Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ МИРОВОГО РЫБОЛОВСТВА З А ^последнее десятилетие мировой улов рыбы увеличился примерно вдвое, хотя до этого он оставался в течение иеснольких десятилетий л а одном уровне. Прирост вылова проходил к ак за счет новых видов промысла, новых районов промысла, так и за счет интенсификации использования -сырьевых запасов в традиционных районах. Такой прирост не мог прои зойти без бурного развития средств и способов ры боловства. Развитие техники промышленного рыболовства не самоцель —• это средство к увеличению вылова с * наименьшими затратами труда и капитальных вло жений. С этой точки зрения кошельковый лов ло производительности не имеет себе равных. За мгм идет траловый лов. В зарубежных странах кошельковый лов особен но быстро стал развиваться-при увеличении спроса на рыбную м у ку . Здесь капиталисты обеспечили с е бе намвьгсшую прибыль при наименьших капиталь ных затратах . Понятно, почему капитал многих ка* литалистических стран устремился в Перу, а промы сел этой слабо развитой страны поднялся как на дрожжах . Бурное развитие техники кошелькового лова обусловлено тремя взаимосвязанными факторами-: применение более легких и прочных кошельковых неводов -из синтетических волокон; применение си ловых блоков, позволивших выбирать невода почти без затрат человеческого труда с гораздо большей скоростью, чем прежде; применение гидроакустиче ских приборов-эхолотов « главным образом рыболо- «аторов , позволяющих производить замет невода по приборам, не дожидаясь , когда косяк появится у по верхности воды. - /. Эти три фактора совершили переворот не только кошельковом лове, но повлияли и будут влиять во обще на технику рыболовства. Началось с тунцового промысла в США, где впервые применили мощные кошельковые невода, выбираемые силовыми бло- нами. Силовые блоки распространились вглубь и вширь. Сначала они применены в США на сейнерах, про мышлявших менхедеи, сельдь и другие виды рыб, затем они стали бурно внедряться в рыболовство Перу, Норвегии и Исландии. Сейчас в США силовыми блоками оборудовано свыше 5 .50 0 судов, в Норвегии и Исландии пример но по 4 0 0—500 судов. В путину 1965 —1966 гт. (с 1 сентября по 31 м<ая, - остальное время запрет) было поймано 7 ,7 млн тонн - анчоуса, в промысле участвовало 1650 судов с 17 .300 рыбаками. Весь флот был оборудован сило выми блоками. Простая арифметика показывает , что один сейнер выловил примерно по 46 .0 00 центнеров амчоуса. Нельзя забывать , что типичный перуанский сейнер имеет размерения 2 4 , 4 x 6 , 7 X 3 , 4 м, грузо подъемность 175 т и двигатель мощностью 300 л. с. Еще* более поразительные качественные измене ния совершили эти три фактора (синтетика — сило вые блоки — гидролокаторы) в рыболовстве Ислан дии. До 1944 года там добывалось до 150 тыс. тони сельди кустарным способом, с 1945 по 1958 годы -промысел почти заглох: годовые уловы едва дости гали 10 тыс. тонн. В 1964 -г. улов Исландии соста вил 9 7 3 тыс. тонн, ”йз них сельди — 544 тыс. тонн, ■* тресковых — 370 тыс.-тонн. В 1 9 6 4 . г. там было * 5 —6 тыс. рыбаков. Средний годовой улов сельди на судно составлял 6 —8 тыс. центнеров. Но что самое интересное в рыболовстве Исландии кошельковыми неводами — там стали ловить не только сельдь , но и такой традиционный объект тра лового лова — треску . Сейчас исландский шкипеп - не пойдет на судно, если оно не оборудовано ры»бо- ло ка тора-ми. Обычно на судах их устанавливают по два и разных марок. Надо полагать, что обоими ры- болокаторами пользуются при -поиске скоплений. - Там же дебатируется вопрос о выгодах группового vT l taCKa косяков. Коренные преобразования коснулись и норвежс кого рыболрвства, по там эти процессы проходили гораздо интенсивнее и до некоторой степени болез ненно. Дело в том, что норвежские с у д а работали в фиордах, они очень «мелкие, и установка на таком судне силового блока, высоко подвешенного на стре ле, отражалась на остойчивости. Начались массовые аварии норвежских судов. Норвежцы нашли свой выход из создавшегося положения. Стортинг Норве гии издал закон, запрещающий установку силовых блоков на судах несоответствующих размерений, бы ла разработана система ABAC , Триплекс и гидро- кран. Это оборудование позволяет снизить точку приложения тяговой силы, приблизить ее к палубе, а следовательно, уменьшить влияние на остойчи вость. Для того, чтобы чрезмерно не за гр уж ать судно, было предложено сельдь вы гр уж ать не на палубу судна в случае больших уловов, а буксировать ее в пластиковых оболочкам. Оболочка имеет форму кол басы, а чтобы она не тонула, ее накачивают возду хом. Опыты по буксировке дали обнадеживающие результаты. V\AAAAAAA/V\A/V\A/\AAA/V\/\/V\/\/\/VVVV\A^ s /VV/V/VV/V\/4VV\AAAAAAA/V\A ' 1 Из материалов В сесою зного | совещания I по промышленному | рыболовству Для улучшения маневренности норвежские верфи по з а к а з у исландских судовладельцев стали строить сейнеры с д в ум я подруливающими устройствами мощностью по 100 л. с. Эти устройства создают по перечную силу, которая препятствует затягиванию сейнера © невод, и таким образом, нет необходимости иметь дл я этих целей вспомогательное судно. Б у д у щее за подруливающими устройствами. Процесс вытеснения кошельковым ловом других способов лова коснулся и Шотландии. Там заметно стал сокращаться дрифтерный промысел и разви ваться кошельковый лов сельди, причем известны случаи переоборудования даж е траулеров в сейнеры. На*ряду с кошельковым развивался и траловый лов, который в некоторых странах Европы (Анг лия, ФРГ , Бельгия) имеет доминирующее значение. Повышенный опрос на рыбу в послевоенное время вы звал увеличение интенсивности промысла и как следствие снижение уловов на промысловое усилие в традиционных районах тралового лова. Начали осваиваться новые отдаленные районы промысла в Северо-Западной Атлантике. Там потребовался тра улер нового типа. Так появился шелтердечный тра- , улер , с кормовым тралением. Останавливаться на особенностях этих траулеров нет надобности — этот тип судна хорошо известен. Необходимо лишь отметить, что сейчас в Англии, ФРГ , Японии основным типом становится морозиль ный траулер или траулер-фабрика дальнего радиуса действия. Если раньше было опасение, что такие . траулеры будут нерентабельны, то сейчас в Англии в зя т курс на строительство таких судов. Сейчас из . 196 траулеров дальнего радиуса действия около 20 .. морозильных. Через 5 лет только одно объединение «Вайт Фиш Ауфорити» будет иметь 40 морозиль ных траулеров. Объем выгрузок в 1965 г. составил 5 процентов, в 1968 году он должен достигнуть 25 ' процентов, а в 1970 году — 40 процентов объема выгрузок всех английских траулеров дальнего ради уса^действия. Но если Англия строит пренмущест- - венно морозильные траулеры с резервным местом в твиндеке для установки фн.тетирующнх и др. ма- ищп, то в ФРГ взят курс на постройку траулеров- фабрик, па которых устанавливаются несколько ры бообрабатывающих и филетирующих линий. Характерна стр уктура выгрузок в ФРГ . В 1963 году в сравнении с 1962 годом выгрузки свеж ья со кратились на 2 6 тыс. тонн, в то время к а к мороже* ной рьгбы—увеличились на 5 0 тыс. тонн, и это у в е личение произошло за счет выпуска мороженого филе на суд ах (23 ,3 тыс. тонн). Всего в ФРГ в 1963 г. было выработано 4 5 ,3 тыс. тонн, а в 1965 г. —47 ,5 тыс. тонн филе. Тенденция роста, выпуска филе определяет и характер строя щихся в ФРГ траулеров. Промысловое оборудование этих траулеров вклю чает мощные траловые лебедки с тяговым усилием до 12 т и скоростью выборки ваеров до 120 м/мин. В Англин начинают применять пяти- и шестибара банные лебедки. В ФРГ — раздельные, установлен ные по обоим бортам. Кроме того, применяются вы тяжные лебедки с тяговым усилием 7 — 20 т, и ле бедки для стаскивания со слипа спуска трала с тя говым усилием до 3 т. Для увеличения скорости хода установлены мощ ные двигатели, а корпус траулера проектируется по данным модельных испытаний в опытном бассейне. Все делается для снижения сопротивления корпуса. До последнего времени дебатировался вопрос о целесообразности применения ВРШ. Сейчас с по вышением надежности вопрос решен в пользу ВРШ . Основной тенденцией в траулеростроении в насто ящее время явл яется автоматизация не только уп равления, но и рабочих процессов. На многих тр ау лерах появляются приборы дистанционного управ ления не только судном, но и траловым и вспомога тельными лебедками. В этом отношении интересны английские полу- автоматизированные траулеры, малый траулер «Росс Даринг» (длина 30 .2 м) и средний «Росс Фэйм»; (длина 42 ,5 м). Траулер «Росс Дарииг» проектиро вался 5 лет назад в то время , когда английский про мысел в Северном море подвергся депрессии: паде ние норм вылова привело к недостатку рабочей силы на судах . Это заставило искать судно нового типа, способное эффективно работать в изменившихся у с ловиях. При проектировании этого траулера пошли по пути механизации и автоматизации процессов уп равления и лова. При этом исходили из гарантии работы всех механизмов на судне. Считали, что ма шинной команды на траулере не нужно. Машинное отделение на время рейса можно запечатать, а ре монт и подготовку к рейсу можно проводить в порту во время межрейсовой стоянки. Это позволило ко манду на траулере «Росс Дарииг» уменьшить в 2 раза (вместо 10 только 5 человек). • Эффективность работы этого траулера позволила построить траулер того же типа, но болыиик разме рений. Траулер «Росс Фэйм» имеет кормовой слип, но главная особенность его в том, что он имеет мо стик паромного типа. Траловая лебедка установлена у полубака , и таким образом, весь трал может вы т я гиваться на палубу по слипу за один прием. Необходимо упомянуть и другой траулер, недав но построенный в Англии, «Р эндж ер -як с » . Это пер вый малый траулер-фабрика. Для нас он интересен не только к ак траулер сам по себе, но и как траулер, имеющий почти одинаковые размерения с нашим СРТ «М а я к » . Если их сравнить, то сравнение будет далеко не в пользу нашего СРТ: один с оборудовани ем устаревшего тина по схеме бортового траления, второй—с прогрессивным оборудованием по схеме кормового траления, первый с недостаточно произ водительной морозильной установкой, второй — не только морозильной установкой, но и филетирую- щими машинами. • Но дело не только в технических данных. Дело в уловах, для которых и существуют траулеры. А они также выше. Случайно ли это? Нет, это далеко не случайно. Дело в том, что судно с промысловой точки зрения у «нас никто не изучает, и многие наши руководители имеют очень смутное понятие, что же делается в этой области в зарубежных странах. И. СМЫСЛОВ, старшин научный сотрудник* ВНИРО. СТАРПОМ ГЕОРГИЙ ТИШКОВ В одном из своих воспоми наний старейший капитан тралового флота Степан Дмитриевич Копытов писал: «Штурманского ме;ста тогда (до революции) нужно было ждать долго. . .».1 Я вспомнил об этом, когда встретился ;со старшим помощником капи тана большого морозильно го траулера «Салтыков- Щедрин» Георгием Василь евичем Тишковым. Перед ним не стояло т а кое препятствие. Выпускни ка Мурманского мореходно го училища с р а з у -Же напра вили на рыболовный трау л ер вначале третьим штур маном , а через четыре года он уже — старпом БМРТ «Заволжск» . Работал не считаясь со временем, ни с трудностями, по-комсомоль- jWh. И видно, совсем не с л у чайно е и у присвоили высо кое звание ударника комму нистического труда . О работе судоводителя можно говорить много. Обя занности старпома — это не только безопасное судо вождение, промысловое ум е ние, но и поддержание с у д на в хорошем техническом состоянии, работа с людьми. Со всем этим хорошо справ ляется F. В. Тишков. Фото Г. Беглова. ■yXVVv;Х;: Чтобы предотвратить аварию В ИДЕТЬ в темноте и тумане, на много миль вперед... Сколько поколений мореходов меч тало об этом! И вот морями по* лучили сказочный прибор — ра диолокатор. Но столкновения су дов происходят иногда и понь»ке. Почему? На этот вопрос во многом от вечает вовый фильм «Использова ние радиолокационной станции для предупреждения столкновения судов», выпущенный студией «Лен- научфнльм» по заказу Министер ства морского флота. В ©го осно ву легла брошюра капитана даль него плавания Н. Я. Брызгина, в которой содержатся рекомендации наиболее эффективного использо вания судового радиолокатора. И брошюра, и фильм затрагива ют чрезвычайно важные для прак тики морского судоходства вопро сы. Здесь уместно сослаться на недавний случай. Шведский трау лер «ГГ-376» столкнулся с одним из калининградских рыболовных траулеров. Состоялось снятие по казаний в суде ло морскому про тесту. На вопрос адвоката *швед ский капитан Кеннет Андриассон ответил, что он имеет аттестат шкилера первого класса, выдан ный в I960 году, Что на судне ус тановлен новейшии радар англии* ского производства. И что нм сам Андриассон, капитан, нм кто-ни будь из его команды... пользовать ся этим радаром не умеют. Естественно, что виновным аа столкновение суд признал швед ского капитана, хотя его траулер получил значительные поврежде ния, чего нельзя сказать о нашем* Естественно потому, что междуна родная конвенция категорически требует полной компетентное™ лиц, обслуживающих радиолока торы. Фильм «Использование радио* локационной станции...» на кон кретных примерах разъясняет ме тодику обработки информации, по дученной с помощью локатора, учит быстро ориентироваться и находить наиболее правильное ре шение, демонстрирует основные моменты организации зрителыногр и радиолокационного наблюдения при плавании в тумане. Расхож дение судов на встречных и пере секающихся курсах, расхождение одновременно с несколькими су дами по методу Брызги.на9 рас хождение в узкостях и некоторые другие вопросы судовождения на шли в этом фильме четкое oipa* женке. z' I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz