Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА З А ^последнее десятилетие мировой улов рыбы увеличился примерно вдвое, хотя до этого он оставался в течение иеснольких десятилетий л а одном уровне. Прирост вылова проходил к ак за счет новых видов промысла, новых районов промысла, так и за счет интенсификации использования -сырьевых запасов в традиционных районах. Такой прирост не мог прои­ зойти без бурного развития средств и способов ры­ боловства. Развитие техники промышленного рыболовства не самоцель —• это средство к увеличению вылова с * наименьшими затратами труда и капитальных вло­ жений. С этой точки зрения кошельковый лов ло производительности не имеет себе равных. За мгм идет траловый лов. В зарубежных странах кошельковый лов особен­ но быстро стал развиваться-при увеличении спроса на рыбную м у ку . Здесь капиталисты обеспечили с е ­ бе намвьгсшую прибыль при наименьших капиталь­ ных затратах . Понятно, почему капитал многих ка* литалистических стран устремился в Перу, а промы­ сел этой слабо развитой страны поднялся как на дрожжах . Бурное развитие техники кошелькового лова обусловлено тремя взаимосвязанными факторами-: применение более легких и прочных кошельковых неводов -из синтетических волокон; применение си­ ловых блоков, позволивших выбирать невода почти без затрат человеческого труда с гораздо большей скоростью, чем прежде; применение гидроакустиче­ ских приборов-эхолотов « главным образом рыболо- «аторов , позволяющих производить замет невода по приборам, не дожидаясь , когда косяк появится у по­ верхности воды. - /. Эти три фактора совершили переворот не только кошельковом лове, но повлияли и будут влиять во­ обще на технику рыболовства. Началось с тунцового промысла в США, где впервые применили мощные кошельковые невода, выбираемые силовыми бло- нами. Силовые блоки распространились вглубь и вширь. Сначала они применены в США на сейнерах, про­ мышлявших менхедеи, сельдь и другие виды рыб, затем они стали бурно внедряться в рыболовство Перу, Норвегии и Исландии. Сейчас в США силовыми блоками оборудовано свыше 5 .50 0 судов, в Норвегии и Исландии пример­ но по 4 0 0—500 судов. В путину 1965 —1966 гт. (с 1 сентября по 31 м<ая, - остальное время запрет) было поймано 7 ,7 млн тонн - анчоуса, в промысле участвовало 1650 судов с 17 .300 рыбаками. Весь флот был оборудован сило­ выми блоками. Простая арифметика показывает , что один сейнер выловил примерно по 46 .0 00 центнеров амчоуса. Нельзя забывать , что типичный перуанский сейнер имеет размерения 2 4 , 4 x 6 , 7 X 3 , 4 м, грузо­ подъемность 175 т и двигатель мощностью 300 л. с. Еще* более поразительные качественные измене­ ния совершили эти три фактора (синтетика — сило­ вые блоки — гидролокаторы) в рыболовстве Ислан­ дии. До 1944 года там добывалось до 150 тыс. тони сельди кустарным способом, с 1945 по 1958 годы -промысел почти заглох: годовые уловы едва дости­ гали 10 тыс. тонн. В 1964 -г. улов Исландии соста­ вил 9 7 3 тыс. тонн, ”йз них сельди — 544 тыс. тонн, ■* тресковых — 370 тыс.-тонн. В 1 9 6 4 . г. там было * 5 —6 тыс. рыбаков. Средний годовой улов сельди на судно составлял 6 —8 тыс. центнеров. Но что самое интересное в рыболовстве Исландии кошельковыми неводами — там стали ловить не только сельдь , но и такой традиционный объект тра­ лового лова — треску . Сейчас исландский шкипеп - не пойдет на судно, если оно не оборудовано ры»бо- ло ка тора-ми. Обычно на судах их устанавливают по два и разных марок. Надо полагать, что обоими ры- болокаторами пользуются при -поиске скоплений. - Там же дебатируется вопрос о выгодах группового vT l taCKa косяков. Коренные преобразования коснулись и норвежс­ кого рыболрвства, по там эти процессы проходили гораздо интенсивнее и до некоторой степени болез­ ненно. Дело в том, что норвежские с у д а работали в фиордах, они очень «мелкие, и установка на таком судне силового блока, высоко подвешенного на стре­ ле, отражалась на остойчивости. Начались массовые аварии норвежских судов. Норвежцы нашли свой выход из создавшегося положения. Стортинг Норве­ гии издал закон, запрещающий установку силовых блоков на судах несоответствующих размерений, бы­ ла разработана система ABAC , Триплекс и гидро- кран. Это оборудование позволяет снизить точку приложения тяговой силы, приблизить ее к палубе, а следовательно, уменьшить влияние на остойчи­ вость. Для того, чтобы чрезмерно не за гр уж ать судно, было предложено сельдь вы гр уж ать не на палубу судна в случае больших уловов, а буксировать ее в пластиковых оболочкам. Оболочка имеет форму кол­ басы, а чтобы она не тонула, ее накачивают возду­ хом. Опыты по буксировке дали обнадеживающие результаты. V\AAAAAAA/V\A/V\A/\AAA/V\/\/V\/\/\/VVVV\A^ s /VV/V/VV/V\/4VV\AAAAAAA/V\A ' 1 Из материалов В сесою зного | совещания I по промышленному | рыболовству Для улучшения маневренности норвежские верфи по з а к а з у исландских судовладельцев стали строить сейнеры с д в ум я подруливающими устройствами мощностью по 100 л. с. Эти устройства создают по­ перечную силу, которая препятствует затягиванию сейнера © невод, и таким образом, нет необходимости иметь дл я этих целей вспомогательное судно. Б у д у ­ щее за подруливающими устройствами. Процесс вытеснения кошельковым ловом других способов лова коснулся и Шотландии. Там заметно стал сокращаться дрифтерный промысел и разви­ ваться кошельковый лов сельди, причем известны случаи переоборудования даж е траулеров в сейнеры. На*ряду с кошельковым развивался и траловый лов, который в некоторых странах Европы (Анг­ лия, ФРГ , Бельгия) имеет доминирующее значение. Повышенный опрос на рыбу в послевоенное время вы звал увеличение интенсивности промысла и как следствие снижение уловов на промысловое усилие в традиционных районах тралового лова. Начали осваиваться новые отдаленные районы промысла в Северо-Западной Атлантике. Там потребовался тра­ улер нового типа. Так появился шелтердечный тра- , улер , с кормовым тралением. Останавливаться на особенностях этих траулеров нет надобности — этот тип судна хорошо известен. Необходимо лишь отметить, что сейчас в Англии, ФРГ , Японии основным типом становится морозиль­ ный траулер или траулер-фабрика дальнего радиуса действия. Если раньше было опасение, что такие . траулеры будут нерентабельны, то сейчас в Англии в зя т курс на строительство таких судов. Сейчас из . 196 траулеров дальнего радиуса действия около 20 .. морозильных. Через 5 лет только одно объединение «Вайт Фиш Ауфорити» будет иметь 40 морозиль­ ных траулеров. Объем выгрузок в 1965 г. составил 5 процентов, в 1968 году он должен достигнуть 25 ' процентов, а в 1970 году — 40 процентов объема выгрузок всех английских траулеров дальнего ради­ уса^действия. Но если Англия строит пренмущест- - венно морозильные траулеры с резервным местом в твиндеке для установки фн.тетирующнх и др. ма- ищп, то в ФРГ взят курс на постройку траулеров- фабрик, па которых устанавливаются несколько ры­ бообрабатывающих и филетирующих линий. Характерна стр уктура выгрузок в ФРГ . В 1963 году в сравнении с 1962 годом выгрузки свеж ья со­ кратились на 2 6 тыс. тонн, в то время к а к мороже* ной рьгбы—увеличились на 5 0 тыс. тонн, и это у в е ­ личение произошло за счет выпуска мороженого филе на суд ах (23 ,3 тыс. тонн). Всего в ФРГ в 1963 г. было выработано 4 5 ,3 тыс. тонн, а в 1965 г. —47 ,5 тыс. тонн филе. Тенденция роста, выпуска филе определяет и характер строя­ щихся в ФРГ траулеров. Промысловое оборудование этих траулеров вклю­ чает мощные траловые лебедки с тяговым усилием до 12 т и скоростью выборки ваеров до 120 м/мин. В Англин начинают применять пяти- и шестибара­ банные лебедки. В ФРГ — раздельные, установлен­ ные по обоим бортам. Кроме того, применяются вы ­ тяжные лебедки с тяговым усилием 7 — 20 т, и ле­ бедки для стаскивания со слипа спуска трала с тя ­ говым усилием до 3 т. Для увеличения скорости хода установлены мощ­ ные двигатели, а корпус траулера проектируется по данным модельных испытаний в опытном бассейне. Все делается для снижения сопротивления корпуса. До последнего времени дебатировался вопрос о целесообразности применения ВРШ. Сейчас с по­ вышением надежности вопрос решен в пользу ВРШ . Основной тенденцией в траулеростроении в насто­ ящее время явл яется автоматизация не только уп­ равления, но и рабочих процессов. На многих тр ау ­ лерах появляются приборы дистанционного управ ­ ления не только судном, но и траловым и вспомога­ тельными лебедками. В этом отношении интересны английские полу- автоматизированные траулеры, малый траулер «Росс Даринг» (длина 30 .2 м) и средний «Росс Фэйм»; (длина 42 ,5 м). Траулер «Росс Дарииг» проектиро­ вался 5 лет назад в то время , когда английский про­ мысел в Северном море подвергся депрессии: паде­ ние норм вылова привело к недостатку рабочей силы на судах . Это заставило искать судно нового типа, способное эффективно работать в изменившихся у с ­ ловиях. При проектировании этого траулера пошли по пути механизации и автоматизации процессов уп ­ равления и лова. При этом исходили из гарантии работы всех механизмов на судне. Считали, что ма­ шинной команды на траулере не нужно. Машинное отделение на время рейса можно запечатать, а ре­ монт и подготовку к рейсу можно проводить в порту во время межрейсовой стоянки. Это позволило ко­ манду на траулере «Росс Дарииг» уменьшить в 2 раза (вместо 10 только 5 человек). • Эффективность работы этого траулера позволила построить траулер того же типа, но болыиик разме­ рений. Траулер «Росс Фэйм» имеет кормовой слип, но главная особенность его в том, что он имеет мо­ стик паромного типа. Траловая лебедка установлена у полубака , и таким образом, весь трал может вы т я ­ гиваться на палубу по слипу за один прием. Необходимо упомянуть и другой траулер, недав­ но построенный в Англии, «Р эндж ер -як с » . Это пер­ вый малый траулер-фабрика. Для нас он интересен не только к ак траулер сам по себе, но и как траулер, имеющий почти одинаковые размерения с нашим СРТ «М а я к » . Если их сравнить, то сравнение будет далеко не в пользу нашего СРТ: один с оборудовани­ ем устаревшего тина по схеме бортового траления, второй—с прогрессивным оборудованием по схеме кормового траления, первый с недостаточно произ­ водительной морозильной установкой, второй — не только морозильной установкой, но и филетирую- щими машинами. • Но дело не только в технических данных. Дело в уловах, для которых и существуют траулеры. А они также выше. Случайно ли это? Нет, это далеко не случайно. Дело в том, что судно с промысловой точки зрения у «нас никто не изучает, и многие наши руководители имеют очень смутное понятие, что же делается в этой области в зарубежных странах. И. СМЫСЛОВ, старшин научный сотрудник* ВНИРО. СТАРПОМ ГЕОРГИЙ ТИШКОВ В одном из своих воспоми­ наний старейший капитан тралового флота Степан Дмитриевич Копытов писал: «Штурманского ме;ста тогда (до революции) нужно было ждать долго. . .».1 Я вспомнил об этом, когда встретился ;со старшим помощником капи­ тана большого морозильно­ го траулера «Салтыков- Щедрин» Георгием Василь­ евичем Тишковым. Перед ним не стояло т а ­ кое препятствие. Выпускни­ ка Мурманского мореходно­ го училища с р а з у -Же напра­ вили на рыболовный трау ­ л ер вначале третьим штур­ маном , а через четыре года он уже — старпом БМРТ «Заволжск» . Работал не считаясь со временем, ни с трудностями, по-комсомоль- jWh. И видно, совсем не с л у ­ чайно е и у присвоили высо­ кое звание ударника комму ­ нистического труда . О работе судоводителя можно говорить много. Обя ­ занности старпома — это не только безопасное судо­ вождение, промысловое ум е ­ ние, но и поддержание с у д ­ на в хорошем техническом состоянии, работа с людьми. Со всем этим хорошо справ­ ляется F. В. Тишков. Фото Г. Беглова. ■yXVVv;Х;: Чтобы предотвратить аварию В ИДЕТЬ в темноте и тумане, на много миль вперед... Сколько поколений мореходов меч­ тало об этом! И вот морями по* лучили сказочный прибор — ра­ диолокатор. Но столкновения су­ дов происходят иногда и понь»ке. Почему? На этот вопрос во многом от­ вечает вовый фильм «Использова­ ние радиолокационной станции для предупреждения столкновения судов», выпущенный студией «Лен- научфнльм» по заказу Министер­ ства морского флота. В ©го осно­ ву легла брошюра капитана даль­ него плавания Н. Я. Брызгина, в которой содержатся рекомендации наиболее эффективного использо­ вания судового радиолокатора. И брошюра, и фильм затрагива­ ют чрезвычайно важные для прак­ тики морского судоходства вопро­ сы. Здесь уместно сослаться на недавний случай. Шведский трау­ лер «ГГ-376» столкнулся с одним из калининградских рыболовных траулеров. Состоялось снятие по­ казаний в суде ло морскому про­ тесту. На вопрос адвоката *швед­ ский капитан Кеннет Андриассон ответил, что он имеет аттестат шкилера первого класса, выдан­ ный в I960 году, Что на судне ус ­ тановлен новейшии радар англии* ского производства. И что нм сам Андриассон, капитан, нм кто-ни­ будь из его команды... пользовать­ ся этим радаром не умеют. Естественно, что виновным аа столкновение суд признал швед­ ского капитана, хотя его траулер получил значительные поврежде­ ния, чего нельзя сказать о нашем* Естественно потому, что междуна­ родная конвенция категорически требует полной компетентное™ лиц, обслуживающих радиолока­ торы. Фильм «Использование радио* локационной станции...» на кон­ кретных примерах разъясняет ме­ тодику обработки информации, по­ дученной с помощью локатора, учит быстро ориентироваться и находить наиболее правильное ре­ шение, демонстрирует основные моменты организации зрителыногр и радиолокационного наблюдения при плавании в тумане. Расхож­ дение судов на встречных и пере­ секающихся курсах, расхождение одновременно с несколькими су­ дами по методу Брызги.на9 рас­ хождение в узкостях и некоторые другие вопросы судовождения на­ шли в этом фильме четкое oipa* женке. z' I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz