Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

# I На рефрижераторной плав­ базе «Александр Иванов» уделяется большое внимание истории своего корабля. Аль­ бом с фотографиями, который стал заполняться с начала эксплуатации судна, всегда интересует членов экипажа. На снимке: (слева направо) члены экипажа Алексей Уг­ лов, Павел Самарин и Ана­ толий Вологжанников рас­ сматривают альбом истории корабля. Фото Т. Кожухаря. В формирование коммунисти­ ческого мировоззрения у грудящихся большую роль призваны сыграть первичные ор­ ганизации общества «Знание» . Их роль особенно велика на ко­ раблях промыслового флота, где люди оторваны от береговых культурно-просветительных уч ­ реждений, не могут в полной мере удовлетворять свои д у ­ ховные запросы. II здесь моря­ нам на помощь должны придти лекторы общества «Знание» . В своих выступлениях перед тру­ жениками моря они рассказы ­ вают в доступной и популярной форме о том многообразном ми­ ре интерес-ного и разумного, у в ­ лекательного и полезного, что, так или иначе трансформируясь в сознании человека, воспитыва­ ет в нем высокие помыслы, ком­ мунистическую нравственность, расширяет кругозор его миро­ воззрения, пополняет запас эиа- иий. Члены общества «Знание» призваны «сея ть разумное, доб­ рое. вечное». Первичная организация обще­ ства «Знание» на БМРТ 236 «Иж е в с к » создана шесть лет на­ зад . -В то время она насчитыва­ ла всего лишь три человека. Но первый опыт лекторской практи­ ки показал, что рост членов ор­ ганизации — залог ее более успешной работы. И в последу­ ющие годы организация ежерей- сио пополнялась новыми члена­ ми: в каждом рейсе перед моря­ ками выступали с лекциями и беседами 6 —7 членов общества «Знание» . Они проводили 18 — 20 лекций на самые разнообраз­ ные ?емы. Сейчас первичная организа­ ция общества «Знание» на «Иж ев ск е » насчитывает 10 че­ ловек. Руководит ею с первого дня основания помполит И. П. Бажажин. Члены организации политиче­ ски подготовленные, высокооб­ разованные люди. Пять имеют высшее образование, остальные — среднее и средне-техничес­ кое. Среди кнх — люди разных специальностей: капнтандирек- тор Лопатин, старший механик Иванов, врач Нияшко, электрик Дайнего, матрос Петрашкевич, мастер по обработке рыбы Б уль ­ ба, моторист Кармазин и другие товарищи. Все они — передови­ ки прои»зводс тва , а вторитет ные люди в экипаже. Стать членом общества «З н а ­ ние» на «Иж евск е » — не про­ сто. И к чести его руководителя — помполита Н. П. Бажажнна , к чести членов первичной орга­ низации: они не ставят само­ целью рост рядов своей органи­ зации. Поэтому к приему новых членов они относятся серьезно. С желающим вступить в обще­ ство проводится индивидуальная беседа, в ходе которой выясня ­ ются способности и знания чело­ в ек а , искренность его желания быть лектором. После беседы желающий вступить в организа­ цию сам разрабатывает лекцию на заданную тему или по еобст венному усмотрению, но с согла­ сия первичной организации, го­ товится, подбирает литературу , изучает ее. Оценка лекции про­ изводится членами организации до ее прочтения. Затем, . если лекция отвечает всем требова­ ниям, товарищ выступает с ней перед моряками. Став членом первичной орга- Проведенная лекция не сети- бели югослашского судна от ио­ низации, человек принимает не- мается с вооружения первичной жара . посредственное участие в широ- организации общества «Знание» . Планомерная, вдумчивая и кой лекционной пропаганде сре- Здесь заведена картотека гото- целенаправленная работа членов ди экипажа и в просветитель- вых лекций, В ней — 56 комп- первичной организации общест- ской практике. лектов лекций, докладов и бе- ва «Знание» на БМРТ «Иж евск » Любую работу, прежде чем сед, которые любой моряк мо- положительно ск а зыв ается на начать, нужно спланировать. На жет взять на руки, как берет общем развитии членов экипа- « Ижевске» к составлению пла- книгу в библиотеке, и прочи- ж а , повышает их культурный нов деятельности организации тать. Польза от картотеки боль- уровень и политическую созна­ тельность. В последнем рейсе на судне была открыта художест­ венная выставка картин матро­ са тов. Хижченко. Восемнадцать картин, представленных им на выставке , отображают море, жизнь и труд промысловиков. У этих картин сам художник про­ вел беседу об искусстве живо­ писи. Большой интерес вызвала у членов экипажа фотовыставка работ тов. Вазагова , матроса тов. Новожилова. моториста тов. Кармазина. Когда экипаж возвращался в порт на теплоходе «Вацлав Во- СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ «Знание» откосятся очень серь- шая, если учесть сменяемость езно. В начале рейса на заседа- экипажа , нии обсуждается тематический Члены первичной организации розский» , самодеятельные арти- план лекций и бесед. С учетом «Знание» стремятся , чтобы лек- сты «Иж е в с к а » дали большой личного желания и способностей цИю или доклад прослушало к а к концерт морякам теплохода и поручается подготовка тех или можно больше моряков. Вот по- своего траулера . А члены пер- иный лекций, отдельным чле- чему на «Иж евск е » извещение вичной организации общества нам первичной организации по- 0 предстоящей лекции переда- «Знание» прочитали команде ручается подбор соответствую- 0 тся ло радио, оформляется кра- «В . Воровского» несколько лек- щей литературы, оформление сочное объявление. Например, цнй. тематических стендов. объявление о лекции «Пожар на Лекторы и докладчики «Ижев- В подготовке лекций, в их судне — трагедия в море» бы- сна» не останавливаются на до- планирования учитываются го- ло снабже-но живописным ри- стнгнутом. В юбилейном году товые разработки, взятые в ка- rvHKOlM Пно но ко И1 вешало они на^ Р ены проделать боль- бинете политического просвеще- * 1 * ' шую работу по пропаганде до- ния при парткоме флота. Но 0 лекц^ги, но и наглядно пока- стижеиий Советской власти, большинство тем члены органи- зывало страшную картину ги- П. ДИМИН, зации разрабатывают сами. Так, рефрижераторным механиком тов. Смирновым были самостоя­ тельно подготовлены лекции о внедрении холодильной техники на судах рыбной промышленно­ сти, о кибернетических устрой­ ствах на промысловых кораблях и на другие темы. В прошедшем рейсе был со­ ставлен тематический план лек­ ций на 1967 год. Первичная ор­ ганизация на «Иж евск е » наме­ тила основную тему в своей лек ­ ционной и пропагандистской ра­ боте: «50-летие Советской вла­ сти » . Кроме цикла лекций и до­ кладов, посвященных этой ши­ рокой теме, решено провести беседы о соратниках В. И. Ле­ нина — М. И. Калинине, Я. М. Свердлове, М. В. Фрунзе, С. М. Кирове, оформить серию стен­ дов, отражающих в документах , фоторепродукциях и рисунках славную историю развития Со­ ветского государства . Безусловно, подобный объем ргхботы поенлен только людям, искренне посвятившим себя, свое свободное от служебных обязанностей время делу рас­ пространения среди моряков научно-технических, политиче­ ских и общеобразовательных знаний. И в этом отряде наибо- На траулере «Моршанск» со­ стоялся митинг солидарности с героическим вьетнамским наро­ дом, митинг протеста против злодейских преступлений амери­ канских империалистов. Все члены экипажа едино-» душно осуждают агрессию США во Вьетнаме, требуют вывода американских войск из этой страны. Моряки решили в рейсе отра­ ботать сверхурочно каждый по восемь часов и деньги, зарабо­ танные за это время , перечне-* лить в фонд помощи вьетнамс­ ким патриотам. Капитан СТАРОСТИН. Курс—на большие глубины лее ниицнативными слы ву т старший помощник капитана тов. Марков, механик ота- ладчнк тов. Вазагов, помполит тов. Бажажин. Только в послед­ нем гюйсе докладчики «Ижевс ­ к а » выступили перед моряками своего судна более 15 раз: «А р ­ мия США к ак она е с т ь » (лек ­ тор тов. Петраоикевич), «Б у д у ­ щее создается сегодня» (лектор тов. Вазагоз ) , «В мире интерес­ ного» (лектор тов. Лопатин), «Крах операции «Вундерлаид» (лектор тов. Бажажин) и т. д. Архангельская область. Замерзла Северная Двина, но навигация продолжается. До января суда Северного мор­ ского пароходства будут вы­ возить из Архангельска пило­ материалы для зарубежных потребителей. На снимке: на рейде Се­ верной Двины. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС. Нам хорошо известно* к каким последствиям приводит увеличе­ ние интенсивности промысла в любом бассейне, в том числе и в океане, поэтому, создавая новую технику, повышающую резко вы­ лов, мы не можем безразлично от­ носиться к использованию этой техники. По печальному опыту ин­ тенсивной эксплуатации Баренцева моря, уникального в прошлом по своим запасам, мы хорошо поняли, что, неразумно нарушая природ­ ные процессы, можно истощить за ­ пасы рыб. Вот почему задача науки теперь должна состоять не только в соз­ дании новой техники и в охране природы, но уже и в преобразо­ вании природы в интересах чело­ века п.ри помощи создаваемой но­ вой техники. Решить такую проблему в мо­ рях и океана^ можно только об­ щими усилиями ученых и работни­ ков промышленности. Для этого надо, чтобы дискуссия шире раз­ горалась вокруг возможных путей решения этой общей проблемы. Меня давно волнует вопрос по­ вышения вылова промысловых рыб без снижения их запасов. ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОН­ СТРУКТИВНОГО РЕШ Е Н И Я ЭТОЙ ЗАДАЧИ Я ВИЖУ В СО­ ЗДАНИИ ТАКОЙ ТЕХНИКИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИЛА БЫ ВЫЛАВЛИВАТЬ РЫБ. НАХО­ ДЯЩИХСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ­ МЯ ВНЕ СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ОРУДИЙ ЛОВА, И ПОГИБАЮЩИХ ОТ ЕСТЕСТ­ ВЕННОЙ СМЕРТНОСТИ, НЕ ПРИНОСЯ ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕ­ ЧЕСТВУ. ВТОРОЙ ПУТЬ — э т о ВЫЛОВ ПОЛОВОЗРЕЛЫХ РЫБ И СОХРАНЕНИЕ НЕПОЛОВО­ ЗРЕЛЫХ. ОБЕ ЭТИ ЗАДАЧИ ОТЛИЧНО РАЗРЕШАЮТСЯ ПРИ СОЗДА­ НИИ ПРОМЫСЛОВОЙ ТЕХНИ­ КИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИЛА БЫ ЭФФЕКТИВНО ВЕСТИ ПРОМЫ­ СЕЛ НАБОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ. Сущность этой технической за­ дачи заключается в следующем. Из материалов Всесоюзного совещания по промышленному рыболовству Первое — в сохранении рас­ крытий трала и скоростей трале­ ния на больших глубинах, таких же, каких мы достигли в настоя­ щее время на обычных глубинах. Второе — в обеспечении устой­ чивого равновесия трала и трало­ вых досок относительно всех трех осей координат с устранением кре­ на и отрыва досок от грунта при тралении с ограниченной и отно­ сительно сокращенной длиной ва- еров. Третье — в создании трехмерной устойчивости движения гибкой си­ стемы трала в пелагиали с- даль­ нейшим повышением скоростей и увеличением зоны вертикального облова рыэ гидродинамическими распорными средствами, способны­ ми работать на больших глуби­ нах. Эти Комструктивмые задачи те­ перь решены, и нам лишь остается внедрять и осваивать эту технику, а также совершенствовать ее про­ изводство. Надо еще сказать, *гто * мне постоянно говорили, что п р о - '^ * мысел рыб на больших глубинах биологически не обоснован и что вообще о каких глубинах я веду речь, когда нигде в океане нет достаточных площадей с больши­ ми глубинами, на которых можно было бы вести промысел. Так вот, чтобы развеять эти сомнения скептиков, я приведу фактические данные уже освоен­ ных и перспективных акваторий. А так как единственным мате­ риалистическим способом предви­ дения будущего является анализ прошлого с использованием етати- стики и приложением методов спе­ циальных ихтиологических и тех­ нических исследований, то мы мо­ жем уже с достаточной точностью даже предсказать возможную ве­ личину среднегодового вылова флотом с этой новой акватории Северо-Западной Атлантики. На представленных графиках показаны сравнительные площади глубоководных районов Копытова* Флемиш-капа и перспективного материкового свала Северо-Заг* ладной Атлантики. Так вог, в районе Копытова, иа глубинах 300—450 метров, с пло­ щади около 10 тысяч кв. миль наш флот выловил в 1959 году /00 ti ** сяч центнеров окуня. В том же районе, но с площади не менее 0,5 тысячи кв. миль, на глубинах 500—800 метров вылаэд^ ливали в 1964—65 годах синекоЛР* рего палтуса около 25С* тысяч ценгаеров. {Окончание на 4-й стф.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz