Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

■ fso tfa i МАСТЕР лой возраст, Александр Петро­ вич с отличаем закончил курсы по повышению квалификации НТР при Московском институ­ те. Эти занятия не прошли бес­ следно. — Курсы на многое откры­ ли глаза . Оттуда, кроме допол­ нительных знаний, вынес гла»в- - ное — совершенствоваться на- ТАТЕЛЬ, ДРУГ Б и о г р а ф и я мастера ре- моптно • механического цеха Канда лашис кого механического за*вода коммуни­ ста Александра Петровича Б а ­ шарова, как и его сверстников, тесно переплелась с пятилетка­ ми. Он был в числе тех, кто первым приступал к осуществ­ лению плана, ГОЭЛРО. Начал со стропальщика на строитель­ стве Свирскон ГЭС. В начале 30 -х годов на Кольском полу­ острове стала развиваться гор­ норудная промышленность. Но темпы сдерживала нехватка электроэнергии. Тогда партия и правительство приняли реше­ ние: создать на реке Ниве кас над электростанций. Неприглядно выгл яде ла '•«■строительная площадка» буду щей Нива ГЭС-Н. Покрытое мхом болото, валуны на кру чах, обросшие лишайниками, сосны, полотняные палатки. Ос­ тавляли желать лучшего и ору ­ дия труда — грабарка , ручная тележка , лопата, лом. И все же наперекор трудностям люди вы ­ шли победителями. Они повер­ нули .русло реки, поставили ее воды на службу народу. И вот уж е 33-й год бурная Нива дает живительную энергию промычи ленности области. Участвовал Александр и в сооружении заполярного Дне­ прогэса, как окрестил первую ГЭС на Кольском полуострове Сергей Миронович Киров. Ког­ да стала прибывать техника, он освоил - работу на кране, был машинистом турбин. Позже, в 1938 году, потребовались ра- бочке руки на механическом, Петровича перевели сюда. С тех пор его судьба тесно связана с этим предприятием. Был он на равных должностях. А в 1954 вы звал Башарова бывший ди­ ректор Леонид Филиппович По* сецельский: — Механиком ты, Алек ­ сандр Петрович, зарекомендо­ вал себя с наилучшей стороны. А теперь принимай подъемно- транспортное хозяйство. — Так я же не специалист по этому оборудованию! — Б а ­ шарову очень не хотелось рас­ ставаться с товарищами. — С крановым хозяйством, как мне известно, ты был еще знаком на строительстве Нива ГЭС- l l . Так что оправишься. Разбитое, изношенное обору­ дование получил в наследство новый мастер. Но и это было еще полбеды — можно нала­ дить. Тревожила дисциплина— производственная, а порой и трудовая. Известно, что чело­ век быстро меняет форму ве­ щей, но медленно формируется сам. Первое столкновение произо­ шло на третий день. Роман Тн- тович Обухов занимался ремон­ там, когда к нему подошел Б а ­ шаров. Они хорошо знали друг друга . — А ведь ты, Ромам, в спешке отступаешь от техниче­ ских правил, — как бы походя заметил мастер. Роман насторожился. Поло­ жил на станину инструмент,-.ко­ торым только что работал, вы ­ прямился зо весь свой почти двухметровый рост. С прису­ щей ем у небрежностью с высо­ ты глянул на мастера. — Знаете. Александр Пет­ рович, работаю я не первый год. И мастеров повидал раз ­ ных. Приходит новый, начинает заводить .новые порядки. А по­ рядка не было, нет и не будет. Работаем сами по себе, варим­ с я в собственном соку. Откро­ венно ск аж у : зря вы перешли на наш участок. Одна морока здесь... — Для наведения порядка меня сюда и прислали. Только наводить его придется и мне, ч тебе — всему коллективу. А сейчас переделай застояо свою работу по всем .. техническим правилам. И мастер показал, где допу­ щены отступления. Слесарь по­ морщился, но перечить не стал, переделал. Ошибся Роман Титови>ч Обу хов в одном: порядок Башаров сумел навести. Правда, стоило ему то больших усилий. На­ чал с гчго, что создал за/пас де талей к предстоящим ремонтам оборудования. А для этого оп­ ределил быстроизнашивающие- оя узлы . Работа была долгой и кропотливой, но затраты пол­ ностью оправдали себя. Имея под рукой запасные части, еле сарям остается только устано­ вить их, не ожидая, когда заго ­ товки пройдут токарную или фрезерную обработку. Так сок­ ращаются сроки ремонта подъ­ ем ]ю-транепортного оборуд ов а - ння. По инициативе и под ру ­ ководством А. II. Башарова на складе сыпучих материалов ли­ тейного цеха и в мастерс.кой капитального ремонта были ре­ конструированы старые руч­ ные кранбалки. Теперь они приводя гея электромоторами. В этом году модернизирован и Кандалакшском железнодорожный кран боль- Александра шой мощности. Прошло 12 лет. За это вре­ мя Александр Петрович обучил не -менее ста человек. Кранов­ щики Анна Лупкина, Иван Чу- син, Виктория Лошкова, Ли­ дия Галковская и многие дру ­ гие стали подлинными масте- — Что ж , молено и попро­ бовать, — спокойно ск а з ал Ба шаров. Той же самой ножовкой он честь по чести вырезал « у с » в уголке . «Смотри, Вячеслав , ведь сам мог так же сделать» . Но смотреть было некому. «Обиженный» Пауленкевич к у ­ да-то сбежал. А потом цришел к мастеру : «Хочу обратно вер ­ нуться во второй цех» . Его удерживать не стали. Да, не всем (нравится стро­ гость и требовательность ста ­ рого мастера. Хоть и законная, справедливая.. Но немало и т а ­ ких, которые сумели увидеть за этой строгостью душевную доб­ роту Башарова. / Работает на участке Влади­ мир Копылов. Даст мастер ему задание — поначалу промолчит, уйдет в цех. Через каких-ни­ будь полчаса разыскивает мас­ тера: «Не могу этого сделать. Работа-то новая» . — А ты, Владимир, поше­ вели мозгами, голова человеку на то и дана, чтобы думать . — Нет, Александр Петро­ вич, не могу, — твердит сле ­ сарь. — Тогда давай мыслить вместе. Ах гы, горе-металлист. В конце концов в коллекти­ ве стали подшучивать над Вла ­ димиром: «Опять опекуна ищешь, горе-металлист?» Тут, видимо, заговорила у него рабочая гордость. Да и знал, что не такой человек Ба­ шаров, чтобы отступиться от своего, заставит под контролем выполнить работу. Стал отка­ зываться от помощи. А недав­ но мастер узнал , что при ре­ монте мостового крапа Влади­ мир Копылов усовершенство­ вал ленточный тормоз. В (ре­ зультате обеспечивается боль­ шая надежность в работе, а срок службы ленточного тормо­ за увеличится в 2—2 ,5 раза. На примере В. Копылова можно видеть, какое огромное влияние имеет на людей Баша­ ров, его личный пример, его по-отечески доброе слово. Во­ дился грешок* за Копыловым. То с больной головой придет на смену, то в обед неведомо где успеет опохмелиться. Хоть и немного, но... Не раз цриш- до постоянно, иначе нельзя, иначе отстанешь от времени, закоснеешь, потеряешь уч а ­ щенно бьющийся пульс техни­ ческой жизни. Теперь дома и на столе ма­ ленькой конторки, где иногда можно застать мастера , все ово бедное место занято техниче­ ской литературой. Пра»вда, з а ­ стать в конторке Башарова до­ вольно трудно. У него на пле­ чах- громоздкое и сложное подъ­ емно-транспортное хозяйство всего завода. Александр Петрович одним из первых среди инженерно- техигических работников завода заслужил почетное эвание « уда ршгк fjoм.муиистического тр уд а » , а летом 1966 года в печати было опубликовано со­ общение о том, что Указом Президиума Верховного Сове­ та СССР Башаров награжден орденом Ленина. Поздравляя его с наградой, товарищи спра­ шивали, чем он дум ает ответить на столь высокую оценку тру ­ да ? — Трудом и отвечу, — прь сто сказал старый мастер. Прошло несколько недель, и в папке инженера бюро по ра­ ционализации и изобретатель­ ству Александра Яковлевича Трока появились новые рацио­ нализаторские предложения Башарова. Только в сентябре их поступило четыре. Совсем недавно у одного из складов можно было видеть группу людей (человек 6 — 8 ), под «Дубинушку» перетаскива­ ющих двигатель. Больших уси­ лий требовали при разгрузке и погрузке и другие громоздкие машины, механизмы, детали. Теперь по предложению Баша­ рова проложен монорельсовый путь с тельфером, некогда спи­ санным в металлолом. Работа' при перемещении грузов облег­ чилась. Применение магнитной шай- бы с генератором и аппаратур рой на консольно-козловом кра­ не, переноска копра в зону до­ сягаемости этого крана высво­ бодят стропальщика и облегчат труд заготовщиков шихты. Это тоже недавние рационализатор­ ские предлож ен \ гя ма стера . В задумке у А, П. Башарова продлить срок службы оборудо­ вания между капитальными ре­ монтами. О широте его замыс ­ лов, о ценности мысли говорят такие факты. Межремонтный период мостовых кранов в ли­ тейном цехе, по млению масте­ ра, может быть продлен с 3 лет до 6 -тп, в механо сборочном це­ хе вместо Л лет и 2-х месяцев до 10 лет, а в цехе металло­ конструкций с 3-х с половиной тони до 10 лет. По самым скромным подсчетам, экономия на - ремонте и материалах, с в я ­ занных с ним, составит 7 тысяч рублей, это без учета времени просюя кранов в ремонте. Чем же обосновывает, чем подкрепляет -мастер свое пред­ ложение? Прежде всего, воз­ росшим мастерством эксплуа ­ тационников, высоким качес т- вом профилактических и сред- \Iих рем о)Iтов, совершено тв о®а- иием «сл абых » узлов оборудо­ вания. В этом направлении ра­ бота уж е ведется. Предложе­ ния рационализаторов бригади­ ра Сергея Козлова, слесарей Геннадия Красильникова, Вик­ тора Лазарева будут способст­ вовать удлинению сроков сл уж ­ бы оборудования. Много хлопот у коммуниста Александра Петровича Башаро­ ва. Это и производственные де ­ ла, и воспитание людей, на­ метки на будущее и забота о росте молодежи. Казалось бы* не под силу такая ноша старо­ му мастеру. Но это не так . Вот что сам говорит А. П. Баша­ ров: «Труд для Родины никог­ да не давит плечи». А . БРЫСОВ. г. Кандалакша. •X\v>.v>.v> М4*ч 5:-:-да^дак-5 рами своего дела. Они обеспе-- лось мастеру беседовать с Ко- чивают бесперебойную и безо­ пасную работу. Хорошо нала­ жен иа я учеба, пов сёд невиы й контроль со стороны мастера исключили надобность в еж е ­ годных занятиях с крановщи­ ками и стропальщиками. Те­ перь проходит только проверка на практической . работе. А ведь бывало, чю приходилось снимать с кранов таких людей, как Прасковья Ивановна Б уд ­ ник, проработали i ного лет. Зная инструкции и всякого ро­ да предписания, они допуска­ ли нарушения правил эксплуа ­ тации. А с краном шутки пло­ хи, недалеко и до беды. Сам человек аккуратный и подтянутый, „ Б а ш а р о в не тер­ пит расхлябанности. Не любит и нечестности. Поручил он не- иыловым па эту тему. И с гл а ­ зу на глаз , и в присутствии то­ варищей. Дошло, до Копылова. Крутой поворот сделал человек. Вот уж е 2 года никаких з ам е ­ чай-ий. Разными путями идёт к серд­ цам людей коммунист А. П. Ба ­ шаров, различные методы вос­ питания в его арсенале. Для одного хватает дружеского со­ вета, другому требуется под: держка , третьего приходится обсуждать на собрании коллек­ тива. II сейчас еще нельзя ск а ­ зать , что борьба с нарушителя­ ми дисциплины окончена. Но теперь нарушения редкость, это ЧП. Сто учеников было у Алек? саидра Петровича. А сколько, как говорили в 30-х годах, «н е ­ давно Вячеславу Пауленкевичу рековавшихся»? ! Эти не подда- смастерить для термички пло- ются учету . Да и никогда не за- щадку , чтобы с нее легче стало давался такой целью мастер, ремонтировать электрическую Для пего важно, чтобы у лю- часть тельфера. Пустяковая ра- дей и •на производстве дела бота, новичок с нею справится, шли хорошо и дома был иол- А слесарь выполнил ее кое-как. Посмотрел мастер, пока*чал головой: «Из рук вон плохо». А Пауленкевич с обидой: «Сами бы попробовали попилить та­ ким полотном!». . вый порядок, чтобы люди и учились, и приобщались к об­ щественной работе. В этом от­ ношении ремонтники могут брать дркмер с мастера. В 1961 году, несмотря на пожи- 1М1!!>ШШ11))Ш1ШШ1ШШШ11Ш1111Ш1Ш1!Ш111Ш11ШН1Ш1Ш111Ш111Ш1Ш11Ш1И1111Ш111Ш»ШП1!1ШШ111ШШ111Ш1Ш11 П Е Р В Ы Й У С П Е Х Экипаж недавно вступившего в строй про­ изводственного рефрижератора «Алексей Хло­ быстов» добился первого трудового успеха. На месяц раньше срока он выполнил рейсо­ вое задание по изготовлению пресервов .« До­ срочно завершено задание рейса и но изготов­ лению среднесоленой сельди*в бочках. Сверх установленного ассортимента экипаж вырабо­ тал -466 тонн ср е д н е со л ен о й с е л ь д и не - экс ­ порт. w , . . — . . . , . . . . Помполит ЗАХАРОВ, предсудкома 1НА- ГИН, Токарь ' Кандалакшского Механического завода Михаил Се­ менович ;Л>к*п>унов может*, обслуживать все ста-нм-й, ймеющиеся . в ремонтно-механическом цехе. Преимущество же он отдает наиболее сложному координатно-расточному. : : НА СНИМКЕ: М. С„ ЛИПУНОВ управляет координатно-рас­ точным станком. : *<i444444444+44W44+4444<44+44444444444tH44444444444<444444t»44444444>»4444»4f4t44>++44»44Hm<«4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz