Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

РАВНЕНИЕ МОРЯКОВ НИ ОДНОГО НЕУДАЧНОГО РЕЙСА Наш экипаж с начала года добыл 14 .495 центнеров трески, окуня , палтуса , зубатки , выра ­ ботал 8 5 .5 4 4 банки консервов при п л ан ^ 5 7 тысяч, перевыпол­ нено годовое задание по изго- каждого траления тщательно ос­ матривали орудия лова и, если обнаруживали неисправность, тут же устраняли ее. Таким об- разом, у нас не было ни одного случая , чтобы мы лежали в команда актив- в ремонте ору- товлению рыбной муки . Одним дрейфе из-за неготовности «ло- словом, моряки почти на месяц раньше срока справились с пла­ ном первого года пятилетки. Сейчас трудно вспомнить, как Ковалев, Емельянчик, Кудряв- проходило каждое плавание, но цев. Их имена были занесены вот впечатления от последних на судовую Доску почета, доух рейсов еще свежи . В честь „ 4 9 й годовщины Великого Ок- Должное внимание уделяли тября мы брали обязательство Д'>орока чостso ипои ооработке досрочно выполнить план октяб- Рьюы трюмные мастера, возгл&в- ря и перевыполнить рейсовое ляемь ,е 1 *в^111(*вым , ното- задание. Рубеж наметили высо- Рыи лично становился за рыбо- ний, и каждый моряк крепко за- дел ,и показывал, как надо пра- д ум ал с я над тем, как его взять. ®11лыю разделывать палтус . Их старание не пропало даром. По- Местом промысла выбрали луфабрикат сдали сортностью район Копытова. Частые штор- выше плановой. чтобы палубная нее участвовала дий лова. — Л все , что будет зависеть от нас, мы постараемся сделать на совесть, — говорил мастер мы мешали нормально)! рабо­ те. Несмотря на это, экипаж упорно преодолевал трудности и уклады в ал ежесуточно задан- количество полуфабриката, лучалось, рыба совсем отказы ­ в ала . Тогда еще с большей на­ деждой смотрели на штурманов, ж>торые проявляли настоящую промысловую находчивость, ис­ кали исчезнувший косяк прибо­ ром, закрепляли место обсерва­ циями, как только он давал хо­ рошие показания. Нужно отдать должное капи­ тану А. А. Семенову. Он посто­ янно поддерживал контакт с м а ­ стерами по добыче, советовал, иак лучше вооружить трал, д а ­ вал рекомендаоиш штурманам. Александра Александровича всегда можно было увидеть на мосыгке. Беспокойный у т>его характер. вушек» к работе. Добросовестно по A°^b,,,€ Рь*бы помогали им матросы комсомо- Выступление капитана тов. лец тов. Антонов, тт. Ь.улевич, Семенова 7акже было деловое и обстоятельное. Он рассказал о промысловой обстановке в пред­ полагаемом районе промысла, ознакомил командиров с з а д а ­ нием на рейс, посоветовал, как- лучше организовать работу. И из десятого по счету пла­ вания мы та’кже вернулась с победой. К. ФОКША, помполит. Оценка Регистра: хорошо Прокладывал первые курсы на промысел в .начале года, ма ­ шинная команда траулера «Оча­ ков* на своем собрании наме­ тила рубеж: произвести в году пять безремонтных стоянок, хозяйство на должном уровне. Мы придерживается золотого правила: легче предупредить поломку, чем устранить немо» правность. В этом смысле очень характерен случай, пронсшед- сэкономить три процента топли- ший в сентябре. Уже в плавания ва и смазочных материалов , вы- мы обнаружили, что в центров Большой вклад в общее дело внесла машинная команда, ру ­ ководимая коммунистом Альбер­ том Алексеевичем Демидовым. Слово свое «в том рейсе мы сдержали , доставили в порт 90 тонн палтуса, из которых 50 тонн охлажденного полуфабри­ ката . Хочется рассказать и о ми­ нувшем плавании. Оно, по сути дела , ничем не отличалось от всех остальных, поэтому я оста­ новлюсь на том, как готовился экипаж к предстоящей работе в море. Во-первых, промысел на больших глубинах вызвал необ­ ходимость обсудить все вопросы на совещании командного со­ става . Тов. Иванов предложил созвать совещание по вахтам и объяснить морякам технологию В свою очередь, старший обработки палтуса. Мастерам по мастер по добыче А. С. Кошко* добыче предстояло работать на n его помощники В. Д. Корот- две вахты. Поотому тов. Кош- нов, Ю. А. Медведев после ков обратил внимание на то, НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ Почему одни экипажи ловят рыбу, а другие цедят воду? Та­ лой вопрос часто можно услышать и на берегу, и в море. Дей­ ствительно, почему? Моряки «Очакоаа» досрочно справились с тодовым заданием , но мне также нелегко ответить, в чем же секрет нашего успеха. Поэтому я просто поделюсь методом ра­ боты палубной команды нашего траулера. Па палтусовую путину суда бортового траления ходят не один год. В эту осень, хотя обстановка там была и менее удач ­ ная , однако мы смогли выполнить рейсовое задание. Существен­ ных изменений в оснастке трала не было. Подборы набивали ’ йо схеме промыслового отдела. Чтобы избежать попадания губ ­ ки, укорачивали лишь футроп до 10,5 метра и ставили 70-саи- тимегровые гужнки . На уловистость это не влияло, по от губки почти избавились. В глубоководном районе работали обычными досками, но утяж ел яли их. Для этого привязывали цепь стопор блока так , ■что один конец крепили за нижний рым доски, а другой — про­ пускали через щель и привязывали тросиком к нижней части малой дуги. Кроме того, к рыму присоединяли 16 килограммо­ вую чугунную чушку . При работе на больших глубинах очень часто происходит эаъерт трала . У нас такого «ЧП » ни разу не было. В этом, ко­ нечно, заслуга и судоводителей, и мастеров по добыче. Вероят­ ность за.верта уменьшилась и с использованием длинных (130 метров) кабелей. Ведь не требуется доказательства , чго трало­ вые доски в этом случае будут иметь больший распор. В других районах кабели бывают разного размера. Если грунт хороший •— 90-метровые , у берегов — 60-.метровые. Очень важно при переходе с трала одного рабочего борта эга другой детально проверить поизносившиеся «ловушки» . Не­ которые мастера по добыче ограничиваются чинкой порванных ячей или участков сетей. «Мол , что проверять, ловил ведь хо­ рошо», — думают некоторые. Но такое пренебрежение может дорого обойтись. Мы, как правило, смотрим, нет ли перекоса сетей, проверяем основные размеры трала: концы, правильность «осадки сетей по маркам , бобинцы, кухтыли. Есть один неписаный закон на «Очакове» : к промыслу го­ товиться не в порту, а на переходе. Поэтому мы всегда уж е «ри выходе из зал^гва можем спустить в воду орудия лова. А на Лругих судах , случается , теряют время на подготовку к спуску трала. Это подтверждается личным опытом, когда приходишь на t taкой нибудь траулер подменить коллегу, уходящего в отпуск, млн на отгул выходных дней. Иногда бывает и так. Принимаешь палубное хозяйство и ви­ дишь: ролики-то давно выработались. Вот и думаешь: на кого •надеялся товарищ? Ведь из-за выработанных роликов возможен •ярояов, потому что неправильно идет крутка ваеров и увеличи­ в а е т с я их изнашиваемость. ^ Помимо .непосредственной работы, наши мастера по добыче участвуют в обработке рыбы. Конечно, не в ущерб их делу. Мелкие операции (зараиц-жзание концов, изготовление цодъем- »ькж «тропиков, дележыых) произвожу уж е па своей вахте. А. КОШКОВ, мастер во добыче рыбы. ЛЛАЛЛАЛЛ/'УЧЛАЛАЛЛ/‘*ЛЛЛЛАЛ/\ЛЛАЛЛАА/ '. Старшим машинистом хо­ дит на траулере «Очаков» Александр Бобровник. В ус-; пехах, достигнутых этим дружным экипажем, есть не­ малая доля и передового ма­ шиниста. Об этом свидетель­ ствует тот факт, что фами­ лия его занесена на судовую Доску почета. На снимке: Александр Боб- ровннк. Фото В. Медведовского. полнить ремонта своими сила­ ми в объеме 1500 нормо-часов. Результаты работы за одиннад­ цать месяцев говорят о том, что по многим показателям мы уж е выполнили и по некоторым пе- ревы’полнили социалистическое обязательство. Мы заботилась и о технической учебе рядового с о с т а в , повышении ими специ­ альных знаний. Сверх плана подготовки кадров у нас один моряк получил свидетельство машиниста первого класса , а три человека сдали техминимум на котельного машиниста. В августе машинная команда предъявляла главную машину, вспомогательные механизмы Ре ­ гистру. К освидетельствованию подготовились хорошо. Такое за­ ключение дал и проверяющий инспектор Регистра. Правда, наша задача облегчалась в с в я ­ зи с тем, что «Очаков» сравни­ тельно недавно вернулся из ре­ монта. Нам оставалось лишь прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать машинное лАЛААЛЛ/\ЛААЛЛАААЛ/\ЛАЛЛ/\АЛЛЛЛЛЛАЛ/\АЛ «Л^ бежном насосе ослабла муфта сцепления с валом гидравличе­ ской части насоса. Это грозило остановкой промысла и ср h iwm рейса, потому что без та*кого важного механизма работать нельзя. Дважды мы разбирали насос, но смогли предотвратить поломку. На это ушли сутки . Теперь можно представить об­ ратное. Если бы механики, м а ­ шинисты отнеслись к делу сну** стя рукава , то на ремонт сила­ ми рабочих судоремонтного згн вода потребовалось бы дес ять дней. А такой «роскоши» мы не могли допустить еще и потому, что только перед выходом в рейс была котлочистка, длинная стоянка . В течение трех месяцев насос нас не подзоднл, в оче­ редную котлочистку мы сдали его в ремонт. Этот случай хорошо характе ­ ризует машинных специалистов. Здесь мне хочется назвать име­ на старшего машиниста Але»* сандра Бобровника, второго ме­ ханика Бронислава Ефимовича Маклака , котельного машиниста Бориса Кушнииа, которыми по npafBV гордятся моряки «Очако­ в а » . Ведь в том, что мы перевы­ полнили обязательство по эко­ номии топлива и горючеччма- зочных материалов, большая доля их труда. Это значит, что механизмы у нас находятся в лучшем техническом состояли», чем предусмотрено Правилами технической эксплуатации » , кроме того, механики, машини­ сты держат самый экономичный режим машинно котельной у с ­ тановки. Безусловно, по некоторым по­ казателям наша работа была бы еще эффективней, если бы я е досадные мелочи. В частности, нам не дают, особенно в конце года, нужных материалов, в том числе, бронзы, латуни, нержаве­ ющей стали. Приходится пустя ­ ковую деталь з ак а зы в а ть на з а ­ воде. Эго не выгодно ни нам, ни траловому флоту, а ведь на суд­ не есть и токарный станок и умелый специалист. А. ДЕМИДОВ, старший меха­ ник. 5v/W'4A/\j^AAAA/\AAAA/\A.^sAAA/‘^^y\A/\A/VWV'yvV\A/\AAAA.^%.^AA/'J%AA/\A/“4AjV\AAAAA/N4A/'yV, ЗАБОТА НАША ТАКАЯ С начала года сортность вы ­ рабатываемого на нашем трау ­ лере полуфабриката всегда пла­ новая и выше плановой. Надо учесть, что в двух рейсах мы облавливали синекорый палтус , а эта рыба требует более тщательной р азделки , . консерва­ ции. Плановым заданием допус­ кается из общего груза этой ры­ бы шесть процентов вторых сор­ тов. Мы же из первою плава ­ ния на палтусовую путииу до­ ставили в порт вторых сортов лишь 5 ,3 процента. За счет че­ го? Во-первых, крупные экземп­ ляры палтуса ( 10—12 кг) соли­ ли более тщательно, чем мелкие. Набивали нласти солью, затем соединяли их вместе. Особенно следили за тем, чтобы хорошо были просолены жабры. Естест­ венно, при заготовке солено­ го полуфабриката палтуса у пас был перерасход 'Консервирующе­ го материала. Но этот перерас­ ход при промысле трески покры­ вается . Тут накрашивается вопрос: значит, мы уменьшаем дозиров­ ку солм? Ответить на него не просто. Мы исходим из того; ка ­ кая соль получена в порту. Ес­ ли ее помол крупный (третий), то в этом случае , копе-чио, соли расходуется меньше, так как ома долго растворяется , посте­ пенно, и качество полуфабри.ка - всего не предусмотришь. А еслч та бывает высокое. При мелком помоле (полуторном) дозировку увеличиваем. Хочу сказать , в общей сложности у нас нет пе­ рерасхода соли. Больное место для каждого экипажа — сохранение сортно­ сти свежья . Мы берем его на шесть площадок, то есть умень­ шаем высоту рыбного пласта с 70 см до 40 см. А это много зна>чит. Далее , не жалеем льда в первые дни заготовки охлаж­ денного полуфабриката. Его рас- обработки ход в это врамя примерно на 5 процентов больше, чем предус­ мотрено инструкцией. В послед­ ние сутки, наоборот, дозировку уменьшали, В итоге — мы у к ­ ладываемся в нормы расходова­ ния. ‘ Очень ©ажно при определе­ нии начала обработка рыбы под работать, свежье, знать , к ак а я рыба ловит­ ся. Если мойвенпая, м я гк а я , следует подождать, а если мясо трески твердое, мы заготовляем свежье (в зимнее время) за одиннадцать суток . И кал пра­ вило, при£озил 1 в порт охлаж­ денною полуфабриката всегда больше, чем соленого. Напри­ мер, «из общего 150 тонною гр у ­ за 8 0—1)0 тони — свежье . При промысле палтуса мы увеличи­ вали сроки хранения на сутки. Но это не рисл. И ^ тр ук ти ей учесть, что наши мастера по об­ работке особенно старательно мельчили лед, увелнчи.вачъи в первые дни его дозиро&ку, то станет ясно: за сортность свежья палтуса мы пе боялись. И это подтвердилось в порту. Кстати, о моих помощниках Павле Павлюковиче и Борисе Виноградове можно ск азать только хорошее. Они старатель­ ны, требовательны к матросам в части соблюдения технологии рыбы. Если видят, что в трюм попадает треска , не­ правильно обезглавленная или ошкеренная, то обязательно забьют тревогу. С к аж у т о на­ рушениях виновным или вах­ тенному штурману. И само со­ бой разумеется , покажут не­ опытным, как надо пра<внльио 6 о О других «с екр е тах » нашей работы говорить не приходится. Эго общеизвестные истины: не надо задерживать рыбу на палу­ бе после обработки улова , сле­ дует обязательно скатывать рыб­ ные ящики, рыбоделы и т. д. Хочу только с к а з а т ь , 'ч т о это одно из условий высокого каче­ ства доставленной в порт про-* дукцтш. В. ИВАНОВ, мастер но обра­ ботке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz