Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
ПОД ТРОПИКОМ КОЗЕРОГА П ЕРВАЯ космическая трасса, первая целинная борозда, первые курсы в океан... Я умышлен но провожу параллель между этими откры тиями, потому что тем, кого мы называем первоот* жрывателями, приходится испытывать одно родня щее чувство .неизведанности. Когда уходил в пер вый промысловый [рейс в новый район производст венный рефрижератор «Павлово» , моряки по понят ным причинам волновались: что их ждет там, за эк ватором, в новом районе. В порту им гово рили: все будет хорошо, обо всем узнаете раньше, •до прихода на место. Необходимые сведения полу чите с БМРТ «Жи гулевск» . Конечно, это вселяло надежду , но ведь экипаж двести сорок пятого рабо т ал там в поисковом режиме, а павловцам лредстоя- »ло в сутки уклады в ать заданное количество готовой продукции. От того, каких результатов они добьют с я , зависело будущее нового района, который до бытчикам нужен позарез. Море Баренца оскудело. Изо дня в день, из месяца в месяц можно слышать: нет здесь рыбы, дела идут плохо. А Джорджес-бан- « а ? Казалось, щедрости ее не будет конца. А по ди ж, здесь тоже, говоря языком промысловиков, «ервоэная сложилась обстановка. Итак, курс под тропик Козерога. Штурманы у с тавали вышагивать измерителем карты. Сто миль, тысяча , две, три... 26 суток перехода. Это при со путствующей погоде. На палубе шли приготовления « -предстоящей работе. Старший мастер по добыче Афанасий Никитич Руснак , молодой, энергичный, вместе с помощниками палубными матросами воору жали тралы, ставили промысловую оснастку. На борту есть и 40-ме1ровые новые тралы и те , которы ми раньше работали (чертеж 326 ) . Каким отдать предпочтение? Ну, конечно, в .новом районе да но выми орудиями лова... Лучше уж испытанными. Готовились « предстоящей большой рыбе (а мо ряки ожидали .именно большую рыбу) и рыбообра ботчики. Технолог Алексей Антонович Рачиба зара- « е е проверил в действии морозильные линии, др у гое оборудование рьгбной фабрики. Брали сомнения: ка>к оно зарекомендует себя в новых условиях. Больше всех, пожалуй, переживали механики, мо- •юриеты, электрики. Предстояло пройти нулевую лараллель , экватор. Солнце в зените. Ну и, конечно, ж ар а должна быть. Как перенесут духоту машинные специалисты. На палубе, ка*к ни говори, прохладней, если и печет светило, то не так невыносимо. Вдруг набежит ветерок, освежит лицо, тело. А тут , ниже ватерлинии... У БЕРЕГОВ ИСПАНИИ О КЕАН пустынен и спокоен. Иногда, как при выдохе, проходят по его груди могучие валы мертвой зыби. На карте, разделенной тонки ми параллелями и меридианами, да испещренной м а ленькими цифрами, — указателями глубин, путь «Павлово» выглядит ломаной линией. С к аж дой вахтой, каждыми сутками она все увеличивает ся и увеличивается , все больше остается з а кормой миль, разделяющих моряков с родными берегами. А оттуда , куда лежит их путь, навстречу идет другое судно с флагом Советского Союза. БМРТ-245 «Жи г у леве к » покинул обе.ледованнный район и спешит в порт. Где-то в Атлантическом океане оба судна должны встретиться. Так надо, так предписано з а данием. Встречи ожидали с нетерпением. Вот уж е капи таны обменялись радиограммами. Широта... долго та . . . На карте это выглядит маленькой точкой. Здесь должна произойти встреча. На подходе к ней штур м а ны обоих судов особенно бдительно несут вахты. Бесшумно прощупывает океанскую бесконечность антенна локатора . Па экране бледные очертания. Берег. Чужой далекий берег. Испания. Город распо ложен на побережье, в прибор поступают отражения сигналов от заданий. А вот впереди но курсу новая точка. Судно. Конечно, это земляки , это « Жигу лев ск » . Александр Иванов, четвертый помощник к а питана, заходит к Юрию Васильевичу Манихину. Докладывает . Получает распоряжение: Идти на сближение. ✓ Через полчаса на палубу вышли все моряки. При ветливо машучт руками , улыбаются. Как приятно вот здесь , у чужого берега, встретиться с друзьями не только в общем понятии слова, а и потому, что не которые плавали когда-то на одном корабле, вместе делили хлеб, соль, беды и радости. И как хотелось каждому с «Жигулевская побывать хоть несколько минут на другом судне, который всего-то две недели как покинул родной, порт, экипаж которого еще жил впечатлениями стоянки, знал все новости. Но полу чилось все по-другому. Едва погасили энерцию с у д на, последовала команда: — Шлюпку на воду. С борта «Павлово» сошли капитан Юрий Василь евич Манихин, старший мастер по добыче Афана сий Никитич Руснак , технолог Алексей Антонович Рачиба и другие специалисты. Нет, эта поездка бы ла не просто данью вежливости или другого чувства . Надо было получить сведения о новом районе про мысла , наблюдения, выводы моряков .«Жигулевска» . Капитан Федор Федорович Ниэгирев отдает солид ную папку бумаг — отчет о результатах поиска. у Многое было почерпнуто из бесед. — Рыбы там много, район богатый, — примерно так заключили беседу моряки двести сорок пятого. Наряду с материалами рейса, на «Павлово» пере дали и планшеты нового района. А это значительно облегчало задачу экипажа первого судна, идущего на промышленный лов. Приятна встреча. Но время чертовски быстро ле тит. И вот уж е над океаном летят дважды три про должительных гудка , потом по одному короткому. — Счастливого промысла. — Счастливого пути. ТРИ ВАРИАНТА АДО полагать, что отправляя мощное судно , образно говоря, за тр^ндевять земель , руко водители тра.лового флота, да и не тол ью его , а и главка «С еврыба» понимали, что рейс будет эффективным в том случае , если моряки «Павлово* смогут сдать рыбу на базу . На этот счет имелось s еиду три варианта. Экипаж заполняет трюмы и сл е д уе т на Джорджес-банку, в район работы отряда БМРТ с приданными к ним транспортными судами . По другому соображению, предполагали направить в те широты еще несколько производственных рефри жераторов, а вместе с ними и базу. Третий вариант был разновидностью второго. Надо ск азать , что с точки зрения эффективности они наиболее отвечали интересам и экипажа «Павлово» и в целом тралово го флота. Однако, несмотря на это, морякам приш лось «шлепать» не много не мало, 20 суток на Джорджес-банку. А там была из рук вон плохая пром ьк*лов ая обе та нов к а . Надо сказать , что экипаж «Павлово» полный груз набрал за 38 суток, то есть ежесуточно он у к л а дывал в трюмы в среднем примерно по 500 центне ров мороженой рыбы. Это хороший показатель. И хотя пав ловцы за истекший период достигли лучше го вылова среди коллективов производственных реф рижераторов, результаты их работы были бы намно го весомее, если бы они оставались до конца в но вом районе. Вероятно, последователи пгвловцев будут в луч шем положении. Сейчас в том месте работают моря ки четырех производственных рефрижераторов. Пер вым заменил «Павлово» «Зеленоборок». Кстати, мо ряки этого судна вдут «по пятам» за павловцам и. Но у них и лучше сложилась ситуация. Когда пер вые шли на Джорджес-банку, на безрыбье, зеленэ- борцам предстояло работать на хороших концентра- * циях крупного хека. Кроме того, или представляется ^ На еншмне: второй механик А. М . Горячковсюий (сле в а ) , возглавляющий на «Павлово» группу народного контроля, и помполит В. А . Малыдуков . *------------------------------ С ----------------------------------------------------------------------- - возможность сдать гр уз на плавбазу «Хибинские го ры » , которая находится в том же районе. КАКОЙ ТРАЛ ЛУЧШЕ С РАЗУ с т аж ем , что на этот вопрос мастера по добыче ответить не могли. И дело вот в чем. Промышлять начинали тралам 3 1 ,2 метра . Уловы были разные — от 5 до 30 тонн. А если учесть, что такое количество рыбы попадало за 2 0 — 60 минут, то станет ясно: в экспериментах н ужды не было. — Большей частью — рассказывали моряки «Павлово» , — мы лежали в дрейфе, разделывали крупный х ек . За сутки его замораживали до 4 0 тонн. Это при условии, что за рыбодел становились под собники. — Причем работали они с энтузиазмом, — гово рил четвертый помощник капитана. Траление вели по показаниям «лодар а » . В зави симости от концентрации и продолжительность их менялась. В части погодных условий здесь было намного спокойнее, чем в го же время на Джорджес-банке. Туманы были редким явлением. Правда, океан и здесь буйствовал, но шторм длился недолго. Только сутки потерял экипаж «Павлово» из-за штормового ветра . Кстати, особенно сильный ветер наблюдается в секторе от зюйд оста до зюйд-веста. Вернувши»^ в северные широты, в район работы БМРТ, моряки пробовали промышлять 40-метровым тралом. Успеха он не принес. Но это не значит, что его конструкция несовершенна. Дело в другом. На «Павлово» не оказалось траловых - досок, н ужных дл я промысла новым тралам. И здесь напрашивает* с я вопрос: неужели об этом не знали инженеры от* . дела добычи тралового флота, отправляя судно ар дальнее плавание? ГДЕ ОН, ЭКВАТОР? П ОЖАЛУЙ, немного пока в старейшем .рыбо-» промысловом флоте страны траулеров , кото-* I рые пересекали (нулевую параллель . Но не которые уж е получили «благословение:»^ Нептуна. В '■ этом есть своя логика ,' Лет.£двенадцать—пятнадцать ; ‘ тому назад и Северная Атлантика была^столь’ дале-^ к а , что переходы туд а И'обратно считались,' к о ем и - ! ческимиЛА. теперь' (мы говорим о Лабрадоре,*Джорд- I жес-банке, Ньюфаундленде к а к о чем-то.обычном, е с * '[ тественном.? Промысел; раздвигает границы/ мы в с е ! ... большие богатства*берем у океана . И-естественно,-' у ,тех, кто будет пересекать t экватор , невольно во з никнет мысль: гд е он, какой он. >'.•« Производственный рефрижератор «Павлово» был , в этом месте по местному времени в 17 — 18 часов. % Ошибиться не могли: штурманы имели точные «точ- ■ кш>, определенные по высотам солнца, звездам . ; 1 Ожидали с нетерпением. У многих было впечатле ние, что условная линия отмечена флажками или еще чем-нибудь. А оказалось обыденно просто. По радио объявили о том, что судно подходит к эквато- ру , на кормовой палубе собралась свита его величе с т в а царя морей и океанов Нептуна. После празд ничной . церемонии * капитану был вручен ключ, и каждого мор як а окунул : ! в купель, и он получил св 1 - детельство, что податель сего «лихой мореход» . Вероятно, этот обряд интернационален. Когда на '•«Павлово» совершалось посвящение в «лихие море- •ходы» ,’ вдесь ж е лежало в дрейфе судно под иност ранным флагом.* Поднятые над рубкой огни зрета* вили павловцев подойти ближе и поинтересоваться, не н ужн а ли помощь.* Дружные отрицательные же» цты р ук ами говорили сами з а себя. В. ХРЯШКОВ.* / V: £ * Т \ i г % Поднят полный трал! Фото Т . Кож у х ари , ►♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz