Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

РАВНЕНИЕ НА МОРЯ КОВ 99 ОЧАКОВА В редакцию бассейновой газеты принесли радио-> грамму: «Выполнен годовой план.'по добыче. Мо­ ряки взяли обязательство до конца года выловить .еще сто тонн рыбы...» Мне вспомнился ср а з у ,раз­ говор с капитаном сОчакова», с борта которого .пришла радиограмма, с Александром ^Александро­ вичем Семеновым. . . . . Это было в канун Октябрьского праздника. Суд­ но только что вернулось с палтусовой путины, но моряки намечали отход в -новый рейс « а 0 ноября. Они и ушли в назначенное время. Сборы, как го­ ворится, были недолги, хотя в короткий предпра­ здничный 'день предстояло сделать многое. Но не это казалось удивительным, а твердая уверенность капитана в выполнении рейсового задамия и го­ дового плана. -• ; * — Примерно тонн семьдесят осталось выловить. Ка* бы худо* нн шла рыба, дол ноны все равно снацаралать», — говорил капитан, немного поду­ мав, добавил: — пойдем* « а старое место, на пал­ тус. • V На чем основывалась такая уверенность, А. А. Семенов ответить " или не мог, или не .хотел от­ крыть «тайну». Но когда был задан .градтммшяын вопрос: «В ~«*ем -же декрет вашего уяаеха?» — Ляексанад АЛексдадревич^ йе задумываясь, .объ яс- - — В дорядке, в твердом мороком порядке. * Мне говорили, что этот порядок идет в первую очередь от самого капитана. Он бывает порою крут, всегда строг, требователен к другим. Но столь же требователен и к себе. Главное же его ка­ чество — большая ответстаемносгь за дело, кото- . рое ему доверено. На флоте стало крылатой фра­ зой: «Капитана всегда можно увидеть на мости- ; ке». Не трудно представить, как это выглядит в действительности. В море хороший промысловик не знает настоящего отдыха. Мягкую койку ему за­ меняет" диван, сон урывками, и десятки других* неудобств быга, Я « е берусь судить, оправданы ли - такие жесткие ограничения, но всегда слышу, если «капитана в любое время можно увидеть на мостике», то рыбу моряки ловят, с заданиями справляются, у ' ;/ ; Разумеется, это не единственное условие успеш­ ной раболгы экипажа. Самая важн ая гарантия —1 дружба моряков, чувство локтя и старательность. —Эти качества есть у коллектива траулера «Оча­ ков», и они видны в сегодняшних выступлениях специалистов судна, за которым идет прочно сла­ ва «везучего». : - Нам кажется, руководителям управления следует детально ознакомиться с опытом работы . .щ л а ж а «Очакова» и сделать его достоянием всех коллективов судов. Г В. СЕРГЕЕВ. ‘ ^ Рыбу мало (поймать, е е ехце надо умет ! сохранить до прихода в порт, — говорит ма стер по обработке рыбы - т р а у л е р а - • «Очакова В. Ие&нов; • -- • • j:' Фото В. Медведовского Е с т ь * Ю О ты ся ч ! Экипаж БМРТ-256 «Серафи­ мович» 18 декабря вьшолшл примятое на первый год пяти­ летки социалистическое обяза­ тельство по вылову 100 тысяч центнеров рыбы. Из этого ко­ личества выработано 68 .6 00 центнеров готовой продукции. Капитан БМРТ-256 «Серафи­ мович» ХАЦЕНКО, шшполит ШАМАТРИН. коп. Цена Минувший рейс для экипажа производственного рефрижератора сМихайло Ломоносов» был нес­ колько необычным. Коллектив при. нимал мурманскую сельдь от эки­ пажей рыболовных сейнеров и ма­ лых рыболовных траулеров в Кольском заливе и вырабатывал из нее пресервы. Наш корреспондент попросил помполита тов. Кал ьченко расска­ зать о том, как проходил этот рейс. — Прежде всего, о результатах его, ~ говорит тов. Кальчёнко. — За семнадцать суток выработано 85 тысяч трехкилЫфаммовых ба­ нок пресервов. Задание рейса вы­ полнено на 150 процентов. До нас пресервы из мурманской сельди на кораблях не вырабаты­ вались. Отсюда понятны те техно- ^ Редко в £ трм .£Ч>Ду ПрфМЫСЛО- винам удается найти большую ^ыбу . Оскудело Баренцево мо­ ре ; "трал- приходит или пустым, ш ш — [(олтонны, маленысая ко- шалка , — нерадостно делятся на совете капитаны. А то за-гуляет ветер, я злятся моряки, когда слушают синоп­ тиков: 4Юрд:ост шесть-семь бал­ лов, временами восемь, порыва­ ми до девяти. ; Вот и в минувшем рейсе, ед ­ в а траулер «Томь» прошел Ле- тннский маяк , за*гудели ванты, задрожал корпус, и т а к а я к у ­ терьма началась — света бело­ го не видно. .— Задул проклятьж, ни дна ем у ни покрышки, — ворчал капитан. — Все paetco рыбы нет. Пусть пошзчяит* — горько иронизиро­ в а л » моряки; И вдруг .. . на очередном про­ мысловом .совете руководитель ярога>&сла Сергей Иванович Шередека обнадеживающе с к а ­ зал: — У Медвежки появилась треска . Всем «жид кач ам » сле ­ довать в этот район. У бэрегов нет никакой перспективы: «угольщики» будут • держать прибрежные квадраты под при­ целом. * г-; . Чёрес двое суток начались первые авралы. Здесь, на Мед- вежинской банке, совсем не чув ­ ствуется дня. Черное море, чёрное небо — одна сплошная бесконечность. И только как звезды мерцали вокруг огни рыбацких судов. . Третий штурман Василий Ф е ­ доров, выше . с редиего роста, светловолосый, посматривай то на ленту самописца э-холота, то « а море. Палуба залита светом. Оттуда доносится, равномерная дробь головорубов. Люди стоят за первьнм рыбоделом, вторым, третьим. В ящиках бьется трес­ ка. Много трески. — Иваныч, пройди по коч­ кам , обеспечь . «восьм 'ерку». (Тале моряки называют врем я "Отдыха между нормальными вахтами). Но сейчас все пере­ мешалось, день, ночь. Одним словом, нас гуттили а в ра льньге сутки. • Шевелись, начальник, — дружелюбно покрикивают на по­ давал ьщичса Леонида Богдано­ ва. Ох и трудно Леониду. Ры ­ ба — скользкая , палуба — не­ устойчивая, ребята работают вдвоем, не обеспечить подачу. И еще подначивают. Начальник ящика. Но успевать (надо, потому что все трудятся на пре­ деле. Штурман, найдя свободную минутку , пускает секундомер. На палубу не сообщает. Счита­ ет, сколько рыбин в минуту в ы ­ ходят. из-под ножа первоклас­ сного- матроса 0рлова . Одна.;, дв е . . . ; пять... двенадцать ... И когда стрелка., делает полный оборот,, останавливается на ше­ стнадцати. Ого... Может, ошиб­ ся. Снова короткий щелчок; . и сдова .результат . тот же. Моло.- дец парень! • — Так он очковтирательст­ вом з аним ает ся , — реагирует на похвалу штурмана кто-то из- за второ го 'р ьйод ел а . . м . • — А, проснулся, — со сме­ хомОодергиюают моряки:- - > . Вот так , вахта за.-вахтой про- ходят; сутки , вторые;;, пятые. Усталость .чувствуется все боль­ ше и больше. — Подуй, родной, дай вьь ходной, — слышится излюблен: пая шутка под полубаком. Но море, побушевавшее первыЬ дни, стало опокойным, к а к . о з е ­ ро. Редко, как при вздохе, про­ ходили валы мертвой зыби. А рыба все шла и шла. Уже вы ­ полнено рейсовое задание — 105 тонн. — Даешь полный груз . — раздавались голоса за вкусной после напряженной работы едой. Василий Федоров наско- обеда л, одевался в дождевую одежду , делающую, моряков по­ хожими на пришельцев с другой планеты, вооружался ножом, головорубом (где будет затор, там и станет работать), шел на палубу. — Говорили тебе, прокатись по кочкам. Не послушался, а теперь вот и себе и нам нашел занятие , — шутили моряки его вахты. — В следующий раз буду у м ­ нее, — находился штурман. -■ — Саша, дорогой — музыку- на палубу! — просят ребята. -Радист уходит с мостика. И вот над морем, таким тихим, ласко­ вым. льется . мелодия «Р я з ан ­ ской мадонны». До чего ж хо­ рошо вот здесь, за сотни миль от берега , родных, . знакомых, услышать хватающие за сердце слова песни. И загрустили моря­ ки, на минуту... Но стоп! ; Не хандрить! За три дня до снятия с про­ мысла . в салоне появилась «молния» : «До конца рейса ос­ талось 72 часа, нам надо з а гр у ­ зить еще шесть чердаков» . г На уборку рыбы выходят все: старший : мехамик, его помощ­ ник, . кочегары, камбузный со­ с т а в—аврал . За рыбоделам«и нет свободного места. И в рыбных ящиках ворох рыбы. Каяштан подумывает после очередного траления застопорить ход, лечь в дрейф. .- . — Нет, этого ни в коем с л у ­ чае делать нельзя. Справимся, — возражает помиолит. И работа .идет с еще большим азартом. Не переставая стучат головорубы. А трюмы раскрыли свои ненасытные пасти. Кажет­ ся , их никогда не заполнить. Но места там остается w e меньше и меньше. Мастера по обработке с удовольствием заполняют по -4 следьше площадки. # И уж после того, как «Томь» в з я л а курс на зюйд-ост, к ров­ ным берегам, еще долго звене­ ли над морем веселые рыбацкие шутки. В. ХРЯШКОВ. ■ логические сложности, которые пришлось преодолеть. Если атлан­ тической сельди в банку входит 8—10, то мурманской приходилось укладывать 50 и более штук. Как видите, трудоёмкость намного вы­ ше. - . , ~ Если говорить о качестве, то в первые дни селедка была жирная и пресервы получались хорошие. В конце . рейса сельдь имела мень­ шую жирность и вкусовые качеств ва ухудшились. Думается, что в дальнейшем все-таки лучше морозить мурман­ скую селедку, доставлять ее на рыбокомбинат. , Были и другие трудности. Когда морозы не превышали 7—8 граду­ сов, работа;на палубе шла более или менее нормально. А затем тем­ пература понизилась до 14 граду­ сов. Сельдь замерзала на палубе* Обмерзали транспортеры. Прихо­ дилось накрывать сельдь брезен­ том, подводить пар для оттайки льда. «В шторм легче работать ,чем на морозе», —* говорили моряки. Слесарь-наладчик Василий Ва­ сильевич Золотарев, электромеха­ ник Григорий Иванович Скворцов, электрик Анатолий • Данилович Шачнев, лебедчик Мирослав Сте­ панович Катеринич приложили много сил к тому, чтобы обеспе­ чить нормальную работу механмз- мов. . Как всегда, на высоте были рыб- мастера и рыбообработчики. Хо­ чется особо отметить Владимира Дмитриевича Сенько. Он ходил первый рейс на нашем рефрижеран торе, но быстро сумел перенять опыт лучших и работал хорошо. .' Впереди новый рейс. Настроение у моряков отличное. Думаем и п новом году не снизить взятых темпов. № 153 (1771) ОРГАН ГЛАВКА сСЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz