Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
■ fso tfa i МАСТЕР лой возраст, Александр Петро вич с отличаем закончил курсы по повышению квалификации НТР при Московском институ те. Эти занятия не прошли бес следно. — Курсы на многое откры ли глаза . Оттуда, кроме допол нительных знаний, вынес гла»в- - ное — совершенствоваться на- ТАТЕЛЬ, ДРУГ Б и о г р а ф и я мастера ре- моптно • механического цеха Канда лашис кого механического за*вода коммуни ста Александра Петровича Б а шарова, как и его сверстников, тесно переплелась с пятилетка ми. Он был в числе тех, кто первым приступал к осуществ лению плана, ГОЭЛРО. Начал со стропальщика на строитель стве Свирскон ГЭС. В начале 30 -х годов на Кольском полу острове стала развиваться гор норудная промышленность. Но темпы сдерживала нехватка электроэнергии. Тогда партия и правительство приняли реше ние: создать на реке Ниве кас над электростанций. Неприглядно выгл яде ла '•«■строительная площадка» буду щей Нива ГЭС-Н. Покрытое мхом болото, валуны на кру чах, обросшие лишайниками, сосны, полотняные палатки. Ос тавляли желать лучшего и ору дия труда — грабарка , ручная тележка , лопата, лом. И все же наперекор трудностям люди вы шли победителями. Они повер нули .русло реки, поставили ее воды на службу народу. И вот уж е 33-й год бурная Нива дает живительную энергию промычи ленности области. Участвовал Александр и в сооружении заполярного Дне прогэса, как окрестил первую ГЭС на Кольском полуострове Сергей Миронович Киров. Ког да стала прибывать техника, он освоил - работу на кране, был машинистом турбин. Позже, в 1938 году, потребовались ра- бочке руки на механическом, Петровича перевели сюда. С тех пор его судьба тесно связана с этим предприятием. Был он на равных должностях. А в 1954 вы звал Башарова бывший ди ректор Леонид Филиппович По* сецельский: — Механиком ты, Алек сандр Петрович, зарекомендо вал себя с наилучшей стороны. А теперь принимай подъемно- транспортное хозяйство. — Так я же не специалист по этому оборудованию! — Б а шарову очень не хотелось рас ставаться с товарищами. — С крановым хозяйством, как мне известно, ты был еще знаком на строительстве Нива ГЭС- l l . Так что оправишься. Разбитое, изношенное обору дование получил в наследство новый мастер. Но и это было еще полбеды — можно нала дить. Тревожила дисциплина— производственная, а порой и трудовая. Известно, что чело век быстро меняет форму ве щей, но медленно формируется сам. Первое столкновение произо шло на третий день. Роман Тн- тович Обухов занимался ремон там, когда к нему подошел Б а шаров. Они хорошо знали друг друга . — А ведь ты, Ромам, в спешке отступаешь от техниче ских правил, — как бы походя заметил мастер. Роман насторожился. Поло жил на станину инструмент,-.ко торым только что работал, вы прямился зо весь свой почти двухметровый рост. С прису щей ем у небрежностью с высо ты глянул на мастера. — Знаете. Александр Пет рович, работаю я не первый год. И мастеров повидал раз ных. Приходит новый, начинает заводить .новые порядки. А по рядка не было, нет и не будет. Работаем сами по себе, варим с я в собственном соку. Откро венно ск аж у : зря вы перешли на наш участок. Одна морока здесь... — Для наведения порядка меня сюда и прислали. Только наводить его придется и мне, ч тебе — всему коллективу. А сейчас переделай застояо свою работу по всем .. техническим правилам. И мастер показал, где допу щены отступления. Слесарь по морщился, но перечить не стал, переделал. Ошибся Роман Титови>ч Обу хов в одном: порядок Башаров сумел навести. Правда, стоило ему то больших усилий. На чал с гчго, что создал за/пас де талей к предстоящим ремонтам оборудования. А для этого оп ределил быстроизнашивающие- оя узлы . Работа была долгой и кропотливой, но затраты пол ностью оправдали себя. Имея под рукой запасные части, еле сарям остается только устано вить их, не ожидая, когда заго товки пройдут токарную или фрезерную обработку. Так сок ращаются сроки ремонта подъ ем ]ю-транепортного оборуд ов а - ння. По инициативе и под ру ководством А. II. Башарова на складе сыпучих материалов ли тейного цеха и в мастерс.кой капитального ремонта были ре конструированы старые руч ные кранбалки. Теперь они приводя гея электромоторами. В этом году модернизирован и Кандалакшском железнодорожный кран боль- Александра шой мощности. Прошло 12 лет. За это вре мя Александр Петрович обучил не -менее ста человек. Кранов щики Анна Лупкина, Иван Чу- син, Виктория Лошкова, Ли дия Галковская и многие дру гие стали подлинными масте- — Что ж , молено и попро бовать, — спокойно ск а з ал Ба шаров. Той же самой ножовкой он честь по чести вырезал « у с » в уголке . «Смотри, Вячеслав , ведь сам мог так же сделать» . Но смотреть было некому. «Обиженный» Пауленкевич к у да-то сбежал. А потом цришел к мастеру : «Хочу обратно вер нуться во второй цех» . Его удерживать не стали. Да, не всем (нравится стро гость и требовательность ста рого мастера. Хоть и законная, справедливая.. Но немало и т а ких, которые сумели увидеть за этой строгостью душевную доб роту Башарова. / Работает на участке Влади мир Копылов. Даст мастер ему задание — поначалу промолчит, уйдет в цех. Через каких-ни будь полчаса разыскивает мас тера: «Не могу этого сделать. Работа-то новая» . — А ты, Владимир, поше вели мозгами, голова человеку на то и дана, чтобы думать . — Нет, Александр Петро вич, не могу, — твердит сле сарь. — Тогда давай мыслить вместе. Ах гы, горе-металлист. В конце концов в коллекти ве стали подшучивать над Вла димиром: «Опять опекуна ищешь, горе-металлист?» Тут, видимо, заговорила у него рабочая гордость. Да и знал, что не такой человек Ба шаров, чтобы отступиться от своего, заставит под контролем выполнить работу. Стал отка зываться от помощи. А недав но мастер узнал , что при ре монте мостового крапа Влади мир Копылов усовершенство вал ленточный тормоз. В (ре зультате обеспечивается боль шая надежность в работе, а срок службы ленточного тормо за увеличится в 2—2 ,5 раза. На примере В. Копылова можно видеть, какое огромное влияние имеет на людей Баша ров, его личный пример, его по-отечески доброе слово. Во дился грешок* за Копыловым. То с больной головой придет на смену, то в обед неведомо где успеет опохмелиться. Хоть и немного, но... Не раз цриш- до постоянно, иначе нельзя, иначе отстанешь от времени, закоснеешь, потеряешь уч а щенно бьющийся пульс техни ческой жизни. Теперь дома и на столе ма ленькой конторки, где иногда можно застать мастера , все ово бедное место занято техниче ской литературой. Пра»вда, з а стать в конторке Башарова до вольно трудно. У него на пле чах- громоздкое и сложное подъ емно-транспортное хозяйство всего завода. Александр Петрович одним из первых среди инженерно- техигических работников завода заслужил почетное эвание « уда ршгк fjoм.муиистического тр уд а » , а летом 1966 года в печати было опубликовано со общение о том, что Указом Президиума Верховного Сове та СССР Башаров награжден орденом Ленина. Поздравляя его с наградой, товарищи спра шивали, чем он дум ает ответить на столь высокую оценку тру да ? — Трудом и отвечу, — прь сто сказал старый мастер. Прошло несколько недель, и в папке инженера бюро по ра ционализации и изобретатель ству Александра Яковлевича Трока появились новые рацио нализаторские предложения Башарова. Только в сентябре их поступило четыре. Совсем недавно у одного из складов можно было видеть группу людей (человек 6 — 8 ), под «Дубинушку» перетаскива ющих двигатель. Больших уси лий требовали при разгрузке и погрузке и другие громоздкие машины, механизмы, детали. Теперь по предложению Баша рова проложен монорельсовый путь с тельфером, некогда спи санным в металлолом. Работа' при перемещении грузов облег чилась. Применение магнитной шай- бы с генератором и аппаратур рой на консольно-козловом кра не, переноска копра в зону до сягаемости этого крана высво бодят стропальщика и облегчат труд заготовщиков шихты. Это тоже недавние рационализатор ские предлож ен \ гя ма стера . В задумке у А, П. Башарова продлить срок службы оборудо вания между капитальными ре монтами. О широте его замыс лов, о ценности мысли говорят такие факты. Межремонтный период мостовых кранов в ли тейном цехе, по млению масте ра, может быть продлен с 3 лет до 6 -тп, в механо сборочном це хе вместо Л лет и 2-х месяцев до 10 лет, а в цехе металло конструкций с 3-х с половиной тони до 10 лет. По самым скромным подсчетам, экономия на - ремонте и материалах, с в я занных с ним, составит 7 тысяч рублей, это без учета времени просюя кранов в ремонте. Чем же обосновывает, чем подкрепляет -мастер свое пред ложение? Прежде всего, воз росшим мастерством эксплуа тационников, высоким качес т- вом профилактических и сред- \Iих рем о)Iтов, совершено тв о®а- иием «сл абых » узлов оборудо вания. В этом направлении ра бота уж е ведется. Предложе ния рационализаторов бригади ра Сергея Козлова, слесарей Геннадия Красильникова, Вик тора Лазарева будут способст вовать удлинению сроков сл уж бы оборудования. Много хлопот у коммуниста Александра Петровича Башаро ва. Это и производственные де ла, и воспитание людей, на метки на будущее и забота о росте молодежи. Казалось бы* не под силу такая ноша старо му мастеру. Но это не так . Вот что сам говорит А. П. Баша ров: «Труд для Родины никог да не давит плечи». А . БРЫСОВ. г. Кандалакша. •X\v>.v>.v> М4*ч 5:-:-да^дак-5 рами своего дела. Они обеспе-- лось мастеру беседовать с Ко- чивают бесперебойную и безо пасную работу. Хорошо нала жен иа я учеба, пов сёд невиы й контроль со стороны мастера исключили надобность в еж е годных занятиях с крановщи ками и стропальщиками. Те перь проходит только проверка на практической . работе. А ведь бывало, чю приходилось снимать с кранов таких людей, как Прасковья Ивановна Б уд ник, проработали i ного лет. Зная инструкции и всякого ро да предписания, они допуска ли нарушения правил эксплуа тации. А с краном шутки пло хи, недалеко и до беды. Сам человек аккуратный и подтянутый, „ Б а ш а р о в не тер пит расхлябанности. Не любит и нечестности. Поручил он не- иыловым па эту тему. И с гл а зу на глаз , и в присутствии то варищей. Дошло, до Копылова. Крутой поворот сделал человек. Вот уж е 2 года никаких з ам е чай-ий. Разными путями идёт к серд цам людей коммунист А. П. Ба шаров, различные методы вос питания в его арсенале. Для одного хватает дружеского со вета, другому требуется под: держка , третьего приходится обсуждать на собрании коллек тива. II сейчас еще нельзя ск а зать , что борьба с нарушителя ми дисциплины окончена. Но теперь нарушения редкость, это ЧП. Сто учеников было у Алек? саидра Петровича. А сколько, как говорили в 30-х годах, «н е давно Вячеславу Пауленкевичу рековавшихся»? ! Эти не подда- смастерить для термички пло- ются учету . Да и никогда не за- щадку , чтобы с нее легче стало давался такой целью мастер, ремонтировать электрическую Для пего важно, чтобы у лю- часть тельфера. Пустяковая ра- дей и •на производстве дела бота, новичок с нею справится, шли хорошо и дома был иол- А слесарь выполнил ее кое-как. Посмотрел мастер, пока*чал головой: «Из рук вон плохо». А Пауленкевич с обидой: «Сами бы попробовали попилить та ким полотном!». . вый порядок, чтобы люди и учились, и приобщались к об щественной работе. В этом от ношении ремонтники могут брать дркмер с мастера. В 1961 году, несмотря на пожи- 1М1!!>ШШ11))Ш1ШШ1ШШШ11Ш1111Ш1Ш1!Ш111Ш11ШН1Ш1Ш111Ш111Ш1Ш11Ш1И1111Ш111Ш»ШП1!1ШШ111ШШ111Ш1Ш11 П Е Р В Ы Й У С П Е Х Экипаж недавно вступившего в строй про изводственного рефрижератора «Алексей Хло быстов» добился первого трудового успеха. На месяц раньше срока он выполнил рейсо вое задание по изготовлению пресервов .« До срочно завершено задание рейса и но изготов лению среднесоленой сельди*в бочках. Сверх установленного ассортимента экипаж вырабо тал -466 тонн ср е д н е со л ен о й с е л ь д и не - экс порт. w , . . — . . . , . . . . Помполит ЗАХАРОВ, предсудкома 1НА- ГИН, Токарь ' Кандалакшского Механического завода Михаил Се менович ;Л>к*п>унов может*, обслуживать все ста-нм-й, ймеющиеся . в ремонтно-механическом цехе. Преимущество же он отдает наиболее сложному координатно-расточному. : : НА СНИМКЕ: М. С„ ЛИПУНОВ управляет координатно-рас точным станком. : *<i444444444+44W44+4444<44+44444444444tH44444444444<444444t»44444444>»4444»4f4t44>++44»44Hm<«4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz