Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

ОПАСНОСТЬ: БЕСПЕЧНЫЙ КАПИТАН НОВИЧКУ ПОМОГАЛА . _____ ... • : г- “ ъ - , - ВСЯ БРИГАДА Нынешней осенью закончил городское профее сиomuibHo-тех­ ническое училище № 9 , что со­ здано н а ; базе Кандалакшского механического завода , комсомо­ лец Виктор Лобов. Учился он хорошо, да и на практике заре­ комендовал себя знающим дело станочником. Может быть, по­ этому при распределении его направили в бригаду Александ­ ра Давыдовича Левчука . Кол­ лектив Левчука славится тем, что он нервым на заводе освоил •работу на специализированном участке но производству в-кла- дышей, сумел увеличить выпуск продукции и добился снижения трудоемкости на изготовлении- деталсй. По собственной иници­ ативе металлисты снизили себе расценки и время на многих операциях в среднем на 13 ,5 процента. Александр Давыдович Лев- чук , недавно награжденный ор­ деном Трудового Красного Зна­ мени, и его товарищи др уж е ­ любно встретили ковичка. По заведенной в бригаде-тра дики и, Виктору стали поручать зада­ ния, выполнение которых требо­ вало разносторонних знаний м е ­ таллообработки. За короткий срок . В. Лобов освоил все про­ цессы, связанные с выпуском вкл адьш ей 'подшипников. В этом ему помогли старшие товарищи. На снимке: токарь комсомо­ лец Виктор Лобов. Фото и текст А. БРЫСОВА. В сентябре текущего года на судах флота Северного бассейна была получена очень важная радиограмма. Учи­ тывая сложность работы в зимний период, начальник главка «Севрыба» тов. Филиппов ук азы в ал в пей на необ­ ходимость обеспечения безаварийного плавания и требо­ вал безусловного выполнения всеми моряками своего сл у ­ жебного долга — важнейшего условия безопасности и производственного успеха. Однако еще .не все капитаны нашего флота «смотрят в оба» , держат возглавляемые коллективы в постоянной готовности к борьбе с любым капризом стихии. А у това­ рищей Ю. Ф. Живодрова, В. А. Медведева, О. В. Ионова и’ С. П. Яковлева не на высоте даже личная дисциплина. Ниже публикуется статья из «Водного транспорта» к а ­ питана парохода «Советский Союз» Б. Гришина. Вдумчи­ вое ознакомление с ней еще раз показывает , насколько пагубны беспечность и равнодушие, как исключительно важно всегда беотокоющее, но почетное чувство ответст­ венности за выполняемое дело. А . АНОХИН, главный капитан тралового флота. О СЕНЬЮ 1938 года в проливе Литке, стоя на я*оре, зато­ нул ледокольный пароход ■«Малыгин». Были жертвы. Посту­ пим радиограммам с судна, со слов механика, отставшего от рей­ са в бухте Провидения, стало из­ вестно, что по выходе из Прови­ дения пароход имел некоторый перегруз, а на верхней палубе — « с вошедший в бункеры уголь над открытыми горловинами. Судно не было подготовлено к встрече с надвигающимся штормом. Первы­ ми же волнами, пошедшими через палубу, унесло и лежавшие в сто­ роне крышки горловин. В откры­ тые бункерные ямы, оттуда в ко­ чегарку и другие внутренние поме­ щения хлынули сверху потоки во­ ды. Остановить их уже не было возможности. Судно быстро по­ гружалось. Я рассказал эту давнюю траги­ ческую историю, когда однажды в кают-компании нашего парохода зашел разговор о том, какие чер­ ты характера должен иметь, вос­ питать в себе настоящий моряк- командир. Спорили, как считать беспокойнесть командира — поло­ жительным или отрицательным его качеством? Иногда можно услышать: «Он очень беспокоен... Это беспокой­ ной натуры капитан» и т. п. Его, выходит, упрекают в том, что он такой человек, который не дает покоя ни себе, ни другим и, ка­ жется, не доверяет своим подчи­ ненным. Но посмотрите, что полу­ чилось в результате излишней са­ моуспокоенности капитана «Ма­ лыгина». Ведь стоило ему перед надвигавшимся штормом пройтись по верхней палубе, и как самый опытный в экипаже моряк он сра­ зу бы обнаружил большую опас­ ность, грозящую судиу. Да , в жизни коллектива дове­ рие очень важный фактор. Без него не может быть успеха в ра­ боте. Конечно, доверять людям нужно. Но необходимо также и не­ укоснительно проверять исполне­ ние, всегда проявляя при этом должное беспокойство. А степень доверия будет зависеть и от лич­ ных качеств людей, и от характе­ ра поручения. К сожалению, и в нынешнее время, когда требования к моря­ кам и, в частности, к командному составу флота намного выросли, некоторые капитаны страдают беспечностью. Ссылкой на «дове­ рие» они прикрывают отсутствие чувства ответственности за дейст­ вия подчиненных. А в результате — авария, угроза безопасности судна и людей. Вот пример. В августе прошлого года танкер «Араке» следовал из пролива Лаперуза в порт Ванино. Несмотря' на густой туман, шли полным ходом. На мостике нес вахту малоопытный третий по­ мощник капитана, а сам командир судна... отдыхал в каюте. Получив сообщение о том, что на экране локатора обнаружен эхосигнал встречного судна, капитан и 'тут не подумал подняться на мостик. Он передал вахтенному помощни­ ку безграмотное указание «разой­ тись правыми бортами» даже без пояснения, как это надо сделать. Через считанные минуты «Араке» столкнулся с сейнером «Сиг». Оба судна получили значительные по­ вреждения корпусов и судовых устройств. Только счастливая случайность спасла . танкер ог взрыва, от гибели людей. Такова расплата за «довери­ тельность»,. переходящую в безот­ ветственность, за барство. П ОЧЕМУ же настоящий капи­ тан сам беспокоится и дру­ гих беспокоит, если даже подчиненные вполне дисциплини­ рованны, выполняют и Устав службы, и всевозможные инструк­ ции? Он знает: в жизни судна, в морской практике бывает столько непредвиденного, нигде не описан­ ного, что его командир всегда дол­ жен «смотреть в оба», быть «На товсь». Капитан должен всегда ду ­ мать, все ли правильно сделано, нет ли каких упущений по служ­ бе, не грозит ли какая опасное гь судну, ЛЮДЯМ. Устав службы, любые инструк­ ции и наставления, к сожалению, не могут застраховать судно от всякого рода случайностей и не­ приятных неожиданностей, не мо­ гут дать правила на каждый слу­ чай жизни. Морская практика в широком понимании таит в себе множество вопросом, на которые учебники и наставления не дают ответа. И вопросы эти обычно по- являютД, как на грех, именно в сложных ситуациях. Командиры с излишним «олимпийским спокой­ ствием», как правило, или совсем не замечают, или поздно видят ; надвигающуюся на судно опас­ ность. Проанализируйте еще раз те случаи, о которых рассказано вы­ ше. Вы увидите, что авариям, пря­ мой причиной которых были бес­ У коммунистов управления тоалооого флота Партийная организация управления — с ам а я г пая на флоте. В ее состав в-ходит более двухсот яоммуямсфось * .О. том, как парторганизация решает большие задачи,- стоя* - щи-е перед нею, как -в этом участвуют коммунисты — работни­ ки управления, состоялся большой разговор на ~отчетно-«ыбор* - нам*собрании, которое проводилось 22 декабря. . : Докладчик, секретарь , партбюро тов. Мильчаков, и вьзету-* лившие в прениях главный капитан тов. Анохин, инженер экс* * периодонтальной базы тов. Борисов, кладовщик отдела снабже-* лия тов. Волков, главный энергетик тов. Сергеев, начальник отдела снабжения тощ. Орлов, замг главного бухгалтера тов. Шилова и другие сосредоточили свое внимание на тех недостат­ ках и упущениях, которые допускались в работе партийной о р - ганивадаи за отчетный период. * * Докладчик-и выступавшие отмечали, что в отставании, какое допущшо в работе флота в йьгаёшнём =году, имеется немалая доля вины коммунистов — работников управления. Пусть в ны­ нешнем году сложилась очень неблагоприятная промысловая обстановка, рыбаков- не баловала погада. Но ведь в успешной работе флота при любых условиях немаловажную роль играет то обстоятельство; насколько грамотно и четко организована деятельность аппарата управления. А в этом отношении допус­ кались многие серьезные недостатки, и коммунисты управления в немалой степени ответственны за это. В деятельности таких ведущих отделов и служб, как отдел добыта , механико-судовая служба , служба эксплуатации, отдел кадров ,'имелись серьезные недочеты. Об этом свидетельствуют уж е те непроизводитель­ ные потери, из-за которых в нынешнем году недоловлены де­ сятки тысяч центнеров рыбы. А эти потери, возникавшие из-за аварий, сверхнормативных простоев в междурейсовом ремонте, по вине личного состава , составили за 11 месяцев 1966 года свыше 8 0 0 с удо суто к . Велика на флоте текучесть кадров. Достаточно сказать , что только нынче вновь на работу было принято более 4 тысяч че* ловек, а уволено — более 3 тысяч человек. Подобная текучесть* а также многочисленные случаи нарушений дисциплины, гово­ рят о том, что в работе с личным составом допускаются серьез ­ ные недостатки со стороны всех служб и отделов, со стороны всех коммунистов. - 7 - работников управления. В связи с этим на собрании отмечалась необходимость ул уч ­ шении воспитательной работы, на флоте, активно участвовать в которой — долг каждого 'коммуниста. По отчетному доклада партийного бюро собрание приняло рашернутое решение, наметив мероприятия по устранению вскрытых недостатков. Собрание избрало новый состав партийного бюро из 11 че­ ловек. Секретарем партбюро.избран тов. Дедякин. . - А , АНДРЕЕВ. печность, безответственность ка­ питана, предшествовали различ­ ные нарушения по службе, допу­ щенные его подчиненными. Там механик отстал от рейса, тут третий помощник не вел проклад­ ки курса встречного судна и так далее. Получается, что отсутствие беспокойства, ответственности за служебные дела у командира, в данных случаях у капитанов, ве­ дет к «воспитанию» разболтанно- поднялись, как по тревоге. В ка­ ком же состоянии пребывал ка­ питан? В этом коротком перечне, что ни факт — то нарушение не только правил хорошей морской практи­ ки, но основных положений Уста­ ва. Тяжелейшая вина ложится прежде всего на капитана, забыв­ шего о законах моря. Действия его помощников также ниже вся­ кой критики. сти и у подчиненных. Снижается общий уровень дисциплины эки­ пажа. Что это происходит именно так, можно показать на недавних со­ бытиях, которые еще и сейчас го­ рячо обсуждают дальневосточные моряки. Грузо-пассажирский теплоход «Глинка» вечером II июля с. г. снялся в густом тумане из Южно- Курильска в бухту Крабовая на острове Шикотан. Судно легло на курс, и капитан ушел с мостика, сказав, чтобы его разбудили через три часа. Вахтенный четвертый по­ мощник, получив спустя полчаса обсервацию, обнаружил, что за­ данный капитаном курс ведет... на берег. Тем не менее он спокойно сдал вахту второму помощнику, «не заметив» и того, что тот в нетрезвом виде. Только за пять минут до посадки судна на камни вахтенный матрос увидел второго помощника, стоящего в штурман­ ской рубке в состоянии сильного опьянения. Матрос сказал об этом четвер­ тому помощнику. Тот снова под­ нялся на мостик и, поняв, что судно близко к опасности, дал ма­ шине ход назад, но не полный, а только средний? Он же послал матраса не за капитаном, а за его старшим помощником. Тот прибе­ жал на мостик, когда беда уже совершилась. А капитан? Он спал. Ни скре­ жет корпуса о камни, ни грохот валившихся от толчка ( предметов в каюте не разбудили его, хотя вся команда и даже пассажиры Такое положение в экипаже могло сложиться только в атмос­ фере беззаботности, переросшей в распущенность, взаимной «амнис­ тии» недостатков командиров и подчиненных. Я не называю имен виновных в чрезвычайных происшествиях, о которых сказано выше. Они уже понесли должное наказание. Вспо­ миная трагические случаи, хочется только еще раз подчеркнуть исти­ ну: море не прощает ошибок, рав­ нодушия. Оно не делает скидок на молодость или неопытность, жесто­ ко карает нерадивых и самоуспо- коенных. А вместе с ними, к со­ жалению, терпят бедствие и те, кто ни в чем не повинен, несет ущерб государство. Об этом всегда должны пом-. нить все моряки, особенно мо.+о-- дые. Советский торговый флот растет невиданно быстрыми тем-, пами. Вместе с ним растут и на-”* ши люди, морская молодеись. Двадцатилетние штурманы, три­ дцатилетние капитаны, они еще зачастую не хлебнули по-настоя­ щему морской стихии. Так пусть же изучают чужие ошибки, чтобы меньше было собственных. Пусть воспитывают в себе хорошее бес­ покойство, держат и себя, и под­ чиненных в постоянной бдитель­ ности. Тогда море будет к ним благосклонным, а всякий рейс — счастливым. Б. ГРИШИН, Герой Социалистического Тру­ да, капитан парохода «Со­ ветский Союз». Идут отчетно-выборные собрания в партийных организациях

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz