Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
# I На рефрижераторной плав базе «Александр Иванов» уделяется большое внимание истории своего корабля. Аль бом с фотографиями, который стал заполняться с начала эксплуатации судна, всегда интересует членов экипажа. На снимке: (слева направо) члены экипажа Алексей Уг лов, Павел Самарин и Ана толий Вологжанников рас сматривают альбом истории корабля. Фото Т. Кожухаря. В формирование коммунисти ческого мировоззрения у грудящихся большую роль призваны сыграть первичные ор ганизации общества «Знание» . Их роль особенно велика на ко раблях промыслового флота, где люди оторваны от береговых культурно-просветительных уч реждений, не могут в полной мере удовлетворять свои д у ховные запросы. II здесь моря нам на помощь должны придти лекторы общества «Знание» . В своих выступлениях перед тру жениками моря они рассказы вают в доступной и популярной форме о том многообразном ми ре интерес-ного и разумного, у в лекательного и полезного, что, так или иначе трансформируясь в сознании человека, воспитыва ет в нем высокие помыслы, ком мунистическую нравственность, расширяет кругозор его миро воззрения, пополняет запас эиа- иий. Члены общества «Знание» призваны «сея ть разумное, доб рое. вечное». Первичная организация обще ства «Знание» на БМРТ 236 «Иж е в с к » создана шесть лет на зад . -В то время она насчитыва ла всего лишь три человека. Но первый опыт лекторской практи ки показал, что рост членов ор ганизации — залог ее более успешной работы. И в последу ющие годы организация ежерей- сио пополнялась новыми члена ми: в каждом рейсе перед моря ками выступали с лекциями и беседами 6 —7 членов общества «Знание» . Они проводили 18 — 20 лекций на самые разнообраз ные ?емы. Сейчас первичная организа ция общества «Знание» на «Иж ев ск е » насчитывает 10 че ловек. Руководит ею с первого дня основания помполит И. П. Бажажин. Члены организации политиче ски подготовленные, высокооб разованные люди. Пять имеют высшее образование, остальные — среднее и средне-техничес кое. Среди кнх — люди разных специальностей: капнтандирек- тор Лопатин, старший механик Иванов, врач Нияшко, электрик Дайнего, матрос Петрашкевич, мастер по обработке рыбы Б уль ба, моторист Кармазин и другие товарищи. Все они — передови ки прои»зводс тва , а вторитет ные люди в экипаже. Стать членом общества «З н а ние» на «Иж евск е » — не про сто. И к чести его руководителя — помполита Н. П. Бажажнна , к чести членов первичной орга низации: они не ставят само целью рост рядов своей органи зации. Поэтому к приему новых членов они относятся серьезно. С желающим вступить в обще ство проводится индивидуальная беседа, в ходе которой выясня ются способности и знания чело в ек а , искренность его желания быть лектором. После беседы желающий вступить в организа цию сам разрабатывает лекцию на заданную тему или по еобст венному усмотрению, но с согла сия первичной организации, го товится, подбирает литературу , изучает ее. Оценка лекции про изводится членами организации до ее прочтения. Затем, . если лекция отвечает всем требова ниям, товарищ выступает с ней перед моряками. Став членом первичной орга- Проведенная лекция не сети- бели югослашского судна от ио низации, человек принимает не- мается с вооружения первичной жара . посредственное участие в широ- организации общества «Знание» . Планомерная, вдумчивая и кой лекционной пропаганде сре- Здесь заведена картотека гото- целенаправленная работа членов ди экипажа и в просветитель- вых лекций, В ней — 56 комп- первичной организации общест- ской практике. лектов лекций, докладов и бе- ва «Знание» на БМРТ «Иж евск » Любую работу, прежде чем сед, которые любой моряк мо- положительно ск а зыв ается на начать, нужно спланировать. На жет взять на руки, как берет общем развитии членов экипа- « Ижевске» к составлению пла- книгу в библиотеке, и прочи- ж а , повышает их культурный нов деятельности организации тать. Польза от картотеки боль- уровень и политическую созна тельность. В последнем рейсе на судне была открыта художест венная выставка картин матро са тов. Хижченко. Восемнадцать картин, представленных им на выставке , отображают море, жизнь и труд промысловиков. У этих картин сам художник про вел беседу об искусстве живо писи. Большой интерес вызвала у членов экипажа фотовыставка работ тов. Вазагова , матроса тов. Новожилова. моториста тов. Кармазина. Когда экипаж возвращался в порт на теплоходе «Вацлав Во- СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ «Знание» откосятся очень серь- шая, если учесть сменяемость езно. В начале рейса на заседа- экипажа , нии обсуждается тематический Члены первичной организации розский» , самодеятельные арти- план лекций и бесед. С учетом «Знание» стремятся , чтобы лек- сты «Иж е в с к а » дали большой личного желания и способностей цИю или доклад прослушало к а к концерт морякам теплохода и поручается подготовка тех или можно больше моряков. Вот по- своего траулера . А члены пер- иный лекций, отдельным чле- чему на «Иж евск е » извещение вичной организации общества нам первичной организации по- 0 предстоящей лекции переда- «Знание» прочитали команде ручается подбор соответствую- 0 тся ло радио, оформляется кра- «В . Воровского» несколько лек- щей литературы, оформление сочное объявление. Например, цнй. тематических стендов. объявление о лекции «Пожар на Лекторы и докладчики «Ижев- В подготовке лекций, в их судне — трагедия в море» бы- сна» не останавливаются на до- планирования учитываются го- ло снабже-но живописным ри- стнгнутом. В юбилейном году товые разработки, взятые в ка- rvHKOlM Пно но ко И1 вешало они на^ Р ены проделать боль- бинете политического просвеще- * 1 * ' шую работу по пропаганде до- ния при парткоме флота. Но 0 лекц^ги, но и наглядно пока- стижеиий Советской власти, большинство тем члены органи- зывало страшную картину ги- П. ДИМИН, зации разрабатывают сами. Так, рефрижераторным механиком тов. Смирновым были самостоя тельно подготовлены лекции о внедрении холодильной техники на судах рыбной промышленно сти, о кибернетических устрой ствах на промысловых кораблях и на другие темы. В прошедшем рейсе был со ставлен тематический план лек ций на 1967 год. Первичная ор ганизация на «Иж евск е » наме тила основную тему в своей лек ционной и пропагандистской ра боте: «50-летие Советской вла сти » . Кроме цикла лекций и до кладов, посвященных этой ши рокой теме, решено провести беседы о соратниках В. И. Ле нина — М. И. Калинине, Я. М. Свердлове, М. В. Фрунзе, С. М. Кирове, оформить серию стен дов, отражающих в документах , фоторепродукциях и рисунках славную историю развития Со ветского государства . Безусловно, подобный объем ргхботы поенлен только людям, искренне посвятившим себя, свое свободное от служебных обязанностей время делу рас пространения среди моряков научно-технических, политиче ских и общеобразовательных знаний. И в этом отряде наибо- На траулере «Моршанск» со стоялся митинг солидарности с героическим вьетнамским наро дом, митинг протеста против злодейских преступлений амери канских империалистов. Все члены экипажа едино-» душно осуждают агрессию США во Вьетнаме, требуют вывода американских войск из этой страны. Моряки решили в рейсе отра ботать сверхурочно каждый по восемь часов и деньги, зарабо танные за это время , перечне-* лить в фонд помощи вьетнамс ким патриотам. Капитан СТАРОСТИН. Курс—на большие глубины лее ниицнативными слы ву т старший помощник капитана тов. Марков, механик ота- ладчнк тов. Вазагов, помполит тов. Бажажин. Только в послед нем гюйсе докладчики «Ижевс к а » выступили перед моряками своего судна более 15 раз: «А р мия США к ак она е с т ь » (лек тор тов. Петраоикевич), «Б у д у щее создается сегодня» (лектор тов. Вазагоз ) , «В мире интерес ного» (лектор тов. Лопатин), «Крах операции «Вундерлаид» (лектор тов. Бажажин) и т. д. Архангельская область. Замерзла Северная Двина, но навигация продолжается. До января суда Северного мор ского пароходства будут вы возить из Архангельска пило материалы для зарубежных потребителей. На снимке: на рейде Се верной Двины. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС. Нам хорошо известно* к каким последствиям приводит увеличе ние интенсивности промысла в любом бассейне, в том числе и в океане, поэтому, создавая новую технику, повышающую резко вы лов, мы не можем безразлично от носиться к использованию этой техники. По печальному опыту ин тенсивной эксплуатации Баренцева моря, уникального в прошлом по своим запасам, мы хорошо поняли, что, неразумно нарушая природ ные процессы, можно истощить за пасы рыб. Вот почему задача науки теперь должна состоять не только в соз дании новой техники и в охране природы, но уже и в преобразо вании природы в интересах чело века п.ри помощи создаваемой но вой техники. Решить такую проблему в мо рях и океана^ можно только об щими усилиями ученых и работни ков промышленности. Для этого надо, чтобы дискуссия шире раз горалась вокруг возможных путей решения этой общей проблемы. Меня давно волнует вопрос по вышения вылова промысловых рыб без снижения их запасов. ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ КОН СТРУКТИВНОГО РЕШ Е Н И Я ЭТОЙ ЗАДАЧИ Я ВИЖУ В СО ЗДАНИИ ТАКОЙ ТЕХНИКИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИЛА БЫ ВЫЛАВЛИВАТЬ РЫБ. НАХО ДЯЩИХСЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕ МЯ ВНЕ СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ОРУДИЙ ЛОВА, И ПОГИБАЮЩИХ ОТ ЕСТЕСТ ВЕННОЙ СМЕРТНОСТИ, НЕ ПРИНОСЯ ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕ ЧЕСТВУ. ВТОРОЙ ПУТЬ — э т о ВЫЛОВ ПОЛОВОЗРЕЛЫХ РЫБ И СОХРАНЕНИЕ НЕПОЛОВО ЗРЕЛЫХ. ОБЕ ЭТИ ЗАДАЧИ ОТЛИЧНО РАЗРЕШАЮТСЯ ПРИ СОЗДА НИИ ПРОМЫСЛОВОЙ ТЕХНИ КИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИЛА БЫ ЭФФЕКТИВНО ВЕСТИ ПРОМЫ СЕЛ НАБОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ. Сущность этой технической за дачи заключается в следующем. Из материалов Всесоюзного совещания по промышленному рыболовству Первое — в сохранении рас крытий трала и скоростей трале ния на больших глубинах, таких же, каких мы достигли в настоя щее время на обычных глубинах. Второе — в обеспечении устой чивого равновесия трала и трало вых досок относительно всех трех осей координат с устранением кре на и отрыва досок от грунта при тралении с ограниченной и отно сительно сокращенной длиной ва- еров. Третье — в создании трехмерной устойчивости движения гибкой си стемы трала в пелагиали с- даль нейшим повышением скоростей и увеличением зоны вертикального облова рыэ гидродинамическими распорными средствами, способны ми работать на больших глуби нах. Эти Комструктивмые задачи те перь решены, и нам лишь остается внедрять и осваивать эту технику, а также совершенствовать ее про изводство. Надо еще сказать, *гто * мне постоянно говорили, что п р о - '^ * мысел рыб на больших глубинах биологически не обоснован и что вообще о каких глубинах я веду речь, когда нигде в океане нет достаточных площадей с больши ми глубинами, на которых можно было бы вести промысел. Так вот, чтобы развеять эти сомнения скептиков, я приведу фактические данные уже освоен ных и перспективных акваторий. А так как единственным мате риалистическим способом предви дения будущего является анализ прошлого с использованием етати- стики и приложением методов спе циальных ихтиологических и тех нических исследований, то мы мо жем уже с достаточной точностью даже предсказать возможную ве личину среднегодового вылова флотом с этой новой акватории Северо-Западной Атлантики. На представленных графиках показаны сравнительные площади глубоководных районов Копытова* Флемиш-капа и перспективного материкового свала Северо-Заг* ладной Атлантики. Так вог, в районе Копытова, иа глубинах 300—450 метров, с пло щади около 10 тысяч кв. миль наш флот выловил в 1959 году /00 ti ** сяч центнеров окуня. В том же районе, но с площади не менее 0,5 тысячи кв. миль, на глубинах 500—800 метров вылаэд^ ливали в 1964—65 годах синекоЛР* рего палтуса около 25С* тысяч ценгаеров. {Окончание на 4-й стф.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz