Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
ОПАСНОСТЬ: БЕСПЕЧНЫЙ КАПИТАН НОВИЧКУ ПОМОГАЛА . _____ ... • : г- “ ъ - , - ВСЯ БРИГАДА Нынешней осенью закончил городское профее сиomuibHo-тех ническое училище № 9 , что со здано н а ; базе Кандалакшского механического завода , комсомо лец Виктор Лобов. Учился он хорошо, да и на практике заре комендовал себя знающим дело станочником. Может быть, по этому при распределении его направили в бригаду Александ ра Давыдовича Левчука . Кол лектив Левчука славится тем, что он нервым на заводе освоил •работу на специализированном участке но производству в-кла- дышей, сумел увеличить выпуск продукции и добился снижения трудоемкости на изготовлении- деталсй. По собственной иници ативе металлисты снизили себе расценки и время на многих операциях в среднем на 13 ,5 процента. Александр Давыдович Лев- чук , недавно награжденный ор деном Трудового Красного Зна мени, и его товарищи др уж е любно встретили ковичка. По заведенной в бригаде-тра дики и, Виктору стали поручать зада ния, выполнение которых требо вало разносторонних знаний м е таллообработки. За короткий срок . В. Лобов освоил все про цессы, связанные с выпуском вкл адьш ей 'подшипников. В этом ему помогли старшие товарищи. На снимке: токарь комсомо лец Виктор Лобов. Фото и текст А. БРЫСОВА. В сентябре текущего года на судах флота Северного бассейна была получена очень важная радиограмма. Учи тывая сложность работы в зимний период, начальник главка «Севрыба» тов. Филиппов ук азы в ал в пей на необ ходимость обеспечения безаварийного плавания и требо вал безусловного выполнения всеми моряками своего сл у жебного долга — важнейшего условия безопасности и производственного успеха. Однако еще .не все капитаны нашего флота «смотрят в оба» , держат возглавляемые коллективы в постоянной готовности к борьбе с любым капризом стихии. А у това рищей Ю. Ф. Живодрова, В. А. Медведева, О. В. Ионова и’ С. П. Яковлева не на высоте даже личная дисциплина. Ниже публикуется статья из «Водного транспорта» к а питана парохода «Советский Союз» Б. Гришина. Вдумчи вое ознакомление с ней еще раз показывает , насколько пагубны беспечность и равнодушие, как исключительно важно всегда беотокоющее, но почетное чувство ответст венности за выполняемое дело. А . АНОХИН, главный капитан тралового флота. О СЕНЬЮ 1938 года в проливе Литке, стоя на я*оре, зато нул ледокольный пароход ■«Малыгин». Были жертвы. Посту пим радиограммам с судна, со слов механика, отставшего от рей са в бухте Провидения, стало из вестно, что по выходе из Прови дения пароход имел некоторый перегруз, а на верхней палубе — « с вошедший в бункеры уголь над открытыми горловинами. Судно не было подготовлено к встрече с надвигающимся штормом. Первы ми же волнами, пошедшими через палубу, унесло и лежавшие в сто роне крышки горловин. В откры тые бункерные ямы, оттуда в ко чегарку и другие внутренние поме щения хлынули сверху потоки во ды. Остановить их уже не было возможности. Судно быстро по гружалось. Я рассказал эту давнюю траги ческую историю, когда однажды в кают-компании нашего парохода зашел разговор о том, какие чер ты характера должен иметь, вос питать в себе настоящий моряк- командир. Спорили, как считать беспокойнесть командира — поло жительным или отрицательным его качеством? Иногда можно услышать: «Он очень беспокоен... Это беспокой ной натуры капитан» и т. п. Его, выходит, упрекают в том, что он такой человек, который не дает покоя ни себе, ни другим и, ка жется, не доверяет своим подчи ненным. Но посмотрите, что полу чилось в результате излишней са моуспокоенности капитана «Ма лыгина». Ведь стоило ему перед надвигавшимся штормом пройтись по верхней палубе, и как самый опытный в экипаже моряк он сра зу бы обнаружил большую опас ность, грозящую судиу. Да , в жизни коллектива дове рие очень важный фактор. Без него не может быть успеха в ра боте. Конечно, доверять людям нужно. Но необходимо также и не укоснительно проверять исполне ние, всегда проявляя при этом должное беспокойство. А степень доверия будет зависеть и от лич ных качеств людей, и от характе ра поручения. К сожалению, и в нынешнее время, когда требования к моря кам и, в частности, к командному составу флота намного выросли, некоторые капитаны страдают беспечностью. Ссылкой на «дове рие» они прикрывают отсутствие чувства ответственности за дейст вия подчиненных. А в результате — авария, угроза безопасности судна и людей. Вот пример. В августе прошлого года танкер «Араке» следовал из пролива Лаперуза в порт Ванино. Несмотря' на густой туман, шли полным ходом. На мостике нес вахту малоопытный третий по мощник капитана, а сам командир судна... отдыхал в каюте. Получив сообщение о том, что на экране локатора обнаружен эхосигнал встречного судна, капитан и 'тут не подумал подняться на мостик. Он передал вахтенному помощни ку безграмотное указание «разой тись правыми бортами» даже без пояснения, как это надо сделать. Через считанные минуты «Араке» столкнулся с сейнером «Сиг». Оба судна получили значительные по вреждения корпусов и судовых устройств. Только счастливая случайность спасла . танкер ог взрыва, от гибели людей. Такова расплата за «довери тельность»,. переходящую в безот ветственность, за барство. П ОЧЕМУ же настоящий капи тан сам беспокоится и дру гих беспокоит, если даже подчиненные вполне дисциплини рованны, выполняют и Устав службы, и всевозможные инструк ции? Он знает: в жизни судна, в морской практике бывает столько непредвиденного, нигде не описан ного, что его командир всегда дол жен «смотреть в оба», быть «На товсь». Капитан должен всегда ду мать, все ли правильно сделано, нет ли каких упущений по служ бе, не грозит ли какая опасное гь судну, ЛЮДЯМ. Устав службы, любые инструк ции и наставления, к сожалению, не могут застраховать судно от всякого рода случайностей и не приятных неожиданностей, не мо гут дать правила на каждый слу чай жизни. Морская практика в широком понимании таит в себе множество вопросом, на которые учебники и наставления не дают ответа. И вопросы эти обычно по- являютД, как на грех, именно в сложных ситуациях. Командиры с излишним «олимпийским спокой ствием», как правило, или совсем не замечают, или поздно видят ; надвигающуюся на судно опас ность. Проанализируйте еще раз те случаи, о которых рассказано вы ше. Вы увидите, что авариям, пря мой причиной которых были бес У коммунистов управления тоалооого флота Партийная организация управления — с ам а я г пая на флоте. В ее состав в-ходит более двухсот яоммуямсфось * .О. том, как парторганизация решает большие задачи,- стоя* - щи-е перед нею, как -в этом участвуют коммунисты — работни ки управления, состоялся большой разговор на ~отчетно-«ыбор* - нам*собрании, которое проводилось 22 декабря. . : Докладчик, секретарь , партбюро тов. Мильчаков, и вьзету-* лившие в прениях главный капитан тов. Анохин, инженер экс* * периодонтальной базы тов. Борисов, кладовщик отдела снабже-* лия тов. Волков, главный энергетик тов. Сергеев, начальник отдела снабжения тощ. Орлов, замг главного бухгалтера тов. Шилова и другие сосредоточили свое внимание на тех недостат ках и упущениях, которые допускались в работе партийной о р - ганивадаи за отчетный период. * * Докладчик-и выступавшие отмечали, что в отставании, какое допущшо в работе флота в йьгаёшнём =году, имеется немалая доля вины коммунистов — работников управления. Пусть в ны нешнем году сложилась очень неблагоприятная промысловая обстановка, рыбаков- не баловала погада. Но ведь в успешной работе флота при любых условиях немаловажную роль играет то обстоятельство; насколько грамотно и четко организована деятельность аппарата управления. А в этом отношении допус кались многие серьезные недостатки, и коммунисты управления в немалой степени ответственны за это. В деятельности таких ведущих отделов и служб, как отдел добыта , механико-судовая служба , служба эксплуатации, отдел кадров ,'имелись серьезные недочеты. Об этом свидетельствуют уж е те непроизводитель ные потери, из-за которых в нынешнем году недоловлены де сятки тысяч центнеров рыбы. А эти потери, возникавшие из-за аварий, сверхнормативных простоев в междурейсовом ремонте, по вине личного состава , составили за 11 месяцев 1966 года свыше 8 0 0 с удо суто к . Велика на флоте текучесть кадров. Достаточно сказать , что только нынче вновь на работу было принято более 4 тысяч че* ловек, а уволено — более 3 тысяч человек. Подобная текучесть* а также многочисленные случаи нарушений дисциплины, гово рят о том, что в работе с личным составом допускаются серьез ные недостатки со стороны всех служб и отделов, со стороны всех коммунистов. - 7 - работников управления. В связи с этим на собрании отмечалась необходимость ул уч шении воспитательной работы, на флоте, активно участвовать в которой — долг каждого 'коммуниста. По отчетному доклада партийного бюро собрание приняло рашернутое решение, наметив мероприятия по устранению вскрытых недостатков. Собрание избрало новый состав партийного бюро из 11 че ловек. Секретарем партбюро.избран тов. Дедякин. . - А , АНДРЕЕВ. печность, безответственность ка питана, предшествовали различ ные нарушения по службе, допу щенные его подчиненными. Там механик отстал от рейса, тут третий помощник не вел проклад ки курса встречного судна и так далее. Получается, что отсутствие беспокойства, ответственности за служебные дела у командира, в данных случаях у капитанов, ве дет к «воспитанию» разболтанно- поднялись, как по тревоге. В ка ком же состоянии пребывал ка питан? В этом коротком перечне, что ни факт — то нарушение не только правил хорошей морской практи ки, но основных положений Уста ва. Тяжелейшая вина ложится прежде всего на капитана, забыв шего о законах моря. Действия его помощников также ниже вся кой критики. сти и у подчиненных. Снижается общий уровень дисциплины эки пажа. Что это происходит именно так, можно показать на недавних со бытиях, которые еще и сейчас го рячо обсуждают дальневосточные моряки. Грузо-пассажирский теплоход «Глинка» вечером II июля с. г. снялся в густом тумане из Южно- Курильска в бухту Крабовая на острове Шикотан. Судно легло на курс, и капитан ушел с мостика, сказав, чтобы его разбудили через три часа. Вахтенный четвертый по мощник, получив спустя полчаса обсервацию, обнаружил, что за данный капитаном курс ведет... на берег. Тем не менее он спокойно сдал вахту второму помощнику, «не заметив» и того, что тот в нетрезвом виде. Только за пять минут до посадки судна на камни вахтенный матрос увидел второго помощника, стоящего в штурман ской рубке в состоянии сильного опьянения. Матрос сказал об этом четвер тому помощнику. Тот снова под нялся на мостик и, поняв, что судно близко к опасности, дал ма шине ход назад, но не полный, а только средний? Он же послал матраса не за капитаном, а за его старшим помощником. Тот прибе жал на мостик, когда беда уже совершилась. А капитан? Он спал. Ни скре жет корпуса о камни, ни грохот валившихся от толчка ( предметов в каюте не разбудили его, хотя вся команда и даже пассажиры Такое положение в экипаже могло сложиться только в атмос фере беззаботности, переросшей в распущенность, взаимной «амнис тии» недостатков командиров и подчиненных. Я не называю имен виновных в чрезвычайных происшествиях, о которых сказано выше. Они уже понесли должное наказание. Вспо миная трагические случаи, хочется только еще раз подчеркнуть исти ну: море не прощает ошибок, рав нодушия. Оно не делает скидок на молодость или неопытность, жесто ко карает нерадивых и самоуспо- коенных. А вместе с ними, к со жалению, терпят бедствие и те, кто ни в чем не повинен, несет ущерб государство. Об этом всегда должны пом-. нить все моряки, особенно мо.+о-- дые. Советский торговый флот растет невиданно быстрыми тем-, пами. Вместе с ним растут и на-”* ши люди, морская молодеись. Двадцатилетние штурманы, три дцатилетние капитаны, они еще зачастую не хлебнули по-настоя щему морской стихии. Так пусть же изучают чужие ошибки, чтобы меньше было собственных. Пусть воспитывают в себе хорошее бес покойство, держат и себя, и под чиненных в постоянной бдитель ности. Тогда море будет к ним благосклонным, а всякий рейс — счастливым. Б. ГРИШИН, Герой Социалистического Тру да, капитан парохода «Со ветский Союз». Идут отчетно-выборные собрания в партийных организациях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz