресковых, то получит свое обязательное развитие и лов оку­ ня. Есть еще один довод в поль­ зу этого утверждения. .Известно, что там, где сырьевая база не уст­ раивает большие траулеры, зача­ стую с успехом промышляет ма­ лотоннажный флот, Ю. ЧУКСИН , начальник производственного отдела промразведки «Атлант- НИРО». лючает возможность их работы в условиях плохой видимости. Оба они нуждаются в профилактиче­ ском ремонте. Судьба других катеров неуте­ шительна. «Язь» с февраля 1963 года стоит в ремонте. День его выхода в эксплуатацию до сих пор неизвестен. С позапрошлого года ремонтируется «Сокол». «Утес», «Орленок» ремонтируются с начала 1965 года. Из-за нехватки катеров возни­ кают часто задержки судов на рейде. А сколько потрачено вре­ мени и нервов в ожидании кате­ ров? График ремонта имеющихся ка­ теров давно сорван, это умень­ шает срок их службы. Возникает необходимость арендовать кате­ ра. Это влечет колоссальные зат­ раты. «Онежец» проработал у нас 82 часа, и за это время мы заплатили 3.157 рублей. За аруен- ду катеров в течение 62 суток за­ плачено 58.840 рублей. Очевид­ но, руководство флота пока не прикладывает достаточных уси­ лий к решению такого насущного вопроса. Даже причал для посад­ ки пассажиров до сих пор не оп­ ределен. Чтобы попасть на ка­ тер, надо перейти через два-три- четыре корпуса. Причал № 1 под­ ходит для этой цели. Но он ис­ пользуется для стоянки пожар­ ных катеров. К нашему голосу должны при­ слушаться и судоремонтники. «Язь» семь раз ставили на слип. На «Соколе» допущен брак. На «Утесе» и на «Орленке» — тоже брак. В течение двадцати суток шли переговоры об исправлении брака на «Утесе», а к работе с у доремонтники не приступали. Решение этих проблем, по на- шему мнению, не требует особых усилий, а только внимания. Устранение всевозможных недо­ статков и неувязок позволит службе эксплуатации выполнить все задачи по обслуживанию мо­ ряков. А. ГОР БАТЮ К, председа­ тель цехкома профсоюза службы эксплуатации, С. Ц В ЕТ КО В, заместитель секретаря партийной орга­ низации, Г. РАТНИКОВ , капитан катера «Весиа». illllllllllllllllftlin illlllllU IIIIIIIIIHH IIH I M C L tJL t M X , «БЕСПОРЯДОК , ПУТАНИЦА Й ВОЛОКИТА» | ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким заго­ ловком в номере газеты от 19 января, начальник управления «Севрыбхолодфлот» тов. Бороду­ лин сообщил редакции, что ошиб­ ки и неточности в оформлении документов происходят из-за не­ брежности, невнимательности мас- теров-приемщцков плавбаз и от­ сутствия должного контроля со стороны технологов. Мастеру-приемщику плавбазы «Антарктика» тов. Житенному объявлен выговор. Необходимо, чтобы капитаны и рыбмастера СРТ в море проверя­ ли правильность оформления до­ кументов. Даже после отхода СРТ можно по радио сообщить на плавбазу о допущенной ошибке и решить все вопросы, не дожи­ даясь прихода в порт. Капитаны и мастера по обра­ ботке рыбы СРТ должны сами хорошо знать правила оформле­ ния документов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz