Рыбный Мурман. 1966 г. Декабрь.

ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ 1967 Хозяйственная реформа в СССР, основанная на но­ вой системе планирования и экономического стимулиро­ вания, органически связана с пересмотром оптовых цел во всех отраслях индустрии. Новые оптовые цевы должны обеспечить рентабель­ ность каждого промышленного предприятия, открыть широкую возможность для хозяйственного расчета в любой отрасли индустрии. Ниже публикуется в сокращенном виде статья пред­ седателя Государственного комитета цен при Госплане СССР ВЛАДИМИРА СИТНИНА, напечатанная в «Эко­ номической газете» и посвященная этому актуальному для народного хозяйства СССР вопросу. Опыт работы 6 7 3 предприятий, переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования, убедительно свидетельствует о правильности и научной обоснованности хозяйствен­ ной реформы. Вместе с тем следует иметь в виду , что до сих пор переход « а новые методы хозяйство­ вания происходил в условиях действия старым опто­ вы х цен на промышленную продукцию. . . Государственный комитет цен совместно с мини­ стерствами интенсивно работает сейчас над новыми прейскурантами д л я всех отраслей промышленности. С 1 октября введены новые цены в текстильной я трикотажной промышленности, что позволяет с нача­ ла будущего года перевести эти отрасли на новые условия хозяйствования. Новые цены построены т а ­ ким образом, чтобы стимулировать выпуск продук­ ции более высокого качества . ; В прейскурантах предусмотрен ряд надбавок за более высокое качество. Новые цены делают для предприятий выгодным выпуск всех видов продук­ ции, пользующейся спросом у населения. С 1 января 1967 года будут введены новые опто­ вые цены в кожевенной и обувной промышленности, а такж е в таких важных отраслях пищевой индуст­ рии, к а к кондитерская, парфюмерно-косметическая, пивоваренная и других . В Государственном комитете цен и Министерстве рыбного хозяйства СССР прово­ дится большая работа по совершенствованию цен на .рыбную продукцию. Само собой р а зум еется , что при этом ни в какой степени не будет затронут уровень действующих розничных закупочных цен. Наиболее трудная задача , естественно, стоит в области разработки цен на продукцию тяжелой про­ мышленности Недавно утверждены основные на­ правления подготовки новых оптовых цен. Они обеспечат более полный и точный учет издержек производства, ликвидацию убыточности отдельных отраслей промышленности, образование такого уровня рентабельности, который создал бы каждому предприятию необходимые условия для полного хо­ зяйственного расчета. После введения новых цен угольная промышлен­ ность в целом и по основным бассейнам станет рен­ табельной. Эта рентабельность составит 7 Д —8 про­ центов к производственным фондам отрасли. Тем самым и здесь возникнут условия дл я внедрения новой системы хозяйствования. Новый прейскурант на уголь будет обеспечивать такж е большее соот­ ветствие м ежд у ценами' отдельных марок у гл я и их Калорийностью. Серьезная народнохозяйственная задача — у ст а ­ новить согласованные цены на взаимозаменяемую продукцию различных отраслей промышленности. Особое значение это имеет дл я отдельных видов топ­ лива . Правильное соотношение цен на уголь , нефтя­ ное топливо и природный га з — одно из основных условий рационального построения топливного ба­ ланса . Необходимость повышения цен на уголь пред­ определила такж е повышение оптовых цен на га з и м а з ут . Расчеты показывают, что дл я обеспечения рентабельности угольной промышленности цены на уголь в среднем должны быть повышены примерно на 75 процентов, в том числе на энергетический — на 65 процентов. Цены на га з вследствие этого бу­ д у т подняты в среднем на 55 , а на топочный мазут ^— на 10 процентов. Серьезных изменений требуют тарифы на элек­ троэнергию. Это вытекает прежде всего из измене­ ния цен на топливо. Но дело не только в этом. Та­ рифы должны учитывать также последние изменения условий электроснабжения, создание единых энер­ гетических систем, складывающийся в пятилет­ ие баланс топлива по районам. Будущие тарифы дифференцированы по районам в зависимости от се­ бестоимости производства электроэнергии, а также сложившихся в районах производственных фондов. Уровень тарифов на электроэнергию повысится в среднем на 2 0—25 процентов. При этом установлен­ ный недавно сниженный тариф дл я сельского хо­ зяйства остается прежним. При таком повышении тарифов рентабельность электростанций определит­ с я примерно в 10 процентов. Большая работа ведется в области совершенство­ вания цен на черные металлы . Новые цены должны стимулировать технический прогресс в этой важней­ шей отрасли промышленности, способствовать внед­ рению конверторного производства стали выпуску прогрессивных профилей проката и т. д. Вместе с тем цены должны быть определены на таком уров ­ не, чтобы обеспечить рентабельную работу всех ос­ новных металлургических предприятий. В новых це­ нах будут учтены действительные народнохозяйст­ венные затраты , связанные с добычей железной р у ­ ды и производством «окса . Р а з ум еет ся , цены на цветные н черные металлы будут экономически взаимоувязаны . Цены на химическую продукцию устанавливались в годы, когда резкий подъем этой отрасли промыш­ ленности только начинался; сегодня они мало соот­ ветствуют условиям производства. Многие виды хи­ мической продукции — синтетические волокна, пла­ стические массы — имеют чрезмерную рентабель­ ность. С другой стороны, отрасли, производящие ос­ новное химическое сырье, во многих случаях убы­ точны. Речь идет, в частности, о горной химии и производстве серной кислоты. Здесь необходимо цены привести в соответствие с издержками произ­ водства . В целом должна быть построена т ак а я си­ стема цен, при которой обеспечивалась бы достаточ­ н а я рентабельность всех отраслей химии, были бы ув я з аны цены на взаимозаменяемые виды продук­ ции, стимулировалась бы отработка новых процес­ сов и продуктов. Вместе с тем цены должны отк­ рывать широкую дорогу для внедрения химии во все отрасли народного хозяйства- способствовать экономически обоснованной замене сельскохозяйст­ венного сырья , металлов и других продуктов искус­ ственными и синтетическими материалами. В машиностроении в свое время широко исполь­ зовалось право утверждения временных цен на м а ­ шины. Сейчас чуть ли не половина всей продукции машиностроения реализуется по временным ценам, которые, к а к правило, устанавливались на завышен­ ном уровне, с учетом первых затрат на освоение. Рост цен зачастую не соответствовал росту произ­ водительности оборудования. Вот почему при пере­ смотре цен в машиностроении нельзя ограничиться лишь учетом изменения цен на металл , топливо и электроэнергию. Надо прежде всего восстановить св я зь между ценами на машины и их производитель­ ностью, с тем чтобы соотношение цен на отдельные машины было приведено в соответствие с их техни­ ческими параметрами. Принято специальное решение о порядке опреде­ ления цен на машины и оборудование. Временные цены могут устанавливаться теперь лишь на машл- ны, впервые осваиваемые в СССР. Передача изго­ товления продукции с одного предприятия на д р у ­ гое не может служить основанием дл я установления временной цены Сам срок действия временных цен, которые, кстати говоря, с 1967 года будут регистри­ роваться в Госкомитете цен. строго ограничен. Та­ ким образом, огромное большинство машин будет впредь реализовываться по постоянно действующим ценам. Вместе с тем постоянные цены должны сти­ мулировать технический прогресс, повышение каче ­ ства и надежности машин. Это будет достигаться введением системы надбавок за качество и долговеч­ ность. Часть надбавок будет предусмотрена в новых прейскурантах, а часть определится по соглашению заказчиков и производителей. Правительство обязало министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик при подготовке проектов новых прейскурантов пересмот­ реть устаревшие технические условия на продук-* цию, не отвечающую современному техническому, уровню, обеспечить утверждение постоянных техни­ ческих условий на новую продукцию, включаемую" в прейскуранты, ввести в технические условия объек­ тивные показатели качества , надежности и долго-» вечности изделий. Это должно дать возможность устанавливать це­ ны не просто применительно к сложившимся расхо­ дам на тех или иных предприятиях, а базировать ш на действительно общественно необходимых затра* тах. Кое-где появилось стремление обосновать неиз­ бежность повышения затрат на производство и тем самым необходимость более высоких цен на изделия. Не надо, однако, забывать , что наша промышлен­ ность ежегодно снижает себестоимость продукции. Очевидно, переход на новые формы хозяйствования еще более укрепит эту тенденцию. Поэтому нет ни­ каких оснований предусматривать в ценах рост рас­ ходов на производство. Наоборот, затраты должны снижаться . При расчетах уровня себестоимости надо предусматривать ее снинсение, которое будет достиг­ нуто за период 1 9 6 6— 1968 годов. Исключения мо­ г у т делаться лишь в отдельных случ аях , когда будет доказана необходимость повышения затрат в связи с повышением качества выпускаемой продукции. Сложная проблема — установление экономически обоснованного уровня рентабельности. Известно, что при ныне действующих ценах имеются -неоправдан­ ные различия в уровне рентабельности по седельным отраслям промышленности. Расчеты показали ,-что , исходя из сложившихся пропорций распределения национального дохода на фонд накопления и фонд потребления и при условии сохранения ныне дейст­ вующих розничных цен и отношений промышленно­ сти и сельского хозяйства, средний уровень рента­ бельности должен составить примерно 15 процентов н производственным фондам отрасли. Однако практика разработки прейскурантов по­ казала , что этот норматив не всегда может быть вы ­ держан . и поэтому во многих случаях возникла не­ обходимость учитывать в цепах иной уровень рента­ бельности. Мы уж е отмечали, что в угольной .про­ мышленности норматив рентабельности определен значительно ниже среднего, с тем чтобы избежать' дополнительного повышения цен на уголь. Понижен* ный норматив рентабельности принят также в сел ь ­ скохозяйственном машиностроении и для предприя­ тий, производящих газетную бумагу . Это вы зы в ае т ­ с я экономической нецелесообразностью повышения цен на средства производства для нолхозов и сов­ хозов, а такж е на газеты . С другой стороны, в ряде отраслей промышлен­ ности предусматривается уровень рентабельности значительно более высокий, чем средний. Имеются в виду отрасли с относительно малыми производст­ венными фондами и большими текущими затратами . В легкой и пищевой промышленности, например, применение среднего норматива рентабельности к фондам привело бы к очень низкой рентабельности при исчислении ее к себестоимости ( 3—4 процента). В настоящее время определение уровней рента­ бельности по отраслям промышленности закончено. В большинстве случаев рентабельность составит около 15 процентов. Однако по некоторым отраслям она будет колебаться от 7 до 3 0—35 процентов; Расчеты показали, что в целом цены в тяжелой промышленности повысятся на 11 —12 процентов. Таное сравнительно небольшое повышение я**н^поз- волнт провести его, не изменяя розничных щен. Н ао ­ борот, укр епл яя хозрасчет в промышленности, спо­ собствуя тем самым мобилизации дополнительных резервов в хозяйстве, новые оптовые цены в д ал ь ­ нейшем создадут благоприятные условна дл я сниже­ ния розничных цен и проведения других мер по по­ вышению жизненного уровня населения. Новые цены в тяжелой промышленности и маши-,» построении будут вводиться с 1 июля 1967 года, то есть с середины года. Введение новых цен будет иметь большое значе­ ние для дальнейшего укрепления экономики Совет­ ской страны. (AI3H). В ы с о к а я н а г р а д а В связи с 50-летием города Мурманска Указом Прези­ диума Верховного Совета РСФСР за активное участие в хозяйственном и культурном строительстве большая груп­ па работников рыбной промышлености награждена Почет­ ными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР . Среди них: инженер-механик механико-судовой службы управления тралового флота Исаак Васильевич АНКУ­ ДИНОВ, начальник завода-филиала № 2 судоверфи Геор­ гий Федорович ДЗЯТКО, капитан-директор производствен­ ного рефрижератора «Заполярный» Павел Алексеевич ЗА ­ ДОРИН, станочница лесотарного комбината Надежда Ива­ новна КАРАТАЕВА , рабочая рыбного порта Валентина Александровна КНЯЗЕВА, главный бухгалтер консервно­ го завода рыбокомбината Александра Георгиевна БАЖА- HGBA, рамщик лесотарного комбината Николай Василь­ евич БУТОРИН, начальник отдела рыбокомбината Леонид Александрович МАХРОВ, начальник отдела судоверфи Леонид Георгиевич НЮХИН, слесарь-инструментальщик завода-филиала № 1 судоверфи — Гавриил Савельевич РЕВАЗОВ, боцман среднего рыболрвного траулера № 2 4 0 «Охота» Василий Иванович СКОКОВ, капитан рыболов­ ного траулера «С ем га » Павел Васильевич TEJIOB, рабо­ чий рыбного порта Павел Иванович ТИМОФЕЕВ, гл ав ­ ный инженер Полярного научно-исследовательского инсти­ тут а морского рыбного хозяйства и океанографии Анато­ лий Юльевич ХРАНОВСКИИ, помполит большого моро­ зильного рыболовного траулера № 2 5 4 «Н. Островский» Филипп Николаевич ЧУМАК. З Ш Ш Н М Л П Е С Н Ь Л Л О Р Я К ТО умеет слушать море, тот поймет, накую трудную песню оно поет в зимнюю пору, ногда круглосуточно в антеннах и вантах завывает штормовой ветер и изломанные гребни волн с грохотом разбиваются о борт траулера. А труд моряков? Это та ж е самая песня, радость ко ­ торой познают напористые, умелые. Не могу сказать , что люди йашего экипаж а не­ обыкновенно! талантливы в рыбацких делах. Нет, они самые обыкновенные. Разве, может быть, до­ бросовестнее, энергичнее относятся к своей рабо­ те. Да, оно тан и есть. Крепчает Еетер, гуляют волны, а траулер неуто­ мимо продвигается вперед. И работа судоводителя заключается не только в том, чтобы благополуч­ но провести судно с тралом, но и еще во многом другом. Это — и подъем трала на борт, когда нужно уметь развернуть корабль та к , чтобы ка к можно меньше захлестывала вода палубу. Да, случись, заверт получится. Хлопот не оберешься тогда. . Но на нашем траулере подобных случаев не бы­ вает. А результат умелой работы с тралом — это любовь к своей профессии, старание, неудержи­ мая жажда познать все необходимое на личном опыт,е. Именно к таним людям относится старший помощник капитана Владомир Васильевич Коз­ лов и второй помощник Александр Александрович Корнев. Минувший рейс у нас был с пополнением. Пря­ мо в открытом море принимали топливо и воду от танкера «Пирятин» . Т а к что корабль был солидно нагружен . В свежую погоду чуть неаккуратный поворот судна—через палубу натит шипящая ла­ вина боды , а это значит •— рыба за борт. Я оста­ новился ка этом неспроста. Ведь сейчас зима, и очень часто на могих судах добытый улов смыва­ ется за борт. У нас в рейсе трое промысловых суток отнял шторм . Но план мы все равно перевыполнили. Тольно свежей трески доставили в порт восемь­ десят пять тонн, да тонн пятнадцать соленой, да палтус. С палтусом, конечно, нам пришлось пово­ зиться. Разделка его отнимает много времени. Больше всех корпел над ним мастер по обработке Анатолий Алексеевич Коротков. С душой и уменьем откосились к сеоим обязан­ ностям мастера по добыче Иван Михайлович Ки ­ риллов и Иван Петрович Грязное. Их, допустим, не надо просить выходить на подвахту. Если это требуется, они сами заметят и поймут. Был такой случай. Лопнул носовой -ваер при подъеме трала. А тут шторм разгорается. Что делать? Казалось бы, в таком случае положение безвыходное. Разве можно спасти трал? Ведь за бортом и траловая доска. Это произошло на вахте мастера по добыче Ивана Грязногаа. Вниматель­ ный подход н делу дал свои плоды: на борт были подняты и трал, и доска, и ваер. Хуже дела обстоят у машинной команды, воз­ главляемой старшим механиком тов. Котовым. Мы часто напоминаем тов. Котову, что по утрам не­ возможно умываться, потому что вода идет со ржавчиной , а иной раз вовсе соленая, забортная. Но тов. Котов только обещает, а чтобы цистерны промыть или приказать подчиненным не ошибать­ ся в переключении клапанов — этого нет. Но все ж е все .трудности мы преодолели. По­ мимо того, что план по добыче рыбы э ки паж вы­ полнил на сто двадцать процентов, та к еще доста­ вили в порт четыре тонны рыбьего жира , четыре тысячи банок консервов, восемь тонн рыбной му­ ки , около полторы тонны палтусовой печени. Это значительно больше того; что предусматривалось^ планом. • . . 1 • И. ШЕСТАКОВ, старший траулера ♦В. Чкалов», мастер по добыч<

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz