Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.
ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ 1967 Хозяйственная реформа в СССР, основанная на но вой системе планирования и экономического стимулиро вания, органически связана с пересмотром оптовых цел во всех отраслях индустрии. Новые оптовые цевы должны обеспечить рентабель ность каждого промышленного предприятия, открыть широкую возможность для хозяйственного расчета в любой отрасли индустрии. Ниже публикуется в сокращенном виде статья пред седателя Государственного комитета цен при Госплане СССР ВЛАДИМИРА СИТНИНА, напечатанная в «Эко номической газете» и посвященная этому актуальному для народного хозяйства СССР вопросу. Опыт работы 6 7 3 предприятий, переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования, убедительно свидетельствует о правильности и научной обоснованности хозяйствен ной реформы. Вместе с тем следует иметь в виду , что до сих пор переход « а новые методы хозяйство вания происходил в условиях действия старым опто вы х цен на промышленную продукцию. . . Государственный комитет цен совместно с мини стерствами интенсивно работает сейчас над новыми прейскурантами д л я всех отраслей промышленности. С 1 октября введены новые цены в текстильной я трикотажной промышленности, что позволяет с нача ла будущего года перевести эти отрасли на новые условия хозяйствования. Новые цены построены т а ким образом, чтобы стимулировать выпуск продук ции более высокого качества . ; В прейскурантах предусмотрен ряд надбавок за более высокое качество. Новые цены делают для предприятий выгодным выпуск всех видов продук ции, пользующейся спросом у населения. С 1 января 1967 года будут введены новые опто вые цены в кожевенной и обувной промышленности, а такж е в таких важных отраслях пищевой индуст рии, к а к кондитерская, парфюмерно-косметическая, пивоваренная и других . В Государственном комитете цен и Министерстве рыбного хозяйства СССР прово дится большая работа по совершенствованию цен на .рыбную продукцию. Само собой р а зум еется , что при этом ни в какой степени не будет затронут уровень действующих розничных закупочных цен. Наиболее трудная задача , естественно, стоит в области разработки цен на продукцию тяжелой про мышленности Недавно утверждены основные на правления подготовки новых оптовых цен. Они обеспечат более полный и точный учет издержек производства, ликвидацию убыточности отдельных отраслей промышленности, образование такого уровня рентабельности, который создал бы каждому предприятию необходимые условия для полного хо зяйственного расчета. После введения новых цен угольная промышлен ность в целом и по основным бассейнам станет рен табельной. Эта рентабельность составит 7 Д —8 про центов к производственным фондам отрасли. Тем самым и здесь возникнут условия дл я внедрения новой системы хозяйствования. Новый прейскурант на уголь будет обеспечивать такж е большее соот ветствие м ежд у ценами' отдельных марок у гл я и их Калорийностью. Серьезная народнохозяйственная задача — у ст а новить согласованные цены на взаимозаменяемую продукцию различных отраслей промышленности. Особое значение это имеет дл я отдельных видов топ лива . Правильное соотношение цен на уголь , нефтя ное топливо и природный га з — одно из основных условий рационального построения топливного ба ланса . Необходимость повышения цен на уголь пред определила такж е повышение оптовых цен на га з и м а з ут . Расчеты показывают, что дл я обеспечения рентабельности угольной промышленности цены на уголь в среднем должны быть повышены примерно на 75 процентов, в том числе на энергетический — на 65 процентов. Цены на га з вследствие этого бу д у т подняты в среднем на 55 , а на топочный мазут ^— на 10 процентов. Серьезных изменений требуют тарифы на элек троэнергию. Это вытекает прежде всего из измене ния цен на топливо. Но дело не только в этом. Та рифы должны учитывать также последние изменения условий электроснабжения, создание единых энер гетических систем, складывающийся в пятилет ие баланс топлива по районам. Будущие тарифы дифференцированы по районам в зависимости от се бестоимости производства электроэнергии, а также сложившихся в районах производственных фондов. Уровень тарифов на электроэнергию повысится в среднем на 2 0—25 процентов. При этом установлен ный недавно сниженный тариф дл я сельского хо зяйства остается прежним. При таком повышении тарифов рентабельность электростанций определит с я примерно в 10 процентов. Большая работа ведется в области совершенство вания цен на черные металлы . Новые цены должны стимулировать технический прогресс в этой важней шей отрасли промышленности, способствовать внед рению конверторного производства стали выпуску прогрессивных профилей проката и т. д. Вместе с тем цены должны быть определены на таком уров не, чтобы обеспечить рентабельную работу всех ос новных металлургических предприятий. В новых це нах будут учтены действительные народнохозяйст венные затраты , связанные с добычей железной р у ды и производством «окса . Р а з ум еет ся , цены на цветные н черные металлы будут экономически взаимоувязаны . Цены на химическую продукцию устанавливались в годы, когда резкий подъем этой отрасли промыш ленности только начинался; сегодня они мало соот ветствуют условиям производства. Многие виды хи мической продукции — синтетические волокна, пла стические массы — имеют чрезмерную рентабель ность. С другой стороны, отрасли, производящие ос новное химическое сырье, во многих случаях убы точны. Речь идет, в частности, о горной химии и производстве серной кислоты. Здесь необходимо цены привести в соответствие с издержками произ водства . В целом должна быть построена т ак а я си стема цен, при которой обеспечивалась бы достаточ н а я рентабельность всех отраслей химии, были бы ув я з аны цены на взаимозаменяемые виды продук ции, стимулировалась бы отработка новых процес сов и продуктов. Вместе с тем цены должны отк рывать широкую дорогу для внедрения химии во все отрасли народного хозяйства- способствовать экономически обоснованной замене сельскохозяйст венного сырья , металлов и других продуктов искус ственными и синтетическими материалами. В машиностроении в свое время широко исполь зовалось право утверждения временных цен на м а шины. Сейчас чуть ли не половина всей продукции машиностроения реализуется по временным ценам, которые, к а к правило, устанавливались на завышен ном уровне, с учетом первых затрат на освоение. Рост цен зачастую не соответствовал росту произ водительности оборудования. Вот почему при пере смотре цен в машиностроении нельзя ограничиться лишь учетом изменения цен на металл , топливо и электроэнергию. Надо прежде всего восстановить св я зь между ценами на машины и их производитель ностью, с тем чтобы соотношение цен на отдельные машины было приведено в соответствие с их техни ческими параметрами. Принято специальное решение о порядке опреде ления цен на машины и оборудование. Временные цены могут устанавливаться теперь лишь на машл- ны, впервые осваиваемые в СССР. Передача изго товления продукции с одного предприятия на д р у гое не может служить основанием дл я установления временной цены Сам срок действия временных цен, которые, кстати говоря, с 1967 года будут регистри роваться в Госкомитете цен. строго ограничен. Та ким образом, огромное большинство машин будет впредь реализовываться по постоянно действующим ценам. Вместе с тем постоянные цены должны сти мулировать технический прогресс, повышение каче ства и надежности машин. Это будет достигаться введением системы надбавок за качество и долговеч ность. Часть надбавок будет предусмотрена в новых прейскурантах, а часть определится по соглашению заказчиков и производителей. Правительство обязало министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик при подготовке проектов новых прейскурантов пересмот реть устаревшие технические условия на продук-* цию, не отвечающую современному техническому, уровню, обеспечить утверждение постоянных техни ческих условий на новую продукцию, включаемую" в прейскуранты, ввести в технические условия объек тивные показатели качества , надежности и долго-» вечности изделий. Это должно дать возможность устанавливать це ны не просто применительно к сложившимся расхо дам на тех или иных предприятиях, а базировать ш на действительно общественно необходимых затра* тах. Кое-где появилось стремление обосновать неиз бежность повышения затрат на производство и тем самым необходимость более высоких цен на изделия. Не надо, однако, забывать , что наша промышлен ность ежегодно снижает себестоимость продукции. Очевидно, переход на новые формы хозяйствования еще более укрепит эту тенденцию. Поэтому нет ни каких оснований предусматривать в ценах рост рас ходов на производство. Наоборот, затраты должны снижаться . При расчетах уровня себестоимости надо предусматривать ее снинсение, которое будет достиг нуто за период 1 9 6 6— 1968 годов. Исключения мо г у т делаться лишь в отдельных случ аях , когда будет доказана необходимость повышения затрат в связи с повышением качества выпускаемой продукции. Сложная проблема — установление экономически обоснованного уровня рентабельности. Известно, что при ныне действующих ценах имеются -неоправдан ные различия в уровне рентабельности по седельным отраслям промышленности. Расчеты показали ,-что , исходя из сложившихся пропорций распределения национального дохода на фонд накопления и фонд потребления и при условии сохранения ныне дейст вующих розничных цен и отношений промышленно сти и сельского хозяйства, средний уровень рента бельности должен составить примерно 15 процентов н производственным фондам отрасли. Однако практика разработки прейскурантов по казала , что этот норматив не всегда может быть вы держан . и поэтому во многих случаях возникла не обходимость учитывать в цепах иной уровень рента бельности. Мы уж е отмечали, что в угольной .про мышленности норматив рентабельности определен значительно ниже среднего, с тем чтобы избежать' дополнительного повышения цен на уголь. Понижен* ный норматив рентабельности принят также в сел ь скохозяйственном машиностроении и для предприя тий, производящих газетную бумагу . Это вы зы в ае т с я экономической нецелесообразностью повышения цен на средства производства для нолхозов и сов хозов, а такж е на газеты . С другой стороны, в ряде отраслей промышлен ности предусматривается уровень рентабельности значительно более высокий, чем средний. Имеются в виду отрасли с относительно малыми производст венными фондами и большими текущими затратами . В легкой и пищевой промышленности, например, применение среднего норматива рентабельности к фондам привело бы к очень низкой рентабельности при исчислении ее к себестоимости ( 3—4 процента). В настоящее время определение уровней рента бельности по отраслям промышленности закончено. В большинстве случаев рентабельность составит около 15 процентов. Однако по некоторым отраслям она будет колебаться от 7 до 3 0—35 процентов; Расчеты показали, что в целом цены в тяжелой промышленности повысятся на 11 —12 процентов. Таное сравнительно небольшое повышение я**н^поз- волнт провести его, не изменяя розничных щен. Н ао борот, укр епл яя хозрасчет в промышленности, спо собствуя тем самым мобилизации дополнительных резервов в хозяйстве, новые оптовые цены в д ал ь нейшем создадут благоприятные условна дл я сниже ния розничных цен и проведения других мер по по вышению жизненного уровня населения. Новые цены в тяжелой промышленности и маши-,» построении будут вводиться с 1 июля 1967 года, то есть с середины года. Введение новых цен будет иметь большое значе ние для дальнейшего укрепления экономики Совет ской страны. (AI3H). В ы с о к а я н а г р а д а В связи с 50-летием города Мурманска Указом Прези диума Верховного Совета РСФСР за активное участие в хозяйственном и культурном строительстве большая груп па работников рыбной промышлености награждена Почет ными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР . Среди них: инженер-механик механико-судовой службы управления тралового флота Исаак Васильевич АНКУ ДИНОВ, начальник завода-филиала № 2 судоверфи Геор гий Федорович ДЗЯТКО, капитан-директор производствен ного рефрижератора «Заполярный» Павел Алексеевич ЗА ДОРИН, станочница лесотарного комбината Надежда Ива новна КАРАТАЕВА , рабочая рыбного порта Валентина Александровна КНЯЗЕВА, главный бухгалтер консервно го завода рыбокомбината Александра Георгиевна БАЖА- HGBA, рамщик лесотарного комбината Николай Василь евич БУТОРИН, начальник отдела рыбокомбината Леонид Александрович МАХРОВ, начальник отдела судоверфи Леонид Георгиевич НЮХИН, слесарь-инструментальщик завода-филиала № 1 судоверфи — Гавриил Савельевич РЕВАЗОВ, боцман среднего рыболрвного траулера № 2 4 0 «Охота» Василий Иванович СКОКОВ, капитан рыболов ного траулера «С ем га » Павел Васильевич TEJIOB, рабо чий рыбного порта Павел Иванович ТИМОФЕЕВ, гл ав ный инженер Полярного научно-исследовательского инсти тут а морского рыбного хозяйства и океанографии Анато лий Юльевич ХРАНОВСКИИ, помполит большого моро зильного рыболовного траулера № 2 5 4 «Н. Островский» Филипп Николаевич ЧУМАК. З Ш Ш Н М Л П Е С Н Ь Л Л О Р Я К ТО умеет слушать море, тот поймет, накую трудную песню оно поет в зимнюю пору, ногда круглосуточно в антеннах и вантах завывает штормовой ветер и изломанные гребни волн с грохотом разбиваются о борт траулера. А труд моряков? Это та ж е самая песня, радость ко торой познают напористые, умелые. Не могу сказать , что люди йашего экипаж а не обыкновенно! талантливы в рыбацких делах. Нет, они самые обыкновенные. Разве, может быть, до бросовестнее, энергичнее относятся к своей рабо те. Да, оно тан и есть. Крепчает Еетер, гуляют волны, а траулер неуто мимо продвигается вперед. И работа судоводителя заключается не только в том, чтобы благополуч но провести судно с тралом, но и еще во многом другом. Это — и подъем трала на борт, когда нужно уметь развернуть корабль та к , чтобы ка к можно меньше захлестывала вода палубу. Да, случись, заверт получится. Хлопот не оберешься тогда. . Но на нашем траулере подобных случаев не бы вает. А результат умелой работы с тралом — это любовь к своей профессии, старание, неудержи мая жажда познать все необходимое на личном опыт,е. Именно к таним людям относится старший помощник капитана Владомир Васильевич Коз лов и второй помощник Александр Александрович Корнев. Минувший рейс у нас был с пополнением. Пря мо в открытом море принимали топливо и воду от танкера «Пирятин» . Т а к что корабль был солидно нагружен . В свежую погоду чуть неаккуратный поворот судна—через палубу натит шипящая ла вина боды , а это значит •— рыба за борт. Я оста новился ка этом неспроста. Ведь сейчас зима, и очень часто на могих судах добытый улов смыва ется за борт. У нас в рейсе трое промысловых суток отнял шторм . Но план мы все равно перевыполнили. Тольно свежей трески доставили в порт восемь десят пять тонн, да тонн пятнадцать соленой, да палтус. С палтусом, конечно, нам пришлось пово зиться. Разделка его отнимает много времени. Больше всех корпел над ним мастер по обработке Анатолий Алексеевич Коротков. С душой и уменьем откосились к сеоим обязан ностям мастера по добыче Иван Михайлович Ки риллов и Иван Петрович Грязное. Их, допустим, не надо просить выходить на подвахту. Если это требуется, они сами заметят и поймут. Был такой случай. Лопнул носовой -ваер при подъеме трала. А тут шторм разгорается. Что делать? Казалось бы, в таком случае положение безвыходное. Разве можно спасти трал? Ведь за бортом и траловая доска. Это произошло на вахте мастера по добыче Ивана Грязногаа. Вниматель ный подход н делу дал свои плоды: на борт были подняты и трал, и доска, и ваер. Хуже дела обстоят у машинной команды, воз главляемой старшим механиком тов. Котовым. Мы часто напоминаем тов. Котову, что по утрам не возможно умываться, потому что вода идет со ржавчиной , а иной раз вовсе соленая, забортная. Но тов. Котов только обещает, а чтобы цистерны промыть или приказать подчиненным не ошибать ся в переключении клапанов — этого нет. Но все ж е все .трудности мы преодолели. По мимо того, что план по добыче рыбы э ки паж вы полнил на сто двадцать процентов, та к еще доста вили в порт четыре тонны рыбьего жира , четыре тысячи банок консервов, восемь тонн рыбной му ки , около полторы тонны палтусовой печени. Это значительно больше того; что предусматривалось^ планом. • . . 1 • И. ШЕСТАКОВ, старший траулера ♦В. Чкалов», мастер по добыч<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz