Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
В С Е С О Ю З Н О Е С О В Е Щ А Н И Е ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ РЫБОЛОВСТВУ Перед морским рыболовством нашей страны стоит большая задача по освоению пелагиали открытых частей океана и океа нических глубин континенталь ного склона, а также по измене нию породного состава уловов, увеличению добычи столовой рыбы. Так, если общий вылов рыбы и нерыбных объектов за пятилетку увеличится в 1,7 ра за , то добыча тресковых — в 2 ,7 раза , угольной рыбы — в 4 2 ,8 раза, океанического «при лова» — в 2, 6 раза. Успешно решить эти задачи возможно только при условии резкого усиления работ по со вершенствованию техники про мышленного рыболовства,' соз данию новых методов лова, ос нованных на использовании фи зических и химических раздра жителей, развития глубоковод ного и пелагического тралений. В период последних лет поя вился ряд принципиально новых видов лова, получивших приме нение в отечественной рыбодо бывающей промышленности. В их числе: лов рыбы пелагичес кими и близнецовыми тралами, использование электросвета и рыбонасосов. Неуклонно росла и будет расти доля тралового лова, являющегося наиболее ин дустриальным и универсальным методом. Пополнение флота бу дет проходить за счет совре менных траулеров, вооружен ных донными и разноглубинны ми тралами. Существенный прогресс в ме тоды рыболовства и особенно в траловый лов внесла радио электронная аппаратура поиска и судовождения. Бурное исполь зование ее существенно изме нило тактику промысла, повы сило его эффективность. Для развития тралового про мысла на больших глубинах весьма важно иметь аппарату ру, способную вести поиск на глубинах до 1000 —1500 мет ров. На увеличении добычи ры бы отрицательно сказывается недостаточная оснащенность на шего флота аппаратурой гори зонтального поиска, индикато рами различных систем для точного определения места с уд на. В последние годы усилия со ветских инженеров и промысло- ции орудий лова вообще, а тра лов — в особенности, то преж де всего следует ук а з а ть на от сутствие единого метода изоб ражения тралов на чертежах. Необходимо в самое ближайшее время разработать ряд законо дательных документов, преду сматривающих: — единую систему чертеж ного хозяйства на орудия лова; высить эффективность промы сла. Сущее тв снным сов ершен ство- ванием тралового лова является создание гидромеханизирован ных рыболовных тралов. Гидро механизация сократит потери промыслового времени на спуск и подъем, которые е настоящее время составляют до 30 про центов от суммарной продол- О П Р Е Д Е Л ЯЮ Щ Е Е ЗВЕН О Из доклада начальника СЭКБ АтлантНИРО Ю. В. Кадилъникова виков были направлены на улучшение параметров тралов и повышение их уловистости. Про ведены работы по переводу тра улеров на повышенные скоро сти траления, разработаны но вые конструкции тралов с луч шим вертикальным раскрытн- ем. Здесь следует отметить ини циативу мурманских специали стов, разработавших 31-метро вый трал и ему аналогичные, значительно повысившие эф фективность промысла. Созда ны разноглубинные тралы, внедрены пелагические и близ нецовые, начал развиваться тра ловый промысел на больших глубинах. Весьма существенным вопро сом является унификация и нормализация тралов и трало вого вооружения. На промысло вых судах находится много тра лов различных типов. Подчас мало чем отличаясь друг от друга , они порождают неоправ данно большой ассортимент сет ных полотен, выпускаемых фаб риками. Эта многотнпность — следствие недостаточного раз вития научных исследований в области техники промрыболов- ства. Если говорить о нормализа — единыи порядок создания орудий лова, начиная от техза- дания и кончая условиями сда чи их в производство; — единую методику сравни тельных испытаний. Наряду с работами по меха низации процессов лова надо искать пути повышения уловис тости тралов и интенсификации технологических процессов до бычи. В совершенствовании тралового лова основное внима ние должно быть уделено созда нию телеметрических приборов контроля параметров трала. В первую очередь — контроля го ризонта хода трала и контроля степени его наполнения. В ко нечном итоге, в ближайшие пять лет необходимо создание управ ляемого рыболовного трала, имеющего возможность в про цессе траления менять пара метры вертикального и горизон тального раскрытия и свое по ложение в пространстве в необ ходимые промежутки времени. Эти новые конструкции трала должны работать в комплексе с корабельной аппаратурой авто матической наводки трала на косяк. Создание управляемого трала позволит значительно по жительности всех операций. Она позволит перейти к (непрерыв ным методам тралового лова. Опыт работы «инженеров АзЧер- НИРО и «АзЧеррыбы» убеди тельно подтверждает ценность этих новшеств. Проводя работы по созданию принципиально новых орудий лова, нельзя забывать, что нами еще не решены вопросы освое ния промысловых районов с тя желыми грунтами и большими глубинами. У нас до сих пор находит по ка ограниченное применение (за исключением отдельных бассей нов) такой высокопроизводи тельный метод пелагического рыболовства, как кошельковый лов. Необходимость его разви тия связана со сравнительным напряжением промысла на кон тинентальном шельфе, и это за ставляет уделить «кош ельку » особое внимание. Поэтому в пя тилетке предусматривается у в е личение вылова рыбы кошель ковыми неводами до 8 ,9 млн. центнеров рыбы, т. е. почти в 10 раз больше по сравнению с прошлым годом. На кошельковом промысле в основном были заняты суда мощностью от 80 до 300 л. с . , и только в последнее время на чали использоваться более кр у пные траулеры типа. «Океан» и «Тропик» . На вооружении су дов находятся капроновые ко шельковые неводы длиной от 4 5 0 до 1 .100 метров. Эффективность этого вида промысла может быть достаточ но высокой. Об этом говорят убедительные цифры вылова ры бы кошельками экипажами су** доз Дальневосточного бассейна, а в Северной Атлантике — мур манчанами. Отдельные мурман ские суда за месяц работы с у мели в зя ть почти годовой план добычи сельди, рассчитанный на применение дрифтерного лова.: На наш вз гл яд , основным тор мозом широкого развития ко шелькового лова явл яется от сутствие специализированного судна , сочетающего в условиях океанического рыболовства тре бования добычи и обработки рыбы. В этом отношении ко шельковому лову, очевидно, предстоит пройти путь, анало гичный траловому рыболовству, где появление принципиально новых судов обеспечило ем у в е дущую роль. *• Таким образом, пути совер шенствования кошелькового ло* ва — это специализированное’ судно, увеличение размеров н е вода, механизация * процессов работы и подъема уловов, со^ вершенная гидроакустическая аппаратура. Большие возможно сти кошелькового лова могут, быть открыты при комплекс* ном использовании для концент* рации или фиксации скопле ний электротока* света , звука* химпрепаратов. Однако уж е сейчас вопрос ис пользования кошельковых нево дов находится в такой стадии, чго надо переходить к их массо вому внедрению путем переобо рудования для этой цели имею щихся типов судов. ЭФФЕКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФЛОТ Из доклада зам. начальника главка ,3апрыба ‘ Н. А. Зыцаря В текущей пятилетке, говорит 1 . Зыцарь, рыбная промышлен ность Западного бассейна сохра няет по добыче рыбы второе место в стране после Дальнего Востока. Объем добычи в 1970 году составит 21 0 7 6 тыс. цент- ..леров, т. е . возрастет против до бычи 1965 года почти на 40 про центов. Этот прирост добычи обеспечивается пополнением вромыслового и* транспортного флота. Сократится диспропорция между промысловым и транс фер гно обелу жив ающим флотом, межд у флотом и береговой ба зой. За пятилетку бассейн полу чит двенадцать крупных рыбо обрабатывающих баз , девять транспортных, двадцать один производственный рефрижера тор. Однако одно увеличение фло та не решает поставленной за дачи. В условиях возрастающей интенсивности рыболовства про изводительность промысла, з следовательно и его экономиче с к а я эффективность, определя ется уровнем техники и органи зацией рыболовства. Задачи те кущей пятилетки должны ре шаться на основе технического перевооружения флота. Каковы же , на наш взгляд , ос новные направления техническо го перевооружения флота Запад ного бассейна. Важнейшим в этом отношении мы считаем комплекс приборов дл я нонгроля за работой орудий лова, включающий приборы контроля глубины хода, скоро сти и параметров трала , степени €94) (наполнения. Почему мы придаем столь ^Лольшое значение этому вопро- псу? Внедрение приборов контро л я позволят в короткий срок ре- . шить лроблеаш рааноглубюннюго промысла с одного и дв ух судов. Но важно не только это. Без приборов контроля невозможно дальнейшее совершенствование техники рыболовства. Нас часто • упрекают в том, что до сих пор не отобраны лучшие конструк ции тралов и не внедрены на всех судах бассейна. Нужно прямо ск азать , что существую щий метод отбора лучшей кон струкции, путем сравнительных промысловых испытаний, не убе дителен. Поэтому после отбора сразу же возникают новые конструк ции с незначительными отличи ями и убедить кого-либо, что они не лучше, а может быть, и хуже рекомендованного трала, невозможно. Достаточно судну поработать в течение рейса луч ше других судов, как применяе мый им трал признается луч шим, хотя причин для успешной работы может быть много и кро ме конструкции трала . Только объективные физические крите рии могут решить этот вопрос до конца. Таким образом, отсут ствие приборов контроля за ра ботой трала — это тормоз в раз витии новых видов лова, тормоз и в совершенствовании сущест вующей техники. Мы считаем, говорит т. Зы царь, что разработки и изготов ление приборов, как серийных, так и. уникальных, для исследо вательских работ, должны вес тись специализированными про ектными организациями и заво дами по техническим заданиям и под .наблюдением СЭКБ лро- мьгшлег 1 ного рыболовств а . Кон- структорское бюро промрыбо- ловства должно ставить экспе рименты, обладая современны ми приборами, а не изготовлять годами сначала приборы, а по том уж приступать к решению существа проблемы. Говоря об отсутствии прибо ров контроля за работой орудий лова, к а к об основной, на наш взгляд , проблеме нашего рыбо ловства, нельзя не сказать о на ших насущных сегодняшних нуждах . Разноглубинный промысел не может быть эффективен без сет ного зонда. Прибор, изготовлен- ный на опыт но-механическом заводе, ни по качеству , ни по количеству не удовлетворит промышленность. В пятилетке нам нужно оснастить около 500 судов, а этих приборов предпо лагается изготовить в 1967 году только 30 штук , из которых бас сейну выделено 18 штук. Необ ходима скорейшая доводка счет чика длины вытравленных вае- ров и серийное его производст во. Необходимы серийные прибо ры для измерения и записи на тяжения ваеров , приборы для записи угла атаки и вертикаль ного угла траловой доски и др. Второй важнейшей задачей, относящейся в большой мере к промышленности, я вл я е тс я вне дрение эффективных схем про мысла, уже известных практике, либо решенных в техническом отношении и требующих орга низационной работы по их внед рению. В первую очередь к ним отно ся тся осенний кошельковый про мысел сельди в Норвежском море. чРаботы в бассейне по ос воению кошелькового промысла в Северном, и Норвежском мо рях начаты в 1965 году. Этому п>редшее твова ли четырех летние исследования н опытный про мысел ЦКБ АтлантНИРО и «С еврыбы » . В 1966 1 чхду в бас- сейме иод кошельковый нромы- сел переоборудовано' пять с у дов типа СРТ-Р. На последую щие годы запланировано пере- оббрудованне по 20 судов еже* годно с расчетом к концу пяти-? летки переоборудовать все суда этого типа. Первый рейс показал, что при удовлетворительной подготовке промысел может быть значи тельно производительней, чем дрифтерный. Так, СРТ -Р -9158 Лиепайской базы з а 2 ,5 м е с я ца выловил 8 .4 0 0 центнеров ры бы. Однако практика показала, что схема переоборудования с у дов, их оснащение, механиза ция, конструкция неводов тре буют доработки. Наиболее важной задачей в настоящий- период я вл я ется ос воение близнецового лова жир ной сельди в Норвежском море в период ее . зимовки. Опытный лов показал , что стабильный успех будет достигнут, если разработать технику лова до глубин 4 0 0—600 метров. Четы- рехваерная система лова близ нецовыми тралами не позволяет заглубить трал свыше 2 5 0 мет ров. Нужначлринципиально д р у г а я техника работы, в частно- .сти, например, двухваерная си стема . Работы по разработке двухваерной системы близнецо вого лова проводятся уж е тре тий год. Однако темпы проведе ния этих работ нранне низки и не удовлетворяют нас. В текущей пятилетке большие работы необходимо осуществить по совершенствованию тралового лова донными тралами. Вели для среднего флота име ются предпосылки к развитию промысла на больших глуби нах, то для крупнотоннажных траулеров подобная перспекти ва пока отсутствует . Неоднокра тные попытки наших судов тра лить на глубинах 5 0 0—8 0 0 мет ров не дали высокой производи тельности лова. Проводимые ра боты разведкой АтлантНИРО по обнаружению районов д л я г л у боководного лова успеха тюка не имеют. На больших суд ах существенной модернизации тре бует траловая лебедка: к а к по скорости, так и по тяговому усилию существующие лебедки на БМРТ не удовлетворяют тре бованиям глубоководного трало вого лова. В текущей пятилетке мы рас считываем приступить к о с в о е нию бессетевых способов рыбо ловства. Однако широкого раз вития они у нас не получают, так как мы не располагаем фло том средних размеров, предназ 4 наченным для работы в тропиче* ских условиях. Тов. Зыцарь подробно оста навливается на проблемах рас пространения передового опыта, говорит о роли опорно-показа тельных судов . Однако (все передовое, рож дающееся на флоте, говорит он, не исчерпывается достижениями опорно - показательных судов . За семилетку значительно воз росла квалификация плавсоета 4 в а , м поэтому нам каж ет ся более целесообразным несколь ко изменить задачи опорно* показательных судов , сократив, при этом их число. На опор но-показательных суд ах должно проверяться все новое, что приходит на флот, отрабаты ваться техника применения это 4 го нового, определяться эко номическая эффективность и у ж затем выноситься решением об объеме внедрения. Суда эти должны оставаться промысловьь ми, но ^работы по освоению ново* го должны стимулироваться м а териально дополнительно. Далее тов. Зыцарь останавли вается на «проблемах снижения численности экипажей промыс ловых судов , создания нормаль 4 пых условий экипажам , работа ющим в тропических условиях* внедрения математических мето дов и вычислительной техники в планировании и управлений оромыслом. *— -------
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz