Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

В С Е С О Ю З Н О Е С О В Е Щ А Н И Е ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ РЫБОЛОВСТВУ Перед морским рыболовством нашей страны стоит большая задача по освоению пелагиали открытых частей океана и океа­ нических глубин континенталь­ ного склона, а также по измене­ нию породного состава уловов, увеличению добычи столовой рыбы. Так, если общий вылов рыбы и нерыбных объектов за пятилетку увеличится в 1,7 ра ­ за , то добыча тресковых — в 2 ,7 раза , угольной рыбы — в 4 2 ,8 раза, океанического «при­ лова» — в 2, 6 раза. Успешно решить эти задачи возможно только при условии резкого усиления работ по со­ вершенствованию техники про­ мышленного рыболовства,' соз­ данию новых методов лова, ос­ нованных на использовании фи­ зических и химических раздра­ жителей, развития глубоковод­ ного и пелагического тралений. В период последних лет поя­ вился ряд принципиально новых видов лова, получивших приме­ нение в отечественной рыбодо­ бывающей промышленности. В их числе: лов рыбы пелагичес­ кими и близнецовыми тралами, использование электросвета и рыбонасосов. Неуклонно росла и будет расти доля тралового лова, являющегося наиболее ин­ дустриальным и универсальным методом. Пополнение флота бу­ дет проходить за счет совре­ менных траулеров, вооружен­ ных донными и разноглубинны­ ми тралами. Существенный прогресс в ме­ тоды рыболовства и особенно в траловый лов внесла радио­ электронная аппаратура поиска и судовождения. Бурное исполь­ зование ее существенно изме­ нило тактику промысла, повы­ сило его эффективность. Для развития тралового про­ мысла на больших глубинах весьма важно иметь аппарату­ ру, способную вести поиск на глубинах до 1000 —1500 мет­ ров. На увеличении добычи ры­ бы отрицательно сказывается недостаточная оснащенность на­ шего флота аппаратурой гори­ зонтального поиска, индикато­ рами различных систем для точного определения места с уд ­ на. В последние годы усилия со­ ветских инженеров и промысло- ции орудий лова вообще, а тра­ лов — в особенности, то преж­ де всего следует ук а з а ть на от­ сутствие единого метода изоб­ ражения тралов на чертежах. Необходимо в самое ближайшее время разработать ряд законо­ дательных документов, преду­ сматривающих: — единую систему чертеж­ ного хозяйства на орудия лова; высить эффективность промы­ сла. Сущее тв снным сов ершен ство- ванием тралового лова является создание гидромеханизирован­ ных рыболовных тралов. Гидро­ механизация сократит потери промыслового времени на спуск и подъем, которые е настоящее время составляют до 30 про­ центов от суммарной продол- О П Р Е Д Е Л ЯЮ Щ Е Е ЗВЕН О Из доклада начальника СЭКБ АтлантНИРО Ю. В. Кадилъникова виков были направлены на улучшение параметров тралов и повышение их уловистости. Про­ ведены работы по переводу тра­ улеров на повышенные скоро­ сти траления, разработаны но­ вые конструкции тралов с луч­ шим вертикальным раскрытн- ем. Здесь следует отметить ини­ циативу мурманских специали­ стов, разработавших 31-метро­ вый трал и ему аналогичные, значительно повысившие эф­ фективность промысла. Созда­ ны разноглубинные тралы, внедрены пелагические и близ­ нецовые, начал развиваться тра­ ловый промысел на больших глубинах. Весьма существенным вопро­ сом является унификация и нормализация тралов и трало­ вого вооружения. На промысло­ вых судах находится много тра­ лов различных типов. Подчас мало чем отличаясь друг от друга , они порождают неоправ­ данно большой ассортимент сет­ ных полотен, выпускаемых фаб­ риками. Эта многотнпность — следствие недостаточного раз­ вития научных исследований в области техники промрыболов- ства. Если говорить о нормализа­ — единыи порядок создания орудий лова, начиная от техза- дания и кончая условиями сда­ чи их в производство; — единую методику сравни­ тельных испытаний. Наряду с работами по меха­ низации процессов лова надо искать пути повышения уловис­ тости тралов и интенсификации технологических процессов до­ бычи. В совершенствовании тралового лова основное внима­ ние должно быть уделено созда­ нию телеметрических приборов контроля параметров трала. В первую очередь — контроля го­ ризонта хода трала и контроля степени его наполнения. В ко­ нечном итоге, в ближайшие пять лет необходимо создание управ­ ляемого рыболовного трала, имеющего возможность в про­ цессе траления менять пара­ метры вертикального и горизон­ тального раскрытия и свое по­ ложение в пространстве в необ­ ходимые промежутки времени. Эти новые конструкции трала должны работать в комплексе с корабельной аппаратурой авто­ матической наводки трала на косяк. Создание управляемого трала позволит значительно по­ жительности всех операций. Она позволит перейти к (непрерыв­ ным методам тралового лова. Опыт работы «инженеров АзЧер- НИРО и «АзЧеррыбы» убеди­ тельно подтверждает ценность этих новшеств. Проводя работы по созданию принципиально новых орудий лова, нельзя забывать, что нами еще не решены вопросы освое­ ния промысловых районов с тя­ желыми грунтами и большими глубинами. У нас до сих пор находит по­ ка ограниченное применение (за исключением отдельных бассей­ нов) такой высокопроизводи­ тельный метод пелагического рыболовства, как кошельковый лов. Необходимость его разви­ тия связана со сравнительным напряжением промысла на кон­ тинентальном шельфе, и это за ­ ставляет уделить «кош ельку » особое внимание. Поэтому в пя­ тилетке предусматривается у в е ­ личение вылова рыбы кошель­ ковыми неводами до 8 ,9 млн. центнеров рыбы, т. е. почти в 10 раз больше по сравнению с прошлым годом. На кошельковом промысле в основном были заняты суда мощностью от 80 до 300 л. с . , и только в последнее время на­ чали использоваться более кр у ­ пные траулеры типа. «Океан» и «Тропик» . На вооружении су ­ дов находятся капроновые ко­ шельковые неводы длиной от 4 5 0 до 1 .100 метров. Эффективность этого вида промысла может быть достаточ­ но высокой. Об этом говорят убедительные цифры вылова ры­ бы кошельками экипажами су** доз Дальневосточного бассейна, а в Северной Атлантике — мур ­ манчанами. Отдельные мурман­ ские суда за месяц работы с у ­ мели в зя ть почти годовой план добычи сельди, рассчитанный на применение дрифтерного лова.: На наш вз гл яд , основным тор­ мозом широкого развития ко­ шелькового лова явл яется от­ сутствие специализированного судна , сочетающего в условиях океанического рыболовства тре­ бования добычи и обработки рыбы. В этом отношении ко­ шельковому лову, очевидно, предстоит пройти путь, анало­ гичный траловому рыболовству, где появление принципиально новых судов обеспечило ем у в е ­ дущую роль. *• Таким образом, пути совер­ шенствования кошелькового ло* ва — это специализированное’ судно, увеличение размеров н е ­ вода, механизация * процессов работы и подъема уловов, со^ вершенная гидроакустическая аппаратура. Большие возможно­ сти кошелькового лова могут, быть открыты при комплекс* ном использовании для концент* рации или фиксации скопле­ ний электротока* света , звука* химпрепаратов. Однако уж е сейчас вопрос ис­ пользования кошельковых нево­ дов находится в такой стадии, чго надо переходить к их массо­ вому внедрению путем переобо­ рудования для этой цели имею­ щихся типов судов. ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФЛОТ Из доклада зам. начальника главка ,3апрыба ‘ Н. А. Зыцаря В текущей пятилетке, говорит 1 . Зыцарь, рыбная промышлен­ ность Западного бассейна сохра­ няет по добыче рыбы второе место в стране после Дальнего Востока. Объем добычи в 1970 году составит 21 0 7 6 тыс. цент- ..леров, т. е . возрастет против до­ бычи 1965 года почти на 40 про­ центов. Этот прирост добычи обеспечивается пополнением вромыслового и* транспортного флота. Сократится диспропорция между промысловым и транс­ фер гно обелу жив ающим флотом, межд у флотом и береговой ба­ зой. За пятилетку бассейн полу­ чит двенадцать крупных рыбо­ обрабатывающих баз , девять транспортных, двадцать один производственный рефрижера­ тор. Однако одно увеличение фло­ та не решает поставленной за­ дачи. В условиях возрастающей интенсивности рыболовства про­ изводительность промысла, з следовательно и его экономиче­ с к а я эффективность, определя­ ется уровнем техники и органи­ зацией рыболовства. Задачи те­ кущей пятилетки должны ре­ шаться на основе технического перевооружения флота. Каковы же , на наш взгляд , ос­ новные направления техническо­ го перевооружения флота Запад­ ного бассейна. Важнейшим в этом отношении мы считаем комплекс приборов дл я нонгроля за работой орудий лова, включающий приборы контроля глубины хода, скоро­ сти и параметров трала , степени €94) (наполнения. Почему мы придаем столь ^Лольшое значение этому вопро- псу? Внедрение приборов контро­ л я позволят в короткий срок ре- . шить лроблеаш рааноглубюннюго промысла с одного и дв ух судов. Но важно не только это. Без приборов контроля невозможно дальнейшее совершенствование техники рыболовства. Нас часто • упрекают в том, что до сих пор не отобраны лучшие конструк­ ции тралов и не внедрены на всех судах бассейна. Нужно прямо ск азать , что существую­ щий метод отбора лучшей кон­ струкции, путем сравнительных промысловых испытаний, не убе­ дителен. Поэтому после отбора сразу же возникают новые конструк­ ции с незначительными отличи­ ями и убедить кого-либо, что они не лучше, а может быть, и хуже рекомендованного трала, невозможно. Достаточно судну поработать в течение рейса луч­ ше других судов, как применяе­ мый им трал признается луч ­ шим, хотя причин для успешной работы может быть много и кро­ ме конструкции трала . Только объективные физические крите­ рии могут решить этот вопрос до конца. Таким образом, отсут­ ствие приборов контроля за ра­ ботой трала — это тормоз в раз­ витии новых видов лова, тормоз и в совершенствовании сущест­ вующей техники. Мы считаем, говорит т. Зы ­ царь, что разработки и изготов­ ление приборов, как серийных, так и. уникальных, для исследо­ вательских работ, должны вес­ тись специализированными про­ ектными организациями и заво ­ дами по техническим заданиям и под .наблюдением СЭКБ лро- мьгшлег 1 ного рыболовств а . Кон- структорское бюро промрыбо- ловства должно ставить экспе­ рименты, обладая современны­ ми приборами, а не изготовлять годами сначала приборы, а по­ том уж приступать к решению существа проблемы. Говоря об отсутствии прибо­ ров контроля за работой орудий лова, к а к об основной, на наш взгляд , проблеме нашего рыбо­ ловства, нельзя не сказать о на­ ших насущных сегодняшних нуждах . Разноглубинный промысел не может быть эффективен без сет­ ного зонда. Прибор, изготовлен- ный на опыт но-механическом заводе, ни по качеству , ни по количеству не удовлетворит промышленность. В пятилетке нам нужно оснастить около 500 судов, а этих приборов предпо­ лагается изготовить в 1967 году только 30 штук , из которых бас­ сейну выделено 18 штук. Необ­ ходима скорейшая доводка счет­ чика длины вытравленных вае- ров и серийное его производст­ во. Необходимы серийные прибо­ ры для измерения и записи на­ тяжения ваеров , приборы для записи угла атаки и вертикаль­ ного угла траловой доски и др. Второй важнейшей задачей, относящейся в большой мере к промышленности, я вл я е тс я вне­ дрение эффективных схем про­ мысла, уже известных практике, либо решенных в техническом отношении и требующих орга­ низационной работы по их внед­ рению. В первую очередь к ним отно­ ся тся осенний кошельковый про­ мысел сельди в Норвежском море. чРаботы в бассейне по ос­ воению кошелькового промысла в Северном, и Норвежском мо­ рях начаты в 1965 году. Этому п>редшее твова ли четырех летние исследования н опытный про­ мысел ЦКБ АтлантНИРО и «С еврыбы » . В 1966 1 чхду в бас- сейме иод кошельковый нромы- сел переоборудовано' пять с у ­ дов типа СРТ-Р. На последую­ щие годы запланировано пере- оббрудованне по 20 судов еже* годно с расчетом к концу пяти-? летки переоборудовать все суда этого типа. Первый рейс показал, что при удовлетворительной подготовке промысел может быть значи­ тельно производительней, чем дрифтерный. Так, СРТ -Р -9158 Лиепайской базы з а 2 ,5 м е с я ­ ца выловил 8 .4 0 0 центнеров ры­ бы. Однако практика показала, что схема переоборудования с у ­ дов, их оснащение, механиза­ ция, конструкция неводов тре­ буют доработки. Наиболее важной задачей в настоящий- период я вл я ется ос­ воение близнецового лова жир­ ной сельди в Норвежском море в период ее . зимовки. Опытный лов показал , что стабильный успех будет достигнут, если разработать технику лова до глубин 4 0 0—600 метров. Четы- рехваерная система лова близ­ нецовыми тралами не позволяет заглубить трал свыше 2 5 0 мет­ ров. Нужначлринципиально д р у ­ г а я техника работы, в частно- .сти, например, двухваерная си­ стема . Работы по разработке двухваерной системы близнецо­ вого лова проводятся уж е тре­ тий год. Однако темпы проведе­ ния этих работ нранне низки и не удовлетворяют нас. В текущей пятилетке большие работы необходимо осуществить по совершенствованию тралового лова донными тралами. Вели для среднего флота име­ ются предпосылки к развитию промысла на больших глуби­ нах, то для крупнотоннажных траулеров подобная перспекти­ ва пока отсутствует . Неоднокра­ тные попытки наших судов тра­ лить на глубинах 5 0 0—8 0 0 мет­ ров не дали высокой производи­ тельности лова. Проводимые ра­ боты разведкой АтлантНИРО по обнаружению районов д л я г л у ­ боководного лова успеха тюка не имеют. На больших суд ах существенной модернизации тре­ бует траловая лебедка: к а к по скорости, так и по тяговому усилию существующие лебедки на БМРТ не удовлетворяют тре­ бованиям глубоководного трало­ вого лова. В текущей пятилетке мы рас­ считываем приступить к о с в о е ­ нию бессетевых способов рыбо­ ловства. Однако широкого раз ­ вития они у нас не получают, так как мы не располагаем фло­ том средних размеров, предназ 4 наченным для работы в тропиче* ских условиях. Тов. Зыцарь подробно оста­ навливается на проблемах рас­ пространения передового опыта, говорит о роли опорно-показа­ тельных судов . Однако (все передовое, рож­ дающееся на флоте, говорит он, не исчерпывается достижениями опорно - показательных судов . За семилетку значительно воз ­ росла квалификация плавсоета 4 в а , м поэтому нам каж ет ся более целесообразным несколь­ ко изменить задачи опорно* показательных судов , сократив, при этом их число. На опор­ но-показательных суд ах должно проверяться все новое, что приходит на флот, отрабаты­ ваться техника применения это 4 го нового, определяться эко­ номическая эффективность и у ж затем выноситься решением об объеме внедрения. Суда эти должны оставаться промысловьь ми, но ^работы по освоению ново* го должны стимулироваться м а ­ териально дополнительно. Далее тов. Зыцарь останавли­ вается на «проблемах снижения численности экипажей промыс­ ловых судов , создания нормаль 4 пых условий экипажам , работа­ ющим в тропических условиях* внедрения математических мето­ дов и вычислительной техники в планировании и управлений оромыслом. *— -------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz